3.6. Деятельность. Философия в схемах и комментариях
3.6. Деятельность
Отражение действительности в сознании как бы переходит в деятельность, завершается в ней. В этом проявляется единство сознания и деятельности.
Деятельность – это способ существования человека. Но не все действия, процессы в человеке относятся к деятельности. Человек дышит, ест и т. п. – здесь он ничем не отличается от действий животных. Простуженный человек кашляет, во сне человек храпит и т. п. – эти действия не относятся к философской категории деятельности. Человеческая деятельность отличается своим целенаправленным характером. Деятельность человека, с одной стороны, подчиняется естественным законам, а с другой – определенным целям, которые человек сам себе устанавливает.
Действию человека предшествует целеполагание – формирование образа того, что может осуществиться в результате действия. Прежде чем что-нибудь делать, человек представляет, каков будет результат деятельности, представляет себе определенную последовательность действий, которая может привести к реализации цели.
Целенаправленная деятельность отличается от инстинктивной. Последняя осуществляется без предварительного представления о цели, плана (метода, способа) действий, идет по генетически сложившейся программе на основе неосознанного отражения. Именно таковы действия животных. В этой связи Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально»[10]. Животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек своей деятельностью преобразует ее, создает «вторую природу», искусственную среду.
Именно целенаправленность отличает деятельность человека от процессов, происходящих в природе. Целенаправленность и отражение взаимосвязаны. В основе целенаправленной деятельности лежит отражение действительности, ее законов; знание их дает возможность достижения цели. Вместе с тем, само отражение стимулируется целенаправленной деятельностью. Интересен тот факт, что эмоциональная активация является необходимой (хотя и недостаточной) для продуктивной отражательной деятельности. Вспомним известный тезис о том, что без человеческих эмоций не может быть искания истины.
Структура деятельности может быть представлена следующим образом.
• Субъект деятельности: отдельный индивид, социальная группа.
• Объект деятельности.
• Цель – модель того, что может быть в результате деятельности.
• Способ (метод) деятельности.
• Акты деятельности – отдельные действия.
• Средства деятельности – совокупность материальных (или идеальных) орудий деятельности.
• Результат (продукт) деятельности.
Достижение цели предполагает волю, которая ориентирует на достижение цели, преодоление возникающих препятствий. Здесь нужно отметить, что в общем случае нет полного совпадения целей и результатов действий. Деятельность обычно приводит к двум результатам: прямым, которые соответствуют сознательно поставленной цели, и побочным, которые заранее не предвидели и даже не осознавали. Побочные результаты иногда могут быть не только неожиданными, но и нежелательными.
Деятельность может быть репродуктивной, воспроизводящей уже известное, существующее, и творческой, создающей новое, социально значимое. В сознании могут формироваться образы, в известном смысле опережающие действительность. На основе отражения возможностей, тенденций действительности человек обладает способностью предвидения и соответствующей организации своей деятельности.
В целом активность сознания характеризуется целенаправленностью, воображением, генерированием новых идей, управлением деятельностью.
Деятельность людей весьма разнообразна. Сегодня нет единой, общепризнанной классификации видов деятельности. Если подойти к вычленению и классификации ее видов с точки зрения развития отдельного человека, то можно исходить из следующих соображений.
Первый вид деятельности, ведущий в раннем детском возрасте, – игровая деятельность. Она имеет большое значение, в играх дети познают действительность, осваивают нормы поведения, развивают физические и умственные способности. Игровая деятельность сопровождает человека всю его жизнь, являясь важным элементом проведения досуга.
Второй вид деятельности – учебная деятельность. В учебе приобретаются знания, умения, навыки для всей будущей жизни. Человек готовится для самостоятельной жизни. Учеба не кончается в юношеском возрасте; человек учится всю жизнь.
Третья, главная форма деятельности – трудовая деятельность. Она направлена на создание продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей. Труд здесь понимается в широком смысле слова, включая в себя как физический, так и умственный труд.
Основная форма трудовой деятельности – производство материальных благ. Цели, которые люди ставят перед собой в процессе производства, определяются материальными потребностями. Достичь цели, которые человек ставит перед собой, нельзя, оставаясь в сфере разума. От того, что человек поставил ту или иную цель, само собою ничего не делается. Чтобы внести изменения в действительность, достичь цели, нужно воздействовать на окружающий мир материальными средствами, практически.
Практика – это чувственная, предметная, материальная деятельность людей, посредством которой они целенаправленно преобразуют окружающий природный и социальный мир. Практика – это не всякое движение, действие, усилие, а сознательная деятельность с представлением о цели, условиях, средствах, направленных на объект практики. В практике – синтез предметной деятельности с творческой природой сознания.
Практика включает в себя три основные вида деятельности: материально-производственную, научно-экспериментальную и общественно-политическую.
Практический процесс включает в себя три составляющих: целеполагание, материально-физиологическую и орудийную деятельность. Цель – предпосылка материально-практического акта деятельности. Переход от цели к объективному результату начинается с приведения в действие тех или иных органов тела (прежде всего мускулатуры) и завершается использованием материальных орудийных средств.
По мере технического прогресса происходят изменения как в физиологическом, так и в орудийном моменте практики. Все более важным становится состояние нервной системы, и в то же время развивается орудийная обеспеченность практики. В известном смысле человек – продукт своей собственной трудовой практической деятельности. Изменяя мир, человек изменяет себя как в материальном, так и в духовном отношении.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
3.6. Деятельность
3.6. Деятельность Отражение действительности в сознании как бы переходит в деятельность, завершается в ней. В этом проявляется единство сознания и деятельности.Деятельность – это способ существования человека. Но не все действия, процессы в человеке относятся к
Деятельность и знание
Деятельность и знание В педагогике существует больная и, если вдуматься, странная проблема, формулируемая обыкновенно как проблема «применения знаний в жизни, в практике». Факт есть факт — то и дело оказывается, что выпускник школы (как средней, так и высшей) становится в
Дирижерская деятельность
Дирижерская деятельность Р. К. Какими произведениями других композиторов вы дирижировали в гастрольных поездках?И. С. Список невелик и, боюсь, ни о чем не говорит, так как он не дает никаких указаний на направленность или вкус. Концертные организации обычно давали заявки
Религиозная деятельность
Религиозная деятельность 1. Возможность реального отношения к божеству. — В мире я нахожусь в реальном отношении к вещам и людям. Бог — сокровенен. Размышление о нем, с тем чтобы затем догматически разворачивать это размышление в познание Бога, не ведет меня к нему. Скорее
Внутренняя деятельность
Внутренняя деятельность Я не могу действовать, не воздействуя на себя самого. Я не только набрасываю возможности деятельности в мире во внутренних пробах и планах, но, наблюдая за ними, замечаю свои побуждения, отношусь к ним, утверждая и усиливая или отвергая и тормозя.
Деятельность в мире
Деятельность в мире Мир как порожденный людьми мир есть равным образом и хаос беспорядочно кружащегося движения индивидов, и слаженность человеческого порядка. Мировое существование, пребывающее в совершенном разладе с собой, в котором разве только герой способен был
Рефлексия и деятельность
Рефлексия и деятельность Остаётся ещё показать, что проблема рефлексии тесно связана с двумя уже выделенными подходами к описанию науки. Мы можем описывать её как традицию, или, точнее, как множество традиций, а можем – как деятельность. Но последнее описание есть не что
Изобретательская деятельность
Изобретательская деятельность Путём изобретательской деятельности на основании научных знаний и технических изобретений заново создаются новые принципы действия, способы реализации этих принципов, конструкции технических систем или отдельных их компонентов.
Системотехническая деятельность
Системотехническая деятельность Во второй половине ХХ века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т. п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система),
ТАЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТАЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Гермес, как мы помним, был единственным олимпийцем-мужчиной, который мог свободно путешествовать по Подземному миру [45]. Это Гермес Подземный. Подобным же образом живут разведчики и шпионы, любые люди «под прикрытием». То, что скрыто от глаз и
2. Жизнь и деятельность
2. Жизнь и деятельность Греки времен Гераклита и всего классического периода не писали биографий видных людей. Впоследствии же, когда эллинистические ученые — Деметрий Фалерский (ок. IV–III вв.) и в особенности Эратосфен Киренский (ок. 275–195), а также Аполлодор Афинский (ок.
Жизнь и деятельность
Жизнь и деятельность Мухаммед родился в 570 г. в городе Мекке. Его родители принадлежали к племени курайшитов, которое было хранителем главного мекканского святилища Каабы (буквально «куб»), каменного внутри полого здания, (в настоящее время его высота 15 м, а основание 12х
ЗАМЕЩАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗАМЕЩАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Замещающая деятельность, иногда называемая «симптомом подмены», является самой важной составляющей в поведении человека.К примеру, многие люди, утверждающие, что не интересуются метафизикой, часто болезненно реагируют даже на малейшее
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Было раннее утро; радостные птицы создавали невероятными шум. Солнце только что коснулось верхушек деревьев; пучки света еще не проникли в глубокую тень. Змея проползла по лужайке, после нее остался длинный узкий след из капель росы. Небо еще
Эксплуатация и деятельность
Эксплуатация и деятельность Это было рано утром, и веселые птицы создавали ужасную шумиху. Солнце едва касалось вершин деревьев, и в глубокой тени еще не проникало никаких лучей света. Змея, должно быть, недавно пересекла лужайку, так как образовалась длинная, узкая
Понятие деятельность. Деятельный подход в психологии
Итак,
пусковым моментом движения отечественной
психологии на качественно новый уровень
стали резко возросшие потребности практики
в данных о психике человека (характеристиках
психики, психической деятельности, психической
регуляции поведения), которые могли бы
учитываться как человеческий фактор
в организации деятельностной сферы общества. Естественно, что наиболее остро эти потребности
проявились в сфере производства, где
процесс автоматизации и комплексной
механизации мог успешно осуществляться
лишь при всестороннем учете человеческого
фактора не только на этапе эксплуатации,
но и на этапе проектирования технических
устройств. Иными словами, психология
была востребована системой производительных
сил общества применительно к одному из
своих главных элементов – технике.
2.Деятельность, ее характеристики. Деятельность и развитие психики человека.
Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, в процессе которого активно формируются психические образы действительности, реализуются и развиваются потребности, ценности и отношения человека, осуществляется целенаправленное преобразование предметного окружения [5;38].
В более узком смысле, это направленная на определенные аспекты окружающей действительности (ее предметы и отношения), организованная и социально-детерминированная активность отдельного или совокупного субъекта (коллектива), предполагающая создание социально значимого (идеального или материального) продукта и образующая единую систему действий и операций, которые поэтапно разворачиваются во времени с заданной последовательностью.
Деятельность — предмет изучения ряда научных дисциплин: философии, социологии (теории социального действия), физиологии и др. Понимание деятельности как сложной системы, в которой формируются сознание и личность на всех этапах развития, является принципиально важным и основополагающим для отечественной психологии. В ней вся психологическая проблематика предстает в ее деятельностном измерении.
Следует отметить, что категория деятельности всесторонне разрабатывалась в немецкой идеалистической философии, однако для российской психологической науки советского периода наибольшее значение приобрели идеи К. Маркса, который акцентировал, прежде всего, общественно исторический характер деятельности.
В трудах отечественных психологов сама психика человека трактовалась как специфическая и наиболее высоко организованная деятельность, включающая всю совокупность взаимообусловленных сенсорных, перцептивных, мыслительных и пр. действий и операций (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и др.).
Деятельность
это способ существования человека
и его развития. Человеческая деятельность
в отличие от других живых существ
это осознанная, целенаправленная и
социальная активность, но включающая
биологические реакции, неосознаваемые
действия. В деятельности человека проявляется
его сущность, которая развивается посредством
деятельности. Главное назначение деятельности
— обеспечение существования человека,
удовлетворением его потребностей, развитием
способностей. В процессе деятельности
человек (субъект) противостоит какому-то
фрагменту объективного мира (предмету)
как материалу, из которого получается
необходимый человеку продукт. Существует
много видов деятельности, я выделю две:
практическая и духовная. Практическая
деятельность (практика) – это материальное,
чувственно-предметное освоение и преобразование
природы или общества.
Духовная деятельность связана с освоением
и преобразованием внешнего мира лишь
в сознании человека. Духовную деятельность
можно понять на основе анализа практической
деятельности. С одной стороны рассматривая
её как регулятор и программу практической
деятельности, с другой стороны – как
результат развития последней.
Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.
Другая характеристика — ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают его в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации. В ходе ее формируются психологические новации (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.). Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к этим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент ее совершения.
Человеческая деятельность
♦ верхний уровень: особые виды деятельности;
♦ действий;
♦ операций;
♦ самый низкий — психофизиологических функций.
Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания как постановку цели, и в то же время это и акт поведения, который реализуется внешним образом в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достичь поставленной цели с учетом внешних условий.
В современной психологии так определяется деятельность – это специфическая активность человека, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определённой потребности, мотива.
3. Структура деятельности: мотив, действие, цель.
Согласно современным взглядам, под деятельностью может подразумеваться не только преобразование внешнего предметного мира, но и преобразовательная активность внутреннего плана, например, рефлексия или «деятельность переживания» (активное преодоление жизненного кризиса, «работа горя»), способствующая глубинным внутриличностным трансформациям (Ф.Е. Василюк).
Согласно
С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется
своим внешним объектом, но не напрямую,
а через ее внутренние закономерности:
внешние обусловливающие
Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цели и путей ее достижения, предвидение результата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в человеческом смысле слова; в этом случае можно лишь констатировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями.
Деятельность носит опосредованный характер, т.е. в значительной степени определяется целями и требованиями общества, в котором мы живем. Как специфическая форма активности она характеризуется: целенаправленностью, осознанностью, структурностью.
Выделяются два основных плана психологического анализа деятельности (предметно-действенный) и внутренний (собственно психологический). Внешняя характеристика деятельности предполагает оперирование понятиями «субъект» и «объект», «условия» и «средства» и т.д. Внутренняя характеристика описывает побуждающие ее мотивы, цели и способы планирования и формы регуляции [3;168].
Выделяются три основных принципа психологического анализа деятельности:
- Генетический – деятельность рассматривается с точки зрения ее происхождения, и исходной формой любой человеческой деятельности признается социально обусловленная совместная деятельность, в ходе которой происходит интериоризация – переход внешних по форме действий во внутреннюю сферу личности.
- Структурно-функциональный — анализируется строение деятельности и выделяются ее структурные единицы, содержащие в себе основные свойства, присущие целому.
- Динамический – выявляются механизмы поэтапного развития и усложнения деятельности, возникновение новых ее форм, обеспечение устойчивости и надситуативного характера деятельности.
Психологический анализ деятельности, в том числе психической, позволяет классифицировать ее с точки зрения структурных элементов, динамических аспектов, характера выполняемых функций, качественных особенностей получаемых результатов.
В структуре деятельности психологи выделяют следующие элементы: цель, мотивы и действия. Иногда выделяют еще операцию и результат. Цель – сознательно представленный запланированный результат, достижению которого она служит. Возникающий психический образ, выступает, как осознанная цель деятельности. Именно осознание цели отличает деятельность человека от его обычной активности.
Мотив – то, что побуждает человека к деятельности и придает ей осмысленность. Мотивы и цели могут как совпадать, так и не совпадать [1;195].
Действия – единица анализа
деятельности, относительно завершенный
его элемент, направленный на
достижение определенной
Согласно
структурно-морфологической
Различают действия:
- моторные (двигательные), функция которых заключается в непосредственной реализации программ поведения и деятельности;
- сенсорные и перцептивные (чувственные), обеспечивающие ориентировку субъекта в окружающей среде и контроль осуществляемой деятельности;
- центральные (мыслительные), выполняющие организующую и регулирующую функции.
Существует другой подход к структуре деятельности, в котором выделяются внешние и внутренние компоненты. Внутренние – психические процессы и состояния, сопровождающие деятельность. Внешние – разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности: навыки (способ выполнения деятельности, ставший в результате их выполнения автоматическим), умения (способ осознанно выполнять определенные действия). Например, по мере развития личности ребенка, например с 1 г. до 3 л., осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Так, происходит в этот период развитие речи, формирование навыков самообслуживания, формирование Я-концепции человека.
Отечественные ученые (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), в результате многолетних исследований пришли к заключению, что на основе внешних (материальных) действий путем их последовательных преобразований и сокращений формируются внутренние (идеальные) действия, свернутые и совершаемые в умственном плане. Последние обеспечивают произвольную саморегуляцию субъекта и контроль за осуществлением основной деятельности.
Общее строение или макроструктура деятельности включает следующие уровни:
- уровень психофизиологических функций;
- уровень операций;
- уровень действий;
4)
уровень особых видов
Уровни 1—3 охватывают преимущественно операционально-технические элементы деятельности, тогда как на четвертом уровне деятельность разворачивается в ее личностной проблематике, актуализируются проблемы индивидуального стиля и личностного смысла.
Кроме того, в функциональной структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, и цели, как ее прогнозируемые результаты.
Различаются такие формы деятельности, как:
Сила отношения — Фокус 3
Когда мы говорим о факторе R, мы говорим о том, как вы реагируете на любое событие, чтобы получить лучший результат. Хорошо это или плохо, но ваше отношение влияет на вашу работу и вашу реакцию.
Ваше отношение сильно влияет на то, как вы ведете людей. Это влияет на то, как вы продаете и как вы обслуживаете клиентов. Ваше отношение напрямую влияет на то, как вы общаетесь и сотрудничаете с другими, как вы вносите свой вклад в культуру вашей рабочей среды и как вы выполняете свои повседневные задачи и обязанности. В конечном счете, ваше отношение определяет ваш успех и ваше счастье. При прочих равных побеждает человек с лучшим отношением. При прочих равных условиях обычно побеждает человек с лучшим отношением. К сожалению, многие люди цепляются за убеждения и взгляды, которые ограничивают, а не расширяют их возможности.
Реальность такова, что вы сами определяете свое отношение. Ваше отношение — одна из немногих вещей в жизни, над которыми у вас есть полный контроль. Гарвардский психолог Уильямс Джеймс: «Величайшее открытие моего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив свое мышление». Если вы хотите работать наилучшим образом, и если вы хотите максимизировать свое счастье и удовлетворение, тогда вы должны взять под контроль определяющую жизнь силу своего отношения. Пожалуйста, поймите: развитие и поддержание позитивного отношения — это не просто быстродействующая мотивационная техника. Это дисциплинированный навык, который необходимо практиковать и изучать.
Что такое отношение?
Отношение — это то, как ты смотришь на жизнь. Это то, как вы выбираете видеть и реагировать на события, ситуации, людей и себя. Ваше отношение — это не то, что случается с вами. Вы выбираете свое отношение. Ваше отношение создается вашими мыслями, и вы выбираете свои мысли. Вы являетесь архитектором своего настроения. Вы сами решаете, как вы будете воспринимать и обрабатывать события жизни и работы. Вы принимаете решение, является ли ваше мышление положительным или отрицательным. Если вы хотите чувствовать себя лучше, вы должны думать лучше. Чтобы быть позитивным в том, что вы чувствуете, необходимо быть дисциплинированным в том, как вы думаете.
Производительность начинается внутри вас. Ваш разум обладает огромной силой. Действительно, ваш разум — ваш самый важный ресурс производительности. То, как вы видите и реагируете на события жизни и работы, зависит от вашего образа мыслей и моделей мышления. Поэтому важным ключом к успеху является тренировка своего ума и его разумное использование.
E + R = O
Событие + Реакция = Результат
Отличительной чертой стабильно успешных людей является их способность сохранять позитивный и активный настрой. Успешные люди думают иначе, чем обычные люди. Успешные люди добиваются лучших результатов, потому что их R-фактор основан на позитивном и активном мышлении. Их ум не загроможден и не отвлечен пессимизмом, негативностью или цинизмом; в результате они могут сосредоточить всю свою умственную энергию на поиске решений, принятии эффективных мер и обучении тому, как стать лучше.
Что такое негативное отношение?
Негативное отношение является результатом негативного мышления. Это отсутствие умственной дисциплины. Он сосредотачивается на проблеме и перестает искать решения или возможности. Негативное отношение может выжить только на постоянной диете негативного мышления и негативного внутреннего диалога. Негативное отношение вызывает привыкание и влияет на вас и окружающих вас людей. Негативное отношение влияет на вас физически. Человек с негативным настроем почти всегда проигрывает человеку с позитивным настроем. К сожалению, многие люди с негативным отношением застряли в петле гибели, потому что они негативно относятся к улучшению своего отношения. Это не лучшее место!
Что такое позитивный настрой?
Позитивный настрой — это результат дисциплинированного и осознанного взгляда на жизнь, мышления и реакции на нее. Это умственная дисциплина. Это сделано намеренно. Это психологическая стойкость. Позитивный настрой не наивен и не приукрашивает проблемы. Скорее, он видит и признает проблемы, а затем сосредотачивается на поиске решений и возможностей. Он ищет возможность внутри проблемы. Позитивное отношение вызывает привыкание и влияет на вас и окружающих вас людей. Позитивное отношение влияет на вас физически. Человек с позитивным настроем почти всегда превосходит человека с негативным настроем.
Дисциплинированное мышление
Чтобы иметь позитивный и активный настрой, вы должны быть дисциплинированными и обдуманно относиться к тому, как вы видите и думаете о событиях, ситуациях, людях и себе. То, как вы думаете, влияет на то, как вы себя чувствуете; поэтому сознательное управление тем, как вы воспринимаете и обрабатываете события, необходимо для позитивного отношения.
Ключевым элементом умственной дисциплины является внимание к разговору с самим собой и контроль над ним. Разговор с самим собой — это то, что вы говорите себе о ситуациях, с которыми сталкиваетесь. Это то, как вы решаете интерпретировать и объяснять события, которые вы переживаете.
Управление своим внутренним диалогом имеет решающее значение, потому что слова несут мысли, а мысли создают чувства.
Вот как это работает: Ваше отношение начинается с того, на чем вы решили сосредоточиться, и слов, которые вы используете, чтобы выразить свое внимание. Человек с негативным мышлением по умолчанию сосредоточится на ситуации и скажет что-то вроде: «Это глупая идея. Это никогда не сработает».
Человек с дисциплинированным позитивным мышлением посмотрит на ту же ситуацию и скажет что-то вроде: «Это идея. Я не уверен, что это сработает, но давайте изучим это дальше и выясним». Внимательно отметьте разницу в языке между этими двумя образами мышления.
Образ мышления по умолчанию использует такие фразы, как «никогда» и «всегда». Дисциплинированный способ мышления использует такие слова, как «возможно», «может быть» и «исследовать». Поскольку отношение так быстро реагирует на язык, отрицательные слова вызывают отрицательные чувства, а положительные слова вызывают положительные чувства.
Управляйте своей концентрацией внимания
То, как вы думаете, определяет то, что вы чувствуете. Столкнувшись с трудной или разочаровывающей ситуацией, вы можете сосредоточиться на проблеме, вести негативный внутренний диалог и сосредоточить свою эмоциональную энергию на беспокойстве и жалобах; или вы можете признать, что это сложно, дисциплинировать себя, чтобы видеть общую картину, участвовать в продуктивном разговоре с самим собой и сосредоточить свою эмоциональную энергию на поиске решения или преодолении трудностей.
Обратите внимание (это важно), что позитивный настрой не игнорирует проблемы. Он не замалчивает сложные вопросы и не игнорирует сложные вопросы.
На самом деле позитивный настрой видит ситуацию более точно и тщательно, потому что он не фиксирует негативные аспекты ситуации.
Негативное отношение имеет тенденцию быть узким, ограничивающим и жестким. Как только негативное отношение находит то, что ищет (а оно почти всегда находит), оно перестает искать и перестает думать. С другой стороны, позитивный настрой, как правило, дает большую перспективу и понимание, потому что он остается полностью вовлеченным в поиск решения.
Если вы считаете, что управление внутренними мыслями для создания позитивного, активного отношения — это просто разрекламированная мотивационная техника, рассмотрите исследования, подтверждающие эффективность и силу этой умственной дисциплины. Работы Мартина Селигмана (см. его книгу «Обученный оптимизм») и Михая Чиксентмихайи (см. его книгу «Поток: психология оптимального опыта») — хорошие справочные материалы для начала. Вот снимок того, что Чиксентмихайи обнаружил в своих исследованиях:
«Как мы относимся к себе, какую радость мы получаем от жизни,
в конечном итоге напрямую зависит от того, как разум фильтрует и интерпретирует повседневный опыт.
Человек может сделать себя счастливым или несчастным, независимо от того, что на самом деле происходит «снаружи», просто изменив содержание сознания. Самые успешные и самые счастливые люди — это те, кто научился брать на себя ответственность за то, что происходит в уме».
Простые упражнения для улучшения отношения…
- Осознавайте свое отношение. Не позволяйте этому случиться. Обратите на это внимание.
- Переориентируйтесь, переформулируйте и реагируйте , когда ваше отношение становится импульсивным или негативным.
- Помните о вещах, которые вызывают у вас деструктивное отношение. Предвидеть. Планируйте заранее.
- Управляйте своими внутренними историями и сценариями. Овладейте искусством продуктивного разговора с самим собой. Ваш язык помогает или вредит? Вы разговариваете с собой больше, чем с любым другим человеком в своей жизни. Стань хорошим в этом.
- При возникновении проблемы подтвердите ее. Затем немедленно сосредоточьтесь на поиске решений и возможностей для действий. Немедленно.
- Безжалостно исключите BCD из своей жизни: обвинение, жалобы, оборона.
- Выключите телевизор. Инвестируйте в себя. Не тратьте свое время, наблюдая за жизнью других людей.
- Начинайте каждый день со времени размышлений и подготовки . Будьте дисциплинированы и обдуманно относитесь к тому, как вы начинаете свой день. Поставьте себя в подчиненное дисциплине настроение.
- Будьте терпеливы. Будь крепким. Требуется время, чтобы построить победное отношение.
- Держите вещи в поле зрения . Никогда не упускайте из виду общую картину.
Где в вашей жизни вы могли бы использовать корректировку отношения?
Сила целеустремленного пути
За последние пару недель я много писал о важности привнесения любви в нашу жизнь лидеров и повседневную работу. Поскольку я продолжаю делать больше с моделью организационной экосистемы (напишите мне по электронной почте [email protected], если хотите рисунок), я много думал о цели. В метафорической модели, о которой я писал во Введении к Часть 4 , убеждения – это корни, культура – это почва, надежда – это солнце. Цель, решил я, сродни воздуху. Почему? Я читал статью Ребекки Солнит и увидел что-то, что щелкнуло. Вопрос заключался в следующем: «Что движется в гору быстрее, чем вниз?» Я понятия не имел. Ответом был воздух. Ака, ветер. Метафора была сразу очевидна: когда у нас есть цель, мы будем решать сложные задачи с десятикратной приверженностью и энергией человека, занятого работой, которая ему безразлична. Я пришел к выводу, что цель необходима для полноценного человеческого существования. Реальность американского рабочего мира — или, может быть, всего мира — такова, что, к сожалению, слишком много людей живут бесцельной жизнью. Без воздуха мы не можем дышать. Без цели мы тоже задохнемся — в данном случае это будет духовно, интеллектуально и творчески. Социальные конструкты (во многих случаях в сочетании с давлением социально-экономических барьеров) приучили многих из нас верить в то, что нам просто нужно терпеть ситуацию, пробиваться, чтобы заработать зарплату, и ждать, пока мы выйдем на пенсию, чтобы делать то, что нужно. мы очень хотим. Как писал Виктор Франкл в Человек в поисках смысла , «Сегодня все больше людей имеют средства для жизни, но не имеют смысла жить». Результатом чего является тяжелая работа и, в конечном счете, дегуманизация. Умберто Матурана говорит, что люди по своей природе любящие существа. Что мы перестаем жить в состоянии любви только тогда, когда внешние силы отталкивают нас от того, кто мы есть на самом деле. То же самое верно и для цели. Во многом так же, как люди дышат естественным путем, пока тревога, загрязнение окружающей среды или другие проблемы не препятствуют нашему доступу к свежему воздуху, жизнь с целью — это то, чем мы были созданы. Как Эмма Голдман один раз написала: «Отсутствие радости и цели в работе… превращает жизнь в юдоль страданий и слез». Таким образом, бесцельность — это искусственно созданная конструкция, столь же вредная для наших человеческих экосистем, как и промышленные отходы. Превращает красоту в скуку. И как однажды проницательно сказал Пауль Тиллих: «Скука — это рассеянная ярость». Бесцельность приводит к большим проблемам, как в личном, так и в макромасштабе, в стране. Напротив, когда цель присутствует, она проявляется в нашей оптимистичной энергии и позитивных убеждениях. Люди, живущие и работающие целеустремленно, мыслят как лидеры-слуги. Надежда возрастает, а здоровье улучшается. Они учатся и растут, и они помогают всем вокруг них делать то же самое. Они заботятся. Они совершают. Они создают. Они инициируют и улучшают. Когда они совершают ошибки, целеустремленные люди полны решимости двигаться вперед и, как правило, хорошо восстанавливаются. И столь же осмысленно они помогают окружающим делать то же самое. Как писали Линдси МакГрегор и Нил Доши в Готов к работе , «Почему мы работаем, определяет, насколько хорошо мы работаем». И насколько хорошо мы вносим свой вклад в сообщества, частью которых мы являемся. Еще в другую эпоху социальных страданий и глубокой неуверенности в состоянии страны, в 60-х и начале 70-х годов, Грейс и Джеймс Боггс, Фредди и Лайман Пейн собрались вместе в так называемом Беседы в штате Мэн . Книга вышла в 1978 году, когда я закончил Университет М и пошел работать в «Мод». На обложке написано: «Четыре американца — один чернокожий из Алабамы, один янки из Новой Англии, один еврей и один китаец — они отражают американский опыт». Цель — или ее отсутствие — составляет большую часть того, о чем писали Боггс и Пейнс: Понятно, что у человека должна быть какая-то цель, не обязательно прямо утилитарная, но как некий вклад в общество, в человечество. Должен быть элемент самоопределения по отношению к цели. Нужно уметь видеть соответствие используемых методов целям или задачам, которых он стремится достичь. Должно быть какое-то ощущение процесса — выполнение каких-то действий требует времени — и логической и временной связи между различными этапами деятельности, некоторые из которых предшествуют другим, а некоторые — после. И было чувство мастерства, что превосходство результатов зависит от усилий… Основная борьба сегодня идет между людьми с философией или отношением «получить наше» или «получить мое», и теми, кто отождествляет себя с весь человеческий род. Сорок три года спустя трое моих друзей выполняют работу, к которой призывал Беседы в штате Мэн , — отождествляют себя со всем человечеством, делясь своей мудростью и пониманием, от которых мы все можем получить пользу. Каждый из них принял идею цели и разделяет ее силу в своих собственных книгах. Все они являются замечательными защитниками — и живыми доказательствами — положительной силы цели. Вик Стречер — отмеченный наградами профессор Школы общественного здравоохранения Мичиганского университета. Читая его книгу, 9 0110 Жизнь по назначению; Как жизнь ради того, что важнее всего, меняет все , трудно понять, почему цель не продвигается вперед в национальных программах политики в области здравоохранения. Как пишет Вик: Представьте себе лекарство, которое, как было доказано, продлевает вам годы жизни, снижает риск сердечного приступа и инсульта, снижает риск болезни Альцгеймера более чем наполовину, помогает вам расслабиться днем и лучше спать ночью. , удвоить ваши шансы отказаться от наркотиков и алкоголя после лечения, активировать ваши естественные клетки-киллеры, уменьшить количество воспалительных клеток, повысить уровень хорошего холестерина и восстановить ваши хромосомы. Что, если это воображаемое лекарство сократило количество госпитализаций настолько, что наложило отпечаток на национальный кризис здравоохранения? Фармацевтическая компания, производящая лекарство, будет стоить миллиарды. Изобретатели лекарства получат Нобелевские премии, и в их честь будут названы институты. Но это не наркотик. Это цель. Анезе Кавано научила нас управлению энергией почти 15 лет назад, а несколько лет спустя мы адаптировали и применили ее подходы к работе в нашем повседневном существовании Зингермана. В ее книгах « Contagious Culture » и « Contagious You » (с предисловием какого-то бизнесмена-анархиста, который носит черное) глубоко погружаются в преимущества целеустремленной жизни. Анесе говорит: «Я люблю людей. Я люблю человеческий дух. Я люблю цель». В эти выходные она поделилась этим по теме: Одна из вещей, которую я усвоил за последний год, это то, что если я не делаю вещи, которые помогают или служат людям, или каким-то образом способствуют добру… моя душа на самом деле болит. Мне также напомнили, в дополнительной дозе в эти выходные, что эта цель — мазь, которая лечит, защищает и приносит пользу. У Анезе есть изображение трех кругов: забота о себе, люди и влияние, которые составляют основу ее обучения. К центру диаграммы круги перекрываются. Я бы предположил, что цель должна быть найдена в этих пространствах — то есть, когда мы внимательно заботимся о себе, помогаем окружающим и оказываем положительное влияние всем, что мы делаем, цель всегда будет присутствовать. Шон Аскинози — производитель шоколада из Миссури и один из первых ремесленников в Северной Америке, занимающихся изготовлением шоколадных батончиков. Хотя «цель» не входит в название книги « Значимая работа », которую Шон написал вместе со своей дочерью Лоурен, она является подтекстом всего, о чем они пишут. Шон напоминает нам, что нужно убедиться, что мы ясно понимаем, в чем заключается наш смысл и цель, прежде чем приступать к большим изменениям в жизни: Если вы сейчас работаете и думаете: «Я уйду с работы и начну X», Я бы спросил этого человека: «Зачем ты хочешь это сделать? Какова ваша цель? Вы ненавидите свою работу или любите то, чем должны заниматься? Исследуйте, что имеет для вас значение: как выглядит хороший день? В какой день вы чувствовали, что способствовали чьему-то благополучию или кто-то способствовал вашему благополучию? Прежде чем вы покажете мне свой бизнес-план, я призываю вас остановиться и подумать о том, что имеет для вас значение». Узнав от всех трех моих друзей, я пришел к выводу, что мы можем прийти к цели с двух разных сторон. Мы можем пойти по-крупному. И/или мы можем начать с малого. И то, и другое даст положительные, целенаправленные результаты: |
Давай по-крупному! Это может быть общая организационная цель и/или личная жизненная цель. Мы могли бы заниматься бизнесом, чтобы приносить пользу нашему сообществу; работать над тем, чтобы изменить нашу отрасль к лучшему; или обслуживающий персонал для повышения качества их жизни. Когда люди приходят работать в целеустремленную организацию, они, скорее всего, почувствуют, что им «дышится легче» — они покупают больше, верят в то, что делают, и с большей вероятностью будут придерживаться курса под давлением. Также может помочь большая личная цель. У Анезе, Вика и Шона есть отличные процессы, которым они учат, как понять цель. Я также твердо верю в то, что когда человек пишет видение так, как мы этому учим, — используя технику горячего пера, когда вы пишете быстро и от всего сердца в течение длительного периода времени, — цель (или цели) жизни человека изменится. появляются в процессе. Вдохновляющая, стратегически обоснованная (т. е. с включенными в нее значимыми, сложными, но все же достижимыми целями), документированная и доведенная до сведения других, почти всегда будет целеустремленной. Начни с малого! В то же время мы можем осознанно привносить цель во все, что делаем. Подходить к каждому взаимодействию, которое у нас есть, с намерением оказать положительное влияние на людей, планету, организацию, нашу семью и т. д. Даже самые простые и, казалось бы, обыденные рутины можно сделать волшебными. Я могу взять Спраут, одного из наших корги, на прогулку, потому что сейчас такое время суток, и ей нужно выйти на улицу. Или я могу взять ее на прогулку, работая над тем, чтобы сделать ее ярким событием дня, ценя ее милую причудливость, посылая ей много любви и поддержки, превращая прогулку в приключение, тренируя дыхание, ценя выход на улицу и красоту окружающего мира. Анн-Арбор даже в темноте зимы. Все в те же десять минут. Первое рутинно, нейтрально, отнимает время, несобытие. Последний вносит свой вклад примерно в десять различных направлений; это создает энергию. Просто записывая это прямо сейчас, я улыбаюсь. Часть страсти возникает из-за того, что мы находим то, что нам подходит; но точно так же, как я считаю, это происходит от выполнения любой работы, которая нас хоть как-то интересует, с глубиной и решимостью, а также от умственной энергии, которая исходит от все более и более глубокого обучения и творческого применения. Маленькие шаги, предпринятые целенаправленно, могут послужить хорошими воротами к значимым большим жизненным целям. Как говорит Шон: Сделайте один шаг к своей мечте — привлечь сотрудников и помочь обществу, и вы обнаружите, что эти двери во вселенной откроются так, как вы и представить себе не могли. Вселенная сговорилась помочь нам служить другим людям… Если вы сделаете небольшое движение в направлении доброты, человечности и сострадания, ваша молитва будет услышана. |
Целеустремленная жизнь во многом связана с идеей превратить нашу жизнь в искусство. Верность тому, кто мы есть на самом деле, приведет нас к призванию, к целеустремленной жизни и к значимому изменению жизни окружающих нас людей. Значимая цель, как мне теперь ясно, никогда не бывает строго корыстной. Хотя попытки заработать больше денег могут поддерживать нас, истинная сила цели приходит, как говорит Сет Годин в Практика , когда «Наша работа существует для того, чтобы изменить получателя к лучшему». Как делится Вик Стречер: Наличие самопреодолевающих (в отличие от эгоистичных) ценностей действительно важно. Исследования показали, что люди с самопревосходящей целью вырабатывают больше антител, вызывают более сильные противовирусные реакции и защищены от токсических биологических эффектов социальной изоляции (все это может пригодиться прямо сейчас). Было доказано, что целеустремленность, порождаемая постоянным состраданием к другим — даже к тем, кто нам не нравится, — уменьшает воспаление, которое приводит к сердечным приступам и раку, и увеличивает активность теломеразы, которая выращивает хромосомные «колпачки», удерживающие нашу ДНК (и мы) здоровы. Работа больше для других — вашей команды, вашей организации и общества, — чем только для себя, тесно связана с поиском цели и смысла в вашей работе и приверженностью миссии организации. (В контексте метафоры экосистемы, когда единственная цель в игре — польза босса, это как если бы лидер высасывал весь воздух из комнаты. У них все хорошо, но у всех остальных вокруг будет трудно дышать. Как Мэрилин Робинсон написала ранее в этом году New York Times , «Обида вытесняет надежду и цель, как угарный газ вытесняет воздух. Этот факт нашел отражение в политике любого количества тиранов и демагоги. Обида ненасытна. Она процветает за счет лишений, поддерживая себя за счет раздувания обид, которые по своей природе никогда не разрешить».0003 Как бы то ни было, я не считаю, что нужно найти и придерживаться только одной совершенно единственной цели. Я начал перечислять свои — рассказывать о традиционной еде, помогать создавать организацию, которая делает жизнь ее членов лучше; помочь людям стать собой; изучать и применять принципы анархизма и искусства; быть поддерживающим, добрым, заботливым и любящим спутником жизни; сделай то же самое с моими друзьями; внести положительный вклад в сообщество, частью которого мы являемся. Я мог бы продолжить, но вы поняли идею. Написав эту новость каждую неделю, я понимаю, что на самом деле выполняет почти все из них. Говоря об этом, я добавлю, что целенаправленная работа не обязательно означает легкость. Наоборот, если нам не все равно, мы обычно работаем тверже . Это «Хорошая работа «, которая в конечном итоге приносит удовольствие и заряжает энергией, а не утомляет. Каждый раз, когда я сажусь писать, тревога растет; Я хочу остановиться. Но я знаю, что если я буду придерживаться этого, то все будет хорошо. Как сказал Джозеф Кэмпбелл: «Пещера, в которую вы боитесь войти, содержит сокровище, которое вы ищете». Цель помогает мне двигаться вперед. То, что получается, обычно работает — помогает мне, помогает нашей организации и помогает тем, кто это читает. Как говорит Кэмпбелл, «искусство — это набор крыльев, которые можно расправить из собственной запутанности». Интересно, что до последних нескольких лет я не мог сказать, что действительно уделял так много внимания цели. Оказывается, мы с Полом, почти невольно, неплохо с этим справлялись. Мы просто этого не знали. (Как сказала бы Мэгги в ZingTrain, мы были «бессознательно компетентны». ) Думаю, зная то, что я знаю сейчас, мы просто были самими собой, и цель была естественной частью нашего присутствия. Спустя почти 39 лет я могу сказать, что мы невольно создали организацию, в которой большую часть времени присутствует цель. Это заложено в нашем видении на 2032 год, в нашей миссии, в наших ценностях, в нашем новом Заявлении о убеждениях. Делимся тем, что мы называем «зеленым кодом» (комплиментами от клиентов), «благодарностями», которые мы делаем в конце каждой встречи, и нашим рецептом организационных изменений — изменением итогового результата — где первый шаг в списке требует от нас уточнить наши «убедительные причины». На самом деле, теперь, когда я думаю об этом, хотя мы далеки от совершенства, мы очень мало делаем без него. Коллективные цели, подобные нашим, в лучшем случае требуют заботливых и содержательных разговоров. Они подталкивают нас к достижению консенсуса и эффективному творческому сотрудничеству для формирования сообщества. Как пишет Питер Блок: «Цель определяется через диалог. Пусть люди на всех уровнях [организации] сообщают о том, что они хотят создать…» Вовлекая всех в организацию в беседы, в которых проясняется эта цель, а затем выясняя, как воплощать ее в ежедневную, ежеминутную практику , является частью нашей цели. Целенаправленное присутствие на работе весь день, каждый день помогает всем, с кем мы вступаем в контакт. И это помогает нам продолжать идти вперед, когда в разгар пандемии может быть веская причина сдаться. Еще в конце марта мы, как и многие другие, вели один из таких разговоров, пытаясь понять, стоит ли нам оставаться открытыми. Компании вокруг нас и по всей стране решали закрыться по целому ряду веских причин. Я считаю, что цель подтолкнула нас не сходить с курса и оставаться открытыми. Наше присутствие в городе, наша страсть к выполнению значимой работы, наше желание помочь нашим поставщикам-ремесленникам оставаться в бизнесе, а также наша приверженность обеспечению некоторого чувства преемственности, общности и комфорта в то, что было — и остается — сумасшедшим временем. Related Posts |