Статья «Понятие «детерминизм» в психологии личности» — Разное — Психологу
Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г.
Красновишерск, Пермский крайОтзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5. 0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
ДЕТЕРМИНИЗМ • Большая российская энциклопедия
ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, учение об определяемости одних событий или состояний другими, в более общем виде – о взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений и процессов реальности. Противоположная позиция, отрицающая Д., получила назв. индетерминизма. Процессуальная сторона Д. выражается понятием «детерминация», при этом каузальная (причинная – см. Причинность) детерминация рассматривается как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами и следствиями.
Время детерминации и время наступления события могут совпадать (одновременная детерминация) или различаться. Случай, когда время детерминации предшествует времени наступления события, называется преддетерминацией. Если момент детерминации осуществляется позднее момента, в котором происходит детерминированное событие, говорят о постдетерминации (телеологическая, или целевая, детерминация – см. Телеология). Часто детерминированность неявно отождествляется с преддетерминацией. Д. может получать онтологич. истолкование (теологич., филос., естественно-науч., социальный Д.), равно как и эпистемологич. интерпретацию (утверждения о разл. возможных описаниях действительности).
Характерный для монотеистич. религий теологич. Д., исходящий из того, что всё существующее и происходящее в мире определяется в конечном счёте волей всемогущего Бога, вызвал острые дискуссии о соотношении Божественного предопределения и свободы воли человека (полемика между Августином и Пелагием в христианстве, между джабаритами и кадаритами в исламе и т. п.).
Разл. версии филос. Д., разработанные уже в Древней Греции, получили дальнейшее развитие в Новое время. Механистич. Д., восходящий к концепциям античного атомизма (Демокрит, Эпикур), занял доминирующее положение в естественно-науч. воззрениях 17–18 вв. Сложившееся на основе созданной И. Ньютоном классич. механики представление о мире как о гигантской машине, где все процессы совершаются с непреложной закономерностью, исключающей к.-л. случайность, получило законченное выражение в знаменитой формуле П. Лапласа: «Ум, которому были бы известны для к.-л. данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором» (Лаплас П. С. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908. Гл. 1. С. 9).
Принципы этого радикального Д. были распространены во франц. материализме 18 в. на понимание человека (Ж. О. де Ламетри) и общества (П. А. Гольбах). Возникшая в связи с такой концепцией проблема свободы и ответственности человека в его действиях решалась в нем. идеализме с помощью понятия внутр. детерминации. Так, монады Г. В. Лейбница, не подверженные к.-л. внешним влияниям (у них нет «окон»), действуют согласно внутренне присущим им законам, так что человеческая воля зависит лишь от себя самой. Согласно И. Канту, свобода идентична с самодетерминацией человека посредством морального закона как конечной цели.
В отличие от «жёсткого» лапласовского Д., вероятностный Д. возник в 19 в. в связи с формированием термодинамики и статистич. физики: устойчивость статистич. систем, выражающаяся с помощью понятия вероятностного распределения, сочетается с допущением случайности в поведении их отд. элементов. Вопрос о соотношении Д. и индетерминизма стал предметом острых дискуссий в квантовой механике, обусловленных невозможностью исчерпывающего описания исходных параметров в микрофизич. системах (неопределённостей соотношение В. Гейзенберга и др.).
Во 2-й пол. 20 в., особенно в связи с развитием синергетики, на первый план вышла проблема самодетерминации, характеризующая поведение сложных систем. Модели жёсткой детерминации и вероятностные модели рассматривались как два предельных вида базовых моделей, анализирующие соответственно внешние или внутренние детерминанты (ср. «внекаузальные» и «сверхкаузальные» детерминанты Н. Гартмана). Модели самодетерминации выступали как своеобразный синтез этих двух классов базовых моделей.
Детерминизм в социальных науках
присутствует в теориях, которые с большей или меньшей «жёсткостью» опираются на принцип каузальности в объяснении социальных процессов и явлений. С 19 в. существует множество версий Д., отличающихся выбором того или иного доминирующего фактора, с необходимостью определяющего развитие социума. Все версии Д. можно подразделить на две группы, выбирающие в качестве достаточного для объяснения социального развития либо внешние по отношению к обществу процессы и явления, либо внутренние, собственно социальные (объяснение общества из него самого). В этом смысле, если принимать доминирующую сферу в данной объяснительной схеме за один фактор, обе группы Д. можно считать однофакторными. Они ориентируются на модели объяснения, принятые в естественных науках, признают «жёсткую» обусловленность социальных процессов, а проявления случайности и свободы воли в обществе относят на счёт ещё не познанных объективных законов, которые смогут точно выявить причины и следствия всех явлений.
Д. в рамках первой группы был редукционистским, т. е. сводил объяснение сложных социальных явлений к более простым явлениям другого класса. Так, «биологич. Д.», сводивший социальное к природному, рассматривал общество по аналогии с живым организмом, а его развитие – по законам природной эволюции (см. Дарвинизм социальный). «Географич. Д.» абсолютизировал влияние природной среды на степень экономич. и политич. развитости страны, особенности характера и менталитета её населения (см. Географическое направление в социальной мысли). «Демографич. Д.», популярный в этнографич. и антропологич. исследованиях, гл. детерминантой социальной стратификации и экономич. роста признавал рост населения, определявший в конечном итоге политику в сфере образования, воспитания, идеологии. «Психологич. Д.» признавал первичность психич. явлений и объяснял социальное поведение через факторы индивидуальной или коллективной психики (З. Фрейд, Г. Тард). «Поведенческий Д.» был разработан в рамках бихевиоризма.
Теории Д. второй группы исходили из качественного своеобразия социума и несводимости его объяснения к более простым уровням и внешним факторам. «Культурный Д.», разработанный в культурной антропологии (М. Мид), всё многообразие феноменов культуры выводил из самой культуры: культурная среда, в которой социализирован индивид, предопределяет не только его мысли, действия и личностные качества, но и социальные институты, и нормы. «Технологич. Д.» объяснял всю историю человечества последовательной сменой созданных обществом технологий – от ручных орудий труда древности до автоматизир. машинного труда на электрической (атомной) тяге, информац. технологий и спутниковой связи (амер. учёные Т. Веблен, В. Феркисс, Л. Мамфорд, А. Тофлер, З. Бжезинский, Г. Кан). Вариантом технологич. Д. стала концепция «революции управляющих» (Дж. Бёрнхем, А. Берл), объявлявшая решающим фактором социального прогресса сферу управления. Теория культурного отставания У. Ф. Огборна утверждала, что техника развивается опережающими культуру темпами. В сер. 20 в. широкой известностью пользовалась ещё одна версия технологич. Д. – медиа-Д. (Г. М. Мак-Люэн), согласно которому общество создаётся средствами информации. К этой же группе концепций относится «экономич. Д.», который обусловливал социальное развитие и структуру общества развитостью экономич. сферы (средств произ-ва).
К экономич. детерминистам часто относят К. Маркса, однако это определение скорее относится к его интерпретаторам, чем к нему: он далеко не всегда считал изменения в экономич. сфере достаточным основанием для изменений в духовно-идеологич. сфере, некоторые объяснения носили у него функциональный, а не причинный характер. Социальная детерминация у Э. Дюркгейма раскрывается через множественные социальные взаимосвязи, а не через выделение отд. явления, определяющего фактора.
В 20 в. однофакторный Д. теряет своё значение в социальных науках (за исключением технологического, который скрыто или явно присутствует в совр. теориях развития). Принципы многофакторного социального Д. применяются в контексте системного анализа, учитывающего многообразные связи и отношения социума как целостной системы. Обозначилось различение структурного (причинные связи элементов структуры) и субъектно-действенного Д. (учёт разл. агентов действия), анализируются не только причинный, но и стохастический, и изостатический аспекты. Так, согласно функциональной версии Б. К. Малиновского и А. Р. Рэдклифф-Брауна, общество есть единое целое, в котором каждый элемент выполняет определённую функцию, поддерживающую устойчивое существование социального целого.
Во 2-й пол. 20 в. заметна тенденция отхода от категории социального Д. в социальных науках. Тем не менее есть примеры использования принципа детерминации в некоторых теориях в социологии знания (Д. Блур) или в радикальных феминистских теориях (К. Миллетт). В социологич. теориях среднего уровня необходимость учёта «достаточных» для объяснения факторов привела к разработке аналитич. каузальной модели «социального механизма», включающей лишь существенные для объяснения элементы (амер. учёные М. Гранноветтер, Дж. С. Коулмен, П. Хедстрем). Что касается эмпирич. исследований, то упорядочение и объяснение полученных данных осуществляется, как правило, с помощью введения системы детерминант. Так, напр., изменения некоторых величин, принятых за независимые переменные (пол, возраст), влекут за собой изменения других (зависимых) переменных величин (электоральные предпочтения, ценностные ориентации). Анализ взаимосвязи переменных осуществляется с помощью статистич. математич. методов.
Совр. понимание социального Д. опирается на теорию вероятности (регулярность случайных событий доказывается на большом количестве случаев) и на идеи синергетики. Социальный Д. характеризуется взаимной заменяемостью места субъекта и объекта в цепочке их связей, т. к. оба являются действующими агентами со своими намерениями и интересами; по-разному проявляется в той или иной сфере деятельности человека, в разных социальных структурах, зависит от историч. контекста.
Детерминизм в психологии
Проблема взаимообусловленности сознательно-волевого и телесного, «естественного» (понимаемого в духе «механистич. Д.»), в поведении человека стала в 17–18 вв. одним из центр. вопросов психологии и филос. антропологии (см. Психофизическая проблема). Ассоциативная психология, ориентировавшаяся на строгий механистич. Д., стремилась вывести все законы душевной жизни из связей (ассоциаций) простейших элементов – ощущений или представлений («ментальная механика» Дж. Милля). В дальнейшем этот механистич. Д., господствовавший в эксперим. психологии, иногда дополнялся представлениями о высших, неподвластных «естественным законам» психич. процессах (апперцепция, личностный выбор, воля и т. п.). В 19 в. психология заимствовала из биологии ряд принципов, послуживших объяснением детерминации психич. явлений (представления об инстинктах и рефлексах, адаптации к среде, гомеостазе и т. п.). В кон. 19–20 вв. получил развитие «функциональный Д.» (объяснение психич. феномена, исходя из его функции, адаптивной роли и т. п.) и «системный Д.» (истолкование психич. феноменов с точки зрения их места и роли в целостной системе). Эксперим. психологии пришлось ограничиться статистич., или вероятностным, Д. в прогнозировании поведения конкретного индивида. Во 2-й пол. 20 в. в психологии широкое распространение получил «биологич. Д.», объясняющий феномены психики и поведения путём отсылки к их мозговым, физиологич. или генетич. коррелятам, а также «лингвистич. Д.», рассматривающий особенности мышления и восприятия в разных культурах как обусловленные языковыми различиями (см. Лингвистической относительности гипотеза).
Одной из центральных в 20 в. стала проблема внешних и внутренних детерминант человеческой активности: концепциям, признающим лишь внешний Д. и трактующим поведение человека как цепь реакций на внешние стимулы (бихевиоризм), противостоят концепции, сосредоточившиеся на внутр. детерминантах человеческой активности, таких как мотив, смысл, цель (теория деятельности, гуманистическая психология), а также на «пограничной» между внешним и внутренним области бессознательного как осн. детерминанты человеческого поведения (глубинная психология). В совр. представлениях о детерминантах человеческого поведения центр. место занимает проблема взаимодействия факторов наследственности («генетич. Д.») и среды («культурный Д.»), важнейшим элементом которой выступает общение и передача с его помощью культурного опыта (культурно-историческая психология). В психотерапевтич. практике, наряду с первоначально доминировавшим причинным Д. (поиск причин симптомов в раннем детстве в психоанализе и т. п.), получил развитие целевой Д. (анализ смысла симптома, его роли для настоящего и будущего).
Что такое вероятностные и детерминированные данные?
Детерминированные данные: информация о людях, которая точно известна.
Детерминированные данные — это цифровые факты о людях, которым мы доверяем на 100 %. Важно отметить, что эти факты никогда не изменятся, и вероятность того, что они верны, всегда будет равна 100%, поэтому они обеспечивают прочную основу для множества приложений в онлайн-маркетинге. Например, если мы знаем из надежного источника, что в прошлом году человеку было 20 лет, то это всегда будет правдой. Мы даже можем проявить смекалку и сделать вывод, что в этом году это 21-летняя женщина. Знание истинного возраста и пола человека, безусловно, имеет большое значение для интернет-маркетологов. Помимо базовой демографической информации, детерминированные данные могут принимать бесконечно много форм, таких как интересы человека, друзья, географическое местонахождение и т. д. На практике все эти факты связаны с чем-то, что идентифицирует человека, например, с адресом электронной почты или идентификатором файла cookie. , который затем становится настоящим языком общения в индустрии онлайн-маркетинга.
Почему важно иметь детерминированные данные? В двух словах, детерминированные данные формируют «основную истину» о пользователях, которая полезна сама по себе и имеет множество важных приложений в онлайн-маркетинге. Сами по себе мы можем использовать детерминированные данные для создания детализированных пользовательских сегментов. Например, мы можем создать сегмент людей, которые, как мы знаем, разделяют интерес к гольфу. Теперь мы можем пойти дальше и нацелить этих любителей гольфа на соответствующие онлайн-кампании. Чем более детерминированные данные у нас есть, тем большие сегменты мы можем создать.
Другой вариант использования детерминированных данных — проверка кампании. Рассмотрим этот вариант использования более подробно. После того, как кампания завершилась, интернет-маркетологи могут задаться вопросом, была ли кампания успешной. Удалось ли ему достичь своей целевой аудитории? Каково было соотношение попаданий и промахов? Насколько эффективна кампания по отношению к целевой группе на веб-сайтах отдельных издателей? На все эти вопросы можно ответить, если у нас есть детерминированные данные для достаточно большого подмножества открытых пользователей.
Наконец, прогнозирование — еще один важный вариант использования детерминированных данных. Прогнозирование включает в себя обоснованные предположения о свойствах пользователя, о которых мы не знаем из наших детерминированных данных. Например, мы можем попытаться угадать возраст, пол или интересы пользователя, чтобы создать вероятностные сегменты. Предсказание — это здорово и необходимо, но оно также является источником неточностей. Чем более детерминированные данные (вещи, которые вы знаете) у вас есть в качестве тренировочного набора для ваших алгоритмов, тем выше теоретически может быть достигнуто сочетание точности и охвата, что приведет к большему количеству показов, которые вы произведете. После обучения вероятностной модели вам также необходимо проверить, была ли модель успешной и требуется ли дополнительная настройка. Другими словами, у вас могут быть все поведенческие данные, которые может предложить Интернет, но без прочной базы детерминированных данных вы вряд ли сможете обеспечить точность своих прогнозов. Многие издатели будут разочарованно кивать на это, поскольку они столкнулись с тем, что их информационные продукты/партнеры не смогли помочь их бизнесу так, как они ожидали. Без большого объема детерминированных данных для проверки вашей модели вы работаете вслепую. Вот почему попытка предсказать сегменты аудитории на основе только поведенческих данных или небольших пулов пользовательских данных (например, опросов 1000 пользователей) очень затрудняет охват без ущерба для точности.
Вы можете спросить себя, откуда берутся все эти детерминированные данные? Ответ заключается в том, что детерминированные данные поступают из множества источников, включая онлайн-анкеты, сайты электронной коммерции и социальные сети. Например, веб-сайты часто просят своих пользователей заполнить анкеты с подробной информацией об уровне их удовлетворенности, а также с демографической информацией. Сайты электронной коммерции собирают информацию о людях с течением времени, например, о товарах, которые они купили, и о доставке. Социальные сети побуждают людей делиться фактами, то есть детерминированными данными, о себе, таких как их интересы, история занятости и уровень образования. Все эти данные поступают в конвейер детерминированных данных, которыми обмениваются различные платформы в Интернете либо напрямую, либо через сервисы, производные от данных. Крайне важно, чтобы мы продолжали критически относиться к источникам, из которых собираются детерминированные данные, поскольку мы продвигаем эти данные на уровень цифровых фактов о людях, что имеет большое значение для таргетинга, проверки кампаний и создания алгоритмических сегментов.
В заключение, детерминистические данные формируют ценную «основную истину» об онлайн-населении, на которой основаны все другие приложения в онлайн-маркетинге, если только мы не хотим строить предположения наугад. Хотя детерминированные данные представляют ценность сами по себе, например, в качестве основы для детальных пользовательских сегментов, они также формируют основу для таких приложений, как проверка кампании и вероятностные сегменты, которые потенциально предлагают гораздо больший охват, чем детерминированные сегменты. Мы собираем детерминированные данные с множества надежных онлайн-платформ, от сайтов электронной коммерции до социальных сетей и анкет. Мы помогаем издателям и агентствам проверять кампании, создавать пользовательские сегменты и делать точные прогнозы, предоставляя высококачественные панели детерминированных данных.
Вероятностные данные: информация о людях, полученная из математических моделей
Вероятностные данные об аудитории обычно основаны на поведенческих данных, таких как веб-журналы, которые собираются и анализируются для определения вероятности того, что пользователь принадлежит к определенной демографической категории или классу. Усовершенствованные алгоритмы пытаются идентифицировать определенные поведенческие модели, такие как определенные модели поведения при путешествиях и просмотрах, чтобы определить вероятность того, что пользователь является мужчиной или женщиной, молодым или старым и т. д. Многие поведенческие модели на самом деле ищут определенные модели известного человеческого поведения. Паттерны, которые обычно возникают из-за того, что люди являются существами привычки.
- Некоторые аудитории с большей вероятностью просматривают спортивные и автомобильные новости
- Некоторые аудитории чаще находятся в сети в определенное время дня/недели
- Некоторые аудитории владеют и используют определенные типы устройств
Все эти привычки создают отчетливые модели поведения, которые часто могут быть идентифицированы алгоритмически в анонимных файлах журналов. Преимущество использования вероятностного моделирования заключается в возможности масштабирования ваших моделей, поскольку вам больше не нужно полагаться на взаимодействие с первой стороной и людей, предоставляющих вам информацию о своем профиле, а также данные для входа, такие как имена пользователей и адреса электронной почты. Пока мы гарантируем получение правильных разрешений, пользователю не нужно входить в систему и предоставлять вам личные данные, прежде чем онлайн-поведение можно будет наблюдать, регистрировать и алгоритмически сопоставлять с определенной демографической целевой группой.
В то время как истинная сила вероятностного подхода заключается в его способности к масштабированию, его неотъемлемым недостатком часто является отсутствие детерминированных данных для фактической проверки точности модели. Возникает вопрос: откуда мы знаем, что наша модель верна? Ответ таков: мы можем проверить предсказанные профили, если у нас есть «наземная правда» для достаточного их подмножества. По этой причине детерминированные и вероятностные данные дополняют друг друга.
Вероятностное моделирование не работает с абсолютной точностью, но обеспечивает классификацию с определенной степенью достоверности. Другими словами, валидация необходима для документального подтверждения эффективности любой вероятностно-выведенной аудитории. Вот почему AudienceProject выбрала комбинированный подход, в котором бихевиористское моделирование используется для классификации анонимных пользователей по демографическим классам, а детерминированные данные используются для проверки точности и достоверности моделей, а также для итеративного улучшения наших бихевиористских моделей. Этот подход дает нам преимущество высокого уровня точности в сочетании с большим масштабом.
Подробнее см. в FAQ
На странице helpdesk.audiencedata.com вы можете прочитать FAQ и узнать, как настроить и использовать AudienceData. Если вы обнаружите, что что-то не описано в FAQ, свяжитесь с нами по адресу [email protected] — мы будем рады ответить на любой ваш вопрос.
Детерминированные и вероятностные методы поиска уклоняющейся цели
%PDF-1.4 % 141 0 объект >
/OCGs[144 0 R]>>/OutputIntents[138 0 R]/PageLabels 136 0 R/Pages 16 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 143 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 148 0 R>> эндообъект 140 0 объект >поток 2017-01-21T20:05:21-08:00TeX2017-01-22T22:29:11-08:002017-01-22T22:29:11-08:00Это pdfTeX, версия 3.14159265-2.6-1.40.17 (TeX Live 2016) kpathsea версия 6.2.2Acrobat Distiller 15.0 (Macintosh)FalseReasoning Under Uncertaintyapplication1/pdf 9002 Сара Бернардини, Мария Фокс, Дерек Лонг, Кьяра Пьячентини