Цели критерии smart: Как поставить SMART-цели: примеры, критерии и чек-лист

Содержание

Цели SMART: что это, расшифровка, примеры

Бизнес-цели — это первые шаги на пути к реализации проектов, без которых предприниматели будут как слепые котята. Чтобы достигнуть желаемого в любом бизнесе, важно правильно формулировать цели, а поможет в этом методика SMART.

В этой статье мы расскажем, что такое SMART-цели, в чем их польза для бизнеса, разберем пошаговую инструкцию с примерами, а также раскроем преимущества и недостатки методики.

Что такое SMART-цели, принцип работы 

SMART (от англ. specific, measurable, achievable, relevant, time bound — конкретика, измеримость, достижимость, актуальность и ограниченность по времени) — это методика целеполагания, которая помогает объединить желания, потребности и возможности в конкретную, достижимую цель.

Простыми словами, SMART — это форма представления цели, которую предприниматели и маркетологи используют для планирования своих действий.

Это облегчает решение управленческих задач и выполнение намеченных целей. Несмотря на долгий этап подготовки, цель, сформированная по методу SMART, быстрее достигается за счет конкретики и видимого прогресса.

SMART-цели закрывают сразу несколько задач:

  • Фокус. Компания берет курс на выполнение актуальной цели, что позволяет сэкономить время и не тратить ресурсы на нецелевые вопросы.
  • Планирование. Цель по системе СМАРТ можно разбить на ограниченные по срокам задачи и составить план работы.
  • Оценка прогресса. Измеримые цели позволяют отслеживать промежуточные результаты и вести статистику для своевременной корректировки слабых мест.
  • Коммуникация. Цель можно раздробить на мелкие задачи и распределить между сотрудниками, избегая спорных вопросов и перекладывания ответственности.

В бизнесе эта методика планирования актуальна для тех сфер деятельности, в которых можно спрогнозировать результат. SMART-цели в творческих профессиях не будут настолько эффективны из-за четкого планирования и строгого распределения задач по рабочему времени.

Читайте также:

Что такое soft skills, как их развить и оценить текущий уровень

Расшифровка SMART-целей

В основе метода заложены пять критериев, которые необходимо учитывать для правильного целеполагания. С их помощью целям придается целостная структура, что в будущем поможет измерить прогресс их выполнения. Разберем подробно расшифровку и задачи каждого критерия.

Такой подход к планированию позволит трезво оценивать свои возможности и ставить достижимые цели

S – Specific (Конкретность) 

Цель по этому критерию должна не нести двойной смысл, а быть выражена в четкой и ясной форме. Абстрактные или обобщенные цели мешают разрабатывать план и ставить прямые задачи. Важно соблюдать правило — одна цель создается для одного результата. Когда бизнес планирует развиваться сразу в нескольких направлениях, для каждого формируются отдельные цели.

M – Measurable (Измеримость)

Этот критерий влияет сразу на несколько этапов цели — планирование, мониторинг прогресса и мотивацию. При постановке задачи нужно задать конечный количественный или качественный показатель. Когда достижение цели подразумевает выполнение четкого количества бизнес-задач, их можно запланировать. При этом дробление одной цели на несколько этапов увеличивает процент ее достижения.

Пошаговое выполнение измеримой цели позволяет отследить уже пройденный путь и наглядно увидеть динамику прогресса. Видимый результат — это главная мотивация на пути к достижению цели. А по выполненным этапам можно составить статистику, которая покажет, насколько цель оправдывает потраченные средства.

A – Achievable (Достижимость)

Частая ловушка планирования — постановка заранее недостижимых задач. Следуя методике, эту ловушку удастся обойти еще на этапе целеполагания.

Цель должна пройти жесткую оценку на адекватность. Для этого необходимо просчитать ресурсы, которые можно задействовать и определить, будет ли их достаточно для выполнения всех задач. Это поможет заранее выявить недостижимую цель и скорректировать ее без пустой траты времени и средств.

Чем больше конкретики в задаче, тем реальнее ее выполнить

R – Relevant (Актуальность) 

На этом этапе оценивается насколько поставленная задача следует общей концепции компании и не вызывает ли противоречий со стратегией развития. Также определяется соответствие цели трудовым, техническим и финансовым ресурсам предприятия.

Этот критерий позволяет отфильтровать нецелевые задачи, не дающих точного результата или требующих задействовать слишком много ресурсов. Такие цели полностью отсеиваются или корректируются под существующие условия.

T – Time bound (С четкими сроками)

Четкий дедлайн позволяет поделить цель на этапы для постепенного выполнения задач в плановом режиме без срыва дедлайна или потери качества. Также ограниченный срок цели предотвращает прокрастинацию и откладывание задач в долгий ящик, как необязательных. Устанавливать дедлайн нужно на основании анализа текущих возможностей компании, чтобы цель оставалась достижимой.

Читайте также:

Веб-аналитика: что это такое, зачем она нужна, сервисы веб-аналитики

Примеры и антипримеры SMART-целей

Приведем несколько вариантов правильного и неправильного планирования целей. 

№1. Правильно 

На образовательную платформу в месяц приходит около 100 лидов, из которых курс «Базовый английский» покупают 25 человек.

  • Specific. Увеличить конверсию курса «Базовый английский».
  • Measurable. В два раза — до 50 человек в месяц.
  • Achievable. Запустили рекламу в Telegram и настроили email-рассылку.
  • Relevant. Рост конверсии нужен для укрепления позиций на рынке и увеличения прибыли.
  • Time bound. Старт 01.11.2022 и завершение 15.12.2022. 

На выходе получили SMART-цель: «Увеличить конверсию курса «Базовый английский» в два раза до 15.12.2022» — она четко сформулирована, достижима, мотивирована и ограничена по срокам с учетом резервного времени.

№2. Неправильно 

Записать вебинары по теме «Как использовать SMART-цели в IT-бизнесе» длительностью 2,5 часа.

  • Specific. Записать вебинары, в которые нужно уместить все пункты темы.
  • Measurable. Нет четкого количества.
  • Achievable.
    Собрана аудитория, тема разделена по логическим пунктам.
  • Relevant. Повышение узнаваемости личного бренда и привлечение новых клиентов.
  • Time bound. До 01.12.2022.

Сформировали задачу: «Записать Х вебинаров общей длительностью 2,5 часа до конца месяца» — здесь пропущен второй критерий, из-за чего нет возможности составить пошаговый контент-план с равномерной подачей информации.

№3. Правильно 

Онлайн-магазину нужно увеличить продажи зимних пуховиков в пик сезона. За прошлый сезон получилось повысить продажи на 15 %.

  • Specific. Увеличить продажи.
  • Measurable. На 20 %.
  • Achievable. Расширили ассортимент, добавили оплату наложенным платежом при получении, запустили горячую рассылку.
  • Relevant. Рост прибыли, снижение остатков нереализованной продукции.
  • Time bound. С 01.11. 2022 до 01.02.2023.

Создали SMART-цель: «Увеличить продажи на 20% за квартал» — цель составили на основании прошлых показателей и задали выполнимые условия.

Читайте также:

Как увеличить средний чек и продать больше: 10 способов от агентства 1PS.RU

№4. Неправильно

Маркетинговому агентству нужно привлечь новых клиентов для увеличения продаж. В августе в компании было 50 клиентов, а к сентябрю их количество снизилось до 45.

  • Specific. Привлечь новых лидов.
  • Measurable. 10.
  • Achievable. Переработали воронку продаж и внедрили CRM-систему.
  • Relevant. Увеличение прибыли и раскрутка агентства.
  • Time bound. С 01.11.2022 до 01.12.2022.

Определили цель: «Привлечь 10 новых лидов за один месяц» — цель противоречит стратегии развития компании. Нужно сначала остановить отток клиентов, так как стоимость привлечения новых требует в 5–7 раз больше ресурсов, чем для поддержки уже существующих. 

Пошаговая инструкция: как ставить цели по СМАРТ

Методика подобно игре в дартс — чем лучше прицелишься, тем точнее будет попадание

SMART-цели — это эффективный инструмент планирования, который помогает разработать стратегию развития и структурировать работу персонала. Однако методика работает только при правильном подходе. Разберем основные шаги составления целей по СМАРТ.

Шаг 1. Определить потребность

В первую очередь проводится аудит текущего состояния компании, анализируется система продаж и конкуренты. Для этого можно использовать метод SWOT-анализа.

SWOT (от англ. strengths, weaknesses, opportunities, threats — сильные стороны, слабые стороны, возможности и риски) — метод планирования, который базируется на анализе внутренних и внешних условий компании, сегментированных по категориям.

Так определяются слабые и сильные стороны, проводится сравнение с конкурентами и оцениваются потенциальные риски. На основании этих данных формируется потребность в проработке узких мест и выстраиваются приоритетные цели.

Шаг 2. Конкретизировать и актуализировать цель

На этом этапе задействуется первый критерий SMART — конкретность. Берется одна цель, затрагивающая конкретную область, и аспект бизнеса, которые нужно проработать.

Цель нужно упаковать в четкую форму — она должна описывать результат или действие, которые можно представить.

В этом помогут ответы на простые вопросы:

  • Какой именно результат нужно получить?
  • Каким образом эта цель поможет?
  • Что нужно сделать для ее достижения?
  • Не противоречит ли цель принципам компании?
  • Отвечает ли она потребностям бизнеса?

Так цель обретет ясность и аргументированность, что позволит дать сотрудниками четкое представление о предстоящей работе и определить правильное направление.

Шаг 3. Установить критерии эффективности

У SMART-целей есть точки старта и финиша, которые определяют KPI — показатели, критерии эффективности. Для оценки могут использоваться количественные, процентные или качественные показатели. 

Для отслеживания прогресса выбирается система, методика или процедура, по которой будут рассчитываться KPI. Чтобы сделать цель измеримой, достаточно ответить на два вопроса:

  1. По какому критериям будет отслеживаться прогресс?
  2. Какое его значение будет означать достижение цели?

В процессе целеполагания важно установить достижимые KPI. Для этого сопоставляются результаты прошлого периода с текущей ситуацией в компании, проверяется готовность ресурсов, которые будут задействованы, и на основании этого вычисляется адекватный показатель эффективности цели.

Читайте также:

Что такое управление проектами: методы и системы управления

Шаг 4. Зафиксировать дедлайн

По аналогии с предыдущим пунктом у цели должны быть ограниченные временные рамки. Дедлайн устанавливается для поддержания мотивации и актуальности цели, планирования задач и контроля прогресса. Поэтому важно поставить обоснованный срок. В этом поможет анализ прошлого опыта, текущего кадрового состава, бюджета и специфики задач. Рекомендуется сразу закладывать в срок 20–30 % резервного времени. 

В случаях, когда контрольный срок превышает три месяца, цель можно разбить на этапы со своими дедлайнами. Это поможет собирать корректную статистику и выполнять задачи с планомерной нагрузкой.

Шаг 5. Проверить достижимость

В правильных SMART-целях соблюдается баланс между амбициями и возможностями. По концепции этой методики цель должна получить поддержку сотрудников и мотивировать их к действию. Тогда у нее больше шансов на успешное достижение в рамках дедлайна. Чтобы не сделать цель экстремальным испытанием для сотрудников, нужно сначала оценить возможности компании.

Для формирования достижимой цели нужно учитывать:

  • Бюджет.
  • Кадровый состав.
  • Компетенции персонала.
  • Информационные ресурсы.
  • Временные рамки.

Если есть ограничения по одному из пунктов, нужно скорректировать цель под текущие условия или выделить дополнительные ресурсы.

Подведем итоги

Основные шаги по формированию SMART-цели можно фиксировать в планерах, где впоследствии будет отмечаться прогресс. После проверки цели по всем критериям она сепарируется на небольшие задачи. Промежуточные результаты помогут контролировать процессы и сохранять мотивацию.  

Для каждой задачи составляется четкий план, в котором расписано, когда, какие вопросы и при помощи каких средств нужно закрыть. Ко всем этапам цели привязываются компетентные сотрудники, которые будут отвечать и отчитываться за их выполнение.

Преимущества и недостатки методики

Техника планирования по SMART подойдет не всем

Метод целеполагания SMART нельзя назвать универсальным: он применяется только при определенных условиях, а также отличается своими преимуществами и недостатками.

Сильные стороны метода помогают бизнесу в постановке конкретных целей и разработке плана по их эффективному достижению.

Выделим основные из них:

  • Прозрачность. При постановке целей получится найти ответы на спорные вопросы и закрыть возражения. Такая система фильтрации отсеивает нецелевые или невыполнимые задачи еще на этапе планирования.
  • Простота. Методика предполагает пошаговую проверку цели на соответствие всем пяти критериям. Достаточно одной или нескольких практик — и составлять цели не составит труда.
  • Эргономичность. Умные цели можно разбивать на задачи и выполнять пошагово. Так цель превращается из абстрактного желания в подробный план с задачами и дедлайнами. 
  • Видимый результат. Конкретика в постановке цели с фиксированным KPI и сроками обеспечивает измеримый прогресс на каждом этапе выполнения.
  • Командная работа. Каждому сотруднику выделяется конкретная роль в достижении цели, за которую он несет ответственность. Грамотное распределение задач позволит быстрее добиться результата и избежать конфликтов в команде.
  • Мотивация. Роль каждого рабочего звена в достижении цели можно измерить, поэтому сотрудники лучше понимают свою ответственность и стараются внести свой вклад в развитие компании.

Читайте также:

Интеллект-карты: 10 сервисов для создания mindmap

В концепции SMART есть свои недостатки, из-за которых метод подходит не для каждой сферы бизнеса. Цель может противоречить основному курсу развития компании или корпоративной структуре.

Перечислим слабые стороны SMART-целей:

  • Линейность. Методика предполагает соблюдение всех пяти критериев и пошаговое выполнение задач. Из-за работы в четких рамках есть риск упустить возникшие в процессе более благоприятные перспективы. В таком формате трудно выстраивать стратегические цели, так как они всегда могут меняться в процессе работы. 
  • Человеческий фактор. В рамках методики каждому сотруднику выделяется своя задача и четкий план работы. Поэтому столкнувшись с непредвиденными ситуациями, команда может не сориентироваться.
  • Временные затраты. На планирование и выполнение целей потребуется выделить много временных и человеческих ресурсов. Иначе ежедневные рутинные задачи и постоянный поток срочных заданий будут отвлекать команду от основного плана.

Методы планирования нужно выбирать исходя из особенностей бизнеса, задач и внутренних условий. Только в этом случае получится сформировать достижимые цели, которые будут оправдывать затраченные ресурсы.

Частые ошибки SMART-целей

Чтобы не допустить ошибок при планировании, соберите максимум статистики и гибко подстройтесь под возможности компании

Метод планирования СМАРТ — продуктивный и несложный в реализации, однако некорректно поставленные цели могут повести по ложному пути и свести на нет все затраченные усилия.

Разберем топ-ошибок в работе:

  • Постановка сразу нескольких целей. Невозможно одновременно решать многозадачные процессы по нескольким направлениям. Это привет к снижению продуктивности, ошибкам и демотивации. Лучше сфокусировать действия персонала на одной цели для качественных и быстрых результатов. Так можно постепенно добиться всех целей, не загоняя компанию в экстремальный режим работы.
  • Расхождение ожиданий и результата. Нечетко сформулированная цель и нераспределенные задачи вызовут несогласованность действий сотрудников и перекладывание ответственности. Чтобы этого избежать, нужно ставить конкретные задачи для каждого звена и детально прорабатывать все пункты плана.
  • Недостаток статистики. Без отслеживания результатов невозможно вовремя определить потерю актуальности цели или перерасход ресурсов. Также статистика помогает корректировать план под текущие условия работы, ставить новые задачи и не терять мотивацию. 
  • Отсутствие гибкости. Изменения на рынке или внутренние реорганизации могут сильно поменять курс компании. В таком случае некоторые задачи становятся неактуальными или недостижимыми. Чтобы не отказываться от цели, на которую уже ушло много ресурсов, нужно ставить гибкие задачи и дедлайны еще на этапе разработки.
  • Демотивация. При отсутствии личной заинтересованности персоналу не будет интересно достижение целей компании. Нужно ставить задачи, результат которых станет личным достижением персонала, для этого можно внедрить систему поощрений за их выполнение.

Избежать типовых ошибок можно еще на первых шагах работы с целью — главное учитывать все критерии методики и объективно оценивать возможности компании. 

Рекомендации: как использовать методику по максимуму

Методика помогает только сформулировать цель, но для ее достижения требуются комплексный подход. Для успешного выполнения SMART-цели нужно составить четкий план, распределить задачи, выделить ресурсы и настроить мониторинг прогресса.

Все этапы, задачи и результат рекомендуется записывать на бумажных или цифровых носителях. Так все цели и задачи будут зафиксированы и получат четко выраженную форму, что исключит отклонения от намеченного курса.

Приведем несколько полезных инструментов:

  • Интеллект-карты. Они нужны для установки иерархии целей, планирования и выстраивания взаимосвязей. Подойдут Mindmeister или Miro.
  • Таск-трекеры. Помогают распределить задачи между сотрудниками, ставить дедлайны и контролировать процесс выполнения. Будут удобны Trello, «Яндекс Трекер» или даже облачные блокноты. 
  • Дашборды. С их помощью отслеживается динамика прогресса по ключевым метрикам или показателям.

Методика помогает заранее определить ложные или недостижимые цели, экономя тем самым время и деньги. Ее универсальная концепция подходит для формирования как глобальных, так и личных задач, при этом SMART-цели будут эффективны для 8 из 10 идей. Поэтому из всех существующих методов планирования систему SMART можно назвать одной из самых простых, доступных и действенных.

Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу!

  • Теперь Вы можете читать последние новости из мира интернет-маркетинга в мессенджере Telegram на своём мобильном телефоне.
  • Для этого вам необходимо подписаться на наш канал.

Что такое SMART цель: правила постановки

SMART — это методика, которую используют для постановки конкретных, а главное, достижимых целей и задач. Технологию активно применяют в менеджменте, маркетинге, проектном управлении и других областях. Методика SMART подходит для разных сфер бизнеса независимо от его размера, уровня доходности, сферы деятельности и других факторов.

Критерии SMART целей

Аббревиатура SMART объединяет наименования пяти основных критериев, используемых для оценки целей. Соблюдение этих требований при постановке задач позволяет задать максимально конкретный курс дальнейшим действиям.

Впервые с аббревиатурой SMART люди ознакомились в ноябрьском журнале Management Review 1981 года выпуска. В нем Джордж Доран написал о важности и сложности грамотной постановки целей, а также предложил свою схему решения. Давайте подробнее разберем каждый из пяти критериев модели SMART.

  • Specific (конкретная). Цель должна быть четкой и понятной. Задача «стать лучше» не говорит, в каком направлении двигаться и что имеется в виду. Если поставить такую цель перед командой, то каждый участник сделает свой вывод. Поэтому, задачу необходимо конкретизировать. Например, «повысить продажи», «увеличить уровень удовлетворенности покупателей», «улучшить клиентский опыт» и так далее.
  • Measurable (измеримая). Чтобы понять, удалось достичь цели или нет, важно отобразить ее в числовом показателе. Например, «повысить продажи на 25%», «увеличить уровень конверсии в два раза», «увеличить количество подписчиков на 30%». Соблюдение этого критерия в постановке целей помогает обозначить финишную прямую и увидеть, куда необходимо двигаться.
  • Achievable (достижимая). Цель должна быть реалистичной. Необходимо стремиться «пробить потолок», однако при этом следует трезво оценивать текущее положение, ресурсы компании и ее возможности. Например, «привлечь миллион подписчиков в Instagram» для локальной компании — скорее не амбициозная, а невыполнимая и ненужная задача.
  • Relevant (релевантная). Этот критерий помогает отсеять ненужные задачи. Релевантная цель — это та цель, достижение которой положительно повлияет на дальнейшее продвижение и развитие компании. Чтобы поставить такую задачу, важно ответить на вопросы: зачем нужен этот результат, почему он нужен сейчас, что это даст.
  • Time bound (ограниченная во времени). Цель должна быть своевременна. Поэтому, необходимо устанавливать временные рамки. Цели бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Период временных рамок зависит от того, когда должен быть достигнут результат и сколько времени потребует процесс достижения. Например, «увеличить продажи за месяц на 10%».

Если все задачи оценивать по каждому из этих пяти критериев, то в конце у вас будет понятный и конкретный курс, на основании которого можно разработать пошаговый маркетинговый план действий. Далее вы больше узнаете о преимуществах постановки SMART целей.

Преимущества SMART целей

Методология SMART помогает повысить эффективность работы компании в разных направлениях. Этот подход помогает шаг за шагом увеличить прибыль и средний чек, улучшить качество сервиса и покупательский опыт, увеличить количество лояльных клиентов, улучшить юзабилити и многое другое. Давайте разберем преимущества технологии SMART в постановке целей и задач:

  • помогает составить четкий план действий;
  • способствует постоянному росту и развитию компании на рынке;
  • подходит для разных сфер бизнеса и направлений работы, поскольку является универсальной и не требует специальных навыков или
  • дополнительных финансовых затрат;
  • помогает устанавливать дедлайны и контролировать добросовестность работы сотрудников;
  • позволяет отслеживать результативность принятых решений и действий;
  • помогает отсеять нерелевантные цели и избежать ненужных расходов ресурсов компании;
  • снижает риск движения «не туда».

Постановка задач по модели SMART увеличивает вероятность достижения желаемых результатов. В следующем разделе вы подробнее узнаете о правилах, которым необходимо следовать при формулировке целей.

Правила постановки SMART целей

Мы уже рассмотрели, какие существуют критерии постановки целей по методу SMART. Теперь, давайте подробнее разберем сам процесс и посмотрим, какие вопросы необходимо задавать на каждом этапе.

  • Сформулируйте потребность. Чтобы сформулировать конкретную цель, используйте следующие вопросы: Что нужно сделать? Что необходимо улучшить или изменить? Что важно сделать прежде всего? Пропишите свои цели и правильно расставьте приоритеты.
  • Определите единицу измерения цели. Ответьте на вопрос, каким должен быть результат в числовом эквиваленте. Используйте статистику, проанализируйте возможности компании и другие данные которые, помогут это сделать.
  • Убедитесь, что цель достижима. Подумайте, насколько сложной или легкой является ваша задача. Сможете ли вы ее достичь? Есть ли у вас для этого необходимые ресурсы и инструменты?
  • Проанализируйте актуальность. На этом этапе ответьте на вопрос: Насколько нужно сейчас компании достижение поставленной цели? Подумайте, не противоречит ли это другим задачам и видению бренда в целом. Что даст компании достижение поставленной цели?
  • Установите дедлайн. Определите срок решения задачи. Проанализируйте возможности и ресурсы компании, установите время, за которое вы сможете достичь желаемой цели. Помните о реалистичности выбранного периода.

Чтобы лучше понять, как применить метод SMART на практике, ознакомьтесь с несколькими примерами далее.

Примеры SMART целей

Давайте возьмем несколько выдуманных ситуаций и попробуем применить в них критерии SMART.

Пример 1

Образовательная компания «Наум» хочет повысить продажи своего онлайн-курса. На данном этапе в месяц удается привлечь примерно двести потенциальных покупателей, из которых в клиентов конвертируется 50 человек. То есть, уровень конверсии составляет 25%. Составляем цель по методу SMART.

  • S — увеличить уровень конверсии.
  • M — увеличить уровень конверсии в два раза.
  • A — для увеличения уровня конверсии у компании есть необходимые ресурсы, понадобится усовершенствовать воронку продаж и дополнить email рассылки чат-ботом в Telegram, так как этот мессенджер является наиболее предпочитаемым каналом коммуникации с компанией.
  • R — увеличение уровня конверсии поможет повысить прибыль компании и укрепить ее позиции на рынке за счет положительных обратных отзывов.
  • T — компания способна быстро внести необходимые для увеличения конверсии изменения в свой маркетинговый план и получить желаемый результат уже в конце месяца.

Давайте полностью сформулируем нашу SMART цель:
«Увеличить уровень конверсии за этот месяц в два раза».

Пример 2

Предположим, зоомагазин Buddy разработал воронку продаж с использованием лид-магнита на сайте, email рассылок и чат-бота в Telegram. В итоге компания столкнулась с искажением статистики, поскольку не могла идентифицировать email пользователей в Telegram, что привело к дублированию данных. Чтобы исправить эту ситуацию, было принято решение внедрить CRM-систему. Давайте посмотрим, как установить эту цель по технологии SMART.

  • S — внедрить CRM-систему.
  • M — внести N клиентов в CRM-систему и идентифицировать их в разных каналах коммуникации.
  • A — на рынке есть CRM-системы для малого и среднего бизнеса, в которых есть бесплатные и недорогие платные тарифные планы, поэтому внедрение этого инструмента не потребует серьезных затрат. Более того, некоторые являются SaaS-сервисом и не требуют особых навыков или специальных возможностей для внедрения.
  • R — достижение цели поможет улучшить коммуникацию с клиентами, получить более реалистичную статистику и усовершенствовать на ее основании маркетинговую стратегию.
  • T — рассматриваемые CRM-системы обладают простым интерфейсом, поэтому для внедрения не нужны длительные курсы, достаточно просмотреть обучающий вебинар. Чтобы внести все данные и настроить работу CRM, понадобится не больше недели.

Теперь, давайте сформулируем SMART цель:
«За неделю внедрить CRM-систему для идентификации N количества email пользователей в Telegram».

Пример 3

Инфобизнесмен Роман ежемесячно продает свой курс примерно 100 пользователям. За год его клиентами стало 1200 человек. После анализа продаж и оценки эффективности маркетинговых каналов для привлечения целевой аудитории Роман понял, что можно поднять ежемесячное количество продаж на 50%. Применим метод SMART.

  • S — увеличить количество новых покупателей.
  • M — увеличить количество новых покупателей до 1800.
  • A — цель можно достичь если повысить бюджет на использование наиболее релевантных рекламных каналов коммуникации и устранить наименее результативные.
  • R — увеличение количества новых покупателей позволит повысить прибыль, узнаваемость, ускорить рост базы клиентов и укрепить позиции на рынке.
  • T — один год.

Формулируем нашу цель:
«Привлечь 1800 новых покупателей в течение 2021 года».

Постановка целей по методу SMART позволяет установить, куда нужно идти, как это делать и что для этого нужно. Такой подход является гарантом достижения результатов. Используйте метод SMART для постановки рабочих, бытовых и стратегических целей и вы никогда не будете топтаться на месте.

Ресурсы:

  1. В статье In-sale вы ознакомитесь с минусами постановки целей по методу SMART.
  2. В этой статье вы узнаете о примерах использования метода SMART жизни и бизнесе.
  3. На сайте Laba прочитаете, почему планирование это важно.
  4. В статье Wikipedia ознакомитесь с историей появления метода SMART.
  5. Здесь прочитаете об основных ошибках при постановке SMART целей.
  6. А в этой статье ознакомитесь с пошаговым планом постановки целей по методу SMART.

Обновлено: 27. 03.2023

Как писать SMART-цели (с примерами)

5-секундное резюме
  • Команды часто не достигают своих целей из-за отсутствия консенсуса в отношении определения успеха.
  • Цели SMART используют определенный набор критериев, чтобы гарантировать, что цели четко определены и достижимы в течение определенного периода времени.
  • Работа на каждом этапе создания SMART-цели может выявить случаи, когда приоритеты и ресурсы не совпадают.

Познакомьтесь с Джейн. Она менеджер по продукту в технологической компании среднего размера — назовем ее Techfirm, Inc. Джейн было поручено расширить использование мобильного приложения Techfirm.

Она знает, что для этого ей понадобятся все руки, но есть проблема. Когда в прошлом Джейн ставила цели для всей команды, они быстро сбивались с пути. Казалось, ни у кого не было четкого понимания того, как должен выглядеть успех. Прогресс не отслеживался достаточно внимательно. И неизбежно эта важная цель отошла на второй план (прежде чем полностью свалилась с плиты).

Вот почему на этот раз Джейн планирует использовать SMART-цели, чтобы составить план действий и не сбиться с пути.

Хотите начать прямо сейчас?

Используйте наш шаблон, чтобы определить различные компоненты вашей SMART-цели.

Что такое цели SMART?

SMART в SMART-целях означает конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные по времени.

Определение этих параметров так, как они относятся к вашей цели, помогает гарантировать, что ваши цели будут достижимы в течение определенного периода времени. Этот подход устраняет общие черты и догадки, устанавливает четкую временную шкалу и упрощает отслеживание прогресса и выявление пропущенных этапов.

Пример формулировки SMART-цели может выглядеть следующим образом: Наша цель — [измеримая цель] к [временным рамкам или срокам]. [Ключевые игроки или команды] достигнут этой цели за счет [каких шагов вы предпримете для достижения цели]. Достижение этой цели принесет [результат или пользу].

Как писать цели SMART

Давайте воспользуемся целью Джейн для проработки каждого компонента.

S: Конкретный

Чтобы цель была эффективной, она должна быть конкретной. Конкретная цель отвечает на такие вопросы, как:

  • Что нужно сделать?
  • Кто за это отвечает?
  • Какие шаги необходимо предпринять для ее достижения?

Обдумывание этих вопросов поможет понять суть того, к чему вы стремитесь. Вот пример конкретной цели, которую может поставить Джейн:

КОНКРЕТНАЯ

Увеличить количество ежемесячных пользователей мобильного приложения Techfirm, оптимизировав наш список приложений в магазине и создав целевые кампании в социальных сетях.

М: Измеримый

Специфичность — хорошее начало, но количественная оценка ваших целей (то есть обеспечение их измеримости) упрощает отслеживание прогресса и определение того, когда вы достигли финишной черты.

Джейн и ее продуктовая команда хотят увеличить число пользователей своих мобильных приложений, но насколько? Если они получат хотя бы одну новую регистрацию, это технически положительный рост — значит ли это, что с ними покончено? То же самое касается их стратегии; на скольких платформах они будут размещать рекламу?

Чтобы сделать эту SMART-цель более эффективной, Джейн должна включить измеримые и отслеживаемые контрольные показатели.

ИЗМЕРИМЫЙ

Увеличьте количество ежемесячных пользователей мобильного приложения Techfirm на 1000 за счет оптимизации нашего списка приложений в магазине и создания целевых кампаний в социальных сетях для четырех платформ социальных сетей: Facebook, Twitter, Instagram и LinkedIn.

A: Достижимый

Это момент в процессе, когда вы подвергаете себя серьезной проверке реальностью. Цели должны быть реалистичными — , а не пьедесталов, с которых вы неизбежно падаете. Спросите себя: может ли ваша команда достичь поставленной цели?

Джейн может посмотреть на свою цель и понять, что, учитывая ее маленькую команду и их большую рабочую нагрузку, создание рекламных кампаний для четырех социальных платформ может откусить больше, чем они могут проглотить. Она решает ограничиться тремя социальными сетями, где она, скорее всего, найдет новых клиентов.

ДОСТИЖИМОЕ

Увеличьте количество ежемесячных пользователей мобильного приложения Techfirm на 1000, оптимизировав наш список приложений в магазине и создав целевые кампании в социальных сетях для трех платформ социальных сетей: Facebook, Twitter и Instagram.

Обеспечить достижимость цели намного проще, если ее ставите вы сами. Однако это не всегда так. Когда цели передаются откуда-то извне, не забудьте сообщить о любых ограничениях, с которыми вы можете работать. Даже если вы не можете изменить конечную цель, вы, по крайней мере, можете заранее заявить о своей позиции (и любых потенциальных препятствиях).

R: Релевантно

Здесь вам нужно думать об общей картине. Почему вы ставите цель, которую ставите?

Джейн знает, что приложение является огромным фактором лояльности клиентов, и что рост их использования приложения может иметь большое значение для достижения целей компании по прибыли. Теперь она пересматривает свое заявление, чтобы отразить этот контекст.

Актуально

Увеличьте количество ежемесячных пользователей мобильного приложения Techfirm на 1000, оптимизировав наш список приложений в магазине и создав целевые кампании в социальных сетях для трех платформ социальных сетей: Facebook, Twitter и Instagram. Поскольку мобильные пользователи, как правило, используют наш продукт дольше, расширение использования нашего приложения в конечном итоге повысит прибыльность.

T: с привязкой ко времени

Чтобы правильно измерить успех, вы и ваша команда должны быть на одной волне относительно достижения цели. Каков ваш временной горизонт? Когда команда начнет создавать и реализовывать поставленные задачи? Когда они закончат?

Цели SMART должны иметь встроенные параметры, связанные со временем, чтобы каждый знал, как не сбиться с пути в установленные сроки.

Когда Джейн включит эти даты, ее цель SMART будет достигнута.

ограничено по времени

Увеличить количество ежемесячных пользователей мобильного приложения Techfirm на 1000 в течение первого квартала 2022 года. Это будет достигнуто за счет оптимизации списка наших магазинов приложений и создания целевых кампаний в социальных сетях, которые начнутся в феврале 2022 года. в трех социальных сетях: Facebook, Twitter и Instagram. Поскольку мобильные устройства являются нашей основной точкой конверсии для подписок платных клиентов, расширение использования нашего приложения в конечном итоге приведет к увеличению продаж.

Знание того, как ставить цели с помощью схемы SMART, поможет вам добиться успеха в постановке и достижении целей, независимо от того, насколько они велики или малы.

Подпишитесь на Work Life

Получайте подобные истории по электронной почте

Как формулировать SMART-цели (и почему они важны) • Асана

Резюме

Расплывчатые или общие цели часто не достигаются, даже если они отличные идеи. Превратите расплывчатые цели в действенные, сделав их УМНЫМИ. SMART — это аббревиатура, обозначающая конкретный, измеримый, достижимый, реалистичный и ограниченный во времени. Эта статья покажет вам, зачем вам нужен каждый компонент SMART и как применять их для достижения ваших собственных целей.

Каждая команда, которая добилась чего-то феноменального, сначала должна была поставить цели, чтобы достичь этого. Команды, которые ставят перед собой цели, могут делать великие дела, например лечить болезни, создавать более эффективные и экологичные устройства или делать наши океаны более безопасными для китов и дельфинов. Когда мы ставим цели, мы можем визуализировать, куда мы хотим прийти, и сделать все возможное, чтобы достичь этого.

Но достижение амбициозной цели — это не только стремление к звездам — вам также нужен путь, чтобы добраться туда. Вот тут-то и появляются SMART-цели. SMART — это аббревиатура, которая может помочь вам определить и установить великие цели. С помощью SMART вы можете убедиться, что каждая цель — от целей проекта до более крупных целей компании — имеет все необходимое для ее достижения. Вот как.

Ставьте цели и достигайте их с помощью Asana

Что такое цель SMART?

SMART — это аббревиатура, помогающая создавать определенные, опровержимые и достижимые цели. Smart Stands для:

  • Специфический

  • Измеримый

  • Достижимый

  • Реалистичный

  • Время

. Smart Actrony Actcut It Suct To Actrony Actcut It Shoct Of Actrony Actcut It Shoct Of Actrony Acerony Actcut It Suct of Actrony Acerony Actcut. ингредиенты, необходимые для успеха. Вот как разбить и подойти к каждой части:

Конкретный

Имейте в виду, что вы ставите перед собой SMART-цель для достижения конкретной цели, а не общей. Вы не просто хотите, чтобы какая-то инициатива была успешной, вы хотите, чтобы ваш конкретный проект был успешным. Чтобы убедиться, что вы можете их достичь, убедитесь, что ваши цели соответствуют тому, над чем вы работаете.

Например, вместо того, чтобы ставить цель собрать больше денег, вы можете поставить цель собрать 20 000 долларов к концу года. Это гораздо более конкретно и дает вам дорожную карту для работы. В этом случае вы можете разбить, сколько вам нужно собирать каждый день, чтобы достичь своей цели, а затем создать план действий, который позволит вам достигать этого числа каждый день.

Измеримый

«М» в SMART означает «измеримый», что помогает вам оценить успех или неудачу вашего проекта. У ваших целей должен быть какой-то объективный способ их измерения — будь то крайний срок, число, изменение в процентах или какой-либо другой измеримый элемент.

Один из способов сделать это — тесты. Контрольные показатели показывают, что является «нормальным» для конкретных повторяющихся сценариев в вашей компании, чтобы вы знали, чего ожидать. Используя стандартные контрольные показатели, вы можете установить более релевантные цели, которые легче измерить. Например, предположим, что у вас есть контрольный показатель, показывающий, что у вас есть три новые маркетинговые кампании каждый год, которые помогут вам достичь ключевых показателей эффективности. Затем вы можете использовать этот тест, чтобы установить измеримые цели для отслеживания прогресса как для запусков, так и для связанных с ними KPI.

Достижимый

Вы не хотите, чтобы ваши цели было легко достичь, но вы также хотите убедиться, что вы ставите перед собой цели, которые вы могли бы достичь. Достижимость говорит о том, что ваши цели не должны полностью выходить за рамки возможного. Задайте себе вопрос: входит ли цель в рамки вашего проекта? Если нет, то это недостижимо.

Предположим, вы хотите научиться говорить по-испански, чтобы быть конкурентоспособными в своей области. Если вы никогда раньше не говорили ни слова по-испански, вы не можете ожидать, что к следующему месяцу будете говорить свободно. Это просто недостижимая цель. Тем не менее, вы можете поставить перед собой цель изучать иностранный язык по 20 минут каждый день. Установив последовательную практику, вы сможете поставить перед собой более достижимую цель.

А как насчет амбициозных целей — достижимы ли они?

Дополнительные цели — это цели, которые целенаправленно ставят перед собой сложные задачи. Например, если вы обычно получаете 30 000 посетителей в месяц на свой веб-сайт, натяжной целью будет получение 50 000 посетителей в месяц. Это большая прибавка! Но эта амбициозная цель все еще находится в пределах возможного. Убедитесь, что вы ставите перед собой амбициозные цели, а не недостижимые, например, стремитесь перейти с 30 000 посетителей в месяц на 300 000 посетителей в месяц.

Реалистичный

«A» и «R» в SMART тесно связаны. В дополнение к установке достижимых целей, вы также хотите установить реалистичные. Например, может быть, цель достижима, но для ее достижения потребуется, чтобы каждый член команды работал сверхурочно в течение шести недель подряд. Даже если это достижимая цель, она нереалистична. Убедитесь, что у вас есть и то, и другое, создав четкий план управления ресурсами.

Используя наш пример достижимой цели — научиться говорить по-испански, цель — выделять 20 минут каждый день для практики испанского языка — реалистична и достижима. С другой стороны, цель практиковать испанский язык в течение двух часов каждый день, вероятно, нереалистична для большинства работающих взрослых, хотя технически она достижима.

Ограниченный по времени

Ваша SMART-цель должна иметь дату окончания. Без ограничения по времени ваш проект может затянуться, иметь неясные показатели успеха и страдать от расползания масштаба. Сроки создают ощущение срочности, поэтому краткосрочные задачи не тянутся к долгосрочным целям без необходимости. Если вы еще этого не сделали, обязательно наметьте четкий график проекта.

Сроки имеют решающее значение для достижения целей, поскольку они в значительной степени заставляют вас действовать. Если вы хотите уделять больше времени работе, вы можете поставить перед собой цель проверять электронную почту не более 30 минут каждый день. Но без дедлайна легко отмахнуться. Вместо этого представьте, что вы поставили перед собой цель проверять свою электронную почту только по 30 минут каждый день в течение одной недели — теперь это кажется более достижимым.

Каковы преимущества целей SMART?

Убедиться, что важные цели включают все компоненты SMART, может занять больше времени, чем установка обычных целей, но ценность, которую вы получаете от целей SMART, перевешивает дополнительное время, потраченное на процесс постановки целей. Цели не должны быть чем-то, что вы поставили и забыли — они являются ключевой частью процесса планирования вашего проекта. Установив цели SMART, вы и ваша команда получите:

  1. Четкое общение и согласование. Когда ваша проектная группа точно знает, над чем они работают, они более мотивированы и слажены как команда. Члены команды, которые знают, как их индивидуальная работа способствует достижению более широких целей компании, в 2 раза более мотивированы, чем их коллеги. Постановка SMART-целей и обмен ими помогут вам повысить мотивацию всей вашей команды.

  2. Ясность на пути к успеху проекта. Бывало ли так, что вы когда-нибудь доходили до конца проекта и не знали, достигли ли вы поставленных целей или нет? Цели SMART помогут вам установить четкие цели, чтобы вы могли избежать расплывчатых или запутанных формулировок целей.

  3. Четкая дорожная карта и финишная черта. С целями SMART вы точно знаете, чего хотите достичь и когда вы этого ожидаете. Вы убедились, что эти цели реалистичны и достижимы. И вы знаете, что сможете измерить их, чтобы увидеть, попали вы в них или нет.

  4. Отслеживаемые показатели.  Когда вы закончите свой проект, цели SMART помогут вам оценить его успех. Не корите себя, если вы этого не достигли. Фактически, в Asana мы стремимся достичь около 70% наших целей. Таким образом, мы знаем, что ставим сложные, но достижимые цели. Независимо от того, достигли ли вы своей цели или нет, SMART-цели могут помочь вам оценить вашу цель, и вы можете извлечь из этого уроки.

Ставьте цели и достигайте их с помощью Asana

5 примеров целей SMART

Готовы начать? Прежде чем вы напишете свои собственные цели SMART, вот пять примеров целей SMART и то, как каждая цель соответствует критериям SMART.

1. Бизнес-цель

  • Пример: Производить как минимум три различных типа крупномасштабных маркетинговых материалов (например, электронные книги, вебинары, видео, одно- или двухстраничные распродажи) в месяц за Q1.

  • Почему это SMART: Эта бизнес-цель конкретна (крупномасштабные маркетинговые активы) , измерима (три разных типа) , достижима и реалистична (это зависит от количества членов команды проекта, но мы можем предположить достаточно, чтобы покрыть три актива в месяц), и ограниченные по времени (в месяц за Q1) .

2. Цель команды

  • Пример:  В первой половине 22 финансового года команда разработчиков будет сотрудничать в пяти межфункциональных проектах, посвященных тестированию удобства использования, опросам клиентов, маркетингу клиентов или исследованиям и разработкам.

  • Почему это SMART:  Эта цель конкретна (проекты, направленные на тестирование удобства использования, опросы клиентов, маркетинг клиентов или исследования и разработки) , измеримая  (пять межфункциональных проектов) , достижимая (пять проектов) через шесть месяцев), реалистичный (проект охватывает всю команду разработчиков) и ограниченный по времени (в течение первой половины 22 финансового года) .

3. Профессиональная цель

  • Пример:  В течение 2021 года я буду развивать свои управленческие навыки с помощью наставничества по крайней мере с двумя подопечными либо из Групп ресурсов сотрудников нашей компании, либо из моей сети выпускников.

  • Почему это SMART:  Эта цель конкретна (управленческие навыки посредством наставничества) , измерима (не менее двух подопечных) , достижима и реалистична (этот человек предложил себе два разных способа найти подопечных) ) и с привязкой ко времени (в течение 2021 г.) .

4. Личная цель

  • Пример:  Я буду тренироваться, чтобы пробежать мартовский полумарафон в Сан-Диего менее чем за два часа.

  • Почему это SMART:  Эта цель конкретна (полумарафон в Сан-Диего) , измерима (менее чем за два часа) , достижима (два часа — амбициозный, но выполнимый темп для большинства бегунов при надлежащей подготовке ), реалистичный (этот человек заявил, что будет тренироваться в рамках подготовки к полумарафону) и ограниченный по времени (март) .

5. Некоммерческая цель

  • Пример:  Мы предоставим 100 часов бесплатных занятий по математике и истории для учащихся средней школы в течение февраля.

  • Почему это SMART:  Эта цель конкретна (репетиторство для учащихся средних классов по математике и истории) , измерима  (100 часов) , достижима и реалистична (в зависимости от количества добровольцев, имеющихся в некоммерческой организации) , и ограничены по времени (в течение февраля) .

Прочтите: Как составить стратегический план для вашей некоммерческой организации (с помощью шаблона)

6 шагов к достижению цели SMART

Когда вы будете готовы поставить собственную цель SMART, начните с написания цели проекта в виде предложение или два. Затем примените каждый из пяти атрибутов SMART к своей цели и убедитесь, что вы охватили все свои основы. Используйте этот шаблон, чтобы попрактиковаться в постановке интеллектуальных целей:

1. Исходная цель:   Запишите свою первоначальную цель. Не беспокойтесь о том, что это не совсем SMART — мы вернемся к этому позже в шаблоне.

2. Конкретизируйте:   Определяет ли ваша цель то, что вы хотите делать? Если нет, переработайте язык, чтобы он соответствовал вашему конкретному проекту.

3. Сделайте это измеримым:   Вы установили, как вы будете измерять свою цель после завершения проекта? Если нет, добавьте способ измерения успеха или неудачи в конце вашего проекта.

4. Сделайте это достижимым:   Можете ли вы достичь своей цели, учитывая объем вашего проекта? Убедитесь, что эта конкретная цель соответствует возможностям вашего проекта.

  • Пример, продолжение: разработайте и используйте хэштеги для конкретных компаний в сочетании с популярными хэштегами в нашей отрасли, чтобы получить 1000 новых подписчиков в Instagram.

5. Сделайте это реалистичным:   Может ли ваша проектная группа достичь поставленной цели? Даже если это амбициозная цель, убедитесь, что вы можете достичь ее с помощью своих ресурсов.

  • Пример, продолжение: публикуйте посты один раз в день в Instagram и убедитесь, что каждый пост содержит сочетание хэштегов, характерных для компании, и популярных хэштегов в нашей отрасли, чтобы получить 1000 новых подписчиков в Instagram.

6. Ограничьте время:   Когда вы достигнете своей цели? Убедитесь, что вы уточнили свою целевую дату или временные рамки в своей SMART-цели.

  • Пример, продолжение: публикация в Instagram каждый рабочий день в первой половине 22 финансового года. Убедитесь, что каждый пост содержит сочетание хэштегов, характерных для компании, и популярных хэштегов в нашей отрасли, чтобы к 30 июня набрать 1000 новых подписчиков в Instagram.

Что делать после создания целей SMART

Отслеживаете ли вы свои цели в электронных письмах, на собраниях или в электронных таблицах? Если да, то вы не одиноки. Согласно отчету Asana Goals Report, 53 % компаний отслеживают свои цели по электронной почте, 36 % отслеживают их в электронных таблицах и 31 % отслеживают их на личных встречах.

Сложность отслеживания ваших целей заключается в том, чтобы найти способ связать ваши цели с повседневной работой вашей команды. Вы потратили все это время на то, чтобы создать SMART-цель, и если вы будете помнить о ней, это поможет вам ее достичь. В Asana мы считаем, что цели должны быть тесно связаны с работой, с которой они связаны. Вот как это сделать:

1. Поделитесь своими SMART-целями с заинтересованными сторонами проекта и членами команды

В начале проекта убедитесь, что вы донесли свои SMART-цели до всех, кто участвует в работе. Ваши SMART-цели должны направлять всю вашу команду при работе над результатами проекта, чтобы вы точно знали, достигли ли вы своих целей проекта.

Лучший способ сделать это — использовать инструмент управления работой, такой как Asana. Таким образом, ваша команда будет иметь центральный источник достоверной информации со всей информацией в одном месте — от вашей повседневной работы до целей вашего проекта. Вместо того чтобы прятать свои цели в документах, презентациях и других труднодоступных местах, свяжите их с вашей повседневной работой, чтобы все были мотивированы, сосредоточены и находились на одной странице.

2. Регулярно проверяйте прогресс

В дополнение к тому, что вы делитесь своими целями SMART с вашей командой в начале вашего проекта, убедитесь, что вы периодически измеряете прогресс, которого вы достигли в достижении своей цели. Вы не хотите работать над проектом, а затем в самом конце работы обнаружить, что не достигли своих целей. Вы усердно работали над постановкой конкретных, измеримых целей по какой-то причине — вы можете использовать их как путеводную звезду и при необходимости корректировать курс в ходе проекта.

Лучший способ регулярно проверять свои цели SMART — еженедельно отправлять обновления статуса проекта. Обновления статуса — это отличный способ отметить важную работу, проделанную вашей командой, любые предстоящие вехи и узнать, идете ли вы по намеченному пути.

3. Оцените свой успех

Цели SMART вносят ясность в ваш процесс постановки целей, поэтому вы можете точно оценить, достигли ли вы своих целей проекта. Если вы это сделали, пришло время отпраздновать! И даже если вы этого не сделали, наличие таких четких целей — и регулярная проверка ваших целей — может помочь вам лучше всего определить, что пошло не так и где вы можете добиться большего в следующий раз.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts