8.3. Чувства и эмоции человека
Что такое чувства, как они связаны с желанием и какие функции выполняют в жизни человека? В каких формах человек переживает события своей жизни?
Эмоции и чувства как особая сторона душевной жизни человека
Особую, очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства. Для субъекта достоверность и очевидность собственного внутреннего мира выступает, прежде всего, как эмоциональная реальность, как его переживание. Все мы в каждый момент времени находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства.
Всем известно многообразие эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления, грусти, тревоги, восхищения, презрения и т.д. Мир чувств пронизывает все стороны нашей жизни — отношения с другими, нашу деятельность, общение и познание. Особая сфера человеческой деятельности — искусство — непосредственно обращено к эмоциям и чувствам человека.
В описательном, феноменологическом плане эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отношения и есть эмоция, или чувство, они выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации.
Понимание природы эмоций и чувств предполагает выход за пределы собственно чувственной сферы и рассмотрение их в контексте жизнедеятельности человека. Основой возникновения эмоциональных состояний являются потребности и мотивы человека. Механизм возникновения эмоций в самом общем виде можно свести к следующему.
Источники активности человека, побуждения к деятельности лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагает постановку целей, решение конкретных жизненных задач. Реальные жизненные условия, в которых осуществляется достижение поставленных целей, направленных на удовлетворение потребностей, обусловливают многообразие эмоциональных переживаний.
Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение и т.д. Напротив, ситуация, воспринимаемая субъектом как препятствующая реализации потребностей и целей, вызывает отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и т.д.Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с
Собственно эмоция есть форма субъектного отношения, проявляющаяся в определенных переживаниях: радости, печали, восхищения, надежды, обреченности и т.д. При этом речь идет не о рефлексии или осознании отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Как отмечает А.Н.Леонтьев, эмоции возникают вслед за актуализацией потребностей и мотивов и до рациональной оценки субъектом своей деятельности.
По определению С.Л.Рубинштейна, эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивов). Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных состояний в форме переживаний, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность.
Эмоции и мотивационные процессы при этом не отождествляются. Эмоциональные переживания представляют собой итоговую результативную форму существования мотивов. Они не отражают всех тех процессов, которые подготавливают и определяют удовлетворение потребностей и достижение целей.
Эмоции и чувства представляют собой особый пласт человеческой субъективности по своим функциям отличаются как от познавательных процессов (разума), так и от мотивационной сферы (желательной стороны душевной жизни) [36] (рис. 21).
Эмоции, выполняяфункцию оценки, непосредственно, в переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего.
Эмоции выполняют функцию побуждения: из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направлено либо на присвоение, овладение требуемым, необходимым, либо на прекращение неуспешного действия, либо на выбор другого.
С побуждением тесно связана такая функция эмоций, как активация нервных центров и всего организма в целом. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур. Морфофункциональной системой эмоциональных процессов является блок регуляции тонуса и бодрствования индивида.
Эмоции выполняют также регулирующую функцию, влияя на направление и осуществление деятельности субъекта. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт успешных или неуспешных действий субъекта определяет выбор действий в текущей ситуации.
Синтезирующая функция эмоций позволяет соединять, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р.Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из его элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.
Эмоции выполняют экспрессивную (выразительную) функцию. Очень часто они сопровождаются органическими изменениями периферического характера (покраснением, побледнением, учащением дыхания, сердцебиения и т.п.), проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике — движениях лица, пантомимике — движениях всего тела, вокализации — в интонации и тембре голоса). В повседневной жизни по выразительным движениям мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.
Эмоции выполняют особую функцию, которую выделил А.Н.Леонтьев, — они
Так, например: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность: возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него Эмоциональный осадок. Может статься, например, что эта его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал; и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя. Он стоит перед «задачей на личностный смысл», но она не решается сама собой, потому что теперь она стала задачей на соотношение мотивов, которое характеризует его как личность. Нужна особая внутренняя работа, чтобы решить такую задачу» [37].
Перечисленные функции эмоций являются различными гранями одной общей функции — внутренней регуляции деятельности.
