Декарт Рене | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
Декарт Рене
Декарт Рене (фр. René Descartes, 1596-1650) — фр. философ и естествоиспытатель, сыгравший существенную роль в превращении психологии из умозрительной философской науки в эмпирическую науку о явлениях сознания. Используя метод «универсального сомнения» и отвергая все то, в чем мы можем хоть раз усомниться, как «точку отсчета» для построения философии нового типа, Д. пришел к выводу, что наиболее достоверным и несомненным для каждого человека является существование его собственного мышления (под «мышлением» Д. понимает любую осознаваемую субъектом психическую деятельность): «Я мыслю, следовательно, существую». Все остальное мы воспринимаем через «призму» нашего сознания. Тем самым, Д. стал родоначальником рационализма в новой философии и интроспективной психологии.
Декарт Рене впервые в истории психологии дал критерий отличия психических процессов от непсихических (осознаваемость), что было шагом вперед по сравнению с анализом древними философами различных «функций души» (под которыми понимались и сугубо физиологические процессы питания, дыхания и т. п.), но одновременно сузил все психические процессы до осознаваемых и на этом основании отрицал наличие души у животных, рассматривая их как «рефлекторные автоматы». Вместе с тем разработанное им понятие рефлекса сыграло чрезвычайную роль в последующем материалистическом истолковании поведения живых организмов.
Поставленную им же самим психофизическую проблему Д. решал в духе психофизического взаимодействия (см. Дуализм, Интеракционизм): духовная субстанция (душа) имеет свои атрибуты и проявления (главный из которых — мышление), а телесная субстанция (тело, природа) — свои (главный атрибут — протяжение), при этом обе субстанции абсолютно противоположны друг другу и могут лишь фактически соединиться в человеке с помощью 3-й (божественной) субстанции.
Основная психологическая работа Д. «Страсти души» подробно описывает механизмы такого взаимодействия на примере различных человеческих чувств. В учении о страстях Д. был сторонником рационализма и считал возможным «борьбу» с нежелательными страстями путем разума. Л.С. Выготский обстоятельно проанализировал учение Д. о страстях, сделав вывод об идейной близости этого учения к периферической теории эмоций (см. Джемса-Ланге теория эмоций). См. также Картезианцы. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Декарт Рене (1596–1650) — французский философ и естествоиспытатель. Заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Первая получила наиболее последовательное воплощение в понимании рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение; в учении о «страстях души» как психических состояниях, испытываемых телесным органом души (каковым Д. считал одну из желез головного мозга — эпифиз).
Рефлексы и «страсти души», по Д., представляют телесную материальную субстанцию, подчиненную тем же законам, что и вся физическая природа. Кроме того, Д. выделял особую, нематериальную и непротяженную, субстанцию — сознание — прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит. Это дуалистическое воззрение на душу, к-рая только мыслит, и тело, к-рое только движется, сыграло решающую роль в преодолении господствовавшей в прежние века трактовки организма как вещи, управляемой особой сущностью — душой. Согласно Декарту, тело и душа находятся во взаимодействии, которое обеспечивается третьей субстанцией — Богом. При воздействии внешних объектов возникают впечатления о них (сенсорные образы и образы памяти), соединяющиеся путем образования ассоциаций, но не дающие истинного знания. Такое знание изначально заложено в душе в виде врожденных идей, примером которых могут служить невыводимые из опыта геометрические аксиомы. Такой же дуалистический подход отличал и объяснение Д. побудительных сил поведения. Наряду с рефлекторно возникающими эмоциональными состояниями, движущими «машиной тела» («Страсти души», 1649), выделялись чисто духовные чувства и бестелесные волевые импульсы. Их источником, по его мнению, служит субстанция сознания. Эти импульсы способны контролировать страсти, физиологической основой к-рых являются нервные, молекулярные процессы в организме. Д. считал, что сознание и воля локализованы только в организме человека. Организм животных он относил к разряду машин, работающих автоматически. Д. было экспериментально разработано учение о зрительном восприятии, построении сетчатого образа, роли в этом процессе деятельности глазных мышц («Диоптрика», 1637).
Под влиянием Д. развивалась вся психология нового времени, воспринявшая, с одной стороны, его учение о сознании как непосредственном знании души о самой себе, с другой — его учение о рефлексе как закономерном отражении внешних импульсов от мозга к мышцам. Наиболее полно система психофизиологических воззрений Д. изложена в трактате «Человек» (1662).
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Страна:
- Франция
Библиография:
- Декарт Рене
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Декарт Рене
Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии.
Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень важное разделение души и тела, сделав их, совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как ≪тела-машины≫ и способности тела самостоятельно функционировать и обрабатывать весь психический материал без помощи души. Способностью тела является только движение, а принципом его работы — рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий. Способность души — это мышление, а принцип ее работы — рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей. Предметом изучения психологии становится сознание. Объяснение сосуществования в организме души и тела как независимых субстанций основано на принципе психофизического взаимодействия: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и изменяться.
Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоречивость) во взаимодействии души и тела означает, что, с одной стороны, душа независима от тела, но с другой — тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи ним.
Рефлекторная схема Декарта. Декарт первым ввел понятие рефлекса. Схема рефлекса сводилась к следующему: внешний импульс приводит в движение частицы, называемые «животными духами». Далее посредством этого внешнего импульса «животные духи» заносятся в мозг по «трубкам», из которых складывается периферическая нервная система, а оттуда автоматически переходят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма.
Вклад Р.Декарта в развитие психологии.
Рене Декарт: рефлексы и «страсти души». Первый набросок психологической теории, использовавшей достижения геометрии и новой механики, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596-1650). Он происходил из старинной французской семьи и получил прекрасное образование. В коллегии Де ла Флеш, которая являлась одним из лучших религиозных образовательных центров, он изучал греческий и латинский языки, математику и философию. В это время он познакомился и с учением Августина, идея которого об интроспекции была им впоследствии переработана: религиозную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направленную на познание объективных истин.
В своих исследованиях Декарт ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Тем самым живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, т.е. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности последних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства с все большей определенностью утверждались в общественном производстве, далекая от производства научная мысль объясняла по их образу и подобию функции организма.
Другое достижение принадлежало Декарту. Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Если Гарвей устранил душу из круга регуляторов внутренних органов, то Декарт отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде работы всего организма. Три столетия спустя И.П.Павлов, следуя этой стратегии, распорядился поставить бюст Декарта у дверей своей лаборатории.
Реакция мышц – неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии.
От 250 руб
Контрольная работа
Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии.От 250 руб
Курсовая работа
Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Рене Декарт — Известные психологи, философия и разум
1596-1650
Французский философ и математик, чьи идеи внесли ранний и значительный вклад в область психологии.
Декарт родился во Франции, недалеко от маленькой деревушки Ле Э. С 10 лет он посещал самую престижную школу Франции, Королевский колледж Ла-Флеш, который окончил в возрасте 16 лет. математике, Декарт некоторое время служил солдатом накануне Тридцатилетней войны, присоединившись сначала к протестантским, а затем к католическим силам. Вернувшись к изучению науки и философии после войны, он провел еще несколько лет в Париже, прежде чем переехать в Голландию в возрасте 32 лет. Там Декарт написал свои самые важные работы,
Философия Декарта известна своим прославлением человеческого разума. Он начал с посылки, что единственный способ быть уверенным в чем-либо — это во всем сомневаться («Я решил отвергнуть как ложное все, в чем мог бы вообразить себе малейшее сомнение, чтобы посмотреть, не осталось ли впоследствии чего-нибудь совершенно несомненного» ). Поступая таким образом, Декарт пришел к выводу, что единственное, в чем он мог быть уверен, — это его собственный акт сомнения — психический процесс. Из уверенности, выраженной в известном утверждении: «Я мыслю, следовательно, я существую», он построил философию, которая отдавала приоритет работе индивидуального разума как непосредственному чувственному опыту, так и полученной мудрости. Декарт постулировал радикальный дуализм разума и тела, утверждая, что Вселенная состоит из двух совершенно разных субстанций: разума («мыслящая субстанция» или
Рене Декарт ( Библиотека Конгресса. Воспроизведено с разрешения.)
воображение , наряду с чисто физиологическими функциями пищеварения, кровообращения и дыхания.
Декарт считал, что основным местом взаимодействия между разумом и телом является шишковидная железа (которую он ошибочно считал уникальной для человека).
Он считал, что воля, аспект разума, может двигать шишковидную железу и вызывать передачу того, что он называл животными духами, которые вызывают механические изменения в теле; и точно так же изменения в теле передаются в шишковидную железу и там могут воздействовать на разум. Его рационалистические идеи легли в основу Просвещения и стали господствующей системой философии вплоть до работ Дэвид Юм (1711-1776) и Иммануил Кант (1724-1804). Хотя многие из отдельных аргументов Декарта с тех пор были дискредитированы, его общий взгляд на дуализм между разумом и телом оказал сильное влияние на последующие поколения философов и психологов.Декартовский дуализм разума и тела в развитии психологической мысли
Выделите поисковый запрос- Сохранять
- Цитировать
- Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre. com/psychology/view/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-486
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
- Поделись этим
Войти Навигация по статье
Войти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Статья Содержание
Показать информацию об резюме
- https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.486
- . Французский философ 17-го века Рене Декарт, как отец-основатель их дисциплины. Тем не менее, трудно понять, как психология могла возникнуть как самостоятельная дисциплина без вклада Декарта. Теоретический и экспериментальный вклад Декарта в наше понимание рациональности, сознания, ощущения, чувства, внимания, психологической саморегуляции и произвольного действия, а также само понятие разума, лежащее в основе его философии, сыграли ключевую роль в эволюции. психологии с момента ее возникновения как специальной науки в XIX в.век. Эти вклады, как правило, затмеваются неприятными аспектами его дуализма разума и тела и его отрицанием животного сознания, доктрин, за которые он подвергался и до сих пор подвергается большому осуждению. Тем не менее, обе доктрины важны для понимания того, как с самого начала были сформулированы предмет и рамки психологического исследования, поскольку в основе картезианской концепции сознания лежит не один дуализм, а два: дуализм ума и тела и дуализм жизни и разума. . Разум, по Декарту, не мог быть теоретизирован на его собственных условиях без понимания его хотя бы в какой-то степени независимо от физиологических процессов человеческого тела, с одной стороны, и жизненных функций биологических организмов, с другой. Таким образом, наследие Декарта для психологии как дисциплины двояко. Она создала концептуальное пространство для того, чтобы концепция разума стала самостоятельной пороговой концепцией, отличной от концепции материи, определяющей механику, и разграничила те уникальные человеческие способности, которые позволили психологии отличиться от недавно возникшей эволюционной биологии. из 19го века, хотя с тех пор она останется более тесно связанной с биологией, чем с физикой. Без дуализма разума и тела, жизни и разума трудно представить себе, как могла возникнуть психология как особая наука, отличная от анатомии и наук о жизни, и этим дисциплина психологии многим обязана г-ну Декарту.
Ключевые слова
- Декарт
- дуализм
- физиологическая психология
- жизнь
- MIND
- Сознание
- Психофизические закономерности
- Animal Minds
- ПАНС
- Nociception
СУБСТВЕННЫЕ
- ИСТОРИЯ И СИСТЕМЫ И СИСТЕМ ПИССИОЛОГИИ
- 66 7.