Развитие детей 4-5 лет: рекомендации психолога — karpachoff.com
5
Время прочтения: 5 минут
2670
4 5 1
Карпачев
Психологи и педагоги описывают период с 4 до 5 лет, как один из самых благоприятных для освоения полезных навыков и знакомства с окружающим миром. Станьте помощником вашему ребенку на этом интересном пути. А как развивать ребенка в 4 года и 5 лет, чтобы избежать трудностей, присущих детям среднего дошкольного возраста, читайте в нашей статье.
Что знает и умеет ребенок в 4-5 лет?Несмотря на то, что развитие детей происходит индивидуально и под влиянием многих факторов (способности, социальная среда, вовлеченность родителей), к 4-5-летнему возрасту ребенок уже умеет довольно многое.
- проявляет ролевые взаимодействия. Он четко разделяет собственную роль от игровой. С удовольствием меняет их, примеряя на себя новые образы. Игры в профессии, подражание взрослым, имитация повадок животных выходят на новый уровень: ребенок демонстрирует понимание нюансов поведения, может смешно скопировать другого человека или пение любимого артиста;
- рисует картинки с мелкими деталями. Если раньше изображение человечка напоминало огурец с четырьмя палками, то сейчас рисунок приобретает техническое совершенство. Помимо физиологических деталей (носа, рта, ушей) у нарисованного человечка есть эмоции, четкий и разнообразный фон, аксессуары;
Читайте также: Раннее развитие ребенка: преимущества и недостатки
- вырезает мелкие детали из бумаги, делает аппликации, собирает гербарии. Такое занятие не просто развивает творческое начало, но и тренирует мелкую моторику — задел для каллиграфического почерка и активизации умственного потенциала в будущем;
- собирает сложные конструкции. Например, из деталей «Лего». Причем занятие одинаково увлекает как мальчиков, так и девочек. В этом возрасте уже неинтересно играть с наборами крупных деталей. Появляется желание создавать новые конструкции, придумывать игровые ситуации по собственному замыслу;
- хорошо и слаженно двигается, танцует, проявляет интерес к спорту. Как раз к 4-5 годам детей отводят на всевозможные кружки — балет, танцы, единоборства, командные спортивные игры. Это оптимальное время для старта: мелкая и крупная моторика тела уже готова для выполнения действий со сложной координацией, запоминанию комплексных движений, активным физическим нагрузкам;
- проявляет фантазию, легко справляясь с заданиями вроде придумать сказку или описать, на что похож тот или иной предмет. Достаточно развитое воображение позволяет детям расширять спектр игр, мечтать, воспринимать мир сквозь призму своих фантазий, быть интересными собеседниками;
- упорядочивает предметы по сенсорному признаку. Ребенок легко раскладывает одежду по размеру (мамина, папина, его), сортирует банки с разным литражом, раскладывает прищепки по цвету, а мелкие предметы на туалетном столике — по высоте. Становится настоящим помощником по хозяйству, осознавая полезность своего труда;
- использует произвольное запоминание наряду с осмысленным. Дети 4-5 лет прекрасно ориентируются в сюжетных линиях любимых мультфильмов, запоминают яркие моменты и фразы, имена персонажей. Отлично играют в настольные игры, в которых требуется задействовать навык быстрого запоминания;
- строит, лепит, конструирует по простым схемам. Начинает развиваться пространственное воображение — способность предугадать расположение объектов, что помогает в строительстве различных конструкций из деталей «Лего», кубиков, песка, глины;
- демонстрирует устойчивое внимание. Если раньше просмотр получасового видео или мультфильма утомлял ребенка, то сейчас он со стабильным интересом досматривает до конца полнометражные картины на 60-90 минут;
- разговаривает все лучше и лучше. Развитие речи ребенка 4 и 5 лет приобретает интенсивных характер. Речь становится предметом активности ребенка: он умеет управлять голосом, привлекать к себе внимание, выражать эмоции интонацией. С каждым днем словарный запас обогащается новыми терминами и словесными конструкциями. Впрочем, нередки и лексические ошибки, которые иногда забавляют взрослых;
- выстраивает общение без привязки к текущей ситуации. Обсуждает события, которые произошли в прошлом, говорит о будущем, вспоминает людей, которых когда-то видел.
Интересный факт: четырехлеткам характерен так называемый феномен Пиаже. Он заключается в том, что дети данного возраста не способны оценивать предметы по двум и более характеристикам. К примеру, если вырезать из бумаги три желтых кружка и пять синих, показать их ребенку и спросить, сколько желтых кружков, он ответит «три». Но если вопрос сформулировать по двум критериям («Каких кружков больше — желтых или бумажных?»), ответ не изменится — «три». Учитите этот момент при развитии ребенка в 4 года.
Острые углы в воспитании ребенка 4-5 летЧтобы выстроить линию воспитания и успешно справиться с трудностями данного возрастного периода, учитывайте некоторые психологические особенности:
- Уважайте права ребенка, не препятствуйте его естественной сепарации от родителей и желанию выразить собственное мнение.
- Давайте хороший пример поведения в различных жизненных ситуациях, демонстрируйте этичный подход к решению конфликтов. Помните, в 4-5 лет дети учатся сопереживанию, поддержке и взаимопомощи. И учатся они на примере ближайшего окружения.
- Не осуждайте за излишнее воображение и некоторую отрешенность от реального мира. То, что ребенок живет в своих фантазиях, — совершенно нормально.
- Излишняя эмоциональность и развитое воображение могут спровоцировать страхи. Будьте рядом и постарайтесь окружить ребенка заботой, объяснить ему, что его страхи лишь в голове, а в реальности — он в полной безопасности.
- Ребенок нуждается в общении со сверстниками, не лишайте его этой возможности. Но это не значит, что вам придется по полдня проводить на детских площадках. Социализировать ребенка можно и с помощью продуктивной деятельности. Запишите его на кружки, занятия по подготовке к школе, в спортивную секцию.
- Не осуждайте ребенка за потерянный интерес к определенным играм или игрушкам. Снижение заинтересованности привычными предметами — побочный продукт развития любознательности.
- Не тушуйтесь, когда услышите вопросы вроде «Откуда я появилась?» или «Что такое секс?». Рано или поздно вам придется объяснить это ребенку. Лучше подготовьтесь к разговору «про это» заранее. В помощь — познавательная литература, составленная психологами. В ней грамотно и правильными словами описаны эти физиологические процессы.
- Учитывайте ранимость и чувствительность ребенка. Подбирайте слова, учитесь самоконтролю. Поймите, что ваш ребенок уже вышел из возраста «он все равно ничего не понимает». Понимает, впечатляется и порою делает неправильные выводы.
Основной рекомендацией по развитию ребенка в данном возрасте считается его активное вовлечение в игровую деятельность. Но она должна быть не бессистемной, а осмысленной, подчиненной определенным правилам.
В своей книге «Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет» кандидат психологических наук И. Ю. Кулагина пишет:
«Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем появляется в других видах деятельности».
Поэтому мы советуем родителям как можно больше уделять внимания именно играм. Рассмотрим несколько игровых занятий с позиции их влияния на отдельные аспекты развития.
Слуховая памятьНазовите ребенку цифровой ряд из 6-8 цифр и попросите повторить его, не меняя порядок цифр.
Критичность мышленияПрочитайте текст с некоторыми нелепицами (можно придумать самим непосредственно в ходе чтения). К примеру, «по улице бежала собака с мокрыми лапами крыльями» или «Сережа положил в портфель книгу солнце и ушел в школу». Пусть малыш найдет нелепицы и постарается угадать, какое слово вы заменили.
Произвольное вниманиеНазывайте часть своего тела и показывайте на нее пальцем. Пусть ребенок повторяет за вами. Через 3-5 названий приложите палец к носу и скажите «глаз», запутывая таким образом ребенка. Его задача — правильно называть части тела, на которые вы указываете пальцем, несмотря на словесную путаницу.
Увеличение объема вниманияПодходит для детского коллектива. Один ребенок — ведущий — садится в круг и закрывает глаза. Другие дети должны поменяться местами, а ведущий угадывает, кто куда пересел.
Слуховое восприятиеСтарый добрый «Испорченный телефон», когда ведущий загадывает слово, говорит его на ухо первому игроку, а тот передает услышанное по цепочке. Команда побеждает, если слово, озвученное последним игроком, совпадает с тем, которое сказал ведущий.
Активное вниманиеОдин игрок рисует фигуру и все закрывают глаза. Второй игрок дорисовывает к ней какую-то деталь. Все открывают глаза и угадывают, что изменилось. После задействования всех игроков и приобретения рисунком множества деталей находить каждый раз новую все труднее.
НаблюдательностьПопросите ребенка в течение нескольких секунд найти определенное количество предметов в комнате (например, вещи синего цвета), а потом закрыть глаза и перечислить их.
Концентрация вниманияСравнивание двух картинок (поиск отличий) можно усложнить, установив время на выполнение задания и штрафы за неправильное указание деталей.
РеакцияВедущий хлопает в ладоши один раз, а игроки должны принять, к примеру, позу лягушки. Хлопает два раза — стойку аиста. Хлопает три раза — сделать «ласточку». Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.
*****
Регулярные игры и развивающие занятия вскоре принесут плоды. Ваш ребенок с каждым днем будет демонстрировать все больше освоенных навыков и хорошо подготовится к школе, где очень важны усидчивость, внимание и способность следовать установленным правилам.
29-го апреля 2020 г.
2022-11-12
2020-04-29
Оцените статью по 5-бальной шкале
Понравилась статья? Поделитесь в социальных сетях
Читайте также
- Последние
- Популярные
- Комментируют
+ Больше публикаций
Выберите тему
от 0
до 17 лет
Онлайн
курс
Всё,
ЧТО ВАМ
НУЖНО ЗНАТЬ О ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА ОТ 0 ДО 17 ЛЕТ
Зарегистрироваться
Хотите узнавать о новых статьях о воспитании детей и построении отношений, видео и онлайн мастер классах Дмитрия Карпачева?
Подпишитесь на рассылку, заполнив форму ниже. Письма будут приходить к вам не чаще 1 раза в неделю
Речевое развитие детей 4 — 5 лет
«Речевое развитие детей 4 – 5 лет»
Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет
1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.
2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.
3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.
4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.
5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.
7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.
8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 – 5 лет.
- Словарный запас 2000 слов и более.
- Бурно развивается «словотворчество».
- Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
- Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.
- Называет животных и их детенышей, времена года.
- Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
- Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
- Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
- Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
- Появляется монологическая речь.
Нарушения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет
Вас должны насторожить следующие показатели:
- Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
- Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
- Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
- Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
- Неправильное построение предложений.
- Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.
Полезные рекомендации:
При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
- В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
- Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т. д.).
- Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
- Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.
- Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
- Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
- Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
- Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.
- Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
- Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
- Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.
Материал подготовила:
воспитатель группы
Дробилова С. А.
26.11.2018 года
Ключевые вехи для детей 4-6 лет
ресурсов по возрастам:
Обязательно сделайте поправку на недоношенность.
Отсутствие одной или двух способностей не должно вызывать тревогу, так как каждый ребенок развивается по-своему. Однако, если им не хватает нескольких способностей, обязательно поговорите со своим лечащим врачом.
Используйте наши контрольные списки, чтобы отслеживать поведение вашего ребенка и обсуждать любые проблемы со своим лечащим врачом.
Перейти к теме
- Игровые и социальные навыки
- Координация
- Ежедневные занятия
- Самовыражение
Ключевые способности
- Любит и ищет различные способы двигаться и играть
- Обладает достаточной выносливостью и силой, чтобы играть со сверстниками
- Координирует движения, необходимые для игры и исследования
- Обычно ходит на пятках, а не на носочках
- Может удерживать равновесие, чтобы поймать мяч или слегка ударить сверстников
- Может ходить и сохранять равновесие на неровных поверхностях
- Проходит через новую комнату, не натыкаясь на предметы или людей
- Опирается только на мебель, стены или людей и сидит, сгорбившись, когда устает
- Может бросать и пытаться поймать мяч, не теряя равновесия
- Координирует игру обеими руками, например, размахивая битой или открывая контейнер
- Координирует движения рук и пальцев, необходимые для участия в настольных играх и мероприятиях
- Умеет раскрашивать и воспроизводить фигуры
- Применяет соответствующую силу при игре со сверстниками или домашними животными или при удерживании предметов
- Способен поддерживать правильную осанку, необходимую для сидения на стуле
Ключевые способности
- Может использовать посуду, чтобы собирать кусочки еды
- Имеет установленный график сна
- Обычно способен успокоиться, чтобы заснуть
- Способен переносить и носить текстуру новых и разнообразных предметов одежды
- Может откусывать нужные кусочки, не всегда набивает рот
- Способен переносить стрижку и стрижку ногтей, не плача
- Способен адаптироваться к изменениям в рутине
- Может принимать ванну или душ, хотя может присутствовать предпочтение
- Соблюдает диету, богатую разнообразными продуктами, температурой и текстурой
- Может пить из чашки и соломинки, не капая
- Потребность в столкновении, толчках и быстром движении не мешает участию в деятельности и семейной жизни
- Способен выполнять повседневные задачи, состоящие из нескольких шагов, например одевание
- Часто просыпается отдохнувшим и готовым к новому дню
Ключевые способности
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Привык к повседневным звукам и обычно не пугается их
- Имеет установленный и надежный график сна
- Может наслаждаться самыми разными прикосновениями, звуками и запахами
- Плачет и замечает, когда больно
- Может успокоиться после расстраивающего события
- Может переходить в новую среду или деятельность
- Умеет обращать внимание и не отвлекается на звуки, которые не замечают другие
- Способен справиться с неожиданным изменением
Пять советов, как наладить контакт с ребенком 4-5 лет
Обучение — это процесс на протяжении всей жизни. Это начинается с момента нашего рождения, и нет предела тому, сколько информации мы можем усвоить за всю жизнь. Однако мозг быстро развивается в раннем детстве. Привлечение и поиск забавных способов включить вашего ребенка в вашу жизнь поможет ему улучшить мозговые связи и окажет пожизненное влияние на его способность изучать язык и общаться с другими людьми.
Начните мысленно бросать ребенку вызов на этом этапе. Продолжайте вовлекать их в повседневную деятельность. Проявите творческий подход, чтобы заинтересовать их в обучении.
Вопрос – Задавайте вопросы в течение дня, и пусть ваш ребенок формирует свои собственные ответы. Старайтесь задавать по 20 вопросов в день, чтобы поддерживать их интерес.
Задание – Вместо того, чтобы просто делать что-то за ребенка, дайте ему задание найти свои собственные ответы. Если они наряжаются, задайте такие вопросы, как: «Можете ли вы найти одежду, которую носите на ногах?» Вопросы помогут им тренировать рабочую память. Представление одной и той же информации в разных формах способствует развитию мозга.
Играть – Играть в игры, требующие тренировки мозга, например, в охоту за мусором. Задайте ребенку такие вопросы, как: «Сколько вещей в комнате синего цвета?» и «Сколько объектов начинается с буквы Т?» Научите их осознавать окружающую среду и связывать похожие вещи. Меняйте вещи, используя буквы, цвета и формы.
Engage – Продолжайте делать работу по дому веселой. Когда вы стираете, попросите их рассортировать одежду по цвету, а затем попросите рассортировать ее по рисунку и размеру. Изменение правил помогает им мыслить гибко и пробуждает творческий потенциал. Когда вы готовите, позвольте им построить инструмент, используя пластиковый контейнер с ключами и ложками внутри. Музыкальные занятия с малышами помогают им учиться. Создайте ритм и попросите их скопировать. Попросите их создать бит и танцевать под их мелодии!
Откройте для себя – Дайте ребенку попробовать несколько крупинок соли и сахара. Какой из них им нравится? Поговорите с ними о разнице. На этом этапе они учатся исследовать свои чувства. Так что пусть экспериментируют!
К 5 годам мозг вашего ребенка вырастет до 90 процентов своего взрослого размера. Не отставайте от их развития, включая соответствующие возрасту мероприятия, которые не только веселые, но и образовательные.
- Пять советов по общению с ребенком в возрасте от 0 до 12 месяцев
- Четыре совета по общению с ребенком 1–2 лет
- Пять советов по общению с ребенком 2–3 лет
- Четыре совета по общению с ребенком 3–4 лет
Содействие раннему развитию мозга является частью инициативы HealthPartners Children’s Health Initiative, направленной на улучшение здоровья и благополучия детей от беременности до пятилетнего возраста. Мозг, когнитивное и поведенческое развитие в раннем возрасте тесно связаны с последствиями для здоровья в более позднем возрасте, включая сердечно-сосудистые заболевания и инсульт, высокое кровяное давление, диабет, ожирение, курение, употребление наркотиков и депрессию.