Формы и виды чувств
Эмоциональный мир человека многообразен и разнокачествен. К эмоциональным процессам или переживаниям относят аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чувства (рис.22).
Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями.
Аффект развивается в реальных условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве.
Аффект часто сопровождается феноменом так называемого «суженного сознания», при котором оно целиком становится арефлексивным и поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными действиями. Нарушения сознания могут привести впоследствии к невозможности субъекта вспомнить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания. Преодолеть аффект возможно, как правило, лишь на стадии его возникновения, точнее препятствуя его возникновению. Этого можно достичь путем избегания вызывающих аффект ситуаций, выполнения отвлекающих действий, воображения нежелательных его последствий и т.д.
Собственно эмоции, в отличие от аффектов, представляют собой более длительные и менее интенсивные состояния. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям. Собственно эмоции имеют идеаторный характер — они способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, а возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.
Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.
Эмоции всегда предметны: мы восторгаемся, печалимся или гордимся обязательно кем-то или чем-то; приятными или тягостными бывают наши мысли, представления и т.п. Предмет эмоций может быть не только реальным, объективным, но и идеальным, воображаемым.
Настроение представляет собой устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные. Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается в строе всех его проявлений. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску.
С.Л.Рубинштейн выделял две основные черты, которые характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Во-первых, они не предметны, а личностны; когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно. Во-вторых, настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека к окружающим, как он воспринимает и осознает происходящее с ним, как относится к событиям своей жизни.
Страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Страсть выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть захватывает всего человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим существом, находящимся во власти какой-то силы. Ввиду того, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.
Стресс представляет собой особую форму эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психологических сил. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Стресс приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Иногда напряжение оказывает положительное влияние на деятельность человека.
Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования. Основатель учения о стрессах Г.Селье считает, что стресс проходит в своем развитии три стадии: 1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма; 2) «стадию сопротивления», отражающую полную адаптацию к стрессору; 3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время.
На вопрос, как человеку самому справиться со стрессом, Г.Селье ответил: «Помогает физическая активность, но ее одной недостаточно. Самое важное — иметь «кодекс поведения», уметь жить. Найдите себе «порт назначения» — это проявлять как можно больше доброты к людям, завести как можно больше друзей… Можно уповать на добрую волю, на дружбу. Если вы нужны людям, необходимы им, вы спасены».
Чувство — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций — становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость.
Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентности чувств. Амбивалентность переживаний наиболее часто возникает при несовпадении устойчивого эмоционального отношения к некоторым реалиям жизни и эмоциональной реакции на преходящую ситуацию (например, обида, если положительно оцениваемые люди, друзья проявляют к человеку невнимательность).
Чувства человека — это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных сфер деятельности. Чувства человека всегда предметны. Опредмеченность чувств находит выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Их называют предметными и высшими чувствами; в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.
Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства регулируют поведение человека. Если он ведет себя в соответствии со сложившимися нормами поведения, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе. Если же поведение человека не соответствует признаваемым им и общепринятым нормам, он переживает состояние неловкости, стыда.
Стыд, по определению Г.Гегеля, «представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, что я должен и хочу быть, следовательно, защиту моего внутреннего существа против неподобающего проявления его во мне». В основе стыда лежит также неосознаваемое чувство вины, основой которой может быть не только гнев на себя, но и страх за нарушения принятых норм и предписаний. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания называют «муками совести», в основе которых лежит грех и болезнь отчуждения, отпадения человека от других, предательство своего достоинства как родового существа.
Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.
Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк — от чувства наслаждения и восторга до отвращения.
Формирование чувств является необходимым условием развития человеческой субъективности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регуляторами деятельности.
Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. В процессе индивидуального развития чувства появляются позже ситуативных эмоций.
Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, которые значимы для человека и поэтому воспринимаются эмоционально. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций.
Еще одна сторона проявлений чувств человека — различение их модальности, качества переживания. Наиболее выпукло этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций, разработанной американским психологом К.Изардом [38]. Он выделил десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К.Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.
Интерес-возбуждение — наиболее часто испытываемая положительная эмоция; она является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес — это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к лицу или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе или возбуждении человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.
Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающими и миром. Радость часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость — это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости. Радость, однако, может и не быть прямым результатом мыслей и действий, направленных на достижение жизненных целей. С религиозной точки зрения радость — высшая мудрость.
Удивление — преходящая эмоция; оно быстро наступает и быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.
Страдание — это наиболее распространенная отрицательная эмоция; оно является обычно доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, изоляция. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо. Страдание побуждает человека предпринять определенные действия, сделать то, что необходимо для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему его причиной. Источником горя как наиболее тяжелой формы страдания является утрата. Наиболее глубокое горе возникает при потере любимого человека. Состояние горя человек переживает очень тяжело. В отечественной психологии изучены психологические механизмы переживания горя человеком [39]. Нужно заметить, что в духовном развитии человека страдание и его проживание есть условие высших духовных прозрений.
Гнев — сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых целей. Среди причин гнева — личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем больше потребность в физическом действии. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев. В ярости гнев достигает стадии аффекта.
Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его; оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно-значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх является эмоцией большой силы, которая оказывает сильное влияние на сознание и поведение субъекта. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связано чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. В развитии чувства страха большую роль играет воспитание в детском возрасте. Гуманистическое воспитание сводит к минимуму переживания страха; родители воздерживаются от запугивания ребенка и обучают его в бесстрашии к опасностям. При жестком, нормативном воспитании родители передают ребенку свой страх перед нарушением нормы; вредность страха родителями обычно занижается, и они часто намеренно запугивают ребенка.
Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко — ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе. Сознание того, что другой человек или какие-то его черты неадекватны и неуместны или неприличны, — другая предпосылка переживания стыда. Стыд, а главное — успешное его преодоление играют важную роль в развитии и сохранении силы Я и целостности личности. Нормальное человеческое желание не попадать в ситуации, вызывающие стыд или же способность к бесстрашному покаянию, являются важным условием в развитии сильной, самостоятельной личности.
Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком, независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства, что я ошибся, неправ по отношению к другим или самому себе. Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответственности, но именно пробуждение и развитие совести способствует психологической зрелости.
Эмоции и чувства имеют различное значение у разных людей. Эмоциональность, как мы указывали ранее, составляет одну из сторон темперамента человека, т.е. в определенной мере определяется наследственными и врожденными предпосылками. Эмоциональность тем или иным образом входит в основные проявления субъектного поведения. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, свою основную палитру чувств, в которых он по преимуществу воспринимает мир. Совокупность человеческих чувств — это совокупность отношений человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания.
Эмоции и чувства
Общая психология
- Вы здесь:
- Главная
- Лекции
- Общая психология
- Эмоции и чувства
- Лариса Жукова
- Общая психология
- Просмотров: 3904
Эмоции и чувства
Эмоции — это субъективные реакции человека (или животных) на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма. Эмоции связаны с оценкой значимости происходящих событий и явлений.
Основные (фундаментальные) эмоции (по К. Изарду)
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. В ее основе лежит переживание чувственного удовольствия. У человека радость — социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психического и соматического здоровья человека.
Удивление — не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением обстановки и может вызывать последующие позитивные эмоции — если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Печаль — негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разлука, разочарование).
Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Интерес — позитивная эмоция, без которой невозможно освоение нового. Интерес подавляет боль и усиливает радость.
Детальная классификация разновидностей отдельных эмоций (на примере страха)
Все страхи можно разбить на три группы:
- Биологические,
- Социальные
- Экзистенциальные.
Биологический страх связан с угрозой жизни человека.
Социальный страх представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса.
Экзистенциальный страх связан с самой сущностью человека, характерен для всех людей.
Например, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти — к третьей. Также имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Такой страх, как страх потери близких относится и к социальной, и экзистенциальной группе.
Классификация страхов
Чувства — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте — конкретном или обобщённом (например, чувство любви к человеку, к Родине). Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т.п.).
Функции чувств
- Отражательная – оценка событий.
- Побудительная или стимулирующая – побуждение к действию.
- Подкрепляющая – значимые события сохраняются в памяти. Например, эмоции успеха или неуспеха могут привить или отбить желание учиться.
- Переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов (например, между страхом и чувством долга).
- Приспособительная – благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к изменившимся условиям.
- Коммуникативная – эмоции и чувства имеют внешнее проявление (покраснение, побледнение, изменение голоса, характерная мимика, жесты, движения), которое является сигналом, какие чувства человек переживает, помогает передать свои переживания другим людям.
Стереотип эмоционального поведения
Стереотип эмоционального поведения – это совокупность устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми человек чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здоровья и воспитанием.
Стереотип эмоционального поведения отражает специфику эмоций, свойственных данной личности. У одного человека во многих ситуациях преобладают положительные эмоции, у другого – отрицательные, для кого-то характерны яркие и сильные эмоции, а у кого-то они слабые, невыразительные или неопределенные, люди различаются репертуаром эмоций – у одних он многообразный, у других – ограниченный.
Стереотип предопределяет выразительность телодвижений и особенности «выхода» энергии вовне.
Стереотип эмоционального поведения – механизм эмоциональных разрядок, действующий в рамках природы и психофизического статуса индивида.
Формы протекания чувств
Чувственный тон – это эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающий субъекта к его сохранению или устранению.
Настроение — это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Оно зависит от общего состояния здоровья, тонуса нервной системы.
Эмоции — это временное переживание какого-нибудь чувства.
Эмоции делятся на:
- Стенические – стимулируют деятельность, увеличивают энергию.
- Астенические – вызывают скованность, пассивность.
- Стенические – стимулируют деятельность, увеличивают энергию.
Чувство – одна из основных форм переживания своего отношения к предметам или явлениям действительности.
Понятие «амбивалентность чувств».
Амбивалентность чувств – это внутреннее противоречивое эмоциональное переживание по отношению к предмету, объекту, человеку и т.д. Например, гнев и раздражение на ребенка за совершенный проступок может сочетаться с любовью к нему.
Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением жизненно важных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функционировании внутренних органов.
Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Впервые о стрессе заговорил канадский физиолог Ганс Селье (1907-1982). Он обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально «стресс» и означает «напряжение»).
Иными словами, стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни.
Селье выделил три стадии этого процесса:
- Тревога;
- Адаптация;
- Истощение.
На первом этапе стресса организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, на втором этапе происходит адаптация к новым условиям, но если стрессор продолжает действовать длительное время, то происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью.
Физиологический стресс заключается в острой реакции тела на агрессивное воздействие окружающего мира. Резкий перепад температур, чрезмерная влага, длительное отсутствие еды или питьевой воды, пронизывающий ветер, излишняя жара или холод – любой подобный фактор требует излишней мобилизации. К пусковым механизмам физиологического стресса также относятся чрезмерные физические нагрузки, характерные для спортсменов, а также пищевые отклонения, спровоцированные излишним или недостаточным питанием, болевые ощущения, вызванные медицинскими процедурами или действием болезни.
Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.
Информационный стресс – состояние, которое возникает в результате информационных нагрузок, с которыми человек не может справляться и принимать решения в поставленном темпе.
Наиболее распространенные разновидности информационного стресса:
- Дефицит информации;
- Противоречивость информации;
- Избыточность информации;
- Объективная или субъективная сложность задачи;
- Дефицит времени при осмыслении поступающей информации;
- Технические неполадки систем, обеспечивающих передачу и сбор информации (отказ телефонной, мобильной связи, блокировка компьютера и т.п.).
Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к достижению цели.
Страсть – сильное, стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. По интенсивности страсть близка к аффекту, а по длительности – к настроению.
Страсть всегда предметна: страсть к конкретному человеку, страсть к науке, к музыке и т.д.
Высшие чувства
В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и праксические.
Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.
Разновидности высших чувств
- Нравственные (моральные – чувство вины, стыд, гордость, патриотизм, чувство долга, любовь; аморальные – жадность, эгоизм, жестокость, злорадство).
- Эстетические (восхищение, отвращение).
- интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство нового).
- праксические (отношение к деятельности – удовлетворенность, увлеченность, безразличие, чувство успеха, чувство неудачи).
Используемая литература.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
- Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. — 582 с.
- Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
- Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
- Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
- Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
- Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.
Проверьте свои знания по данному уроку.
10 вопросов.
Поделитесь лекцией с друзьями
Популярные лекции
- Стратегии поведения в конфликте
- Коммуникативная сторона общения org/Article»> Темперамент
- Невербальное общение
- Интерактивная сторона общения
- Перцептивная сторона общения
- Профилактика профессионального выгорания медработника
- Мышление и интеллект
- Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.
Определения сознания | ||
| ||
Уильям Джеймс, «Существует ли сознание?» 1904 | ||
«Сознание: наличие восприятий, мысли и чувства; осведомленность. Термин невозможно определить, кроме как в терминах, которые непонятны без понимания того, какое сознание значит… Ничего стоящего прочтения об этом не написано».0022 Стюарт Сазерленд, «Сознание», Международный психологический словарь», 1995 | ||
«. ..не может быть и речи о том, чтобы
принятый, исключительный смысл термина… Я предпочитаю использовать его как
синоним «психического феномена» или «психического акта». » «… преднамеренное существование , ссылка
к чему-либо как к объекту, является отличительной чертой
все психические явления. Ни одно физическое явление не проявляет ничего
аналог.» Франц Брентано, «Психология с эмпирической точки зрения», 1874 | ||
» …текущие значения параметров, управляющих высокоуровневые вычисления операционной системы». П. Джонсон-Лэрд, А. вычислительный анализ сознания», «Познание и теория мозга», 1983 | ||
«Сознание подобно Троица; если это объяснено так, чтобы вы поняли это, это не было объяснил правильно . » Р.Дж. Джойнт, «Две головы лучше, чем одна?», поведенческие науки о мозге, 1981 | ||
«»Сознание» относится к тем состояниям сознания и осознание, которое обычно начинается, когда мы просыпаемся от сна без сновидений и продолжаться до тех пор, пока мы снова не уснем, или не впадем в кому, или не умрем, или в противном случае стать «бессознательным»». Джон Сирл, «The Тайна сознания», 1997 | ||
«Что понимать под сознанием, нам не нужно обсуждать — это вне всякого сомнения». Зигмунд Фрейд, «Новый Вводные лекции по психоанализу», 1933 | ||
«Поэтому часто считают (1), что разум не может помочь постоянно быть в курсе всех предполагаемых обитателей собственного частной стадии, и (2) что он также может намеренно тщательно изучать виды нечувственного восприятия, по крайней мере, некоторые из его собственных состояний и операции. Более того, как это постоянное осознание (обычно называемое «сознание»), и это нечувственное внутреннее восприятие (обычно называемое «самоанализ») должны были быть свободны от ошибок. Гилберт Райл, «The Концепция разума», 1949 | ||
«…возможно, «сознание» лучше всего рассматривать как своего рода фиктивный термин, такой как «вещь»; полезна для гибкости, которая обеспечивается его отсутствие конкретного содержания.» Кэтлин Уилкс, «Ис Сознание важно?», British Journal of Philosophy of Science, 1984 | ||
«На этой модели мы что-то осознаем, когда подумайте об этом. Таким образом, психическое состояние будет сознательным, если оно сопровождается мыслью об этом состоянии … Суть теории, то заключается в том, что психическое состояние является сознательным состоянием тогда и только тогда, когда оно в сопровождении подходящей ГОРЯЧЕЙ [Мысли высшего порядка]» Дэвид М. Розенталь, «Теория сознания», The Природа сознания (Эд Блок, Фланаган и Гзельдере), 1997 | ||
«Бихевиоризм утверждает, что сознание не является определенное, ни используемое понятие. Бихевиорист, прошедший обучение всегда как экспериментатор, считает, далее, что вера в существование сознания восходит к древним дням суеверия и магия» Джон Ватсон, «Бихевиоризм», 1924 | ||
«»Сознание» — слово, затертое миллионом языки. В зависимости от выбранной фигуры речи это состояние бытие, субстанция, процесс, место, эпифеномен, возникновение аспект материи или единственная истинная реальность». Джордж Миллер, «Психология: наука о душевной жизни», 1962 | ||
«Сознание, как мы увидим, сводится к отношения между объектами, а объекты, как мы обнаружим, сводятся к отношения между различными состояниями сознания; и ни точка точка зрения ближе к конечной, чем другая». Т.С.Элиот (докторская диссертация), 1916 | ||
«Концепция сознания является гибридом или, лучше сказать, ублюдочным понятием: слово «сознание» связано с рядом различных понятий и обозначает число различных явлений. .. Р-сознание есть опыт…А есть доступ-сознание. Состояние является А-сознательным, если оно готово к свободному использованию в рассуждениях и к прямому «рациональный» контроль над действием и речью… Слияние Р-сознания и А-сознания повсеместно встречается в растущей литературе о сознании…» Нед Блок, «На Путаница в отношении функций сознания, поведения и мозга наук, 1995 | ||
«…в самом интересном смысле этого слова «сознание», сознание — это сливки на торте ментальности, особое и утонченное развитие психики. это не торт себя.» Дэвид Армстронг, «Что есть сознание? , Природа разума и другие очерки, 1980 | ||
«Улучшения, которые мы внедряем в наш мозг, когда мы изучение наших языков позволяет нам просматривать, вспоминать, репетировать, переделывать наши собственной деятельности, превращая наш мозг в своего рода эхо-камеры, в которых в противном случае мимолетные процессы могут зависнуть и стать объектами в их Права собственности. Те, которые сохраняются дольше всех, приобретая влияние по мере того, как они упорствовать, мы называем наши сознательные мысли».0022 Дэниел Деннет, «Виды умов», 1996 | ||
«Наличие ментальных образов и их использование животным регулировать свое поведение, обеспечивает прагматичную работу определение сознания» Д. Р. Гриффин, «The Вопрос осведомленности о животных», 1976 | ||
См. также: О чем мы вообще говорим? | ||
| ||
Сознание — IResearchNet
Определение сознания
Сознание относится к субъективному переживанию себя и своего окружения. Этот опыт включает в себя осознание своих чувств и эмоций, а также осознание и воспринимаемый контроль над своими мыслями и поведением. Сознательные процессы противопоставляются подсознательным (или бессознательным) процессам, которые происходят вне сознания и без преднамеренного контроля.
Предыстория и история сознания
Сознание — знакомая нам линза, через которую люди смотрят на свой повседневный мир, однако ни одна концепция не оказалась более сложной для объяснения или понимания людьми. Как возникают мысли? Как субъективный опыт связан с физическими процессами в мозгу или является их следствием? Такие вопросы часто называют сложной проблемой сознания. Именно эти вопросы много веков назад ставили перед такими мыслителями, как Рене Декарт (он предположил, что разум представляет собой нефизическую субстанцию, отдельную от мозга), и те же самые вопросы продолжают озадачивать бесчисленное количество ученых и философов в наши дни. Напротив, психологи и другие ученые добились большего успеха в решении так называемой легкой проблемы сознания, которая касается вопросов о том, как когнитивные процессы влияют на поведение и как люди реагируют на свои субъективные переживания. Что касается сознания, то это те вопросы, которые сегодня больше всего волнуют социальных психологов.
Ранние представления о простой проблеме сознания были несколько рассеяны в области психологии, поскольку не все психологи считали сознательные процессы важным явлением. Зигмунд Фрейд был известен тем, что обратился к простой проблеме сознания, предложив, чтобы сознательное эго и суперэго функционировали отдельно от бессознательного ид, которое он описал как резервуар инстинктов и желаний. Однако, несмотря на то, что раньше Фрейд и ему подобные делали упор на взаимодействие между сознательными и бессознательными частями разума, полное понимание сознательных процессов было задержано такими учеными, как Б. Ф. Скиннер, который подчеркивал использование наблюдаемого поведения в изучении психологии. . На протяжении десятилетий в психологии господствовало представление о разуме как о черном ящике, который получает входные данные и демонстрирует выходные данные, но содержание которых не имеет отношения к научным исследованиям.
Обсуждение полезности сознания
Когда в последние десятилетия 20-го века социальные психологи начали все больше и больше сосредотачиваться на мыслительных процессах, многие из их удивительных открытий указывали на сознательную систему, изобилующую недостатками и неточностями. Исследователи продемонстрировали, что люди не могут с помощью самоанализа точно описать причинно-следственную связь, стоящую за их суждениями, решениями и поведением. Кроме того, люди часто неверно определяют движущие силы своих нынешних эмоций, а в некоторых случаях вообще неправильно обозначают свои эмоции. Недавние исследования сознания показали, что сознательные мысли на самом деле могут мешать процессам принятия решений, и, кроме того, было обнаружено, что люди неправильно воспринимают, совершались ли их действия под их сознательным контролем. В совокупности эти результаты показывают, что сознание является плохим инструментом для того, что, по повседневному опыту, оно делает хорошо, а именно для предоставления человеку осознания своих мыслей, чувств и поведения. В ответ на эти открытия многие психологи задались вопросом, какую именно функцию выполняет сознание.
Исследования автоматического поведения добавили путаницы в отношении полезности сознания. Социальные психологи продолжают накапливать доказательства того, что большинство человеческих поступков можно объяснить автоматическими, бессознательными процессами. Социальные психологи показали, что люди двигаются, обрабатывают информацию и даже совершают сложные, целенаправленные действия автоматически, независимо от сознательного мышления или осознания. Такие открытия заставили многих современных мыслителей предположить, что сознание на самом деле может быть нефункциональным побочным эффектом других процессов в мозгу.
Несмотря на недостатки, присущие сознательным процессам, сознание играет важную роль в различных направлениях исследований социальной психологии. Многие исследователи изучают использование сознательного контроля для подавления автоматических мыслей, импульсов и поведения. Эта работа привела к лучшему пониманию процессов саморегуляции, в которых импульсивные желания могут быть подавлены в пользу отложенного вознаграждения и долгосрочных целей. Точно так же было показано, что сознательный контроль допускает более желательное межличностное поведение, как в случае подавления стереотипов. Было обнаружено, что стереотипы о других совершенно автоматически возникают в мозгу, когда люди сталкиваются с представителями определенных групп. Однако эти стереотипы можно сознательно отвергнуть в пользу более точных, приемлемых и менее стереотипных типов реагирования. Кроме того, сознательные процессы часто приписывают людям уникальную способность интегрировать различные типы информации, мыслить символически и использовать логические рассуждения. Таким образом, исследования, подтверждающие полезность сознания, значительны, и тенденции предполагают, что они будут продолжать расти. Тем не менее, вопрос о том, для чего именно сознание полезно, а для чего нет, сегодня является очень обсуждаемой темой в социальной психологии.
Двойственные процессы в сознании
Понимание сознательных процессов опирается на широко распространенное представление о том, что разум состоит из двух основных компонентов, и эта идея называется дуплексным разумом. Эта идея утверждает, что один из компонентов ума, автоматическая система, характеризуется быстрой, эффективной и неконтролируемой обработкой, которая обычно происходит вне сознания. Второй компонент, сознательная система, характеризуется медленной, требующей усилий обработкой информации, основанной на правилах, которая обычно занимает содержание осознания. Модели двойственного процесса социальных психологических явлений учитывают, как два компонента дуплексного разума взаимодействуют, создавая мысли и поведение. Эти модели обычно описывают автоматическую систему как выполняющую основную часть работы, обрабатывающую большие объемы информации и обеспечивающую быстрое, автоматическое и привычное реагирование. Сознательная система отслеживает выходные данные автоматической системы, интегрирует важные биты информации и переопределяет или изменяет выходные данные автоматической системы, когда это необходимо.