Дети с родителями: Дворянская семья XIX века: как дети общались с родителями?

Дворянская семья XIX века: как дети общались с родителями?

Каждую неделю мы публикуем отрывок из книги, которая готовится к выходу в дружественном издательстве или уже поступила на полки магазинов.

Об авторе

Алина Шокарева — историк.

Об издательстве

«Новое литературное обозрение» — издательство интеллектуальной литературы, cозданное в 1992 году на пике демократических реформ. Сегодня один из лидеров рынка гуманитарной литературы помимо книг издает журналы «Новое литературное обозрение», «Неприкосновенный запас» и «Теория моды», 29 книжных серий и проводит две ежегодных научных конференции (Большие и Малые Банные чтения). Широко известен специальный проект «НЛО» «Культура повседневности»..

Алина Шокарева 

Дворянская семья: Культура общения. Русское столичное дворянство первой половины XIX века

«Новое литературное обозрение»,

 2017

Всегда интересно узнать, как раньше жили наши соотечественники. Что считалось неприемлемым в дворянском обществе? Как следовало общаться с начальниками, знакомыми и семьей? Обо всем этом рассказала историк Алина Шокарева в книге «Дворянская семья: Культура общения.

Русское столичное дворянство первой половины XIX века», которая готовится к публикации в издательстве «НЛО». 

Журнал «Активный возраст» публикует отрывок об отношениях отцов и детей в дворянских семьях начала XIX века.

Отношения с родителями 

Родители стремились воспитать в детях почтение к старшим. Все в доме было направлено на поддержание авторитета родителей. В то же время и сами дети дорожили родительским вниманием. Например, П.А. Вяземский писал, что в те редкие вечера, когда в их доме было всего 2–3 гостя, а то и никого, отец оставлял детей ужинать с собой, обыкновенно в одиннадцатом часу, замечая: «Понятно, что эти дни дорого ценились нами». 

Павел Дмитриевич Киселев всю жизнь питал самые нежные чувства к матери и внушал своим братьям и сестрам обязанность заботиться о ее спокойствии и удобствах жизни. Ей он писал: «до последней минуты существования моего сохраню все чувства любви, преданности и послушания, с коими не переставал быть вам, милостивая государыня матушка, покорным сыном».

 

Е.В.  Новосильцева отмечала, что в доме ее бабушки взрослые, уже поседевшие дочери не могли послать слугу из дома и на два шага без ведома матушки; ни одна из них не выходила из дома, не поцеловав ее руки и не прибавив: «Я, маменька, туда-то собираюсь. Можно?» «Бог с тобой», — отвечала обыкновенно старушка. За исключением этих патриархальных обычаев, которые в сущности не были нисколько стеснительны, дочери обращались с матерью совершенно свободно. 

По наблюдению Е.А. Сабанеевой, «в семье Несвицких особенно ясно выражалось почитание старших; оно стояло будто на первом плане и должно было руководить всеми движениями в семье и доме. Приемы со старшими (les grands parents) носили у Несвицких характер даже какого-то приторного подобострастия, которое сначала удивляло, но впоследствии являлось такою удобоисполнимою обязанностью со стороны молодого поколения, что это делалось охотно. <…> В доме иначе не говорили как: „Дядюшка или тетушка изволили приехать, изволили огорчиться, изволили прогневаться, изволили мне то или другое пожаловать”.

<…> В итоге семья Несвицких имела характер весьма почтенный и патриархальный».

 *** 

К родителям обращались ласково-почтительно: «матушка», «маменька», «голубушка», «мамаша», «папаша», «папенька», говорили им обычно «вы», редко — «ты»*. «Бесценнейшая маменька», «Покорный сын Ваш», «Прощайте, милая, бесценная мамаша, крепко, крепко обнимаю вас, целую руки ваши», — пишет М.Д. Воеводский матери. Таким обращением, а также традицией целовать руки родителей подчеркивалось уважение к старшим и нежная привязанность к ним. Как пишет П.И. Сумароков, дети в XVIII и начале XIX века «родителей не называли папенька; они не говорили им ты, не трепали по плечу и признавали их существами священными. Панибратство, приличное для равных, не у места между повелевающим и подчиненным. <…> Сыновья в лентах, дочери замужние обходились с отцами, матерями с почтением, целовали руки их и не садились перед ними без позволения. Не проходило дня без свидания; приедут и осведомляются, что делал отец, как провела ночь мать и кто приезжал к ним».

 

Также распространен был обычай отсылать родителям журнал с подробным описанием каждого дня. Таким способом родители могли больше узнавать об интересах детей, поддерживать эмоциональную связь с ними, быть в курсе всех происшествий. Так, например, делала Елизавета Давыдова в то время, когда она жила в Москве у дедушки, графа В.Г. Орлова, а ее родители, братья и сестры для поправки здоровья находились в Италии. Так же поступал Александр Иванович Барятинский в 1830 году, когда в Москве свирепствовала холера и положение сына вызывало справедливое беспокойство матери. 

*** 

К дедушкам и бабушкам дети также были очень почтительны, обращались к ним по-русски (дедушка, бабушка) или по-французски (гранпапа, гранмама), на письме добавляли «любезный». Михаил Лермонтов обращался в письмах к Е.А. Арсеньевой «милая бабушка», на «вы», подписываясь «покорным внуком». 

М.И. Глинка с почтением писал своей матери: «Христос воскресе! Поздравляю вас с праздником воскресенья и молю провидение — да хранит ваше драгоценное здоровье, и да ниспошлет на вас всевозможные блага и радости на земле, и да позволит мне быть вам в утешение».  

В 1837 году, будучи в Италии, сын знаменитого историка полковник А.Н. Карамзин писал письма к матери, обычно заканчивая их словами: «Прощайте, милая и возлюбленная маменька, нежно целую Ваши ручки и крепко прижимаю Вас к сердцу, исполненному сыновней любви», или: «Нежно и крепко обнимаю Вас горячими объятиями, милая и добрая маменька, и тысячу раз целую Вашу ручку. Благословите меня». 

Воспитанный на романтических идеалах, молодой Михаил Дмитриевич Воеводский пишет родителям: «Целую ручки и пальчики ваши, сестер и братьев тоже. Сын ваш, готовый за вас и в огонь и в воду Михаил Воеводский».

Николай Давыдов в своих письмах к родителям в Сибирь обращается к ним так: «Любезные родители», «Прощайте, Дражайшие Родители, целую ваши ручки тысячу раз», «Прощайте, любезные родители, целую ваши ручки тысячу раз, также и милых братцев и сестрицу», «ваш покорный сын Николай Давыдов», «Ваш любящий сын Николай», «Mon tres cheri Parents». Его сестры также писали родителям, сообщая о своих успехах, о том, как они живут вдали от них.

Например, в 1831 году Екатерина пишет: «Милинькия Папинька и Маминька. У меня уже давно прошла лихорадка не беспокойтесь пожалуйста больше, я уж теперь совсем здорова». Сообщает милые семейные новости. Далее приписка по-французски: «Ma cher maman et Papa. Эту подушку которую мы шьем назначили папиньке а вам я буду шить шемизетку когда мы были у Муравьевых я с Лизинькой игралась в куклы. Мы очень часто гуляем». «Мои дорогие Мама и Папа. Я хотела сделать эту запись на Французском, но (сперва) подзабыла. Отныне и далее я буду писать по-французски. Я очень люблю мою няню, она очень хорошая и сама дает нам уроки Грамматики, Закона Божия и географии. Лизина очень приятная, мы ее очень любим. Извините, мои дорогие Мама и Папа за мою невнимательность, я писала как курица лапой. Прощайте, мои дорогие Мама и Папа, я вас целую от всего моего сердца, моего брата и мою сестру и Лизу». 

*** 

После женитьбы молодой супруг становился сыном для родителей жены, а его супруга, соответственно, — дочерью для родителей мужа. К ним обращались почтительно и называли так же, как и своих отца с матерью. Например, А.А. Меншикова (супруга адмирала А.С. Меншикова) в письмах к свекру Сергею Александровичу обращалась так: «Милостивый Государь Батюшка!» и подписывалась: «покорная дочь ваша». Ее муж писал к теще: «Милостивая Государыня Матушка Александра Максимовна». В ответ А.М. Протасова (мать жены) писала зятю: «милой друг Александр Сергеич», «любезный друг». Михаил Федорович Орлов так завершает письмо к тестю Николаю Николаевичу Раевскому: «Прощайте любезный батюшка, ваш сын нежно вас обнимает и целует ваши и матушкины ручки». Петр Львович Давыдов в письмах обращался к тестю графу В.Г. Орлову традиционно «Милостивый Государь Батюшка», а также «Почтеннейший мой благодетель», подчеркивая свое уважение к графу, к его статусу в семье и в общей системе чинов. Писатель В.А. Соллогуб вспоминал, что его теща, Луиза Карловна Виельгорская, к нему не благоволила, в то время как с тестем Михаилом Юрьевичем у них сложились отличные отношения.

Сестры и братья мужа или жены становились также сестрами и братьями супруге/супругу. Например, сестра Дмитрия Аркадьевича Воеводского Мария пишет ему и его жене: «Дражайший брат и друг мой Димитрий Аркадьевич! И милейшая Сестрица Мария Федоровна!» При этом качество настоящих отношений не всегда принималось в расчет (дружбы могло совсем не быть), но соблюдение этикета считалось обязательным (что поддерживало ровные отношения при отсутствии искренней привязанности). 

*** 

Ребенок узнавал окружающий мир, путешествуя с родителями, а так как переезжали часто (приезжали погостить у родственников, выезжали в деревню из города и обратно, отвозили детей на учебу в пансион) и дороги были длинные, то сведений накапливалось множество. К тому же, не отвлекаемые на заботы столичной жизни, матери и отцы могли больше времени посвящать непосредственному общению с детьми. В.А. Соллогуб, рассказывая о своем путешествии с родителями в Симбирскую губернию, говорит, что для него, «мальчика-баловня, постепенно становилось все более понятно, что, кроме придворного мира, кроме мира светского и французского, кроме даже мира благодушия бабушки, был еще другой, мир корено-русский, мир простодушный и что этому миру имя громада…» В сказке В.

Ф. Одоевского отец учит детей географии, ссылаясь на их поездку семьей из Петербурга в Москву. 

*** 

У дворянских детей были свои увлечения. Например, Д.М. Погодин вспоминал, что в детстве очень любил певчих птиц и у него всегда водились «добрые» соловьи. Летом любили обедать в саду, часто бывали гости, а мальчик вешал клетки с соловьями над столом и укрывал их ветками. Под стук ножей и разговоры соловьи оживлялись и начинали петь. Ребенок никого не посвятил в свою тайну, кроме Николая Васильевича Гоголя, в то время жившего у них. Родители зачастую прививали детям интересы, свойственные им самим, но бывало и иначе. С.П. Сушков в воспоминаниях о своей сестре, поэтессе Е.П. Ростопчиной, пишет: «в прозаически-житейском семействе Пашковых, где она воспитывалась, никто не занимался литературою. <…> Евдокия Петровна начала писать стихи скрыто от старших родных в семействе Пашковых». 

*** 

На именины и дни рождения дети всегда готовили для родителей подарки. В романе С. О. Бурачка княжна делает сюрприз своему отцу: она сшила ему галстук, рубашку, подтяжки, чулки, манишки, жилет. «Василий Иванович несколько смешался: 

— Я думал… Княжна должна своему отцу — чудесный экран… этакия вещи… их можно и купить… я было думал похвастаться гостям. — Что это вам вздумалось… чтобы нибудь изящное — бисером, шелками… 

— Я это сама выбрала, папашечка; мне хотелось похвастаться, что уже, с Божьей помощью, все сама умею делать в доме, и в состоянии помогать маменьке; но я и бисером, и шелками все делаю, только времени жаль; а иголкою труднее, и скорее понадобится». При всей дидактичности романа из этого эпизода мы можем узнать, что обычно дарили родителям изящные безделушки, что-нибудь, сделанное своими руками (рисунок, исполнение трудного музыкального произведения, рукоделие, стихотворение собственного сочинения и так далее). 

*** 

В неблагополучных семьях дети были вынуждены вырабатывать особую манеру поведения. Из различных мемуаров той эпохи мы видим, что им приходилось, подобно хорошим актерам, разыгрывать роли послушных, любящих, но главное — незаметных и тихих детей, чтобы не вышло скандала. Екатерина Сушкова писала: «С шести лет я принуждена была скрывать и часто притворяться перед отцом; он готов был бы избить до смерти мою мать, если бы подозревал, что она сберегла рубль для нашего завтрака; по суеверию игроков, он возмечтал бы, что именно этот рубль и возвратил бы все проигранное». Из воспоминаний А.П. Араповой (урожденной Ланской) нам известно, что ее дед, Николай Афанасьевич Гончаров, страдал безумными припадками гнева и дети зачастую скрывались от него за тяжелой дверью на верхнем этаже. После обеда полагалось детям быстро и незаметно покинуть комнату. Но как-то раз Наталья Николаевна не заметила, что мать уже взмахнула платком (условный знак, означавший, что обед завершен), и поздно направилась к дверям. У отца это вызвало настолько сильное раздражение, что он бросился за  ней с ножом. Девочка в последнюю минуту, буквально чудом успела влететь за спасительную дверь к братьям и сестрам. Воспоминания об этом инциденте сохранились у нее на всю жизнь. С матерью они встречались за столом, в праздничные дни изредка катались и обязательно должны были сопровождать ее на церковные службы. «В самом строгом монастыре молодых послушниц не держали в таком слепом повиновении, как сестер Гончаровых. Если случалось, что какую-либо из них призывали к Наталье Ивановне не в урочное время, то пусть даже и не чувствовала она никакой вины за собой, — сердце замирало в тревожном опасении, и прежде чем был преступлен заветный порог, рука творила крестное знамение, язык шептал псалом, поминавший царя Давида и всю кротость его».

*** 

Власть родителей была велика, уважение к ним — огромно. В законодательстве того времени нет главы о правах ребенка, даже высшего сословия. Вся забота о юном дворянине лежала на родителях; подразумевалось, что они желают чаду только добра и стремятся обеспечить ему достойное будущее. И, надо сказать, законодательно не прописанные права ребенка осуществлялись на самом деле — он воспитывался в семье (своей или приемной), получал образование, приличное его положению, не был изнурен непосильным трудом. Возможно, интересы ребенка редко учитывались при выборе будущей службы, но родители взвешенно подходили и к этому вопросу, решая его сообразно с запросами времени и общества.  

В мемуарах детей упоминали редко: считалось, что ребенку не место в среде взрослых, ведь мемуары предназначались для совершеннолетней аудитории. В XIX веке ребенок воспринимался как личность, которую необходимо воспитывать, ориентировать на идеал и до завершения образования не представлять всему обществу. Навыки жизни в социуме ребенок приобретал и практиковал в семье — в общении с другими детьми, слугами, учителями. При этом в каждой семье устанавливалась иерархия, требовавшая соблюдения некоторых правил и условий, — но, впрочем, детям, как правило, предоставлялась возможность играть, шалить и заводить знакомства.

Платье императрицы: фасоны, уловки и косметика в женской моде XVIII века

 

Взрослый ребенок все еще живет с родителями – о чем это говорит и как расставлять границы?

Современных молодых людей часто называют инфантильными, их упрекают в нежелании рано заводить семью, подниматься по карьерной лестнице, «влезать» в ипотеку – иными словами «строить дом и сажать дерево». Вместо этого многие выбирают путешествия, удобную работу на фрилансе и не обязывающие отношения. Бывает и так, что взрослые дети, не имея собственного жилья, надолго остаются жить в родительском доме, чтобы не обременять себя лишними тратами и обязанностями. Mir24.tv поговорил с психологами о том, чем чреват такой симбиоз и как правильно выставлять границы.

Озорной и простоватый ловелас Гена взялся во что бы то ни стало женить своего двоюродного брата – робкого и мечтательного Павла, который работает в женском коллективе, но в свои 40 с лишним лет все еще одинок. Весь фильм зрители переживают за мучительно смущающегося главного героя и смеются над выходками его двоюродного брата. Сможет ли Павел переступить через свою стеснительность и обрести человеческое счастье? Смотрите комедию Геральда Бежанова «Где находится нофелет?» с Владимиром Меньшовым и Александром Панкратовым-Черным в главных ролях.

Говоря о выходе в самостоятельную жизнь взрослых детей, психологи употребляют термин «сепарация», это важный этап становления личности. Одно из обозначений сепарации звучит так: «Последовательное осознание взрослеющим человеком и его родителями своей отделенности и эмоциональное переживание этого, в ходе чего формируется чувство независимости и происходит построение своей уникальной личностной идентичности каждого из участников процесса». Для того чтобы произошла эмоциональная сепарация, необходимо, чтобы произошла физическая, потому что жить по собственным правилам на территории, где к тебе привыкли относиться, как к подчиненному существу, будет сложно. Как правило, жить с родителями остаются взрослые дети, которые находятся в симбиотических отношениях с матерью, в этом случае сепарация не завершена. При этом они вовсе не обязательно инфантильны.

«Не жизнь с родителями влияет на психологическую зрелость человека, а психологически незрелый человек остается жить с родителями, – считает психолог Ольга Чебыкина. – Он застревает на одном из этапов взросления, а для того, чтобы стать зрелой личностью, надо пройти все этапы, и невозможно перескочить через какой-либо из них».

Конечно, говоря о причинах совместной жизни взрослого ребенка с родителями нельзя игнорировать тот факт, что обстоятельства бывают разными. Благодаря квартире, оставшейся от родственников, инфантильный человек вполне может жить самостоятельно, а психологически зрелый и самостоятельный человек, имеющий семью и работу, но не имеющий средств для покупки собственной жилплощади, – в родительском доме.

«Если человек инфантилен и не любит принимать взрослые решения, то, и живя самостоятельно, он устроит себе жизнь подростка под девизом «родители на даче», – говорит психолог, кандидат психологических наук Елена Шматова. – Это будет зависание в компьютерных развлечениях, бары, питание тем, что принесет «Яндекс-еда», и, конечно же, будет максимально затягиваться вопрос создания собственной семьи. Поэтому дело не в переезде, а в готовности ребенка вести самостоятельную жизнь, взрослеть».

Почему же сепарация будет происходить гораздо сложнее на родительской территории? «Во-первых, в родительской семье существует свой уклад жизни и правил. Эти правила создавались не ребенком, а взрослыми. Навык и возможность устанавливать свой порядок в доме, даже раскладывать вещи по полкам, как удобно, – это один из критериев взрослости. Во-вторых, происходит размывание личных границ. Родители привыкли заботиться о ребенке и контролировать его, а он – принимать это», – говорит практикующий психолог Софья Иванова.

Выстраивать новые, взрослые отношения с родителями надо примерно таким же образом, как это происходит в рабочем коллективе или дружеском кругу. Необходимо определить личные границы, а если кто-то пытается их нарушить – вежливо, но твердо дать отпор, научиться говорить родителям «нет». Во избежание постоянных конфликтов и попыток контроля, стоит обсудить и распределить новые реалии «общежития»: желающий получить полную самостоятельность взрослый ребенок должен взять на себя часть ответственности.

«Здесь действует принцип: есть ответственность, будут и права, власть, – объясняет Софья Иванова. – Например, обычно родители покупают еду и готовят. Девушка хочет, чтобы ее права так же ценили, как и права взрослых членов семьи. Она может предложить нести часть финансовой нагрузки, покупать еду или платить часть за аренду, коммунальные услуги. Должен быть баланс между ответственностью и властью. Если девушка ничего не вносит в семью, то она продолжает быть в статусе ребенка и новых прав не появится».

«Если по какой-то причине у вас нет возможности жить отдельно, это не значит, что можно не взрослеть и продолжать во всем слушаться маму и папу, не принимать решений и отчитываться, с кем вы собираетесь погулять и когда вернетесь домой, – подчеркивает психолог Наталия Драга. – Бывает, родители (чаще мать) не принимают тот факт, что их сын или дочь больше не ребенок, и продолжают излишне опекать. В этом случае нужно спокойно и настойчиво напоминать родителю о своем возрасте – и не только на словах, но и на деле показывать свою самостоятельность: принимать свои собственные решения и нести за них ответственность, зарабатывать деньги и гладить себе штаны».

Еще несколько советов от психологов:

  • Дайте понять родителям, что они еще достаточно молоды и у них должна быть своя личная жизнь. Всячески поддерживайте и подбадривайте их, побуждайте ходить на свидания, на дружеские посиделки, в театр, завести хобби. Когда у человека есть личная жизнь, он подсознательно «даст право» и другому человеку на личную жизнь и уже будет меньше вмешиваться в нее;
  • Ни в коем случае не поддерживайте в разговорах и действиях темы старости, немощности. Это ловушка, в которую попадают все участвующие;
  • Ведите себя как взрослый. Чем меньше детского поведения (капризов, обид), тем быстрее родители начнут воспринимать вас как взрослого и будут давать возможность строить взрослую жизнь. Чем меньше чрезмерной мнительности, страхов, ворчания от взрослого ребенка, тем меньше вероятности, что ребенок возьмет на себя роль родителя, а родители роль ребенка – такое тоже бывает.

Если сепарация все-таки произошла и человек не отселяется от родителей по материальным причинам, то в какой-то момент он может начать жить полностью самостоятельной жизнью, завести собственную семью – в современном мире эта планка отодвинулась за 30 лет. Но может быть и печальный вариант развития событий: 40-летний сидящий на шее человек, полностью неадаптированный к социуму. В результате – пьянство, депрессия, злость на родителей за то, что те вовремя не дали ему «волшебный пинок» в жизнь.

«Очень часто человек отделяется физически, а эмоционально – нет, – дополняет Софья Иванова. – Именно незаконченная сепарация может мешать построению личных отношений. Ведь в семье главным и близким человеком становится партнер, а у эмоционально не отделившихся людей это по-прежнему мама».

Автор : Мария Санникова

Консультации для детей, семей и родителей — MARI

МЕНЮ

По мере роста вашего ребенка

В Университетском центре семьи и ребенка (UCCF) мы работаем с семьями, преодолевая изменения и проблемы, которые могут возникнуть в процессе развития их ребенка.

Мы предлагаем поддержку и руководство родителям на различных этапах развития ребенка, от раннего детства до позднего подросткового возраста. Терапевты предлагают безопасную среду для детей и семей, чтобы улучшить самочувствие и поддержать настроение, поведение, социальное или академическое функционирование ребенка. Терапевты также предлагают детям развитие навыков и поддержку в том, как справляться с трудными переживаниями и справляться с ними, используя подходы, основанные на информации о развитии.

Мы призываем родителей обращаться за консультацией и лечением, если они чувствуют, что их ребенок отклоняется от пути своего развития.

Терапевты могут помочь с проблемами, связанными с:
  • Приучение к горшку
  • Процедуры отхода ко сну
  • Отношения со сверстниками и в семье
  • Переход в школу
  • Истерики
  • Чрезмерное беспокойство или замкнутое поведение
  • Изменения настроения

Эти трудности могут быть связаны с адаптацией к жизненному переходу или могут быть связаны с другими психологическими проблемами. Наши терапевты подходят к оценке и лечению с точки зрения развития и культуры. Терапевты обращают внимание на то, как их клиенты видят себя в контексте своей семьи, школы и общественной среды.

Варианты обследования и лечения для детей и родителей

Терапия может принести пользу семье во многих отношениях. Это может быть превентивным, предотвращая возникающие проблемы, которые в противном случае могут обостриться. Это может помочь семьям разработать набор инструментов для изучения новых навыков преодоления трудностей и улучшения общения. Терапия также может создать для семей основу для развития позитивных, связанных отношений друг с другом в трудные времена.

В Университетском центре ребенка и семьи (UCCF) мы предоставляем отдельным лицам, парам и семьям рекомендации, необходимые им для преодоления жизненных перемен, таких как:

  • Смерть члена семьи или близкого друга
  • Переезд
  • Брак
  • Раздельное проживание и развод
  • Принятие
  • Другие семейные стрессоры

Клиницист, назначенный для работы с семьей, сначала встретится с родителями/парой, чтобы получить представление о существующих проблемах, истории этих проблем и о том, как лучше всего подойти к решению этих проблем. Это дает клиницисту возможность адаптировать лечение в зависимости от конкретных потребностей семьи или пары.

Терапия трудных переходных периодов

Мы применяем методы лечения, основанные на доказательствах, и применяем интегративный подход к терапии, когда наши клиенты переживают трудные переходные периоды. Наши клиницисты подходят к лечению с точки зрения развития, замечая, как наши клиенты воспринимают себя внутренне и как они ведут себя в соответствии со своим семейным окружением. Некоторые из методов лечения, которые обычно используют наши врачи, включают:

  • Когнитивно-поведенческую терапию (КПТ)
  • Межличностная терапия (ИПТ)
  • Семейные системные подходы
  • Совместное решение проблем
  • Руководство для родителей
Мы стремимся помочь парам, родителям и детям приспособиться к жизненным переменам здоровым и успешным образом.

Тревога и депрессия у детей

Как и у взрослых, у детей и подростков проявляются симптомы тревоги и депрессии. Однако признаки и симптомы тревоги и депрессии у детей могут выглядеть по-разному. В Университетском центре ребенка и семьи (UCCF) мы понимаем, что когда у подростка возникают эмоциональные трудности, это влияет на всю семью.

Если вы заметили у своего ребенка признаки беспокойства или депрессии, мы рекомендуем вам сделать первый шаг к решению этих проблем, связавшись с нами для консультации.

Первоначальная комплексная оценка
Когда вы позвоните нам и сообщите о своих проблемах, мы организуем первоначальную оценочную сессию, во время которой мы проведем всестороннюю оценку проблемных областей и других способствующих факторов/стрессовых факторов, влияющих на вашего ребенка или вашу семью. Первоначальная оценка обычно занимает от трех до пяти сеансов и обычно состоит из:

  • Сеансы с терапевтом, чтобы поделиться историей вашей семьи
  • Анкеты, заполненные родителями, детьми и/или учителями
  • Консультация из внешних источников, таких как учителя вашего ребенка или лечащий врач

После оценки проводится сеанс обратной связи, на котором мы делимся нашими выводами и рекомендациями по лечению для вашего ребенка/семьи. Если лечение продолжится, наши врачи будут работать в сотрудничестве с вашей семьей, чтобы установить реалистичные, конкретные и измеримые цели лечения.

Если необходимо лечение депрессии или беспокойства, мы работаем с родителями над разработкой соответствующего возрасту плана лечения с учетом сильных сторон. Мы рекомендуем сосредоточить внимание терапии на пользе, которую она несет для всей семьи, и делать объяснения краткими и ясными. Знание того, что их родители вовлечены и уверены в лечении, поможет детям чувствовать то же самое.

Лечение тревожности

Наши врачи используют различные методы лечения, чтобы помочь семьям решить проблемы, связанные с тревожностью, одним из которых является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Исследования показали, что КПТ является эффективным методом лечения. Как правило, когнитивно-поведенческая терапия включает в себя разработку стратегий, позволяющих справляться с чувствами и мыслями и справляться с ними. Когда у ребенка возникают тревожные чувства или тревожные мысли, он будет работать с терапевтом, чтобы узнать, как изменить свое поведение и мысли, чтобы улучшить свое самочувствие.

КПТ при тревожности часто включает в себя медленное ознакомление детей с трудными для них задачами (т. е. воздействие) в качестве способа развития навыков преодоления тревожных проблем, связанных с их тревожностью. Лечение также может включать в себя изучение техник релаксации в качестве эффективного механизма выживания. Наших клиентов также учат «отвечать» своим негативным мыслям, чтобы сосредоточиться на позитивных противоположных мыслях и уменьшить тревогу.

Существует множество подходов к лечению тревоги. Наши врачи работают со своими клиентами, используя наиболее подходящие методы для достижения их целей.

Лечение депрессии

Подобно тревоге, депрессию часто лечат с помощью когнитивно-поведенческой терапии. КПТ при депрессии включает поведенческую активацию, а также выявление и изменение мыслительных ловушек для улучшения настроения.

Для подростков наши клиницисты могут использовать межличностную терапию (IPT), лечение, подтвержденное эмпирическим путем. IPT фокусируется на значимых отношениях, переходах или конфликтах, через которые проходит подросток, чтобы помочь клиенту улучшить свое настроение и функционирование.

Наши врачи используют эти методы, чтобы помочь нашим клиентам объяснить и понять факторы стресса, которые способствуют возникновению депрессии. Это помогает им индивидуализировать терапию и дает клиенту инструменты, которые можно использовать при появлении симптомов депрессии.

Наряду с КПТ и ИПТ наши врачи могут также использовать диалектическую поведенческую терапию (ДПТ) при лечении подростков с частыми изменениями настроения или нарушением регуляции. DBT помогает клиентам использовать свои мысли стратегически, используя методы осознанности при различных настроениях.

Мы даем нашим клиентам навыки, которые помогают им в повседневной жизни. Наши стратегии лечения тревожных или депрессивных чувств начинаются во время терапевтического часа, а затем забираются домой, чтобы практиковаться и использоваться дома и в школе.

Адрес клиники UMAP

Университетский центр языка и грамотности
1111 E. Catherine St.
Ann Arbor, MI 48109-2054

Права клиента и конфиденциальность
9000 9 Институт Мэри А. Рэкхем (MARI) стремится предоставлять качественные медицинские услуги, что включает в себя уважение прав пациентов на сохранение конфиденциальности их медицинской информации и обеспечение надлежащей безопасности защищенной медицинской информации (PHI). А Уведомление о соблюдении конфиденциальности (NPP) можно распечатать на английском или испанском . Клиенты также имеют право запрашивать свои записи. Чтобы узнать больше, см. страницу «Доступность и конфиденциальность MARI ».

MARI: помощь в построении полноценной жизни
(734) 615-7853

© 2016 Регенты Мичиганского университета | Институт Мэри А. Рэкхем (734) 615-7853

От родителей к детям | РСФ

Приводит ли экономическое неравенство в одном поколении к неравенству возможностей в следующем? В From Parents to Children авторитетная международная группа ученых исследует этот вопрос, используя данные из десяти стран с разным уровнем неравенства. В книге сравнивается, передают ли и каким образом ресурсы родителей преимущество их детям на разных стадиях развития, и проливает свет на структурные различия между странами, которые могут влиять на межпоколенческую мобильность.

Как и почему экономическая мобильность в одних странах выше, чем в других? Авторы обнаружили, что неравенство в навыках, связанных с мобильностью, проявляется в раннем детстве во всех исследованных странах. Брюс Брэдбери и его соавторы сосредотачиваются на готовности к обучению среди детей младшего возраста и показывают, что уже в возрасте пяти лет между детьми с низким и высоким доходом развиваются большие различия в когнитивных и других навыках, связанных с мобильностью, особенно в Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве. . Такое неравенство можно смягчить за счет инвестиций в дошкольное образование, как демонстрируют Кристель Дюма и Арно Лефранк. Они пришли к выводу, что всеобщее дошкольное образование во Франции снижает негативный эффект низкого СЭС родителей и дает детям из малообеспеченных семей больше шансов на социальную мобильность. Кэтрин Магнусон, Джейн Вальдфогель и Элизабет Уошбрук обнаружили, что разрыв в когнитивных достижениях, основанный на доходах, в Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве увеличивается по мере того, как дети достигают подросткового возраста. Роберт Хавман и его соавторы показывают, что влияние дохода родителей на результаты тестов увеличивается по мере взросления детей; и в Соединенных Штатах, и в Канаде наличие родителей с более высоким доходом повышает шансы на поступление ребенка в колледж.

Поскольку экономическое неравенство в Соединенных Штатах продолжает расти, обсуждение национальной политики должно будет касаться не только разрушительных последствий растущего неравенства в этом поколении, но и потенциальных последствий снижения мобильности от одного поколения к другому. Опираясь на беспрецедентные международные наборы данных, «От родителей к детям » представляет собой важный первый шаг.

ДЖОН ЭРМИШ — профессор семейной демографии Оксфордского университета.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts