Деструктивные и конструктивные функции конфликтов: 4.Конструктивные и деструктивные функции конфликта

4.Конструктивные и деструктивные функции конфликта

Под конфликтомследует подразумевать острый способ разрешения противоречий, возникающих в общении между людьми, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Под функциямиконфликта понимается роль, которую они играют во взаимоотношениях людей и в благополучии вовлеченных в них личностей или социальных групп.

Главная функция конфликта– выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также определение путей разрешения этих противоречий и развития данного социального субъекта (психологической системы). Существует две категории конфликтных ситуаций: деструктивные и конструктивные.

Функции социальных конфликтов:

  • Конструктивная функция. Реализуется, когда к-т разрешился объективно и своевременно, утвердилась истина, устранены недостатки в деятельности коллектива.

    В этом случае происходит своеобразная психологическая разрядка, нормализуются служебные отношения, разрешаются противоречия, улучшается коллективная и индивидуальная деятельность.

1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременна выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.

2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.

3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы и придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.

4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.

Несомненно, конструктивные конфликты нужны и даже обязательны, ведь, как говорил Сократ: «В споре рождается истина». Когда люди вступают в данный вид конфликта, их целью является поиск эффективного решения существующей проблемы, а не переубеждение партнера в своей правоте, навязав свою точку зрения.

  • Деструктивная функция. Имеет место тогда, когда к-т не разрешился, разрешился не полностью или победила неправая сторона. Это приводит к психологическому травмированию, создаёт стрессы, психосоматическим состояниям, формированию негативных установок на оппонентов, нарушению существующей системы отношений в коллективе, ухудшению индивидуальной и коллективной деятельности.

Конфликт несет в себе негативные функции:

— когда он ведет к беспорядку и нестабильности;

— когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

— когда борьба ведется насильственными методами;

— когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

— когда возникает угроза жизни и здоровью людей. Негативные конфликты способствуют росту социальной напряженности и ухудшению деятельности организации. Ведут к разрушению социально-экономической системы.

Также следует помнить, что один и тот же конфликт на разных этапах и в разных ситуациях может быть как конструктивным, так и деструктивным.

Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических конфликтах

Библиографическое описание:

Севастова, Т. Н. Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических конфликтах / Т. Н. Севастова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 9 (9). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/9/601/ (дата обращения: 02.04.2023).

           

Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне  естественное для такого динамического социума, каким является современная школа. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту. В последние годы отношения между учениками и педагогами стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам.

            Взаимодействие преподавателя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает сам преподователь и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности педагога и учащегося для воздействия на учеников. Такие педагогические ситуации нередко могут носить конфликтный характер.

            Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение преподавателей в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в ученическом социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при сопутствующем включении субъективного фактора. Однако, существует ряд фактов, свидетельствующих о том, что в приоритетной роли находится именно субъективный фактор в провокации конфликтов.

            В основе любого конфликта лежит противоречие, являющееся двигателем прогресса, развития. Педагогический конфликт – это объективное противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального развития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление которого приводит педагога и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального развития, а так же и всего коллектива в целом. 

            Обычно в анализе конфликтов выделяют четыре основных категории: структуру конфликта, его динамику, функции и типологию.

            Существует различное понимание структуры конфликта. Так, выделяются следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий.

            Динамика конфликта. К традиционным схемам конфликта относится: 1) конфликтная ситуация – инцидент – конфликт; 2) конфликтная ситуация – инцидент – конфликт – разрешение.

           Нетрадиционная схема развития конфликтной ситуации предполагает управление ее течением и может быть представлена следующими этапами: 1) реальная ситуация – разрешение реальной ситуации; 2) реальная ситуация – перевод в педагогическую ситуацию – разрешение педагогической ситуации.

           Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией возможно лишь с позиции конструктивного отношения к конфликту. С одной стороны, оно характеризуется неприятием нереалистических (эмоциональных, беспредметных) конфликтов в общении между людьми, с другой, разумным и конструктивным отношением к реалистическим (предметным) конфликтам.

           Управление конфликтом – это последовательно проводимые педагогом воспитательные действия. Выбор тех или иных способов и приемов управления конфликтной ситуацией – воспитательных действий – диктуется педагогическими целями.

        Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в другой ситуации.

         Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

           В конфликте можно выделить негативные стороны:

           1. Участие в конфликте приводит к серьезному ухудшению настроения сторон, участвующих в конфликте.  Требуется довольно длительное время, чтобы вернуть стороны в первоначальное состояние или даже  в относительное равновесие.

           2. Некоторые конфликты могут сопровождаться серьезными психическими и  моральными травмами.

           3. Конфликт в обязательном порядке вызывает стресс у каждой из сторон, участвующей в конфликте.

           4. В межличностном конфликте поражение  понижает самооценку личности.

           Негативные последствия конфликта в коллективе:

           1. Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом.

           2. В случае разрешения конфликта с использованием деструктивного решения наблюдается серьезное ухудшение взаимоотношений в коллективе.

           3. При учащении конфликтов наблюдается резкое снижение групповой сплоченности.

           4. Конфликт может привести  к ухудшению группового взаимодействия.  

           Нежелательность конфликта часто объясняют его способность нарушать нормальное функционирование коллектива, поскольку изначально он является чуждым элементом системы, которая обладает ресурсами для саморегулирования, позволяющими ей вернуться в состояние равновесия и стабильности.

           Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития).

          С точки зрения конфликтующих сторон в конфликте можно выделить следующие позитивные моменты:

          1. Конфликт может полностью или частично нейтрализовать организационные противоречия, вызванные недостатками организации деятельности.

          2. Результатом конфликта может стать более объективная оценка социально-психологических качеств людей, вовлеченных в конфликт. Способы противоборства показывают ценностные ориентации участников конфликта, их истинные мотивы, демонстрируют степень их психологической стойкости и стрессоустойчивости. Конфликт помогает проявиться как отрицательным, так и положительным чертам человека. Около 10-15% конфликтов после своего окончания улучшают отношения между противниками.

           3. Участие в конфликте позволяет снизить степень психологической  напряженности у противоборствующих сторон. Действия оппонентов, которые часто сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, могут снизить интенсивность последующих отрицательных эмоций. Так, например, возникает феномен катарсиса, что означает освобождение накопившейся отрицательной энергии, оказывавшей сильное давление на человека.

          4. Конфликтное взаимодействие может стать толчком к развитию личности, улучшению межличностных отношений. Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный  опыт действий в конфликтных ситуациях, получить навыки эффективного взаимодействия, повысить свой статус.

          5. Конфликт может послужить инструментом социализации личности, существенно повысить самооценку индивида.

          Исследования, проведенные Л. Козером и Р. Дарендорфом позволили сформулировать ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие ученического коллектива:

          — установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении коллективом, в формировании структурных подразделений, недостатки отдельных участников, в существующем разделении труда;

          — разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в коллективе происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое эмоциональными бурными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.

           В педагогической практике особенно важно оставаться в рамках конструктивной фазы конфликта. Необходимость управления конфликтными ситуациями объясняется особенностями педагогических конфликтов.

        Среди них можно отметить следующие: профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное разрешение ситуации; участники конфликта имеют различный социальный статус; разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении; профессиональная позиция педагога обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и поставить на первое место интересы ученика как формирующейся индивидуальности. Все это говорит о необходимости овладения педагогом средствами управления конфликтными ситуациями.

           Как показывают исследования (Ю.Н. Козырев, В.Б. Ольшанский), хуже всего преподаватели подготовлены к тому, чтобы работать с людьми. Слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять конфликтами в ученической среде, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

          Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым педагогом норм профессиональной этики, умение преподавателя направлять конфликты в конструктивное русло.  Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного педагога является его конфликтологическая компетентность, которая включает набор определенных знаний и умений. Будет ли конфликт иметь конструктивное или деструктивное воздействие на учащегося, зависит от правильно оцененного педагогом противоречия и от оптимально выбранного стиля поведения. Эффективный процесс управления конфликтом  предполагает лишь некоторую нейтрализацию ущерба разрушительных последствий конфликтного взаимодействия, переводя его из деструктивной в конструктивную плоскость.

 

Использованная литература:

1. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001.

2. Воронин Г.Л. Конфликты в школе. Социологические исследования. 1994, № 3.

3. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.

Основные термины (генерируются автоматически): Конфликт, конфликтная ситуация, педагогический конфликт, конфликтное взаимодействие, педагогическая ситуация, реальная ситуация, результат конфликта, ситуация, сторона, учебно-воспитательный процесс.

О конфликте | DoDEA

  • CEDR Домашний
  • О CEDR
  • О конфликте
  • Почему CEDR
  • Услуги CEDR
  • Получить помощь
  • Часто задаваемые вопросы
  • Ресурсы

Наш премьер-министр CEDR, г-жа Эллен Уэйн, вышла на пенсию. Тем временем и до дальнейшего уведомления все запросы можно направлять в почтовый ящик CDER.

Конфликт — это ситуация, в которой люди или группы действуют, полагая, что у них несовместимые и противоположные цели, ценности или интересы.

Конфликт — нормальная и естественная часть жизни. Он возникает во всех сферах жизни, потому что у людей разные цели, приоритеты, обязанности, ценности и происхождение.

Конфликт неизбежен.

Конфликт имеет как деструктивные, так и созидательные стороны и последствия. Конструктивный конфликт является творческим и может привести к улучшению отношений и принятию более качественных решений.


Разрушительный конфликт разрушает отношения, подрывает уважение и доверие и отнимает время и внимание от нашей миссии по обеспечению образцового образования. Узнать больше:

  • Характеристики конструктивного и деструктивного конфликта
  • Издержки деструктивного конфликта
  • CEDR’s Conflict Management Toolbox — Как можно более конструктивно разрешать конфликты?
  • Научитесь эффективно слушать.
  • Узнайте о переговорах на основе интересов.
  • Научитесь вести беседы на сложные темы.
  • Обратитесь в CEDR, чтобы поговорить о помощи в повышении ваших навыков или проведении беседы, встречи или другого сеанса решения проблем.

 

 


ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНСТРУКТИВНОГО И РАЗРУШАЮЩЕГО КОНФЛИКТА
Деструктивный конфликт Конструктивный конфликт
Каждая сторона пытается «выиграть» Стороны пытаются найти решение
Спорная тактика Творческое совместное решение проблем
Антагонизм между сторонами усиливается Рассматривает особые мнения
Отношения портятся Отношения остаются уважительными, могут улучшиться
Все более осуждающий Непредвзятые, исследовательские обсуждения
Высокий уровень гнева, разочарование Маленькая отрицательная эмоция
Эффективное общение снижается Общение открытое и честное
Реальные проблемы часто не решаются Результаты высокого качества, принимая все
информация и потребности по возможности учитываются
Конфликта удалось избежать и оставить гноиться

Наверх


Плохо урегулированный деструктивный конфликт дорого обходится вам и работе вашей школы, округа и района.

ТИПИЧНЫЕ ИЗДЕРЖКИ РАЗРУШИТЕЛЬНОГО КОНФЛИКТА:

Финансовые затраты

  • Время, затраченное на конфликт работниками, руководителями, родителями, др.
  • Судебные издержки

Эмоциональные затраты:

  • Низкий моральный дух
  • Повышенный стресс

Нарушение рабочих отношений

Снижение доверия

Сокращение связи, что приводит к:

  • низкий поток информации
  • постоянные конфликты из-за плохого общения и понимания
  • решения более низкого качества

и ЭНЕРГИЯ И ФОКУС ОТВЛЕКАЮТСЯ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИССИИ ДОДЕА

Наверх

Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом

Конструктивный и деструктивный конфликт
 

Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом в основном заключается в результате. Конфликт – это серьезное разногласие между двумя сторонами. Внутри организации конфликты возникают между сотрудниками, отделами и самими организациями. Это приводит к негативному климату внутри организации. Конфликты могут возникать из-за взаимозависимости задач, проблем со статусом, индивидуальных особенностей, нехватки ресурсов, проблем с зарплатой и т. д. Если говорить о конфликтах, то в основном они бывают двух типов. Это конструктивные конфликты и деструктивные конфликты. Как следует из названий, исход этих двух типов конфликтов сильно различается. Конструктивный конфликт приводит к положительному результату, который в основном связан с разрешением конфликта. Однако деструктивные конфликты обычно заканчиваются негативными последствиями. Это не обязательно должно происходить внутри организации; это может происходить и в других условиях, таких как семья, среди друзей или даже в штатах. В этой статье давайте рассмотрим различия между двумя типами конфликтов; а именно конструктивный конфликт и деструктивный конфликт.

Что такое конструктивный конфликт?

Конфликт обычно рассматривается как нечто негативное, поскольку он порождает антагонизм и разочарование между вовлеченными сторонами. Однако конфликт не обязательно должен быть деструктивным. В конструктивном конфликте, даже несмотря на то, что между двумя сторонами возникает разногласие, его можно разрешить в позитивном ключе так, чтобы это было выгодно обеим сторонам. Это часто называют беспроигрышной ситуацией , потому что от этого выигрывают обе стороны. Кроме того, общение, которое происходит между двумя сторонами, часто честное и открытое общение . Они не предполагают эмоциональных, импульсивных реакций и сосредоточены на поиске решения. Обе стороны осознают необходимость разрешения конфликта таким образом, чтобы требования каждой из сторон могли быть удовлетворены.

Предположим, что конфликт возник в группе сотрудников, которым поручена конкретная задача. Оба сотрудника чувствуют необходимость достижения цели, но имеют разные стратегии. Через конструктивный конфликт два сотрудника могут найти решение, работая в команде. Это также улучшает командную работу отдельных лиц. Однако деструктивный конфликт приводит к другим результатам, чем конструктивный конфликт.

Конструктивный конфликт является беспроигрышной ситуацией для обеих сторон

Что такое деструктивный конфликт?

В отличие от конструктивного конфликта, деструктивный конфликт характеризуется чувством разочарования и антагонизма . Деструктивные конфликты не приводят к положительным результатам и наносят ущерб производительности организации. В такой ситуации обе стороны прилагают усилия, чтобы выиграть любой ценой . Они отказываются общаться честно и открыто и отвергают решения, предложенные другой стороной. В отличие от конструктивного конфликта, где есть уважение к другим сотрудникам, в деструктивном конфликте этого не видно.

В деструктивном конфликте требования обеих сторон не выполняются . Это порождает дальнейшее разочарование и импульсивные действия. Обе стороны могут даже участвовать в действиях, которые портят имидж другой стороны. Такие конфликты обычно не укрепляют отношения, а наносят ущерб рабочим отношениям. Это подчеркивает, что, хотя конструктивные конфликты могут быть полезны для организаций, деструктивные конфликты — нет.

В чем разница между конструктивным и деструктивным конфликтом?

• Определения конструктивного и деструктивного конфликтов:

• Даже если в конструктивном конфликте между двумя сторонами возникает разногласие, его можно разрешить в позитивном ключе так, чтобы это было выгодно обеим сторонам.

• В деструктивном конфликте разногласия приводят к негативным последствиям, вызывая чувство разочарования и антагонизма.

• Результат:

• Конструктивный конфликт имеет положительный результат.

• Деструктивный конфликт имеет негативные последствия.

• Влияние на отношения:

• Конструктивный конфликт укрепляет отношения между двумя сторонами.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts