Чувства виды чувств: 3.Виды чувств.

3.Виды чувств.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому. объекту они испытываются.

Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Не случайно. Б.Л. Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя».

Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения.

Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно — отрицательные. К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, стыд, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и др.

Каждое из нравственных чувств — сложнейшее единство переживаний и размышлений. Вот, например, как тонко определял М. Пришвин чувство совести: если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием:

или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия — подняться ДО уровня аффекта.

Вообще возникновение проблемы, поиски ее решения вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. Эти чувства активизируют психические процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм. В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. С.Л. Рубинштейн отмечал, что юмор относится к миру, как к любимому существу, над смешными сторонами и милыми маленькими слабостями которого приятно посмеяться, чтобы почувствовать особенно остро его бесспорные достоинства. Чувством юмора чаще’ всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости.

Чувство иронии — это тонкая насмешка, выраженная в ‘скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ее цель — совершенствование действительности. Человек с позиции своих идеальных представлений о людях и мире стремится критически воздействовать на окружающую действительность. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего. Например, в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: «Ты все пела? Это — дело» — иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение бездельем.

Сарказм — это язвительная насмешка, гневная ирония.

Цинизм — издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. «Цинизм опасен прежде потому, что он возводит злобу в добродетель», — писал А. Моруа. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

Чувство комического заключается в том, что мы неожиданно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претендует. Смешными являются любые несообразности: несоответствие цели и средств, выбранных для ее достижения, действий и результатов и пр. Смешно, когда человек, выдающий себя за знатока какого-либо дела, предмета, не имеет о нем никакого представления. Вспомним комедию Н.В. Гоголя «Ревизор», в которой Хлестакова принимают за высокого правительственного чиновника, — перед ним лебезят, дают ему взятки, почтительно слушают, а он оказывается ничтожным чинушей и вралем.

Эстетические чувства проявляются при восприятии И создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. их источником являются природа, произведения искусства, люди. М. Горький говорил: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он — все». Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений: одним нравится легкая, другим — серьезная музыка и пр. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира, природы и людей — их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.

Формы и виды чувств

Эмоциональный мир человека многообразен и разнокачествен. К эмоциональным процессам или переживаниям относят аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чувства (рис.22).

Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности, проявляется в нарушении сознательного контроля субъекта за поведением.

Аффект развивается в реальных условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к

аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве.

Аффект часто сопровождается феноменом так называемого «суженного сознания», при котором оно целиком становится арефлексивным и поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными действиями. Нарушения сознания могут привести впоследствии к невозможности субъекта вспомнить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания. Преодолеть аффект возможно, как правило, лишь на стадии его возникновения, точнее препятствуя его возникновению. Этого можно достичь путем избегания вызывающих аффект ситуаций, выполнения отвлекающих действий, воображения нежелательных его последствий и т.д.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, представляют собой более длительные и менее интенсивные состояния.

Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям. Собственно эмоции имеют идеаторный характер они способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, а возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.

Эмоции всегда предметны: мы восторгаемся, печалимся или гордимся обязательно кем-то или чем-то; приятными или тягостными бывают наши мысли, представления и т.п. Предмет эмоций может быть не только реальным, объективным, но и идеальным, воображаемым.

Настроение представляет собой устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные. Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается в строе всех его проявлений. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску.

С.Л.Рубинштейн выделял две основные черты, которые характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Во-первых, они не предметны, а личностны; когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно. Во-вторых, настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а

разлитое общее состояние.

Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека к окружающим, как он воспринимает и осе знает происходящее с ним, как относится к событиям своей жизни.

Страстьсильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Страсть выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть захватывает всего человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим существом, находящимся во власти какой-то силы. Ввиду того, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.

Стресс представляет собой особую форму эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психологических сил. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Стресс приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Иногда напряжение оказывает положительное влияние на деятельность человека.

Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования. Основатель учения о стрессах Г.Селье считает, что стресс проходит в своем развитии три стадии:

1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма; 2) «стадию сопротивления», отражающую полную адаптацию к стрессору; 3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время.

На вопрос, как человеку самому справиться со стрессом, Г.Селье ответил: «Помогает физическая активность, но ее одной недостаточно. Самое важное — иметь «кодекс поведения», уметь жить. Найдите себе «порт назначения» — это проявлять как можно больше доброты к людям, завести как можно больше друзей… Можно уповать на добрую волю, на дружбу. Если вы нужны людям, необходимы им, вы спасены».

Чувство — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость.

Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентности чувств. Амбивалентность переживаний наиболее часто возникает при несовпадении устойчивого эмоционального отношения к некоторым реалиям жизни и эмоциональной реакции на преходящую ситуацию (например, обида, если положительно оцениваемые люди, друзья проявляют к человеку невнимательность).

Чувства человека — это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных сфер деятельности. Чувства человека всегда предметны. Опредмеченность чувств находит выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Их называют предметными и высшими чувствами; в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства регулируют поведение человека. Если он ведет себя в соответствии со сложившимися нормами поведения, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе. Если же поведение человека не соответствует признаваемым им и общепринятым нормам, он переживает состояние неловкости, стыда.

Стыд, по определению Г.Гегеля, «представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, что я должен и хочу быть, следовательно, защиту моего внутреннего существа против неподобающего проявления его во мне». В основе стыда лежит также неосознаваемое чувство вины, основой которой может быть не только гнев на себя, но и страх за нарушения принятых норм и предписаний. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания называют «муками совести», в основе которых лежит грех и болезнь отчуждения, отпадения человека от других, предательство своего достоинства как родового существа.

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк — от чувства наслаждения и восторга до отвращения.

Формирование чувств является необходимым условием развития человеческой субъективности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регуляторами деятельности.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. В процессе индивидуального развития чувства появляются позже ситуативных эмоций.

Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, которые значимы для человека и поэтому воспринимаются эмоционально. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций.

Еще одна сторона проявлений чувств человека — различение их модальности, качества переживания. Наиболее выпукло этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций, разработанной американским психологом К.Изардом. Он выделил десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К.Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Интерес-возбуждение наиболее часто испытываемая положительная эмоция; она является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес — это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Интерес-возбуждение,— это чувство захваченности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к лицу или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе или возбуждении человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающими и миром. Радость часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость — это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости. Радость, однако, может и не быть прямым результатом мыслей и действий, направленных на достижение жизненных целей. С религиозной точки зрения радость — высшая мудрость.

Удивление преходящая эмоция; оно быстро наступает и быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.

Страдание это наиболее распространенная отрицательная эмоция; оно является обычно доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, изоляция. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо. Страдание побуждает человека предпринять определенные действия, сделать то, что необходимо для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему его причиной. Источником горя как наиболее тяжелой формы страдания является утрата. Наиболее глубокое горе возникает при потере любимого человека. Состояние горя человек переживает очень тяжело. В отечественной психологии изучены психологические механизмы переживания горя человеком. Нужно заметить, что в духовном развитии человека страдание и его проживание есть условие высших духовных прозрений.

Гнев сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых целей. Среди причин гнева -— личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем больше потребность в физическом действии. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев. В ярости гнев достигает стадии аффекта.

Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его; оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх является эмоцией большой силы, которая оказывает сильное влияние на сознание и поведение субъекта. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связано чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. В развитии чувства страха большую роль играет воспитание в детском возрасте. Гуманистическое воспитание сводит к минимуму переживания страха; родители воздерживаются от запугивания ребенка и обучают его в бесстрашии к опасностям. При жестком, нормативном воспитании родители передают ребенку свой страх перед нарушением нормы; вредность страха родителями обычно занижается, и они часто намеренно запугивают ребенка.

Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко — ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе. Сознание того, что другой человек или какие-то его черты неадекватны и неуместны или неприличны, — другая предпосылка переживания стыда. Стыд, а главное — успешное его преодоление играют важную роль в развитии и сохранении силы Я и целостности личности. Нормальное человеческое желание не попадать в ситуации, вызывающие стыд или же способность к бесстрашному покаянию, являются важным условием в развитии сильной, самостоятельной личности.

Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком, независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства, что я ошибся, неправ по отношению к другим или самому себе. Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответственности, но именно пробуждение и развитие совести способствует психологической зрелости.

Эмоции и чувства имеют различное значение у разных людей. Эмоциональность, как мы указывали ранее, составляет одну из сторон темперамента человека, т.е. в определенной мере определяется наследственными и врожденными предпосылками. Эмоциональность тем или иным образом входит в основные проявления субъектного поведения. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, свою основную палитру чувств, в которых он по преимуществу воспринимает мир. Совокупность человеческих чувств — это совокупность отношений человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания.

Эмоции: значение, механизм и типы

Эмоции сложны, и может быть трудно точно определить, что они из себя представляют. Часто самый простой способ определить что-то — это сказать, чем оно не является, поэтому давайте сначала разберемся с этим: эмоции — это не мысли, эмоции — это не чувства, эмоции — это не действия. Эмоции имеют некоторые общие черты с этими другими понятиями — все они имеют компоненты того, как мы думаем, что мы чувствуем и как мы действуем — но если вы внимательно посмотрите на каждое из них по отдельности, станет ясно, что существует для них гораздо больше, чем просто эти три характеристики.

Что такое эмоция?

Эмоции — психические состояния, возникающие спонтанно в ответ на определенные раздражители. Они часто сопровождаются физиологическими изменениями, такими как учащение пульса или потливость. Эмоции могут быть положительными или отрицательными, и они могут различаться по интенсивности. Шесть наиболее часто распознаваемых эмоций — это счастье, печаль, страх, гнев, удивление и отвращение. Существует много споров о том, что представляет собой эмоция и сколько их. Некоторые утверждают, что слово «эмоция» должно относиться только к чувствам с преимущественно социальной функцией (то есть к чувствам, которые существуют только потому, что в них нуждаются другие), в то время как другие утверждают, что все эмоциональные состояния представляют собой форму эмоции.

Важность эмоций:

Эмоции важны по нескольким причинам. Во-первых, это позволяет людям общаться друг с другом. Например, когда человек видит счастливое лицо, он знает, что другой человек счастлив. Во-вторых, эмоции облегчают социальные взаимодействия, предоставляя сигналы, которые помогают людям ориентироваться в своем социальном мире. Например, эмоции могут сигнализировать о том, заинтересован ли кто-то в разговоре или нет. В-третьих, эмоции играют важную роль в памяти и обучении. Например, эмоциональное возбуждение стимулирует кратковременные воспоминания и долговременные воспоминания. Напротив, нейтральные стимулы не стимулируют кратковременные или долговременные воспоминания так же, как эмоциональные стимулы. Наконец, эмоции влияют на то, как мы интерпретируем окружающий мир.

Механизм эмоций:

Эмоции — это психические и физиологические реакции на раздражители, которые помогают нам адаптироваться к окружающей среде. Они мотивируют нас к действию и могут быть как положительными, так и отрицательными. Четыре основные эмоции — это радость, печаль, гнев и страх. Есть также вторичные эмоции, такие как любовь, гордость, стыд и ревность. Эмоции универсальны для всех культур, хотя степень их выражения различна. Например, американцы проявляют большую интенсивность в выражении определенных эмоций, таких как гнев, в то время как японцы выражают смущение более интенсивно, чем американцы.

Типы эмоций:

Существует шесть основных типов эмоций: счастье, печаль, гнев, страх, отвращение и удивление. Каждая эмоция имеет свой собственный набор характеристик и целей. Счастье связано с радостью и удовлетворением. Грусть связана с печалью и депрессией. Гнев связан с агрессией, возбуждением или раздражением. Страх – это реакция на опасность или угрозу физического вреда или смерти. Отвращение обычно связано с чем-то отвратительным или неприятным; например, это чувство может вызывать рвота или испорченная пища, а также люди, которые плохо пахнут или выглядят некрасиво. Удивление часто приводит к замешательству, но также может вызвать волнение, когда оно неожиданно происходит по поводу чего-то приятного, например, на вечеринке по случаю дня рождения.

 

  • Счастье: Когда мы чувствуем себя счастливыми, в наш мозг выбрасываются эндорфины. Эти эндорфины взаимодействуют с рецепторами в нашем мозгу, которые контролируют наше настроение. Результатом является чувство благополучия и даже эйфории.
    Было высказано предположение, что именно поэтому люди становятся зависимыми от наркотиков или алкоголя, потому что они могут вызвать временное состояние счастья и эйфории.
  • Печаль: Печаль — это эмоция, которая характеризуется чувством разочарования, отчаяния и горя. Печаль — это нормальная человеческая эмоция и реакция на потерю или неудачу. Хотя грусть является естественной эмоцией, она также может быть признаком депрессии. Если вы испытываете длительные периоды грусти, вам следует обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья.
  • Гнев: Гнев часто считают негативной эмоцией, но он также может быть и конструктивным. Гнев может привести к деструктивному поведению, но он также может мотивировать людей на позитивные изменения.
  • Страх: Это естественная реакция на предполагаемую угрозу, необходимая для выживания. Страх может помочь нам в безопасности, но он также может быть изнурительным, если становится непреодолимым. Существуют разные виды страха, в том числе боязнь высоты, боязнь пауков и боязнь публичных выступлений. Механизм страха одинаков независимо от его типа: мозг воспринимает угрозу и запускает реакцию тела «бей или беги».
  • Отвращение : Отвращение — это эмоция, которая часто характеризуется сильной негативной реакцией на что-то, что считается неприятным или оскорбительным. Отвращение может быть вызвано чем угодно, от вида или запаха чего-то грязного до мысли о том, что кто-то совершает морально предосудительный поступок. Хотя отвращение часто считается отрицательной эмоцией, оно также может служить мотиватором для того, чтобы избегать определенных ситуаций или людей. Существует множество различных типов эмоций, но некоторые из наиболее распространенных включают счастье, печаль, гнев, страх и любовь.
  • Удивление: Удивление — это тип эмоции, который характеризуется внезапным чувством страха или радости. Эта эмоция важна, потому что она помогает нам быть бдительными и обращать внимание на то, что нас окружает. Механизм неожиданности включает выброс химических веществ в мозг в ответ на неожиданное событие.

В заключение, эмоции являются сложной и важной частью нашей жизни. Они помогают нам взаимодействовать с окружающим миром и принимать решения о нашей жизни. Есть много разных типов эмоций, и каждый из них служит разным целям.

Отличие эмоций от других конструктов – Психология человеческих эмоций: учебник в открытом доступе

Перейти к содержимому

Глава 1. Что такое эмоция?

Еще один способ понять эмоцию — сравнить эмоцию с другими психологическими конструкциями, которые могут показаться похожими, но на самом деле различны. Эмоции отличаются от следующих конструктов (Ekman, 1994; хотя эмоции могут быть включены в определение этих конструктов):

  • Диски (например, голод)
  • Настроения (например, раздражительность)
  • Аффективные расстройства (например, депрессия)
  • Отношение («Я ненавижу штат Огайо»)
  • Черты личности (например, экстраверсия)

Побуждение

Побуждение — это мотивационное состояние, которое возникает, когда чье-либо физическое тело или психологическое состояние находятся в состоянии отрицательного напряжения. Негативным состоянием напряжения может быть голод, жажда, сексуальная депривация или умственное истощение. Голод, жажда и другие примеры считаются «негативными состояниями», потому что физическому/ментальному телу не хватает чего-то, например, пищи, воды, полового акта или сна. Побуждения побуждают нас к поведению, которое восстанавливает равновесие. Например, голод мотивирует нас искать пищу и приближаться к ней. Одна из причин, по которой побуждение отличается от эмоции, заключается в том, что побуждение не вызвано изменением в окружающей среде. Кроме того, влечения не всегда сопровождаются когнитивными оценками. Теперь эмоция может сопровождать драйв. Например, когда люди голодны, они часто сообщают, что чувствуют себя голодными или злыми. Таким образом, это стремление к голоду может быть провоцирующим событием, которое заставляет нас испытывать эмоциональный гнев.

 

Отношения

Отношения, иногда называемые настроениями, представляют собой благоприятное или неблагоприятное отношение людей к объекту отношения. Объектом отношения может быть что угодно — партнер по отношениям, бренд, такой как McDonald’s, или даже лопата для снега. Отношение – это наша устойчивая оценка объекта отношения. Таким образом, основное различие между отношением и эмоцией заключается в том, что отношение имеет тенденцию быть более стабильным с течением времени, тогда как эмоция длится в течение небольшого периода времени. Установки состоят из трех типов установок – когнитивных, аффективных и поведенческих. Хотя эти три компонента звучат похоже на компоненты эмоций, они разные. Когнитивная установка представляет преимущества и недостатки объекта установки. Например, каковы плюсы и минусы кофе Starbucks? Плюс может быть в том, что это вкусно, а минус в том, что это дорого! Поведенческая установка — это то, как наше прошлое поведение может повлиять на наше текущее отношение. Например, когда мы думаем о своем поведении в прошлом, что мы обычно покупаем в Starbucks или кофе Dunkin? Если Starbucks, то я могу относиться к Starbucks благосклонно, но к Dunkin — отрицательно. Наконец, аффективная установка определяется как эмоции, возникающие, когда мы думаем об объекте установки или используем его. Например, чашка Starbucks может вызвать у меня положительные эмоции, такие как радость и удовлетворение, отрицательные эмоции, такие как чувство вины (возможно, за то, что я потратил слишком много денег!), или даже положительные и отрицательные эмоции — удовлетворение и чувство вины одновременно. ! Таким образом, объект установки может вызывать определенные эмоции, но установки и эмоции являются отдельными конструкциями. Последнее отличие состоит в том, что конкретное вызывающее событие не вызывает такое отношение. Отношения обычно усваиваются или приобретаются в нашей среде, такой как наше воспитание и опыт отношений, и, опять же, имеют тенденцию оставаться стабильными с течением времени.

Отношения и эмоции имеют сходство. Оба включают когнитивный компонент, который требует сознательной или автоматической оценки объекта установки или интерпретации события, вызывающего эмоции. И отношение, и эмоции могут вызвать изменение поведения. Если бы мы положительно относились к Starbucks, мы бы подошли и купили чашку кофе. Если бы мы относились к Starbucks неблагоприятно, мы бы не покупали и не пили кофе в Starbucks.

По мере прохождения курса мы узнаем о конструкциях, которые одни исследователи считают установками, а другие — эмоциями. Например, некоторые (Хендрик и Хендрик, 1986) считают, что любовь — это благоприятное отношение к романтическому партнеру. И наоборот, некоторые исследователи эмоций считают, что любовь — это эмоция, которую вызывает романтический партнер, но только в течение короткого периода времени (Fredrickson, 2013). Существуют различные точки зрения на ненависть – одни рассматривают ее как неблагоприятное отношение к другому человеку, другие рассматривают ненависть как эмоцию (Штернберг, 2003).

 

Черта личности

Черта личности — это чувства, мысли и поведение, которые остаются стабильными во времени и в различных ситуациях. В отличие от установок, черты личности имеют сильную генетическую и биологическую составляющую. Двумя универсальными моделями личности являются пятифакторная модель (FFM), которая включает в себя черты открытости, добросовестности, экстраверсии, доброжелательности и невротизма, и модель HEXACO, которая включает черты честности-смирения, эмоциональности, экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, и Открытость. В отличие от эмоций, черты личности не обусловлены ситуацией и не должны меняться в зависимости от ситуации. Например, человек с высоким уровнем приятности должен хорошо ладить с другими в разных ситуациях — на работе, дома, во время конфликта, во время совместной игры и т. д. Эмоциональная точка зрения утверждает, что эмоции большинства людей будут различаться в этих ситуациях — конфликтная ситуация вызовет гнев, а совместная игра может вызвать сострадание. Таким образом, личностные психологи интересуются тем, как мысли, чувства и поведение НЕ меняются с течением времени. Принимая во внимание, что исследователи эмоций и социальные психологи интересуются тем, как разные ситуации вызывают разные эмоции. Еще одно отличие состоит в том, что черты личности сохраняются в течение более длительного периода времени, а эмоции — в течение короткого периода времени. Поскольку личностные черты стабильны с течением времени, мы ожидаем, что 4-летний ребенок с высоким уровнем экстраверсии будет по-прежнему иметь высокий уровень экстраверсии в возрасте 50 лет.0009

Эмоцию можно рассматривать как подкомпонент черты личности. Например, человек с высоким уровнем экстраверсии склонен испытывать положительные эмоции с течением времени и в различных ситуациях. В то время как человек с высоким уровнем невротизма склонен испытывать негативные эмоции в разных ситуациях и с течением времени. Таким образом, наши личностные качества могут вызвать КОЛИЧЕСТВО эмоций, которые мы испытываем, или КАК ЧАСТО мы испытываем эмоции. Другой способ увидеть взаимосвязь между личностной чертой и эмоцией — рассмотреть, как личностные черты снижают порог переживания определенных эмоций (Frijda, 19). 94). Например, человек с высоким уровнем невротизма имеет более низкий порог для отрицательных эмоций, а это означает, что когда происходит вызывающее событие, такое как плохая оценка, ему будет легче испытывать отрицательные эмоции. И наоборот, у экстраверта будет низкий порог положительных эмоций, так что, когда происходит вызывающее событие, такое как хорошая оценка, им будет легче испытывать положительные эмоции. Имейте в виду, что экстраверты и невротики не постоянно испытывают положительные или отрицательные эмоции. Событие все равно должно вызывать переживание эмоций.

 

Настроение

Настроение — это общее эмоциональное состояние, которое длится в течение длительного периода времени (т. е. часов, дней, недель). Вызывающее событие настроения не поддается идентификации. Многие исследователи считают, что настроение вызывается физиологическими циклами и побуждениями или изменениями окружающей среды, которые происходят на бессознательном уровне (это означает, что люди не осознают, что эти изменения вызывают настроение). Люди могут идентифицировать событие, вызвавшее их эмоцию, но не могут идентифицировать событие, вызвавшее их настроение. Настроения не сопровождаются изменениями в поведении, такими как изменения выражения лица, тона голоса или поведения приближения/избегания. Напротив, исследователи базовых эмоций считают, что эмоции сопровождаются специфическими и четкими изменениями лица, голоса и поведения приближения/избегания. Эти изменения поведения уникальны для эмоции (изменение лица при гневе будет выглядеть иначе, чем изменение лица при страхе). Настроения представляют собой общее или глобальное чувство, тогда как эмоции представляют собой более конкретное чувство. Например, люди описывают настроение в общих чертах, таких как «раздраженность, раздражительность или подавленность». Принимая во внимание, что люди используют определенные термины для описания эмоций, чтобы описать свои эмоциональные состояния, такие как «гнев, печаль и отвращение». Таким образом, людям может быть сложнее идентифицировать чувства, связанные с настроением, возможно, потому, что событие, вызывающее настроение, неясно.

Настроения могут вызывать эмоции

Хотя настроения и эмоции являются отдельными конструкциями, они все же могут иметь причинно-следственную связь друг с другом. Подобно личностным чертам (см. ниже), настроение может облегчить переживание эмоции, аналогичной валентности (положительной или отрицательной) настроения. Например, если мы в хорошем настроении, мы с большей вероятностью испытаем положительные эмоции, такие как радость и удовлетворение. Точно так же, если мы в плохом настроении, мы с большей вероятностью испытаем негативные эмоции, такие как гнев или печаль. Поскольку настроение меняет наш базовый уровень на позитивный или негативный, это настроение существенно снижает порог переживания эмоций, схожих по значимости. В том же духе длительное настроение может затруднить людям регулирование или контроль своих эмоций. Например, человеку в раздражительном настроении будет труднее подавить или скрыть грустное выражение лица по отношению к другу, потерявшему собаку.

Эмоции могут вызвать настроение

В свою очередь, быстрое переживание одних и тех же эмоций может вызвать продолжительное настроение. Сильные эмоциональные переживания возникают, когда вызывающее событие продолжает вызывать определенную эмоцию на очень высоком уровне возбуждения с небольшим промежутком времени между вызывающими событиями. В плотном эмоциональном эпизоде ​​люди неоднократно испытывают сильную эмоцию, которая, в свою очередь, вызывает положительное или отрицательное настроение. Например, если сверстники снова и снова запугивают ребенка на перемене, эти быстрые оскорбления могут вызвать длительное негативное настроение у ребенка.

 

Аффективные расстройства

Основное различие между эмоциями, настроениями и аффективными расстройствами заключается в продолжительности существования каждой конструкции. Эмоции длятся от секунд до нескольких минут, настроения длятся часы или дни, а аффективные расстройства длятся недели или месяцы.

 

Определите конструкцию!

Ниже приведены два интерактивных действия, требующих от вас перетаскивания конструкции соответствующего типа в раскрывающиеся поля рядом с элементами, которые могут быть эмоциями, а могут и не быть. Если вы считаете, что указанный элемент является эмоцией, перетащите текст с надписью «Эмоция» в раскрывающийся список справа от элемента. То же самое относится и к личностным чертам, настроению, аффективному расстройству или перечисленным элементам побуждений.

 

Ниже приведены два действия H5P, которые требуют, чтобы пользователь перетащил метку «да» или «нет» в раскрывающееся поле, соответствующее термину рядом с ним, чтобы ответить на вопрос «Является ли это эмоцией»? Коробки для выпадения помечены термином в названии для облегчения идентификации. Например: ячейка для термина «приятное самочувствие» помечена как «Ящик для приятных ощущений». «приятное самочувствие» — это термин, который пользователь должен оценивать как эмоцию или нет.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts