Цель и мотивы деятельности
30.03.2013
Цель — это то, к чему стремится человек, для чего он работает, за что борется, чего хочет достичь в своей деятельности. Без цели сознательная деятельность невозможна.
Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда. Они порождаются общественной жизнью, условиями, в которых живет человек. Они зависят от исполняемых человеком ролей, общественных поручений, от его развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная цель реализуется через достижение ряда ближайших, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.
Общественно важная, содержательная цель становится источником активности личности. Только большая цель рождает большую энергию. Такая цель вызывает единство умственной, эмоциональной и волевой деятельности, целенаправленной сосредоточенности сознания на поставленных целях.
Жизнь красива и сильна у тех, кто все время стремится к определенной цели. Как только исчезает цель, жизнь становится бесцветной и скучной.
Мотив — это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими.
Побуждениями к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близкой (осуществить желательное в ближайшем времени) и отдаленной (когда осуществление желательного планируется на длительное время).
Различают мотивы и по уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы — обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др.
Цели и мотивы деятельности человека определяются условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой — они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, в которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения — производственные, умственные, эстетические, спортивные.
Ключевые слова: Деятельность, Мотивы
Источник: Максименко С.Д., Общая психология
Материалы по теме |
---|
Задачи и мотивы деятельности Теплов Б. |
Уровни анализа трудовой деятельности Пряжников Н.С., Психология труда |
Задачи и элементы психологического анализа деятельности … |
Цели и мотивы совместной деятельности Душков Б.А., Психосоциология человекознания |
Соотношение категорий общения и деятельности в психологии … |
Продуктивные виды деятельности младших школьников Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста |
Организация деятельности Карпов А.В., Общая психология |
Формирование предметной деятельности Ительсон Л.Б. — Лекции по общей психологии |
Вопрос 14.

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.
Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы —совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.
Цель
— это осознанный образ предвосхищенного
результата, на достижение которого
направлено действие человека. Целью
может быть какой-либо предмет, явление
или определенное действие. Задача —
это заданная в определенных условиях
(например, в проблемной ситуации) цель
деятельности, которая должна быть
достигнута путем преобразования этих
условий согласно определенной процедуре.
Любая задача всегда включает в себя
следующее: требования, или цель, которой
надо достичь; условия, т. е. известный
компонент постановки задачи; искомое
— неизвестное, которое надо найти, чтобы
достигнуть цели. Задачей может быть
конкретная цель, которой надо достичь.
Однако в сложных видах деятельности
чаще всего задачи выступают как частные
цели, без достижения которых нельзя
достичь главной цели. Например, для того
чтобы овладеть какой-либо специальностью,
человек должен вначале изучить ее
теоретические аспекты, т. е. решить
определенные учебные задачи, а затем
реализовать эти знания на практике и
получить практические навыки, т. е.
решить ряд задач практической
деятельности.
Можно выделить основные
виды деятельности свойственные всем
людям.

Еще
один вид деятельности — это учение. Учение
выступает как вид деятельности, целью
которого является приобретение человеком
знаний, умений и навыков. Учение может
быть организованным и осуществляться
в специальных образовательных учреждениях.
Оно может быть не организованным и
происходить попутно, в других видах
деятельности как их побочный, дополнительный
результат.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Потребность
— это исходная форма активности живых
организмов. Потребность можно описать
как периодически возникающее состояние
напряжения в организме живых существ.
Возникновение данного состояния у
человека вызвано нехваткой в организме
какого-либо вещества или отсутствием
необходимого для индивида предмета.
Потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни. Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.
Продуктивная деятельность и психологическое благополучие пожилых людей
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed
Отправить максимум:
1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
. 2008 март; 63 (2): S64-72.
doi: 10.1093/geronb/63.2.s64.
Янни Хао 1
принадлежность
- 1 Факультет социологии Чикагского университета, 1126 East 59 Street, Чикаго, Иллинойс 60637, США. yanni@uchicago.edu
- PMID: 18441271
- DOI:
10.
1093/geronb/63.2.s64
Янни Хао. J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci. 2008 март
. 2008 март; 63 (2): S64-72.
doi: 10.1093/geronb/63.2.s64.
Автор
Янни Хао 1
принадлежность
- 1 Факультет социологии Чикагского университета, 1126 East 59 Street, Чикаго, Иллинойс 60637, США. yanni@uchicago.edu
- PMID: 18441271
- DOI:
10.1093/geronb/63.2.
s64
Абстрактный
Цели: Цель этого исследования состояла в том, чтобы проверить, снижает ли оплачиваемая работа и официальное волонтерство скорость ухудшения психического здоровья в более позднем возрасте.
Методы: Используя данные четырех волн исследования здоровья и выхода на пенсию, собранные из выборки из 7830 человек в возрасте от 55 до 66 лет, я оценил модели кривых роста, чтобы оценить влияние продуктивной деятельности на траектории психического здоровья. Аналитическая стратегия учитывала процессы отбора при изучении полезных эффектов деятельности. Анализы также формально обращались к проблеме истощения выборки, присущей лонгитюдным исследованиям.
Полученные результаты: Результаты показали, что участники активности в целом имели лучшее психическое здоровье в начале исследования. Полная занятость и волонтерство на низком уровне имели независимые защитные эффекты от ухудшения психологического благополучия. У совместных участников обоих видов продуктивной деятельности наблюдались более медленные темпы ухудшения психического здоровья, чем у участников одного вида деятельности.
Обсуждение: Результаты согласуются с теорией деятельности и дополнительно подтверждают перспективу накопления ролей. Вывод о том, что работа полный рабочий день в сочетании с волонтерской деятельностью на низком уровне защищает психическое здоровье, свидетельствует о дополнительном эффекте добровольчества по сравнению с формальной занятостью. Обсуждаются методологические и теоретические выводы.
Похожие статьи
Участие в продуктивной деятельности и депрессия среди пожилых европейцев: исследование здоровья, старения и выхода на пенсию в Европе (SHARE).
Чой К.С., Стюарт Р., Дьюи М. Чой К.С. и соавт. Int J Geriatr Psychiatry. 2013 ноябрь;28(11):1157-65. дои: 10.1002/gps.3936. Epub 2013 4 марта. Int J Geriatr Psychiatry. 2013. PMID: 23456657
Участие в производственной деятельности и последствия для здоровья пожилых людей в городах Китая.
Ли Ю, Сюй Л, Чи И, Го П. Ли Ю и др. Геронтолог. 2014 Октябрь; 54 (5): 784-96. doi: 10.1093/geront/gnt106. Epub 2013 12 сентября. Геронтолог. 2014. PMID: 24030035
Продольные взаимосвязи между продуктивной деятельностью и функциональным здоровьем в последующие годы: многомерный подход к моделированию латентной кривой роста.
Чой Э., Тан Ф., Ким С.Г., Терк П. Чой Э. и др. Int J Aging Hum Dev.
2016 окт;83(4):418-40. дои: 10.1177/0091415016657557. Epub 2016 26 июля. Int J Aging Hum Dev. 2016. PMID: 27461262
Участие в мероприятиях по улучшению и сохранению окружающей среды для здоровья и благополучия взрослых: обзор количественных и качественных данных.
Хаск К., Ловелл Р., Купер С., Шталь-Тимминс В., Гарсайд Р. Хаск К. и др. Кокрановская база данных Syst Rev. 2016 21 мая; 2016 (5): CD010351. doi: 10.1002/14651858.CD010351.pub2. Кокрановская система базы данных, ред. 2016 г. PMID: 27207731 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Преимущества, связанные с волонтерством среди пожилых людей: критический обзор и рекомендации для будущих исследований.
Андерсон Н.Д., Дамианакис Т., Крёгер Э., Вагнер Л.
М., Доусон Д.Р., Биннс М.А., Бернштейн С., Каспи Э., Кук С.Л.; Команда БРАВО. Андерсон Н.Д. и соавт. Психологический бык. 2014 ноябрь; 140(6):1505-33. DOI: 10.1037/a0037610. Epub 2014 25 августа. Психологический бык. 2014. PMID: 25150681 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Ухудшение зрения и депрессия, о которых сообщают сами люди среднего и старшего возраста: опосредующие цепочку эффекты использования Интернета и социального участия.
Хэ В., Ли П., Гао И., Ю Дж., Чанг Дж., Цюй С., Чжан В. Он В. и соавт. Фронт общественного здравоохранения. 2022 17 нояб.; 10:957586. doi: 10.3389/fpubh.2022.957586. Электронная коллекция 2022. Фронт общественного здравоохранения. 2022. PMID: 36466466 Бесплатная статья ЧВК.
Работа вне СПА и траектории когнитивного и психического здоровья британских пенсионеров: имеют ли значение пол, выбор и профессиональный статус?
Сюэ Б.
, Пай М., Луо М. Сюэ Б. и др. Eur J Старение. 2021 29 июля; 19 (3): 423-436. doi: 10.1007/s10433-021-00644-4. электронная коллекция 2022 сент. Eur J Старение. 2021. PMID: 36052194 Бесплатная статья ЧВК.
Статус занятости и благосостояние пожилых людей: продольный двунаправленный анализ.
Чиа Дж.Л., Хартанто А. Чиа Дж.Л. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 ноябрь 28;18(23):12533. дои: 10.3390/ijerph282312533. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34886258 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние работы после выхода на пенсию на психическое здоровье пожилых людей: данные из Китая.
Се Л., Яо Ю.Д., Тан Л.Л., Чжан С., Ян Х.Л., Чжан С.К., У Ю.Ю., Ли З.И. Се Л.
и др. Фронтовая психиатрия. 2021 28 сент.; 12:731378. doi: 10.3389/fpsyt.2021.731378. Электронная коллекция 2021. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 34650455 Бесплатная статья ЧВК.
Глобальное руководство ВОЗ по городам, доброжелательным к пожилым людям : Последствия обсуждения социальной изоляции пожилых людей.
Чанг С., Ким М., Ау ЭЙЙ, Парк НСС. Чанг С. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 июль 29;18(15):8027. дои: 10.3390/ijerph28158027. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34360319 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
термины MeSH
Полнотекстовые ссылки
Информационные системы Silverchair
Укажите
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Отправить по номеру
Мероприятия и возможности
Клубы и организации
Департамент предлагает множество возможностей для участия:
Ассоциация студентов-психологов (PSA)
Добро пожаловать в Ассоциацию студентов-психологов ТГУ. Ведущая организация для специальностей и несовершеннолетних факультетов психологии ТГУ, а также для тех студентов, которые хотят больше узнать о принципах и практике психологии.
Предоставить участникам преобразующую информацию о динамической области психологии; информирование членов о потенциальной карьере в области психологии, создание успешных заявлений в аспирантуру, участие в активных дискуссиях о стилях романтической привязанности и тестовой тревожности. Участники увидят психологию в действии.
МероприятияСтуденческая ассоциация продемонстрирует участие во многих сферах деятельности. Области участия включают:
- Участие в кампусе: членов будут проводить и участвовать в мероприятиях, посвященных психологическим проблемам, представляющим интерес для студентов ТГУ, таким как построение здоровых отношений, тревога перед экзаменами, употребление психоактивных веществ и управление стрессом.
- Осведомленность о ресурсах сообщества: участников посетят местные ресурсы по психологии, такие как Центр Юнга, Место Бо, Детский центр оценки и т. д.
- Спикеры: участников будут приглашены, чтобы послушать приглашенных докладчиков из сообщества, которые обсуждают различные области, представляющие интерес в области изучения психологии, практики и тенденций.
Пси-Чи
Что такое Пси-Чи?
Пси Чи — Международное общество чести в области психологии, основанное в 1929 году в целях поощрения, стимулирования и поддержания высокого уровня научных знаний и развития психологии. Пси Чи является членом Ассоциации обществ чести колледжей (ACHS), а также филиалом Американской психологической ассоциации (APA) и Ассоциации психологических наук (APS).
Каковы основные цели?
Пси-Чи служит двум основным целям: одна немедленная и явно вознаграждает отдельного члена, а другая медленнее и труднее для достижения, но в долгосрочной перспективе предлагает большую награду. Первым из них является обязательство Общества предоставлять академическое признание своим призывникам на основании самого факта членства. Вторая цель — обязанность каждого местного отделения Общества взращивать искру этого достижения, создавая атмосферу, благоприятную для его творческого развития. Кроме того, организация предоставляет программы, помогающие в достижении этих целей, в том числе общественные и региональные съезды, проводимые ежегодно совместно с психологическими ассоциациями, конкурсы научных наград и программы признания сертификатов.
Как присоединиться?
Членство открыто для студентов и аспирантов, которые делают изучение психологии одним из своих основных интересов и отвечают минимальным требованиям.
Пожалуйста, свяжитесь с доктором Арлин Гордон-Холлингсворт по адресу arlene.gordon@tsu.edu для получения дополнительной информации о присоединении к Psi Chi.
Ассоциация чернокожих психологов (ABPsi) Студенческий кружок
Ассоциация чернокожих психологов видит свою миссию и судьбу в освобождении африканского разума, расширении возможностей африканского характера, а также оживлении и просветлении африканского духа.
Цель Ассоциации
Ассоциация организована для работы исключительно в благотворительных и образовательных целях, включая, но не ограничиваясь:
• Продвижение и продвижение профессии африканского психолога
• Влияние и влияние на социальные изменения; и
• Разработка программ, с помощью которых психологи африканского происхождения могут помочь в решении проблем чернокожих общин и других этнических групп.
Зачем вступать в студенческий кружок ABPsi?
Студенческий кружок ABPsi насчитывает несколько сотен студентов университетских городков по всей стране. Члены студенческого кружка имеют доступ к возможностям получения стипендий, развитию лидерских качеств, профессиональным сетям, поддержке студентов, возможностям для написания научных статей, журналу новостей Psych Discourse, журналу Black Psychology и многому другому.
Как присоединиться?
Пожалуйста, свяжитесь с доктором Яннисом Муди по адресу jannis.