Чувства в психологии сознания относятся к: Эмоции (чувства) как инструмент сознания

8.3. Чувства и эмоции человека

Что такое чувства, как они связаны с желанием и какие функции выполняют в жизни человека? В каких формах человек пе­реживает события своей жизни?

Эмоции и чувства как особая сторона душевной жизни человека

Особую, очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства. Для субъекта достоверность и оче­видность собственного внутреннего мира выступает, прежде все­го, как эмоциональная реальность, как его переживание. Все мы в каждый момент времени находимся в определенном эмоцио­нальном состоянии, переживаем те или иные чувства.

Всем известно многообразие эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления, грусти, тревоги, восхищения, презрения и т.д. Мир чувств пронизывает все стороны нашей жизни — отноше­ния с другими, нашу деятельность, общение и познание. Особая сфера человеческой деятельности — искусство — непосредствен­но обращено к эмоциям и чувствам человека.

В описательном, феноменологическом плане эмоции пред­ставляют собой пристрастное отношение субъекта к окружаю­щему, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отно­шения и есть эмоция, или чувство, они выражают приятие или не­приятие того, что происходит с человеком в данной ситуации.

Понимание природы эмоций и чувств предполагает выход за пределы собственно чувственной сферы и рассмотрение их в контексте жизнедеятельности человека. Основой возникновения эмоциональных состояний являются потребности и мотивы че­ловека. Механизм возникновения эмоций в самом общем виде можно свести к следующему.

Источники активности человека, побуждения к деятельно­сти лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагает постановку целей, решение конкретных жизнен­ных задач. Реальные жизненные условия, в которых осуществля­ется достижение поставленных целей, направленных на удовле­творение потребностей, обусловливают многообразие эмоцио­нальных переживаний.

Условия, предметы и явления, способст­вующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вы­зывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение и т.д. Напротив, ситуация, воспринимаемая субъек­том как препятствующая реализации потребностей и целей, вы­зывает отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и т.д.

Следовательно, можно констатировать двойную обусловлен­ность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотиваци­ей), с

другой — особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношение между этими двумя рядами собы­тий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях. «Эмо­ции, — писал А.Н.Леонтьев, — выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психи­ческим отражением непосредственно самой предметной действи­тельности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или воз­можностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта» [35].

Собственно эмоция есть форма субъектного отношения, проявляющаяся в определенных переживаниях: радости, печали, восхищения, надежды, обреченности и т.д. При этом речь идет не о рефлексии или осознании отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Как отмечает А.Н.Леонтьев, эмоции возникают вслед за актуализацией потреб­ностей и мотивов и до рациональной оценки субъектом своей деятельности.

По определению С.Л.Рубинштейна, эмоции являются субъ­ективной формой существования потребностей (мотивов). Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональ­ных состояний в форме переживаний, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают напра­вить на них деятельность.

Эмоции и мотивационные процессы при этом не отождеств­ляются. Эмоциональные переживания представляют собой ито­говую результативную форму существования мотивов. Они не отражают всех тех процессов, которые подготавливают и опреде­ляют удовлетворение потребностей и достижение целей.

Таким образом, эмоции это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотива­ми и отражающих в форме непосредственно-чувственных пе­реживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства человека — это отношение его к миру, к то­му, что он делает, что с ним происходит в его непосредственном переживании.

Эмоции и чувства представляют собой особый пласт чело­веческой субъективности по своим функциям отличаются как от познавательных процессов (разума), так и от мотивационной сферы (желательной стороны душевной жизни) [36] (рис. 21).

Эмоции, выполняяфункцию оценки, непосредственно, в пе­реживании оценивают и выражают значимость предметов и си­туаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, по­средством которой субъект узнает о значимости происходящего.

Эмоции выполняют функцию побуждения: из оценки проис­ходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направлено либо на присвоение, овладение требуе­мым, необходимым, либо на прекращение неуспешного дейст­вия, либо на выбор другого.

С побуждением тесно связана такая функция эмоций, как активация нервных центров и всего организма в целом. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур. Морфофункциональной системой эмоциональных процессов является блок регуля­ции тонуса и бодрствования индивида.

То, что эмоциональное состояние влияет на продуктивность деятельности — ее темп и ритм, — известно каждому из нас. Эмоции радости, уверенности в успехе деятельности придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе.

Эмоции выполняют также регулирующую функцию, влияя на направление и осуществление деятельности субъекта. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт успешных или неуспешных действий субъекта определяет выбор действий в текущей ситуации.

Синтезирующая функция эмоций позволяет соединять, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р.Лурия показал, что сово­купность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный

комплекс. Актуализация одного из его элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизве­дение в сознании других его элементов.

Эмоции выполняют экспрессивную (выразительную) функ­цию. Очень часто они сопровождаются органическими измене­ниями периферического характера (покраснением, побледнением, учащением дыхания, сердцебиения и т.п.), проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике — движени­ях лица, пантомимике — движениях всего тела, вокализации — в интонации и тембре голоса). В повседневной жизни по вырази­тельным движениям мы, как правило, достаточно точно воспри­нимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.

Эмоции выполняют особую функцию, которую выделил А.Н.Леонтьев, — они

«ставят задачу на смысл».

Так, например: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывает­ся и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность: возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это собы­тие и оставило у него Эмоциональный осадок. Может статься, например, что эта его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал; и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя. Он стоит перед «задачей на личностный смысл», но она не решается сама собой, потому что теперь она стала задачей на соотношение мотивов, кото­рое характеризует его как личность. Нужна особая внутренняя работа, чтобы ре­шить такую задачу»

[37].

Перечисленные функции эмоций являются различными граня­ми одной общей функции — внутренней регуляции деятельности.

Формы и виды чувств

Эмоциональный мир человека многообразен и разнокачествен. К эмоциональным процессам или переживаниям относят аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чув­ства (рис.22).

Аффект сильное и относительно кратковременное эмоцио­нальное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким из­менением в сознательной деятельности и выраженными двига­тельными проявлениями.

Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности, проявляется в на­рушении сознательного контроля субъекта за поведением.

Аффект развивается в реальных условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего не­ожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавли­ваться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко от­рицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аф­фекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аф­фективном взрыве.

Аффект часто сопровождается феноменом так называемого «суженного сознания», при котором оно целиком становится арефлексивным и поглощается породившими аффект обстоя­тельствами и навязанными действиями. Нарушения сознания могут привести впоследствии к невозможности субъекта вспом­нить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания. Преодолеть аффект возможно, как правило, лишь на стадии его возникновения, точнее препятствуя его воз­никновению. Этого можно достичь путем избегания вызываю­щих аффект ситуаций, выполнения отвлекающих действий, во­ображения нежелательных его последствий и т.д.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, представляют со­бой более длительные и менее интенсивные состояния. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятель­ности и к своим действиям. Собственно эмоции имеют идеаторный характер — они способны предвосхищать ситуации и собы­тия, которые еще реально не наступили, а возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека го­раздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.

Эмоции всегда предметны: мы восторгаемся, печалимся или гордимся обязательно кем-то или чем-то; приятными или тяго­стными бывают наши мысли, представления и т.п. Предмет эмо­ций может быть не только реальным, объективным, но и идеаль­ным, воображаемым.

Настроение представляет собой устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные. Настроение прида­ет эмоциональную окраску всему поведению человека, выража­ется в строе всех его проявлений. Если у человека хорошее на­строение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску.

С.Л.Рубинштейн выделял две основные черты, которые ха­рактеризуют настроение в отличие от других эмоциональных об­разований. Во-первых, они не предметны, а личностны; когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно. Во-вторых, настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Настроение определяется тем, как складываются взаимоот­ношения человека к окружающим, как он воспринимает и осо­знает происходящее с ним, как относится к событиям своей жизни.

Страсть сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмо­циональное переживание. Страсть выражается в сосредоточенно­сти, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть захватывает всего человека; испытывая страсть, че­ловек является как бы страдающим существом, находящимся во власти какой-то силы. Ввиду того, что страсть собирает, погло­щает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагуб­ной, но она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.

Стресс представляет собой особую форму эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуа­ции, требующей от человека мобилизации нервно-психологических сил. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Стресс приводит к изменениям в протекании психических про­цессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и рече­вого поведения. Иногда напряжение оказывает положительное влияние на деятельность человека.

Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования. Основатель учения о стрессах Г.Селье считает, что стресс проходит в своем развитии три стадии: 1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма; 2) «стадию сопротивления», отражающую пол­ную адаптацию к стрессору; 3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздейст­вует на человека продолжительное время.

На вопрос, как человеку самому справиться со стрессом, Г.Селье ответил: «Помогает физическая активность, но ее одной недостаточно. Самое важное — иметь «кодекс поведения», уметь жить. Найдите себе «порт назначения» — это проявлять как можно больше доброты к людям, завести как можно больше дру­зей… Можно уповать на добрую волю, на дружбу. Если вы нуж­ны людям, необходимы им, вы спасены».

Чувство одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций становле­ние и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмо­циональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в кон­кретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость.

Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалент­ности чувств. Амбивалентность переживаний наиболее часто возникает при несовпадении устойчивого эмоционального отно­шения к некоторым реалиям жизни и эмоциональной реакции на преходящую ситуацию (например, обида, если положитель­но оцениваемые люди, друзья проявляют к человеку невнима­тельность).

Чувства человека — это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определен­ных сфер деятельности. Чувства человека всегда предметны. Опредмеченность чувств находит выражение в том, что сами чувст­ва дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Их называют предметными и высшими чувствами; в них заключено все богатство эмоциональных отно­шений человека к реальной действительности.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, от­зывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т.д. Многооб­разие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства регулируют поведение чело­века. Если он ведет себя в соответствии со сложившимися нор­мами поведения, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе. Если же поведение человека не соответствует признавае­мым им и общепринятым нормам, он переживает состояние не­ловкости, стыда.

Стыд, по определению Г.Гегеля, «представляет собой зача­точный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственно­го явления с тем, что я должен и хочу быть, следовательно, за­щиту моего внутреннего существа против неподобающего прояв­ления его во мне». В основе стыда лежит также неосознаваемое чувство вины, основой которой может быть не только гнев на себя, но и страх за нарушения принятых норм и предписаний. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совер­шившие неэтичный поступок. Эти переживания называют «му­ками совести», в основе которых лежит грех и болезнь отчужде­ния, отпадения человека от других, предательство своего досто­инства как родового существа.

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом по­знавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам отно­сят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувст­во любви к истине, которое становится огромной движущей си­лой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Способность руководствоваться при восприятии явлений ок­ружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чув­ства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вку­сом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для не­го эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк — от чувства наслаждения и восторга до отвращения.

Формирование чувств является необходимым условием разви­тия человеческой субъективности. Самого по себе знания моти­вов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы че­ловек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регу­ляторами деятельности.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями обще­ства. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. В процес­се индивидуального развития чувства появляются позже ситуа­тивных эмоций.

Предметами чувств становятся прежде всего те явления и ус­ловия, которые значимы для человека и поэтому воспринимают­ся эмоционально. Возникая как результат обобщения эмоцио­нального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают определять динами­ку и содержание ситуативных эмоций.

Еще одна сторона проявлений чувств человека — различение их модальности, качества переживания. Наиболее выпукло этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций, разработанной американским пси­хологом К.Изардом [38]. Он выделил десять фундаментальных эмо­ций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К.Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Интерес-возбуждение — наиболее часто испытываемая положительная эмоция; она является исключительно важным видом мотивации в развитии на­выков, знаний, мышления. Интерес — это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Интерес-возбу­ждение — это чувство захваченности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к лицу или объекту, возбудившему интерес. При ин­тенсивном интересе или возбуждении человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощуще­нием способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающими и миром. Радость часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъе­ма. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что чело­век больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость — это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости. Радость, однако, может и не быть прямым результатом мыслей и действий, направленных на достижение жизненных целей. С религиозной точки зрения радость — высшая мудрость.

Удивление — преходящая эмоция; оно быстро наступает и быстро прохо­дит. В отличие от других эмоций, удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успеш­ным действиям, к новым или внезапным событиям.

Страдание это наиболее распространенная отрицательная эмоция; оно является обычно доминирующим при горе и депрессии. Психологические при­чины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночест­во, изоляция. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо. Страдание побуждает человека предпринять опре­деленные действия, сделать то, что необходимо для уменьшения страдания, уст­ранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему его причиной. Источником горя как наиболее тяжелой формы страдания является утрата. Наиболее глубокое горе возникает при потере любимого человека. Состояние горя человек переживает очень тяжело. В отечественной психологии изучены психологические механизмы переживания горя человеком [39]. Нужно за­метить, что в духовном развитии человека страдание и его проживание есть ус­ловие высших духовных прозрений.

Гнев — сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятст­вие в достижении человеком страстно желаемых целей. Среди причин гнева — личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, при­нуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем больше потребность в физическом действии. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев. В ярости гнев достигает стадии аффекта.

Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необ­ходимости устранить объект или изменить его; оно есть результат резкого рассо­гласования в сознании человека ценностно-значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки дру­гих людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувство­вать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, соз­дает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности. Человек враждебно отно­сится к тому, кого он презирает.

Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасно­сти. Страх является эмоцией большой силы, которая оказывает сильное влияние на сознание и поведение субъекта. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связано чувство недоста­точной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. В развитии чувства страха большую роль играет воспитание в детском возрасте. Гуманистическое воспитание сводит к минимуму переживания страха; родители воздерживаются от запугивания ребен­ка и обучают его в бесстрашии к опасностям. При жестком, нормативном вос­питании родители передают ребенку свой страх перед нарушением нормы; вред­ность страха родителями обычно занижается, и они часто намеренно запугивают ребенка.

Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глу­пым, никуда не годным. Стыд сопровождается временной неспособностью мыс­лить логично и эффективно, а нередко — ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе. Сознание того, что другой чело­век или какие-то его черты неадекватны и неуместны или неприличны, — дру­гая предпосылка переживания стыда. Стыд, а главное — успешное его преодоле­ние играют важную роль в развитии и сохранении силы Я и целостности лично­сти. Нормальное человеческое желание не попадать в ситуации, вызывающие стыд или же способность к бесстрашному покаянию, являются важным услови­ем в развитии сильной, самостоятельной личности.

Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком, независимо от того, как к этому поступку от­неслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства, что я ошибся, неправ по отношению к другим или самому себе. Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответ­ственности, но именно пробуждение и развитие совести способствует психоло­гической зрелости.

Эмоции и чувства имеют различное значение у разных лю­дей. Эмоциональность, как мы указывали ранее, составляет одну из сторон темперамента человека, т.е. в определенной мере оп­ределяется наследственными и врожденными предпосылками. Эмоциональность тем или иным образом входит в основные проявления субъектного поведения. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, свою основную палитру чувств, в которых он по преимуществу воспринимает мир. Совокупность человече­ских чувств — это совокупность отношений человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной фор­ме личного переживания.

Эмоции и чувства

Общая психология

    Вы здесь:  
  1. Главная
  2. Лекции
  3. Общая психология
  4. Эмоции и чувства
Общая психология
Просмотров: 3904

Эмоции и чувства

Эмоции — это субъективные реакции человека (или животных) на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма. Эмоции связаны с оценкой значимости происходящих событий и явлений.

Основные (фундаментальные) эмоции (по К. Изарду)

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. В ее основе лежит переживание чувственного удовольствия. У человека радость — социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психического и соматического здоровья человека.

Удивление — не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением обстановки и может вызывать последующие позитивные эмоции — если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Печаль — негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разлука, разочарование).

Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Интерес — позитивная эмоция, без которой невозможно освоение нового. Интерес подавляет боль и усиливает радость.

Детальная классификация разновидностей отдельных эмоций (на примере страха)

Все страхи можно разбить на три группы:

    1. Биологические,
    2. Социальные
    3. Экзистенциальные.

Биологический страх связан с угрозой жизни человека.
Социальный страх представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса.
Экзистенциальный страх связан с самой сущностью человека, характерен для всех людей.

Например, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти — к третьей. Также имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Такой страх, как страх потери близких относится и к социальной, и экзистенциальной группе.

Классификация страхов

Чувства — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте — конкретном или обобщённом (например, чувство любви к человеку, к Родине). Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т.п.).

Функции чувств

    1. Отражательная – оценка событий.
    2. Побудительная или стимулирующая – побуждение к действию.
    3. Подкрепляющая – значимые события сохраняются в памяти. Например, эмоции успеха или неуспеха могут привить или отбить желание учиться.
    4. Переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов (например, между страхом и чувством долга).
    5. Приспособительная – благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к изменившимся условиям.
    6. Коммуникативная – эмоции и чувства имеют внешнее проявление (покраснение, побледнение, изменение голоса, характерная мимика, жесты, движения), которое является сигналом, какие чувства человек переживает, помогает передать свои переживания другим людям.

Стереотип эмоционального поведения

Стереотип эмоционального поведения – это совокупность устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми человек чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здоровья и воспитанием.

Стереотип эмоционального поведения отражает специфику эмоций, свойственных данной личности. У одного человека во многих ситуациях преобладают положительные эмоции, у другого – отрицательные, для кого-то характерны яркие и сильные эмоции, а у кого-то они слабые, невыразительные или неопределенные, люди различаются репертуаром эмоций – у одних он многообразный, у других – ограниченный.

Стереотип предопределяет выразительность телодвижений и особенности «выхода» энергии вовне.

Стереотип эмоционального поведения – механизм эмоциональных разрядок, действующий в рамках природы и психофизического статуса индивида.

Формы протекания чувств

Чувственный тон – это эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающий субъекта к его сохранению или устранению.

Настроение — это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Оно зависит от общего состояния здоровья, тонуса нервной системы.

Эмоции — это временное переживание какого-нибудь чувства.

Эмоции делятся на:

    1. Стенические – стимулируют деятельность, увеличивают энергию.
    2. Астенические – вызывают скованность, пассивность.

Чувство – одна из основных форм переживания своего отношения к предметам или явлениям действительности.
Понятие «амбивалентность чувств».
Амбивалентность чувств – это внутреннее противоречивое эмоциональное переживание по отношению к предмету, объекту, человеку и т.д. Например, гнев и раздражение на ребенка за совершенный проступок может сочетаться с любовью к нему.

Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением жизненно важных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функционировании внутренних органов.

Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Впервые о стрессе заговорил канадский физиолог Ганс Селье (1907-1982). Он обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально «стресс» и означает «напряжение»).
Иными словами, стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни.

Селье выделил три стадии этого процесса:
    1. Тревога;
    2. Адаптация;
    3. Истощение.

На первом этапе стресса организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, на втором этапе происходит адаптация к новым условиям, но если стрессор продолжает действовать длительное время, то происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью.

Физиологический стресс заключается в острой реакции тела на агрессивное воздействие окружающего мира. Резкий перепад температур, чрезмерная влага, длительное отсутствие еды или питьевой воды, пронизывающий ветер, излишняя жара или холод – любой подобный фактор требует излишней мобилизации. К пусковым механизмам физиологического стресса также относятся чрезмерные физические нагрузки, характерные для спортсменов, а также пищевые отклонения, спровоцированные излишним или недостаточным питанием, болевые ощущения, вызванные медицинскими процедурами или действием болезни.

Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Информационный стресс – состояние, которое возникает в результате информационных нагрузок, с которыми человек не может справляться и принимать решения в поставленном темпе.

Наиболее распространенные разновидности информационного стресса:
    1. Дефицит информации;
    2. Противоречивость информации;
    3. Избыточность информации;
    4. Объективная или субъективная сложность задачи;
    5. Дефицит времени при осмыслении поступающей информации;
    6. Технические неполадки систем, обеспечивающих передачу и сбор информации (отказ телефонной, мобильной связи, блокировка компьютера и т.п.).

Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к достижению цели.

Страсть – сильное, стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. По интенсивности страсть близка к аффекту, а по длительности – к настроению.
Страсть всегда предметна: страсть к конкретному человеку, страсть к науке, к музыке и т.д.

