Цели психологического тренинга: Цели и принципы организации и проведения психологического тренинга

Цели и принципы организации и проведения психологического тренинга

Цели и принципы организации и проведения психологического тренинга
Лекции и практикум по психологии — Тренинги

1. Цели и задачи тренинговой работы
2. Понятие о принципах психологического тренинга
3. Организационные принципы психологического тренинга
4. Принципы создания среды тренинга психологического тренинга
5. Принципы поведения участников тренинга психологического тренинга
6. Этические принципы психологического тренинга

Список литературы

1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга[Текст]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.
2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Электронный
ресурс]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.

3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,
организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
4. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
5. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология.
Практика[Текст]: монография / С.И. Макшанов. — СПб.: «Образование», 1997. -238 с.
6. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга[Текст]: учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2003. — 176 с.

Цели и задачи тренинговой работы

Цели тренинговой группы, принципы ее работы, функции и роли ведущего тренинг, используемые им методы О.В. Евтихов называет структурными характеристиками тренинга [4, с.43].
Цели тренинговой работы могут быть разными. Это связано с тем, что, во-первых, тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции.

Во-вторых, процессы, происходящие в группе во время тренинга, многосторонни. И.В. Вачков определяет общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы [1, 2]:
— исследование психологических проблем участников группы и оказание им помощи в их решении;
— улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья участников группы;
— изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия участников группы для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
— развитие самосознания и самоисследование участников группы для коррекции или предупреждения у них эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
— содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности участников группы и ощущения ими счастья и успеха.
О.В. Евтихов конкретизирует цели психологических тренингов разной направленности в виде задач [4, с. 44-46].

Таблица 6. Цели и задачи тренинга

Цель тренинга

Задачи тренинга

Пример группы

Развитие

 

 

  1. развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта вобщении
  2. познание своих  возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми
  3. осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих  ффективной коммуникации
  4. развитие способности    прогнозировать поведение другого человека

Группа

коммуникативной

«Тренинга

компетентности

общения»

Цель тренинга

Задачи тренинга

 

Пример группы

Развитие

Группа

межличностной

«Тренинга сенситивности»

чувствительности

  1. развитие способности к самоанализу и пониманию других
  2. разделение наблюдаемых и переживаемых компонентов в восприятии другого человека
  3. развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях
  4. развитие чувствительности участников к групповому процессу,      связанной         с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других

 

Развитие личности участников

  1. формирование адекватного представления о себе
  2. освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально-психологических ситуаций
  3. коррекция неадаптивных  личностных установок
  4. снятие внутриличностных конфликтов и напряжения
  5. формирование навыков организации оптимального общения,  конструктивного разрешения конфликтов в общении, психологического анализа ситуаций

Группа «Тренинга личностного роста»

Развитие
самосознания

  1. коррекция и развитие самовосприятия
  2. развитие способности к самоанализу и рефлексии
  3. осознание и  преодоление интерпретационных ограничений накладываемых стереотипизированными фрагментами сознания

Группа
«Тренинга
позитивного
самоотношения»

Развитие
психических
процессов

  1. развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления)
  2. развитие памяти  (овладение мнемотехниками)
  3. развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов)

Группа
«Тренинга
познавательных
процессов»

Понятие о принципах психологического тренинга

Слово «принцип» означает основное, исходное положение теории, учения, мировоззрения, теоретической программы.
Принципы психологического тренинга, по определению С.И. Макшанова, — основные положения и правила реализации тренинга как метода [5].К настоящему времени сформулирован ряд обоснованных принципиальных положений, относящихся к организации и проведению тренинга. Необходимо отметить, что в работах отечественных психологов определены и охарактеризованы различные принципы психологического тренинга. Это связано с разработанными ими концепциями (т.е. системой взглядов) тренинговой работы.

И.В. Вачков определяет тренинг как метод развития субъектности человека; способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. Он считает, что принципами тренинга являются принцип событийности, принцип метафоризации и принцип трансспективы [3].
С.И. Макшанов определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Он считает, что принципы тренинга содержательно тесно связаны с факторами изменений психологических феноменов, воплощение которых в среде тренинга относится к принципиальным условиям эффективного применения метода. Принципы психологического тренинга, с его точки зрения, включают: организационные принципы (комплектования группы, физической закрытости, пространственно-временной организации), принципы создания среды тренинга (системной детерминации, реалистичности, избыточности), принципы поведения участников тренинга (активности, исследовательской и творческой позиции, объективации поведения, субъект-субъектного общения, искренности, «здесь и теперь»), этические принципы (конфиденциальности, соответствия целей содержанию, ненанесения ущерба) [5]. В следующих вопросах лекции дана их характеристика.
Никандров В.В. определяет тренинг как специфическую форму психологической работы с людьми, ключевой идеей которой является «использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях» [6, с. 11]. Он рассматривает такие принципы психологического тренинга как принцип активности, принцип игрового моделирования, принцип обучения, принцип систематической рефлексии, принцип групповой формы.

Организационные принципы психологического тренинга

Организационные принципы определяют основные положения и правила подготовки и проведения тренинга.
— Принцип комплектования группы тренинга — при наборе участников тренинговой группы следует учитывать характеристики как возраст, пол, профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.
— Принцип физической закрытости — тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новых участников в нее не включают. Пропустившие несколько занятий участники включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.


— Принцип пространственно-временной организации тренинга- тренинг проводят в предназначенном и специально оборудованном помещении. Тренинг имеет временные границы — продолжительность занятия, количество встреч, продолжительность всего тренинга.

Принципы создания среды тренинга

Принципы создания среды тренинга определяют основные положения и правила создания условий проведения тренинга.
Тренинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психологическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с решаемыми задачами и используемыми методами ведения тренинга.
Принципы создания среды тренинга включают:
— принцип системной детерминации — воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы;
— принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.
— принцип избыточности — создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга
(предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.

Принципы, характеризующие поведение и деятельность участников тренинговой группы

Принципы поведения и деятельности участников тренинга — правила поведения и деятельности участников тренинга в групповом взаимодействии.
— Принцип активности — включение в работу на тренинговых занятиях всех участников группы. Результативность тренинга для каждого участника определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры. Активность участников тренинга возрастает, если они получают установку на включение в любой момент в совершаемые в группе действия.
— Принцип исследовательской и творческой позиции — в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем, свои личные ресурсы, возможности и особенности, получают возможность экспериментировать в широком диапазоне ситуаций со своим поведением и желающими сотрудничества участниками группы. С этой целью в группе тренинга создается креативная среда, основными характеристиками которой выступают проблемность, неопределенность, принятие тренером и группой поведения каждого участника, безоценочность.
— Принцип объективации поведения — перевод поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный, когда в любой ситуации человек отдает себе отчет в том, с какой целью он действует, адекватны ли избранные им средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям.
— Принцип субъект — субъектного общения — взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состояния других, признается ценность их личности. Реализация принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, позволяющую участникам
группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь ошибок.
— Принцип искренности — в ходе обсуждения тех или иных вопросов участники говорят правду; каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности.
— Принцип «здесь и теперь» — говорить о чувствах, мыслях, способах поведения, относящихся к актуальной ситуации.

Этические принципы психологического тренинга

Этические принципы — правила отношений участников тренинговой группы с тренером и между собой.
— Принцип конфиденциальности — информацию о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности участники не обсуждают с кем-либо за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей самораскрытию участников, а также сохраняет мотивацию участников на обсуждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы.
— Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию — недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой.
— Принцип ненанесения ущерба — предотвращение ведущим возможного ущерба со стороны ведущего участникам тренинга, со стороны одних участников тренинга другим, отказ от манипулятивных способов поведения.

Контрольные вопросы
1) На достижение каких целей направлена работа тренинговой
группы?
2) Сформулируйте определение понятия «принципы психологического тренинга».
3) Какие группы принципов психологического тренинга выделяет С.И. Макшанов?
4) Какие принципы входят в каждую группу?

Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.

Психологический тренинг — Психологос

​Психологический тренинг — личностный тренинг, проводимый психологом и с использованием психологических, а не эзотерических и мистических понятий и категорий.

Основная цель психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.

Принцип объективации (осознания) поведения

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:

— Какой цели я хочу достичь?

— Почему я хочу достичь этой цели?

— Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются:

— содержательный план работы

— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками

— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.

Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

1) содержанием тренинга,

2) особенностями группы,

3) особенностями ситуации,

4) возможностями тренера.

Обучение умственным навыкам | Развитие игрока

Комплексный подход к тренировке умственных способностей

Пол Любберс, доктор философии.

Введение

Область спортивной психологии внесла свой вклад в улучшение обучения теннису и игры на всех уровнях игры. На более высоких уровнях теннисных соревнований, когда физические навыки и тактика игроков более сопоставимы, психологические навыки приобретают еще большее значение. Тем не менее, несмотря на широко распространенное мнение о важности психологических факторов, таких как интенсивность, уверенность и концентрация, для успешной игры в теннис, тренеры часто не делают тренировки умственных способностей частью ежедневного графика тренировок. Этому есть много причин, в том числе отсутствие знаний о спортивной психологии, неправильное представление об умственных способностях, кажущаяся нехватка времени и личные тренерские привычки. Однако к умственным способностям не следует относиться легкомысленно. Скорее, точно так же, как техника, тактика и физические навыки рассматриваются ежедневно, тренировка умственных навыков должна быть интегрирована в график тренировок и практиковаться на регулярной основе.

Что такое умственные способности?

Умственные способности — это внутренние способности, которые помогают спортсменам эффективно и последовательно контролировать свой разум при достижении спортивных целей. Обучение умственным навыкам предоставляет методы и приемы не только для развития таких навыков, как концентрация и позитивный язык тела, но и для развития личных качеств, таких как самооценка и позитивные конкурентные навыки и поведение.

Методы развития умственных способностей помогают спортсменам корректировать свои действия, мысли, чувства и физические ощущения, чтобы улучшить свою игру. Техники умственных способностей делают это, помогая игроку:

  • Развитие уверенности в себе
  • Ставьте цели и создавайте позитивное долгосрочное видение 
  • Используйте образы и визуализацию для работы над конкурентными навыками
  • Фокус концентрации и внимания
  • Справиться с невзгодами
  • Улучшение управления ошибками
  • Разработайте позитивный подход к конкуренции
  • Создание процедур на корте

Вопросы вне корта

Использование спортивной психологии может выходить далеко за рамки тренировки умственных способностей. Например, проблемы, связанные с ростом и развитием, академическим стрессом, натянутыми отношениями, тайм-менеджментом, семейными конфликтами и финансовыми проблемами рано или поздно затрагивают каждого. Эти проблемы могут легко поставить под угрозу игру молодого игрока в теннис. При возникновении таких проблем важно установить открытые линии связи, обсудить их с вашими игроками и родителями и при необходимости обратиться за профессиональной помощью. Важно помнить, что мы, как тренеры, призваны не только направлять наших спортсменов как спортсменов, но и помогать им развивать положительные жизненные навыки.


Факторы, влияющие на тренировку умственных способностей

Тренировка умственных способностей для игры в теннис происходит не изолированно, а в динамичной среде, на которую влияют основные убеждения и ценности тренеров, игроков и родителей. Далее следует краткое обсуждение четырех влиятельных факторов.

Философия коучинга

Сильная философия коучинга лежит в основе каждого великого коуча. Он состоит из принципов и убеждений, которые определяют действия и принятие решений в отношениях с игроками. Философия приобретается не из какого-то одного источника, а скорее из компиляции опыта. Эти убеждения о жизни, тренерской работе и спорте направляют нас и влияют на нас, когда мы тренируем, учим и мотивируем наших спортсменов как на корте, так и за его пределами. Трудно эффективно обсуждать обучение умственным навыкам без четкого понимания философии коучинга и того, как она влияет на реализацию.

Тренеры должны применять свою философию коучинга в контексте трех широких аспектов: коучинг, помогающий спортсменам развиваться физически, психологически и социально; коучинг, чтобы получить удовольствие; и тренируюсь, чтобы побеждать. Эти три сходящиеся точки зрения сложны и уникальны для каждого человека. Работая в этих трех областях, опытные тренеры объединяют свои знания с опытом, чтобы выявить лучшее в своих спортсменах.

Любовь к игре

В краеугольном камне развития тенниса лежит общая нить, которая, возможно, является самой важной составляющей успеха. Это развитие и поддержание любви и радости к игре (Bloom, 1985 и Saviano, 2001). Исследования показывают, что спортсмены, которые развивают в себе глубокую любовь к спорту и не слишком рано попадают в серьезную и тяжелую соревновательную среду, имеют надлежащую основу, чтобы преуспеть позже в своей карьере (Gibbons, 1998). Любовь игрока к теннису должна последовательно воспитываться в рамках умственной подготовки.

Роль семьи

Семья является очень важной частью команды поддержки для развивающегося игрока. В сегодняшней игре роль членов семьи сильно варьируется от роли активного тренера на корте до роли поддерживающего бокового зрителя. Совершенно очевидно, что для здорового подхода молодого игрока к соревнованиям и тренировкам родитель или значимое лицо должны помочь создать среду, которая одновременно поддерживает и способствует совершенствованию.

Навыки планирования

«Успех — это душевное спокойствие, которое является прямым результатом самоудовлетворения от осознания того, что вы сделали все возможное, чтобы стать лучшим, на что вы способны». Джон Вуден

Успех — это прямой результат того, что человек делает все возможное. Однако, в дополнение к этому очевидному факту, наличие видения и плана может вдохнуть жизнь в тяжелую работу и приверженность спортсмена. О важности планирования написано много. Люди посещают семинары и покупают видеокассеты и книги, чтобы стать более опытными в планировании и более эффективными в своей работе. В чем заключается важность планирования и как процесс планирования может помочь тренерам стать более эффективными на корте?

План можно рассматривать как основной психологический процесс, в ходе которого человек визуализирует будущее и разрабатывает схему действий для достижения этого будущего. Таким образом, предполагается, что планирование каким-то систематическим образом влияет на то, как тренеры взаимодействуют со своими игроками. Martens (1997) доводит этот момент до сознания, заявляя: «Неумение планировать — значит планировать неудачу. Независимо от соревновательного уровня, на котором вы тренируете, вам нужен учебный план. Без плана вы не будете знать, куда идете, и, таким образом, окажетесь там, где не хотите быть».
 
Fairs (1987) описал процесс планирования как динамичный, организованный, систематический и преднамеренный и сказал, что он включает в себя наблюдение, оценку, постановку целей, коучинг и оценку. Они продолжаются на протяжении всего процесса планирования. Так же, как жизнь и развитие игрока продолжается, так же продолжается и планирование. Твердый план увеличивает вероятность того, что молодой игрок полностью реализует свой потенциал в качестве конкурента.

План развития — это один из способов структурировать и вдохнуть жизнь в стремление игрока к успеху (Saviano, 2000). Этот план представляет собой план долгосрочного развития игрока, который обеспечивает фокус и ясность для тренера и спортсмена в отношении того, что необходимо решить и как этого добиться. Как показывают исследования, план такого рода может служить для игрока огромным источником мотивации и вдохновения, чтобы он усердно работал для достижения своих целей. План развития должен включать следующее:

  • Долгосрочное комплексное видение того, каким игроком хочет стать спортсмен (стиль игры, оружие, поведение, физическая подготовка и т. д.)
  • Стратегии и модели, которые необходимо освоить, и оружие, которое необходимо разработать
  • Обучение, необходимое для правильной тактической корректировки и правильного выбора удара
  • Методы, которые необходимо разработать
  • Эмоциональный/психологический подход игрока к соревнованиям
  • Планирование и периодизация
  • Физическое развитие
  • Постановка цели


Оценка умственных способностей

Одно из преимуществ программы развития умственных способностей заключается в том, что она повышает производительность на корте. Победа — одна из целей в теннисе, а победа требует постоянной игры на высоком уровне. Один из способов обеспечить стабильную производительность — это индивидуализировать программу тренировки умственных способностей для спортсмена. Индивидуализация программы тренировки умственных способностей может быть достигнута путем оценки умственных способностей спортсмена в рамках схемы, разработанной Гулдом (2001). По словам Гулда, некоторые из областей, которые тренеры должны анализировать и оценивать, включают:

  • Постановка цели
  • Личная мотивация
  • Интенсивность практики
  • Навыки воображения
  • Управление ошибками
  • Положительный внутренний диалог
  • Позитивный язык тела
  • Уверенность и хладнокровие
  • Концентрация
  • Подпрограммы
  • Управление стрессом и контроль возбуждения
  • Спортивное мастерство
  • Предматчевая подготовка
  • Конкурентные навыки

Этот анализ и оценка набора умственных способностей игрока может оказаться трудным из-за множества переменных, влияющих на игру на корте. Например, Loehr (2001) утверждает, что важно отметить, что эмоциональные проблемы во время матча могут быть вызваны как физическими недостатками, так и эмоциональными. Отсутствие физического восстановления из-за недостаточного сна, отдыха, питания или обезвоживания может полностью подорвать способность игрока вызывать нужные эмоции в нужное время. Это особенно заметно в разбивке игроков. Точно так же, как плохая физическая форма может привести к психическим и эмоциональным проблемам, чрезмерный гнев, разочарование или нервозность могут подорвать как умственную концентрацию, так и биомеханическую эффективность. Из-за этих многих факторов тренеры должны проявлять большую осторожность при определении и оценке умственных способностей игрока и помнить об интегрированном характере выступления.


Внедрение программы умственной тренировки

Высокоэффективный участник в возрасте до 18 лет должен иметь тактическое понимание своих ключевых моделей игры и стиля игры. Кроме того, в этом возрасте игроки должны быть технически подготовлены и владеть широким набором ударов и ударов. Однако чего в их программе часто не хватает на этом этапе развития, так это хорошо разработанной программы ежедневной практики и соревновательной тренировки умственных способностей.

Тренеры должны осознавать важность создания среды, в которой есть цель для ежедневной практики. Игроки должны понимать связь между качественной тренировкой и максимальной производительностью, то есть не просто тренироваться, а тренироваться намеренно и целенаправленно. Культура совершенства должна быть доведена до спортсмена там, где качественная подготовка вознаграждается. Психические навыки, такие как готовность к матчам и тренировкам, спортивное мастерство, распорядок дня на корте, управление ошибками, позитивный язык тела и позитивный разговор с самим собой, можно и нужно развивать как вне корта, так и на корте.


Заключение

Тренируя юных игроков, тренеры должны применять научно обоснованные знания, а также практические практические знания для учета многих действующих факторов. По сути, это и искусство, и наука коучинга.

Процесс реализации Программы развития умственных способностей требует личного понимания того, кем вы являетесь как тренер, и кем являются ваши игроки в юности. Это обеспечивает отправную точку как для тренера, так и для спортсмена в стремлении учиться, развиваться и стремиться к совершенству. Приобретение положительных умственных навыков важно для всех игроков, независимо от уровня или возраста развития. Тем не менее, для более молодых игроков это имеет первостепенное значение для создания основы, связанной с ежедневной практикой и соревновательными навыками, которые послужат трамплином для дальнейшего роста в качестве здоровых спортсменов.


Ссылки

Блум, Б. С., Развитие талантов у молодежи, Balantine Books, NY, 1985.

Fairs, J., «The Coaching Process: The Sence of Coaching», Sports Coach, 1987, Vol. 11, № 1.

Гиббонс, Т., «Развитие совершенства. Общий путь к вершине в музыке, искусстве, науке и спорте», Olympic Coach, 198, Vol. 8, No. 3.

Гулд, Д., Помощь тренерам в развитии навыков психологической стойкости у юных теннисистов, Теннисная ассоциация США, 2001.

Лоер, Дж., «Развитие игроков в основе», «Коучинг высокой эффективности», 2001 г., том. 3, №1.

Любберс, П., Сравнение навыков планирования между опытными и начинающими тренерами по теннису в колледжах, докторская диссертация, Университет Северной Каролины, Гринсборо, 1998.

Мартенс, Р., Успешный коучинг, Leisure Press, Шампейн, Иллинойс, 1997

Савиано, Н., «Прогрессивное развитие игрока мирового класса», «Коучинг высокой эффективности», 2001 г., том. 3, No. 2.

Савиано, Н., Учебное пособие по программе высокоэффективного коучинга в теннисе США, Теннисная ассоциация США, 2000 г.

Три основные цели спортивной психологии

Когда большинство людей думают о спортивной психологии, они думают о том, что обычно называют умственной тренировкой. Цель умственной тренировки — лучше психологически и эмоционально подготовить спортсменов к суровым спортивным тренировкам и требованиям соревнований. Повышение мотивации, укрепление уверенности в себе, преодоление страха перед соревнованиями и улучшение внимания — вот общие области, в которых спортивные психологи и тренеры по психологии помогают спортсменам.

Тем не менее, за 30 с лишним лет консультирования спортсменов (и еще много лет работы преданным спортсменом) мое представление о спортивной психологии расширилось за пределы спортивной сферы, охватив более целостный подход к работе со спортсменами. Эта эволюция произошла из нескольких реализаций. Во-первых, даже лучшие спортсмены в мире (например, профессионалы и олимпийцы) могут оставаться на вершине своего вида спорта, в большинстве случаев, только до 30-летнего возраста, и это только в том случае, если они остаются здоровыми и мотивированными. Тем не менее, эти самые спортсмены останутся людьми на всю оставшуюся жизнь (как и спортсмены, которые не доберутся до этого). Во-вторых, стремление к спортивному величию не обязательно совпадает со здоровым личным развитием или, как мы наблюдаем в последние годы, с психическим здоровьем. В-третьих, спортивные успехи не обязательно превращаются в счастливого и уравновешенного человека.

С этой точки зрения, когда я работаю со спортсменами, моя цель состоит в том, чтобы помочь им достичь трех основных целей, которые будут служить им в их спортивной жизни, но, что более важно, в их жизни в целом.

Повышение производительности

Самая очевидная цель и самая распространенная причина, по которой спортсмены обращаются ко мне, — помочь им максимизировать свои спортивные результаты и достичь своих соревновательных целей. Как я описал в начале этой статьи, именно здесь начинается типичная тренировка ума. Постановка целей, разговор с самим собой, внимательность, ментальные образы, распорядок дня и дыхание — это лишь некоторые из многих инструментов, которыми владеют спортивные психологи и тренеры по ментальному развитию. в своем ящике с инструментами, чтобы помочь спортсменам стать более психологически подготовленными как к тренировкам, так и к соревнованиям.

В то же время большая часть моей работы по повышению производительности связана с тем, что я помогаю спортсменам прививать здоровый настрой, который также полезен для достижения двух следующих целей. Обеспечение права собственности на свою спортивную жизнь, сосредоточение внимания на процессе, а не на результате, отношение к соревнованиям как к вызову, а не угрозе, взгляд на долгосрочную перспективу, а не на краткосрочную перспективу, и умение идти на разумный риск — все это отношения, ценность которых расширяется. за пределами спортивной арены. И наоборот, помощь спортсменам в избавлении от нездоровых установок, таких как чрезмерные инвестиции, перфекционизм, страх неудачи и ожидания, также сослужит хорошую службу спортсменам как на спортивном поле, так и за его пределами.

Я поддерживаю стремление спортсменов к достижению своих целей в соревновании так же сильно, как и они сами, и посвящаю много времени и энергии этим целям, связанным с соревновательными результатами. В то же время вся эта работа по повышению производительности проходит через призму следующих двух целей, которые я считаю гораздо более важными в общей схеме жизни.

Личное развитие

Первая цель рассматривает участие в спорте и стремление к спортивному величию как самоцель. Я также рассматриваю занятия спортом как средство для достижения гораздо более важной цели; а именно, как средство личного развития, поскольку спортсмены также стремятся стать лучшей версией себя. Таким образом, спорт — это и микрокосм, и тренировочная площадка для жизни в целом. Важный аспект моей работы со спортсменами — помочь им стать лучшими версиями самих себя. Что я имею в виду? В широком смысле я говорю о человеке, который руководствуется ценностями, счастлив, успешен, удовлетворен и глубоко связан с другими. Спорт может предоставить спортсменам возможность стать лучшей версией себя, но это не всегда так.

Эта цель включает в себя помощь спортсменам в определении того, что это за лучшая версия, что может мешать им стать этой лучшей версией, а также использование спорта и всех основных уроков, которым он может научить спортсменов, для развития этой лучшей версии самих себя. Это представление об использовании спорта для максимизации личностного развития не вызывает затруднений у любого, кто работает со спортсменами, потому что инструменты в их наборе инструментов не относятся к спортивной психологии или даже просто к психологии (хотя большинство из них представляют собой когнитивно-поведенческие стратегии с богатой историей в области психологии). поле), а скорее о том, как лучше ориентироваться в часто бурных водах жизни.

Психическое здоровье

У меня есть поговорка, которой я также делюсь в начале своей работы со спортсменами: «Ничто не стоит ни вашего здоровья, ни вашего рассудка». Этому сообщению могут прямо противоречить многие сообщения, распространяемые «спортивно-промышленным комплексом», и явно токсичная спортивная культура, которой могут соблазниться многие спортсмены (а также их родители и тренеры). «Победа любой ценой», «Чего бы это ни стоило» и «Величие требует жертв» — все они посылают сообщение о том, что спортивный успех стоит того, чтобы продать свою душу дьяволу, будь то наркотики, повышающие работоспособность, сокрытие психических заболеваний, принятие жестокого обращения. от родителя или тренера, или просто быть несчастным, несмотря на успех.

К счастью, в последние годы мы наблюдаем увеличение числа профессиональных и олимпийских спортсменов, которые открыто говорят о проблемах психического здоровья, с которыми они столкнулись. Депрессия, тревога, злоупотребление психоактивными веществами и расстройства пищевого поведения — вот некоторые из проблем психического здоровья, которые они разделяли с миром, который исторически считал их сверхчеловеческими и неуязвимыми для болезней, которые могут поразить нас, простых смертных.

Совсем недавно, на Олимпийских играх в Токио прошлым летом, мы увидели невероятный акт заботы о себе со стороны великой гимнастки Симоны Байлз, которая отказалась от участия в большинстве соревнований, в которых ей предстояло участвовать (и в которых она участвовала). запредельный фаворит), несмотря на то, что он является лицом Игр. Ее мужественное решение является яркой иллюстрацией того, как спортсменка делает выбор, основываясь на том, что лучше для нее как человека, а не на том, что лучше для нее как спортсменки.

Эта цель — поставить психическое здоровье выше всего остального — это подставки для книг, с которых начинается и завершается мой путь со спортсменами. Помощь им в том, чтобы сделать психическое здоровье приоритетом в их спортивной жизни, имеет несколько существенных преимуществ. Во-первых, спорт рассматривается как здоровая отправная точка, с которой спортсмены могут осуществить свои мечты. Во-вторых, эта цель помогает им сопротивляться призыву Сирены к нездоровым сообщениям, которые они могут получать от «пузыря», в котором они живут, тренируются и соревнуются. В-третьих, это позволяет спортсменам видеть себя в первую очередь людьми, а уже потом спортсменами. Наконец, как ни парадоксально, это действительно освобождает их от стремления к своим спортивным целям с самоотверженностью, уверенностью и мужеством, без сомнения, страха или колебаний.

Заключение

Я всегда ввожу эти три цели в начале своей работы со спортсменами по нескольким причинам. Во-первых, цели ясно показывают, каковы мои приоритеты в нашей работе. Во-вторых, мы надеемся, что это расширит представление спортсменов о работе, которую мы будем выполнять, и поможет им пересмотреть свои приоритеты, если это необходимо. В-третьих, эти три цели помогают спортсменам рассматривать свои спортивные усилия в более широком контексте своей жизни, чтобы они рассматривали спорт как часть своей жизни, а не саму жизнь. Наконец, цели показывают спортсменам, что эти три цели могут работать в унисон, а не в противоречии друг с другом.

Как я уже отмечал выше, достижение спортивных целей может дорого стоить с точки зрения личного развития и психического здоровья. В то же время, если спортсмены подходят к достижению своих спортивных целей с позитивной точки зрения и здорового отношения, три цели, которые я только что описал, могут поддерживать друг друга, что приводит к более успешному спортсмену, лучшей версии самого себя и более умственному развитию. здоровый человек. Например, если спортсмен станет более уверенным в себе, улучшит свое внимание и разовьет способность позитивно реагировать на стрессы соревнований высокого уровня, он станет более устойчивым в своих соревновательных усилиях.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts