Музыка лечит — Агентство социальной информации
Музыкальная терапия — это специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики; она входит в список вспомогательных профессий здравоохранения. Музыкотерапия, или дословно «исцеление музыкой», — это клиническое использование музыки для воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях и проводящееся сертифицированным специалистом — музыкальным терапевтом.
Как стать музыкальным терапевтом?
Мария Ильченко:
Долгое время музыка в моей жизни была лишь хобби и способом отдохнуть: в свободное время я пела в хоре. После знакомства с единственным в России сертифицированным музыкальным терапевтом Алисой Апрелевой приоритеты сместились. Так как в российских вузах такой специальности пока нет, Алиса обучалась музыкотерапии в Бостоне.
Музыкотерапия пока многими воспринимается не вполне серьезно. Если российским музыкотерапевтам прямо сейчас предложить пройти аттестацию, например, в Бостонском университете, большинство, и я в том числе, не справится. Ведь образование, которое они получили, это, как правило, разрозненные семинары, мастер-классы и, конечно, практика. За рубежом музыкальной терапии учат в музыкальных вузах. Студенты изучают психотерапию, физиологию, работу мозга и очень много практикуются — больше тысячи часов практики в различных областях от педиатрии до гериатрии и паллиатива. В России же те образовательные программы, которые есть, носят авторский характер. У нас в стране человек, решивший заняться музыкальной терапией, вынужден собирать информацию по крупицам, чтобы определить, в какой именно области он намерен работать.
С кем работает музтерапевт?
Мария Ильченко:
Моими первыми подопечными стали люди с боковым амиотрофическим склерозом (БАС – заболевание, с которым жил Стивен Хокинг) в фонде «Живи сейчас». Во время обучения у Алисы Апрелевой я больше всего внимания уделяла протоколам работы с неврологическими больными. Сейчас, кроме людей с БАС, я занимаюсь с пожилыми людьми в частных домах престарелых Senior Group, а также с людьми с нарушениями движения в реабилитационном центре «Апрель».
Фото предоставлено фондом «Живи сейчас»Есть в России ряд направлений музыкотерапии, в которых уже появились свои «локомотивы». Люди с ментальными нарушениями могут стать подопечными реабилитационного центра «Турмалин», которым руководит Анастасия Бельтюкова. С детьми с расстройствами аутистического спектра успешно занимаются Екатерина Урлина, Наталья Камнева и специалисты Центра лечебной педагогики. Школы музыкальной терапии в есть в Москве и в Петербурге, а яркие активисты – почти в каждом городе.
Музыкотерапия давно и успешно используется в постинсультной реабилитации, а также при терапии паркинсонизма. Кроме того, музыка значительно снижает стресс и болезненность при родах.
Цели и задачи
Мария Ильченко:
Главное отличие музыкальной терапии от любых других музыкальных занятий — это постановка целей и планомерное движение к их достижению. Музыкальная терапия — это использование музыки и ее элементов в не музыкальных целях. Цель — поддержка физического, когнитивного, эмоционального здоровья или реабилитация. В зависимости от целей музыкотерапия может пересекаться со смежными медицинскими дисциплинами. Например, если речь идет об эмоциональном здоровье, конечно, музыкотерапия будет особенно близка психотерапии.
То же в работе с деменцией: мы понимаем, что угасание необратимо. Но если человек в глубокой деменции держит в руках музыкальный инструмент, он помогает пациенту включиться в занятие, которое в данном случае похоже на ЛФК. Бывает даже, что человек с деменцией вдруг сказал слово, запел. Это, конечно, не восстановление навыка, но все равно, это успех: на короткое время человек вступил в контакт с окружающим миром.
Другой пример — люди с БАС. Я участвую в исследовании, задача которого — определить, как музыкальная терапия влияет на дыхательные и глотательные функции человека с БАС, а также на его речь. По мере развития БАС слабеют и перестают работать мышцы, связанные с этими функциями, со временем человек не может глотать пищу, говорить и самостоятельно дышать. Так вот, когда музыкальный терапевт делает с пациентом упражнения на сохранение речи, это во многом похоже на логопедию. Музыка здесь выступает как фактор, позволяющий усилить эффект от занятий.
Музыка состоит из огромного количества элементов: это ритм, тональность, слова и рифма в песне, ассоциация, моторика — если речь идет об игре на инструменте, зрение и осязание. В человеческом мозге нет одного участка, который отвечал бы за музыку. Напротив, каждый элемент активирует свою долю мозга. Это и эмоции, и память, и оценка. Такого нет больше ни в одной из терапий. Так что музыкальная терапия позволяет в буквальном смысле «активировать» всего человека.
Исходя из целей терапии, специалист подбирает соответствующую программу занятий: определяет, будет ли человек играть на инструменте самостоятельно или нет, какая именно музыка будет звучать и так далее. К слову, есть разные взгляды на подбор музыки.
Фото предоставлено фондом «Живи сейчас»Как происходит подбор музыки?
Руслан Семенов:
Материалом для занятий могут стать самые разные песни. Работает только то, что выбирает сам пациент.
Например, моя пациентка с БАС очень любила песню «Один раз в год сады цветут». Песня очень печальная, и у меня были сомнения, нужно ли играть с ней именно ее. Но когда песня звучала, она улыбалась, в ее жизни с этой песней явно было связано что-то хорошее. Так что песни могут быть совершенно любые — главное, чтобы они отзывались в сердце пациента.
Даже если человек просит песню и плачет под нее, значит, она ему необходима, ему нужно выплакаться. С одним пациентом мы пели невероятно грустные есенинские романсы — он их буквально проплакал, и больше мы к ним не возвращались.
Есть ли у музтерапии противопоказания?
Мария Ильченко:
Музыкальная терапия может быть противопоказана в случаях, когда пациент до болезни профессионально занимался музыкой.
Допустим, человек умел играть на гитаре, а теперь у него травма, руки ослабли из-за БАС или другой болезни. Если мы попытаемся заняться с ним музыкотерапией, это будет работа не на территории его возможностей, а наоборот, мы лишь подчеркнем, что ему больше не доступно то, с чем раньше он легко справлялся.
Здесь нужно быть очень деликатным. Попробовать такие занятия можно, только если есть вероятность восстановления. Лучше начинать с косвенных упражнений, использования совсем других инструментов, плавно переходя к реабилитации, когда с пациентом установились достаточно доверительные отношения.
Музыкотерапия при правильном подходе может стать мощным толчком для пожилого человека. Как правило, такие пациенты знают очень много песен. Я могу им честно сказать, что ту или иную песню я не знаю, и прошу ее научить меня. Они напевают, вспоминают мотив и слова, и, с одной стороны, песня будит в людях свои эмоции и ассоциации, а с другой — они оказываются в позиции знающего, что для человека пожилого очень важно. В результате появляется мотивация к занятиям.
Индивидуальные или групповые занятия?
Мария Ильченко:
Групповые занятия оптимальны, например, для людей с легкой деменцией, когда главная цель — поддержать социальные навыки, привлечь пациентов к общению, пробудить интерес друг к другу. Правда, чем деменция глубже, тем эффективнее будут занятия один на один, ведь понадобиться более точная настройка тех факторов, которые заставят человека включиться в занятие, например, музыкотерапевту придется постараться, чтобы найти те мелодии, которые пробудят сильные личные воспоминания и эмоции у подопечного.
Для людей с БАС индивидуальные занятия предпочтительны по другой причине: болезнь неизбежно прогрессирует, причем у разных людей с разной скоростью. Если на групповом занятии пациент будет видеть, как на его глазах болезнь прогрессирует у другого пациента с таким же диагнозом, это может стать фактором снижения мотивации или поводом для депрессивного состояния.
Фото предоставлено фондом «Живи сейчас»Музыка лечит?
Специалисты признают, что музыкотерапия — это вспомогательная профессия. Музыкотерапевт может стимулировать и облегчать различные медицинские процессы: лечение, роды, реабилитацию и т. д., но никогда не заменит собой врача. Однако обесценивать эту профессию тоже неправильно: за 70 лет музыкальная терапия подтвердила свою эффективность исследованиями во многих областях.
В фонде «Живи сейчас» музыкальные терапевты занимаются с людьми с БАС при частичной поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «Комплексная социально-психологическая и социально-бытовая помощь людям с БАС». Однако для полноценной работы проекта нужны дополнительные средства. Поддержать фонд «Живи сейчас» можно на специальной странице.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.
Музыкотерапия (музыкальная терапия): виды и упражнения
Музыкотерапия – это направление арт-терапии, доступное практически любому человеку. Многие из нас бессознательно применяют эту технологию в повседневной жизни: слушают музыку за рулем, напевают любимые мелодии дома, включают аудиозаписи для поднятия настроения.
Музыкотерапия как метод психологической коррекции применяется во всем мире. В данной статье я расскажу о том, как проходят сеансы музыкотерапии, какие психологические проблемы удается решить средствами музыки.
Содержание
- Определение понятия
- История возникновения
- Цели и задачи
- Как работает музыкотерапия
- Виды музыкотерапии
- Формы
- Применение музыкотерапии
- Для детей
- Для взрослых
- Для пожилых людей
- Методы, техники и упражнения
- Показания и противопоказания
- Мой опыт
- Заключение
Определение понятия
Что такое музыкотерапия? С точки зрения практической психологии, музыкотерапия представляет собой специально организованные коррекционные занятия, где в качестве главного метода терапии используются музыкальные инструменты, аудиозаписи, пение. Наше тело подстраивается под окружающую среду, реагирует на звуки напряжением или расслаблением. Изменения в теле приводят к изменению эмоционального состояния.
Психотерапевты с помощью музыкотерапии решают задачи реабилитации пациентов после лечения, депрессии, неврозов, психозов, бессонницы.
Музыка в медицине используется как вспомогательный метод при лечении тахикардии, гипертонии, туберкулеза и соматических заболеваний. Данная методика позволяет снизить дозировку медикаментов, оказывает анестезирующее действие.
Техники музыкотерапии являются отличным средством для восстановления душевного равновесия, для активации творческого потенциала.
История возникновения
Терапия звуками появилась во времена античности. Так, Авиценна, Аристотель, Платон и Пифагор знали о целебных свойствах разных мелодий флейты и лиры.
В Древней Греции хоровое пение считалось эффективным средством от бессонницы, а звуки кларнета и арфы способствовали лечению бесплодия.
В 12 веке М. Гераци использовал музыку в лечении душевнобольных людей. Он утверждал, что музыкальные ритмы облегчают их страдания.
В качестве средства коррекции психики музыкотерапия стала применяться в 19 веке во Франции. Основоположником данного метода лечения считают психиатра Эскироля.
В эзотерике горловое пение считается методом очищения сознания. Вокализы помогают оптимизировать работу всех органов и систем тела.
В начале 20 века И.М. Сеченову и В.М. Бехтереву удалось экспериментальным путем доказать положительное влияние музыки на кровообращение, дыхание и нервную систему. Открытие ученых привело к тому, что с 1918 года в качестве экспериментального курса в Колумбийском университете студентам-психологам стали читать лекции по музыкотерапии. Эта дисциплина стала первым научным курсом по арт-терапии.
Позднее по инициативе В.И. Петрушина в Москве были организованы курсы по музыкально-рациональной психотерапии. В своей инновационной программе занятий профессор объединил медитацию, танец и музыку.
Первый Центр музыкотерапии был открыт в Англии в 1975 году. Начиная с 21 века, подобные центры и ассоциации практикующих музыкальных терапевтов стали открываться в разных странах. Так, самыми крупными ассоциациями музыкального направления арт-терапии сейчас являются:
- форум музыкотерапии в Швейцарии;
- общество музыкальной терапии в Австрии;
- активное сообщество музыкальных терапевтов в Германии.
В 2010 году данное направление арт-терапии было признано эффективным восстановительно-педагогическим методом психотерапии.
Цели и задачи
Цель музыкотерапии – нормализация эмоционального состояния человека. В соответствии с целью, определены следующие задачи музыкотерапии:
- создать условия для эмоциональной разрядки;
- улучшить навыки саморегуляции у клиента;
- развивать стрессоустойчивость;
- осуществлять профилактику депрессии;
- способствовать улучшению психического и физического здоровья;
- создать условия для личностного роста клиента.
Как работает музыкотерапия
Занятия музыкотерапией оказывают комплексное воздействие на человека. С точки зрения физиологии, курс занятий работает следующим образом:
- стимулирует в организме выработку серотонина, выравнивая гормональный фон;
- нормализует сердечный ритм, снижая артериальное давление;
- нормализует кровообращение и дыхание;
- формирует выносливость;
- сочетание музыкотерапии с другими направлениями арт-терапии нормализует работу жизненно важных органов человека.
Коррекционные занятия с использованием музыкальных методов оказывают положительное действие на психические структуры личности:
- устраняют депрессивные переживания, снижают выраженность панических атак;
- устраняют девиации в поведении;
- снижают возбудимость нервной системы.
Общее положительное воздействие музыкальных форм арт-терапии проявляется в:
- стабильности эмоционального фона человека;
- отсутствии навязчивых мыслей и действий;
- нормализации режима дня;
- улучшении памяти и произвольного внимания;
- высокой работоспособности;
- успешной социализации.
Виды музыкотерапии
Широкое распространение получили следующие виды музыкотерапии:
- Экспериментальное музицирование. Этот вид терапии музыкой применяется в различных студиях. Основная его цель – создать условия для самовыражения и самореализации людей. Данный вид музыкотерапии идеален для детей дошкольного возраста: они не боятся импровизировать и пробовать что-то новое. Кроме того, у них доминирует наглядно-образное мышление, поэтому свои эмоциональные переживания им легче выразить посредством действий и звуков.
- Клиническая музыкотерапия. Этот вид используют для коррекции психики пациентов в специализированных клиниках. Клинический вид музыкальной терапии применяется как вспомогательный метод при медикаментозном лечении психических расстройств.
- Интегративная музыкотерапия – это комплексный метод психологической коррекции, который применяется в сочетании с групповыми и индивидуальными психотерапевтическими техниками. Чаще всего данный вид музыкотерапии применяют в работе со взрослыми для решения личностных проблем клиента.
- Тематическая музыкотерапия как метод музыкальной педагогики стала популярной в 21 веке. Этот вид арт-терапии применяется при работе с людьми, разбирающимися в искусстве. Например, студенты музыкального отделения колледжа пытаются сочинить произведение в том же жанре, что известный композитор, биографию и творчество которого они изучали на протяжении недели.
- Фоновая музыкотерапия. При организации психологических тренингов по коррекции страхов и тревожности психологи подбирают аудиозаписи, которые способствуют снятию мышечных зажимов, выравнивают сердечный ритм.
Основные течения музыкотерапии в лечении и коррекции психотерапевт выбирает в зависимости от предпочтений клиента.
Формы
Ориентируясь на индивидуальные особенности клиента, психолог выбирает ту или иную форму музыкотерапии:
- Активная форма предполагает игру клиента на музыкальных инструментах. Активная музыкотерапия включает в себя все, кроме исполнения человеком заученных музыкальных произведений по нотам. Музыкальная импровизация позволяет трансформировать негативные эмоции в положительные переживания. Активная музыкотерапия может выражаться в форме импровизированной игры на барабанах, дудочке, маракасах, бубне, ложках, колокольчиках, трещотках.
- Рецептивная форма предполагает прослушивание специально подобранных аудиозаписей. Данная форма арт-терапевтической работы сочетается с вопросами психолога, заставляющими клиента обратиться к своему внутреннему миру: «Что вы чувствуете?», «Что происходит с вашим дыханием?», «Какие телесные ощущения вызывает эта музыка?»
Рецептивная форма музыкотерапии распадается на следующие разновидности:
- Успокаивающая форма – способствует восстановлению баланса между возбуждением и торможением в нервной системе. Для этой цели используются релаксационные композиции, аудиозаписи звуков леса и моря.
- Активизирующая форма – стимулирует активность и инициативность клиента. Предполагает использование маршевых композиций, рок-музыки.
В зависимости от количества участников, музыкальная терапия может быть организована в групповой или индивидуальной форме.
Применение музыкотерапии
Музыкотерапия – это технология, которая сегодня применяется не только в психологии, но и в спорте. Занятия музыкотерапией организуются в психологических центрах, больницах, детских садах, школах.
Разным возрастным группам данная методика позволяет успешно решать разнообразные задачи.
Для детей
Организация занятий по музыкотерапии в образовательном учреждении способствует личностному росту и успешной социализации детей, помогает снять нервное напряжение. Эта технология является эффективной профилактикой девиантного поведения.
Использование музыкотерапии в работе с детьми требует соблюдения следующих правил:
- Сочетание музыки с ритмическими движениями позволяет быстрее решить поставленные задачи психокоррекции.
- Программа занятий по музыкотерапии для детей должна включать в себя разные жанры музыкальных произведений. Использование однотипных мелодий приводит к потере интереса ребенка к занятиям.
- При организации музыкальной психотерапевтической работы с детьми следует отдать предпочтение коротким произведениям, фрагментам классических произведений, аудиозаписям со звуками природы.
- Для достижения положительного эффекта музыкотерапии нужно, чтобы музыка звучала не только в кабинете психолога. Родители могут самостоятельно оказывать влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка, включая ему классическую музыку днем, когда он занят конструированием, рисованием или лепкой. Классика способствует интеллектуальному развитию детей, дисциплинирует. Перед сном можно петь ребенку колыбельные – такие песенки не только успокаивающе действуют на нервную систему малыша, но и усиливают его эмоциональную связь с матерью.
- Опыт применения рецептивной музыкотерапии разными народами свидетельствует, что наиболее восприимчивы к данному виду психокоррекции дети 5–7 лет. В работе с детьми 8–15 лет арт-терапевты отдают предпочтение активным формам музыкальной коррекции.
- С детьми среднего и старшего школьного возраста полезно обсуждать музыкальные произведения. Это развивает эмоциональную сферу подростков, помогает им научиться понимать свои и чужие переживания.
Музыкотерапия повышает эффективность психолого-педагогического сопровождения детей-аутистов. Такие занятия помогают детям с данным диагнозом поверить в себя, научиться выстраивать диалог с окружающим миром.
Для взрослых
При затяжных депрессиях, панических атаках, апатии, высокой личностной тревожности одной из рекомендаций психотерапевтов для взрослых является музыкотерапия. Данная технология помогает закрепить эффект от курсового приема нейролептиков и антидепрессантов.
Кроме того, на консультации психолог составляет для клиента список музыкальных произведений, которые способствуют расслаблению после тяжелого трудового дня.
Занятия музыкальной терапией способствуют развитию креативности, активные методы работы создают предпосылки для самовыражения.
Для пожилых людей
Настоящим открытием для арт-терапевтов стал тот факт, что с помощью музыкальных методов психокоррекции можно изменять артериальное давление пожилых людей. Аудиозаписи для пенсионеров являются аналогами седативных препаратов.
В многих центрах дневного пребывания пожилых людей разработаны программы занятий музыкотерапией для пожилых людей. Курсы таких занятий способствуют реабилитации бабушек и дедушек после сердечного приступа. Для данной категории людей психологи подбирают ретро-мелодии, которые переносят стариков в их давно ушедшую юность. Воспоминания о молодости, первой любви наполняют их сердца нежностью. Систематические занятия не дают угасать интеллектуальным функциям пенсионеров.
Людям, пережившим инсульт, назначают интонационно-музыкальную терапию, которая способствует регенерации тканей головного мозга.
Музыкотерапия для пожилых людей – это доступное средство улучшения психофизиологического состояния, профилактика кризиса личностного развития, обретения гармонии с собой и с миром. Такие занятия позволяют пенсионерам чувствовать себя полноценными членами общества, облегчают адаптацию к новым социальным условиям.
Методы, техники и упражнения
Техники и упражнения музыкальной арт-терапии опираются на йогу, дыхательные упражнения, психоанализ, гештальт-терапию, танцевально-двигательную коррекцию, музыкальную импровизацию. Упражнения применяются в виде группового тренингового занятия или же в виде индивидуальной аутогенной тренировки.
Приведу примеры упражнений музыкотерапии:
- Упражнение «Океан». Цель упражнения – снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста. Психолог включает аудизапись шума волн, плеска воды, а дети двигаются под эти звуки. Раскачивание из стороны в сторону успокаивает нервную систему, помогает детям научиться чувствовать границы своего тела, обрести чувство комфорта. Ведущий наблюдает за техникой выполнения движений детьми, напоминает, что движения должны быть плавными. Если дети затрудняются в самостоятельном подборе нужных движений, психолог демонстрирует их и просит детей повторять за ним.
- Упражнение «Рисуем звуки». Цель упражнения – научить подростков дифференцировать эмоции. Для проведения упражнения понадобятся фрагменты разных аудиозаписей. Психолог включает детям ту или другую композицию. Во время звучания музыки ребята прислушиваются к своим эмоциям. После того, как фрагмент закончился, психолог предлагает участникам нарисовать те чувства, которые вызвала у них данная аудиозапись. Когда рисунки готовы, организуется групповое обсуждение получившихся шедевров.
Показания и противопоказания
Показаниями для музыкальной арт-терапии являются:
- ярко выраженный болевой синдром при различных заболеваниях;
- функциональные расстройства нервной системы в форме бессонницы, неврастении, невроза;
- функциональные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы;
- расстройства пищеварения;
- умственное или физическое переутомление, сверхурочная работа, нарушение баланса между трудом и отдыхом;
- расстройства аутистического спектра;
- психопатия, шизофрения;
- болезнь Альцгеймера;
- суицидальные попытки, тяжелые формы депрессии;
- заболевания дыхательной системы;
- сексуальные отклонения, фригидность, импотенция, патологическая работа выделительной системы;
- задержка психического и речевого развития;
- наличие фобий, повышенная тревожность;
- заикание;
- трудности социальной адаптации.
Если есть показания к проведению музыкальной терапии, то возраст клиента не может стать препятствием для прохождения положенного курса занятий. Также не обязательно иметь серьезные отклонения в физическом и психическом развитии: упражнения музыкотерапии будут полезны абсолютно здоровым людям, так как они улучшают внимание и память, положительно влияют на мышление.
Противопоказаниями для музыкотерапии являются:
- послеоперационный период;
- эпилепсия;
- аневризмы;
- грыжа;
- неадекватные реакции человека на происходящее;
- тяжелое состояние больного.
Мой опыт
На протяжении трех месяцев я вела занятия с подростками по музыкальной арт-терапии. Основной формой работы с музыкой была рецептивная. Этот экспериментальный курс позволил мне сформулировать рекомендации для коллег по организации подобных занятий:
- Для проведения занятий лучше использовать профессиональные стереофонические цифровые записи. Это является гарантией качественного звука без помех и лишних шумов.
- Не стоит перегружать занятие музыкальными композициями. На мой взгляд, лучше так организовать психокоррекционный процесс, чтобы в рамках одного занятия велась работа с одним музыкальным произведением. Дополнительно к рецептивной форме музыкотерапии я использую такие методы коррекции, как: релаксационные техники, правополушарное рисование, танцевальная терапия.
- Не стоит включать аудио слишком громко: внезапный выброс адреналина полезен далеко не всем людям.
- Быстрые композиции следует использовать лишь изредка. Постоянное прослушивание быстрых мелодий приводит нервную систему в возбуждение, истощает ее.
- Сконцентрироваться на звучащей мелодии и на своих эмоциях, которые она вызывает, быстрее удается с закрытыми глазами. Когда мы сознательно «выключаем» зрительный анализатор, наше слуховое восприятие усиливается.
Заключение
Музыкотерапия – это эффективный метод коррекции эмоциональной сферы людей разных возрастных категорий. В некоторых случаях музыка в качестве психокоррекционного средства оказывается эффективнее, чем медикаментозное лечение.
Каковы преимущества музыкальной терапии?
С самых первых дней человечества музыка и сила музыки были для нас очевидны.
После Второй мировой войны на арену вышла новая профессия – музыкальная терапия. Обладая далеко идущими преимуществами и разнообразием условий, типы и методы музыкальной терапии оказали глубокое влияние.
Музыкальная терапия, используемая в сочетании с традиционной терапией, позитивной психологией и даже в качестве самостоятельного вмешательства, предлагает целый ряд преимуществ. Именно эти преимущества мы и будем оценивать здесь.
Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- 6 доказанных преимуществ музыкальной терапии
- Каковы цели и задачи музыкальной терапии?
- Какое влияние музыкальная терапия может оказать на клиента?
- Для чего можно использовать музыкальную терапию?
- 9 интересных фактов и статистики
- Взгляд на подход Nordoff-Robbins
- Релаксация и музыкальная терапия
- 4 Идеи и вмешательства в области музыкальной терапии
- 12 рекомендуемых часто используемых песен
- 10 музыкотерапевтических занятий и упражнений для взрослых
- 5 Групповые идеи и мероприятия
- Технологии поддержки музыкальной терапии
- Использование музыкальной терапии в школах
- Музыкальная терапия для детей
- 5 идей для детей
- Сообщение на вынос
- Ссылки
6 Доказанные преимущества музыкальной терапии
Джиллиан Леви (2017) рассказывает о шести основных преимуществах музыкальной терапии для здоровья:
- Музыкальная терапия снижает беспокойство и физические последствия стресса
- Улучшает заживление
- Может помочь в лечении болезней Паркинсона и Альцгеймера
- Музыкальная терапия уменьшает депрессию и другие симптомы у пожилых людей
- Помогает уменьшить симптомы психологических расстройств, включая шизофрению
- Музыкальная терапия улучшает самовыражение и общение
Каковы цели и задачи музыкальной терапии?
Главной целью музыкальной терапии является достижение целей, отвечающих потребностям человека (Therapedia, n. d.).
Это может включать, например, улучшение моторики, социальных навыков, эмоций, координации, самовыражения и личностного роста (Therapedia, n.d.).
Общими целями музыкальной терапии, определенными Everyday Harmony (n.d.), являются развитие:
- Коммуникативных навыков (использование вокальных/вербальных звуков и жестов)
- Социальные навыки (установление зрительного контакта, очередность, инициирование взаимодействия и самооценка)
- Сенсорные навыки (через осязание, слушание и уровни осознания)
- Физические навыки (мелкая и крупная моторика и движения)
- Когнитивные навыки (концентрация и внимание, имитация и последовательность)
- Эмоциональные навыки (невербальное выражение чувств)
Какое влияние музыкальная терапия может оказать на клиента?
Музыка может влиять на внимание, эмоции, познание, поведение и общение клиента (Koelsch et al., 2009). Это также может помочь расслабиться и получить удовольствие (Koelsch et al. , 2009). Музыка также влияет на восприятие (Koelsch et al., 2009). Обучение музыке развивает у человека навыки расшифровки акустических характеристик, таких как высота тона и частотная модуляция (Koelsch et al., 2009).).
Музыка по-разному влияет на активность большого количества структур мозга (Koelsch et al., 2009). Исследования функциональной нейровизуализации показали, что прослушивание музыки может влиять на основные структуры обработки эмоций (лимбические и паралимбические структуры) как у музыкантов, так и у «немузыкантов» (Koelsch et al., 2009).
Периферические физиологические эффекты прослушивания музыки и создания музыки все еще изучаются (Koelsch et al., 2009). Однако, учитывая влияние эмоций на вегетативную нервную систему, эндокринную систему и иммунную систему, а также тот факт, что музыка способна вызывать и модулировать эмоции, Кельш и его коллеги (2009 г.) предполагают, что музыкальную терапию можно использовать для лечения расстройств, связанных с дисфункцией и дисбалансом в этих системах.
Для чего можно использовать музыкальную терапию?
Исследования подтверждают эффективность музыкальной терапии для широкого спектра целей, как описано Американской ассоциацией музыкальной терапии (n.d.):
Музыкальная терапия может использоваться для облегчения движения и общей физической реабилитации, а также для мотивации клиентов справиться с лечением. Он может оказать эмоциональную поддержку клиентам и их семьям и дать выход для выражения чувств.
Сертифицированные музыкальные терапевты могут работать с пациентами с приобретенной черепно-мозговой травмой (ОИМ). Например, музыкальная терапия помогла конгрессвумен Габби Гиффордс восстановить речь после того, как она пережила пулевое ранение в мозг. Музыкальную терапию можно использовать для уменьшения последствий деменции, уменьшения эпизодов астмы как у детей, так и у взрослых, а также для облегчения боли у госпитализированных пациентов.
Музыкальную терапию также можно использовать, чтобы помочь детям с расстройствами аутистического спектра улучшить свои коммуникативные способности. Кроме того, это может помочь недоношенным детям улучшить сон и увеличить прибавку в весе. Наконец, музыкальную терапию можно использовать, чтобы помочь людям с болезнью Паркинсона улучшить двигательную функцию.
9 Интересные факты и статистика
- 86% пользователей услуг музыкальной терапии Nordoff-Robbins заявили, что музыкальная терапия помогла им развить социальные навыки и взаимодействие (Nordoff Robbins, n.d.)
- Ваше сердцебиение меняется, чтобы имитировать музыку, которую вы слушаете
- Было обнаружено, что отличительные изменения в звуках присутствуют у таких маленьких организмов, как развивающийся плод
- Прослушивание веселой и грустной музыки может повлиять на то, как вы воспринимаете окружающий мир
- «Ушной червь» — это песня, которую невозможно выкинуть из головы
- «Зуд мозга» — это потребность мозга заполнить пробелы в ритме песни
- Музыка вызывает активность в той же части мозга, которая вырабатывает дофамин («химическое вещество удовольствия»)
- Музыка запускает сеть нейронов в организованное движение
- Обучение игре на музыкальном инструменте может улучшить мелкую моторику и мышление
Эти интересные факты были получены от Эшли Блоджетт (2015).
Взгляд на подход Nordoff-Robbins
Следующая информация была найдена на веб-сайте Nordoff Robbins.
В 1950-х, 1960-х и 1970-х годах подход Нордоффа-Роббинса был разработан Полом Нордоффом (американским композитором и пианистом) и Клайвом Роббинсом (учителем детей с особыми потребностями из Великобритании). Это не «метод». Это подход, предназначенный для использования потенциала каждого человека для участия в активном, коммуникативном, выразительном музицировании.
Подход Nordoff-Robbins начался как форма совместного создания музыки, используемая для вовлечения уязвимых и изолированных детей. Нордофф и Роббинс называют это «терапией музыкой».
Подход Nordoff-Robbins подчеркивает важность создания музыки для развития навыков, чувства собственного достоинства и способности удовлетворять социальные взаимодействия. Он признает, что все люди, независимо от патологии, болезни, инвалидности, травмы или социальной изоляции, имеют потенциал для создания музыки.
Подход хорошо известен своей работой с детьми и взрослыми с трудностями в обучении. Это потому, что, как и все формы музыкальной терапии, работа имеет невербальную основу.
Каждый музыкальный терапевт, использующий подход Нордоффа-Роббинса, мыслит стратегически. Используя свои музыкальные способности, они помогают людям способами, специфичными для каждого человека, каждой группы или каждого сообщества.
Релаксация и музыкальная терапия
Хотя большинство из нас согласится с тем, что музыка может расслаблять, как музыкальная терапия способствует релаксации? Начнем с того, что музыка может привести к расслаблению напряженных мышц. Когда вы позволяете своим мышцам расслабиться и расслабить тело, ваш разум тоже расслабляется. Музыка веселая, дешевая и простая. Это может уменьшить все напряжение, беспокойство и стресс, о которых вы, возможно, даже не подозревали (Скотт, 2018).
Прослушивание музыки также может улучшить другие виды деятельности по снятию стресса. Например, это может помочь в занятиях йогой, самогипнозе или управляемом воображении. Другими словами, музыка может усилить антистрессовые свойства других расслабляющих занятий (Скотт, 2018).
Музыка также может помочь мозгу достичь медитативного состояния. Это способствует расслаблению. Прослушивание музыки может быть менее пугающим для клиента способом практиковать медитацию (Скотт, 2018).
4 Идеи и вмешательства в области музыкальной терапии
Это отличные идеи, чтобы помочь вашим клиентам терапии.
1. Пение хором
Fandom (n.d.) предполагает, что сеансы музыкальной терапии для групп или отдельных лиц могут включать совместное пение менее формально, чем в хоре.
Для пения можно использовать сборник песен из репертуара музыкального терапевта или простые копии текстов популярных песен (Fandom, n.d.). Участники могли петь любимые и хорошо знакомые песни наизусть или выучить новую песню наизусть (Fandom, n.d.).
Песенное пение поощряет участие в веселом музыкальном процессе (Fandom, n. d.). Их можно использовать для достижения различных целей и задач, в том числе для обучения дыхательным упражнениям (Фэндом, н.д.).
2. «Написание песен с затемнением» (Seibert, nd).
На этом сеансе терапевт предлагает клиентам тексты 4–5 различных вариантов песен, которые олицетворяют выздоровление, например, преодоление барьеров, поддержку или борьбу. Затем клиентам предлагается уделить некоторое время тексту песни, которую они выбрали, и выбрать слова из текста, чтобы составить свою собственную песню.
Идея состоит в том, чтобы «скрыть» слова, которые клиент не хочет использовать в песне, и использовать слова, которые он выбрал, для создания своей собственной песни.
3. Музыкальный палач (Seibert, nd).
Идея заключается в том, чтобы нарисовать на доске тематическую картинку и попросить клиентов угадать пропущенное слово до того, как картинка потеряет свои детали. попытаться угадать слово до того, как дерево потеряет все свои листья.
Затем выберите тематическое слово и найдите песни, которые начинаются с каждой буквы этого слова. Цель состоит в том, чтобы клиенты слушали песни и пытались угадать целевое слово. Например, слово «счастливый» может иметь песни «Hey Jude», «A Little Ray of Sunshine», «Praying» и так далее.
Каждая правильно угаданная буква приносит соответствующую песню, которую можно сыграть и спеть. Терапевт может даже координировать песни, которые имеют общую тематическую идею, а также соответствуют букве.
4. Написание блюзовых песен (Seibert, nd).
Музыкальный терапевт объясняет предысторию блюза, чтобы клиент понял основы, т. е. наличие строки А, повторяющейся строки А и последующей строки Б. Попросите клиента поделиться чем-то, о чем он может чувствовать себя «грустным». , и думать о решении проблемы или механизме преодоления. Затем обсудите идеи о том, как сделать так, чтобы утверждения звучали поэтично при написании песен.
После того, как каждый клиент сочинит свой «блюз», импровизируйте или подпевайте. Спойте «блюз» каждого человека всей группой, следуя одной и той же мелодии. Это занятие можно расширить с помощью iPad: клиенты могут импровизировать на клавиатуре блюзовой гаммы в приложении «GarageBand».
Загрузите 3 бесплатных пакета инструментов Positive CBT Tools Pack (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
12 рекомендуемых песен, обычно используемых
По словам Рэйчел Рамбах (2011), каждый музыкальный терапевт должен знать следующие двенадцать песен:
- «Американский пирог»
- «Удивительная грация»
- «Синие замшевые туфли»
- «Голубое небо»
- «Не волнуйся, будь счастлив»
- «Лев сегодня спит»
- «Положись на меня»
- «Об-ла-ди»
- «Где-то за радугой»
- «Отведи меня на игру в мяч»
- «Этот мой маленький огонек»
- «Ты мое солнце»
10 Музыкально-терапевтические мероприятия и упражнения для взрослых
Ниже приведены основанные на исследованиях мероприятия (вмешательства) по музыкальной терапии для взрослых, найденные в книге Виграма и его коллег за 2002 год.
- Импровизация
- Исполнение известных песен
- Виброакустическая терапия
Это рецептивная форма музыкальной терапии. Он включает в себя воспроизведение музыки через динамики, встроенные в стул, матрас или кровать (в которой лежит клиент). Затем клиент непосредственно испытывает вибрации, вызванные музыкой (Wigram, Pedersen & Bonde, 2002). - Методы снижения стресса
- Музыка и движение
- Народные танцы или социальные танцы
- Вибротактильная стимуляция
- Музыкальное воспоминание
- Музыкальная стимуляция
- Написание песен
Для получения дополнительной информации о любом из этих видов деятельности Wigram et al. (2002) предоставляют научные ссылки, связанные с каждым видом деятельности, на страницах 193–194.
5 Групповые идеи и занятия
Музыкальная терапия в группах хорошо известна, и следующие занятия могут помочь вам при следующем групповом занятии.
1.
«Автономность пляжного мяча» (Seibert, n.d.)Используйте надувной пляжный мяч и рисуйте различные фигуры. Внутри каждого напишите жанры, стили и родовых исполнителей. Бросьте мяч клиенту. Какая бы фигура ни остановилась на их большом пальце, она описывает выбор следующей песни.
Терапевт предлагает клиенту выбрать подходящие песни, чтобы терапевт мог выбрать предпочтительную песню для этого человека. Клиент также может выбрать, будет ли группа играть на инструментах, петь, танцевать или просто слушать.
2. Drumming Emotions (Fandom, n.d.).
Каждый член группы записывает одно слово, описывающее эмоцию, которую он испытывает, на листе бумаги. Затем бумагу кладут в шляпу/миску, и члены группы по очереди выбирают другой лист бумаги. Затем человек «исполняет» (демонстрирует) на барабане эмоцию, написанную на бумаге. Остальная часть группы слушает и пытается определить, кому в группе принадлежит эмоция.
3. Разговорный барабанный кружок (Фэндом, без даты).
Группа играет ритм, а пары по очереди обмениваются «музыкальными диалогами».
4. Назови мелодию! (Фэндом, nd).
Музыкальный терапевт просит клиентов сформировать две или три команды и придумать название команды. Включите подходящую музыку, и каждая команда по очереди заработает очки за указание названия песни, группы или исполнителя или за то, что поделится интересными и важными фактами о песне.
Также может быть интересно открыть угадывание всей группе, если они не могут идентифицировать песню. Вы можете играть в «бесплатные» молниеносные раунды, использовать темы телешоу или популярные саундтреки к фильмам.
5. Музыкальные мелочи (Fandom, n.d.).
В этой игре командам предстоит ответить на викторины о музыке и поп-культуре.
Технологии поддержки музыкальной терапии
Как вы, возможно, уже поняли, музыкальная терапия может включать как активные, так и пассивные компоненты.
Некоторые вмешательства предполагают активное участие, например, танцы или игру на музыкальных инструментах, в то время как другие требуют, чтобы пациенты просто слушали музыку.
Иногда музыкальные терапевты, назначающие пассивные вмешательства, могут пригласить своих клиентов принять участие в этих вмешательствах вне запланированных сеансов терапии.
Многие сделают это при поддержке технологий, которые позволят им разрабатывать и распространять индивидуальные вмешательства в цифровом виде.
Например, помимо личных вмешательств, таких как игра на барабанах или пение, музыкальный терапевт может предложить своему клиенту прослушать записи управляемых образов, содержащие музыку.
С помощью цифровой психотерапевтической платформы, такой как Quenza (на фото), эти предварительно записанные аудиоклипы могут быть отправлены непосредственно на смартфон или планшет клиента в соответствии с заранее установленным расписанием.
Точно так же терапевты могут использовать такие платформы для разработки и проведения размышлений или упражнений, которые приглашают клиентов исследовать свои эмоциональные реакции или когнитивные реакции на различные вмешательства музыкальной терапии, тем самым дополняя личный терапевтический опыт.
Это всего лишь несколько примеров того, как музыкальные терапевты могут адаптировать функции платформы смешанного ухода, такой как Quenza, для разработки целостных лечебных решений для своих клиентов. Если вы хотите узнать больше о разработке различных терапевтических вмешательств с использованием Quenza, ознакомьтесь с нашей специальной статьей о психообразовательных вмешательствах.
Использование музыкальной терапии в школах
Музыкальную терапию можно использовать с учащимися школьного возраста в школьной обстановке. Музыкальную терапию можно использовать в школе, чтобы сосредоточить внимание на социальных и академических навыках более высокого уровня, включая эмпатию, очередность, умение идти на компромисс и решать проблемы в социальных ситуациях (Jacobson & Artman, 2013).
Его можно использовать для содействия академическому пониманию математики, например, для обучения математическим фактам, определения времени и денежных понятий. Музыкальная терапия также может быть нацелена на академическое улучшение чтения и письма. Например, музыкальная терапия улучшает звуковые и зрительные слова, а также элементы рассказа (Jacobson & Artman, 2013).
В школах можно использовать музыкальную терапию для улучшения поведения и самочувствия детей. Это может помочь детям выучить правила поведения в классе, улучшить внимание и концентрацию, а также способствовать самовыражению (Jacobson & Artman, 2013).
Наконец, музыкальную терапию можно использовать в школах для улучшения социальных навыков и общения. Например, это может помочь с вопросами «что» (кто, что, где и когда) и расширить словарный запас (Jacobson & Artman, 2013).
Музыкальную терапию также можно использовать в учреждениях специального образования. Например, музыкальный терапевт может работать с учащимся с особыми потребностями при рассмотрении индивидуальной образовательной программы (IEP). Они могут работать с командой IEP и семьей учащегося на протяжении всего процесса музыкальной терапии (Jacobson & Artman, 2013).
Музыкальная терапия для детей
Следующая информация об использовании музыкальной терапии у детей предоставлена Детской больницей и службой здравоохранения Квинсленда (n. d.).
Музыкальная терапия может быть полезным способом удовлетворения различных психосоциальных потребностей детей посредством сочинения песен и импровизации. Это может предоставить детям возможности для самовыражения и общения. Музыкальная терапия также может дать детям возможность определить свои сильные стороны, давая им возможность поддерживать чувство собственного достоинства.
Для младенцев и детей музыкальный терапевт может использовать живую знакомую музыку в сочетании с физической, социальной и когнитивной деятельностью для стимуляции развития. Это также способствует взаимодействию и поощряет участие и мотивацию у маленьких детей. Чтобы уменьшить раздражительность, боль или тревогу, музыкальный терапевт может использовать успокаивающую музыку. Это также способствует сплочению ребенка и семьи.
Чтобы помочь развитию творческого самовыражения у младенцев и детей младшего возраста, музыкальный терапевт и ребенок могут вместе сочинять музыку и писать песни.
Подростки могут играть более активную роль в разработке собственной программы музыкальной терапии. С психотерапевтом подростки могут изучить ряд музыкальных занятий и выбрать то, что им подходит.
Возможные занятия для подростков: сочинение песен, импровизация и/или исполнение песен их любимых исполнителей или групп. Подростки могут захотеть использовать технологии для создания персонализированных аудио/визуальных проектов. Использование живой музыки в дополнение к методам релаксации может быть эффективным способом уменьшения боли и беспокойства у подростков.
Клиническая музыкальная терапия может помочь детям с хроническими заболеваниями (или пациентам, длительно находящимся в больнице) или детям с задержкой развития. Это может помочь детям с аутизмом, изолированным или прикованным к постели детям. Музыкальную терапию можно использовать для детей, страдающих тревогой или депрессией, с физическими недостатками или часто госпитализируемых. Наконец, клиническая музыкальная терапия может принести пользу детям, пережившим травму.
5 идей для детей
Музыкальная терапия и дети. Арахисовое масло и желе. Попробуйте эти замечательные идеи.
1. Лидер группы (Fandom, n.d.).
Терапевт может спеть песенку о том, чья очередь быть «лидером группы». Покажите группе соответствующие указания (например, «начать», «стоп», «ГРОМКО», «быстро», «медленноооо») или что-нибудь, что группа поймет.
Вы можете выбрать ребенка, который сотрудничает и слушает указания, чтобы он стал лидером. Дети получают сильное подкрепление за свое поведение, когда у них появляется возможность сообщить о своих предпочтительных направлениях всей группе.
2. «The Hello Song» из Dragon Tales (Fandom, n.d.).
Эта песня, основанная на простых аккордах, подходит для детей младше 8 лет. Он объединяет социальные навыки, интерактивные ответы и дает возможность поприветствовать каждого ребенка индивидуально. Эта деятельность также включает в себя вокальные и музыкальные противоположности, такие как «высокий» и «низкий», «быстрый» и «медленный».
3. «Горячая картошка» (Фэндом, без даты).
Группа передает предмет по кругу, и когда музыка останавливается, человек, держащий предмет, может – ответить на вопрос; Задайте вопрос; сказать что-то о себе или обсудить что-то, связанное с лечением.
4. «Музыкальное бинго» (Fandom, n.d.)
Создайте листы бинго для детей, в которых вместо букв и цифр используются песни.
5. «Иллюстрация» (Fandom, n.d.).
Подготовьте карточки-подсказки с написанными на них названиями песен, чтобы каждый мог нарисовать их, пока их команда пытается угадать песню.
Важная информация
Мы все можем подтвердить силу музыки и использовать ее для обучения, успокоения и поощрения выздоровления, что делает ее жизнеспособной терапией.
Мы надеемся, что эта статья дала вам представление о некоторых преимуществах музыкальной терапии, и с нетерпением ждем ваших отзывов и примеров того, как музыкальная терапия принесла пользу вашим клиентам.
Продолжить чтение: 17 лучших драматических техник, занятий и упражнений
Надеемся, вам понравилось читать эту статью. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Блоджетт, Эшли (2015). Эти 12 фактов о музыке и о том, как она влияет на ваш мозг, поразят вас! Получено с https://www.unbelievable-facts.com/2015/04/facts-about-music.html/2
- Блад, А., и Заторре, Р. Дж. (2001). Интенсивно приятные реакции на музыку коррелируют с активностью в областях мозга, связанных с вознаграждением и эмоциями. Национальная академия наук, 98 , 11818 – 11823.
- Брэдт, Дж., и Дилео, К. (2010). Музыкальная терапия для помощи в конце жизни. Кокрановская база данных систематических обзоров, 1, ст. №: CD007169.
- Детская больница и служба здравоохранения Квинсленда (без даты). Музыкальная терапия. Получено с https://www.childrens.health.qld.gov.au/fact-sheet-music-therapy/
- Повседневная гармония (без даты). Что такое музыкальная терапия? Получено с www.everydayharmony.org/what-is-music-therapy/
- Фэндом (без даты). Вики о занятиях музыкальной терапией. Получено с https://musictherapyactivities.fandom.com/wiki/Music_Therapy_Activities_Wiki
- Форсблом А., Лантинен С., Саркямё Т. и Терваниеми М. (2009). Терапевтическая роль прослушивания музыки в реабилитации после инсульта. Нейронауки и музыка III — Расстройства и пластичность: Анналы Нью-Йоркской академии наук, 1169 г. , 426 – 430.
- Герднер, Л. А., и Суонсон, Э. А. (1993). Влияние индивидуализированной музыки на спутанных и возбужденных пожилых пациентов. Архив психиатрического ухода, 7 , 284 – 291.
- Геретсеггер М., Элефант К., Месслер К. А. и Голд К. (2014). Музыкальная терапия для людей с расстройством аутистического спектра. Кокрановский обзор систематических обзоров, 6, ст. №: CD004381.
- Голд, К., Ворачек, М., и Виграм, Т. (2004). Эффекты музыкальной терапии для детей и подростков с психопатологией: метаанализ. Журнал детской психологии и психиатрии, 45 , 1054 – 1063.
- Гринберг, Д. М. (2017). Первый в мире музыкальный терапевт. Получено с https://www.psychologytoday.com/au/blog/the-power-music/201704/the-world-s-first-music-therapist .
- Guetin, S., Portet, F., Picot, M.C., Pommie, C., Messgoudi, M., Djabelkir, L. et al. (2009). Влияние музыкальной терапии на тревогу и депрессию у пациентов с деменцией альцгеймеровского типа: рандомизированное контролируемое исследование. Деменция и гериатрические когнитивные расстройства, 28 , 36 – 46.
- Хиллеке, Т., Никель, А., и Фолькер Болай, Х. (2005). Научные взгляды на музыкальную терапию. Анналы Нью-Йоркской академии наук, 1060 , 1–12.
- Якобсон, В., и Артман, Дж. (2013). Музыкотерапия в школьной среде. Получено с https://williams-syndrome.org/sites/williams-syndrome.org/files/MusicTherapyTearSheet2013.pdf .
- Классен, Дж. А., Лян, Ю., Тьосволд, Л., Классен, Т. П., и Хартлинг, Л. (2008). Музыка от боли и беспокойства у детей, проходящих медицинские процедуры: систематический обзор рандомизированных контролируемых испытаний. Амбулаторная педиатрия, 8 , 117 – 128.
- Кельш, С. (2009). Нейробиологический взгляд на музыкальную терапию. Анналы Нью-Йоркской академии наук, 1169 , 374–384.
- Леви, Джиллиан (2017). Музыкальная терапия: польза и применение при тревоге, депрессии и многом другом. Получено с https://draxe.com/music-therapy-benefits .
- Маратос, А., Голд, К., Ван, X., и Кроуфорд, М. (2008). Музыкальная терапия депрессии. Кокрановская база данных систематических обзоров, выпуск 1, ст. №: CD004517.
- Muzique (без даты). Лучшие 3 инструмента для использования в сеансе музыкальной терапии. Получено с https://www.muzique.org/muziqueblog/top-3-instruments-to-use-in-a-music-therapy-session .
- Нордофф Роббинс (без даты). Что такое музыкальная терапия? Получено с https://www.nordoff-robbins.org.uk/what-is-music-therapy .
- Рамбах, Рэйчел (2011). 12 песен, которые должен знать каждый музыкальный терапевт. Получено с https://listenlearnmusic. com/2011/03/12-songs-every-music-therapist-should-know.html
- Рамбах, Рэйчел (2016). Мои 10 лучших инструментов для музыкальной терапии. Получено с https://listenlearnmusic.com/2016/02/my-top-10-music-therapy-instruments.html .
- Скотт, Элизабет (2018). Музыкальная релаксация: здоровый инструмент управления стрессом. Получено с https://www.verywellmind.com/music-as-a-health-and-relaxation-aid-3145191
- Зайберт, Эрин (nd). Идеи сеансов психического здоровья. Получено с https://musictherapytime.com/2015/12/24/mental-health-session-ideas/
- Сена, Кимберли (2012). Гостевой пост: Основные приложения для iPad для музыкальных терапевтов. Получено с www.musictherapymaven.com/guest-post-essential-ipad-apps-for-music-therapists/
- Смит, Иоланда (2018). Виды музыкальной терапии. Получено с https://www.news-medical.net/health/Types-of-Music-Therapy.aspx .
- Музыкальная терапия Soundscape (nd). Методы музыкальной терапии. Получено с https://soundscapemusictherapy. com/music-therapy-methods/
- Американская ассоциация музыкальной терапии (nd). Получено с https://www.musictherapy.org/
- Терапедия (без даты). Музыкальная терапия. Получено с https://www.theravive/therapedia/music-therapy .
- Виграм, Т., Педерсен, И. Н., и Бонде, Л. О. (2002). Подробное руководство по музыкальной терапии: теория, клиническая практика, исследования и обучение . Лондон: Издательство Джессики Кингсли, .
- Вонг, Х.Л., К., Лопес-Нахас, В., и Молассиотис, А. (2001). Влияние музыкальной терапии на тревожность у пациентов с ИВЛ. Сердце и легкие: Журнал неотложной и интенсивной терапии, 30 , 376 – 387. 2
- Ваш бесплатный карьерный тест (без даты). Чем занимается музыкальный терапевт? Получено с https://www.yourfreecareertest.com/what-does-a-music-therapist-do/
Примеры целей музыкальной терапии
Цели
[ Главная ][ Определение ][ Использование ][ Квалификация ][ О Пегги ][ Кому выгода ][ Цели ][ Сессия ][ Статьи и презентации ][ Ссылки ][ Связаться с Пегги ] |
Музыкальные терапевты работают с людьми всех возрастов, чтобы устранить ограничения в немузыкальные направления. Related Posts |