В психологии поведение человека разделяется на две основные категории: конструктивное (созидающее) и деструктивное (разрушающее) поведение. Деструктивное поведение более характерно для подросткового возраста и характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим. Оно может являться отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок. Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:
1. Внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид).
2. Направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, суицид и т.д).
Почему возникает деструктивная модель поведения, причин несколько:
1. Особенности социальной среды:
· Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
· Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
· Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.
2. Медико-биологические факторы:
· Отягощенная наследственность. Деструктивному поведению способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данныеособенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
· Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, при травмах черепа. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
· Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.
Любое отклоняющееся поведение ребенка от нормы легче предупредить, чем потом исправлять. Самая важная работа в этом направлении принадлежит родителям, которые могут заложить идеалы в мировоззрение ребенка для конструктивного перехода в мир взрослых людей.
Советы родителям:
1. Поймите своего ребёнка. Первое, что необходимо сделать родителю , это понять, почему ребенок демонстрирует деструктивное поведение.
2. Создайте баланс между желанием и необходимостью. Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать.
3. Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности и найти себе занятие по душе.
4. Решайте задачу взросления. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.
5. Проявляйте меньше агрессии. Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Покажите на личном примере, как надо было сделать.
6. Использовать телесно-ориентированный подход. Учите ребенка понимать свое тело, которое в подростковом возрасте очень сильно меняется. Отслеживать и понимать свои эмоции и правильно реагировать на них.
Государственное бюджетное учреждение Калужской области
248021, г. Калуга, ул. Билибина, д. 35 тел. (4842) 566704
Режим работы: Понедельник — Четверг: 8:00 — 17:15
Пятница: 8:00 — 16:00
Обед: 13:00 — 14:00
Суббота, воскресенье — выходной
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
Региональный комплекс мер по развитию эффективных социальных практик, направленных на сокращение бедности семей с детьми и улучшение условий жизнедеятельности детей в таких семьях на территории Калужской области
Семейный МФЦ
Пилотный проект в Калужской, Тульской, Волгоградской, Новгородской, Орловской, Иркутской,Новосибирской и Челябинской областях
как помочь подростку с деструктивным поведением / Новости общества Красноярска и Красноярского края / Newslab.
Ru
Подростковый период — непростой этап в жизни человека. Гормоны бушуют, большая информационная нагрузка… Порой вообще кажется, что весь мир против тебя. В это время взаимоотношения родителей и детей сложны как никогда и порой без конфликтов не обойтись. Newslab поговорил с директором кризисного центра «Верба», психологом Натальей Пальчик о том, почему ребенок начинает вести себя деструктивно и как ему помочь справиться с этим.
30.12.2022
Фото: unsplash.com
В чем причина трудного поведения подростков?
Ежегодно около 4,5 млн детей от 7 до 18 лет сталкиваются с различными проявлениями деструктивного поведения. Они могут агрессивно себя вести, ввязываться в драки, воровать, заниматься самоповреждением, думать о самоубийстве, подвергать других буллингу или становиться жертвой травли сами.
В основе деструктивного поведения — внутренняя боль ребенка. Он больше не может привычными способами привлечь то внимание, признание, поддержку, заботу, которые в норме дети легко получают. Это может происходить из-за изменений, проблем в семье, его окружении, возможно, он столкнулся с травлей и непринятием или выработал такую модель поведения, глядя на других. Тогда подросток ищет другие способы получить то, в чем нуждается. К сожалению, это может быть и саморазрушение, и агрессия вовне.
Как отличить деструктивное поведение от нормального?
Для подростка нормально пробовать мир и разные способы поведения, но не нормально использовать деструктивные формы, как норму своего поведения. Если он разово напился в какой-то компании и подрался — это разовая проба, после которой он понимает, что есть пределы в употреблении алкоголя. Он попробовал, сделал выводы и больше не повторяет. Если же это происходит системно и направлено на разрушение себя (самоповреждения, суицид), на окружающих людей либо социальные нормы, то это уже деструктивное поведение.
Как помочь ребенку справится с деструктивным поведением?
Самый первый и важный совет — заметить, что что-то неладное происходит с ребенком. Он делает то, что не должен. После этого родитель должен понять причину, может, он сам что-то недопонимает, не видит, не чувствует.
Может быть и такое, что в семье ничего не поменялось, а ребенок вдруг ведет себя необычно и не готов поделиться с родителем тем, что его волнует. В таком случае лучше всего будет обратиться к третьему человеку, специалисту, например, школьному психологу или в кризисный центр. Там вам подскажут и посоветуют как лучше действовать.
Очень важно не начать срываться на ребенке, не кричать на него и тем более не говорить такие фразы:
«Да ты совсем слетел с катушек!» «У тебя нет будущего!» «Зачем я вообще тебя родила?!»
Помните, что это ваш ребенок и он все такой же, каким вы его знаете. Однако что-то повлияло на такое его поведение и значит нужно искать причины.
Как предложить ребенку сходить к психологу и не обидеть его еще больше?
Поделитесь своими чувствами и эмоциями. Напрямую сказать, что вы испытываете: непонимание, недоумение. Например, вы можете сказать:
«Я хочу, чтобы у нас были ровные отношения. Мне бы хотелось, чтобы они были другими. Те которые у нас есть, меня не устраивают. Однако я не знаю, что сделать. Я уже пробовала и так и сяк. Возможно специалист подскажет мне. Но поскольку это наши с тобой отношения, то специалист через меня одного не сможет увидеть и понять что именно сломалось и что-то мне посоветовать. Поскольку я переживаю, для меня это важно и отношения с тобой для меня важны, пожалуйста, сходить со мной к психологу и помоги мне понять, что происходит. Может и у тебя появится какая-то новая информация».
На каждом этапе взросления ребенка родители заново выстраивают с ним отношения. Главное стараться понять друг друга и не бояться обращаться за помощью, если она необходима. Сделать это можно по телефону доверия: +7 (391) 231-48-47.
Проект по проведению просветительских мероприятий по предотвращению подростковых суицидов и профилактике девиантного поведения от кризисного центра «Верба» поддержан Министерством образования Красноярского края.
Ссылки по теме:
Маршировать или быть «опущенным»: красноярский психолог о том, почему взрослые не умеют общаться с подростками
«В обычной школе Красноярска были свои солдаты и рабы»: откровения детского психолога
Библиотека Adobe PDF 15. 0021.0.0 конечный поток
эндообъект
3 0 объект
>
эндообъект
13 0 объект
>/Ресурсы>/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text/ImageC/ImageI]/Properties>/XObject>>>/Thumb 21 0 R/TrimBox[0.