Высшие чувства

В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и праксические.
Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.

Разновидности высших чувств

    1. Нравственные (моральные – чувство вины, стыд, гордость, патриотизм, чувство долга, любовь; аморальные – жадность, эгоизм, жестокость, злорадство).
    2. Эстетические (восхищение, отвращение).
    3. интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство нового).
    4. праксические (отношение к деятельности – удовлетворенность, увлеченность, безразличие, чувство успеха, чувство неудачи).

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. — 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Популярные лекции

  • Стратегии поведения в конфликте
  • Коммуникативная сторона общения
  • org/Article»> Темперамент
  • Невербальное общение
  • Интерактивная сторона общения
  • Перцептивная сторона общения
  • Профилактика профессионального выгорания медработника
  • Мышление и интеллект
  • Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.

Определения сознания.

Определения сознания
 

Сознание, как известно, трудно определить, хотя, как указывали некоторые из, мы все знаем, что это такое из непосредственного опыта. Вот подборка примечательных взглядов.


«Простое эхо, слабый слух остался позади исчезающей «души» в воздухе философия .»

Уильям Джеймс, «Существует ли сознание?» 1904

«Сознание: наличие восприятий, мысли и чувства; осведомленность. Термин невозможно определить, кроме как в терминах, которые непонятны без понимания того, какое сознание значит… Ничего стоящего прочтения об этом не написано».0022

Стюарт Сазерленд, «Сознание», Международный психологический словарь», 1995

«. ..не может быть и речи о том, чтобы принятый, исключительный смысл термина… Я предпочитаю использовать его как синоним «психического феномена» или «психического акта». »

«… преднамеренное существование , ссылка к чему-либо как к объекту, является отличительной чертой все психические явления. Ни одно физическое явление не проявляет ничего аналог.»

Франц Брентано, «Психология с эмпирической точки зрения», 1874

» …текущие значения параметров, управляющих высокоуровневые вычисления операционной системы».

П. Джонсон-Лэрд, А. вычислительный анализ сознания», «Познание и теория мозга», 1983

«Сознание подобно Троица; если это объяснено так, чтобы вы поняли это, это не было объяснил правильно . »

Р.Дж. Джойнт, «Две головы лучше, чем одна?», поведенческие науки о мозге, 1981

«»Сознание» относится к тем состояниям сознания и осознание, которое обычно начинается, когда мы просыпаемся от сна без сновидений и продолжаться до тех пор, пока мы снова не уснем, или не впадем в кому, или не умрем, или в противном случае стать «бессознательным»».

Джон Сирл, «The Тайна сознания», 1997

«Что понимать под сознанием, нам не нужно обсуждать — это вне всякого сомнения».

Зигмунд Фрейд, «Новый Вводные лекции по психоанализу», 1933

«Поэтому часто считают (1), что разум не может помочь постоянно быть в курсе всех предполагаемых обитателей собственного частной стадии, и (2) что он также может намеренно тщательно изучать виды нечувственного восприятия, по крайней мере, некоторые из его собственных состояний и операции. Более того, как это постоянное осознание (обычно называемое «сознание»), и это нечувственное внутреннее восприятие (обычно называемое «самоанализ») должны были быть свободны от ошибок.

Гилберт Райл, «The Концепция разума», 1949

«…возможно, «сознание» лучше всего рассматривать как своего рода фиктивный термин, такой как «вещь»; полезна для гибкости, которая обеспечивается его отсутствие конкретного содержания.»

Кэтлин Уилкс, «Ис Сознание важно?», British Journal of Philosophy of Science, 1984

«На этой модели мы что-то осознаем, когда подумайте об этом. Таким образом, психическое состояние будет сознательным, если оно сопровождается мыслью об этом состоянии … Суть теории, то заключается в том, что психическое состояние является сознательным состоянием тогда и только тогда, когда оно в сопровождении подходящей ГОРЯЧЕЙ [Мысли высшего порядка]»

Дэвид М. Розенталь, «Теория сознания», The Природа сознания (Эд Блок, Фланаган и Гзельдере), 1997

«Бихевиоризм утверждает, что сознание не является определенное, ни используемое понятие. Бихевиорист, прошедший обучение всегда как экспериментатор, считает, далее, что вера в существование сознания восходит к древним дням суеверия и магия»

Джон Ватсон, «Бихевиоризм», 1924

«»Сознание» — слово, затертое миллионом языки. В зависимости от выбранной фигуры речи это состояние бытие, субстанция, процесс, место, эпифеномен, возникновение аспект материи или единственная истинная реальность».

Джордж Миллер, «Психология: наука о душевной жизни», 1962

«Сознание, как мы увидим, сводится к отношения между объектами, а объекты, как мы обнаружим, сводятся к отношения между различными состояниями сознания; и ни точка точка зрения ближе к конечной, чем другая».

Т.С.Элиот (докторская диссертация), 1916

«Концепция сознания является гибридом или, лучше сказать, ублюдочным понятием: слово «сознание» связано с рядом различных понятий и обозначает число различных явлений. .. Р-сознание есть опыт…А есть доступ-сознание. Состояние является А-сознательным, если оно готово к свободному использованию в рассуждениях и к прямому «рациональный» контроль над действием и речью… Слияние Р-сознания и А-сознания повсеместно встречается в растущей литературе о сознании…»

Нед ​​Блок, «На Путаница в отношении функций сознания, поведения и мозга наук, 1995

«…в самом интересном смысле этого слова «сознание», сознание — это сливки на торте ментальности, особое и утонченное развитие психики. это не торт себя.»

Дэвид Армстронг, «Что есть сознание? , Природа разума и другие очерки, 1980

«Улучшения, которые мы внедряем в наш мозг, когда мы изучение наших языков позволяет нам просматривать, вспоминать, репетировать, переделывать наши собственной деятельности, превращая наш мозг в своего рода эхо-камеры, в которых в противном случае мимолетные процессы могут зависнуть и стать объектами в их Права собственности. Те, которые сохраняются дольше всех, приобретая влияние по мере того, как они упорствовать, мы называем наши сознательные мысли».0022

Дэниел Деннет, «Виды умов», 1996

«Наличие ментальных образов и их использование животным регулировать свое поведение, обеспечивает прагматичную работу определение сознания»

Д. Р. Гриффин, «The Вопрос осведомленности о животных», 1976

См. также:  О чем мы вообще говорим?

 

Сознание — IResearchNet

Определение сознания

Сознание относится к субъективному переживанию себя и своего окружения. Этот опыт включает в себя осознание своих чувств и эмоций, а также осознание и воспринимаемый контроль над своими мыслями и поведением. Сознательные процессы противопоставляются подсознательным (или бессознательным) процессам, которые происходят вне сознания и без преднамеренного контроля.

Предыстория и история сознания

Сознание — знакомая нам линза, через которую люди смотрят на свой повседневный мир, однако ни одна концепция не оказалась более сложной для объяснения или понимания людьми. Как возникают мысли? Как субъективный опыт связан с физическими процессами в мозгу или является их следствием? Такие вопросы часто называют сложной проблемой сознания. Именно эти вопросы много веков назад ставили перед такими мыслителями, как Рене Декарт (он предположил, что разум представляет собой нефизическую субстанцию, отдельную от мозга), и те же самые вопросы продолжают озадачивать бесчисленное количество ученых и философов в наши дни. Напротив, психологи и другие ученые добились большего успеха в решении так называемой легкой проблемы сознания, которая касается вопросов о том, как когнитивные процессы влияют на поведение и как люди реагируют на свои субъективные переживания. Что касается сознания, то это те вопросы, которые сегодня больше всего волнуют социальных психологов.

Ранние представления о простой проблеме сознания были несколько рассеяны в области психологии, поскольку не все психологи считали сознательные процессы важным явлением. Зигмунд Фрейд был известен тем, что обратился к простой проблеме сознания, предложив, чтобы сознательное эго и суперэго функционировали отдельно от бессознательного ид, которое он описал как резервуар инстинктов и желаний. Однако, несмотря на то, что раньше Фрейд и ему подобные делали упор на взаимодействие между сознательными и бессознательными частями разума, полное понимание сознательных процессов было задержано такими учеными, как Б. Ф. Скиннер, который подчеркивал использование наблюдаемого поведения в изучении психологии. . На протяжении десятилетий в психологии господствовало представление о разуме как о черном ящике, который получает входные данные и демонстрирует выходные данные, но содержание которых не имеет отношения к научным исследованиям.

Обсуждение полезности сознания

Когда в последние десятилетия 20-го века социальные психологи начали все больше и больше сосредотачиваться на мыслительных процессах, многие из их удивительных открытий указывали на сознательную систему, изобилующую недостатками и неточностями. Исследователи продемонстрировали, что люди не могут с помощью самоанализа точно описать причинно-следственную связь, стоящую за их суждениями, решениями и поведением. Кроме того, люди часто неверно определяют движущие силы своих нынешних эмоций, а в некоторых случаях вообще неправильно обозначают свои эмоции. Недавние исследования сознания показали, что сознательные мысли на самом деле могут мешать процессам принятия решений, и, кроме того, было обнаружено, что люди неправильно воспринимают, совершались ли их действия под их сознательным контролем. В совокупности эти результаты показывают, что сознание является плохим инструментом для того, что, по повседневному опыту, оно делает хорошо, а именно для предоставления человеку осознания своих мыслей, чувств и поведения. В ответ на эти открытия многие психологи задались вопросом, какую именно функцию выполняет сознание.

Исследования автоматического поведения добавили путаницы в отношении полезности сознания. Социальные психологи продолжают накапливать доказательства того, что большинство человеческих поступков можно объяснить автоматическими, бессознательными процессами. Социальные психологи показали, что люди двигаются, обрабатывают информацию и даже совершают сложные, целенаправленные действия автоматически, независимо от сознательного мышления или осознания. Такие открытия заставили многих современных мыслителей предположить, что сознание на самом деле может быть нефункциональным побочным эффектом других процессов в мозгу.

Несмотря на недостатки, присущие сознательным процессам, сознание играет важную роль в различных направлениях исследований социальной психологии. Многие исследователи изучают использование сознательного контроля для подавления автоматических мыслей, импульсов и поведения. Эта работа привела к лучшему пониманию процессов саморегуляции, в которых импульсивные желания могут быть подавлены в пользу отложенного вознаграждения и долгосрочных целей. Точно так же было показано, что сознательный контроль допускает более желательное межличностное поведение, как в случае подавления стереотипов. Было обнаружено, что стереотипы о других совершенно автоматически возникают в мозгу, когда люди сталкиваются с представителями определенных групп. Однако эти стереотипы можно сознательно отвергнуть в пользу более точных, приемлемых и менее стереотипных типов реагирования. Кроме того, сознательные процессы часто приписывают людям уникальную способность интегрировать различные типы информации, мыслить символически и использовать логические рассуждения. Таким образом, исследования, подтверждающие полезность сознания, значительны, и тенденции предполагают, что они будут продолжать расти. Тем не менее, вопрос о том, для чего именно сознание полезно, а для чего нет, сегодня является очень обсуждаемой темой в социальной психологии.

Двойственные процессы в сознании

Понимание сознательных процессов опирается на широко распространенное представление о том, что разум состоит из двух основных компонентов, и эта идея называется дуплексным разумом. Эта идея утверждает, что один из компонентов ума, автоматическая система, характеризуется быстрой, эффективной и неконтролируемой обработкой, которая обычно происходит вне сознания. Второй компонент, сознательная система, характеризуется медленной, требующей усилий обработкой информации, основанной на правилах, которая обычно занимает содержание осознания. Модели двойственного процесса социальных психологических явлений учитывают, как два компонента дуплексного разума взаимодействуют, создавая мысли и поведение. Эти модели обычно описывают автоматическую систему как выполняющую основную часть работы, обрабатывающую большие объемы информации и обеспечивающую быстрое, автоматическое и привычное реагирование. Сознательная система отслеживает выходные данные автоматической системы, интегрирует важные биты информации и переопределяет или изменяет выходные данные автоматической системы, когда это необходимо.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts