Ценностные ориентации в психологии это: Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

Ценностные ориентации — это, определение слова, понятие. Что такое Ценностные ориентации, значение, словарь, энциклопедия

Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие Ц. о. было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценостей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя Ц. о. рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надиндивидуальных ценностей, понятия ценностей и Ц. о. различались либо по параметру «общее — индивидуальное», либо по параметру «реально действующее — рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым и эвристичным является восходящее к К.Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а Ц.  о. — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности. Ц. о. личности формируются в процессе социализации через усвоение ценностей общества, референтных социальных групп и общечеловеческих ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, в социальных нормах, обычаях, традициях, обрядах и др. Усвоение определенной ценности подразумевает осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность по законам данной ценности (добра, справедливости, порядка, прогресса и др.), выступающей как эталон должного. Ц. о. личности образуют устойчивую иерархически организованную систему, изменения в которой сопряжены с изменениями личности в целом. Вместе с тем существует факт расхождения реально побуждающих человека ценностей и отражающихся в его сознании Ц. о., порождающий методическую проблему расхождения между декларируемыми Ц.  о. и реальными ценностями.

Эти расхождения объясняются целым рядом причин: 1) Когнитивными: в силу недостаточно устоявшейся и структурированной системы личностных ценностей и/или недостаточно развитой рефлексии человек может плохо отдавать отчет в реальной роли и значимости тех или иных ценностей в его жизни. 2) Психодинамическими: значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться благодаря действию механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты. 3) Полифоническими: в сознании любого человека присутствуют ценностные представления самого разного рода, в том числе собственно Ц. о., более или менее адекватно отражающие собственные личностные ценности субъекта, ценности других людей, ценности разных больших и малых социальных групп, признаваемые личностью, но не всегда принимаемые ею в качестве собственных жизненных целей и принципов, а также ценностные стереотипы и ценностные идеалы, отражающие ценность для человека самих ценностей в отвлечении от образа своего Я. Разнородные ценностные представления в индивидуальном сознании смешиваются, что затрудняет адекватную рефлексию собственных ценностей. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение в Ц. о. истинных ценностей, движущих личностью, так и осознаваемая ориентация на внешним образом усвоенные ценности, не интегрированные в структуру личности и не являющиеся реальными регуляторами ее жизнедеятельности. Диагностика Ц. о., в отличие от реальных ценностей, сравнительно проста. Наиболее надежны методы, основанные на попарном сравнении, затем — на прямом ранжировании ценностей по субъективной значимости. К числу наиболее популярных как в России, так и во всем мире относится методика изучения Ц. о. путем прямого ранжирования М. Рокича, позволяющая легко и быстро выявлять как индивидуальные иерархии Ц. о., так и обобщать групповые данные. Результаты экспериментальных исследований показывают существенную зависимость Ц. о. от пола, возраста, дохода, образования, культуры, религиозных убеждений, некоторых личностных черт.

Д.А. Леонтьев

Ценностные ориентации

Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. — Ильин В.А.

Ценностные ориентации — а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. -п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ…

Ценностные Ориентации

Философский словарь

— элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не)…

Ценностные Ориентации

Новейший философский словарь

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (. ..

Ценностные Ориентации

Психологическая энциклопедия

(англ. value orientations) — важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание,…

Ценностные Ориентации

Психологическая энциклопедия

(от франц. orientation — установка) — 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. формируются при усвоении социального…

Поделиться:



Notice: file_put_contents(): write of 1 bytes failed with errno=28 No space left on device in /home/slinks/www/slinks/public/get_links.php on line 36

Warning: file_put_contents(): Only -1 of 1 bytes written, possibly out of free disk space in /home/slinks/www/slinks/public/get_links. php on line 36

Формирование ценностных ориентаций у старших подростков

Аннотация. В статье обсуждается актуальность формирования ценностных ориентаций у старших подростков. Определены основные понятия, дана характеристика выборки, представлены результаты констатирующего эксперимента, по которым выявлены особенности формирования ценностных ориентаций у старших подростков.
Ключевые слова: ценностные ориентации личности, ценностные ориентации, ценность, подростки, формирование.

Ценностные ориентации, являются одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. [1]. 

По мнению современного отечественного психолога Гаврилова Т.

П. социальные нормы представляют собой источник для формирования ценностных ориентаций личности, а это значит, что в большей степени на их становление влияют индивидуальные представления человека о социальной приемлемости и желательности. Автор считает, что индивидуальные ценности личности должны быть рассмотрены с позиции ценностных предпочтений, царящих в социально-культурной среде, или же социальной группе, в которую помещена данная личность.

По мнению Яницкого М. С. каждая ценность индивидуальна по своей природе, так как именно человек, в личности которого данная ценность занимает важное место, определяет степень важности данной ценности. Автор подчеркивает, что ценности и ценностные ориентации личности являются производными от потребностей и интересов данной личности. А также во многом определяются вкусами, уровнем знаний, интересами, привычками, а также прочими индивидуальными особенностями человека.[2].

Ценностные ориентации – это система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение личности к ценностям.

Она составляет определённую, иерархически организованную структуру и определяет направленность личности [3].

Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру.

 Исследование проводилось в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 137 г. Челябинска. В констатирующей части эксперимента принимали участие 142 подростка в возрасте от 13 до 15 лет. Состав выборки по гендерному признаку является неравномерным: 85,7% – девочки, 14,3% – мальчики.

Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО)  Д.А. Леонтьева [4]; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [5]; Ценностный опросник Ш. Шварца [6];

После обработки данных исследования были получены следующие результаты.

Результаты методики по тесту смысложизненных ориентаций «СЖО» Д. А. Леонтьева представлены на рис. 1. 

Рис. 1. Результаты исследования по тесту «СЖО» Д. А. Леонтьева 

Анализ результатов исследования формирования ценностных ориентаций у подростков по тесту «СЖО» Д. А. Леонтьева показал, что высокий уровень наличия целей в жизни имеют 16% (23 чел.) подростков, средний уровень – 53% (75 чел.) и низкий – 31% (44 чел.). Для большинства подростков характерно наличие целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Однако высокий процент испытуемых не имеет определенных представлений о своем будущем, их взгляды еще не определились.

Показатель шкалы «Процесс жизни, или Интерес и эмоциональная насыщен- ность жизни» говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как эмоционально насыщенный. У 15% (22 чел.) испытуемых выявлен высокий уро- вень, средний уровень имеют 58% (82 чел.). Низкие показатели по данной шкале вы- явлены у 27% (38 чел. ).

Низкие показатели по первым двум шкалам, на наш взгляд, связаны с разоча- рованием в профессии. Также мы наблюдаем снижение успеваемости и посещаемо- сти учебных занятий у данной группы респондентов.

Показатель шкалы «Результативность жизни, или Удовлетворенность самореализацией» отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивно и осмысленно была прожита ее часть. У 15,5% (22 чел.) испытуемых выявлен высокий уровень удовлетворенности самореализацией, средний уровень имеют 64% (91 чел.), низкий 20,5% (29 чел.).

Высокие оценки – 12,7% (18 чел.) – и средние – 69% (98 чел.) – у большинства подростков по фактору «Локус контроля «Я» показывают, что сформировано понимание того, что ответственность за свои успехи и неудачи необходимо брать на себя, обусловливая их собственными способностями и возможностями. Неверие в свои силы контролировать события собственной жизни характерно для 18,3% (26 чел.) испытуемых.

Среди полученных данных по шкале «Управляемость жизни» высокие баллы у 14,8% (21 чел. ), средние – у 59,1% (84 чел.), низкие – у 26,1% (37 чел.) испытуемых.

Общий показатель осмысленности жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание ин- дивидом онтологической значимости жизни. Анализ результатов исследования пока- зал, что высокие баллы по данной шкале имеют 19,7% (28 чел.), средние – 53,5% (76 чел.), низкие – 26,8% (38 чел.) испытуемых.

Анализ данных, полученных с помощью теста Д. А. Леонтьева, свидетельству- ет, что наибольшее количество показателей по различным параметрам смысложиз- ненных ориентаций подростков находится в пределах нормы.

Результаты методики изучения ценностных ориентаций (шкала М. Рокича)  представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты исследования ценностных ориентаций (шкала М. Рокича)

Анализ данных по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, свидетельствуют полученные данные, первые ранговые места получили такие ценности, как «активность» 17% (24 чел. ), «воспитанность» 33% (47 чел.), «образованность» 21,8% (31 чел.), «ответственность» 18,3% (26 чел.), «самоконтроль» 9,9% (14 чел.). Это указывает на то, что подростки готовы взять на себя ответственность за себя и свои поступки. Среди отвергаемых ценностей отметим несколько ценностей-средств, которые имеют разный процент отвержения. К ним относятся «честность» – 11,3% (16 чел.), «чуткость» – 37,3% (53 чел.), «рационализм» – 9,9% (14 чел.), «непримиримость» к недостаткам в себе и других – 16,2% (23 чел.), «терпимость» – 25,3% (36 чел.). На наш взгляд, такое качество, как чуткость, является необходимым для будущего психолога.

Итак, исследование ценностного сознания подростков позволило сделать вывод о необходимости внесения корректив в образовательный процесс c учетом модернизации процессов формирования познавательно-профессиональной активности у подростков (В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская [7]) и с учетом основных социально-психологических механизмов воспитательной деятельности вуза (В. И. Долгова [8]).

 Для исследования ценностных ориентаций подростков также был использован Ценностный опросник Ш. Шварца.

Результаты опросника Ш. Шварца представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результаты исследования ценностных ориентаций «Ценностный опросник»Ш. Шварца

В итоге были получены следующие данные. Количество испытуемых, имеющих высокий балл по ценности «собственный престиж», 11,2% (16 чел.), средний – 81% (115 чел.), низкий – 7,8% (11 чел.). Испытуемые с высокими и средними показателями стремятся достичь признания в обществе. Высокий балл по ценности «высокое материальное положение» имеет 34% (49 чел.), средний – 65% (92 чел.), низкий – 0,7 (1 чел.) испытуемых. Большинство респондентов упомянули о важности достойной оплаты труда. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю готовы к смене получаемой специальности, если не будет желаемого результата.

По ценности «креативность» высокие результаты демонстрируют 14% (20 чел.) респондентов, средние – 65,6% (93 чел.

), низкие – 20,4% (29 чел.). Для испытуемых с высоким баллом по этому показателю характерно желание вносить в работу различные изменения и усовершенствования. Для нас эта ценность имеет большое значение, так как психолог помогает людям развить и реализовать их творческую индивидуальность, при этом особенно важны его собственные личностные качества, поскольку он делает это, опираясь на свои творческие возможности.

Высокие показатели по ценности «активные социальные контакты» имеют 12,7% (18 чел.), средние – 80,3% (114 чел.), низкие – 7% (10 чел.) испытуемых. Для подростков с высоким баллом по этому показателю значимы факторы социально-психологического климата коллектива, атмосфера доверия и взаимопомощи среди кол- лег. В целом будущие психологи заинтересованы в установлении благоприятных взаимоотношений с людьми.

Для того чтобы преуспеть в профессиональной деятельности, подросткам необходимо иметь стремление к развитию и достижениям. Количество респондентов, имеющих высокий балл по ценности «развитие себя», составляет 17,6% (25 чел.

), средний – 72,5% (103 чел.), низкий – 9,9% (14 чел.). Данная ценность выражает стремление к наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни и к повышению своей профессиональной квалификации. Результат шкалы «достижения» отражает стремление подростков достигать конкретных результатов в профессиональной деятельности. Высокие показатели по ценности «достижения» имеют 17,6% (25 чел.), средние – 72,5% (103 чел.), низкие – 9,9% (14 чел.) подростков.

О стремлении подростка к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни можно судить по результатам исследования ценности «духовное удовлетворение». Высокий уровень выявлен у 18% (25 чел.) подростков, средний уровень имеют 73% (103 чел.), низкий – 9% (13 чел.). В процессе профессионального обуче- ния психологов эти данные позволяют констатировать, что большинство подростков стремятся узнать как можно больше об изучаемой дисциплине.

Анализ результатов исследования ценности «сохранение собственной индивидуальности» показал, что высокий балл имеют 17% (24 чел. ) подростков, средний – 73,2% (104 чел.), низкий – 9,8% (14 чел.). Подавляющее большинство подростков считают, что очень важно сохранить неповторимость и своеобразие своей личности.

Проведенный анализ исследования показывает, что для подростков III курса наиболее значимой является терминальная ценность «материальное положение». Выявленная у подростков, особенно у юношей, ориентация на высокое материальное положение может свидетельствовать о присущей этому возрасту потребности в самоутверждении, самовыражении. Все остальные ценности также важны для подростков.

Выводы:

Формирование ценностных ориентаций у старших подростков является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Ссылки на источники

  1. Еремеев Б. А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития чело- века // Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума «Психологиче- ская безопасность, устойчивость, психотравма» / под ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Ре- гуш. – СПб., 2006. – С. 101.
  2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2007. – С. 256.
  3. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. – Челя- бинск: ООО «Искра-Профи», 2012. – С. 1.
  4. Леонтьев Д. А. Указ. соч.
  5. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Указ. соч. – С. 92.
  6. Бурлачук Л. Ф. Справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2007. – С. 301.
  7. Там же. – С. 523.
  8. Долгова В. И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности вуза // Про- блемы социальной психологии личности. – 2008. – № 7. – С. 18.
  9. Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Методология модернизации процессов формирования позна- вательно-профессиональной активности у подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 71–80.

Теория ориентации на ценности

Перейти к основному содержанию

Фото предоставлено https://persistenceathletics.com/pa-mindset-our-core-values-07-03-2020/

Теория ориентации на ценности

Отношения между людьми склонны меняться, особенно в последнее время из-за напряженной политической и социальной обстановки. Однако социальные теоретики Клакхон и Стродтбек предлагают теорию, утверждающую, что существует несколько стабильных ценностей, которых придерживаются люди, которые могут сделать их немного более предсказуемыми (Hills, 2022). Эта теория, известная как теория ориентации на ценности, была создана под эгидой кросс-культурной психологии и может применяться во многих различных областях, чтобы лучше предсказывать поведение человека на основе культуры, а также различать культуры (Hills, 2002). Клакхольн и Стродтбек предположили, что есть пять универсальных вопросов, на которые каждый человек может ответить, чтобы признать свои основные ценности, и поэтому их можно разделить на категории для выявления культурных различий. Эта теория направлена ​​не только на признание культурных различий, но и на сравнение сходства между всеми людьми из разных культур (Hills, 2002).

Пять «ценностно-ориентированных» вопросов, которые предлагают Клакхольн и Стродтбек, сосредоточены вокруг определенной ориентации, и они следующие:

  1. Каков временной фокус человеческой жизни? (ориентация во времени)
  2. Каково отношение человека к природе? (ориентация человек-природа)
  3. Каково отношение человека к другим? (реляционная ориентация)
  4. Какова мотивация деятельности человека? (ориентация на деятельность)
  5. Каков характер врожденной человеческой природы? (ориентация на человеческую природу)

Клакхольна и Стродтбека, что ответы на эти универсальные вопросы могут больше узнать о человеке и культурных группах, с которыми он себя отождествляет. Каждая конкретная ориентация дает представление о ключевом аспекте того, как человек живет своей жизнью. Клакхольн и Стродтбек считают, что ответы на каждый вопрос можно разделить на один из трех возможных ответов, за исключением ориентации на человеческую природу, которую можно разделить на шесть возможных ответов.

Ориентация во времени  

На каком аспекте времени мы должны сосредоточиться в первую очередь – на прошлом, настоящем или будущем (Hills, 2002)?

  1. Прошлое: Те, кто решил сосредоточиться на прошлом, заботятся о сохранении традиционных обычаев и верований в рамках определенной культуры.
  2. Настоящее: Люди, которые сосредоточены на настоящем, приспосабливаются к новым убеждениям и не боятся менять старые пути.
  3. Будущее: Ориентация на будущее направлена ​​на то, чтобы полностью заменить старые обычаи и адаптироваться к новой эпохе.

Ориентация человека на природу 

Каковы отношения между человечеством и его естественной средой – мастерство, подчинение или гармония (Hills, 2002)?

  1. Мастерство: Люди, которые верят, что отношения между человечеством и окружающей средой являются отношениями мастерства, видят полный контроль над естественным и сверхъестественным.
  2. Представление: Культуры, которые относятся к природе с гармонией, верят, что с ними связана высшая сила, и нет никакого способа контролировать природные силы в мире.
  3. Гармония: Те, кто верят в более гармоничные отношения между природой и людьми, признают, что некоторая сила должна проявляться над природой, но не контролироваться, чтобы жить в равновесии с силами природы.

Ориентация на отношения 

Как люди должны относиться к другим – иерархически («Линейно»), как равные («Сопутствующие») или в соответствии со своими личными качествами (Hills, 2002)?

  1. Иерархический: Культуры с иерархической ориентацией подчиняются высшим властям внутри группы и видят четкое различие между классами и их обязанностями.
  2. Сопутствующее обеспечение: более равноправный подход к общению друг с другом принимает во внимание консенсус группы, а не уступает другим.
  3. Индивидуальность: индивидуалистическая ориентация отдает принятие решений в руки индивидуума и его семьи (Hills, 2002).

Ориентация на деятельность

Какова главная мотивация поведения – выражать себя («Бытие»), расти («Быть-в-становлении») или достигать (Hills, 2002)?

  1. Бытие: Если первичная мотивация поведения человека внутренняя и движима только самоодобрением, а не внешним одобрением, то это ориентация на «бытие».
  2. Бытие-в-становлении: Люди, которые мотивированы развивать свои способности, ценимые представителями их культурной группы, но не обязательно для группы, обладают ориентацией на «бытие-в-становлении».
  3. Достижение: если мотив человека вести себя определенным образом обусловлен внешними силами, включая одобрение других в данной культурной группе, то это ориентация на достижение (Hills, 2002).

Ориентация человеческой природы 

Какова природа человеческой природы – добро, «зло» или смесь (Hills, 2002)?

В то время как другая ценностная ориентация имеет три основных возможности, Клакхольн и Стродтбек видят шесть возможных ответов на вопрос о человеческой природе. Индивидуумы, ответившие на вопрос, могут утверждать, что люди (Hills, 2002):

  1. Злые, но их можно изменить
  2. Злые, но их нельзя изменить
  3. Смешанные, но они могут измениться в лучшую или худшую сторону
  4. Неоднозначно, но нельзя изменить
  5. Хорошо, но можно изменить
  6. Хорошо, но нельзя изменить 

Анализ ответов на эти вопросы может помочь нам лучше узнать себя, свою культуру и окружающих нас людей . Клакхольн и Стродтбек утверждают, что эти пять универсальных вопросов дадут представление о том, как люди живут своей жизнью в соответствии с их культурными различиями.

Пример вопроса 

Например, когда вы заболеваете, верите ли вы в это (Hills, 2002), 

  1. Врачи найдут лекарство от этого
  2. Вы должны изменить свой образ жизни, чтобы больше не болеть отношение человечества к природной среде или, точнее, его человеко-природная ориентация. Первый вариант показывает склонность к ориентации на господство, второй вариант — к гармонической ориентации, а третий вариант — к полной подчиненной ориентации (Hills, 2002). Культуры, которые практикуют более целостную форму медицины, могут быть склонны выбирать второй и даже третий вариант, тогда как культуры, которые принимают западную форму медицины, могут быть склонны выбирать первый вариант.

    Применение в реальном мире

    Небольшие культуры, живущие в рамках более крупной культуры большинства, могут использовать теорию ориентации на ценности, чтобы выжить как в социальном, так и в экономическом плане. Например, небольшое племя коренных американцев, специализирующееся на продаже спиртных напитков, может обнаружить, что большой процент их потребителей приходится на белое большинство американцев (Hills, 2002). В этом сценарии есть много вопросов, которые можно решить, обратившись к ценностной ориентации, например, как принимаются решения из-за реляционной ориентации или основных мотивов поведения как отражения ориентации деятельности (Hills, 2002).

    Во всех сферах, способствующих общению, теория ценностной ориентации может использоваться для признания основных культурных ценностей и, следовательно, для проведения более успешных дискуссий (Hills, 2002). Во многом это также может помочь самоидентификации малых культур и индивидуумов внутри этих групп, выявляя межкультурные различия. Определив, где люди расходятся в своей собственной культуре, будет легче способствовать гармонии, пониманию и единству в группе. Все эти факторы могут объединиться, чтобы поддержать сохранение малых культур, особенно в условиях присутствия культуры большинства.

    Теория ориентации на ценности полезна в рабочей среде, поскольку ценности работника могут совпадать или не совпадать с ценностями организации (Zurcher et al., 1965). Ожидания конкретной организации могут не отражать ожидания работника независимо от того, являются ли они обе частью одного и того же общества (Zurcher et al., 1965). Внедрение теории ориентации на ценности на рабочем месте может помочь устранить межкультурную напряженность или недопонимание. Задавая сотрудникам вопросы, структурированные вокруг поиска их основных ценностей на основе теории Клакхольна и Стродтбека, вы можете выявить больше способов связать сотрудников с миссией организации.

    Недостатки

    Существует много возможностей для развития теории ценностной ориентации, что признавали сами Клакхольн и Стродтбек (Hills, 2002). С научной точки зрения не существует верного способа измерить уровень ценностной ориентации, и на такие базовые вопросы есть множество альтернативных ответов (Hills, 2002). Необходимо провести дальнейшие исследования и опросники, чтобы определить ориентиры для этих вопросов и способы их наиболее эффективного использования. Можно также утверждать, что пять вопросов отражают редукционистскую точку зрения на основные человеческие ценности, потому что, опять же, на эти вопросы существует множество возможных ответов. Тем не менее, с этой теорией Клакхольн и Стродтбек сделали шаг вперед в концептуализации того, как наши основные культурные ценности могут быть определены и использованы для характеристики нас самих и окружающих нас людей. Другие теории, которые также исследуют концепцию универсальных ценностей, дали результаты, сходные с результатами Клакхольна и Стродтбека, и эта теория помогает кросс-культурным психологам обнаружить, что представляют собой эти универсальные ценности (Hills, 2002).

    Почему это важно?

    Отношение постоянно меняется, и люди постоянно меняют свои идеи и взгляды на многие темы. Однако эта теория утверждает, что есть несколько стабильных ценностей, которые будут иметь люди, которые можно использовать для сравнения культурных ориентаций, которые могут дать некоторое представление об отношении, которое может проявлять человек (Hills, 2002). В частности, в бизнес-среде мало исследований, которые показывают, как культурная ориентация сотрудников может повлиять на бизнес с противоположной культурой (Zurcher et al., 19).65). Теория ориентации на ценности — это начало определения наших ценностей и того, как наша культура повлияла на них . Анализ наших основных ценностей, основанный на наших культурах, может еще больше сблизить нас, поскольку мы ценим наши различия и наслаждаемся нашим сходством.

    Каждый человек принадлежит ко многим культурам, и каждая из этих групп обладает собственным мировоззрением (Young, 2020). Наше мировоззрение во многом зависит от того, как мы общаемся друг с другом, как принимаем решения и во что верим (Young, 2020). Основные человеческие ценности, которых мы придерживаемся, — это линза, через которую мы видим окружающий мир, а теория ценностной ориентации приближает нас к пониманию друг друга и пониманию самих себя.

    Ссылки

    Hills, MD (2002). Теория ценностной ориентации Клакхона и Стродтбека. Онлайн-чтения по психологии и культуре, 4(4). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1040

    Янг М. (2020, 10 августа). Ценностные ориентации Клакхона и Стродтбека [видео]. YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=m02K52kBbNA

    Zurcher, L.A., Meadow, A., & Zurcher, S.L. (1965). Ценностная ориентация, ролевой конфликт и отчуждение от работы: межкультурное исследование. Американское социологическое обозрение, 30(4), 539.–548. https://doi.org/10.2307/2091343

    • Как языковые барьеры влияют на здравоохранение иммигрантов

      5 августа 2022 г.

    • Испанское невербальное общение в эпоху COVID-19

      5 августа 2022 г.

    Другие также смотрели

    Исследуйте темы

    Формирование ценностно-смысловых ориентаций и установок молодежи

    Реферат

    В статье рассматриваются ценностные ориентации студентов, их профессиональные установки и предпочтения. Рассматриваются различные подходы к определению понятий ценностных ориентаций, системы личностных смыслов с позиций психологии, социологии, раскрывается содержание понятия «ценностно-смысловые ориентации личности». Смыслы и ценности являются основными конструкциями в жизни каждого человека; они отражаются эмоциями и через них открывают человеку возможность дальнейшего развития. Ценность высшего образования среди молодежи в настоящее время остается стабильно высокой; в исследовании анализируется роль образования в процессе формирования системы ценностей человека. Молодые люди стремятся получить образование, с целью последующего успешного трудоустройства и получения карьерных возможностей. Социализация современного молодого человека имеет свою специфику. По системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества. Изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. Российская молодежь сохраняет общий со старшими поколениями ценностный стержень с профессиональным самоопределением, опытом работы и самореализацией в труде. В исследовании проведен сравнительный анализ двух возрастных и социальных групп.

    Ключевые слова: образованиесмысл жизнипрофессиональные установкисамореализацияценностимолодежь

    Введение

    Современное развитие общества, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашей жизни опосредуют глубокие изменения в сознании общества. Социокультурная среда является мощным формообразующим элементом целостной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики сама социокультурная среда претерпевает серьезные изменения, в связи с чем социальные группы и индивиды становятся активными участниками построения ее нового качества. Именно поэтому система ценностей современной молодежи, формируемая такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания и изучения.

    Ценностные ориентации играют важную роль как в регуляции поведения отдельной личности, так и в координации деятельности больших и малых групп, культуры и нации в целом. В связи с коренными преобразованиями общества становится актуальной необходимость изучения ценностных ориентаций различных социальных групп. Со сменой эпохи одни ценности становятся незначительными или вовсе исчезают, другие, сохраняя объект значения, изменяют внутреннее содержание, появляется ряд принципиально новых ценностей. Изучение трансформации мировоззрения, сознания современной молодежи имеет особое значение.

    В соответствии с требованиями Болонской декларации, которую Россия подписала в 2003 году, провозглашен принцип «Образование на протяжении всей жизни». Этот принцип определил содержание основных нормативных документов, определяющих развитие образования на ближайшие десятилетия (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы).

    Ценность высшего образования среди молодежи в настоящее время стабильно высока. Молодежь ориентирована на уровень образования, гарантирующий высокую заработную плату и карьерный рост. Современные люди понимают, что для того, чтобы быть конкурентоспособными, востребованными на рынке труда, необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию, так как знания сегодня устаревают очень быстро, требования к профессионализму работников практически во всех сферах очень высоки ( Постникова, Чичерина, 2016).

    Сегодня работники многих специальностей вынуждены регулярно обновлять и дополнять свои знания, чтобы правильно выполнять свою работу и оставаться востребованными на рынке труда. Сегодня очень важны способности быстро находить и осваивать необходимую информацию, часто самостоятельно (Аймаутова, Ушнев, 2004; Михайлова, 2010).

    Постановка проблемы

    Ценностно-смысловая сфера личности включает два основных компонента – ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личности, поскольку тесно связаны с изучением человеческого поведения и мотивов. Как общенаучные понятия они способствуют объединению изучаемых объектов разных наук.

    Тема смысловых образований личности является одним из основных направлений исследований современной психологии Асмолова, Братуса, Франкла, Леонтьева, Рубинштейна и других.

    Асмолов (2002) считает, что основной характеристикой индивидуальности человека является система личностных смыслов, являющаяся продуктом жизни и жизнедеятельности субъекта. «Личностный смысл есть индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых разворачивается его деятельность и общение» (Асмолов, 2002).

    Основоположник логопедии Франкл (1990) развивает идею обретения смысла жизни, который помогает человеку достойно принять сознание собственной хрупкости бытия. Смысл уникален для каждого человека, но если его принимает социальная общность, он становится универсальной ценностью, продвигающей культуру.

    Братусь (2000) говорит, что смысловые образования являются базовыми формообразующими единицами сознания человека, определяющими отношение к основным сферам жизни. Личностные смыслы (часто неосознаваемые) отличаются от ценностей личности (сознательных и принятых человеком). Смысловые образования создают перспективу развития личности и помогают проводить нравственную оценку и регуляцию поведения. Развитие ценностно-смысловой сферы идет в направлении от прагматических или эгоцентрических установок к общечеловеческим ценностям и одновременно от неустойчивых отношений к осознанным, устойчивым ценностно-смысловым установкам. Высший уровень – преобразование действительности в соответствии с нравственными идеалами и ценностями.

    Леонтьев (1999) отмечает тройственную природу значения, выделяя онтологический, феноменологический и деятельностный аспекты смысловой реальности. Вследствие этого он определяет значение как «отношение между субъектом и объектом, или явлением действительности, которое определяется местом предмета (явления) в жизни субъекта, отличает этот предмет ( явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к этому объекту (явлению)» (Леонтьев, 1999).

    Теория психологических систем (ТПС) Клочко (2005) рассматривает человека как открытую самоорганизующуюся систему, а мир конкретного человека, или «психическое пространство» человека, как «переходный слой», пространство между объективной и субъективной реальностью. Последовательность формирования многомерного мира человека ученый рассматривает как обретение новых измерений – сначала значений, затем смыслов и, наконец, значений. Именно ценности обеспечивают стабильность, устойчивость жизненного мира во времени. Смыслы и ценности являются базовыми конструкциями в многомерном мире взрослого человека. Смыслы и ценности отражаются эмоциями и через них открывают человеку возможность дальнейшего развития; эмоции возникают спонтанно, они являются результатом проецирования в окружающую среду настоящего состояния человека, а также его потребностей и возможностей (Клочко, 2005).

    Таким образом, категория «смысл» характеризует чисто человеческую способность глубоко постигать Бытие (существование), строить целостную картину мира, искать и находить в нем свое место, регулировать свое поведение в соответствии с высшими, над- ситуативные цели. Все это свидетельствует о развивающем потенциале смысловой сферы личности (Коковина, 2009).

    Ценности являются базовыми конструкциями в многомерном мире взрослого человека и обеспечивают устойчивость жизненного мира во времени. Ценности определяют направленность целей и мировоззрений. Следовательно, ценности как базовые конструкты многомерного мира человека определяют и направленность поиска счастья и качественные характеристики самого состояния благополучия человека. Речь идет о благополучии, понимаемом по-разному, в зависимости от того, насколько значимы те или иные ценности для человека. Субъективное благополучие, в свою очередь, представляет собой глобальную оценку человеком (как эмоциональную, так и когнитивную) того, насколько реальная жизнь соответствует его представлению об идеале; следовательно, он также отражает то, насколько ценности и мотивы человека реализуются в реальной жизни (Муравьева, Попкова, 2010).

    Ценностные ориентации определяются в литературе как:

    Относительно устойчивая, социально детерминированная направленность человека на определенные цели, имеющие смысл жизни и на определенные способы их достижения, выражающиеся в форме каких-либо личностных качеств, моделей поведения и относительно не зависящие от реальных ситуаций (Яницкий , 2012; Журавлева, 2006).

    Рубинштейн (2003) понимает ценности как производные отношения мира и человека, «наличие ценностей есть выражение безразличия человека к миру, возникающее из значимости для человека различных сторон, аспектов мира, за свою жизнь» (Рубинштейн, 2003).

    Ценностные ориентации основываются не столько на представлениях о социальных нормах и требованиях общества, сколько на субъективной картине действительности, сложившейся в сознании личности. Явления и предметы действительности интересны для человека только в той мере, в какой они имеют смысл, значение для его жизни. Эти значения создаются культурой; она формирует субъективную, символическую реальность, на основе которой формируются ценностные ориентации как производные от субъективной реальности (Клименкова, 2013).

    Исследовательские вопросы

    Изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какой ценностный фундамент будет сформирован. Ценность носит социальный характер и развивается только на уровне социальной общности (как отдельного социального слоя, так и общества в целом, в данном исследовании — поколений). Индивидуальные ценности, формирующиеся в процессе деятельности, являются социальными и коллективными явлениями.

    Современная система образования ориентируется не только на передачу общественного опыта подрастающему поколению, но и на развитие человека и личности. Студент выступает как субъект профессиональной деятельности и жизнетворчества, на который воздействуют многие идеи и ценности различных культурных форм, стилей и направлений. Основная роль системы образования заключается в воспитании человека, способного ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, способного найти в нем свою систему ценностей, реализовать себя как личность.

    Важнейшим аспектом развивающего обучения, процесса формирования личности обучающегося, опыта познания мира и его противоречий, нахождения себя в мире, формирования индивидуальной системы ценностей и жизненных ориентиров является смыслообразование. В условиях обучения процесс смыслообразования определяется тем, насколько учащийся воспринимает учебно-познавательную ситуацию как проблемную по своему смыслу, насколько усвоен, понят или доступен учебный материал, соответствует ли содержание учебных предметов изучаются уже существующие интересы, склонности, мотивы, личностные ценности (Белякова, Дегтярев, 2011).

    Образование — это непрерывный процесс развития человека посредством организации собственной мыслительной деятельности, направленной на усвоение, обновление и применение знаний и обобщенных способов действия, формирование определенных общественно значимых качеств личности и ценностных отношений к действительности, раскрытие своих потенциальные возможности в специально организованном и/или спонтанном взаимодействии с внешними субъектами и объектами, являющимися носителями знаний, ценностных ориентаций и моделей поведения, результатом которых является приобретение личностных качеств и свойств, которых раньше не было (Шишов, 2010) .

    Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в поступках, идеалах, убеждениях, интересах с оценочным отношением и других проявлениях личности. В основе отношения человека к объектам действительности лежит его оценка, выражающая способность этого объекта удовлетворять потребности, интересы и цели человека (Шипицина, Петренко, 2006).

    Цель исследования

    Предметом исследования стали ценностные ориентации российской молодежи. Для достижения поставленной цели и решения выявленных проблем использовались количественные и качественные методы исследования. Исследовательская группа провела репрезентативный опрос молодежи и группы специалистов по формализованной анкете.

    Методы исследования

    Российская молодежь сохраняет общий со старшими поколениями ценностный стержень с профессиональным самоопределением, опытом работы и самореализацией в труде. В исследовании анализируются ценностные ориентации двух возрастных и социальных групп. Первая группа испытуемых представляет собой особое социальное сообщество, состоящее из студентов первого курса экономического института Алтайского государственного университета в возрасте 18–19 лет, находящихся в процессе формирования ценностной структуры, выбора профессионального и жизненного пути. путь, не имеющий реального положения в социальной шкале. Во вторую группу входят слушатели Президентской программы подготовки управленческих кадров для народнохозяйственных организаций Российской Федерации, руководители и специалисты ведущих организаций Алтайского края в возрасте от 40 до 50 лет. Эта группа по отношению к специфической группе молодежи имеет определенные социальные статусы в семейной и профессиональной сфере деятельности и имеет достаточно устойчивую систему ценностей.

    Находки

    Изучение первой группы предметов показало, что для студентов наиболее значимыми ценностями являются семья (37 %), знания (28 %), карьера (24 %), такие ценности, как любовь, дружба, материальное благополучие составляют остальные 11 %. Основные ценности молодежи и старшего поколения (40+) совпадают – это семья (37 % и 41 %). Но затем они расходятся: у молодежи на втором месте – знания и самореализация, которые возможны при хорошем образовании, на третьем – карьера, зависящая от уровня образования и определяющая профессиональное будущее. Бизнесмены и предприниматели заняли второе место по состоянию здоровья (29%), третья – знания для поддержания высокого профессионального уровня (25 %). В отличие от студентов, бизнесмены придают большое значение своей внутренней жизни, состоянию и значимым отношениям. Идеи успеха и карьеры стали значимыми для молодежи.

    В результате исследования было определено, что ценности «знание», «профессиональная самореализация», «карьера» занимают значимое место в структуре базовых ценностей современных студентов. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей.

    Ценностные ориентации студента содержательно отражают его философские, нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения. Ценности ориентированы на реальное воплощение будущего через его представление и играют роль механизма развития личности (Кудашкина, 2009)

    Мир человеческих ценностей невероятно разнообразен. Научный анализ этого многообразия обязательно предполагает его систематизацию. Классификация ценностей возможна по многим причинам. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что для него наиболее важно и имеет для него личностный смысл. Ценности личности характеризуются следующими чертами:

    • общее количество ценностей, принадлежащих человеку, относительно невелико;

    • влияние ценностей прослеживается почти во всех общественных явлениях;

    • истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

    • все люди имеют одинаковые ценности, но в разной степени;

    • значения организованы в системы;

    • ценности — это концепции или убеждения;

    • значения связаны с желаемыми конечными состояниями или поведением;

    • значения носят надситуативный характер;

    • значения управляют выбором или оценкой поведения и событий;

    • значения упорядочены по относительной важности (Тропотяга, 2001).

    Духовные потребности и ценности личности не возникают «сами по себе», а определяются социальной средой личности в медленном процессе ее воспитания и образования. При этом вначале общество непосредственно формирует в человеке только самые элементарные духовные ценности и потребности, обеспечивающие его социализацию (Хуторная, Баркалова, 2018).

    С начала 90-х годов у молодежи стала резко повышаться мотивация к получению высшего образования, ценностям образованности и интеллекта, а также к комфортным условиям жизни (Долбик-Воробей, 2005).

    Женщины получили возможность получать равное с мужчинами образование, экономическую независимость от мужа и обладание большинством женщин профессиональными знаниями, что ориентировало женщин на реализацию в профессиональной сфере, а не в семье. Это, в свою очередь, способствует изменению приоритетного положения семьи в иерархии ценностей современной молодежи, а также определяет доминирование карьерной установки над детородной (Евграфова, 2012).

    В процессе обучения представления о социальном статусе и содержании избранной профессии претерпевают значительные изменения под влиянием различных факторов; смысл будущей профессии может измениться в сторону отрицательной полярности. Продолжительность обучения в вузе, единый вид деятельности, единый характер труда, общая учебная цель, возрастная и психологическая однородность определяют формирование социальных аспектов личности. «Я-концепция» в данной жизненной ситуации определяется молодежью как принадлежность к отдельной социальной группе – студенчеству. Это означает, что время начала и окончания обучения для человека – это период перехода от одной смысложизненной ситуации к другой со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, адаптацией к другим условиям жизни, иной социокультурной среде и изменением экономический и социально-демографический статус. Период обучения в вузе можно определить как особый смысложизненный период в жизни человека, связанный с переживанием кризиса профессиональной идентификации, т. е. идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности (Серуй, 2007).

    Заключение

    В целом иерархия ключевых жизненных ценностей студентов остается достаточно традиционной: приоритетной ценностью является благополучие семьи, на втором месте — получение образования, на третьем — карьера. В настоящее время социальная роль труда для современного российского студенчества утратила былое значение, труд рассматривается прежде всего как инструментальное средство самореализации, достижения индивидуальных успехов и удовлетворения личных амбиций.

    В настоящее время выбор профессии молодым поколением неоднозначен. С одной стороны, она определяется индивидуальными личными интересами и способностями, а с другой — критериями престижа и высокого заработка. Современная молодежь рассматривает труд прежде всего как способ обеспечения себя и близких, как средство удовлетворения материальных потребностей независимо от видов и форм занятости.

    Формирование социально-трудовой направленности студенческой молодежи, ее становление зависит не только от молодого поколения, но и от практической реализации принципов комплексной молодежной политики в стране. Требуются усилия государства для создания благоприятных условий для успешной интеграции молодежи в систему социально-экономических отношений, для принятия общественно значимых ценностей и правовых норм, формирования моделей трудового поведения и целостного мировоззрения.).

    В результате анализа изучения ценностных ориентаций студентов мы пришли к выводу, что современная молодежь в большей степени ориентирована на этические ценности, в меньшей — на прагматические. Таким образом, по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества. Изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал.

    Каталожные номера

    1. Асмолов А.Г. (2002). Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Смусл.
    2. Аймаутова Н.Е. и Ушнев С.В. (2004). Проблемы социально-психологической подготовки менеджеров среднего и высшего звена (на примере банковского дела). РУДН ун-т. Бюлл., Соц. Сер., 6–7, 219–236.
    3. Белякова, Е. Г., и Дегтярев, С. Н. (2011). Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса. Эд. и наук, 3(82), 3–15.
    4. Братусь, Б.С. (2000). Смысловая сфера личности. В сб.: Психология личности в трудах отечественных психологов. Петр, стр. 130–139.
    5. Долбик-Воробей, Т. А. (2005). Репродуктивные установки учащихся. В: Российская молодежь: проблемы и решения. Центр соц. Прогноз., стр. 414–423.
    6. Евграфова Ю.А. А. (2012). Ценности современной молодежи и отношение к семье и деторождению. Бык. педагога. институт имени В.Г. Белинского, 28(1214), 1213–1216.
    7. Франкл, В. (1990). В чем смысл? Общий. В. Л. Я. Гозман и Д. А. Леонтьев (ред.), Человек в поисках смысла (стр. 284–307). Прогресс.
    8. Хуторная М.Л., Баркалова Е.В. (2018). Психологический анализ компонентов понятия «мировоззрение». просп. для наук. и изд., 2(32), 190, 188–191.
    9. Клименкова, А. М. (2013). Культурные коды как факторы формирования ценностных ориентаций. РУДН ун-т. Бюлл., Соц. Сер., 2, 5–12.
    10. Клочко В. Е. (2005). Самоорганизация в психологических системах: проблемы формирования ментального пространства личности (введение в трансперсональный анализ) (с. 138, 174). ТГУ.
    11. Коковина Л. Н. (2009). Ценностно-смысловые ориентации личности. Бык. КГУ им. Н. А. Некрасова, 15, 139–143.
    12. Кудашкина О. В. (2009). Психологическая модель развития мотивационно-ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе педагогического вуза. Интегрировать. изд., 3, 106–111.
    13. Леонтьев Д.А. (1999). Психология значения: природа, структура и динамика смысловой реальности. Смусл.
    14. Михайлова В. П. (2010). Роль непрерывного образования в развитии профессионализма управленческого персонала компании. РУДН ун-т. Бюлл., Соц. Сер., 4, 99–104.
    15. Муравьева О.И. и Попкова Т.С. (2010). Взаимосвязь субъективного благополучия и ценностных ориентаций современной студенческой молодежи. Сибер. Психолог. Ж., 36(99), 98–101.
    16. Постникова М.И., Чичерина Н.В. (2016). Воспитание в системе ценностей молодежи. Педагог. Эд. на русск., 2, 24–29.
    17. Ретивина В.В. (2019). Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи. Высшее изд. in Russ., 29(1), 57–63.
    18. Рубинштейн, С.Л. (2003). Бытие и Сознание. Человек и мир (стр. 282–405). Питер.
    19. Серуй А.В. (2007). Обучение в вузе как условие усвоения смысла будущей профессии. Сибер. Психол. Ж., 26(181), 181–185.
    20. Шипицина Н. Е., Петренко Г.М. (2006). Ценностные ориентации в личностном развитии студентов как педагогическая проблема. Бык. ЮУрГУ, 3(66), 66–68.
    21. Шишов С.Е. (2010). Образование как ценность: структура и смысл понятия, 54, 50–63. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. http://docs.cntd.ru/document/499091784
    22. Тропотяга, П. (2001). Особенности системы ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Сибер. Психол. Ж., 14–15, 141–143.
    23. Яницкий М.С. (2012). Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности. Бык. Кемеровского государственного ун-та. Культуры и Искусств, 19/1.
    24. Журавлева, Н. А. (2006). Динамика ценностных ориентаций молодежи в контексте социально-экономических изменений. Психол. Ю., 27(1), 35.

    Информация об авторских правах


    Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts