Цель деятельности это в психологии: ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ это

Цель и мотивы деятельности

30.03.2013

Цель — это то, к чему стремится человек, для чего он работает, за что борется, чего хочет достичь в своей деятельности. Без цели сознательная деятельность невозможна.

Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда. Они порождаются общественной жизнью, условиями, в которых живет человек. Они зависят от исполняемых человеком ролей, общественных поручений, от его развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная цель реализуется через достижение ряда ближайших, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.

Общественно важная, содержательная цель становится источником активности личности. Только большая цель рождает большую энергию. Такая цель вызывает единство умственной, эмоциональной и волевой деятельности, целенаправленной сосредоточенности сознания на поставленных целях.

«Рефлекс цели», как писал И.П. Павлов, имеет огромное жизненное значение, он является основной формой жизненной энергии человека.

Жизнь красива и сильна у тех, кто все время стремится к определенной цели. Как только исчезает цель, жизнь становится бесцветной и скучной.

Мотив — это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими.

Побуждениями к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близкой (осуществить желательное в ближайшем времени) и отдаленной (когда осуществление желательного планируется на длительное время).

Различают мотивы и по уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы — обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др.

Но во многих случаях действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предубежденное отношение к определенным фактам жизни, людям и т.п. Однако, независимо от меры осознания мотива деятельности, он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой — они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, в которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения — производственные, умственные, эстетические, спортивные.

Ключевые слова: Деятельность, Мотивы

Источник: Максименко С.Д., Общая психология

Материалы по теме

Задачи и мотивы деятельности

Теплов Б. М., Психология

Уровни анализа трудовой деятельности

Пряжников Н.С., Психология труда

Задачи и элементы психологического анализа деятельности

Цели и мотивы совместной деятельности

Душков Б.А., Психосоциология человекознания

Соотношение категорий общения и деятельности в психологии

Продуктивные виды деятельности младших школьников

Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста

Организация деятельности

Карпов А.В., Общая психология

Формирование предметной деятельности

Ительсон Л.Б. — Лекции по общей психологии

Вопрос 14.

Понятие деятельности, её структура: потребность, мотив, цель.

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы —совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности. Можно выделить основные виды деятельности свойственные всем людям.

 Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются 
игра, учение
 и труд. Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.  Ролевые игры
 допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.

Еще один вид деятельности — это учение. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета.

Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

Потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни. Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

Продуктивная деятельность и психологическое благополучие пожилых людей

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2008 март; 63 (2): S64-72.

doi: 10.1093/geronb/63.2.s64.

Янни Хао 1

принадлежность

  • 1 Факультет социологии Чикагского университета, 1126 East 59 Street, Чикаго, Иллинойс 60637, США. [email protected]
  • PMID: 18441271
  • DOI: 10. 1093/geronb/63.2.s64

Янни Хао. J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci. 2008 март

. 2008 март; 63 (2): S64-72.

doi: 10.1093/geronb/63.2.s64.

Автор

Янни Хао 1

принадлежность

  • 1 Факультет социологии Чикагского университета, 1126 East 59 Street, Чикаго, Иллинойс 60637, США. [email protected]
  • PMID: 18441271
  • DOI: 10.1093/geronb/63.2. s64

Абстрактный

Цели: Цель этого исследования состояла в том, чтобы проверить, снижает ли оплачиваемая работа и официальное волонтерство скорость ухудшения психического здоровья в более позднем возрасте.

Методы: Используя данные четырех волн исследования здоровья и выхода на пенсию, собранные из выборки из 7830 человек в возрасте от 55 до 66 лет, я оценил модели кривых роста, чтобы оценить влияние продуктивной деятельности на траектории психического здоровья. Аналитическая стратегия учитывала процессы отбора при изучении полезных эффектов деятельности. Анализы также формально обращались к проблеме истощения выборки, присущей лонгитюдным исследованиям.

Полученные результаты: Результаты показали, что участники активности в целом имели лучшее психическое здоровье в начале исследования. Полная занятость и волонтерство на низком уровне имели независимые защитные эффекты от ухудшения психологического благополучия. У совместных участников обоих видов продуктивной деятельности наблюдались более медленные темпы ухудшения психического здоровья, чем у участников одного вида деятельности.

Обсуждение: Результаты согласуются с теорией деятельности и дополнительно подтверждают перспективу накопления ролей. Вывод о том, что работа полный рабочий день в сочетании с волонтерской деятельностью на низком уровне защищает психическое здоровье, свидетельствует о дополнительном эффекте добровольчества по сравнению с формальной занятостью. Обсуждаются методологические и теоретические выводы.

Похожие статьи

  • Участие в продуктивной деятельности и депрессия среди пожилых европейцев: исследование здоровья, старения и выхода на пенсию в Европе (SHARE).

    Чой К.С., Стюарт Р., Дьюи М. Чой К.С. и соавт. Int J Geriatr Psychiatry. 2013 ноябрь;28(11):1157-65. дои: 10.1002/gps.3936. Epub 2013 4 марта. Int J Geriatr Psychiatry. 2013. PMID: 23456657

  • Участие в производственной деятельности и последствия для здоровья пожилых людей в городах Китая.

    Ли Ю, Сюй Л, Чи И, Го П. Ли Ю и др. Геронтолог. 2014 Октябрь; 54 (5): 784-96. doi: 10.1093/geront/gnt106. Epub 2013 12 сентября. Геронтолог. 2014. PMID: 24030035

  • Продольные взаимосвязи между продуктивной деятельностью и функциональным здоровьем в последующие годы: многомерный подход к моделированию латентной кривой роста.

    Чой Э., Тан Ф., Ким С.Г., Терк П. Чой Э. и др. Int J Aging Hum Dev. 2016 окт;83(4):418-40. дои: 10.1177/0091415016657557. Epub 2016 26 июля. Int J Aging Hum Dev. 2016. PMID: 27461262

  • Участие в мероприятиях по улучшению и сохранению окружающей среды для здоровья и благополучия взрослых: обзор количественных и качественных данных.

    Хаск К., Ловелл Р., Купер С., Шталь-Тимминс В., Гарсайд Р. Хаск К. и др. Кокрановская база данных Syst Rev. 2016 21 мая; 2016 (5): CD010351. doi: 10.1002/14651858.CD010351.pub2. Кокрановская система базы данных, ред. 2016 г. PMID: 27207731 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Преимущества, связанные с волонтерством среди пожилых людей: критический обзор и рекомендации для будущих исследований.

    Андерсон Н.Д., Дамианакис Т., Крёгер Э., Вагнер Л. М., Доусон Д.Р., Биннс М.А., Бернштейн С., Каспи Э., Кук С.Л.; Команда БРАВО. Андерсон Н.Д. и соавт. Психологический бык. 2014 ноябрь; 140(6):1505-33. DOI: 10.1037/a0037610. Epub 2014 25 августа. Психологический бык. 2014. PMID: 25150681 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Ухудшение зрения и депрессия, о которых сообщают сами люди среднего и старшего возраста: опосредующие цепочку эффекты использования Интернета и социального участия.

    Хэ В., Ли П., Гао И., Ю Дж., Чанг Дж., Цюй С., Чжан В. Он В. и соавт. Фронт общественного здравоохранения. 2022 17 нояб.; 10:957586. doi: 10.3389/fpubh.2022.957586. Электронная коллекция 2022. Фронт общественного здравоохранения. 2022. PMID: 36466466 Бесплатная статья ЧВК.

  • Работа вне СПА и траектории когнитивного и психического здоровья британских пенсионеров: имеют ли значение пол, выбор и профессиональный статус?

    Сюэ Б. , Пай М., Луо М. Сюэ Б. и др. Eur J Старение. 2021 29 июля; 19 (3): 423-436. doi: 10.1007/s10433-021-00644-4. электронная коллекция 2022 сент. Eur J Старение. 2021. PMID: 36052194 Бесплатная статья ЧВК.

  • Статус занятости и благосостояние пожилых людей: продольный двунаправленный анализ.

    Чиа Дж.Л., Хартанто А. Чиа Дж.Л. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 ноябрь 28;18(23):12533. дои: 10.3390/ijerph282312533. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34886258 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние работы после выхода на пенсию на психическое здоровье пожилых людей: данные из Китая.

    Се Л., Яо Ю.Д., Тан Л.Л., Чжан С., Ян Х.Л., Чжан С.К., У Ю.Ю., Ли З.И. Се Л. и др. Фронтовая психиатрия. 2021 28 сент.; 12:731378. doi: 10.3389/fpsyt.2021.731378. Электронная коллекция 2021. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 34650455 Бесплатная статья ЧВК.

  • Глобальное руководство ВОЗ по городам, доброжелательным к пожилым людям : Последствия обсуждения социальной изоляции пожилых людей.

    Чанг С., Ким М., Ау ЭЙЙ, Парк НСС. Чанг С. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 июль 29;18(15):8027. дои: 10.3390/ijerph28158027. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34360319 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Полнотекстовые ссылки

Информационные системы Silverchair

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по номеру

Мероприятия и возможности

Клубы и организации

Департамент предлагает множество возможностей для участия:

 

Ассоциация студентов-психологов (PSA)

Добро пожаловать в Ассоциацию студентов-психологов ТГУ. Ведущая организация для специальностей и несовершеннолетних факультетов психологии ТГУ, а также для тех студентов, которые хотят больше узнать о принципах и практике психологии.

Цель

Предоставить участникам преобразующую информацию о динамической области психологии; информирование членов о потенциальной карьере в области психологии, создание успешных заявлений в аспирантуру, участие в активных дискуссиях о стилях романтической привязанности и тестовой тревожности. Участники увидят психологию в действии.

Мероприятия

Студенческая ассоциация продемонстрирует участие во многих сферах деятельности. Области участия включают:

  • Участие в кампусе: членов будут проводить и участвовать в мероприятиях, посвященных психологическим проблемам, представляющим интерес для студентов ТГУ, таким как построение здоровых отношений, тревога перед экзаменами, употребление психоактивных веществ и управление стрессом.
  • Осведомленность о ресурсах сообщества: участников посетят местные ресурсы по психологии, такие как Центр Юнга, Место Бо, Детский центр оценки и т. д.
  • Спикеры:  участников будут приглашены, чтобы послушать приглашенных докладчиков из сообщества, которые обсуждают различные области, представляющие интерес в области изучения психологии, практики и тенденций.

Пси-Чи

Что такое Пси-Чи?

Пси Чи — Международное общество чести в области психологии, основанное в 1929 году в целях поощрения, стимулирования и поддержания высокого уровня научных знаний и развития психологии. Пси Чи является членом Ассоциации обществ чести колледжей (ACHS), а также филиалом Американской психологической ассоциации (APA) и Ассоциации психологических наук (APS).

Каковы основные цели?

Пси-Чи служит двум основным целям: одна немедленная и явно вознаграждает отдельного члена, а другая медленнее и труднее для достижения, но в долгосрочной перспективе предлагает большую награду. Первым из них является обязательство Общества предоставлять академическое признание своим призывникам на основании самого факта членства. Вторая цель — обязанность каждого местного отделения Общества взращивать искру этого достижения, создавая атмосферу, благоприятную для его творческого развития. Кроме того, организация предоставляет программы, помогающие в достижении этих целей, в том числе общественные и региональные съезды, проводимые ежегодно совместно с психологическими ассоциациями, конкурсы научных наград и программы признания сертификатов.

Как присоединиться?

Членство открыто для студентов и аспирантов, которые делают изучение психологии одним из своих основных интересов и отвечают минимальным требованиям.

Пожалуйста, свяжитесь с доктором Арлин Гордон-Холлингсворт по адресу [email protected] для получения дополнительной информации о присоединении к Psi Chi.

 

Ассоциация чернокожих психологов (ABPsi) Студенческий кружок

Ассоциация чернокожих психологов видит свою миссию и судьбу в освобождении африканского разума, расширении возможностей африканского характера, а также оживлении и просветлении африканского духа.

Цель Ассоциации

Ассоциация организована для работы исключительно в благотворительных и образовательных целях, включая, но не ограничиваясь:

• Продвижение и продвижение профессии африканского психолога

• Влияние и влияние на социальные изменения; и

• Разработка программ, с помощью которых психологи африканского происхождения могут помочь в решении проблем чернокожих общин и других этнических групп.

 

Зачем вступать в студенческий кружок ABPsi?

Студенческий кружок ABPsi насчитывает несколько сотен студентов университетских городков по всей стране. Члены студенческого кружка имеют доступ к возможностям получения стипендий, развитию лидерских качеств, профессиональным сетям, поддержке студентов, возможностям для написания научных статей, журналу новостей Psych Discourse, журналу Black Psychology и многому другому.

Как присоединиться?

Пожалуйста, свяжитесь с доктором Яннисом Муди по адресу jannis.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts