Психическая депривация и ее психогенная роль в нарушения психического развития и формирования личности у детей в возрастном аспекте
Психическая депривация как психологический и социальный феномен весь ХХ век и текущую современность привлекает активное внимание ученых разных специальностей, хотя история научного и практического понимания этого явления уходит в далѐкое прошлое. Известно, что еще в средневековых летописях имеются сведения о трагических последствиях психической депривации на физическое и психическое здоровье человека (Й. Лангмейер). Существует и немало художественных вымыслов на эту же тему (Маугли, Тарзан, Золушка и др.).
Депривация (deprivation – анг. – лишение) обозначает недостаточность чего-либо, но в приложении к психической депривации термин – депривация — касается недостаточности удовлетворения основных психических потребностей.
В одной из основополагающих работ по проблеме психической депривации – в монографии Й. Лангмейера и З. Матейчика – авторы ставят обоснованный вопрос о том, какие из психических потребностей следует отнести к основным?
Проведя научный анализ многочисленных изысканий на тему депривации, авторы предлагают свой реестр основных психических потребностей, депривация которых может оказать отрицательное воздействие на психическое состояние индивида, особенно в период детского возраста. К таковым ими отнесено: недостаток удовлетворения аффективных потребностей, раздражителей органов чувств, в детском возрасте лишение материнской заботы, в прямом (сиротство) и «маскированном» виде, когда детско- материнские не отношения не отсутствуют, но количественно обеднены. Сюда же отнесены педагогический и игровой дефицит, дефицит общения, а также недостаток изменчивости (монотонность) средовых стимулов и условий для самовыражения и целевой социальной самореализации и др.
Перечисленные психологические потребности, отнесенные к основным и оказавшиеся в ситуации недостаточного удовлетворения, входят в структуру психической депривации, которая в итоге представляет собой сочетанный, комплексный фактор, оказывающий повреждающее психогенное воздействие на психическое здоровье.
По мнению ряда таких исследователей как Д. Боулби, Р. Шпиц, В. Гольфарб и др., психическая депривация, особенно в детском возрасте, оказывает патогенное воздействие на психофизическое развитие и вызывает необратимые последствия вплоть до смертельного исхода. По их мнению, драматические результаты депривации выражаются психопатическим сдвигом личности в виде еѐ примитивного уровня, бесчувственного характера, склонности к правонарушениям.
Последнее время психическая депривация стала предметам изучения не только в рамках психофизического развития, но и таких областях как космонавтика, спелеология, диспетчерское дело, профессиональный спорт и другое, где индивидуумы оказываются в ситуации длительной изоляции и монотонной деятельности.
Несмотря на многолетние усилия отечественных и зарубежных исследователей многие вопросы проблемы психической депривации остаются нерешенным. Например, мнение об особенностях роли психической депривации в детском возрасте, как патогенного фактора в отношении психического здоровья и психофизического развития ребенка, неоднозначно, в связи с чем, последствия депривационного воздействия нуждаются в уточнении.
В НЦПЗ РАМН уже более 20 лет работает научная группа специалистов в области детской психиатрии, психологии и психоневрологии, активно занимающаяся вопросами психической депривации в детском возрасте, особенно раннем, в возрастной динамике, и ее роли в возникновении психического дизонтогенеза.
Целью работы было проследить влияние некоторых видов психической депривации на психический онтогенез детей раннего и дошкольного возраста, начиная с первого года жизни.
В основу исследования была положена гипотеза о патогенном влиянии психической депривации на развитие ребенка. Методологической базой работы послужили многочисленные исследования психической депривации представителями разных дисциплин – педагогов, психологов, врачей разных специальностей и с недавнего времени – психиатров. Констатировано, что психическая депривация, особенно в таких проявлениях как слепота, глухота, информационный голод влечет за собой искажение психического развития, имеющего ряд отличительных черт (Фрейд А., 1970; Козловская Г.В., 1971; Барденштейн Л.М., 1971; Матвеев В.Ф., 1975; Лангмейер Й., Матейчик З., 1984; Пиклер Э. 1989; Мухина В.С., 1991, Рычкова Н.А., 1994; Минкова Э.А., 1994; Козловская Г.В., Проселкова М.Е., 1995; Долматова Е.Ю., 1997 и др.).
За пусковой фактор механизма патогенного воздействия психической депривации на психику взят психобиологический феномен – система мать-дитя и ее нарушение или материнская депривация (в более обобщенном виде – нарушение детско-родительских отношений), приводящее к искажению формирования эмоциональных, когнитивных, коммуникативных и других психических функций ребенка. Кроме того, материнская депривация приводит и искажениям взаимодействия между матерью и ребенком, с одной стороны и ребенком, с уже измененным развитием, и его социумом с другой.
В процессе исследования проводимого в ФГБУ «НЦПЗ» РАМН было изучено более 500 детей раннего и дошкольного возраста: в том числе дети-сироты из детских домов, дети с глубокими нарушениями зрения (абсолютно и практически слепые), дети из условий педагогической запущенности и перманентного физического (в том числе сексуального) насилия в семье. Была изучена и группа контроля, здоровых детей того же возраста из типовой городской популяции. Кроме того, была подобрана группа сравнения – детей с ранним детским аутизмом, у которых психическая депривация обусловлена эндогенным психическим заболеванием, для клинической картины которого патогномонична аутистическая самоизоляция от влияния внешней среды в силу чего ее воздействие ограничено или извращено.
Дети всех групп прослежены проспективно и ретроспективно с первого года жизни в катамнезе более 5 лет. Средний возраст обследованных 3 года, в том числе 300 мальчиков и 200 девочек.
Дети обследованы комплексно – психологом, психиатром, невропатологом, педиатром, а в ряде случаев окулистом (слепые дети), хирургом и травматологом (дети из 9 ситуации физического насилия), гинекологом и проктологом (в случаях сексуального насилия).
Кроме того, учитывая, что психическая патология детей раннего возраста остается неуточненной, не только в плане клинической картины, но и патогенеза, и традиционно рассматривается в рамках неврологических или педиатрических нарушений (в виде неспецифических психоневрологических комплексов, маскированных соматопатий или перинатальных церебральных дисфункций), методами диагностики ранней психопатологии, были объективные биологические (иммунологические и биохимические) исследования, позволяющие проводить раннюю диагностику нарушений созревания нервной системы. Одним из таковых была методика изучения титра антител к фактору роста нервов, отражающая аспекты нормального и нарушенного нейрогенеза.
Фактор роста – нейротрофический протеин, играющий исключительно важную роль в созревании, дифференцировке и поддержании жизнедеятельности нейронов центральной и периферической нервной системы, а также иммунной и эндокринной систем. Очевидно, что и на развитие психических функций этот фактор оказывает решающее влияние. Отобранный контингент был также в ряде случаев, исследован методом ЭЭГ.В психологическом исследовании была применена стандартизованная методика исследования психического развития ребенка раннего возраста ГНОМ, позволяющая выявить уровень развития отдельных психических функций и состояние психического здоровья в целом, начиная с первого месяца жизни и выразить его как клинически, так и количественно в виде коэффициента психического развития ребенка (КПР), а также определить степень выявляемых отклонений и тип развития (норма, группа риска, группа психической патологии).
Условиями включения случая в когорту исследования было наличие той или иной формы психической депривации, а также ранний возраст детей.
Условием исключения – выраженное органическое церебральное поражение, умственная отсталость, эпилепсия, шизофрения, генетическое заболевание с психическими проявлениями.
Итогом исследования были выделены основные положения изучаемого явления: сформулировано определение понятия – психическая депривация – обозначены наиболее значимые ее виды, выявлены и клинически описаны основные психопатологические проявления в целом и при отдельных формах.
Они следующие: психическая депривация – недостаточность, лишение экзогенной стимуляции психических функций человека.
Наиболее распространены и известны ряд видов психической депривации: эмоциональная депривация – скрытое сиротство в семье при искажении функционирования психобиологической системы мать-дитя; социальная депривация – истинное сиротство, брошенные дети, беспризорники; сенсорная депривация – слепота, глухота, гипокинезия; когнитивная депривация – информационный голод – дети, воспитанные животными или при минимальном общении – безречевое, бестактильное или другое аналогичного типа воспитание; перманентное физическое (в т ч сексуальное) и психологическое насилие в семье; монотония – однообразная, ригидная, монотематическая деятельность, сужающая общий кругозор, инициативу, аналогичная сверхценному психологическому образованию.
Следует отметить, что изолированно отмеченные виды психической депривации наблюдаются редко, чаще имеет место их сочетание, например, социальное сиротство связано с эмоциональной и когнитивной депривацией, нередко и с физическим (избиением) и психологическим насилием (пренебрежение правами ребенка, физическим обеспечением и уходом).
Характеристика депривации была следующей. В группу слепых включались случаи глубокого нарушения зрения (врожденной абсолютной и практической слепотой) с ранним развитием детей в относительно благоприятных условиях полной семьи и гармоничной диадитической системы. В группе сирот наблюдались дети из домов младенца с материнской депривацией с периода рождения. В группу физического насилия (в том числе сексуального) в семье включались случаи установленного юридически и врачами соответствующих специальностей факта насилия. Родители таких детей были, как правило, лишены родительских прав, а дети изъяты из девиантных условий.
Депривация в группе сравнения у детей с ранним детским аутизмом обуславливалась эндогенным психическим заболеванием, одним из факторов патогенеза которого был «блок сенсорных фильтров » подкорковых образований головного мозга (Э. Эрленмейер-Кимлинг, 1985), а следовательно, и своеобразная сенсорная депривация.
В результате проведенной работы были получены следующие результаты: у всех детей из условий ранней психической депривации (независимо от вида депривации) отмечены сходные отклонения в психическом развитии, в том числе и в группе сравнения – у детей с ранним детским аутизмом.
Среди типичных депривационных нарушений – задержка формирования основных психических функций – познавательных, эмоциональных, общения, а также моторики и социальных навыков поведения.
Это проявлялось в более позднем формировании эмоционального взаимодействия – запаздывание появления улыбки и эмоционального комплекса оживления, а также системы привязанности и более сложных эмоциональных реакций, задержки установления зрительного и речевого контактов, более поздних навыков статики и кинетики, особенно тонкой моторики, биологической опрятности, речи и игровых действий, а также социальных навыков в виде этических форм поведения, эмоциональной синтонности и тактичности, чувства вины и благодарности и др. Наблюдалось нарушение формирования ранних личностных свойств.
Общий тип психического развития в условиях депривации – дефицитарный с обеднением всех психических проявлений. У депривированных детей имело место, выраженное снижение общей «психической активности» (Л.С. Выготский) в виде вялости познавательной любознательности и «реакций свободы» или естественного сепарационного поведения, безынициативность, сниженное стремление к общению и установлению эмоциональных связей, которые были нестойкими и поверхностными. Эмоциональные проявления в целом были бедны и малодифференцированы.
Интеллектуальные предпосылки – память, внимание, сообразительность принципиально сохранялись в пределах практической нормы, но недостаточно развивались и оказывались фактически редуцированными.
С одной стороны, в силу слабости стимулирующей и развивающей функции депривационной среды, и, с другой, формирующейся, под влиянием депривации, слабости психической активности в целом. На этом фоне отмечалась компенсаторное, аутостимулирующее, нередко патологическое, фантазирование (у детей старшего дошкольного возраста) с воображаемыми представлениями об уменьшении депривационной ситуации или имевшего место факта насилия.
Имело место и некоторое своеобразие мышления со склонностью к подозрительности к окружающим людям, рудиментам идей отношения, оговорам других и самооговорам.
У этих же детей проявляется задержка физического развития в виде общей гипотрофии, нередко низкого веса и низкорослости при нормальном или даже повышенном аппетите. У них отмечалось снижение общего физического (витального тонуса) в виде склонности к частым простудным, аллергическим и кожным (по типу нейродермита) заболеваниям. Выявлялась и некоторая общая характеристика физического облика – вялость мышечного тонуса, опущенные плечи и склонность к сутулости (у дошкольников), бледность или мраморность кожных покровов с частой гиперемией щек, тонкие слабые пальцы и другое. Нередко наблюдались выраженные соматовегетативные дисфункции – неустойчивый, прерывистый сон, гипергидроз ладоней и одновременная сухость кожи, метеопатия и беспричинный субфебрилитет, цефалгии и т.д.
На этом фоне отмечены сходные для всех видов психической депривации отдельные психопатологические и психосоматические отклонения. Среди таковых – депривационная депрессия, которая наблюдается уже на первом году жизни при наличии воздействия депривации (с периода разлуки с матерью) и проявляется в пониженном настроении, двигательных дисфункциях, соматото-вегетативных отклонениях, которые часто маскируют собственно эмоциональные проявления депрессии. У младенцев депривационная депрессия (или «реакция горя» по Е. Антонии, 1975) по клиническим проявлениям в динамике обнаруживает ряд этапов формирования – вегетативный, соматизированный и регрессинвый (Н.И. Голубева, М.А. Калинина, 2001) с преобладанием над собственно эмоциональными проявлениями в психическом статусе соматовегетативных отклонений и в ряде случаев напоминает соматическое заболевание со снижением веса, с отказом от еды, вялостью, заторможенностью, с безразличием к окружающему. У детей более старших депрессивные проявления носят менее демонстративный, сглаженный, маловыразительный характер в виде общей обедненности эмоциональности и безрадостного настроения.
Для депривационных нарушений характерны определенные двигательные расстройства в виде двигательного беспокойства малого размаха и разнообразных двигательных стереотипий (яктации, раскачивания, жевание, сосание языка, соски, пальца, пеленки, воротника одежды и т.п). Двигательные стереотипии особенно проявляются у слепых детей (кружение на месте, подпрыгивания, «ковыряние» глаз) и напоминают по своей выраженности таковые у детей – аутистов, двигательные нарушения у которых обусловлены кататоническими расстройствами эндогенного генеза. Двигательное стереотипное поведение проявляется на фоне общей двигательной дефицитарности, обедненной, недостаточно дифференцированной мимики, некоторой дискоординированности и дисгармоничной общей моторики и ручной умелости.
Следующим характерным психопатологическим феноменом депривационных расстройств является парааутизм или психогенное нарушение коммуникативных функций, в основе которых лежат скрытая тревога, неуверенность в себе и окружающем мире, падение психической активности и любознательности, порождающих нежелание познавать мир, общаться и как следствие – замкнутость (Д. Боулби, 1984).
К парааутизму относятся также (по современной теории привязанности) и ряд других психопатологических проявлений, наблюдаемых у депривированных детей (особенно у детей – сирот) – неумение устанавливать контакты, вялость эмоциональных реакций, аутоагрессия, патологические привычки, интеллектуальное отставание и малоэмоциональный характер. В связи со сказанным парааутизм рассматривается не только как расстройство коммуникаций, но и как нарушение феномена эмоциональной привязанности, с началом проявления ее в раннем возрасте.
К важным общим депривационным отклонениям в психофизическом развитии ребенка относятся нарушения формирования самоощущений, психосенсорные дисфункции и наконец, нарушения самосознания.
Это проявляется в недостаточной сформированности ощущений своего тела, гармоничной координации и пластичности общей моторики, жестов и положения тела в пространстве, отделения себя от окружающего. У детей из условий депривации нередко отмечаются рудименты феномена протодиакризиса или не различения живого и неживого, а также элементы нарушений схемы тела, дисморфофобические или, напротив, дисморфоманические представления о себе. Особенно они характерны для детей, подвергшихся сексуальному насилию, При физическом насилии отмечаются элементы снижения ощущения боли, что возможно объясняет виктивное поведение жертвы. У депревированных детей нарушение самосознания проявляется в виде недостаточной или задержанной, идентификации пола, понимание своей социальной и гендерной роли в сообществе, что становится очевидным в более старшем возрасте, например в дошкольном и далее (Мухина В. С., 1985; Орлов Ю.М., 1989; Данилюк С.Б., 1994).
Степень выраженности депривационных нарушений в ряде случаев сближалась с эндогенным психическим заболеванием. Так проявления пара аутизма у детей сирот (в выраженных случаях) и слепых были практически идентичны раннему детскому аутизму. Важно подчеркнуть, что сходство констатировалось не только на клиническом уровне, но и по данным ЭЭГ-обследования (Строганова Т.А., 2001).В выраженных случаях депривационных нарушений биоэлектрические показатели у слепых и при эндогенном аутизме были похожими.. Однако показатели иммунологических реакций (АФРН) четко различались при депривационных и эндогенных расстройствах – титры антител к фактору роста нервов при депривационных нарушениях были в пределах нормы, подчеркивая их психогенность и обратимость (Клюшник Т.П., Козловская Г.В., Калинина М.А., 2000).
Следует отметить, что помимо общих депривационных психопатологических проявлений, при каждом отдельном виде депривации были выявлены определенные клинические комплексы, которые были выделены в отдельные типы нарушений такие как – синдром сиротства, синдром насилия, синдром сексуального насилия, синдром слепого ребенка, синдром психофизической монотонии. Клиническая картина выделенных симптомокомплексов была в некоторой степени специфичной для определенного вида депривации.
Для синдрома сиротства были наиболее характерны общая дефицитарность психического склада, эмоциональная недифференцированность и депривационная депрессия, параутизм, двигательные нарушения.
Для детей из условий физического насилия (синдром насилия) при меньшей эмоциональной обедненности были свойственны характерные симптомы эмоциональной неустойчивости и дисфорических проявлений, а также симптомы расторможения и искажения влечений в виде агрессивности с тенденцией к разрушению, фантазирование с агрессивным содержанием, самоагрессия, виктивное поведение, элементы мучительства слабых.
У детей из ситуации сексуального насилия в семье выявлялись более заметные психосенсорные нарушения в восприятии своего тела, ранняя сексуализация и также виктивное поведение, самооговоры.
У слепых детей были более выражены двигательные расстройства, аутистическое поведение, расторможение влечений без элементов мучительства, психосенсорные дисфункции, патологическое визуализированное фантазирование, подозрительность, рудименты идей отношения, протопатические страхи. Для них же в значительно меньшей степени были свойственны проявления депривационной депрессии (в основном при переводе детей из семьи в специализированный интернат в дошкольном возрасте, которая носила характер ситуационного расстройства). Напротив, у них нередко наблюдалась склонность к повышенному настроению по типу рудиментов гипомании или эйфории.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что психическая депривация является психогенным фактором, вызывающим как общие, так и относительно специфичные, в зависимости от типа депривации, психические нарушения, требующие лечебно-коррекционных мероприятий.
По степени выраженности в ряде случаев они приближаются к эндогенному психическому расстройству. Степень нарушений зависит от тяжести депривационного фактора,а также от времени начала и перманентности его воздействия. Характерной особенностью депривационных психопатологических отклонений является их обратимость, при изменении условий жизни ребенка, прекращении или уменьшении депривационного влияния. Однако следует отметить, что раз возникшие депривационные нарушения имеют свойство входить в структуру формирующейся личности и фиксироваться. При коррекции депривационных условий они редуцируются, но не исчезают полностью и при декомпенсации психофизического состояния модель прежнего психофизического реагирования возобновляется.
Депривация — Психологос
Депривация — лишение человека тех обстоятельств жизни, к которым человек привык с детства, как жизненно необходимым, а также состояние человека при невозможности удовлетворения таких витальных потребностей.
Английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с сильным негативным акцентом — когда имеют в виду не просто забрать, а лишить чего-то важного, ценного, необходимого.
Пищевая депривация — принудительное голодание, двигательная депривация — лишение возможности двигаться и т.п. Когда о депривации говорят психологи, они чаще всего имеют в виду недостаток сенсорных и социальных стимулов, лишение человека социальных контактов и живых впечатлений.
Влияние депривации на взрослых людей
Депривация депривации рознь. Если лишение возможности пользоваться мобильником здоровью не вредит, то длительное лишение человека сна реально опасно для здоровья. Принудительное сокращение сна по сравнению с необходимой для данного человека нормой вызывает снижение рационального, волевого контроля за своими мыслительными процессами, утрату критичности по отношению к воспринимаемым внешним стимулам и возникновение зрительных и слуховых галлюцинаций. Депривацию сна ранее нередко использовали в тюрьмах в отношении заключенных до пор, пока это официально не было признано пыткой и стало запрещено.
Для обычного человека практически любая депривация — это неприятность. Никому не хочется вдруг лишиться пищи, сна, возможности двигаться и других жизненно необходимых вещей, к которым мы привыкли. Депривация — это лишение, и если это бессмысленное лишение несет тревогу, люди депривацию переживают тяжело.
Особенно ярко это проявилось в экспериментах по сенсорной депривации. В середине XX века исследователи из американского университета Мак-Гилла предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей. Испытуемые находились в лежачем положении в небольшом замкнутом помещении; все звуки покрывались монотонным гулом мотора кондиционера; руки испытуемых были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только слабый рассеянный свет. За пребывание в таком состоянии полагалась довольно приличная повременная оплата. Казалось бы — лежи себе в полном покое и подсчитывай, как без всяких усилий с твоей стороны наполняется твой кошелек. Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособны выдержать такие условия дольше 3 дней. В чем же дело?
Сознание, лишенное привычной внешней стимуляции, вынуждено было обратиться «внутрь», а оттуда начинали всплывать самые причудливые, невероятные образы и псевдоощущения, которые нельзя было определить иначе как галлюцинации. Сами испытуемые ничего приятного в этом не находили, даже пугались этих переживаний и требовали прекратить эксперимент. Из этого ученые сделали вывод, что сенсорная стимуляция жизненно важна для нормального функционирования сознания, а сенсорная депривация — верный путь к деградации мыслительных процессов и самой личности.
Нарушение памяти, внимания и мышления, нарушение ритма сна и бодрствования, тревожность, резкая смена настроения от депрессии до эйфории и обратно, неспособность отличать реальность от частых галлюцинаций — все это описывалось как неизбежные последствия сенсорной депривации. Об этом стали широко писать в популярной литературе, в это почти поверили практически все.
Позже оказалось, что все сложнее и интереснее.
Все определяет не сам факт депривации, а отношение человека к этому факту. Сама по себе депривация взрослому человеку не страшна — это просто изменение условий внешней среды, а человеческий организм может к этому приспосабливаться, осуществляя перестройку функционирования. Пищевая депривация вовсе не обязательно сопровождается страданиями, начинают страдать от голодания только те, кто к этому не привык и для кого это насильственная процедура. Те, кто сознательно практикует лечебное голодание, знают, что уже на третий день в организме возникает ощущение легкости, и подготовленные люди даже десятидневное голодание переносят легко.
То же касается и сенсорной депривации. Ученый Джон Лилли испытывал действие сенсорной депривации на самом себе, проделывал это даже в еще более усложненных условиях. Он находился в непроницаемой камере, где был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был лишен даже температурных и гравитационных ощущений. Естественным образом начали возникать причудливые образы и неожиданные псевдоощущения, как и у испытуемых из университета Мак-Гилла. Однако к своим ощущениям Лилли подошел с иной установкой. По его мнению, дискомфорт возникает вследствие того, что человек воспринимает иллюзии и галлюцинации как нечто патологическое, а потому пугается их и стремится вернуться в нормальное состояние сознания. А для Джона Лилли это были просто исследования, он с интересом изучал появляющиеся у него образы и ощущения, вследствие чего никакого дискомфорта во время сенсорной депривации не испытывал. Более того, ему это настолько понравилось, что он стал погружаться в эти ощущения и фантазии, стимулируя их возникновение наркотиками. Собственно, на основании этих его фантазий во многом был выстроен фундамент трансперсональной психологии, изложенный в книге С. Грофа «Путешествие в поисках себя».
Влияние депривации на развитие ребенка
Длительная депривация в жизни ребенка задерживает его развитие. Недостаток сенсорных и социальных стимулов в процессе развития ребенка приводит к замедлению и искажению эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Данный феномен был описан еще Я. А. Коменским, позднее — Ж. Итаром (воспитателем «дикого мальчика из Авейрона»), в XX в. — А. Гезеллом, анализировавшим современные попытки воспитания детей, в силу экстремальных обстоятельств долгое время оторванных от социума. Всемирную известность приобрели проведенные в 40-х гг. XX в. исследования детей в неблагоприятных условиях интернатных учреждений (Дж. Боулби, Р. Спиц). Согласно Лангмейеру и Матейчеку (Й. Лангмейер, 3. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте»), для полноценного развития ребенка необходимы:
- Многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр.), их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) депривацию.
- Удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию.
- Социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации.
- Возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию.
Выраженный эффект замедления и искажения развития детей вследствия той или иной формы депривации получил название госпитализма.
С другой стороны, некоторые формы депривации детям могут быть скорее полезны, поскольку не любые живые впечатления помогают его росту и взрослению, не всякая социальная среда работает на приобщение ребенка к высокой культуре. Есть наблюдения, что длительная (от года до двух лет) болезнь ребенка в период от 10 до 14 лет способствовала развитию и взрослению ребенка, поскольку охраняла от пустого трепа и глупых, а то и опасных увлечений, распространенных в средних во всех отношениях школах. Возможность почитать хорошую литературу и побыть в одиночестве, наедине с собой, своими мыслями и хорошими авторами, делала ребенка более глубоким и чистым человеком. Альберт Лиханов называет депривацией этап своей жизни, когда он был изолирован от подростковой среды, наполненной грубостью и матом. Да, вследствие этого он оказался матерно недоразвит и был вынужден «догонять» своих сверстников, но правда ли является благом для подростка умение материться? Можно спорить, называть ли депривацией лишение подростков возможности погружаться в мир компьютерных игр, но умные родители от компьютерных игр своих детей ограждают. По крайней мере, ограничивают на это время, привлекая к другим делам, чтобы дети не превращались в чудовищ по типу Саши Фокина.
Депривация в психологии: что это простыми словами
Приветствую Вас, друзья!
С депривацией в своей жизни так или иначе сталкивался каждый из нас. Это слово часто используют психологи, да и в массовых статьях о самосовершенствовании оно встречается регулярно. При этом далеко не все правильно понимают, что такое депривация, часто путая её с фрустрацией и некоторыми другими явлениями. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой данное состояние, а также выясним, какие виды депривации существуют, как и почему она возникает и как от неё избавиться. Начнем.
Что такое депривация?
Депривация – это болезненно переживаемая потеря, которую человек воспринимает как серьезное лишение. Она вызывает чувство опустошения, связанное с пониманием, что определенные вещи потеряны навсегда. В английском языке глагол «to deprive» подразумевает, что человека насильно лишают чего-то важного или даже жизненно необходимого.
Первый опыт депривации мы обычно получаем в глубоком детстве, осознавая, что какие-то события никогда не повторятся. В какой-то момент ребенок понимает, что уже не вернётся в детский сад или в первый класс, не будет так увлеченно играть с любимыми игрушками и не сможет верить в Деда Мороза. Взрослому человеку это кажется несерьезным, но дети из-за подобных мелочей чувствуют себя по-настоящему опустошёнными.
В большинстве случаев встречается психологическая депривация, подразумевающая потерю любви, заботы, определенных переживаний. Существует также биологическая депривация, связанная с физическими увечьями. Независимо от природы, она угнетающе действует на психику.
Взрослые испытывают подобные чувства только при серьезной потере, а вот ребенок может испытать их даже из-за мелочи. К примеру, если родители отказались купить ему игрушку, он сразу думает, что его перестали любить. Если это единичный случай, он испытывает так называемую неугрожающую депривацию. Если же ему отказывают регулярно, это может достаточно серьезно повлиять на его психику.
Людям свойственно скрывать депривацию. Это хорошо иллюстрирует басня «Лисица и виноград». Увидев спелые гроздья винограда, она уже настроилась на лакомство (и неважно, что в природе лисы не едят виноград). Но не сумев до него дотянуться, Лиса испытала депривацию. Чтобы подавить это чувство, она постаралась обесценить цель, убеждая себя, что виноград зелёный и невкусный.
Как проявляется депривация?
Независимо от природы и формы, депривация сопровождается такими реакциями как:
- снижение жизненной активности, подавленность и апатия;
- повышение тревожности;
- резко меняющееся настроение;
- недовольство собой;
- вспышки агрессии и других эмоций.
При депривации у человека складывается впечатление, что он лишился чего-то необходимого. Он испытывает подавленность и угнетенность, а всё новое начинает его пугать, поскольку он боится потерять ещё что-нибудь. Постепенно он свыкается с депривацией, становясь заложником данного состояния. Иногда это приводит к затяжной депрессии, продолжающейся вплоть до нескольких лет. Подобные состояния нельзя пускать на самотёк, поэтому лучше сразу обращаться к психотерапевту, который поможет найти выход и справиться со стрессом. Близким по значению к депривации является понятие фрустрация (что это такое?).
Виды депривации
Наиболее распространенной является классификация по потребностям, которые были ограничены. Выделяют следующие виды депривации:
1. Сенсорная. Подразумевает полное отключение или существенное ослабление определенных внешних стимулов (цвета, запахи, звуки, тактильные ощущения). Может проявляться вследствие особенностей среды (этот вариант хорошо продемонстрирован в советском мультфильме «Ёжик в тумане») или из-за собственных физических ограничений человека. В определенных условиях люди нуждаются в сенсорной депривации и осуществляют её искусственно. Например, ночная повязка на глаза и беруши – это приспособления для сенсорной депривации.
2. Когнитивная. Данный вид депривации подразумевает резкий дефицит внешней информации, необходимой человеку для нормальной мыслительной деятельности. Возможен и противоположный вариант – информации слишком много, она резко меняется, поэтому человек не имеет возможности правильно её интерпретировать и воспринимает как бесполезный информационный шум. Особенно опасна когнитивная депривация для детей.
3. Эмоциональная. Объясняя, что такое депривация, довольно часто приводят в пример именно эту форму. Она подразумевает ограничение или потерю эмоциональных контактов. Это состояние может возникнуть у ребенка, которого жестоко наказывают, вследствие чего он перестаёт чувствовать эмоциональную близость с родителями.
4. Социальная. Подразумевает лишение идентичности, ощущения собственной значимости, возможности считать себя частью социума. Данное состояние наблюдается у пенсионеров, учеников закрытых школ, пациентов, долго находящихся на лечении, заключенных и других людей, не имеющих полноценной общественной жизни.
5. Двигательная. К этому виду относятся различные ограничения двигательной активности, например, прикованность к постели или инвалидному креслу.
Существуют и другие варианты депривации: образовательная, этическая, экономическая и прочие. Под депривацией обычно подразумевается сам факт ограничения определенных возможностей (в том числе по добровольному выбору человека). Также данное понятие расширяется на состояние опустошенности, связанное с ограничением (например, после получения увечья или потери близкого человека). То есть, депривация – это и само лишение, и осознание человеком данного лишения.
Как справиться с депривацией?
Существуют разные способы преодоления депривации, как конструктивные, так и деструктивные. К примеру, часто люди, ощущающие опустошенность из-за большой потери, становятся верующими. Кого-то привлекают традиционные религии, а кто-то становится доступной жертвой для тоталитарных сект. Часто спасением от депривации становятся увлечения вроде сериалов или онлайн-игр. Есть и более конструктивные подходы: иногда люди начинают активно работать над собой, изучают методики саморегуляции, занимаются спортом, стремятся к развитию.
Человек, столкнувшийся с депривацией, всегда ищет способ отвлечься от неё, заполнить свою действительность. Если пустить всё на самотёк, это может оказаться какая-то вредная привычка или бесполезное увлечение. Но приложив некоторые усилия, можно найти действительно осмысленное и полезное увлечение. Лучший и вполне достижимый вариант – начать работать над собой. В состоянии депривации человеку необходима какая-то увлекающая деятельность, и самосовершенствование – отличный выбор.
Важно учитывать вид и природу депривации, чтобы создать правильные условия для борьбы с ней. К примеру, при сенсорной депривации необходимо обеспечить себе больше ярких событий и впечатлений. При когнитивной депривации – найти способы получения, структурирования и сохранения ценной информации. При эмоциональной депривации желательно найти людей, с которыми возможны доверительные отношения.
Поскольку депривация может иметь разную природу и проявляться по-разному, для эффективной коррекции необходим индивидуальный терапевтический подход. Поэтому оптимальный способ, позволяющий справиться с данным состоянием – это обращение к психотерапевту. Важно своевременно избавиться от лишних неконструктивных переживаний, поскольку они могут привести к необратимым последствиям для психики.
Заключение
Депривация – это распространенное явление, с которым сталкивался каждый из нас. Этим словом можно охарактеризовать любое лишение или сознательный отказ от чего-то жизненно важного, чаще всего связанного с эмоциями, переживаниями или физическими ощущениями. Депривация может возникнуть как следствие непреодолимых внешних обстоятельств. Также она может быть принудительной (например, заключение и другие формы наказания). Лишение ребенка карманных денег – это тоже форма депривации, применяемой в воспитательных целях.
К сознательной сенсорной депривации прибегают, чтобы оградить себя от шума (беруши), хорошо спать в освещенной комнате (повязка на глаза) или не чувствовать боли (анестезия). Помещение человека на лечение в клинику также подразумевает депривацию. Её нельзя назвать ни добровольной, ни принудительной, поскольку это вынужденная мера, необходимая пациенту, но сильно ограничивающая его свободу.
Умело используя депривацию, можно извлечь из неё пользу. К примеру, медитация, прослушивание музыки или йога – это тоже формы депривации. Концентрируясь на одних чувствах, человек может полностью отключиться от других, забыть о головной боли или отдохнуть от болезненных переживаний, связанных с проблемами в делах. Таким образом, многие из нас используют депривацию себе во благо, даже не догадываясь об этом. В психотерапии применяются и более серьезные методы, позволяющие пациенту отключаться от определенных чувств, чтобы лучше управлять своим эмоциональным состоянием.
Депривация — AS Psychology
A01 Депривация: нарушение привязанности
Потеря эмоциональной заботы, которая приводит к разрыву эмоциональных связей
со своими матерями или заменителями матери», то у ребенка возникнут трудности
1. в установлении отношений с другими людьми и
2. возникнет риск поведенческих расстройств.
Гипотеза Боулби о материнской депривации состоит из трех компонентов
Непрерывные отношения между ребенком и матерью (или заменой матери) важны.
Прерывистая связь становится нестабильной и менее предсказуемой. Это, в свою очередь, нарушает развитие привязанности. Развитие этих непрерывных отношений должно происходить в критический период.
Если ребенок переживает повторные разлуки (до 2,5 лет), он, вероятно, станет эмоционально неуравновешенным. Существует постоянный риск беспокойства до 5 лет. После этого дети лучше переносят разлуку.
Материнский опекун
Боулби не говорил, что отношения должны быть с родной матерью ребенка. Материнская описывает материнство либо от родной матери, либо от матери-заместителя. Монотропия: ребенку необходимо сформировать отношения с одним основным опекуном, чтобы произошло здоровое эмоциональное развитие.
Основные исследования последствий депривации
Цель: выяснить, связаны ли ранние разлучения с поведенческими расстройствами, и проверить гипотезу материнской депривации.
Процедуры: 88 детей (5-16 лет) обратились в детскую консультацию.
44 были ворами (16 аффективных психопатов — поведенческое расстройство, при котором у человека отсутствует чувство вины, стыда и социальной совести)
44 были неворами (контрольная группа)
Опрошены дети и их семьи относительно их раннего жизненного опыта.
Выводы:
Было обнаружено, что 86% безэмоциональных психопатов часто разлучаются со своей матерью в раннем возрасте. Тогда как только у 17% других воров были частые разводы. В контрольной группе для сравнения сообщалось, что менее 4% детей были разлучены.
Выводы:
Выводы подтверждают гипотезу материнской депривации
Существует связь между ранним разводом и последующей социальной дезадаптацией.
Тяжелая депривация может привести к аффективной психопатии, в то время как менее серьезная депривация может привести к антиобщественному поведению (воровству).
A02: Оценка исследований депривации
Одно из критических замечаний по поводу гипотезы материнской депривации состоит в том, что доказательства, представленные Боулби, являются корреляционными. Это означает, что мы не можем вывести причину и следствие. В этой ситуации мы не можем утверждать, что депривация вызывает аффективную психопатию или делинквентное поведение. Мы можем просто определить, что между ними существует связь.
Вторая критика гипотезы материнской депривации заключается в том, что данные Боулби о разлучении были собраны ретроспективно и могут быть ненадежными. например, люди могут переоценивать или недооценивать частоту, поскольку их воспоминания могут быть неточными. В дополнение к этому данные являются личными для человека, и могут быть эффекты интервьюера.
Третья критика гипотезы материнской депривации заключается в том, что материнская депривация может не влиять на дальнейшее развитие. Доказательства, которые были сопоставлены, были собраны у детей, которые все были направлены в клинику, они, возможно, испытали многие виды депривации. Следовательно, это может быть не материнская депривация, а другие формы депривации, повлиявшие на дальнейшее развитие. Кроме того, детей, переживших лишения, могли ошибочно назвать обездоленными.
Четвертая слабость гипотезы материнской депривации заключается в том, что исследования показали, что разлучение не приводит к дезадаптации. Bowlby (1956) изучал детей с туберкулезом (которые находились в больнице и переживали разлуку со своими матерями) и их сверстников. Было обнаружено, что между двумя группами не было различий в психологической оценке в возрасте 7 и 14 лет.
Поэтому предполагается, что депривация не оказывает негативного влияния на развитие. Боулби также объяснил, что это может объясняться индивидуальными различиями, поскольку дети, которые надежно привязаны, могут лучше справляться с депривацией.
Robertson & Robertson (1971)
Пример Джона: последствия нарушения привязанности.
Джон провел 9 дней в яслях-интернатах, так как его Мать была в больнице. В течение этого времени у персонала было очень мало времени, чтобы уделять Джону внимание его эмоциональным и личным потребностям. Джона сняли на видео, и результаты показали, что он стал замкнутым и отчаянным. когда его мама пришла забрать его, Джон отверг ее и выказывал по отношению к ней вспышки гнева.
По сравнению с детьми, находившимися в приемных семьях (Джойс Робертсон была приемной матерью), которые могли приносить с собой личные вещи из дома и навещать своих родителей в больнице , был сделан вывод, что если была предоставлена заместительная эмоциональная помощь, то последствия депривации можно избежать.
Положительные последствия гипотезы материнской депривации
- 1. Гипотеза материнской депривации привела к формулированию эволюционной теории привязанности.
- 2. Гипотеза материнской депривации повлияла на то, как мы лечим детей в больницах. Уход изменился, и теперь родители активно поощряют оставаться на ночь, чтобы предотвратить депривацию и ускорить выздоровление по мере снижения беспокойства.
Психологические паттерны, характерные для депривации: последствия институциональной депривации
Выбранный тип: Мягкая обложка
Количество:
51,95 $
Сэр Майкл Дж. Раттер, Эдмунд Дж. Сонуга-Барке, Селия Беккет, Дженнифер Кастл, Яна Крепнер, Роберт Кумста, Вольф Шлотц, Сюзанна Стивенс, Кристофер А. Белл, Меган Р. Гуннар (Комментарии)
ISBN: 978-1-444-33839-3 май 2010 г. Уайли-Блэквелл 200 страниц
Печать
От 51,95 долл. США
Мягкая обложка
51,95 $
Загрузить рекламный проспект
Загрузить рекламный проспект
Загрузить флаер продукта для загрузки PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание.
Описание
Исследование английских и румынских усыновленных (ERA) представляло собой бесценный «естественный эксперимент», в ходе которого был осуществлен быстрый и точно рассчитанный переход от глубоко лишенной среды в румынских учреждениях к в целом хорошо функционирующим приемным семьям в Англии. Мультимодальные методы оценки использовались во всех оценках в возрасте 4, 6, 11 и 15 лет. Четыре ключевых вывода были особенно поразительны. Во-первых, институциональная депривация была связана с явно специфичным для депривации паттерном комбинаций квазиаутизма, расторможенной привязанности, когнитивных нарушений и невнимательности/гиперактивности. Во-вторых, продольные кривые роста показали относительное замедление роста между 11 и 15 годами (возможно, из-за раннего полового созревания). В-третьих, институциональная депривация без недоедания была связана с серьезным нарушением роста головы. В-четвертых, последствия институциональной депривации были столь же сильны в 15 лет, как и раньше в детстве.
Об авторе
Профессор сэр Майкл Раттер (доктор медицинских наук, 1963 г., Франциск) принимал участие в проекте с самого начала, от пилотного исследования в 1992 г. до настоящего времени. Что касается работы, описанной в этой монографии, он вместе с Эдмундом Сонуга-Барке несли совместную ответственность в качестве одного из двух главных исследователей (PI). Оба принимали участие во всех аспектах планирования исследования, проведения анализов и оформления результатов. Майкл Раттер проявлял особый интерес к возможным психологическим паттернам, характерным для депривации, и лично наблюдал около четверти выборки, уделяя особое внимание тем, у кого возникла возможность таких паттернов. На протяжении всего исследования он выступал в качестве клинического консультанта, доступного для обсуждения и клинических консультаций семьями участников всякий раз, когда возникали вопросы или опасения по поводу возникших трудностей. Тем не менее, центр клинической роли заключался в том, чтобы помочь семьям получить доступ к соответствующим услугам, а не в том, чтобы предоставлять эти услуги самому.
Профессор Эдмунд Дж. Сонуга-Барке (доктор философии, 1988 г., Эксетерский университет) — профессор психопатологии развития и директор Лаборатории развития мозга и поведения Саутгемптонского университета. Он проявляет особый интерес к причинам деструктивных поведенческих проблем, особенно СДВГ, но имеет публикации в таких различных областях, как эпидемиология, генетика, нейровизуализация, электрофизиология, нейропсихология, исследования лечения и исследования последствий для здоровья. Он присоединился к исследованию ERA в 2003 году, работая вместе с Майклом Раттером в качестве со-PI, заведующего кафедрой в Институте психиатрии. В этом качестве он приложил особые усилия, чтобы ввести в проект как генетические исследования, так и исследования мозга. У него есть дополнительная кафедра детской психиатрии в Нью-Йоркском университете и приглашенная кафедра в Гентском университете. Он избран главным редактором Журнал детской психологии и психиатрии .
Содержание
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАННЕЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ И СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АНГЛИЙСКИХ И РУМЫНСКИХ ПРИЕМНЫХ (ERA) ИССЛЕДОВАНИЯ (Майкл Раттер, Эдмунд Дж. Сонуга-Барк и Дженнифер Кастл).
2. МЕТОДЫ И МЕРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО НАБЛЮДЕНИЯ ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ АНГЛИЙСКОГО И РУМЫНСКОГО УСЫНОВЛЕННОГО (ERA) ИССЛЕДОВАНИЯ (Англо-румынская исследовательская группа).
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕПРИВАЦИЕЙ (Роберт Кумста, Яна Креппнер, Майкл Раттер, Селия Беккет, Дженнифер Кастл, Сюзанна Стивенс и Эдмунд Дж. Сонуга-Барке).
4. ТЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКРЕТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДЕПРИВАЦИИ: РАННИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, СОХРАНЕНИЕ ДО 15 ВОЗРАСТА И КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ (Яна Креппнер, Роберт Кумста, Майкл Раттер, Селия Беккет, Дженнифер Кастл, Сюзанна Стивенс и Эдмунд Дж. Сонуга-Барк ).
5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТРАЕКТОРИЙ РАЗВИТИЯ ПОВЕДЕНИЯ, ЭМОЦИЙ И ПРОБЛЕМ С СРАВНИКОМ ПОСЛЕ РАННЕЙ ДЕПРИВАЦИИ
(Эдмунд Дж. Сонуга-Барке, Вольф Шлотц и Яна Креппнер).
6. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ, КОНКРЕТНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И
УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ: АНГЛИЙСКИЙ И РУМЫНСКИЙ ПРИЕМНЫЙ (ЭРА) ИССЛЕДОВАНИЕ (Селия Беккет, Дженнифер Кастл, Майкл Раттер и Эдмунд Дж. Сонуга-Барке).
7. ФИЗИЧЕСКИЙ РОСТ И ЗРЕЛОСТЬ ПОСЛЕ РАННЕГО ТЯЖЕЛОГО
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ЛИШЕНИЯ: ОПОСРЕДСТВАЮТ ЛИ ОНИ КОНКРЕТНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ? (Эдмунд Дж. Сонуга-Барке, Вольф Шлотц и Майкл Раттер).
8. ОСОБЕННОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПОСЛЕ Усыновления (Дженнифер Кастл, Селия Беккет, Майкл Раттер и Эдмунд Дж. Сонуга-Барк).
9. РИСК, ПРИЧИННОСТЬ, ПОСРЕДНИЧЕСТВО И УМЕРЕНИЕ (Роберт Кумста, Майкл Раттер, Сюзанна Стивенс и Эдмунд Дж. Сонуга-Барке).
10. ВЫВОДЫ: ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭПОХИ, ВЫВОДОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ (Майкл Раттер и Эдмунд Дж. Сонуга-Барке).
Серии
Монографии Общества исследований детского развития
Понимание психологической депривации в юношеском возрасте — Стремящаяся молодежь
Во многих частях мира уровень преступности растет, особенно среди молодежи. Молодые люди совершают большинство этих преступлений, будь то злоупотребление наркотиками, убийства, изнасилования или киберпреступления. Вы когда-нибудь задумывались, что движет ими до такой степени? Никто не рождается плохим; они делают плохие вещи, чтобы ответить на их внутреннее смятение. В наши дни мы наблюдаем усиление психологической депривации среди молодежи. Однако одного знания проблемы недостаточно; нам нужно эффективно с этим бороться
Что такое психологическая депривация?Лица, лишенные необходимых стимулов для эмоционального, социального и интеллектуального роста, страдают от психологической депривации.
Кроме того, это приводит к эмоциональным расстройствам, задержке умственного развития и позднему половому созреванию у детей.
Как это влияет на молодежь?Быть молодым — непростая задача. Признай это! Мы все прошли через этот этап нашей жизни. Все взлеты и падения, с которыми мы сталкиваемся в молодости, в первую очередь формируют нас как личность. Он отражает то, кем и как мы станем в будущем. Поколение Z (Gen Z) — самое многочисленное и последнее поколение молодежи, которое стало свидетелем значительных технологических и эмоциональных изменений. От кассет до музыкальных приложений, от стационарных телефонов до мобильных телефонов с сенсорным экраном, от посещения школ до онлайн-образования — мы наблюдаем огромный прогресс в мире.
Однако, как гласит известная поговорка Человека-паука, «с большой силой приходит большая ответственность». В нашем физическом мире происходит так много всего, что где-то наше эмоциональное благополучие затрагивается и совершенно определенно игнорируется в процессе. Где мы ошиблись?
Кто несет ответственность?1) Родители – Все сводится к нашим основам. Как родители, мы несем полную ответственность за воспитание наших детей. Период между 10 и 25 годами — наиболее чувствительная фаза юности, когда вы можете либо преуспеть, либо сломаться. Вы должны проводить достаточно времени со своими детьми и понимать, что происходит. А для этого нужно быть их другом в первую очередь. Мы не осознаем степень эмоционального дисбаланса, через который они проходят, поэтому важно приложить усилия, чтобы узнать их лучше и помочь им пройти через этот этап.
Было бы лучше, если бы вы научили их различать правильное и неправильное, законное и незаконное. Потому что, если вы этого не сделаете, никто другой не сделает. Действуйте сейчас, пока не стало слишком поздно.
2) Социальные сети . Неудивительно, что социальные сети захватили мир, но их постоянное использование оказалось проклятием для молодежи. Реальность всегда скрыта в социальных сетях. Большая часть того, что мы видим на этих платформах, раскручена и приукрашена. В результате мы сравниваем свою жизнь с другими и дуемся. Наше ежедневное расписание начинается с просмотра нашего онлайн-канала, и мы продолжаем использовать его, пока не ложимся спать. Это еще больше сказывается на нашем уме, вызывая у нас тревогу и депрессию.
Активное использование социальных сетей влияет на наш разум.Изображение предоставлено https://bit.ly/36hoiSv Последствия психологической депривации у молодежи
Существует несколько последствий психологической депривации у молодежи:
1) Злоупотребление психоактивными веществами и зависимость – Молодые люди обращаются к наркотикам, чтобы сбежать от реальности, чтобы справиться с психическими расстройствами, такими как депрессия, тревога, социальная неловкость и т. д. В результате они испытывают потребность получать удовольствие от этих веществ, что в конечном итоге приводит к зависимости.
2) Тревожные расстройства – Неприятные мысли, страхи и напряжение часто затуманивают разум, что приводит к чрезмерному потоотделению, нерегулярному сердцебиению и т. д.
3) Расстройства личности личности, они не могут отличить правильное от неправильного. Их действия и мысли отличаются от того, что ожидает общество. Из-за этого они склонны к жесткому мышлению и неконтролируемому поведению, что мешает им иметь здоровые отношения.
4 ) Плохой график сна – Наш разум постоянно наводнен негативными мыслями, рабочей нагрузкой и частым использованием телефона, что приводит к плохому сну, раздражению и отсутствию концентрации. Без надлежащего отдыха ум не будет функционировать должным образом, что приведет к лишению психического здоровья.
Подростки часто поддаются давлению сверстников.Изображение предоставлено https://bit.ly/3ul3Fwr
Кроме того, психологическая депривация в молодости может привести к личным страданиям, эмоциональной и физической недееспособности, изоляции и жестокому обращению, рискованному поведению (алкогольная и наркотическая зависимость, сексуальное насилие) и преждевременной смерти. .
Лечение психологической депривации у молодежи:В таких случаях лучше всего работает подход HEADS .
H -Главная
E -Education, занятость, еда, упражнение
A -Действия
D -лекарства
S -Sextory, Sealiaty, Sealianty, Suicides и Decression.
Подход HEADSH – Дом — Дом — это самый фундаментальный и первичный источник. Часто существует связь между домашней обстановкой ребенка и его поведением, и поэтому очень важно узнать о домашней обстановке подростка.
E – Образование/Занятость – Вслед за домашней обстановкой образование и занятость молодежи играют решающую роль в влиянии на их поведение. Давление со стороны сверстников (токсичный круг друзей), чрезмерный стресс в школе и на работе, а также проблемы с учителями и начальством негативно сказываются на психическом здоровье подростка.
ПЕРВИЧНЫЕ ВО ВТОРИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИПитание – Многое можно сказать о пищевых привычках современной молодежи. Плохие привычки в еде приводят к навязчивому увеличению или потере веса, что приводит к снижению иммунитета, что в дальнейшем приводит к долгосрочным проблемам со здоровьем.
Неправильное питание среди молодежи.. Изображение предоставлено https://bit.ly/3Jxi8eq. Отсутствие должной физической активности и нездоровое потребление пищи способствует заболеванию тела и разума.
A – Мероприятия – В равной степени необходимо получить представление об их повседневной деятельности, например о том, что им нравится делать или с кем они проводят время.
D – Наркотики – Обращайте внимание на знаки, указывающие на употребление наркотиков. Если вы заметили какие-либо подобные симптомы, немедленно примите меры. Например: замечать налитые кровью глаза, внезапную потерю веса, неопрятный внешний вид, рискованное поведение и неконтролируемые приступы гнева.
S – Сексуальность – Это более деликатная тема для обсуждения. Узнайте, был ли у них ранний сексуальный опыт, несколько партнеров, небезопасный секс или подвергались ли они сексуальному насилию. Самое главное, обсудите их сексуальную ориентацию (если они геи, бисексуалы или лесбиянки) и помогите им на пути к тому, чтобы чувствовать себя комфортно и гордиться своей сексуальной ориентацией.
Безопасность – Спросите об их доме, работе и школьной среде. Спросите их, сталкиваются ли они или сталкивались ли они с насилием, жестоким обращением или издевательствами.