Постановка целей по SMART (СМАРТ) на примерах — PowerBranding.ru
Основы → Маркетинговая стратегия: теория и практика → Цели по SMART: подробный обзор
Технология SMART (СМАРТ) — современный подход к постановке работающих целей. Система постановки smart — целей позволяет на этапе целеполагания обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам процесса ясные, точные, конкретные задачи.
SMART является аббревиатурой, расшифровка которой: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Каждая буква аббревиатуры SMART означает критерий эффективности поставленных целей. Рассмотрим каждый критерий smart цели более подробно.
Specific: Конкретный.
Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:
- Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему?
- Кто вовлечен в выполнение цели?
- Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?
Всегда действует правило: одна цель — один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.
Measurable: Измеримый
Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:
- Когда будет считаться, что цель достигнута?
- Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?
- Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?
Achievable or Attainable: Достижимый
Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой — вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений.
Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели.
Relevant: Значимый
Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи? Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды — такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании.
Иногда Relevant заменяют на Realictic (реалистичный).
Time bound: Ограниченный во времени
Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.
Примеры SMART целей
Приведем несколько примеров постановки SMART целей в компании:
Направление задачи | Пример цели по SMART | Комментарии автора |
Увеличение продаж | Увеличить продажи бренда А на территории России к концу года на 25% | Конкретность цели определяется указанием % роста, региона продаж и названия бренда. Цель ограничена по времени годовым периодом, может быть измерена с помощью статистики продаж компании. Достижимость цели может быть определена только специалистами компании. Но предположим, что бренд получит необходимый уровень инвестиций для роста продаж. Цель значима, так напрямую связана с эффективностью бизнеса. |
Продвижение товара | Достичь уровня знания товара А среди молодой аудитории на уровне 51% через 3 года, после запуска товара на рынок. | Цель конкретна, так как указана целевая аудитория и название бренда. Цель ограничена во времени и может быть измерена с помощью опроса. Достижимость может быть определена только специалистами компании, но предположим, что компания выделит необходимый уровень инвестиций для достижения планового показателя. Цель значима, так как знание товара имеет прямую корреляцию с продажами продукта. |
Увеличение дистрибуции | Завести бренд компании в количестве 3 SKU в ТОП-10 ключевых торговых сетей до июля 2014 года. | Конкретность цели подтверждается указанием количества позиций и списка сетей. Цель имеет четкий срок выполнения и может быть явно измерена с помощью проверки отгрузок компании в данные сети. Достижимость цели может оценить только специалист по продажам, но предположим, что компания обеспечит отдел продаж необходимым бюджетом и рекламными материалами для листинга. Цель значима, так как дистрибуция в ключевые сети имеет прямое влияние на рост продаж. |
Готовые решения
Для постановки правильных целей предлагаем вам воспользоваться нашим шаблоном для постановки, анализа и управления маркетинговыми целями в компании, который вы можете скачать в разделе «Готовые шаблоны по маркетингу».
ТвитнутьPlease enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.comments powered by Disqus
Цели SMART: критерии и примеры
SMART — это техника постановки эффективных целей в менеджменте. Название содержит аббревиатуру по названиям критериев, которыми обладает правильно поставленная цель: specific (конкретная), measurable (измеримая), attainable (достижимая), relevant (актуальная) и time-bound (ограниченная во времени).
Из расшифровки ясно, что нужно учитывать в формулировке. Такая структура обеспечивает лучшее видение и понимание результата, а значит, с ней проще управлять процессом реализации и достигать цель.
Первое упоминание методики связано с именем Пола Дж. Мейера в 1965 году, а широкое распространение в бизнесе она получила в конце 80-х годов прошлого столетия. Сегодня подход активно применяется в бизнес-планировании, управлении проектами, маркетинге, интернет-маркетинге и других сферах вплоть до личного тайм-менеджмента.
В этой статье мы рассмотрим, что такое SMART-цели, их обязательные характеристики, алгоритм постановки, а также достоинства и недостатки — всё подкрепим примерами и опытом экспертов.
Что такое SMART-цели
Это цели, по которым вы максимально точно и детально расписываете желаемый результат для компании, её отдельно взятого подразделения или сотрудника.
Важно, чтобы формулировки были понятны всем, кто участвует в реализации. Только в этом случае цели действительно работают и упрощают жизнь организации и её сотрудников, а не усложняют управление и рутину.
Итак, цель понятна и эффективна, если она обладает следующими характеристиками:
- Конкретная;
- Измеримая;
- Достижимая;
- Актуальная;
- Ограниченная во времени.
И сразу спойлер: SMART — не волшебная таблетка для бизнеса. Этот подход не гарантирует, что любой желаемый результат получить просто, нужно лишь всё расписать по всем обязательных критериям. Он гарантирует то, что у вас появится четкое видение того, что нужно достичь, а также когда и как это нужно сделать.
Вернемся к характеристикам. Каждая из характеристик — критерий эффективности поставленной цели. Далее рассмотрим подробнее, что они означают и как им соответствовать.
Критерии SMART-целей
S (specific) – конкретная и прозрачная
Нужно, чтобы вы точно знали, какого результата от вас ждут и стремились к нему.
Чтобы сформулировать конкретную цель, ответьте на вопросы:
- Что вы ожидаете получить?
- Кто участвует в реализации?
Конкретная цель учитывает специфику продукта, к которому она относится, и указывает на действие, которое нужно для получения результата. Например, повысить конверсию сайта, увеличить объем продаж, повысить количество договоров с новыми клиентами.
Чтобы цель была еще более прозрачной и готовой к внедрению, укажите способ. Например, повысить конверсию сайта за счет роста юзабилити, увеличить объем продаж с помощью программы лояльности, повысить количество сделок благодаря повышению компетенций отдела продаж.
Как это реализуется на практике, рассказывает генеральный директор digital-агентства «Интериум» :
Разбираем всё на простые элементы, задаем при необходимости вопросы и формулируем на них ответы — и из этого вырастает пошаговая стратегия. Так мы определяем, что нужно: повысить узнаваемость бренда или улучшить репутацию, скорректировать позиционирование у целевых аудиторий, разбираемся, кто адресат этой информации, что мы хотим сказать аудитории, будет это запуск нового продукта или улучшение существующих сервисов и т.д.
Валерий Сидоренко
M (measurable) – измеримая
Второй смарт-критерий — возможность измерить её в абсолютном или процентном представлении. Измерять стоит как по конечному продукту, так и промежуточным итогам деятельности, так как эффективное управление — это гибкое управление с контролем на всех этапах и уровнях.
Чтобы сформулировать измеримую цель, ответьте на вопросы:
- По какому показателю вы определите, что достигли цели?
- Какое значение данного показателя будет признаком того, что вы достигли желаемого итога?
Если измерить не получается, работать с такой целью будет затруднительно, а уж тем более анализировать и мониторить её выполнение сотрудниками. Например, невозможно количественно точно измерить, насколько клиент счастлив, а значит, сделать клиентов счастливее — это не цель, а скорее, не самый удачный рекламный лозунг и т.д.
Если вы хотите увеличить лояльность к компании — тогда формулировка по СМАРТ будет выглядеть примерно так: «Увеличить лояльность клиентов к компании на 20%». Она включает в себя несколько шагов — провести опрос и подсчитать баллы до мероприятий, провести какое-то действие, которое нацелено на повышение лояльности, провести опрос уже после мероприятия и только потом измерить, получилось достичь цели или нет.
Есть и более простые цели, которые проще измерить. Например, повысить конверсию сайта на 2%, увеличить объем продаж на 15%.
Например, в нашем видении для повышения узнаваемости необходимо увеличить количество сообщений о бренде в 2 раза или до 500 сообщений за определенный период. Другой пример: добиться улучшения репутации мы можем за счет усиления позитивной тональности в инфополе: так, например, реализуем соотношение позитивных и нейтральных упоминаний к негативным в пропорции три к одному или можем запустить позитивные или нейтральные «волны» для определенных аудиторий. По сути в цифры мы превращаем даже эмоции — лайки и дизлайки. Реакции и другие действия аудитории можно выразить в уровне вовлеченности. Такую конкретную и измеримую цель будет проще достигать. Кроме измерения в цифрах мы сами должны понимать, зачем нужны эти 5 000 подписчиков, что это даст. Получив ответ на этот вопрос, мы сможем сделать свою работу лучше.
Валерий Сидоренко
A (attainable или achievable) – достижимая, реалистичная
Цель является достижимой, если её реально достичь с учетом внешних и внутренних ресурсов. На уровне организации для определения достижимости зачастую применяют SWOT-анализ.
Чтобы оценить реалистичность, ответьте на вопросы:
- Что поможет в достижении?
- Что помешает?
- Есть ли дополнительные условия, от которых зависит достижение?
На формулировке достижимость никак не сказывается. Если цель нереалистична и неадекватна для организации в принципе, то смысла её ставить нет — у сотрудников не будет мотивации пытаться сделать то, что изначально невозможно сделать.
R (relevant) – актуальная
Синонимы названия для этого критерия — обоснованная, полезная. Цель будет такой при условии, что желаемый итог не нарушает баланса с другими направлениями и приоритетами бизнеса, не противоречит миссии и стратегии компании.
Чтобы оценить актуальность цели, ответьте на вопрос:
- Зачем её достигать?
- Какие выгоды она принесет компании?
- Соответствует ли эта цель стратегии и миссии?
- Не противоречит ли она другим задачам организации?
- Не противоречит ли она рыночным тенденциям?
Если при прочтении формулировки возникает вопрос «Зачем», и вы не можете ответить на него — цель не обоснованная. Например, «Обеспечить конкурентное преимущество на рынке» — это не цель, а способ её достижения. Для чего нужно это конкурентное преимущество — это и есть цель, а не просто ради того, чтобы было.
Нам необходимо согласовать СМАРТ-цель с текущими задачами по развитию организации. Мы определяем, для чего нужен проект: ради повышения лояльности существующих клиентов или для привлечения новых? Стремимся повысить продажи, или хорошая репутация поможет кандидату на выборах?
Так цель становится максимально релевантной ключевым приоритетам заказчика. Конечно, это идеальная картинка, на практике бывают случаи, когда то, о чем просит заказчик, может не во всем соответствовать приоритетам других отделов, но рынок развивается, и в будущем этот элемент станет таким же значимым, как и остальные.Валерий Сидоренко
Соответствие критерию «Актуальность», ровно как и «Достижимости» предполагает, что необходимо провести анализ в ходе разработки. Здесь аналогично, если цель не согласована с общими направлениями развития организации — в ней нет смысла.
T (time-bound) – ограниченная во времени, отслеживаемая
Чтобы цель была не просто красивыми словами на бумаге, а реальным руководством к действию и инструментом мотивации, определите и пропишите, к какому числу её нужно достичь.
Это означает, что вам нужно составить график с окончательным сроком, либо прописать, как долго может длиться реализация СМАРТ-цели. Благодаря этому проще контролировать, укладываетесь ли вы в сроки, хватает ли вам временного ресурса на протяжении всего процесса, чтобы не профакапить дедлайны. Когда нет сроков — работа превращается в «работу ради работы».
Чтобы ограничить цель — ответьте на вопрос:
- За какой промежуток её реально достичь?
- За какой промежуток её нужно достичь?
Если применить этот критерий к примеру с повышением конверсии, формулировка будет звучать так: «Повысить конверсию сайта на 2% за полгода».
Далее в статье разберем пошагово, как сформулировать цель по SMART.
Алгоритм постановки SMART-целей
Шаг 1.
Сформулируйте потребностьОцените, что нужно поменять или улучшить в компании. Идеи можно почерпнуть, например, из SWOT-анализа. Посмотрите, из-за каких слабых сторон «проседает» эффективность, что можно улучшить, чтобы отстроиться от конкурентов или отладить бизнес-процессы.
Метод SMART можно применять к любой области организации: финансам, маркетингу, производству, управлению персоналом и так далее — ко всему, что можно прогнозировать и чем можно управлять.
Максимально сужайте: берите во внимание одну область, один аспект, чтобы соблюдалось правило «один результат = одна СМАРТ-цель».
По итогу этого этапа у вас будет краткая формулировка, что нужно сделать для организации. Например, вы берете процесс по привлечению клиентов и хотите повысить их количество.
Общая СМАРТ-формулировка, пока без уточнений по динамике и срокам, будет звучать как «Увеличить количество новых клиентов» — все дальнейшие этапы будем описывать на этом примере.
Шаг 2. Проверьте цель на актуальность
Определите, не противоречит ли эта цель приоритетам компании, и что благодаря её реализации поменяется в лучшую сторону для компании.
Очевидно, что любой бизнес стремится к коммерческому успеху. Допустим, вы осваиваете рынок и держите курс на расширение — тогда привлечение большего числа клиентов будет кстати и поможет в конечном итоге заработать больше выручки, а следовательно, и прибыли.
Цель должна быть весомой и значимой, а главное отвечать на вопрос «Зачем?». Например, работая с количеством верифицированных обращений, мы также отслеживаем конверсию в сделку, чтобы понимать, что наша работа принесет отдачу для бизнеса.
Мария Елисеева, спикер AGM Group
Случай, когда цель может быть неактуальной: если у вас настолько большой поток клиентов, что отдел продаж просто не справляется со всеми входящими заявками, или не хватает производственных мощностей для удовлетворения спроса со стороны целевой аудитории. В таком случае расширять клиентскую базу — это выстрел себе же в ногу.
Шаг 3. Определите количественные показатели
Например, выручка, охват аудитории, коэффициент конверсии (%), число повторных покупателей, упоминание и другие метрики, которые можно измерить и сравнить динамику по принципу «было — стало».
Определение показателей — важный этап, так как благодаря ему вы можете отслеживать свой прогресс по СМАРТ.
Учитывайте два момента. Во-первых, предварительно вы оцениваете, какую цифру вам хотелось бы получить, чтобы достичь желаемой выручки или прибыли. Во-вторых, эта цифра должна быть адекватной, реально достижимой, иначе смысла в постановке цели нет.
Для нашего примера количественный показатель — количество новых клиентов. Сколько именно клиентов нужно — ответить на этот вопрос можно с помощью прогноза, например, с помощью специального сервиса «Прогноз в Яндекс.Директ», если цель касается интернет-рекламы.
Допустим, мы хотим повысить количество клиентов на 10%. Значит, СМАРТ-цель будет звучать как: «Увеличить количество новых клиентов на 10%». Так, формулировка стала более конкретной, остается уточнить срок.
Шаг 4. Установите дедлайн
Составьте график, назначьте ответственных за выполнение и установите срок, в который нужно достичь цели. В графике пропишите плановые даты завершения по каждому этапу, чтобы было легче контролировать процесс.
Здесь требования те же: реалистичный желаемый срок завершения. Закладывайте достаточный ресурс времени, чтобы успеть выполнить все действия по достижению цели.
Как это сделать? Если у вас есть статистика за предыдущие периоды, вы можете оценить, получалось ли вам за аналогичный промежуток получать столько клиентов, в нашем случае.
Для примера возьмем период, который мы выделяем на запуск рекламной кампании по привлечению. Таким образом, получаем: «Увеличить количество новых клиентов на 10% за 3 месяца».
Шаг 5. Проверьте достижимость цели
Определите все ресурсные ограничения. К ним относятся:
- Временны́е ресурсы;
- Трудовые ресурсы;
- Информационные ресурсы;
- Денежные ресурсы;
- Компетенции;
и так далее.
Если всего достаточно — можно сформулировать цель и приступать к внедрению, если недостаточно — решить вопрос, откуда брать дополнительные ресурсы.
Цели ставятся достижимые, с учетом стоимости рынка и рентабельности затрат для клиента, чтобы его прибыль росла. Если ожидания клиента недостижимы и маловероятны, мы не берем в работу такую цель и обосновываем, почему мы так делаем.
Мария Елисеева
Шаг 6. Сделайте цель конкретной
Сформулируйте цель максимально четко, чтобы она была понятна всем, кто над ней работает. Для этого:
- Используйте глаголы-действия, чтобы цель была практически применимой;
- Укажите, каких показателей вы хотите достичь и в каком количественном выражении;
- Укажите, к какому числу или за какой период нужно достичь цели.
Наглядно принцип можно представить в виде таблицы:
Глагол-действие | Существительное (название показателя) | Целевой показатель | Срок или период выполнения | Для того, чтобы… (дополнительный пункт) |
Достичь, продать, выполнить, получить, привлечь, увеличить | Число клиентов, заказов, договоров, трафик, прибыль, оценку качества | На 30%, 200 клиентов, 100 договоров, в 2 раза | За 3 месяца, к 1 октября, до 2022 г. | Отстроиться от конкурентов, стать лидером рынка, масштабировать компанию, автоматизировать часть процессов |
Далее рассмотрим примеры постановки СМАРТ-целей из разных тематик бизнеса и прокомментируем, что в них правильно, а что — нет.
SMART-система постановки целей: примеры
Напомним, что применять SMART можно практически в любом виде деятельности — от локальных услуг типа парикмахерской, химчистки, до крупных отраслей вроде недвижимости и промышленного строительства, а также для любого направления деятельности компании.
В подтверждение — следующие два примера.
Пример 1 — СМАРТ по проектной деятельности: «Реализовать 12 проектов по строительству за год».
Эта цель является:
- Конкретной, так как есть определенное действие, в котором и заключается результат;
- Измеримой, так как есть количественный показатель — количество проектов;
- Достижимой, так как цифры взяты не с потолка, а выведены из анализа статистики за прошлый период — количества реализованных проектов и динамики роста этого показателя;
- Актуальной, так как компания работает на расширение, и у неё есть все необходимые ресурсы, персонал и оборудование. Всё просчитано в бизнес-плане, и расходы заложены в бюджет;
- Ограниченной по сроку, так как есть период, за который нужно реализовать указанное количество проектов, и в нем учли ежемесячную производительность.
Пример 2 — СМАРТ по SEO-оптимизации сайта: «Увеличить трафик на сайт с поисковых систем Яндекс и Google на 10% за 2 месяца с помощью поисковой оптимизации существующего контента».
Эта цель является:
- Конкретной, так как понятен результат, действие и способ — увеличить трафик посредством SEO-оптимизации;
- Измеримой, так как указано, на сколько процентов должен вырасти объем трафика;
- Достижимой, так как показатель задали с учетом производительности специалистов и прошлой статистики;
- Актуальной, так как органический трафик — рабочий источник целевых обращений для сайта компании, то есть заявки часто приходят именно из поиска;
- Ограниченной по сроку, так как предварительно изучили статистику.
Вот наглядный пример цели, которая соответствует всем SMART-критериям:
Далее рассмотрим реальный кейс, по которому понятно, как работает методика. Кейсом поделилась Ксения Юрьева, практикующий психолог и гештальт-терапевт онлайн-института детской и семейной психологии Smart.
Вводные данные: оптовая компания по продаже косметики ставит отделу продаж цель — за полгода увеличить количество заключаемых договоров.
Первый пункт — это конкретность. В нашем случае это звено компании, для которого ставиться задача и четкое понимание, что она будет реализовываться отделом продаж. В этом пункте всё ясно.
Второй пункт анализа — это измеримость. Вот с этим пунктом в формулировке есть ошибка. Нет конкретики желаемого результата, предлагаем пересмотреть данный параметр, допустим в процентах. Получаем: «Увеличить количество заключаемых договоров на 20%».
Третий пункт — достижимость. Необходимо проанализировать, благодаря какому фактору произойдут изменения. Достижение цели возможно за счет внедрения скриптов продаж и разработанному плану по обучению сотрудников.
Далее определяем важность. Цель важна, так как ведет к увеличению прибыли компании.
Последний пункт — это срок, он озвучен. Получаем технологию SMART для отдела продаж: за полгода увеличить количество заключаемых договоров с новыми клиентами на 20% за счет внедрения скриптов продаж.
Рассмотрим также пример из личного постановки СМАРТ-цели от предпринимателя Дмитрия Заборовского:
«Один из самых ярких результатов, который я получил с помощью SMART, был написание книги. Я поставил себе конкретную, измеримую, достижимую и реалистичную цель — написать книгу про ипотеку, а самое главное — определил срок её выполнения — до 30 сентября 2020 года. Если бы я не поставил срок, то цель превратилась бы просто в мечту.
Процесс написания книги затяжной и трудоемкий. Желание бросить всё на полпути одолевало меня регулярно. Однако я взял себя в руки и разделил цель на этапы — решил писать небольшой объем каждый день (не менее 1 часа в день).
Я почти год оставался после рабочего дня в офисе и работал над текстом книги. В итоге книгу я закончил даже на неделю раньше, чем планировал. Это пример того, как определение цели с помощью SMART помогает в её достижении».
Далее приведем примеры, как не надо формулировать СМАРТ-цели и поясним по каждому, почему это неправильно:
❌ Изучить рекламные материалы конкурентов
Это один из этапов конкурентного анализа, а не цель по SMART, так как он не проходит уже по первому критерию — конкретность, не говоря об остальных. Целью в данном случае будет ответ на вопрос: зачем изучать рекламные материалы.
✅ Увеличить количество заявок с сайта на 30% за 3 месяца
Теперь «Изучить рекламные материалы конкурентов» — это один из способов достижения СМАРТ-цели, который поможет сэкономить время и найти интересные решения для офферов. Разумеется мы никому не советуем копировать, но подсмотреть, проанализировать и сделать свое никогда не будет лишним.
❌ Повысить удовлетворенность сотрудников условиями труда
Здесь нет количественного показателя и его целевого значения. Возникает вопрос: в чем измеряется удовлетворенность сотрудников и как вообще её оценить? К тому же не указан срок, то есть формулировка не соответствует критерию ограниченности во времени.
✅ Повысить индекс удовлетворенности персонала на 50% за полгода
В этом варианте формулировки есть все составляющие: количественный показатель, желаемая динамика и срок, за который нужно достичь СМАРТ-цели.
❌ Сделать сайт более клиентоориентированным на 13%
В этом примере основная ошибка — в отсутствии четкого видения желаемого результата. Клиентоориентированный сайт — очень общее понятие. Что хотят конкретно: повысить число заявок, юзабилити, просмотры страниц или что-то другое — тема не раскрыта. Соответственно, раз нет показателя, то цифра 13% — попытка сделать цель измеримой — не имеет смысла.
✅ Повысить юзабилити сайта на 13% к 1 сентября 2021 г.
Здесь добавили показатель и срок — и цель стала более ясной и конкретной.
Если не соблюдены все критерии, в «пространстве цели» нет верного распределения энергии и фокуса внимания. В таком случае образуются лишние задачи, через которые происходит утечка энергии и цель не достигается в желаемом качестве или в задуманный срок, или и то, и другое. Благодаря системе SMART-критериев, каждый этап, который ведет к цели, определен настолько же, как и желаемый итог. Очень часто люди делают ошибки из-за того, что не учитывают детальную проработку промежуточных этапов.
Ксения Юрьева, психолог и гештальт-терапевт из онлайн-института детской и семейной психологии Smart,
Альтернативные варианты расшифровки SMART
За время существования системы её дорабатывали: добавляли критерии целей по SMART и по-новому расшифровывали существующие.
Вот примеры видоизмененных моделей:
— SMARTER — дополнительные критерии: оцениваемая (evaluated) и пересматриваемая (reviewed). Здесь уточнили, что цель по SMART — это такая цель, которую можно оценить на адекватность, достижимость и т.д. Критерий «Пересматриваемая» означает, что по мере изменения внешних и внутренних факторов цель можно и нужно пересматривать и корректировать. Например, в период экономического кризиса, при смене исполнителей, поставщиков и т.д.
— SMARTER — дополнительные критерии: экологичная (ecological) и записанная (recorder). Экологичность цели означает то, что изменения, которые повлечет за собой её выполнение, будут безопасными для компании и сотрудников. Записанная цель — зафиксированная на бумажном или электронном носителе.
— SMARTTA — дополнительные критерии: отслеживаемая (trackable) и согласованная с другими целями (agreed). Здесь ничего нового, просто сделали акцент на том, что выполнение цели нужно мониторить, и что ставим только цели, согласованные с другими целями компании.
Все известные варианты расшифровок, которые имеют место на практике:
S — это не только конкретная (specific), но также существенная (significant), расширяемая (stretchable), простая (simple).
M — это не только измеряемая (measurable), но и мотивирующая (motivational), значимая (meaningful), управляемая (manageable).
A — это не только достижимая (achievable, attainable), но и согласованная (agreed), приемлемая (acceptable), подходящая (appropriate), применимая на практике (actionable), ориентированная на действие (action-oriented), амбициозная (ambitious), согласованная с корпоративными целями (aligned with corporate goals).
R — это не только актуальная (relevant), но и реалистичная (realistic), ориентированная на результат (result oriented), обеспеченная ресурсами (resourced), обоснованная (reasonable).
T — это не только ограниченная во времени (time-bound), но и приуроченная к определенному времени (timed), отслеживаемая (trackable), тестируемая (testable), своевременная (timely).
Преимущества целей по SMART
Во-первых, цели по SMART можно использовать как инструмент мотивации сотрудников. Они подробно указывают каждому участнику, что требуется именно от него, каким будет его вклад в общую цель.
Комментарий Маши Елисеевой, спикера AGM Group, об измеримых целях:
«Постановка целей по SMART укоренилась, как мне кажется, во всей digital-среде. Мы в нашем агентстве все цели ставим по срокам, четкие, достижимые и, конечно, измеримые.
Все цели у нас привязаны к месячному и годовому периоду. К каждому периоду у нас идет четкий измеримый показатель эффективности (KPI). Обычно ключевыми мерилами являются количество целевых, то есть верифицированных, обращений и стоимость за лид. Также используем следующие метрики: охват, трафик на лендинг или сайт, уровень вовлеченности аудитории, число подписчиков.
Мы указываем тот или иной канал продвижения, их бюджет и прогноз по KPI. По каждому проекту у нас есть детальный медиаплан».
Во-вторых, по цели SMART проще составить алгоритм действий и сразу применять на практике, так как модель делает акцент на определенности, четкой структуре и четком видении.
В-третьих, еще на этапе целеполагания цель по SMART позволяет оценить, достаточно ли времени и других ресурсов для её достижения.
В-четвертых, метод универсальный — подходит как для деловых, так и для личных целей.
Систему можно применять как для краткосрочных простых задач — провести две встречи с клиентами А и Б до 12-00 понедельника такого-то числа, — так и для реализации важных жизненных целей, например, купить квартиру, написать книгу, пройти курс по английскому языку и т.д.
Дмитрий Заборовский, предприниматель
В каких случаях лучше всего использовать модель, рассказывает предприниматель Семен Сивцев:
«SMART отлично подходит для постановки задач с предсказуемым итогом:
- Когда нужно делегировать хорошо знакомые бизнес-процессы;
- Когда нужно описать инструкцию, регламент, техническую карту и прочее;
- Если регулярно формулировать цели по этой методике, можно выработать привычку действовать быстро и экономить время за счет увеличения доли конкретики, вытесняющей воду».
Во-первых, он не подходит для стратегических целей, только для краткосрочных.
SMART-технология — это отличный подход, когда надо ставить небольшие цели, которые можно достичь за короткий промежуток времени. К примеру, когда мы работаем с контентом или исправляем ошибки. При условии, когда цели более крупные, — скажем, рост посещаемости сайта, — то SMART-технология не будет полезной без широкого видения. Но в таком случае цели по SMART могут служить контрольными точками на пути к успеху.
Андрей Приображенский, сооснователь сервиса promkod.ru
Во-вторых, SMART не всегда подходит для целей, для которых сложно спрогнозировать итог. Примеры: деятельность, которая требует творческого подхода.
В-третьих, SMART подходит только в том случае, если у вас есть достаточное количество времени для планирования. В частности, на согласование с сотрудниками на предмет, понятна ли им цель в той же мере, как её понимаете вы, достижима ли она для каждого из них. Если что-то нужно решить срочно, выбирайте другие методы.
В-четвертых, здесь важно не попасть в такую ловушку: модель изначально разрабатывали не как способ постановки целей, а как способ их формулировки. Недостаточно, чтобы цель звучала, важно, чтобы она была адекватной и актуальной, поэтому рекомендуем в конце перепроверить её еще раз по критерию «Актуальность».
Как это работает в сфере управления проектами, рассказывает исполнительный директор группы компаний Smart Григорий Сарычев.
«Цели по SMART стоят перед каждым подразделением компании, и зачастую их достижение возможно только при взаимодействии разных подразделений. Например, проведение онлайн-марафона задействует отделы маркетинга, дизайна и производства, методологический отдел и отдел продаж.
Цель по SMART для всего процесса и декомпозируется на отдельные действия для каждого отдела и сотрудника.
Конкретность: онлайн марафон по семейной психологии (тема, сколько дней, артефакты марафона для пользователей и т. д.)
Измеряемость — количество участников марафона, стоимость привлечения участника, процент посещения из зарегистрировавшихся, процент посещения с первого до последнего дня, процент оставивших заявку на консультацию, оформивших заказ, совершивших покупку и т.д.
Достижимость — подбор спикеров, техническая возможность проведения и фиксации метрик, обработка полученных лидов сотрудниками отдела продаж.
Важность — какой доход это мероприятие принесет компании, как это скажется на имидже и узнаваемости бренда и т.д.
Определенность по срокам — выбор удачной даты, определение дедлайнов по всем подготовительным работам для успешного проведения онлайн марафона в конкретную дату.
Подобная фокусировка помогает всем участникам понять, что мы делаем, для чего мы это делаем и как мы будем это реализовывать. Но одной только постановки цели по SMART недостаточно.
Ведь, как правило, даже у одного сотрудника, не говоря о фокус-группе или отделе, есть не одна цель, а несколько, к тому же они переплетаются с задачами других сотрудников. Здесь остро встает вопрос о том, что делать сначала, а что потом, как засинхронить людей, работающих над общей целью.
Для этого мы используем сочетание SCRUM и Kanban. Каждый сотрудник получает свои стикеры с заданиями, привязанные к карточке общей цели, а руководитель проекта определяет совместно с руководителями подразделений, что именно будет выполняться в определенном спринте (у нас это неделя) и ежедневно контролирует выполнение на совещаниях.
Таким образом, использование SMART, конечно, необходимое, но недостаточное условие для качественного управления проектами. Изучение и внедрение дополнительных техник необходимо для того, чтобы управлять не только своими действиями, но и действиями компании в целом».
Важный момент, который, как правило, не учитывается в модели — обратите внимание, чтобы цель была мотивирующей и амбициозной, вела к развитию.
Своим опытом по использованию SMART и лайфхаками делится предприниматель Семен Сивцев:
«Главный недостаток заключается в том, что новым вводным в SMART взяться неоткуда. Методика в чистом виде не предполагает постоянного развития по умолчанию, и постепенно планирование через SMART начинает напрягать из-за того, что люди теряют время на описание одних и тех же задач.
Поэтому можно добавить в SMART планирование HADI циклы. Я немного модифицировал структуру, и вот что получилось: формулируется цель — обычно выполнить план по прибыли в таком-то периоде в таком-то объеме, чтобы получить такой-то бонус к окладу (это явная цель) и моральное удовлетворение от выполненной работы (или другие личные мотивы — это не явная цель).
Как выполнить этот план, описывается в теле плана:
1. Сформулированные по SMART цели по поиску гипотез (H — от HADI). Образование и самообразование, консультации и встречи, командировки и новые впечатления;
2. Сформулированные по SMART цели по тестированию действий из полученных гипотез (A — от HADI). Новые бизнес-процессы и их элементы, рынки сбыта и ЦА, системы планирования и отчетности, инструменты и т.д. Кроме того, обязательный отказ от старых процессов, рынков сбыта и т. д. Иначе новые цели невозможно будет уместить.
3. Сформулированные по SMART цели по планированию и отчетности (D — от HADI). Составление плана мероприятий и отчет по нему, расчет показателей для заработной платы (процент конверсии, средний чек, повторные продажи, количество встреч, выполнение плана по обороту и прибыли и др.), отчеты по расчету эффективности опробованных ранее действий.
4. Сформулированные по SMART цели по текущей деятельности. Предполагается, что это внедренные, подтвердившие свою эффективность, новые действия (I — от HADI).
Лучше всего, если итог будет перекрывать запланированную цель в два-три раза, потому что ни один план не реализуется никогда на 100%, кроме откровенной халтуры. Например, чтобы выполнить план Х по прибыли, нужно 8 встреч провести — запланируй 15-20 потенциальных клиентов. Как и всякий инструмент регулярного менеджмента, SMART имеет один главный недостаток — им надо заниматься всегда. Это не волшебный инструмент, но из всех мне известных он ближе всех к магии. Как, наверное, какие-то спортивные упражнения — эффект наблюдаешь на дистанции».
И, скорее не недостаток, а рекомендация. Цель может меняться из-за разных факторов, внешних и внутренних. Формулируйте цель так, чтобы её критерии можно было менять при необходимости.
В digital-отрасли бывают и ситуации, где есть процессная составляющая или много неизвестных: действия конкурентов и оппонентов, изменения в алгоритмах площадок, изменения в правилах соцсетей, внешние инфоповоды косвенные и т.д. Временные ограничения должны быть четкими, но адекватными и гибкими. Важно постоянно замерять и корректировать действия, а значит, и стратегию, и сроки.
Валерий Сидоренко
В заключение
Цель по SMART — это своего рода инструкция для сотрудника или отдела, как прийти к желаемому результату. Она сработает, если цель, которую вы сформулируете, будет:
- Конкретной;
- Измеримой;
- Достижимой;
- Актуальной;
- Ограниченной во времени.
Например, «Заключить 700 договоров с новыми клиентами к 01.01.2022 благодаря повышению компетенций отдела продаж» — SMART, так как соответствует всем критериям. «Изучить рекламные материалы конкурентов» — это не SMART, так как цель не отражает конечный итог. Само по себе изучение рекламы конкурентов — это не цель, а одна из задач, которая поможет на пути к другой цели.
Чтобы разрабатывать эффективные цели — используйте следующий алгоритм:
- Сформулируйте потребность;
- Проверьте цель на актуальность;
- Сделайте цель конкретной;
- Определите количественные показатели;
- Установите дедлайн;
- Проверьте достижимость цели.
И в помощь вам — список вопросов, которые нужно задавать при формулировке целей по SMART. Можете сохранить и распечатать его или распространить между сотрудниками, чтобы у них всегда были перед глазами вопросы, на которые стоит опираться при постановке:
И напоследок — немного юмора: неявный SMART из драматической и не очень литературы. Обнаружил и поделился с нами предприниматель Семен Сивцев.
«Марк улыбнулся метрдотелю:
– Луи, принеси нам первым делом два мартини с водкой „Абсолют“. А потом, – он взглянул на свой массивный золотой „ролекс“, – ровно через семь с половиной минут принеси еще парочку. А затем приноси по два каждые пять минут – до тех пор, пока один из нас не отрубится.
Луис кивнул.
– Разумеется, мистер Ханна. Превосходная стратегия». (с) Джордан Белфорт, «Волк с Уолл-стрит».
Хотите тоже написать статью для читателей Yagla? Если вам есть что рассказать про маркетинг, аналитику, бизнес, управление, карьеру для новичков, маркетологов и предпринимателей. Тогда заведите себе блог на Yagla прямо сейчас и пишите статьи. Это бесплатно и просто
СМАРТ (SMART) — критерии грамотно поставленной цели
СМАРТ (SMART) — принцип, на соответствие которому полезно проверять поставленные цели.
Согласно этому принципу, цель должна быть:
- Specific — конкретной. Конкретика означает, что результатом формулировки цели является ответ на вопрос: «что сделать?». Варианты: Чего добиться? Где? Когда? С кем? В каком объеме? и т.д. В постановке цели не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки (оптимальный, достойный и т.п.), никаких расплывчатых и двусмысленных формулировок.
- Measurable — измеримой. Как ты узнаешь, что уже достиг своей цели? И в какой степени ты ее достиг? Если речь идет о количественной измеримости, нужно оперировать цифрами, если о качественной — к формулировке цели следует приложить задание. Если нет метрик, не всегда можно оценить результаты проделанной работы.
- Achievable — достижимой. Например, цель «стать профессионалом в хирургии за 3 месяца» едва ли достижима. В этом пункте важно трезво учесть профессиональные и личные качества, при этом можно себе ставить достаточно высокую «планку» и ориентироваться на напряженный ритм работы.
Из письма Н.И. Козлову: Заметил интересную свою особенность — До последнего времени очень часто срывался с намеченного плана из-за того, что резко ставил слишком большие и нереальные задачи. К примеру, когда-то хотел начать бегать с утра — в первый день встал и пробежал сразу около трех километров. От усталости чуть не заснул на работе и на следующее утро мог с трудом двигаться от боли в мышцах. В следующий раз вспомнил про бег с утра примерно через полгода. И реально осознал эту свою особенность только недавно, когда увидел то же самое в отчетах своего друга. Самое странное то, что читал я про это малоэффективное поведение очень много раз. Радует то, что рано или поздно я это понимаю.
- Result-oriented — ориентированной на Результат. А не на процесс.
- Time-limited — ограниченной по времени. При постановке цели важно определить конечный срок, а также учесть, что формулировка вроде «выполнить в течение 30 дней» ориентирует скорее на процесс, чем на результат. А цель «до 17 марта обзвонить и проинформировать 100 клиентов из базы данных, родить двух детей до 30 лет» — дает разумное ограничение по времени. Важно указать крайний срок ее исполнения (dead-line). Даже если цель масштабна и трудно указать дату, то в любом случае, она должна соотноситься с определенным сроком.
Пример формулировки цели в соответствии с принципом SMART
К 14-му июля написать и опубликовать на Психологосе статью «Как работать над собой», объемом не менее 1 страницы формата А4, которая заинтересует участников ресурса, и вызовет у них желание поделиться своим мнением, а также побудит их внести улучшения в статью.
Цели, соответствующие принципу SMART, отлично приспособлены для задач, в которых человек может достаточно четко и подробно описать желаемый результат. Основное преимущество формулирования целей по принципу SMART — это возможность программировать себя на их достижение. Четко и детально вообразив результат, человек настраивает себя на движение к нему. Однако у принципа SMART есть и особенность: акцент на конкретный осязаемый результат может помешать человеку увидеть и использовать новые возможности, позволяющие достигнуть желаемого совершенно другим путем.
Трактовки и вариации принципа SMART
Принцип SMART не является догматичным. В разных источниках встречаются разные расшифровки пяти пунктов этого принципа. Например:
- S — specific (конкретный), significant (значительный), stretching (гибкий)
- M — measurable (измеримый), motivational (мотивирующий или стимулирующий), manageable (осуществимый)
- A — attainable, achievable (достижимый), acceptable (желаемый), ambitious (амбициозный), action-oriented (ориентированный на действие), agreed upon (согласованный с целями более высокого уровня)
- R — realistic (реалистичный), relevant (значимый), reasonable (целесообразный, исходящий из здравого смысла), rewarding (рентабельный), result-oriented (ориентированный на результат)
- T — timely (своевременный), time-bound (ограниченный временными рамками), tangible (вещественный, осязаемый)
В том случае, когда руководитель ставит цель сотруднику, он может использовать принцип SMARTER. Это вариация, в которой традиционный SMART дополнен двумя пунктами, позволяющими повысить вероятность достижения цели, а именно:
- Evaluated — каждому этапу в достижении цели руководитель должен дать оценку, то есть наладить обратную связь;
- Reviewed — цель должна периодически пересматриваться и корректироваться руководителем на основании изменений внутри и вовне компании, например: в связи с появлением новых технологий и отмиранием старых, изменением рынка, сменой вкусов потребителей и т.д.
Другие способы постановки цели изложены в статьях Как ставить цели правильно и Как правильно формулировать цель в работе над собой.
Пока человек неткает, имеет привычку возражать и разыгрывает Жертву — ставить цели в формате СМАРТ бессмысленно, люди сопротивляются. Вначале нужно обучить людей элементарной личностной адекватности.
Как писать SMART-цели (с примерами)
5-секундное резюме
- Команды часто не достигают своих целей из-за отсутствия консенсуса в отношении определения успеха.
- Цели SMART используют определенный набор критериев, чтобы гарантировать, что цели четко определены и достижимы в течение определенного периода времени.
- Работа на каждом этапе создания SMART-цели может выявить случаи, когда приоритеты и ресурсы не совпадают.
Познакомьтесь с Джейн. Она менеджер по продукту в технологической компании среднего размера — назовем ее Techfirm, Inc. Джейн было поручено расширить использование мобильного приложения Techfirm.
Она знает, что для этого ей понадобятся все руки, но есть проблема. Когда в прошлом Джейн ставила цели для всей команды, они быстро сбивались с пути. Казалось, ни у кого не было четкого понимания того, как должен выглядеть успех. Прогресс не отслеживался достаточно внимательно. И неизбежно эта важная цель отошла на второй план (прежде чем полностью свалилась с плиты).
Вот почему на этот раз Джейн планирует использовать SMART-цели, чтобы составить план действий и не сбиться с курса.
Хотите начать прямо сейчас?
Используйте наш шаблон, чтобы определить различные компоненты вашей SMART-цели.
Что такое цели SMART?
SMART в SMART-целях означает конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные по времени.
Определение этих параметров так, как они относятся к вашей цели, помогает гарантировать, что ваши цели будут достижимы в течение определенного периода времени. Этот подход устраняет общие черты и догадки, устанавливает четкую временную шкалу и упрощает отслеживание прогресса и выявление пропущенных этапов.
Пример формулировки SMART-цели может выглядеть следующим образом: Наша цель — [измеримая цель] к [временным рамкам или срокам]. [Ключевые игроки или команды] достигнут этой цели за счет [каких шагов вы предпримете для достижения цели]. Достижение этой цели принесет [результат или пользу].
Как писать цели SMART
Давайте воспользуемся целью Джейн для проработки каждого компонента.
S: Конкретный
Чтобы цель была эффективной, она должна быть конкретной. Конкретная цель отвечает на такие вопросы, как:
- Что нужно сделать?
- Кто за это отвечает?
- Какие шаги необходимо предпринять для ее достижения?
Обдумывание этих вопросов поможет понять суть того, к чему вы стремитесь. Вот пример конкретной цели, которую может поставить Джейн:
КОНКРЕТНАЯ
Увеличить количество ежемесячных пользователей мобильного приложения Techfirm, оптимизировав наш список приложений в магазине и создав целевые кампании в социальных сетях.
М: Измеримый
Специфичность — хорошее начало, но количественная оценка ваших целей (то есть обеспечение их измеримости) упрощает отслеживание прогресса и определение того, когда вы достигли финишной черты.
Джейн и ее продуктовая команда хотят увеличить число пользователей своих мобильных приложений, но насколько? Если они получат хотя бы одну новую регистрацию, это технически положительный рост — значит ли это, что с ними покончено? То же самое касается их стратегии; на скольких платформах они будут размещать рекламу?
Чтобы сделать эту SMART-цель более эффективной, Джейн должна включить измеримые и отслеживаемые контрольные показатели.
ИЗМЕРИМЫЙ
Увеличьте количество ежемесячных пользователей мобильного приложения Techfirm на 1000 за счет оптимизации нашего списка приложений в магазине и создания целевых кампаний в социальных сетях для четырех платформ социальных сетей: Facebook, Twitter, Instagram и LinkedIn.
A: Достижимый
Это момент в процессе, когда вы подвергаете себя серьезной проверке реальностью. Цели должны быть реалистичными — , а не пьедесталов, с которых вы неизбежно падаете. Спросите себя: может ли ваша команда достичь поставленной цели?
Джейн может посмотреть на свою цель и понять, что, учитывая ее маленькую команду и их большую рабочую нагрузку, создание рекламных кампаний для четырех социальных платформ может откусить больше, чем они могут проглотить. Она решает ограничиться тремя социальными сетями, где она, скорее всего, найдет новых клиентов.
ДОСТИЖИМОЕ
Увеличьте количество ежемесячных пользователей мобильного приложения Techfirm на 1000, оптимизировав наш список приложений в магазине и создав целевые кампании в социальных сетях для трех платформ социальных сетей: Facebook, Twitter и Instagram.
Обеспечить достижимость цели намного проще, если ее ставите вы сами. Однако это не всегда так. Когда цели передаются откуда-то извне, не забудьте сообщить о любых ограничениях, с которыми вы можете работать. Даже если вы не можете изменить конечную цель, вы, по крайней мере, можете заранее заявить о своей позиции (и любых потенциальных препятствиях).
R: Релевантно
Здесь вам нужно думать об общей картине. Почему вы ставите цель, которую ставите?
Джейн знает, что приложение является огромным фактором лояльности клиентов, и что рост их использования приложения может иметь большое значение для достижения целей компании по прибыли. Теперь она пересматривает свое заявление, чтобы отразить этот контекст.
Актуально
Увеличьте количество ежемесячных пользователей мобильного приложения Techfirm на 1000, оптимизировав наш список приложений в магазине и создав целевые кампании в социальных сетях для трех платформ социальных сетей: Facebook, Twitter и Instagram. Поскольку мобильные пользователи, как правило, используют наш продукт дольше, расширение использования нашего приложения в конечном итоге повысит прибыльность.
T: с привязкой ко времени
Чтобы правильно измерить успех, вы и ваша команда должны быть на одной волне относительно достижения цели. Каков ваш временной горизонт? Когда команда начнет создавать и реализовывать поставленные задачи? Когда они закончат?
Цели SMART должны иметь встроенные параметры, связанные со временем, чтобы каждый знал, как не сбиться с пути в установленные сроки.
Когда Джейн включит эти даты, ее цель SMART будет достигнута.
ограничено по времени
Увеличить количество ежемесячных пользователей мобильного приложения Techfirm на 1000 в течение первого квартала 2022 года. Это будет достигнуто за счет оптимизации списка наших магазинов приложений и создания целевых кампаний в социальных сетях, которые начнутся в феврале 2022 года. в трех социальных сетях: Facebook, Twitter и Instagram. Поскольку мобильные устройства являются нашей основной точкой конверсии для подписок платных клиентов, расширение использования нашего приложения в конечном итоге приведет к увеличению продаж.
Знание того, как ставить цели с помощью схемы SMART, поможет вам добиться успеха в постановке и достижении целей, независимо от того, насколько они велики или малы.
Подпишитесь на Work Life
Получайте подобные истории на свой почтовый ящик
Цели SMART — обучение тайм-менеджменту от MindTools.com никогда не забивать.
– Билл КоуплендВы когда-нибудь чувствовали, что много работаете, но ничего не добиваетесь? Возможно, вы не заметите улучшения в своих навыках или достижениях, когда будете размышлять о последних пяти или десяти годах. Или, возможно, вы изо всех сил пытаетесь понять, как вы будете реализовывать свои амбиции в течение следующих нескольких лет.
Многие люди проводят свою жизнь, перескакивая с одной работы на другую или спеша, пытаясь сделать больше, но на самом деле добиваясь очень мало. Постановка целей SMART означает, что вы можете прояснить свои идеи, сосредоточить свои усилия, продуктивно использовать свое время и ресурсы и повысить свои шансы на достижение того, чего вы хотите в жизни.
В этой статье мы рассмотрим, что такое цели SMART, и посмотрим, как их можно использовать для достижения своих целей.
Узнайте, как ставить цели SMART с помощью нашего видео и стенограммы.
Что означает SMART?
SMART — это аббревиатура, которую вы можете использовать при постановке целей.
Его критерии обычно приписываются концепции Питера Друкера «Управление по целям». Первое известное использование этого термина встречается в ноябрьском выпуске Management Review Джорджа Т. Дорана за 1981 год. С тех пор профессор Роберт С. Рубин (Университет Сент-Луиса) написал об SMART в статье для Общества промышленной и организационной психологии. Он заявил, что SMART стал означать разные вещи для разных людей, как показано ниже.
Чтобы ваши цели были ясными и достижимыми, каждая из них должна быть:
- S конкретной (простой, разумной, значимой).
- M измеримый (значимый, мотивирующий).
- A достижимый (согласованный, достижимый).
- R elevant (разумный, реалистичный и обеспеченный ресурсами, основанный на результатах).
- T с привязкой ко времени (с учетом времени, с ограничением по времени, с ограничением по времени/стоимости, своевременно, с учетом времени).
Профессор Рубин также отмечает, что определение аббревиатуры SMART может нуждаться в обновлении, чтобы отразить важность эффективности и обратной связи. Однако некоторые авторы расширили его, включив дополнительные области внимания; SMARTER, например, включает
Как использовать SMART-цели
Пол Дж. Мейер, бизнесмен, автор и основатель Success Motivation International, описывает характеристики SMART-целей в своей книге 2003 года «Отношение — это все: если вы хотите преуспеть выше и выше». Мы расширим его определения, чтобы узнать, как создавать, развивать и достигать своих целей:
1. Конкретная
Ваша цель должна быть ясной и конкретной, иначе вы не сможете сосредоточить свои усилия или почувствуете подлинную мотивацию для ее достижения. При формулировании цели постарайтесь ответить на пять вопросов типа «W»:
- Чего я хочу достичь?
- Почему эта цель важна?
- Кто участвует в ?
- Где находится ?
- Какие ресурсы или ограничения задействованы?
Пример
Представьте, что в настоящее время вы работаете директором по маркетингу и хотели бы стать главой отдела маркетинга. Конкретной целью может быть: «Я хочу получить навыки и опыт, необходимые для того, чтобы стать руководителем отдела маркетинга в моей организации, чтобы я мог построить свою карьеру и возглавить успешную команду».
2. Измеримые
Очень важно иметь измеримые цели, чтобы вы могли отслеживать свой прогресс и сохранять мотивацию. Оценка прогресса помогает вам оставаться сосредоточенным, укладываться в сроки и чувствовать волнение от приближения к цели.
Измеримая цель должна отвечать на такие вопросы, как:
- Сколько?
- Сколько?
- Как я узнаю, когда это будет выполнено?
Пример
Вы можете оценить свою цель по приобретению навыков, чтобы стать руководителем отдела маркетинга, определив, что вы пройдете необходимые учебные курсы и приобретете соответствующий опыт в течение пяти лет.
3. Достижимый
Ваша цель также должна быть реалистичной и достижимой, чтобы добиться успеха. Другими словами, это должно расширять ваши возможности, но при этом оставаться возможным. Когда вы ставите достижимую цель, вы можете определить ранее упущенные возможности или ресурсы, которые могут приблизить вас к ней.
Достижимая цель обычно отвечает на такие вопросы, как:
- Как я могу достичь этой цели?
- Насколько реалистична цель с учетом других ограничений, таких как финансовые факторы?
Пример
Возможно, вам следует спросить себя, реально ли развить навыки, необходимые для того, чтобы стать руководителем отдела маркетинга, исходя из вашего существующего опыта и квалификации. Например, есть ли у вас время для эффективного прохождения необходимого обучения? Доступны ли вам необходимые ресурсы? Вы можете себе это позволить?
Совет:
Остерегайтесь ставить цели, над которыми есть власть у кого-то другого. Например, «Получите это продвижение!» зависит от того, кто еще подает заявку, и от решения рекрутера. Но «Получить опыт и обучение, которые мне необходимы для продвижения по службе» — это , полностью зависит от вас.
4. Актуальность
Этот шаг направлен на то, чтобы убедиться, что ваша цель важна для вас и согласуется с другими значимыми целями. Нам всем нужна поддержка и помощь в достижении наших целей, но важно сохранять над ними контроль. Итак, убедитесь, что ваши планы продвигают всех вперед, но при этом вы несете ответственность за достижение своей цели.
Соответствующая цель может ответить «да» на следующие вопросы:
- Кажется ли это стоящим?
- Сейчас подходящее время?
- Соответствует ли это другим нашим усилиям/потребностям?
- Подхожу ли я для достижения этой цели?
- Применимо ли это в текущих социально-экономических условиях?
Пример
Возможно, вы захотите получить навыки, чтобы стать руководителем отдела маркетинга в своей организации, но сейчас подходящее время для прохождения необходимого обучения или повышения квалификации? Вы уверены, что подходите на роль руководителя отдела маркетинга? Учитывали ли вы цели вашего партнера? Например, если вы хотите создать семью, не усложнит ли это обучение в свободное время?
5.
Ограниченные по времениУ каждой цели должна быть установленная дата, чтобы у вас был крайний срок, на котором нужно сосредоточиться, и над чем работать. Эта часть критериев цели SMART помогает предотвратить приоритет повседневных задач над долгосрочными целями.
Ограниченная по времени цель обычно отвечает на следующие вопросы:
- Когда?
- Что я могу делать через шесть месяцев?
- Что я могу делать через шесть недель?
- Что я могу сделать сегодня?
Пример
Для получения навыков руководителя отдела маркетинга может потребоваться дополнительная подготовка или опыт, как мы упоминали ранее. Сколько времени вам понадобится, чтобы приобрести эти навыки? Нужна ли вам дополнительная подготовка, чтобы иметь право на сдачу определенных экзаменов или квалификаций? Важно дать себе реалистичные временные рамки для достижения более мелких целей, которые необходимы для достижения вашей конечной цели.
Получите бесплатный информационный бюллетень
Изучайте новые профессиональные навыки каждую неделю, а также получайте бонус Тайм-менеджмент рабочая тетрадь, бесплатно !
Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности
Используется с разрешения The Meyer Resource Group,® Inc.
Плюсы и минусы целей SMART
SMART — это эффективный инструмент, обеспечивающий ясность, сосредоточенность и мотивацию, необходимые для достижения ваших целей. Это также может улучшить вашу способность достигать их, поощряя вас определять свои цели и устанавливать дату завершения. Цели SMART также просты в использовании кем угодно и где угодно, без необходимости в специальных инструментах или обучении.
Различные интерпретации SMART означают, что он может потерять свою эффективность или быть неправильно понятым. Некоторые люди считают, что SMART плохо работает для достижения долгосрочных целей, потому что ему не хватает гибкости, в то время как другие предполагают, что он может задушить творчество. Для получения дополнительной информации о потенциальных недостатках SMART см. нашу статью «Теория постановки целей Локка».
Совет:
Другие ресурсы по постановке целей см. в наших статьях «Золотые правила постановки целей», «Использование правильно сформулированных результатов при постановке целей», «Постановка личных целей» и «Карта сокровищ».
Ключевые моменты
SMART — это хорошо зарекомендовавший себя инструмент, который вы можете использовать для планирования и достижения своих целей. Хотя существует несколько интерпретаций значения аббревиатуры, наиболее распространенной из них является то, что цели должны быть S конкретными, M измеримыми, A достижимыми, R соответствующими и T ограниченными во времени.
Используя SMART, вы можете ставить четкие, достижимые и значимые цели, а также разрабатывать мотивацию, план действий и поддержку, необходимые для их достижения.
Что такое цели SMART? Определение и лучшие практики
Когда мы определяем наши цели и ключевые показатели эффективности (KPI) для любого делового или личного случая, мы должны убедиться, что мы действительно ставим цели, которые имеют значение. Цели, задачи и KPI — это инструменты. У них есть применение. Как и любой инструмент, их необходимо разрабатывать и использовать с намерением, а передовой практикой определения целей и ключевых показателей эффективности является использование критериев SMART. В этой статье мы определим критерии SMART на соответствующих примерах и предоставим несколько рекомендаций по созданию собственных целей SMART.
Что такое цели SMART?
Цели SMART — это цели, которые устанавливают цели и ключевые показатели эффективности в точной и простой форме. Впервые описанный в печати в 1981 году автором Джорджем Т. Дораном, а затем расширенный профессором Робертом С. Рубеном, SMART — это акроним, который расшифровывается как:
- S pecific
- M измеримый
- А достижимый
- R реалистичный
- T привязанный ко времени
SMART утверждает, что четкие, достижимые, стратегические цели являются наиболее эффективным способом создания конкретных этапов и показателей. Вместо общей цели, такой как «увеличение продаж», мы могли бы рассмотреть цель SMARTer, например «увеличить продажи премиальной подписки в феврале по сравнению с прошлым годом в Калифорнии на 4%». Цели SMART — это отдельные шаги хорошо продуманной стратегии для достижения более крупных целей. Если бы вы бежали марафон или взбирались на гору, SMART-цели были бы вехами на пути, сообщая вам, где вы находитесь и насколько хорошо вы справляетесь. Дело не только в том, чтобы дойти до конца, но и в том, какие шаги предпринять, чтобы туда добраться. KPI SMART — это то, что цели SMART используют в качестве подотчетных измерений, с началом и концом.
Конкретный
Четкое понимание ваших целей и ожиданий — это первый шаг к их достижению. Когда цели слишком широкие или расплывчатые, их легко пропустить. Если определение слишком широкое, их становится труднее измерить, а также труднее достичь. Излишняя расплывчатость допускает много ошибок и недоразумений. Это как взбираться на гору, не зная, какой длины путь, сколько времени он должен занять, каковы условия или даже что надеть во время этого пути. С конкретными целями вы можете увидеть форму пути от начала до конца. Конкретные KPI еще больше определяют путь с помощью контрольных показателей, гарантируя, что все точно знают, где вы находитесь. Когда вы создаете свою SMART-цель, попробуйте ответить на такие вопросы, как:
- Каковы конкретные шаги в нашем плане?
- Кто для этого нужен?
- Куда будут направлены наши усилия?
- Почему это важно для нашей долгосрочной стратегии?
- Как определить приоритет этой цели по сравнению с другими целями?
Пример конкретной SMART-цели: Если Супермен пытается «спасти мир», то он будет более конкретным, сузив цель до «предотвратить план Лекса Лютора». Это помогает Супермену быть намного более сосредоточенным на своих целях и помогает ему расставить приоритеты в том, чтобы остановить суперзлодея, а не спасать от вымирания находящегося под угрозой исчезновения белоклювого дятла.
Измеримый
Если вы не можете что-то измерить, вы не можете сказать, хорошо ли вы работаете, или вы отклонились от курса и вам нужно скорректировать курс. Помимо того, что вы должны быть конкретными в своих целях, вы должны быть в состоянии количественно оценить свои данные или указать, где вы продвигаетесь к своей цели. Установка измеримых целей и критериев также позволяет всем участникам оценивать свою работу и не сбиться с пути. При создании цели SMART попробуйте ответить на такие вопросы, как:
- Какие данные нам нужны?
- Где будут храниться наши данные и как мы получим к ним доступ?
- Являются ли наши данные надежными и поддающимися проверке?
- Что такое разумные вехи?
- На сколько хватит и на сколько не хватит?
- Как мы узнаем, что достигли своей цели?
Пример измеримой SMART-цели: Если ваша цель — взобраться на гору за день, то вы, вероятно, проведете небольшое исследование и спланируете, сколько миль преодолеваете в час, и отследите свой прогресс. Затем вы измерите свое расстояние и время в соответствии с вашей целью. Это гораздо более РАЗУМНЫЙ план, чем вместо того, чтобы смотреть на вершину горы днем и просто начинать идти, надеясь добраться до вершины к закату.
Достижимый
Важно смотреть на свои конечные цели и планировать цели, которые находятся в пределах реальных возможностей. Также важно не слишком увлекаться и использовать надуманные или недостижимые цели в качестве мотиваторов, постоянно преследуя невозможно высокую цель. Позвольте себе и вашим заинтересованным сторонам чувствовать себя мотивированными удовлетворением от достижений и реального прогресса. При постановке целей будьте амбициозны и стремитесь к успеху, но также понимайте внутренние и внешние ограничения. Достижение должно быть устойчивым. Когда вы создаете свою SMART-цель, попробуйте ответить на такие вопросы, как:
- Каковы необходимые шаги для достижения этой цели?
- Насколько у нас есть прямой контроль над достижением этой цели?
- Реалистична ли эта цель по сравнению с предыдущей производительностью?
- Что такое прецедент?
- Почему мы считаем, что эта цель достижима?
- Какие внешние (и внутренние) факторы могут помешать нам достичь этой цели?
Пример достижимой SMART-цели: Поисково-спасательные собаки имеют единственную цель — найти выживших после стихийных бедствий, таких как землетрясения или террористические акты. Чтобы поддерживать мотивацию собак в районах с особенно смертельным исходом, кинологи иногда прячут «фальшивых» выживших, чтобы собаки могли их спасти, чтобы у собак была мотивация продолжать свою тяжелую работу. Удовлетворение достижениями укрепляет и поддерживает постоянное хорошее поведение, связанное с достижениями.
Реалистичный (и актуальный)
Подобно указанным выше критериям достижения, цели также должны быть реалистичными и актуальными. Постановка недостижимых целей не заставит вашу команду стремиться к большему, но в то же время постановка слишком простых целей не сделает вашу команду лучше. Также важно убедиться, что ваши цели соответствуют вашим целям или бизнес-целям с течением времени. Ключевые показатели эффективности должны измерять ваши бизнес-цели по сравнению с краткосрочными и долгосрочными стратегиями, и можно корректировать критерии с течением времени. То, что работает сейчас, не всегда будет работать так же позже, и важно определить, когда бизнес нуждается в изменении. Помните о своих долгосрочных целях, но не бойтесь корректировать краткосрочную тактику, которая поможет достичь этих долгосрочных планов. Когда вы создаете свою SMART-цель, постарайтесь ответить на такие вопросы, как:
- Почему сейчас это цель?
- Почему это не было целью в прошлом?
- Кто подходящие люди для достижения этой цели?
- Как эта цель будет способствовать реализации долгосрочной стратегии?
- Какова ожидаемая рентабельность инвестиций (ROI)?
- Что бы это значило, если бы мы не достигли этой цели?
Пример реалистичной SMART-цели: Если вашей конечной целью является восхождение на Эверест, но вы никогда раньше не поднимались на гору целиком, было бы нереалистично отправиться прямо на Эверест. Критерии, предложенные выше, указывают на то, что вы должны сначала спросить себя, почему вы вообще должны пытаться подняться на Эверест, подходите ли вы для восхождения на Эверест, и что это будет означать, если вы не доберетесь до Эвереста. вершина. Если вы решили продолжить, вам нужно будет составить реалистичный график тренировок для подвига.
Ограниченные по времени
Последняя буква SMART часто упускается из виду, но невероятно важно иметь временные рамки для своих целей. Цель с привязкой ко времени может состоять либо из начальной и конечной точек, либо из набора временных параметров или вех. У вас может быть крайний срок для достижения определенных целей, чтобы не сбиться с пути. Или вы можете отслеживать показатели за определенный период времени, будь то ежедневно, ежемесячно или ежеквартально. Что бы вы ни выбрали, спланируйте заранее, чтобы убедиться, что ваши KPI могут быть измерены по прошествии времени, чтобы вы могли своевременно достичь своих целей. Когда вы создаете свою SMART-цель, попробуйте ответить на такие вопросы, как:
- Достижимо ли это в заданные сроки?
- Каково самое длинное и самое короткое время для достижения этой цели?
- Какие потенциальные блокираторы или факторы, связанные со временем, могут задержать прогресс?
- Чего мы достигли в аналогичные сроки в прошлом?
- Когда и как мы будем проверять прогресс?
- Что нам делать, если мы сбились с пути на полпути?
- Есть ли моменты, когда прогресс может естественным образом замедляться или ускоряться?
Пример SMART-цели с привязкой ко времени: В качестве простого примера со здоровьем рассмотрим всеми любимое новогоднее обещание: «Я собираюсь больше ходить в спортзал». SMART-цель в фитнесе может включать точное определение того, как часто и как долго мы будем ходить в спортзал. Вместо очень общей цели вы можете решить ходить в спортзал три дня в неделю по одному часу каждый день в течение следующего месяца. Или, если вы хотите похудеть, вы можете поставить фитнес-цель с привязкой ко времени, например: «Я собираюсь сбросить 10 фунтов в течение следующих трех месяцев». Затем вы можете выбрать контрольные точки каждые две недели, чтобы не отставать. Конечно, остальные критерии SMART должны определить другие детали того, как достичь этой цели.
Попробуйте Tableau бесплатно, чтобы создавать красивые визуализации с вашими данными.
Попробуйте Tableau бесплатно
Передовой опыт: Как составить свои собственные цели SMART
Когда мы сложим вместе все пять критериев SMART, мы получим убедительные и прямые цели. Но это еще не все. Теперь, когда у вас есть конкретное определение SMART, вот несколько рекомендаций, которые следует учитывать при постановке собственных целей.
1. Создавайте цели, которые отражают ваши уникальные потребности.
Цели SMART настолько хороши, насколько хороши установленные вами ключевые показатели эффективности. Не все потребности бизнеса одинаковы, даже в пределах одной отрасли. Выбор ключевых показателей эффективности, которые не отражают ваши бизнес-цели, только потому, что их использует кто-то другой или сообщение в Интернете говорит вам об этом, может направить вас в неправильном направлении. Хотя мы подробно говорим об определенных метриках, которых следует избегать, вы всегда должны тщательно взвешивать то, что наиболее целесообразно для ваших личных или деловых нужд.
2. Используйте SMART как форму коммуникации и прозрачности
Как и в любой другой форме коммуникации, наличие четкой информации помогает командам и менеджерам лучше действовать в соответствии с ней. SMART предназначен для того, чтобы предоставить способ сообщить, где именно вы находитесь и насколько хорошо вы справляетесь. Когда все в бизнесе понимают цели и критерии их достижения, они могут работать вместе, чтобы добиться успеха.
3. Тщательно спланируйте наилучший маршрут и отмечайтесь по пути
Это отличная идея – спланировать порядок операций и порядок достижений, которые помогут вам наилучшим образом достичь долгосрочных целей. Поскольку SMART делает упор на конкретные и небольшие цели, у вас, скорее всего, будет ряд целей; некоторые цели будут находиться в полете одновременно, а некоторые будут зависеть от успеха других целей. Используйте исторические данные, чтобы предвидеть возникающие проблемы и планировать контрольные точки для корректировки ключевых показателей эффективности. Если у вас есть цель, привязанная к году, вы можете запланировать проверку каждый квартал. Подобно использованию GPS, проверки могут помочь вам определить, отклоняетесь ли вы от курса.
4. Помните, что SMART предназначен не только для целей большой компании или команды.
SMART — это набор критериев, который чаще всего упоминается как невероятно полезный способ постановки и отслеживания бизнес-целей и показателей, но они также хорошо работают в личных целях. уровень. Почувствуйте возможность использовать критерии SMART для отдельного человека или небольшой команды. Когда сотрудники могут отслеживать, насколько хорошо они работают с большими целями и показателями, они могут лучше видеть, как их производительность напрямую повлияет на производительность организации в более широком масштабе. Или, если хотите, рассмотрите возможность использования SMART полностью вне бизнес-контекста. Ничто не мешает вам применить эти знания к новогоднему решению, цели в фитнесе, поиску работы, проекту по благоустройству дома или чему-либо еще.
5. Поймите, что SMART работает только в том случае, если долгосрочная стратегия хороша
Важно также признать, что SMART имеет два явных недостатка. Во-первых, SMART разбивает большую стратегию на небольшие, удобоваримые и (да) достижимые части. Если общая стратегия или видение гнилые, то SMART поможет вам достичь только тех целей, которые диктует плохая стратегия. Во-вторых, SMART — это метод постановки целей, а не способ анализа успехов и неудач.