Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. |
Педагогически трудные дети — Агрессивные дети |
Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. Количество школьников, которых выделяют как уч-ся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает. Потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют: Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка. Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно: *дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку. ; *конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей; *асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия. Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей. Социально-экономические факторы Морально-этические факторы проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности. Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация. Технология социально –педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы. Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников. В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации не используется. При работе с детьми девиантного поведения можно использовать следующие рекомендации. При взаимодействии с агрессивным ребенком
Если ребенок испытывает страхи.
Если ребенок лжет, следуйте таким правилам:
ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ.
У человека заложено два основных инстинкта: «донатас» – инстинкт стремления к смерти, «натас» — инстинкт стремления к жизни (sex). Агрессивность – врождённая черта человека, поэтому всегда будут войны. Эта теория не объясняет, почему агрессия проявляется по-разному.
Агрессия проявляется в определённых ситуациях, когда не удовлетворяется наша потребность. Не до конца объяснила, почему люди ведут себя по-разному.
Проявление агрессии связано с окружением, социумом. Этапы формирования агрессивного поведения.
Признаки агрессивного поведения.
Агрессивность – это личностная позиция, свойство личности, которая заключается в деструктивных тенденциях, в готовности и предпочтении использовать насильственные средства для реализации своих целей.
Виды агрессивной реакции (Басса, Дарки).
Различия в агрессивности мальчиков и девочек.
Детская агрессивность___________________ От рождения до одного года. Некоторые мамы говорят: «Он с самого рождения был агрессивный». Если ребёнок здоров, то причина его поведения в маме. Существует тесная психологическая связь с мамой, ребёнок реагирует на раздражение, злость. Ребёнку не комфортно, плохо с мамой. Способ выражения – крик, движение телом, кусание. Почему кусается?
Что делать?
Один год.
Ребёнку нужна любящая и заботливая мать. Формирует агрессию не шлепок по попе, данный в сердцах мамой, а её отчуждённость, холодность к нему.
Этот период остро протекает у мальчиков. Часто для того, чтобы выйти из-под опеки взрослых, они проявляют грубость.
Школьная нагрузка.
Подросток борется не против взрослых, а против своей зависимости от них. Необходимо научиться договариваться. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, УЧИТЕЛЯМИ.
Можно использовать следующие упражнения:
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
Необходимо способствовать поощрению альтернативных форм поведения, создавать атмосферу, которая бы вызвала сочувствие к чужой боли, стремиться в сложных высоко конфликтных ситуациях ослабить напряжение с помощью шутки, юмора, не давая ему вылиться во враждебные взаимоотношения с людьми.
«Крутой» = уверенное поведение + много агрессии.
«Стиральная машина», «Дождик».
«Уверенное, неуверенное, грубое поведение» |
Девиантное поведение | Блог 4brain
«Он не такой, как все», «Он немного странный», «Да он же ненормальный»! Часто ли вам приходится слышать, как окружающие навешивают ярлыки на кого-либо, чье поведение хоть чуточку отличается от того, что окружающим кажется нормой? Ключевым словом является «кажется», потому что понятие нормы для той или иной социальной среды может сильно отличаться.
Так, в среднестатистическом варианте пьянство и алкоголизм являются отклонением от нормы, а вот в компании наркоманов или алкоголиков отклонением от нормы и поводом для насмешек будет чье-либо стремление вести здоровый образ жизни, читать книги, получать образование. И здесь мы подходим к такому понятию как отклоняющееся или девиантное поведение.
Научиться общаться с представителями любой социальной группы можно на программе «Лучшие техники коммуникаций». А сохранить свою нервную систему, когда вы видите нечто такое, что отличается от привычных вам стандартов, поможет программа «Психическая саморегуляция».
Первым шагом к спокойствию является информация, потому что чем шире кругозор человека, тем спокойнее он воспринимает сам факт, что может чего-то не знать или не понимать. Это не значит, что все неизвестное или непонятное нужно с ходу одобрять – вовсе нет. Но и деструктивные эмоции вряд ли помогут делу, причем независимо от того, что вы собрались делать.
Сегодня мы попытаемся дать вам самую общую информацию о том, что такое девиантное поведение, каковы причины, формы и проявления девиантного поведения, всегда ли это однозначно плохо и что с этим делать в случае, когда это однозначно плохо.
Что такое девиантное поведение?
Начнем с небольшого исторического экскурса. Термин «девиантное поведение» происходит от слова deviation, которое в большинстве европейских языков означает «отклонение». Первым понятия «девиантности» или «девиации» ввел в научный оборот французский философ и социолог Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917).
В центре его научного внимания была тема социальной интеграции в условиях быстро меняющихся устоев общества, что в полной мере наблюдалось в Европе во второй половине 19 столетия. Знаковой стала его работа «Самоубийство: социологический этюд», впервые вышедшая в 1897 году, переведенная на многие языки мира и выдержавшая множество переизданий [Э. Дюркгейм, 1994].
В этой книге рассмотрены разные аспекты суицидального поведения как отклоняющегося от общепринятых норм и базовых инстинктов. Кроме того, Эмиль Дюркгейм использовал определение «аномия» применительно к обществу в состоянии дезорганизованности и дезориентации, когда само понятие нормы становится размытым. Вполне логично, что в этом случае определить, что же является отклонением от нормы, намного сложнее, нежели в условиях стабильности.
Так или иначе, сегодня под девиантным понимается поведение человека, которое отклоняется от общепринятых и наиболее распространенных в данном социуме в данный момент времени общественных норм. Подразумевается адаптированное к требованиям общества и ожидаемое социальное поведение, и девиантное поведение, которое отклоняется от стандарта и общественных ожиданий.
Уточнение относительно того, что в разных сообществах могут быть различные понятия нормы, мы уже сделали в начале статьи. Условно говоря, нормы поведения среди членов ученого совета университета и общества анонимных алкоголиков будут заметно отличаться.
Изменение общественных норм с течением времени, думается, каждый может увидеть сам. Достаточно сказать, что в США, считающих себя образцом демократии, до 1967 года действовал официальный запрет на межрасовые браки, а нарушение запрета каралось тюремным заключением. Интересно, что в штате Алабама этот запрет был снят лишь в 2000 году. Почитать о перипетиях борьбы американцев за право любить друг друга независимо от цвета кожи вы можете самостоятельно [B. Cabell, 1999].
Этот пример мы привели исключительно для иллюстрации того, как понятие общественной нормы может измениться всего лишь за каких-то 50 лет. То, что когда-то было уголовно наказуемым преступлением, сегодня является само собой разумеющимся правом всех и каждого, которое обсуждать и ставить под сомнение даже не приходит в голову. А если придет, тогда сомнения подобного рода могут быть трактованы как нарушение закона и дискриминация по расовому признаку.
Неизменным остается другое: нарушение устоявшихся норм ведет к санкциям со стороны общества, начиная с морального осуждения и заканчивая тюремным заключением. Другими словами, не суть важно, что подразумевается под нормой. Важно то, что за нарушение можно оказаться за решеткой. До 1967 года в США за решетку отправляли за межрасовый брак, а сейчас – за отказ регистрировать однополые браки [ВВС, 2015]. Что сделали бы в США с судьей, которому пришло бы в голову отказаться регистрировать межрасовый брак, мы даже не беремся предположить.
Неизменным остается и традиционно негативный оттенок самого понятия «девиантное поведение человека», хотя «девиантное» означает всего лишь «отклоняющееся». И отклонения, как мы уже выяснили, могут быть в любую сторону. Например, у злоупотребляющих спиртными напитками родителей может вырасти целеустремленный сын, ведущий здоровый образ жизни, желающий получить образование и профессию. Но в этом случае его ждет непонимание, а то и осуждение со стороны родственников, недоумевающих, что это за блажь такая – высшее образование.
Тем не менее следует различить положительную и отрицательную девиацию:
- К отрицательной девиации относятся любые преступления и правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция, харассмент, неэтичное поведение, проявления психических отклонений в виде суицидальных наклонностей, нанесения самоповреждений и других.
- К положительной девиации относятся самопожертвование, героизм, альтруизм, трудоголизм, обостренное чувство жалости, выдающиеся таланты и способности, одаренность и т.п.
Форматы поведения, отнесенные к положительной девиации, безусловно, являются отклонением от нормы, потому что далеко не все люди обладают какими-то явными талантами, и мало, кто способен рисковать жизнью для спасения другого человека.
Различение положительной и отрицательной девиации имеет больше познавательный, чем прикладной аспект. Предметом научного и практического исследования в абсолютном большинстве случаев является именно отрицательная девиация как представляющая наибольшую потенциальную опасность. Исходя из всего вышеизложенного, мы можем выделить основные признаки девиантного поведения в контексте негативной девиации.
Признаки негативного девиантного поведения:
- Не соответствует принятым или официально установленным в данный момент времени в конкретном социуме нормам.
- Имеет устойчивый многократно повторяющийся характер.
- Вызывает негативный отклик со стороны окружающих или так называемые «социальные санкции».
- Может быть подвергнуто принудительной коррекции со стороны государства (тюремное заключение, принудительное лечение, прочие формы изоляции).
- Наносит ущерб лицу, допускающему девиантное поведение, и/или окружающим его людям.
- Сопровождается социальной дезадаптацией.
- Может иметь медицинские, социальные или психологические причины.
И, наконец, стоит очертить возрастные границы явления. Начиная с какого возраста поведение, не соответствующее общественным нормам, можно считать девиантным? Ясно, что младенец не может вести себя в соответствии с принятыми в социуме нормами. И в принципе не может осознавать себя, свое поведение и все происходящее вокруг.
Рассматривая девиантное поведение детей, эксперты обычно сходятся во мнении, что данный термин следует относить к детям, начиная со старшего дошкольного возраста, потому что раньше они в силу объективных причин не могут в полной мере осознавать последствия своих даже самых простых повседневных действий. До 5 лет девиации в поведении детей можно считать нормой [Ю. Жохова, 2017].
Поэтому, говоря о девиациях, мы будем иметь в виду детей от 5 лет и старше, подростков и взрослых людей. Как вы уже поняли, девиантное поведение в обществе может иметь самые разные причины и самые разные проявления. Поговорим об этом подробнее.
Причины и формы девиантного поведения
В самом общем виде девиантное поведение можно поделить на две большие группы в зависимости от причин, его вызывающих. Это, во-первых, отклонения психопатического характера, вызванные явной или скрытой психопатологией. Во-вторых, это шаблон поведения, сформировавшийся под влиянием социальной среды.
Другими словами, причины девиантного поведения могут быть как медицинскими, так и социальными. Медицинские факторы являются темой отдельного исследования ввиду многообразия психических расстройств, влияющих на поведенческие характеристики человека. А вот социальные причины стоит рассмотреть более внимательно.
Разумеется, воздействие социальной среды сможет быть усилено личными психологическими особенностями человека, нюансами его характера и темперамента, когнитивных способностей и нервной системы в целом. Итак, что же влияет на формирование девиантной модели поведения?
Факторы, повышающие риск девиантного поведения:
- Влияние семьи – как неблагополучное (алкоголизм, домашнее, насилие, тяжелое материальное положение, неполная семья), так и сверхопека со стороны родителей и бабушек.
- Влияние школы – отсутствие требований и дисциплины либо обратная ситуация, когда подавляется любое проявление свободы мысли и творчества.
- Влияние «улицы» – это широкое понятие, включающее весь спектр возможностей свободного времяпрепровождения без контроля взрослых и ограничения негативных факторов.
- Влияние общества – начиная от пропаганды агрессии в мультфильмах и рекламы алкоголя по телевизору, заканчивая дезорганизованностью и дезориентацией, нечеткостью понятия нормы и критериев соответствия, что часто бывает «на сломе эпох» (как, например, было в «лихие 90-е»).
- Психическая неуравновешенность человека – даже среди полностью здоровых в психическом плане людей наблюдаются серьезные различия в проявлениях темперамента и различных сторон характера.
Само собой, это лишь предпосылки к возможным отклонениям. Известно сколько угодно много примеров, когда мальчик из бедной семьи вырастает предприимчивым бизнесменом, и еще больше примеров, когда такой ребенок «не вписывается» в поворот судьбы. Далеко не все вспыльчивые дети становятся бомжами или преступниками. Зачастую, когда переходный возраст остается позади, молодые люди успешно адаптируются в социуме.
В целом, влияние социальной среды на формирование отклонений в поведении людей стоит рассматривать на двух уровнях:
- Влияние макросреды – состояние общества, уровень экономического и культурного развития, социально-политическая обстановка и прочее.
- Влияние микросреды – семья, друзья, знакомые, ближайшее окружение, одноклассники и однокурсники, коллеги по работе.
Заметим, что сегодня существует бесчисленное множество взглядов на то, как формируется девиантное поведение у подростков. Есть и весьма нетривиальные наблюдения. Например, такие, что «школа сейчас нацелена на услуги по обучению, поэтому изъяны семейного воспитания она не корректирует и часто вообще уклоняется от воспитательной функции» [В. Грехнев, 2012]. И это тоже формирует девиантное поведение обучающихся в школе детей и подростков.
Большинство исследователей уделяет внимание, в первую очередь, именно девиантному поведению детей и подростков, потому что предпосылки к поведенческим аномалиям во взрослом возрасте всегда закладываются в детстве. Маловероятно, что человек, никогда не проявлявший в детстве склонности к отклонениям в поведении, вдруг «бросит вызов» обществу во взрослой жизни.
Главными жертвами собственного девиантного поведения становятся люди, у которых в детстве не было теплых доверительных отношений в семье. Причем не важно, по какой причине. Девианты могут выйти как из неблагополучной в материальном и социальном плане семьи, так и из богатой обеспеченной семьи, где за ребенка «расписан» каждый шаг. Тогда он либо вырастает слишком избалованным и социально дезадаптированным, либо бунтует против чрезмерной опеки, тратя все свои силы на преодоление контроля, а не на достижение собственных жизненных целей.
В целом, стоит уделить внимание разным классификациям причин девиантного поведения.
Причины девиантного поведения (по Грехневу):
- Стабильное чувство неудовлетворенности своей жизнью.
- Ощущение собственной неполноценности.
- Слабо развитые коммуникативные навыки.
- Отсутствие уважения к окружающим.
- Пассивность в отношении социально значимых ролей.
- Эгоизм и эгоцентризм.
- Стремление преуспеть и «пробиться» в жизни за чужой счет.
- Узкое мировоззрение.
Конечно, у этих явлений есть свои причины, а сами эти явления прогрессируют по мере развития и усиления проявлений девиантного поведения. Так что все вышеназванные процессы являются, если можно так сказать, «взаимообратными».
Выше мы уже сказали о том, что классификаций причин девиантного поведения достаточно много, поэтому мы рассмотрим только самые интересные [В. Кулганов, И. Кузьмичева, 2009].
Причины девиантного поведения (Кулганов-Кузьмичева):
- Психическая неуравновешенность и повышенная нервная возбудимость.
- Материальные и психологические проблемы в семье.
- Несправедливое отношение взрослых.
- Чувство зависти.
- Эмоциональные перегрузки.
- Пропаганда насилия и бездуховности в кино и на телевидении.
- Реклама табака и алкоголя.
- Слабая воспитательная работа внутри школы.
- Девиантное поведение педагога.
Отметим, что педагоги тоже люди, и они тоже могут страдать различными расстройствами поведения. Так, мы вряд ли будем считать нормальным поведение человека, который на улице кричит на прохожих, однако постоянно кричащий в школе на детей педагог никого не удивляет. То, что оценки учащихся часто зависят от материальной помощи родителей учебному заведению, уже ни для кого не секрет. А шутка про то, что сегодня гимназией становится любая школа, где трудовик и учитель физкультуры бросили пить, для многих уже и не шутка.
Конечно, такие примеры не слишком хороши для детей. Не обязательно, что все ученики такой школы станут девиантами, однако наименее устойчивые в психологическом плане школьники вполне могут пострадать. Как говорится, главная опасность для неустойчивой детской психики – это неустойчивая психика взрослых.
Можно найти и более развернутые списки причин девиантного поведения детей. Один из таких списков насчитывает 34 пункта, начиная от стремления к независимости и генетической предрасположенности, заканчивая экономической нестабильностью в государстве и чрезмерной занятостью родителей [Я. Киреева, 2020]. Показательно, что слово «школа» в этом перечне отсутствует вовсе, а педагоги могут быть виноваты разве что в избыточной авторитарности, и то лишь наравне с родителями.
Однако встречается и вполне адекватное понимание роли школы в воспитании детей. Просто потому, что в школе дети проводят минимум полдня 5-6 раз в неделю, и было бы наивно думать, что в это время они усваивают только учебные знания, а процесс социализации «заморожен». В условиях, когда образовательные заведения отдают стопроцентный приоритет учебным задачам, а воспитательный процесс держится лишь на плечах отдельных педагогов-энтузиастов, формирование девиантных форм поведения учащихся становится логичным продолжением ситуации [О. Шарыпова, 2010].
Причины девиантного поведения (по Шарыповой):
- Социально-педагогическая запущенность, когда дети усваивают сложившийся под воздействием неблагоприятных факторов негативный стереотип поведения.
- Длительный психологический дискомфорт, вызванный неблагополучием в семье, отношениях с одноклассниками и учителями, плохой успеваемостью.
- Проблемы медицинского характера, отклонения в состоянии физического и психического здоровья.
- Отсутствие условий для самовыражения, конструктивного досуга, позитивных и значимых личностных целей и планов.
- Безнадзорность и отрицательное влияние окружающей среды.
Такое разнообразие факторов, влияющих на появление отклонений в поведении, вызывает к жизни и многообразие проявлений этих отклонений. Ученые выделяют 4 основных вида отклонений в поведении от общепринятых норм [В. Грехнев, 2012].
Формы девиантного поведения (по Грехневу):
- Асоциальные – связанные с нарушением этических норм и правил поведения, принятых в социуме и отношениях между людьми (обман, сплетни, интриги и прочие проявления неэтичного поведения).
- Антидисциплинарные – связанные с нарушением установленных правил (прогулы, опоздания, нарушение внутреннего распорядка компании).
- Делинквентные – связанные с противоправными действиями (воровство, грабежи, мошенничество, физическое насилие).
- Аутодеструктивные или аутоагрессивные – связанные с разрушительным действием, направленным на самого человека (наркотики, алкоголь, суицид, самоповреждение).
Существуют и другие классификации форм девиантного поведения. Среди зарубежных классификаций наибольшим авторитетом пользуется типология форм, которую разработал американский социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003).
Типология Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Подробнее можно прочитать в его книге «Социальная теория и социальная структура» [Р. Мертон, 2006]. Мы же вкратце расскажем об основных типах девиаций, которые выделял Роберт Мертон.
Формы девиаций (по Мертону):
- Инновация – согласие с целями общества и отрицание принятых в социуме способов их достижения. Положительная девиация проявляется в виде научных открытий и технологических инноваций, отрицательная девиация может проявляться в виде создания преступных схем заработка денег.
- Ритуализм – отрицание целей общества и преувеличение значения способов их достижения. Примером может служить засилье бюрократии в государственных структурах и слишком детализованные корпоративные правила в частных фирмах.
- Ретретизм – бегство от действительности, отказ от социально одобренных целей и способов их достижения. Яркие представители этой девиации – алкоголики, наркоманы, бомжи.
- Бунт – отрицание существующих целей общества и способов их достижения с требованием замены на новые цели и новые способы их достижения. Этот вид девиации проявляется в виде массовых протестов, революций, государственных переворотов.
Как видите, Роберт Мертон не разделяет в своей типологии положительную и отрицательную девиацию, показывая, что некоторые формы могут иметь и негативные, и позитивные проявления. Например, и у жулика, и у человека, нацеленного на карьеру, сходные цели – достижение материального благополучия, однако методы существенно разнятся. Аналогичным образом можно сказать, что и создатели «финансовых пирамид», и великие ученые современности стремятся к инновациям, только результат в этих случаях выглядит по-разному.
Таким образом, девиантное поведение может не соответствовать или даже противоречить господствующим в обществе предрассудкам и представлениям о девиации как о чем-то всегда отрицательном. Впрочем, ранее мы уже говорили о том, что девиации бывают положительные и отрицательные, просто отрицательные вызывают более глубокий практический интерес ввиду потенциальной опасности.
В этом контексте становится особо актуальной профилактика девиантного поведения обучающихся в общеобразовательной школе детей и подростков. Мы помним, что истоки этой проблемы идут из детства, и школьный возраст является, пожалуй, последней серьезной возможностью внести коррективы в развитие ребенка.
Профилактика девиантного поведения
Первое и главное, с чего следует начинать работу по профилактике девиантного поведения у детей и подростков, это выбор адекватных мер воздействия. Дети разные: с кем-то будет достаточно поговорить «по душам», а кто-то просто не понимает, когда с ними разговаривают «по-хорошему», и тут без мер принудительного характера не обойтись. Иначе профилактика будет не эффективной [О. Шарыпова, 2010].
Факторы эффективной профилактики девиантного поведения:
- Выбор адекватных мер воздействия.
- Научно-методическая подготовленность процесса профилактики.
- Взаимодействие семьи, школы и прочих социальных институтов.
- Повышение квалификации педагогов, задействованных в работе с «трудными» детьми.
Как правило, понятия «трудный подросток» и «девиант» почти всегда идут рядом. Причем «трудным подростком» он считается не только потому, что с ним трудно, а и потому, что ему самому тоже трудно – трудно учиться, трудно общаться со взрослыми, трудно адаптироваться в социуме.
Меры профилактики девиантного поведения (по Шарыповой):
- Оказание помощи семьям, имеющим доход ниже прожиточного минимума и не способным самостоятельно обеспечить детей всем необходимым для учебы и разностороннего развития. Информирование таких семей относительно законодательства в этой сфере и возможностей получения помощи на государственном и муниципальном уровне.
- Помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими отклонениями, и расширение возможностей оказания такой помощи со стороны специализированных учреждений, центров медицинской и психологической адаптации, вовлечение в процесс родителей ребенка.
- Просветительская работа с родителями, ненадлежащим образом выполняющими свои родительские обязанности, применение при необходимости мер принудительного характера. Например, лечение от алкоголизма.
- Совершенствование деятельности образовательных учреждений и восстановление роли школы в деле воспитания детей, взаимодействия с семьей, повышение квалификационного и культурного уровня педагогов с тем, чтобы они могли успешно реализовывать воспитательные задачи.
- Создание условий для трудоустройства несовершеннолетних, как не желающих или не способных продолжать учебу, так и стремящихся к ранней финансовой самостоятельности.
- Доступность занятий спортом, творчеством, участия в культурных мероприятиях, интересных детям и подросткам с учетом их возраста и современной жизни.
- Развитие службы социальной защиты и помощи семьям на местах.
Для успеха профилактики девиаций важна системность и соблюдение определенных принципов работы с такими детьми [О. Раздобарова, 2011].
Основные принципы профилактики девиаций:
- Принцип предупреждения – раннее выявление «группы риска» и своевременный старт мероприятий по профилактике.
- Принцип системности и последовательности мер воздействия.
- Принцип взаимодействия учителей, школьного психолога, родителей (по возможности), врачей и социальных работников (при необходимости).
И, как мы уже писали выше, нужно выбрать адекватные меры и стратегии профилактики. На сегодняшний день существует несколько прикладных рекомендаций относительно наиболее часто встречающихся типов девиаций.
Профилактика девиаций у подростков возбудимого и злопамятного типа
Основной мерой воздействия на подростков возбудимого и злопамятного типа является беседа. В общении рекомендуется обращать их внимание на позитивные качества, которыми отличается данный тип личности. Это, в первую очередь, стремление к бережливости, аккуратности, хорошему здоровью [О. Раздобарова, 2011].
Следует пояснять, как эти качества могут способствовать их успеху и процветанию, как с их помощью получить уважение окружающих и хорошую работу в перспективе. Беседа в таком ключе может оказаться весьма эффективной, потому что эти ценности приоритетны для людей возбудимого типа.
Профилактика девиаций у подростков с неустойчивой психикой
Беседуя с подростками, обладающими недостаточно устойчивой нервной системой, нужно помнить, что им свойственно терять самообладание в конфликтных ситуациях, что со временем приводит к проблемам с законом. Таких тинейджеров следует ориентировать на избегание конфликтных ситуаций ввиду того, что держать себя в руках таким ребятам объективно трудно, а отвечать за правонарушения все равно придется [О. Раздобарова, 2011].
Если педагогическими методами не удается обуздать девиантное поведение, право педагога инициировать консультацию психотерапевта, который при необходимости назначит комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Возможно, ребенку объективно требуется медикаментозное печение, однако важно помнить, что такое заключение может делать только врач.
Профилактика девиаций у неустойчивых в поведении подростков
Тут первое и главное – это контроль за их учебой и прочей деятельностью. Беседы с такими ребятами малоэффективны, их почти невозможно в чем-либо переубедить, и остается лишь принуждать к соблюдению принятых в приличном обществе норм поведения [О. Раздобарова, 2011].
Единственный эффективный метод – это создание постоянной системы контроля за подростком. Только так можно добиться адекватного поведения. К слову, жесткие требования такими детьми воспринимаются с определенной долей спокойствия, поэтому риск «повредить психику» в данном случае минимальный.
Работа с подростками, отличающимися жаждой любой деятельности
Про таких детей обычно говорят, что у них «шило в пятой точке». Они часто становятся лидерами и организаторами, но не всегда хороших дел. Основная задача – использовать их энергию «в мирных целях» и перенаправить их активность на социально-полезные дела. Важно показать, что их полноценной самореализации поможет лишь полный отказ от противоправных действий [О. Раздобарова, 2011].
Следует учитывать, что чрезмерный эгоцентризм и жажда признания – частые черты характера таких деятельных подростков. Поэтому следует разъяснять, что жажду признания можно удовлетворить, занимаясь творчеством: пением, рисованием, танцами. Грубое давление в таких беседах мало помогает, а вот слегка преувеличить тяжесть наказания за плохое поведение вполне можно. Такие деятельные личности отнюдь не отличаются избыточной отвагой, так что страх наказания может оказаться весьма действенным.
Итак, мы рассмотрели девиантное поведение и вопросы, связанные с этим явлением. Если вам уже довелось столкнуться с людьми, которым свойственно негативное девиантное поведение, справиться с ситуацией вам помогут наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психическая саморегуляция». Мы, в свою очередь, желаем, чтобы на вашем жизненном пути встречались адекватные и приятные в общении люди, и предлагаем ответить на вопрос по теме материала:
Ключевые слова:1Коммуникации, 1Психорегуляция
Психологические отклонения среди растлителей малолетних
Психологические отклонения среди растлителей малолетних Версия PDF (10KB)
Резюме исследования
Том. 8 № 3
май 2003 г.
Вопрос
Предсказывают ли психологические отклонения рецидивизм растлителей малолетних?
Фон
Педофилы часто демонстрируют девиантное отношение и проблемы в социальном функционировании. Например, растлители малолетних нередко хронически чувствуют себя одинокими и отвергнутыми, предпочитают дружбу с детьми, а не со взрослыми, и считают, что сексуальные контакты со взрослыми не причиняют детям вреда. Однако было проведено мало исследований, изучающих, связаны ли такие характеристики с риском сексуального рецидивизма.
Метод
Психологические отклонения и статические факторы риска были оценены у 53 растлителей малолетних, направленных на программы лечения по месту жительства в Соединенном Королевстве. Статические факторы риска были оценены с использованием Static-99, проверенного инструмента оценки риска, который объединяет историю правонарушений, характеристики жертвы и демографическую информацию в общий рейтинг риска. Психологическая девиация оценивалась с помощью четырнадцати анкет самоотчетов, измеряющих эмоциональное одиночество, личный дистресс, эмоциональную идентификацию с детьми, сексуальные навязчивые идеи и девиантные установки. Педофилы были классифицированы как «низкие отклонения» или «высокие отклонения» на основе программы статистической кластеризации, которая исследовала их общий характер ответов.
Информация о рецидивах была собрана из национальной базы данных, которую ведет Новый Скотланд-Ярд.
Ответить
Через шесть лет 15% (8 из 53 мужчин) были повторно осуждены за новое сексуальное преступление. Рецидив предсказывали как по шкале Static-99, так и по психологическим отклонениям. Несмотря на то, что Статика-99 и Девиантность коррелировали друг с другом, оба фактора независимо способствовали прогнозированию сексуального рецидивизма. Статические-99 баллов, однако, были связаны с рецидивизмом только для психологически девиантной группы. Уровень рецидивизма в группе с низкой девиацией был неизменно низким (4%; 1/30), независимо от их статики-9.9 баллов. Общий уровень рецидивизма в группе с высоким уровнем девиантности составил 30% (7/23), при этом самый высокий уровень был обнаружен среди правонарушителей с высоким уровнем девиантности с высокими показателями Static-99 (46%; 6/13).
Последствия для политики
- При оценке рисков, связанных с растлителями малолетних, следует учитывать отношение правонарушителей и их социальное поведение, а также их криминальное прошлое. Правонарушители с низким психологическим отклонением могут иметь значительно более низкие показатели рецидивизма, чем показатели, прогнозируемые актуарными инструментами риска.
- Программы лечения, скорее всего, будут эффективны, если они нацелены на потенциально поддающиеся изменению эмпирически обоснованные факторы риска, такие как терпимое отношение к сексу между взрослыми и детьми, эмоциональная идентификация с детьми и сексуальные озабоченности.
- Необходимы дальнейшие исследования для выявления наилучших методов оценки криминогенных потребностей растлителей малолетних и для определения степени, в которой изменения в этих показателях связаны со снижением риска рецидивизма.
Источник
- Бич, А. , Дружба, К., Эриксон, М., и Хэнсон, Р.К. (2002). Взаимосвязь между статическими и динамическими факторами риска и повторными осуждениями в выборке британских насильников. Сексуальное насилие: журнал исследований и лечения, 14, 155-167.
Для получения дополнительной информации
Р. Карл Хэнсон, доктор философии.
Исследования исправлений
Общественная безопасность Канады
340 Laurier Ave., Запад
Оттава, Онтарио K1A 0P8
Канада
Телефон: 613-991-2840
Факс 613-990-8295
Электронная почта [email protected]
- Дата изменения:
детей-девиантов, выросших: социологическое и психиатрическое исследование социопатической личности. Ли Н. Робинс. Балтимор: Компания Уильямс и Уилкинс, 19 лет.
66. 351 с. Табл. 11,50 долларов США | Социальные силыФильтр поиска панели навигации Социальные силыЭтот выпускСоциальные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Социальные силыЭтот выпускСоциальные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Журнальная статья
Получить доступ
Дон С. Гиббонс
Дон С. Гиббонс
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Социальные силы , том 45, выпуск 3, март 1967 г., стр. 464, https://doi.org/10.1093/sf/45.3.464
Опубликовано:
01 марта 1967 г.
Фильтр поиска панели навигации Социальные силыЭтот выпускСоциальные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Социальные силыЭтот выпускСоциальные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF
Закрыть
Этот контент доступен только в формате PDF.
Copyright © 1967, University of North Carolina Press
Раздел выпуска:
Рецензии на книги
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.
Скачать все слайды
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Стоимость подписки и заказ этого журнала
Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic
Кратковременный доступ
Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.
У вас еще нет личного кабинета? регистр
Девиантные дети выросли: социологическое и психиатрическое исследование социопатической личности. Ли Н.