Деиндивидуализация
Термин «деиндивидуализация» в социальную психологию привнес Леон Фестингер, автор теории когнитивного диссонанса (подробно об этой теории в одноименном разделе настоящего пособия).
Деиндивидуализация — это отключение индивидуального сознания в группе, что позволяет человеку легко преодолевать моральные нормы. Члены группы в определенных ситуациях забывают о моральных ограничителях. Они позволяют себе то, чего бы не делали, находясь в одиночестве: кричать на стадионе, забивать палкой беззащитного, грабить магазины… Все это происходит только потому, что люди воспринимают свои действия как групповые, в какой-то степени как зависимые. Например, насильники на суде часто не понимают своей вины и говорят, что так делали все!
Таким образом, деиндивидуализация — это отключение сознания индивида в группе с потерей чувства ответственности за свои действия.
Одним из первых на тему деиндивидуализации человека в группе высказался Г. Д.
Д. Майерс ссылается на исследования Брайана Маллена, который установил, что с ростом группы у индивида резко снижается боязнь оценки со стороны других. Все это приводит к анонимности или ощущению, что действия индивида группой не контролируются (Майерс, 2002). В малой группе все ее члены на виду и чувство анонимности не наступает, оценка является ее функцией, поддерживающей разумную индивидуальную активность на высоком уровне.
Идею анонимности человека в группе отстаивал Ф. Зимбардо (автор нашумевшего ролевого эксперимента — подробно об этом в главе «Роль, ролевое поведение и социальный статус»). Он считал, что в больших городах происходит сама по себе обезличенность, или анонимность.
Серия удачных и оригинальных экспериментов позволила Ф. Зимбардо установить, что в ситуации анонимности человек демонстрирует больше агрессии, чем в ситуации личной ответственности. Например, водители, находясь за затемненными стеклами автомобиля, чаще и продолжительнее сигналят в адрес медлительных автомобилистов (Зимбардо, 1991).В условиях анонимности прорываются и объективируются обиды, недосказанности, негативные оценки. Именно поэтому для объективности данных голосование по тем или иным важным вопросам группы осуществляют в условиях анонимности. Наоборот, при открытом голосовании высвобождения обид и агрессивности не происходит. Однако трудно обеспечить анонимность в малых группах. При желании можно легко вычислить несогласного по поведению, репликам, почерку или другим данным.
Установлено, что отключение сознания легко достигается в преступных группах. Быстрая деиндивидуализация в преступных группах объясняется не только активностью и давлением самой группы, но и психологическими типами ее членов. Например, в преступной группе больше зависимых, несамостоятельных и неуверенных в себе индивидов. Большая зависимость одних членов группы от других является фактором, запускающим механизм деиндивидуализации зависимых.
Считается, что в коллективе, как в малой группе высокого уровня развития, индивид не теряет контроля над своим сознанием, т. е. деиндивидуализации не происходит. Этот постулат активно отстаивался в отечественной социальной психологии А. И. Донцовым, А. В. Петровским и Г. М. Андреевой. Они отмечали, что индивид в группе является сознательным элементом групповых решений. В противовес данному постулату следует обратиться к практике социалистических коллективов, где люди совершенно бездумно голосовали «за компанию» по любому вопросу и не участвовали в групповых решениях. Варианты решений для конкретного коллектива всегда спускались сверху, т. е. от вышестоящих структур.
Факт снижения самоконтроля при анонимности привел американских исследователей к идее введения бейджиков, которые идентифицировали личность их носителя. Было установлено, что фиксация имени сотрудника на визуальных носителях повышает его ответственность и сдерживает от хамства и некорректного поведения в адрес клиента.
Нужно отметить, что агрессивность в ситуации анонимности проявляется не всегда. Д. Майерс приводит данные исследователей, которые экспериментально доказали, что анонимность ведет к некоторой интимности и игривости. Испытуемых приглашали в совершенно темную комнату в обществе незнакомых мужчин и женщин. Установка на эксперимент гласила, что люди в дальнейшем не будут поддерживать отношения. В темноте девять испытуемых из десяти прикасались к кому-нибудь, а 50% обнимали соседей. Испытуемым очень понравился эксперимент, и большинство согласились его повторить (Майерс, 2002).
Анонимность высвобождает сексуальные импульсы человека, что видно по социальным сетям. Самопрезентация с использованием псевдонима и чужих фотографий дает возможность большинству участников социальных сетей проявить буйство фантазии и быть откровенным с теми, с кем никогда не встретятся в реальности. Анонимы в социальных сетях презентуют себя в целом успешными, привлекательными и сексуальными. Можно предположить, что они наделяют себя качествами, которые хотели бы иметь в идеале.
Анонимность в социальных сетях приводит к агрессивности, к выплеску негативных эмоций. В социальных сетях под псевдонимом и без личной фотографии легко заниматься психологическим терроризмом в адрес знакомых и незнакомых людей.
Деиндивидуализацию можно наблюдать в сектах кришнаитов. Многократное повторение ничего незначащих фраз типа «Хара кришна», «кришна хара» служат возбуждению группы и снижению индивидуального самосознания. Выполнение ритуальных танцев, речевок и коллективного пения также приводит к ослаблению самосознания. Этим же целям служат коллективные песни под названием «хоровое пение».
Ритуальные танцы и пение традиционно проводились перед военными выступлениями в далеком прошлом. Так, интенсивные танцы древних людей способствовали снижению самосознания и повышению единения с группой. Сегодня этот феномен сохранился в современной армии, правда, в несколько измененном виде. Например, практикуется военная песня, а танцы заменили изнурительными маршами на плацу.
В древней Руси был свой прием ослабления самосознания воинов и возбуждения их перед боем. Обычно перед боем противники сходились на допустимое расстояние и обменивались нецензурными выражениями, т. е. «крыли друг друга матом». Слово «брань» от глагола «браниться», а поле битвы — это где выкрикивали матерные слова, стоя друг против друга. В бранных словах был двойной психологический смысл. С одной стороны, наиболее активная сторона одерживала психологическую победу, если была более убедительна в своих словесных выражениях. С другой — мат, или нецензурные выражения, разогревали воинов перед боем и снижали самосознание. Также ритуальная брань приводила к возникновению «чувства локтя», так необходимого в бою.
Деиндивидуализация (обезличивание): когда мы теряем себя.
Деиндивидуализация (Обезличивание, не путать с деперсонализацией) — утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке.
Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Деиндивидуализация (обезличивание) людей – это одни из любимейших методов тоталитарных режимов.Чем больше вы представляете собой индивидуальность, тем более устойчивы вы будете в условиях кризиса. Не путать с псевдо-индивидуальностью, когда человек идентифицирует себя через внешние ярлыки и атрибуты. Настоящая индивидуальность — это праявление внешнего локуса контроля и внутреннего самовыражения.
Деиндивидуализация (обезличивание): когда мы теряем себя. |
Деиндивидуализация – утрата самоосознания, осознания человеком своей индивидуальности и боязнь оценки – возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Когда высокий уровень социального возбуждения комбинируется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и утратить чувство индивидуальности.
Индивидуальность – это достаточно энергозатратный процесс, поэтому усталость, истощение, хронический стресс обезличивают нас. Строго говоря, мы можем рассматривать деиндивидуализацию в пяти формах:
1. Постоянная деинвидуализация.
Для тех случаев, когда человек утратил или не развил навык самосознания и самоидентификации. Безусловно, его нужно развивать, так как он не появляется по умолчанию (это как обучение письму). В историческом плане, люди очень медленно освобождались от деиндивидуализированного существования, погруженного в широкие родственные, племенные и родовые отношения. Индивидуальность – это навык, которому нужно обучать и обучаться.
Люди, утрачивающие индивидуальность, не уделяют должного внимания своему собственному поведению и плохо сознают себя в качестве отдельных существ. Результат — неспособность осуществлять текущий контроль или анализ своего поведения и неспособность извлекать соответствующей нормы поведения из хранилища долговременной памяти. Деиндивидуализированным людям также недостает предвидения, и их поведение страдает дефицитом продуманности или планирования.2. Кризисная деиндивидуализация.
В условиях кризиса ослабляется осознанность и человек становится уязвим. Обычно по мере выхода из кризиса человек восстанавливает индивидуальность, но на этом пути может быть перехвачен (сектанты и др), которые предложат ему внешние ресурсы и подпорки. Иногда кризисная деиндивидуализация может быть связана с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя нетипичным и противонормативным способом.
Каждая из сторон конфликта видит другую сторону обезличенной, то есть рассматривает ее как представителя какой-либо категории или группы, а не как отдельного индивида. Такое восприятие способствует эскалации, ослабляя факторы, которые удерживают от агрессивных действий. Обезличивание людей приводит к их дегуманизации. Они кажутся менее человечными, чем индивидуальности; тем самым деиндивидуализированные меньше защищены от агрессии. Обезличивание также является еще одной вехой в цикле эскалации конфликта. Одна из сторон обезличивает другую, чтобы найти причину собственным первоначальным враждебным действиям, оправдать их. После этого ей становится легче применять против другой стороны более жесткие меры, а это способствует эскалации конфликта.
3. Ситуативная деиндивидуализация.
Проявляется при провоцирующих условиях: большая группа, анонимность, ослабленное самосознание и др. Чувство стада приводит к тому что человек практически перестает разделять собственное «я» и некое аморфное и абстрактное «мы» толпы, он как будто растворился внутри ее. Толпа людей, которая охвачена паникой особенно опасна. Такие чувства как страх, жадность и надежда во много раз усиливаются толпой. Именно эти свойства человеческой психики могут превратить любого разумного и рационально мыслящего человека в безумного глупца.
Главные отличительные признаки индивида в массе таковы: исчезновение сознательной личности; преобладание бессознательного; ориентация мыслей и чувств в одном направлении через механизмы внушения и заражения; тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей.
4. Ярлыковая деиндивидуализация.
Замена или навязывание псевдоиндивидуальных характеристик, вроде «патриот», « герой компании» и др. Или сексуальное обезличивание, когда доминирующей характеристикой личности делается ее пол. «Ты ж мужик», «ты врач», «ты госслужащий» и др. Особенно часто это проявлется в государственно-бюрократических системах. Основной принцип бюрократической организации — обезличивание человека, подчинение ее членов системе безличных, абстрактных правил — оказывается одновременно основным как функциональным, так и дисфункциональным элементом. Бюрократическая организация стремится с помощью нормативной системы всячески элиминировать проявление личностных свойств. В то же время ее эффективное функционирование требует максимального использования человека. Эти тенденции ярко проявляются в постоянных поисках новых возможностей более личностного «включения» человека в организацию при сохранении общего принципа ограничения свободы личного поведения.
5. Стандартизация – еще одна форма обезличивания.
Стандартизировать, усреднить, подогнать под общий аршин человека пробовали во все эры. В принципе, любая стандартизация неизбежно имеет своим следствием упрощение и примитивизм. Один из примеров удачной стандартизации – армия. Неплохой военный должен быть безличен как насекомое, ему не нужна не только лишь личность, не нужен и разум; разум нужен только в примитивной форме – как солдатская находчивость, как средство выжить и лучше исполнить приказ. Огромное значение в армиях придается строевым упражнениям – а ведь это достаточно странноватое занятие, так как строевым шагом неприятеля не запугаешь и не победишь. Эти упражнения имеют необыкновенную цель: обезличить, стандартизировать, обучить бездумному подчинению, перевоплотить человека в автомат. Армия – самый приметный механизм ликвидирования личности. Армия есть фактически в любом государстве и фактически в хоть какой армии обезличиванию человека придается не наименьшее, а иногда и большее значение, чем обучению боевым способностям.
Классическая форма стандартизации – это массовая культура и образование, направленные на воспитание среднего потребителя. Она формирует среднее мышление и вкусы. А стандартное образование абсолютно естественным образом стандартизирует малышей и подростков. Так происходит обезличивание.
Причины деиндивидуализации.
Зимбардо предположил, что многочисленные и разнообразные факторы могут вызывать деиндивидуализацию, помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. К таким факторам относятся анонимность (в любой ее форме), размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределенность ситуации, измененная временная перспектива (например, вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп. деятельность и т. д.
Все эти факторы ведут к утрате индивидуумом чувства идентичности или самосознания, что, в свою очередь, вызывает снижение его восприимчивости к внешним стимулам и утрату когнитивного контроля над своими эмоциями и мотивациями. Деиндивидуализированный человек менее податлив к положительным или отрицательным санкциям со стороны агентов, не принадлежащих к данной группе, и потому его поведение в меньшей мере подчиняется внешним правилам и нормам.
С индивидуализацией и деиндивидуализацией оказался связанным довольно широкий спектр противонормативного поведения. Эксперименты по социальной фасилитации показывают, что объединение в группу может возбуждать людей, а эксперименты по социальной лености демонстрируют, что в группе личная ответственность за содеянное может становиться размытой. Когда возбуждение накладывается на размытость ответственности и нормативное сдерживание ослабевает, результаты бывают поразительны. Действия могут варьироваться от сравнительно незначительно выходящих за общепринятые рамки дозволенного (бросание друг в друга хлебом в столовой, оскорбительные выкрики в адрес спортивного арбитра, безудержные вопли во время рок-концерта) до импульсивного самоудовлетворения (групповой вандализм, оргии, грабежи) и даже до разрушительных социальных взрывов (полицейская жестокость, уличные беспорядки, линчевание).
Фестингер, Пепитоун и Ньюком предположили, что фокусировка человека на группе, которая связана с его тяготением к группе, уменьшает внимание, уделяемое конкретным людям. Такая фокусировка на группе деиндивидуализирует ее членов, которые отодвигаются на второй план и в некотором смысле морально укрываются в данной группе. Поэтому деиндивидуализация снижает запреты конкретного человека в отношении вовлечения в противонормативные действия. В соответствии с этой формулировкой, тяготение к группе увеличивает деиндивидуализацию, которая, в свою очередь, высвобождает поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами.
Группа и деиндивидуализация.
Группа не только способна возбуждать своих членов, она обеспечивает им анонимность. Кричащая толпа скрывает кричащего баскетбольного фаната. Члены бесчинствующей своры линчевателей верят, что им удастся избежать наказания; они воспринимают свои действия как групповые. Участники уличных беспорядков, ставшие обезличенной толпой, не стесняются грабить. Брайен Маллен (Brian Mullen, 1986) сообщает о подобных эффектах на сборищах линчевателей: чем многочисленнее сборище, тем в большей мере его члены утрачивают чувство личной ответственности и тем с большей готовностью идут на беспредельные зверства — сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Для каждого из приведенных примеров, от толпы болельщиков до своры линчевателей, характерно то, что у людей в таких случаях резко падает боязнь оценки. Поскольку «так делали все», то и свое поведение они объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором.
Филип Зимбардо (Philip Zimbardo, 1970) предположил, что обезличенность в больших городах уже сама по себе гарантирует анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм. Он приобрел два подержанных автомобиля десятилетней давности и оставил их с поднятыми капотами и снятыми номерными знаками на улице: один — в старом кампусе Нью-Йоркского университета в Бронксе, а другой — вблизи кампуса Стэнфордского университета в небольшом городке Пало-Альто. В Нью-Йорке первые «раздевальщики» появились уже через десять минут, они сняли аккумулятор и радиатор. Через трое суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны людей, по всем приметам, отнюдь не бедных), машина превратилась в груду металлолома. По контрасту с этим, единственным человеком, дотронувшимся в течение недели до автомобиля в Пало-Альто, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начинался дождь.
Импульсивные групповые действия
Взрывам агрессии в больших группах зачастую предшествуют малозначительные акции, которые возбуждают и сбивают с толку. Группы кричат, скандируют, хлопают, танцуют, и это нужно для того, чтобы одновременно вызвать у людей возбуждение и снизить их самосознание. Очевидец из секты Муна вспоминает, как скандирование «чу-чу-чу» помогало деиндивидуализации:
« Все братья и сестры взялись за руки и начали кричать с нарастающей силой: чу-чу-чу, Чу-Чу-Чу, ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЯА! ЯА! ПАУ! Это действо объединило нас в группу, как если бы мы загадочным образом совместно пережили нечто важное. Власть «чу-чу-чу» испугала меня; но она же дала мне ощущение комфорта. После освобождения от накопленной энергии мы чувствовали себя совершенно расслабленными » (Zimbardo & others, 1977).
Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1976, 1979) показали, что такие акции, как кидание камней и хоровое пение, могут подготавливать почву для более необузданного поведения. Есть самоподкрепляющееся удовольствие в том, чтобы совершать импульсивные действия и при этом наблюдать, как окружающие делают то же самое. Видя, что другие делают то же самое, мы полагаем, что они чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепляемся в своих чувствах (Orive, 1984). Импульсивные групповые акты захватывают наше внимание. Когда мы возмущаемся действиями арбитра, мы не думаем о наших ценностях, мы реагируем на непосредственную ситуацию. Позднее, когда мы задумываемся о том, что сделали или сказали, нам иногда бывает стыдно. Иногда. Но порой мы сами ищем возможности деиндивидуализироваться в группе: на дискотеке, на войне, в уличных беспорядках — везде, где можно предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить единение с окружающими.
Ослабленное самосознание
Групповые переживания, ослабляющие самосознание, имеют тенденцию рассогласовывать поведение и установки. Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1980), а также Стивена Прентис-Данна и Рональда Роджерса (Steven Prentice-Dunn & Ronald Rogers, 1980, 1989) выявили, что деиндивидуализированные, утратившие самосознание люди меньше себя сдерживают и контролируют; они склонны действовать, реагируя непосредственно на ситуацию, даже и не вспоминая о своих ценностях. Все это подтверждается в экспериментах по самосознанию.
Обращаться к самосознанию.
Самосознание и деиндивидуализация — как две стороны одной медали. Те, у кого повысили самосознание, скажем, поместив их перед зеркалом или телекамерой, демонстрируют повышенный самоконтроль, их действия в большей мере отражают их установки. Находясь перед зеркалом, люди, боящиеся прибавить в весе, съедят меньше мучного и сладкого (Sentyrz & Bushman, 1997). Кроме того, люди, не утратившие самосознание, менее склонны к уловкам и обману (Beaman & others, 1979; Diener & Wallbom, 1976). To же самое верно и для тех, кто остро чувствует свою индивидуальность и независимость (Nadler & others, 1982). Люди, которым свойственно повышенное самосознание или у которых его вызвали, демонстрируют большее соответствие между тем, что они говорят, и тем, что они делают. Деиндивидуализация проявляется и в современных условиях. Ношение униформы, которая делает нас похожим на всех, кто находится рядом, и в такой обстановке человек также можем почувствовать себя менее ответственным за свое поведение и стать более склонным к агрессии, а также не адекватно воспринимать и анализировать информацию.
Обстоятельства, понижающие самосознание, такие, как алкогольное опьянение, соответственно повышают деиндивидуализацию (Hull & others, 1983). И напротив, дейндивидуализация уменьшается в обстоятельствах, повышающих самосознание: перед зеркалом и телекамерой, в маленьких поселках, на ярком свету, при использовании именных бирок или нестандартной одежды и т. д. (Ickes & others, 1978). Когда подросток идет на вечеринку, мудрое родительское напутствие могло бы звучать так: «Желаю тебе приятно провести вечер, и не забывай, кто ты такой». Другими словами, наслаждайся пребыванием в группе, но не утрачивай самосознания: не поддавайся деиндивидуализации.
Еще несколько идей:
1. Всегда использовать имена.
Избегать использования номеров, (обращаться по имени, требовать, чтобы к вам обращались по имени). Обезличиванию противодействует получение такой информации о другом, которая делает его чем-то уникальным. Например, известно, что в нацистских концлагерях охрана относилась к узникам снисходительней, если знала их по именам. Лица с враждебным отношением к кому-либо другому или ожидающие нападения с его стороны особенно часто забывали индивидуальную информацию об этом другом (например, его имя) и запоминали деиндивидуализирующую информацию о нем (например, расу)
2. Заставлять представляться.
Без повода и с поводом, просить предъявлять удостоверения или называть себя. Делать так, чтобы человек идентифицировал себя сам. Спрашивать «вы кто?».
3. Использовать правильную лексику без возвратных глаголов.
Никаких «кажется», «хочется»! Я думаю, я хочу и так далее.
4. Использование индивидуальных аксессуаров (визитки, именные бирки и др.)
5. Нестандартная одежда (избегать униформы)
6. Работа при ярком свете, перед зеркалом или видеокамерой.
7. Структурирование и автономизация (небольшие группы людей, домов, квартир и др.)
8. Стимулировать возможности для самовыражения.
Влияние зеркала, портретов и изображений глаз.
Учёные Университета Ньюкасла на протяжении месяца исследовали поведение студентов в столовой, проверяя гипотезу о том, что изображение глаз заставляет людей вести себя более ответственно и меньше нарушать установленные правила. Для этого в случайное время и в случайных местах столовой размещались плакаты с лицами на одном уровне с глазами сидящих за столами. Оказалось, что в дни, когда такие плакаты висели, студенты в два раза чаще уносили подносы с посудой после еды, чем в дни, когда плакатов не было или на плакатах были нейтральные изображения без глаз.
Исследователи считают, что здесь срабатывает «психология подталкивания»,
которая определяет выбор предпочтительной модели поведения без
непосредственного влияния на человека. Например, она действует, когда из
нескольких опций одна каким-либо образом выделена.
Глаза на стене как раз и служат таким «подталкивающим» механизмом, который
может способствовать предотвращению антиобщественного поведения. В частности,
ученые рекомендует обозначать наличие камер видеонаблюдения изображением глаз,
а не самой камеры.
А вот обычное зеркало (вы наблюдаете за собой) помогает вам есть меньше:
Что такое деиндивидуализация и в чем опасность?
Вы слышали о «менталитете толпы»? Большинство людей знают эту фразу, но не знают, что для нее существует термин: деиндивидуализация. Этот термин относится к тому, как люди в группе могут потерять чувство идентичности и вести себя не так, как обычно. Часто это невинное поведение, но не всегда. Деиндивидуализация может быть серьезной и опасной проблемой, если вы не знаете, на что обращать внимание.
Что такое Деиндивидуализация?
Прежде чем мы поймем, что такое деиндивидуализация, нам нужно понять, чем она не является. В простейшей форме ваша личность — это то, что делает вас тем, кто вы есть. Он включает в себя ваше самосознание, ваши мысли, убеждения и поведение. Самосознание — это осознание себя по отношению к своим стандартам. Это знание своего характера, своей морали и своих желаний. Это вещи, которые делают вас тем, кто вы есть.
Деиндивидуализация означает, что человек становится частью толпы или группы, а затем начинает терять свою индивидуальность. Они меньше осознают себя и то, кем они являются как личность. Чем больше человек вовлекается в группу, тем меньше у него самосознания, что включает в себя знание своей морали, характера и убеждений. Эти качества начинают замещаться идентичностью группы. Затем человек начинает принимать мораль и характер, которых придерживается группа в целом.
Представьте, что вас окружают болельщики на домашнем матче любимой команды. Все кричат, некоторые бьют себя в грудь, а ты прыгаешь. Скорее всего, вы бы не продемонстрировали такого поведения, если бы стояли там в одиночестве. Но принадлежность к толпе уводит вас от вашей индивидуальности, и вы чувствуете себя свободным делать то, что обычно не стали бы делать.
Нужна помощь в развитии самосознания и установлении границ?
Поговорите с лицензированным консультантом
В некоторых случаях — как в приведенном выше игровом сценарии — действовать по-разному в группе не обязательно плохо, пока она остается под контролем. Важно научиться распознавать, когда это происходит и каковы опасности. Тогда вы знаете, что искать, чтобы избежать этого. Хотя в определенных ситуациях это может оказать на вас негативное влияние (например, когда вы на кого-то нападаете), это то, что вы можете научиться преодолевать.
Примеры деиндивидуализации
Классические примеры включают банды, культы и большие толпы людей. Впрочем, есть и множество других примеров, в том числе военных. На самом деле не всякая деиндивидуализация плоха. Исследования показали, что на крупных благотворительных мероприятиях, когда люди чувствуют себя частью группы, они, как правило, жертвуют и собирают большие суммы денег. Крупные пожертвования вдохновляют других делать то же самое.
Или, тренируясь в воинской части, люди чаще стараются. Они приняли идентичность группы, что повлияло на их поведение и то, на что, по их мнению, они способны.
Деиндивидуализация также происходит, когда люди увлечены своим хобби или деятельностью. Например, когда люди находятся в качалке на концерте, они бьют кулаками по воздуху и отчаянно трясут головами — поведение, которого они не совершали бы, если бы не были частью толпы.
Примеры из реальной жизни
В 1971 году психолог по имени Филип Зимбардо провел эксперимент, чтобы проверить влияние деиндивидуализации. В одном из своих экспериментов он разделил группу студентов мужского пола из Стэнфордского университета. Половина из них должна была действовать как заключенные, а другая половина — как охранники. Эксперимент должен был длиться две недели, и каждому было предложено сыграть роль в назначенной ему группе. Однако сроки пришлось сократить, и эксперимент остановили всего через шесть дней. Как группа, охранники так плохо обращались с заключенными, что они не могли продолжать свою деятельность. В последнее время было много дискуссий о достоверности и воспроизводимости Стэнфордского тюремного эксперимента. Некоторые из этих дискуссий вращаются вокруг того, кто будет иметь естественную, большую «покупку» в своей группе.
Есть также много исторических примеров массового мародерства. Возьмем, к примеру, случай, когда на Луизиану обрушился ураган Катрина. Разруха закрыла город, последовали массовые грабежи. И это были не только предметы первой необходимости; видео с вертолетов запечатлели людей, выходящих из магазинов с телевизорами и всем остальным, что только можно придумать. Большинство людей обычно не занимаются такой деятельностью, но во время этого кризиса это стало обычным делом. Люди не чувствовали, что будут нести ответственность за свои действия, поэтому они пересекли черту, которую в противном случае могли бы не иметь.
Опасности деиндивидуализации
Несмотря на то, что с деиндивидуализацией случаются положительные моменты, она часто может быть опасной. Когда люди становятся частью группы, они начинают терять свой моральный компас. Они становятся готовы делать то, что обычно считают неправильным. Но почему люди занимаются поведением, которое, как они знают, является неправильным?
Люди ослабляют самоограничение. Они увязают в менталитете толпы и начинают действовать так, как действует толпа. Они не предпочитают сосредотачиваться на правильном или неправильном в ситуации. Исследования показали, что группы пойдут дальше, чем если бы каждый действовал индивидуально.
Есть ощущение анонимности. Действуя как толпа, люди чувствуют, что их невозможно найти. Это чувство дает им чувство свободы действовать так, как они обычно себя не ведут.
Распределенная ответственность. Когда люди действуют в группе, у них возникает ощущение, что ответственность распределяется. Это заставляет их брать на себя меньше ответственности за свои действия. Они не верят, что последствия будут такими серьезными, потому что в этом были замешаны другие люди.
Приняты плохие решения
Когда люди действуют как группа, они часто поддаются эмоциям толпы и переходят границы, на которые обычно не идут. Например, исследования показали, что, когда большая группа наблюдает за человеком, стоящим на подоконнике высокого здания, и эффект деиндивидуализации достаточно силен, участники этой группы с большей вероятностью будут поощрять человека к прыжку.
В качестве другого примера рассмотрим банды. Когда кто-то вступает в банду, он принимает личность этой банды. Они носят определенные цвета, могут носить другое имя и теряют чувство того, что они считают правильным, а что неправильным. Они отказываются от своей индивидуальной идентичности, чтобы принадлежать к этой группе, а это означает пересечение границ, которые они не пересекли бы сами по себе. Например, обычно есть инициация, которая завершается, чтобы стать частью банды. Это действие должно показать, что вы готовы делать то, что делает группа, и что ваша индивидуальная идентичность и ценности не будут сдерживать вас.
Как уменьшить последствия деиндивидуализации
Знай, кто ты есть
Первый шаг к уменьшению деиндивидуализации — помочь людям быть и оставаться самосознательными. Если вы собираетесь куда-то с большой группой людей, подумайте, каковы ваши нравы и ценности. Знайте, за что вы стоите и где та черта, которую вы не хотите пересекать. Если вы находитесь в ситуации и чувствуете, что начинаете увлекаться энергией толпы, удалите себя из ситуации, прежде чем начнете менять свое поведение. Напомните себе, что вы несете ответственность за свое поведение независимо от того, сколько других людей делают то же самое. Избегайте употребления алкоголя, так как это снижает вашу способность сохранять самосознание.
Сосредоточьтесь на личности
Если вы пытаетесь уменьшить влияние деиндивидуализации на кого-то другого, сосредоточьтесь на том, чтобы помочь ему увидеть свою индивидуальную идентичность. Говорите с ними напрямую и обращайтесь к ним по имени. Ищите способы, которые сделают их более самосознательными. Поговорите с ними об их конкретной деятельности и о том, что они делают. Расскажите о влиянии их действий на других людей. Постарайтесь помочь им увидеть свои действия.
Терапия
Если вы считаете, что боретесь с деиндивидуализацией, работа с терапевтом один на один может помочь вам достичь уровня самосознания и узнать, кто вы есть. Терапевт также может помочь вам простить себя и предпринять правильные шаги, чтобы избавиться от любого прошлого поведения, совершенного в результате деиндивидуализации.
Нужна помощь в развитии самосознания и установлении границ?
Поговорите с лицензированным консультантом
Онлайн-терапия с BetterHelp
Легко подумать, что это небольшая проблема, когда вы слышите истории о спортивных событиях и военных. Но это важный вопрос, который необходимо решать в обществе. Чем дольше человек живет деиндивидуализированной жизнью, тем труднее ему восстановить чувство истинной идентичности. Если вы или кто-то из ваших знакомых борется с этим, обратитесь за помощью к специалисту, которому доверяете. У BetterHelp есть онлайн-терапевты, готовые помочь вам восстановить самосознание и сохранить контроль над собой, даже когда вы находитесь в большой толпе.
Одним из способов преодоления последствий деиндивидуализации является терапия самоосознания. Самосознание относится к «способности контролировать наш внутренний и внешний мир». Благодаря самосознанию мы учимся распознавать и прислушиваться к своим мыслям и чувствам, чтобы избежать увлечения внешними раздражителями, которые могут заставить нас идти против нашего внутреннего голоса. Было показано, что развитие самосознания помогает повысить уверенность в себе и способность устанавливать границы. Оба они могут вступить в игру, чтобы предотвратить участие в негативной деиндивидуализации.
Онлайн-терапия становится все более популярной за последние несколько лет, но исследователи уже некоторое время изучают, насколько она эффективна. Ветераны на самом деле являются одной из наиболее распространенных групп населения, которые были изучены. The New York Times недавно опубликовала статью об онлайн-терапии и процитировала два разных исследования, в которых ветераны были разделены на две группы: одна группа проходила традиционную терапию лично, а другая — онлайн-терапию. Оба исследования показали, что оба типа терапии одинаково эффективны.
У онлайн-терапии есть и другие преимущества, которые вы, возможно, захотите рассмотреть. Во-первых, вы можете получить терапию независимо от того, где вы живете. Если вы живете в сельской местности, вам не нужно долго ехать, а если вы живете в оживленном городе, вам не нужно бороться с пробками. Вы можете связаться со своим консультантом в любом удобном для вас месте, если у вас есть безопасное подключение к Интернету. Еще одним большим преимуществом является то, что онлайн-терапия, как правило, дешевле, чем традиционная терапия.
Ниже вы можете прочитать отзывы о консультантах BetterHelp от людей, столкнувшихся с похожими проблемами.
Отзывы консультанта
«Кристина была очень полезна для меня. Она помогла мне стать лучше, построить прочный фундамент, помогла мне узнать свою самооценку и узнать, что я личность и сильная сама по себе . Она помогла мне справиться с травмами и преодолеть их. Благодаря ее руководству я стал в 10 раз лучше себя».
«Ее советы разумны, а также наводят на размышления. Я буду продолжать регулярно общаться с ней, чтобы поддерживать хорошее психическое здоровье, потому что это так же важно, как забота о моем физическом здоровье. Я чувствую, что она может помоги мне стать лучше, добиться большего в жизни и достичь более высоких уровней самосознания».
Takeaway
Знание того, кто вы есть и что для вас важно, является важной частью того, чтобы не попасть в ловушку деиндивидуализации. Терапия может помочь вам избежать опасностей, связанных с ней. Сделайте первый шаг сегодня.
Деиндивидуализация (Определение + Примеры) | Практическая психология
Знаете ли вы, что, начиная с 1972 года, ежегодно происходит как минимум одна смерть в результате «дедовщины»? Для многих братств и женских клубов дедовщина является ритуалом. Это часто связано с обильным употреблением алкоголя, серьезными физическими испытаниями и просто отвратительными действиями.
Как это происходит так часто? Вы не можете себе представить, чтобы кто-то из причастных к дедовщине стал причиной чьей-то смерти, или чтобы кто-то из жертв выпил столько алкоголя по собственной инициативе. Индивидуумы себя не затмевают.
Но пребывание в группе, особенно в братстве или женском обществе, может серьезно изменить поведение человека. Для того, чтобы позволить иметь место дедовщине, должен быть некоторый уровень деиндивидуализации.
Что такое деиндивидуализация?
Деиндивидуализация — это процесс, при котором человек теряет «чувство себя», когда он находится в группе. Они отождествляют себя с групповым менталитетом, даже если обычно он противоречит их собственному. Действия, чувства и убеждения группы становятся индивидуальными, и они начинают действовать в соответствии с ними.
Деиндивидуализация может привести к тому, что люди будут делать или говорить вещи, которые они не стали бы делать вне группы. Это может быть совершенно опасно в братствах, женских обществах, религиозных организациях или во время политических протестов. Но не всякая деиндивидуализация является нездоровой или насильственной.
Осознание деиндивидуализации и того, как она может повлиять на ваше мышление, может помочь вам сохранить сильное чувство собственного достоинства даже в большой толпе.
Почему деиндивидуализация работает?
Есть несколько причин, по которым люди теряют чувство собственного достоинства, когда их окружает большая группа людей.
Распределение ответственности (Эффект свидетеля)Кто несет ответственность за прекращение насильственного поведения большой группы? В большой группе кто отвечает за то, чтобы вмешаться и помочь тому, кто может быть в беде? Можно утверждать, что каждый несет эту ответственность. Так почему вы должны действовать?
Распределение ответственности — это форма атрибуции, при которой другие люди предполагают, что кто-то другой должен нести ответственность за действия. Может быть, вы думаете, что парень рядом с вами более ответственен за игру, потому что он больше и сильнее. Или человек, близкий к двум ссорящимся людям, должен нести ответственность за то, чтобы их разнять. Чем больше людей вы видите в толпе, тем больше людей вы можете возложить на них ответственность.
АнонимностьКогда вы стоите в одиночестве, люди могут идентифицировать вас только как того, кто вы есть. Но когда вы находитесь в толпе, вы можете почувствовать, что потеряли эту возможность. Вместо этого вы идентифицируетесь как кто-то в толпе. С анонимностью и без ответственности вы можете действовать так, как не поступили бы, если бы знали, что несете за это ответственность.
ВнушаемостьКогда люди не знают, что сказать или что делать, они обращаются к другим. В толпе или вне ее они позволяют другим «заполнять пробелы». это внушаемость может привести к тому, что вы будете помнить вещи неправильно, изменить свое мнение о вещах или действовать определенным образом. В толпе вы можете наблюдать, как многие люди прямо или косвенно «внушают» вам верить во что-то или действовать определенным образом. Трудно не поверить, что что-то правильно или неправильно, когда люди предполагают, что это так.
История деиндивидуализации
Эти идеи не новы в мире социальной психологии. В 1895 году французский психолог Гюстав Лебон опубликовал Толпа. Книга предполагает, что когда люди образуют толпу, идеи толпы берут верх. Как заразный вирус, подхватывает всех. Он также предположил, что менталитет толпы интеллектуально слаб, эмоционален и приводит людей к более примитивному уровню.
Работа Лебона вдохновила многих психологов развить эти идеи, но только в 1952 году стал использоваться термин «деиндивидуализация». Психологов Леона Фестингера, Альберта Пепитона и Теодора Ньюкомба часто называют первыми, кто ввел термин «деиндивидуализация». Они расширили идеи Лебона, заложив основу идеи деиндивидуализации в концепцию, которую мы знаем сегодня.
В 1969 году Филип Зимбардо предположил, что «нормально заторможенное поведение» — это не просто то, что приводит к смерти из-за дедовщины или политическому насилию. Он расширил идеи деиндивидуализации, включив в них больше положительных примеров, к которым я перейду через минуту. Конечно, сам Зимбардо не особо зациклен на положительных результатах. Возможно, вы помните, что за всей демонстрацией стоял Зимбардо.
Как и все идеи в социальной психологии, исследователи продолжают определять и развивать идею деиндивидуализации, чтобы соответствовать постоянно меняющемуся миру.
Примеры позитивной деиндивидуализации
В начале этого видео я говорил о братствах. Не все примеры деиндивидуализации связаны с дедовщиной, насилием или греческими буквами. Возможно, вы сами сталкивались с некоторыми из этих примеров!
Марафонский бег
Возьмите пробежавший марафон . Не каждый бегун в гонке мог (или хотел бы) пробежать 26,2 мили за один раз. Но в большой толпе у всех зашкаливает адреналин, и бегуны мотивированы добежать до финиша. Возможно, будет «легче» отбросить сомнения и страхи и просто продолжать бежать со стаей.
Волонтерство
То же самое можно сказать и о долгом волонтерском дне. Возможно, вы не захотите посадить несколько десятков деревьев в лесу или доставить дюжину еды бездомным, если вы один. Но когда ты в группе, работа не кажется работой. Гораздо интереснее идти с группой людей, готовых противостоять холоду или работать весь день, чтобы помогать другим.
Религиозные организации
Тогда, конечно, вы можете увидеть деиндивидуализацию в религиозные организации. Вы можете отправиться кормить голодных со своей религиозной группой. Или, в крайнем случае, вы можете пойти на войну во имя своих религиозных идеалов. Легко поддаться более экстремальным убеждениям и действиям, когда у вас есть группа последователей, оправдывающих то, что вы делаете.
Как предотвратить деиндивидуализацию?
Деиндивидуализация происходит не только в культах или братствах. Это не просто приводит к плохим вещам. Но чем больше вы будете осознавать этот процесс, тем легче будет отойти в сторону, когда что-то пойдет вразрез с вашей индивидуальной моралью.