Деятельность как основное условие развития психики человека: Деятельность как основа, средство и условие психического развития человека. Понятие и основные признаки ведущей деятельности.

Содержание

Деятельность как основа, средство и условие психического развития человека. Понятие и основные признаки ведущей деятельности.

Современными исследованиями доказано, что психика человека – это прижизненное формирование психических функций, путем усвоения человеком социального опыта, что само по себе уже является специфической формой психического развития, свойственной лишь человеку это процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям. Развитие психики следует рассматривать «не только как рост, но и как изменение,» (С.Л.Рубинштейн, 1988). Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Для разрешения противоречий нужны более высокие уровни деятельности. В результате человек переходит на более высокую ступень деятельности, на новый уровень. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается

Л.С.Выготский различает два уровня психического — натуральные и высшие психические функции. Натуральные функции механическое запоминание), непроизвольное внимание, проявляющееся, скажем, в повороте головы к источнику громкого звука. Целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание -примеры высших психических функций. Как же возникают высшие психические функции? Основной путь — интериоризация (перенос во внутренний план, Л.С.Выготский использовал термин «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим. Высшие психические функции, пишет Л.С.Выготский, возникают в процессе сотрудничества и социального общения . Интериоризация – процесс формирования внутренних структур человеческой психики (психических процессов, сознания в целом) через освоение структур внешней практической деятельности.
Особую роль в процессах интериоризации выполняет речь, на что указывал еще Ж. Пиаже. Л. С. Выготский полагал, что речь является универсальным «психологическим орудием» и может замещать материальное орудие. Центральный момент — возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Знак вначале выступает как внешний, вспомогательный стимул. Всякая высшая психическая функция, указывает Л.С.Выготский, в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний процесс, это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому. Так, слово в развитии ребенка первоначально существует как обращенное от взрослого к ребенку, затем от ребенка ко взрослому, лишь затем ребенок обращает слово на себя, на собственную деятельность (что позволяет осуществлять ее планирование), последнее знаменует начало обращения речи в интрапсихическую форму.
Процесс формирования высшей психической функции отнюдь не мгновенен, он растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Деятельность как основа психического развития– Всякая конкретная деятельность, как процесс целенаправленных преобразований материальных и идеальных объектов, имеет свое объективное (нормативное) содержание, отраженное в ее структуре. Это содержание складывается исторически. Овладевая такой конкретной деятельностью, человек с необходимостью развивает у себя те психические процессы, которые необходимы для правильного и эффективного ее выполнения, которые обеспечивают реализацию соответствующей структуры деятельности.
Деятельность как средство психического развития
– положение, которое раскрывает процесс психического развития ребенка со стороны организации взрослым совместной с ребенком деятельности, в которой происходит «передача» ребенку ее объективного содержания. «Передача» деятельности ребенку включает в себя формирование всех ее компонентов, но процессы формирования потребностномотивационной, (смысловой), и действенно-операционной, («технической») сторон деятельности подчиняются разным закономерностям, которые взрослый должен знать и правильно использовать. Тогда можно будет сказать, что взрослому удалось использовать деятельность как средство психического развития ребенка. Деятельность как условие психического развития – положение, которое раскрывает процесс психического развития человека со стороны его собственной активности в осуществлении и овладении деятельностью. От степени включенности в деятельность, в конечном счете, зависит то, насколько возникающие в ней противоречия будут действительно субъективно значимыми и смогут вызвать скачок в психическом развитии.
Таким образом, ведущая деятельность
— это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития. А.Н. Леонтьев углубил идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности охарактеризовал механизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н. Леонтьева, проявляется в том, что в ходе развития прежнее место, занимаемое человеком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить. Возникает открытое противоречие между образом жизни человека и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни.
В работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. было показано, что в основе познавательного развития ребенка, в основе развития его личности лежит непосредственная практическая деятельность
. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития ребенка не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.

Тема 20. Психическое развитие человека

Понятие о развитии психики

Развитие психики – это процесс накопления количественных и качественных изменений психики, обусловливающих формирование и функционирование личности. Исследователями выработано две основных подхода к пониманию данного процесса.

Представители первого утверждают, что психическое развитие носит непрерывный характер, т.е. не останавливается, не ускоряется и не замедляется. поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один его этап от другого, не существует. Однако большинство исследователей являются сторонниками второго подхода: они убеждены, что развитие дискретно (носит прерывистый характер). начавшись еще до рождения ребенка, оно разворачивается и продолжается неравномерно (то ускоряется, то замедляется). Это даёт основания для выделения стадий или этапов развития, качественно отличающихся друг от друга. Все люди независимо от индивидуальных особенностей проходят каждую стадию развития.

Источники и механизмы психического развития

Источниками психического развития личности являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.

Ведущая деятельность – это, деятельность, которая преимущественно определяет психическое развитие ребенка в определенный период его жизни. Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Ведущими в разные периоды могут быть игра (дошкольное детство), учеба (младший школьный возраст), общение (подростковый возраст), труд (юношеский возраст). Определенному возрасту могут быть присущи и две ведущих деятельности. Пример. Младший школьный возраст: учебная и игровая деятельность.

Благодаря ведущей деятельности достигаются наибольшие результаты в развитии познавательных процессов, происходит формирование психологических (психических) новообразований. п

сихологические новообразования – качественные особенности психики, которые впервые появляются в определенный возрастной период и определяют сознание человека, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Пример. дошкольный возраст: формируются общие (вербальные, креативные и т.п.) и специальные (музыкальные, художественные, танцевальные и т. п.) способности.

Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности. К типам общения относятся межличностный, межгрупповой, личностно-групповой и т.п. Пример.

Противоречия, возникающие в процессе психического развития, могут приводить к кризисам развития (возрастным кризисам). Кризисы развития — это относительно непродолжительные периоды, которые характеризуются резкими психическими изменениями. Они необходимы для нормального, поступательного развития личности. Форма, длительность и острота протекания кризисов существенно отличаются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, условий его воспитания, типа семьи, общества и пр. Примеры. кризис трех лет; кризис младшего школьного возраста, кризис подросткового возраста.

Механизмы развития

Главные механизмы развития – это интериоризация и екстериоризация. Процесс превращения внешних, практических действий во внутренние, умственные, называется интериоризацией (лат. interior — внутренний). Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.

Важнейшим средством интериоризации является

слово, которое выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей. Овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Усваивая слова, человек фактически усваивает опыт человечества. Таким образом, внутреннюю, психическую деятельность можно рассматривать как результат интериоризации внешней, предметной деятельности. С другой стороны, внешнюю, предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности. Примеры.

Закономерности психического развития

К основным закономерностям психического развития человека относятся:

1. Неравномерность развития. Данная закономерность проявляется в следующем.

А. Развитие отдельных психических процессов и функций происходит неравномерно. Пример. у одних людей в детском возрасте музыкальные и хореографические способности развиваются значительно быстрее, чем у других (явление «вундеркиндов»). Однако нет никаких гарантий, что и в дальнейшем эта тенденция сохранится. по данным психологов, примерно 75% «вундеркиндов» во взрослой жизни не становятся выдающимися мастерами своего дела.

Б. На разных этапах возрастного развития одни свойства личности выступают как ведущие, другие развиваются менее интенсивно. Пример. в юношеском возрасте наиболее активно развивается память, что позволяет человеку именно в этот период успешно овладевать знаниями и навыками в различных областях науки, искусства, техники и пр.

В. Существуют наиболее благоприятные возрастные периоды для развития определенных психических функций. Их называют сензитивними периодами или периодами повышенной возрастной чувствительности. Пример. для развития музыкальных способностей это дошкольное детство, речи – возраст от 1 года до 8-9 лет. Если сензитивный период не использовать должным образом, развитие соответствующего свойства либо замедляется, либо становится невозможным. Пример. «дети-маугли», у которых пропущен ряд сензитивних периодов, не могут приспособиться к человеческому обществу.

2. Интеграция психики. В основе развития психики лежит повторяемость определенных ситуативных состояний (тревога, агрессия, радость). Закрепляясь в памяти, они постепенно переходят в устойчивые свойства личности. Пример. повторяемость переживания радости приводит к формированию оптимизма как черты характера.

3. Пластичность психики и возможность компенсации одних свойств другими. Если определенные психические функции и свойства развиты недостаточно или отсутствуют, они могут компенсироваться развитием других. Пример. на фоне ослабленного зрения может развиваться повышенная чувствительность к музыкальным звукам.

Факторы психического развития

Развитие психики предполагает наличие биологических предпосылок (задатков), лежащих в основе возникновения, развития и функционирования психических свойств. Развитие личности происходит под воздействием двух основных факторов: природного и социального.

Природный фактор психического развития (наследственность). В качестве источника насле́дственности (способности организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству) выступает генетический аппарат человека. В свою очередь, характер общения, учебы, воспитания и трудовой деятельности детерминированы принадлежностью человека к определенной нации, обществу, культуре.

Становление человеческого организма происходит по определенной программе, заданной в генотипе (совокупности генов). Генотип определяет тип анатомо-физиологической структуры человеческого организма, его морфологические и физиологические признаки, строение нервной системы, принадлежность к определенному полу, характер физического созревания и пр.

Однако, конечный результат, достигаемый на каждом этапе индивидуального развития человека, изначально в генотипе не заложен. Существенное влияние на него оказывают различные условия психического развития: развитие и функционирование мозга, общение со взрослыми как носителями социального опыта, активность самого индивида и пр.

Социальный фактор психического развития – это совокупность элементов социальной среды, с которыми индивид взаимодействует в ходе становления личности. в зависимости от степени контакта с индивидом социальная среда делится на микросоциум — близкое окружение ребенка (семья, друзья, школьные и внешкольные малые группы, педагоги) и макросоциум — широкое общественное окружение, которое влияет на развитие личности через СМИ, Интернет и т. п.

Влияние социального фактора на развитие личности происходит не прямо, непосредственно, а через внутренние условия. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и новые психологические образования, возникающие к его концу, получило название социальной ситуации развития. Это специфическая для каждого возраста, система отношений ребенка с окружающим миром, которая изменяется при переходе от одного возрастного этапа к другому.

единица анализа социальной ситуации развития – переживание. Переживание показывает, как в данный момент среда влияет на развитие личности ребенка. Из-за различия переживаний у разных детей одна и та же жизненная ситуация может по-разному сказываться на их развитиии. пример. Отношение разных детей к школьным отметкам.

Развитие и обучение

Развитие ребенка тесно связано с процессом его обучения. Обучением называется деятельность учителя по передаче учащимся знаний и жизненного опыта, формированию у них умений и навыков. В психологической науке сложились два основных подхода к проблеме соотношения развития и обучения. Первый разработал Ж.Пиаже. Этот ученый считал, что развитие происходит как бы «само по себе», а учеба лишь «приспосабливается» к нему.

Автором второго был Л.С.Выготский. Он утверждал, что ведущая роль принадлежит обучению, которое «ведет за собой» развитие. Психическое развитие ребенка, по Выготскому, осуществляется в сотрудничестве со взрослыми, которые передают ребенку знания о предметах и способах их примененения в обществе, то есть обучают его.

Выготский выдвинул идею об «уровне актуального и зоне ближайшего развития ребенка». Он считал, что состояние умственного развития можно определить по двум уровням. Первый – уровень актуального развития (умственные задания, которые ребенок может выполнить самостоятельно), второй – зона ближайшего развития (задания, которые он может выполнить с помощью взрослого).

Выготский установил, что развитие ребенка, проходит через зону ближайшего развития и только потом переходит на уровень актуального. В школе ребенок учится тому, что может сделать в сотрудничестве с учителем, под его руководством, при этом главной формой обучения является подражание. Поэтому зона ближайшего развития является определяющей: то, что ребенок сегодня может сделать сотрудничая со взрослыми, завтра сумеет сделать и самостоятельно, а следовательно, перейдет на уровень актуального развития. Пример.

Выготский обосновал возможность и необходимость развивающего обучения, главная цель которого – не передача знаний в готовом виде, а психическое развитие ребенка в процессе их приобретения. Пример.

Движущие силы психического развития

Под движущими силами развития личности понимают собственные потребности ребенка, его мотивацию, внешние стимулы его деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые перед ребенком в процессе обучения и воспитания, а также противоречия между внешними условиями психического развития личности и ее потребностями, интересами, целями.

в разном возрасте эти противоречия могут иметь разное содержание, формы проявления и способы преодоления. На начальных этапах жизни они могут не осознаваться, но в последующем фиксируются самосознанием и переживаются личностью как недовольство собой, стремление к самоусовершенствованию.

Виды противоречий, возникающих в процессе психического развития ребенка:

1. Между психологическими потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения. Пример.

2. Между новыми физическими и духовными возможностями ребенка и существующим отношением к ней со стороны взрослых. Пример.

3. Между требованиями со стороны общества, взрослых и уровнем психического развития ребенка. Пример.

4. Между требованиями взрослых и желаниями ребенка. Пример.

5. Между знаниями и поступками, сознанием и поведением ребенка. Пример.

Противоречия возникают при переходе человека от одного возрастного периода к другому и проявляются в форме негативизма, конфликтов со взрослыми и сверстниками, противодействия их требованиям и пр. Успешное преодоление противоречий помогает личности подняться на новый уровень развития, если же этого не происходит, в личностном развитии могут возникать серьезные трудности и проблемы.

Возрастные изменения психики

Психическое развитие человека проявляется в возрастных изменениях психики и поведения. Данные изменения могут быть:

1. Эволюционными (сравнительно медленными и постепенными). Пример. развитие интеллекта в школьные годы.

2. Революционными (быстрыми, занимающими короткий промежуток времени). Пример. Изменения в периоды психологических кризисов.

3. Ситуационными (связанными с изменяющимися обстоятельствами). Пример. развитие музыкального или хореографического мастерства под воздействием интенсивной тренировки. Если человек перестает тренироваться, уровень мастерства падает.

Эволюционные и революционные изменения являются постоянными и необратимыми, ситуативные – нуждаются в закреплении.

П.Я. Гальперина «Развитие психической деятельности человека: лекции по педагогической психологии»

Перейти к основному содержанию

Скачать книгу PDF

Скачать книгу в формате EPUB

П.Ю. Гальперина «Развитие психической деятельности человека»

Скачать книгу PDF

Скачать книгу в формате EPUB

Авторы:

  • Ирина Энгенесс ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5948-4992 0
  1. Ирина Энгенесс
    1. Педагогический факультет, Университетский колледж Остфолд, Халден, Норвегия

    Посмотреть публикации автора

    Вы также можете искать этого автора в пабмед Google Scholar

  • Представляет исследование П. Гальперина о развитии мыслительной деятельности человека и педагогическую теорию

  • Включает оригинальный текст «Лекций по психологии» П. Гальперина

  • Излагает основные идеи Гальперина в свете актуальных проблем образовательных исследований и практики

  • Представляет преемственность исследований Выготского, Леонтьева, Гальперина и Давыдова

Часть серии книг: Культурная психология образования (CPED, том 14)

  • 13 тыс. обращений

  • 8 Цитаты

  • 1 Альтметрика

Секции

  • Содержание
  • Об этой книге
  • Ключевые слова
  • Авторы и организации
  • Об авторе
  • Библиографическая информация
‘) var head = document. getElementsByTagName(«head»)[0] var script = document.createElement(«сценарий») script.type = «текст/javascript» script.src = «https://buy.springer.com/assets/js/buybox-bundle-a3cdb49e59.js» script.id = «ecommerce-scripts-» ​​+ метка времени head.appendChild (скрипт) var buybox = document.querySelector(«[data-id=id_»+ метка времени +»]»).parentNode var сейчас = новая дата().getTime() вар начало = 1650956400000 вар конец = 1652338800000 var isMeasuringTime = сейчас > начать && сейчас -1 ;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.опция покупки»)).forEach(функция (опция, индекс) { var toggle = option.querySelector(priceNS + «.buying-option-price») var form = option.querySelector(«.форма-варианта-покупки») var priceInfo = option. querySelector(priceNS + «.price-info») если (allOptionsInitiallyCollapsed || узкаяBuyboxArea && индекс > 0) { toggle.setAttribute («ария-расширенная», «ложь») form.hidden = «скрытый» priceInfo.hidden = «скрытый» } еще { переключить.щелчок() } }) } начальное состояниеОткрыть() если (window.buyboxInitialized) вернуть window.buyboxInitialized = истина initKeyControls() если (window.fetch && isMeasuringTime) { var свернутый = buybox.querySelector(«.buying-option.expanded») === ноль var metricsAppendix = «» metricsAppendix += «&discount=» + (buybox.querySelector(«. Цена-кампания-покупки-варианта»).className.indexOf(«со скидкой») !== -1).toString() metricsAppendix += «&metricsGroup=» + кампанияPricesMetricsGroup metricsAppendix += «&collapsed=» +collapsed.toString() window.fetch(«https://test-buckets.springer.com/log?v3&time=» + сейчас + приложение metrics) .затем (функция (разрешение) { вернуть рез.текст() }) .поймать (функция () { }) } })()

Содержание (8 глав)

Искать в книге
  1. Front Matter

    Страницы i-lx

    PDF

  2. Развитие умственных действий и ориентировочная основа действий

    • Ирина Энгенесс

    Страницы 1-17Открытый доступ

    PDF

  3. Фазы развития умственных действий

    • Ирина Энгенесс

    Страницы 19-31Открытый доступ

    PDF

  4. The Phases of the Development of the Action»> Условия развития свойств действия. Фазы развития действия

    • Ирина Энгенесс

    Страницы 33-46Открытый доступ

    PDF

  5. Процесс интернализации. Теоретические и практические последствия изучения фаз развития умственных действий

    • Ирина Энгенесс

    Страницы 47-63Открытый доступ

    PDF

  6. Психологические основы формирования идеальных действий и представлений

    • Ирина Энгенесс

    Страницы 65-74Открытый доступ

    PDF

  7. Развитие сенсорных образов

    • Ирина Энгенесс

    Страницы 75-83Открытый доступ

    PDF

  8. Развитие физических действий

    • Ирина Энгенесс

    Страницы 85-95Открытый доступ

    PDF

  9. Психологические основания процесса автоматизации

    • Ирина Энгенесс

    Страницы 97-103Открытый доступ

    PDF

  10. Back Matter

    Страницы 105-126

    PDF

Наверх

Об этой книге

Эта книга открытого доступа знакомит с наследием Петра Гальперина более широкую аудиторию исследователей, педагогов и психологов. Предыдущие переводы работы Гальперина представляют лишь некоторые аспекты его концептуального мышления; однако его главный вклад в общую, генетическую и педагогическую психологию как своеобразный целостный и системный подход к изучению психологических явлений и процессов, механизмов их формирования и развития до сих пор малоизвестен в большинстве стран мира.

Восемь лекций, отобранных для книги, переведены с русского языка впервые и относятся к «Учению о формировании психической деятельности человека» из сборника «Лекции по психологии» Гальперина (Гальперин, 2002). В этих восьми лекциях представлены центральные идеи педагогической теории Гальперина, они концептуализируют подход «обучение для обучения» и доказывают, как процесс преподавания и обучения может способствовать развитию высших психических функций у учащихся и, следовательно, способствовать развитию учащихся как учащихся. Эти идеи могут иметь первостепенное значение для специалистов-практиков в области образования и исследователей, заинтересованных в развивающем обучении и подходе к обучению, учитывая текущую обеспокоенность образовательной практики тем, что школы изо всех сил пытаются подготовить учащихся к взрослой жизни, и необходимость развивать способность к обучению на протяжении всей жизни у учащихся 21-го века. век.

Наверх

Ключевые слова

  • Гальперин Лекции по психологии
  • П.Ю. Гальперин
  • Петр Гальперин
  • Культурно-историческая теория
  • Социокультурная теория
  • Обучение и развитие
  • Научиться учиться
  • Преподавание и обучение
  • Выготский 900 20
  • Леонтьев
  • Давыдов
  • Развитие психической деятельности человека
  • Открытый доступ
  • обучение и инструктаж

Наверх

Авторы и организации

Наверх

Об авторе

Ирина Энгенесс — адъюнкт-профессор ИКТ в образовании педагогического факультета Университетского колледжа Остфолд в Норвегии. Она написала об обучении и преподавании с помощью цифровых технологий, педагогической теории Льва Выготского и Пиорта Гальперина. Ее исследовательские интересы включают сложность обучения и преподавания с использованием цифровых технологий, а также то, как цифровые и другие ресурсы могут повысить способность учащихся учиться учиться.

 

Наверх

Наверх

Скачать книгу PDF

Скачать книгу в формате EPUB

‘) var head = document.getElementsByTagName(«head»)[0] var script = document.createElement(«сценарий») script.type = «текст/javascript» script.src = «https://buy.springer.com/assets/js/buybox-bundle-a3cdb49e59.js» script.id = «ecommerce-scripts-» ​​+ метка времени head.appendChild (скрипт) var buybox = document.querySelector(«[data-id=id_»+ метка времени +»]»).parentNode var сейчас = новая дата().getTime() вар начало = 1650956400000 вар конец = 1652338800000 var isMeasuringTime = сейчас > начать && сейчас -1 ;[]. slice.call(buybox.querySelectorAll(«.опция покупки»)).forEach(функция (опция, индекс) { var toggle = option.querySelector(priceNS + «.buying-option-price») var form = option.querySelector(«.форма-варианта-покупки») var priceInfo = option.querySelector(priceNS + «.price-info») если (allOptionsInitiallyCollapsed || узкаяBuyboxArea && индекс > 0) { toggle.setAttribute («ария-расширенная», «ложь») form.hidden = «скрытый» priceInfo.hidden = «скрытый» } еще { переключить.щелчок() } }) } начальное состояниеОткрыть() если (window.buyboxInitialized) вернуть window.buyboxInitialized = истина initKeyControls() если (window. fetch && isMeasuringTime) { var свернутый = buybox.querySelector(«.buying-option.expanded») === ноль var metricsAppendix = «» metricsAppendix += «&discount=» + (buybox.querySelector(«.Цена-кампания-покупки-варианта»).className.indexOf(«со скидкой») !== -1).toString() metricsAppendix += «&metricsGroup=» + кампанияPricesMetricsGroup metricsAppendix += «&collapsed=» +collapsed.toString() window.fetch(«https://test-buckets.springer.com/log?v3&time=» + сейчас + приложение metrics) .затем (функция (разрешение) { вернуть рез.текст() }) .поймать (функция () { }) } })()

Передовая статья: Влияние музыки на развитие и благополучие человека

Музыка является одним из наиболее универсальных способов выражения и общения для человечества и присутствует в повседневной жизни людей всех возрастов и представителей всех культур по всему миру. (Мехр и др., 2019). Следовательно, кажется более уместным говорить о музыке (во множественном числе), а не в единственном числе (Goble, 2015). Кроме того, исследования антропологов, а также этномузыкологов показывают, что музыка была характеристикой человеческого состояния на протяжении тысячелетий (ср. Blacking, 19).76; Браун, 1999; Митен, 2005 г.; Диссанаяке, 2012 г.; Хайэм и др., 2012; Крест, 2016). Тем не менее, хотя потенциал музыкального поведения является характеристикой всех людей, его реализация определяется окружающей средой и опытом отдельных людей, часто внутри групп (North and Hargreaves, 2008; Welch and McPherson, 2018). Прослушивание музыки, пение, игра (неформально, формально), творчество (исследование, сочинение, импровизация), индивидуально или коллективно, являются обычными занятиями для подавляющего большинства людей. Музыка сама по себе представляет собой приятное занятие, но ее влияние выходит за рамки простого развлечения.

Эти виды деятельности не только позволяют выражать личные внутренние состояния и чувства, но также могут оказывать положительное влияние на тех, кто ими занимается. Растет объем эмпирических и экспериментальных исследований, касающихся более широких преимуществ музыкальной деятельности, а исследования в области наук, связанных с музыкой, предполагают, что существует множество измерений человеческой жизни, включая физическое, социальное, образовательное, психологическое (когнитивное и эмоциональное) — на что может положительно повлиять успешное занятие музыкой (Biasutti and Concina, 2013). Обучение в музыке и через нее может произойти формально (например, в рамках структурированных уроков в школе), а также в неформальных ситуациях, таких как дома с семьей и друзьями, часто непоследовательно и не обязательно преднамеренно, и где участие в изучение музыки является добровольным, а не обязательным, например, в условиях сообщества (см. Green, 2002; Folkestad, 2006; Saether, 2016; Welch and McPherson, 2018).

Такие преимущества проявляются на протяжении всей жизни, включая раннее детство (Gerry et al., 2012; Williams et al., 2015; Linnavalli et al. , 2018), подростковый возраст (McFerran et al., 2018) и пожилой возраст ( Линдблад и де Бойсе, 2020 г.). В этих перспективах продолжительности жизни исследования вклада музыки в здоровье и благополучие свидетельствуют о физическом и психологическом воздействии (MacDonald et al., 2013; Fancourt and Finn, 2019).; ван ден Эльзен и др., 2019). О преимуществах также сообщается с точки зрения результатов обучения молодых людей (Guhn et al., 2019), а успешная музыкальная деятельность может усилить чувство социальной включенности человека (Welch et al., 2014) и социальную сплоченность (Elvers et al., 2017). ).

В этом специальном выпуске собрана 21 новая исследовательская статья, которые углубляют и развивают наше понимание способов и средств положительного влияния музыки на развитие и благополучие человека. Сборник основан на работах 88 исследователей из 17 разных стран мира, и каждая статья предлагает иллюстрацию того, как музыка может быть связана с другими важными аспектами человеческого функционирования. Кроме того, статьи коллективно иллюстрируют широкий спектр современных исследовательских подходов. Они свидетельствуют о том, что различные исследовательские цели, касающиеся более широких преимуществ музыки, требуют чувствительных и соответствующих методологий.

В отношении детского и подросткового возраста, например, Putkinen et al. продемонстрировать, как музыкальное обучение, вероятно, будет способствовать улучшению кодирования звука у детей в возрасте от 9 до 15 лет и, таким образом, будет связано с навыками чтения. Отдельное финское исследование Saarikallio et al. предоставляет доказательства того, как прослушивание музыки влияет на воспринимаемое подростками чувство свободы действий и эмоциональное благополучие, демонстрируя при этом, как это влияние особенно зависит от контекста и индивидуальности. Аспекты психического здоровья находятся в центре внимания австралийского исследования Stewart et al. молодых людей со склонностью к депрессии. В статье исследуется, как, несмотря на существующую литературу о положительном использовании музыки для регуляции настроения, прослушивание музыки может быть обоюдоострым и может фактически поддерживать или усиливать негативное настроение.

Португальское исследование Martins et al. смещает центр внимания с умственных на физические преимущества в своем исследовании того, как изучение музыки может способствовать развитию координации у детей. Они предоставляют эмпирические данные о том, как устойчивая 24-недельная программа музыкального образования на основе Орфа, которая включала игру на простых настроенных ударных инструментах, значительно улучшила ловкость рук и бимануальную координацию у участников 8-летних детей по сравнению с их активным контролем. (спорт) и пассивный контроль сверстников. Связанное исследование, проведенное Loui et al. в США дает представление о неврологическом воздействии постоянной практики игры на музыкальных инструментах. Восьмилетние дети, играющие на одном или нескольких музыкальных инструментах не менее 0,5 часа в неделю, имели более высокие оценки вербальных и интеллектуальных способностей, что коррелировало с более выраженными измеримыми связями между отдельными областями мозга, связанными как со слухо-моторной, так и со слуховой активностью. двухполушарная связь.

Младшие дети дошкольного возраста также могут получить пользу от музыкальных занятий, при этом сообщается об ассоциации между неформальным музыкальным опытом дома и конкретными аспектами языкового развития. Исследование Politimou et al., проведенное под руководством Великобритании. обнаружили, что восприятие и воспроизведение ритма были лучшими предикторами фонологической осведомленности маленьких детей, в то время как восприятие мелодии было лучшим предиктором усвоения грамматики — новая ассоциация, ранее не наблюдавшаяся в исследованиях развития. В другом дошкольном исследовании Barrett et al. исследовал убеждения и ценности австралийских специалистов по дошкольному воспитанию и уходу в отношении ценности музыки в обучении маленьких детей. Несмотря на ограниченную формальную квалификацию и опыт личного обучения музыке, практикующие в целом, как правило, положительно относились к музыке, хотя это и было предвзятым отношением к музыке как к развлекательному и забавному занятию, с ограниченной поддержкой идеи о том, как музыка может использоваться для поддержки более широких аспекты обучения и развития детей.

Занятие музыкой для поддержки положительного чувства личной свободы действий является неотъемлемой чертой нескольких статей в сборнике. Помимо упомянутого выше исследования группы Saarikallio, Moors et al. представляют собой новый пример того, как участие в коллективном битбоксе может улучшить жизнь пациентов с раком горла в Великобритании, перенесших ларингэктомию, как с точки зрения поддержки их голосовой реабилитации и ларингеальной фонации, так и с точки зрения чувства социальной включенности пациентов и эмоционального состояния. благополучие.

Одна из возможных причин этих положительных результатов рассматривается в австралийском исследовании Krause et al. Они применяют призму теории самоопределения для изучения музыкального участия и благополучия в большой группе от 17 до 85 лет. . Респонденты онлайн-анкеты указали на важность активного создания музыки в своей жизни для удовлетворения трех основных психологических потребностей, включая чувство компетентности, родственности и автономии.

Использование публичного исполнения в музыкальной терапии является предметом исследования, проведенного в США Vaudreuil et al. относительно социальной трансформации и реинтеграции военнослужащих США. Сообщается о двух примерах тематических исследований военнослужащих, которые проходили музыкальную терапию в рамках лечения посттравматического стрессового расстройства, черепно-мозговой травмы и других психологических проблем со здоровьем. Участники писали, учили и совершенствовали песни в течение нескольких сеансов музыкальной терапии, а также создавали вступления к песням, чтобы поделиться ими со зрителями. Последующие интервью дают положительные доказательства благотворного психологического воздействия этой программы музыкальной деятельности, ориентированной на аудиторию.

Соответственно, McFerran et al. в Австралии изучали, как музыка и травма освещаются в избранной литературе по музыкальной терапии за последние 10 лет. Критический интерпретационный синтез 36 связанных статей позволил команде определить четыре различных способа полезного использования музыки для поддержки тех, кто пережил травму. Эти подходы охватывают использование музыки для стабилизации (модулирование физиологических процессов) и увлечения (синхронизация музыки и движения), а также для выразительных и перформативных целей — формирования эмоционального и социального благополучия.

Терапевтический потенциал музыки также исследуется в подробном тематическом исследовании, проведенном Fachner et al. Их исследование сосредоточено на природе критических моментов во время сеанса управляемого воображения и музыки между музыкальным терапевтом и клиентом, и свидетельствует о том, как эти моменты относятся к основной неврологической функции в механике музыкальной терапии.

На другом конце возрастного диапазона, также связанном с терапией, австралийское исследование Brancatisano et al. сообщает о новом Music, Mind, and Movement 9Программа 0276 для людей старше 80 лет с деменцией легкой и средней степени тяжести. Участники, участвовавшие в программе, как правило, демонстрировали улучшение аспектов познания, особенно беглости речи и внимания. Точно так же Уилсон и Макдональд сообщают о 10-недельной групповой музыкальной программе для молодых шотландцев с трудностями в обучении. Данные исследования показывают, что участникам понравилась программа, и они, как правило, продолжали участие, а преимущества проявлялись в повышении социальной активности, взаимодействия и общения.

Роль технологий в облегчении доступа к музыке и поддержке чувства самостоятельности у пожилых людей находится в центре внимания крупного обзора литературы, проведенного Creech, который в настоящее время базируется в Канаде. Хотя это относительно малоизученная область, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что пожилые люди, даже со сложными потребностями, способны взаимодействовать с технологиями и использовать их различными способами, которые поддерживают их музыкальное восприятие, обучение и участие, а также более широкое качество. жизни.

Связанное с особыми потребностями детей, общее поведение детей также может улучшиться с помощью музыки, как, например, в инновационной школьной интенсивной трехмесячной оркестровой программе в Италии для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Фазано и др. сообщают, что программа была особенно полезна для снижения гиперактивности, невнимательности и импульсивности, а также для усиления тормозного контроля. Эти преимущества согласуются с результатами исследований, касающихся успешного музыкального образования с конкретными случаями молодых людей с СДВГ, чье поведение характеризуется теми же разрушительными симптомами (гиперактивность, невнимательность и импульсивность).

О внемузыкальных льготах также сообщается в исследовании студентов колледжей (бакалавров и магистров) и музыкантов-любителей в рамках совместного швейцарско-британского исследования. Антонини Филипп и др. предполагают, что, хотя создание музыки может обеспечить некоторые защитные эффекты для здоровья, существует необходимость в повышении осведомленности о здоровье и пропаганде среди учащихся, занимающихся музыкой. По сравнению с музыкантами-любителями студенты музыкальных колледжей более негативно оценивали свое общее качество жизни, общее и физическое здоровье, а девушки — психологическое. Несколько парадоксально, но студенты колледжа, принимавшие участие в оцениваемых выступлениях, сообщали о более высоких оценках психологического здоровья. Это могло быть связано с тем, что эта подгруппа была немного старше и опытнее музыкантов.

Музыка часто сопровождает физические упражнения в спортзале, парке или на улице. Никол и др. в Юго-Восточной Азии изучают потенциальные физические преимущества синхронных упражнений под музыку, особенно в жарких и влажных условиях. В их рандомизированном перекрестном исследовании (2019 г.) сообщается, что «время до истощения» в условиях синхронной музыки было на 2/3 больше, чем в условиях без музыки для тех же участников. Кроме того, воспринимаемая нагрузка была значительно ниже, в среднем на 22% во время синхронного состояния.

Сравнения между музыкой и спортом часто встречаются в существующей исследовательской литературе Frontiers, касающейся производительности и группового поведения. Наша новая коллекция содержит вклад в эту литературу в исследовании Habe et al. Авторы исследовали элитных музыкантов и лучших спортсменов в Словении с точки зрения их восприятия потока в исполнении и удовлетворенности жизнью. Анализ данных анкеты позволяет предположить, что опыт потока, по-видимому, влияет на удовлетворенность жизнью у этих высокофункциональных людей, хотя и с некоторыми вариациями, связанными с дисциплиной, полом участников и учетом командной или индивидуальной работы.

Более формальная связь между музыкой и движением находится в центре исследовательского тематического исследования Cirelli и Trehub. Они исследовали танцевальные, моторно-сложные реакции 19-месячного младенца на знакомые и незнакомые песни, воспроизводимые с разной скоростью. Движения были быстрее для более знакомых предметов в их исходном темпе. Ребенок наблюдался ранее как движущийся к музыке в возрасте 6 месяцев.

Наконец, новое британское исследование Waddington-Jones et al. оценивали влияние двух профессиональных композиторов, которым по отдельности было поручено провести 4-месячную программу группового сочинения музыки в двух отдельных и разнообразных общественных условиях — один с хоровым коллективом, а другой в жилом доме, оба финансировались как часть музыкальная программа для Города культуры Халл в 2017 году. Помимо двух композиторов, участниками были пожилые люди, а к жилой группе присоединились школьники из местной начальной школы для совместной работы над финальным выступлением. Качественный анализ данных свидетельствует о многомерных психологических преимуществах, возникающих в результате успешной групповой деятельности по созданию музыки.

Таким образом, эти исследования показывают, что участие в музыкальной деятельности может оказывать положительное влияние на здоровье и благополучие различными способами и в различных контекстах на протяжении всей жизни. Музыкальная деятельность, направленная на слушание, творческая или воссоздающая, индивидуальная или коллективная, обладает потенциалом терапевтического, развивающего, обогащающего и образовательного характера, с оговоркой, что такой музыкальный опыт воспринимается как занимательный, значимый. и успешным для тех, кто участвует.

В совокупности эти исследования также отмечают разнообразие способов восприятия музыки. При чтении статей может возникнуть вопрос о том, считается ли какой-либо конкретный тип музыкального опыта более полезным по сравнению с другим. Ответ, по крайней мере частично, заключается в том, что эмпирические данные свидетельствуют о том, что музыкальная вовлеченность проявляется в бесчисленных формах более или менее открытой деятельности, охватывающей обучение, исполнение, сочинение и импровизацию, а также слушание и оценку. Кроме того, учитывая многомерную неврологическую обработку музыкального опыта, кажется разумным предположить, что, возможно, именно уровень эмоциональной вовлеченности в деятельность определяет степень ее здоровья и эффективности благополучия в такой же степени, как и явные музыкальные особенности деятельности. И в этом есть возможности для дальнейших исследований!

Вклад автора

Редакционная статья была подготовлена ​​GW и одобрена соредакторами темы. Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в Edited Collection и одобрили эту редакционную статью для публикации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Благодарности

Мы очень благодарны всем авторам и их участникам за их позитивное участие в этой теме исследования Frontiers, а также персоналу Frontiers за их приверженность и поддержку в публикации этой темы в печати.

Ссылки

Биасутти, М., и Кончина, Э. (2013). «Музыкальное образование и передача знаний», в Музыка: социальные последствия, польза для здоровья и перспективы , редакторы П. Саймон и Т. Сабо (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Nova Science Publishers, Inc Series: Fine Arts, Music and Literature) , 149–166.

Google Scholar

Блэкинг, Дж. (1976). Насколько музыкален человек? Лондон: Фабер и Фабер.

Google Scholar

Браун, С. (1999). «Музыкальная» модель эволюции музыки», в The Origins of Music , редакторы Н. Л. Валлин, Б. Меркер и С. Браун (Кембридж: The MIT Press), 271–301. doi: 10.7551/mitpress/5190.003.0022

CrossRef Full Text

Cross, I. (2016). «Природа музыки и ее эволюция», в Oxford Handbook of Music Psychology , редакторы С. Халлам, И. Кросс и М. Таут (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета), 3–18. doi: 10.1093/oxfordhb/9780198722946.013.5

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Диссанаяке, Э. (2012). Самые ранние рассказы были музыкальными. Рез. Стад. Музыкальное образование. 34, 3–14. doi: 10.1177/1321103X12448148

CrossRef Full Text | Google Scholar

Элверс П., Фишингер Т. и Стеффенс Дж. (2017). Прослушивание музыки как самосовершенствование: влияние усиливающей музыки на сиюминутную явную и неявную самооценку. Псих. Музыка 46, 307–325. doi: 10.1177/0305735617707354

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Фанкур Д. и Финн С. (2019). Каковы данные о роли искусства в улучшении здоровья и благополучия? Предварительный обзор . Копенгаген: Всемирная организация здравоохранения.

Google Scholar

Фолкестад, Г. (2006). Формальные и неформальные учебные ситуации или практики против формальных и неформальных способов обучения. руб. J. Музыкальное образование. 23, 135–145. doi: 10.1017/S0265051706006887

CrossRef Full Text | Google Scholar

Джерри Д., Унрау А. и Трейнор Л. Дж. (2012). Активные музыкальные занятия в младенчестве способствуют музыкальному, коммуникативному и социальному развитию. Дев. науч. 15, 398–407. doi: 10.1111/j.1467-7687.2012.01142.x

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Гобл, Дж. С. (2015). Музыка или музыка?: важное дело. Акт. крит. Теор. Музыкальное образование. 14, 27–42. Доступно в Интернете по адресу: http://act.maydaygroup.org/articles/Goble14_3.pdf

Google Scholar

Green, L. (2002). Как учатся популярные музыканты. Олдершот: Ashgate Press.

Google Scholar

Ган М., Эмерсон С. Д. и Гузуазис П. (2019). Анализ на уровне населения ассоциаций между участием в школьной музыке и успеваемостью. Дж. Образование. Психол. 112, 308–328. doi: 10.1037/edu0000376

Полный текст CrossRef | Академия Google

Хайам, Т. , Базелл, Л., Якоби, Р., Вуд, Р., Рэмси, С.Б., и Конард, Нью-Джерси (2012). Тестирование моделей для начала ориньяка и появления изобразительного искусства и музыки: радиоуглеродная хронология Гейсенклэстерле. Дж. Гум. Эвол. 62, 664-676. doi: 10.1016/j.jhevol.2012.03.003

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Линдблад, К., и де Бойсе, С. (2020). Музыкальная вовлеченность и субъективное благополучие мужчин третьего возраста. Nordic J. Music Therapy 29, 20–38. doi: 10.1080/08098131.2019.1646791

CrossRef Full Text | Google Scholar

Линнавалли Т., Путкинен В., Липсанен Дж., Хуотилайнен М. и Терваниеми М. (2018). Музыкальная школа способствует развитию языковых навыков у детей. науч. Респ. 8:8767. doi: 10.1038/s41598-018-27126-5

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Макдональд Р., Кройц Г. и Митчелл Л. (ред.), (2013). Музыка, здоровье и благополучие. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. doi: 10.1093/acprof:oso/9780199586974.001.0001

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Макферран К.С., Хенсе К., Койке А. и Риквуд Д. (2018). Преднамеренное использование музыки для уменьшения психологического стресса у подростков, обращающихся за первичной психиатрической помощью. клин. Детская психология. Психиатрия 23, 567–581. doi: 10.1177/1359104518767231

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Мехр А., Сингх М., Нокс Д., Кеттер Д. М., Пикенс-Джонс Д., Этвуд С. и др. (2019). Универсальность и разнообразие в человеческой песне. Наука 366:eaax0868. doi: 10.1126/science.aax0868

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Митен С. (ред.). (2005). Творчество в эволюции человека и предыстории . Лондон: Рутледж. doi: 10.4324/9780203978627

CrossRef Полный текст | Google Scholar

North, AC, and Hargreaves, DJ (2008). Социальная и прикладная психология музыки . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. дои: 10.1093/acprof:oso/9780198567424.001.0001

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Саэтер, М. (2016). Музыка в неформальных и формальных учебных ситуациях в ECEC. Скандинавское дошкольное образование. Рез. Дж. 13, 1–13. doi: 10.7577/nbf.1656

Полный текст CrossRef | Google Scholar

ван ден Эльзен Н., Даман В., Дайкерс М., Отте К., Вейнховен Э., Тиммерман Х. и др. (2019). Сила музыки: повышение мышечной силы у пожилых людей. Здравоохранение 7:82. doi: 10.3390/healthcare7030082

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Уэлч Г.Ф. и Макферсон Г.Э. (ред.). (2018). «Комментарий: Музыкальное образование и роль музыки в жизни людей», в Музыка и музыкальное образование в жизни людей: Оксфордский справочник по музыкальному образованию (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Oxford University Press), 3–18. doi: 10.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts