Личность и деятельность » Психология
— Основы психологии и познания (Автор: Психолог)
Личность и деятельность
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. Во всякой деятельности можно выделить такие компоненты (этапы): постановку цели, планирование работы, выполнение работы, проверку результатов, подведение итогов, оценку работы.
Виды деятельности — трудовая (имеет результатом создание общественно полезного продукта), творческая (дает новый оригинальный продукт высокой общественной ценности), учебная (направлена на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для образования и последующей трудовой деятельности) и игровая (средство познания окружающего мира посредством сюжетных и ролевых и онлайн игры).
Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности.
Различают навыки двигательные (моторные) и интеллектуальные (в области умственной работы — например, навыки правописания). Физиологической основой навыка является динамический стереотип, сформировавшийся в мозгу человека.
Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия.
Привычка — это навык, ставший потребностью. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка — побуждение производить эти действия. Различают привычки бытовые (например, гигиенические) и нравственные (например, вежливость).
В деятельности выражается личность человека, и одновременно деятельность формирует его личность.
Формирование деятельности у человека происходит в следующем порядке: импульсивное поведение (на первом году жизни — исследовательское), с годами — практическое, затем — коммуникативное и наконец — речевое.
Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.
Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых возникают и воплощаются в объекте психический образ и реализуются опосредствованные им отношения субъекта в предметной действительности.
прочитали статью 32 513 раз(а) и оставили 0 комментариев.
Другие статьи о психологии
Комментарии о Личность и деятельность
Абульханова-Славская К.
А. Деятельность и психология личности- формат doc
- размер 898 КБ
- добавлен 09 ноября 2010 г.
В монографии рассматриваются некоторые принципиальные
методологические проблемы изучения личности как субъекта
деятельности. Показано значение задачи как момента, включающего
личность в деятельность: выделены принцип динамического подхода к
деятельности, уровни ее регуляции и особо — роль саморегуляции.
Сделан принципиальный вывод о необходимости диалектического
сочетания личностного принципа и принципа -единства сознания и
деятельности.
Смотрите также
- формат djvu
- размер 2.9 МБ
- добавлен 24 декабря 2010 г.
Абульханова К. А. Психология и сознание личности. — М.: МОДЭК, 1999, — 224с. Предисловие Исследовательский подход к психологии личности. Высшие жизненные способности Проблема активности личности: методология и стратегия исследования Литература Особенности типологического подхода и метода исследования личности Литература Активность и сознание личности как субъекта деятельности Литература Проблема личностной организации времени Литература…
- формат doc
- размер 950.5 КБ
- добавлен 24 декабря 2010 г.
Абульханова К. А. Психология и сознание личности. — М.: МОДЭК, 1999, — 224с. Предисловие. Исследовательский подход к психологии личности. Высшие жизненные способности. Проблема активности личности: методология и стратегия исследования. Литература. Особенности типологического подхода и метода исследования личности. Литература. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. Литература. Проблема личностной организации времени. Литератур…
- формат doc
- размер 948.5 КБ
- добавлен 14 октября 2010 г.
Книга представляет собой первый опыт сотрудничества психологов соцстран в разработке проблематики психологии личности в социалистическом обществе. В ней рассматриваются вопросы изучения активности личности с точки зрения марксистской методологии, вопросы развития, воспитания и формирования личности, проблемы сознания и деятельности, а также общественной практики и поведения личности. В сборнике отражается уникальный опыт, накопленный психологами…
- формат doc
- размер 1.27 МБ
- добавлен 24 декабря 2010 г.
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с. Введение Жизненный путь Личная жизнь как проблема Жизненный путь в понимании психолога Особенности жизненного пути Активность и жизненная стратегия личности Особенности активности личности Самовыражение и самолюбие как проявления индивидуальности Инициатива и ответственность как формы активности и стратегии личности Человек — организатор своего времени Время в жизни челове…
Контрольная работа
- формат doc
- размер 126 КБ
- добавлен 24 января 2012 г.
ОГУ, Оренбург, Россия, 2012г., 16 с. Понятие личности 1 этап Лазурский, Соловьев, Грот 2 этап Ананьев, Мерлин, Божович 3 этап Платонов, Леонтьев, Мясищев 4 этап Петровский, Абульханова-Славская, Мухина
- формат pdf
- размер 2. 51 МБ
- добавлен 24 декабря 2010 г.
Коржова Е. Ю., Семенова Г. В., Волохонская М. С. Психология личности. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 178 с. Комплекс учебно-методических материалов включает программу учебной дисциплины, учебные задания для практических занятий и самостоятельной работы по углубленному усвоению знаний и формированию умений свободного оперирования ими. Комплекс стр…
- формат doc
- размер 1.6 МБ
- добавлен 18 декабря 2010 г.
Москва, Наука, 1990г. Хрестоматия по психологии личности. Основная тема работы — специфика развития лич-ности в социалистическом обществе, выбор ею жизнен-ного пути.
Реферат
- формат docx
- размер 18.88 КБ
- добавлен 19 июня 2011 г.
Краткое описание и предствители основных теорий: Психодинамическая теория личности. Аналитическая теория личности. Гуманистическая теория личности. Когнитивная теория личности. Поведенческая теория личности. Деятельностная теория личности. Диспозициональная теория личности. Психология отношений. Концепция «человекознания». Грузинская школа психологии.
- формат doc
- размер 245. 5 КБ
- добавлен 04 февраля 2010 г.
Кратко изложены теории З. Фрейда, основные направления неофрейдизма, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К. Юнга, теория личности Э. Фромма, Карен Хорни, персонологическая теория личности Г. Мюррея, теория черт личности Г. Оллпорта, факторная теория личности Р. Кеттела, теория личности Г. Айзенка, теория самоактуализации личности А. Маслоу, теория логотерапии В. Франкла, теория личности К. Левина, теория личностных конст…
- формат djvu
- размер 2.35 МБ
- добавлен 23 марта 2010 г.
М.: Наука, 1982. -246 с. В сборнике представлены материалы ученых ведущих психологических центров СССР и Финляндии (Ломов Б. Ф., Бодалев А. А., Андреева Г. М., Абульханова-Славская К. А., Мерлин В. С. и многие др. ) разрабатывающих теоретико-методологические проблемы личности. Исследуя развитие личности, ее структуру, соотношение с деятельностью, психофизиологию личности, авторы наряду с теоретическими вопросами большое внимание уделяют прикладны…
Нейровизуализирующее исследование раскрывает «поразительный» факт о личности и активности мозга
Два нейровизуализирующих исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии и электроэнцефалографии показали, что люди со схожими личностями, как правило, имеют схожие реакции мозга при просмотре естественных стимулов. Этот эффект был сильнее, чем сходство по полу, этнической принадлежности или политической принадлежности. Исследование было опубликовано в Nature Scientific Reports .
Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему. Один человек может вдохновиться, глядя на произведение искусства, другой даже не заметит этого. Одному человеку может нравиться участвовать в какой-либо деятельности, другой сочтет это хлопотным.
Исследователи изучили корни этих совпадений на неврологическом уровне и обнаружили, что общий опыт, близкие отношения, а также пол и когнитивные стили влияют на то, будет ли опыт двух людей совпадать или нет. Люди также склонны синхронизировать свою мозговую деятельность во время социальных взаимодействий. Это происходит пассивно, когда нейронная активность вызывается обычным раздражителем (чем-то, что запускает наши чувства). Но связана ли эта пассивная нейронная синхронизация с личностными чертами?
«Учитывая растущую поляризацию нашего мира в наши дни, способность понять, как смотреть на мир с чужой точки зрения, кажется критически важной. Наш интерес заключался в том, чтобы понять, что обеспечивает такое согласование на различных уровнях: от поведенческого и психологического до системного и нейронного», — говорят авторы исследования Сандра Матц из Колумбийской школы бизнеса и Моран Серф из Северо-Западного университета.
Исследователи разработали два исследования нейровизуализации, чтобы ответить на этот вопрос. Целью их первого исследования было изучение взаимосвязи между личностными чертами и синхронностью мозговой деятельности с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). У них было 66 студентов, которые смотрели часовую серию из 14 коротких видеороликов, охватывающих широкий спектр жанров, во время прохождения МРТ головного мозга. Основные черты личности студентов оценивались с помощью опросника личности из десяти пунктов (TIPI).
Цель исследования 2 состояла в том, чтобы проверить, можно ли получить результаты исследования 1 с помощью электроэнцефалографии всего мозга (ЭЭГ), а также изучить роль дополнительного набора более узких личностных черт (субфасетов личности) в мозге. сходство ответов, чтобы изучить основные механизмы восприятия с помощью отслеживания взгляда и определить, связаны ли сходства политической идеологии, пола или этнической принадлежности с уровнем нейронной синхронизации.
303 участника этого исследования просмотрели набор из 104 статических изображений на различные темы. Эти участники заполнили более полную личностную инвентаризацию (Большая пятерка -2, BFI-2) по сравнению с оценкой из предыдущего исследования, и устройство отслеживания глаз зафиксировало их взгляд во время просмотра изображений.
Исследование 1 показало, что большее сходство реакций мозга на просмотр видео было связано с большим сходством личности. Этот вывод подтвердился для ряда используемых индикаторов нейронной активности и для разных частей мозга. Более высокое сходство личности снова было связано с более высоким сходством ответов мозга в исследовании 2, хотя участники смотрели картинки вместо видео.
Этот эффект сохранялся даже после учета сходства по полу, этнической принадлежности, возрасту и политической идеологии.
«Самый простой способ подвести итоги работы заключается в том, что мы узнали, что способ видения мира людьми определяется их личностью в большей степени, чем другими параметрами (например, полом, расой, возрастом, политической идеологией и т. д.)», Матц и Серф. рассказал PsyPost.com.
«То есть два человека со схожими личностями (т. е. оба невротики и приятные) гораздо больше похожи друг на друга в том, как они обрабатывают поступающие стимулы, чем два человека одного пола, возраста, расы и т. д. приятный 50-летний чернокожий республиканец больше похож (в том, как вы обрабатываете поступающие естественные стимулы) на приятную 24-летнюю женщину-демократа из Азии, чем на другого 50-летнего неприятного чернокожего республиканца».
«Мы исследуем нейронные цепи, лежащие в основе этого эффекта, и показываем, что это сходство является результатом внутренней оценки содержания, а не просто сосредоточением/вниманием на различных аспектах входящего стимула», — объяснили исследователи.
То же самое было и при рассмотрении более узких черт личности (субфасетов личности), за исключением субграни, называемой эстетикой (грань черты личности Открытость опыту). Сходство взгляда не было связано ни со сходством личности, ни со сходством нейронных реакций.
«Тот факт, что личность настолько сильнее других черт в обеспечении сходства, весьма поразителен», — сказали Матц и Серф. «Интуиция подсказывала, что люди больше похожи друг на друга, скажем, на основе их политической идеологии или расы, чем личности, поскольку политика идентичности, а также раса, пол или возрастная группа (т. СМИ постоянно и создают впечатление, что разделение на эти группы имеет решающее значение. Довольно неожиданно узнать, что личность может превзойти эти переменные сегментации».
Исследование выявило важную связь между личностью и активностью мозга. Однако исследователи отмечают, что их «работа не проверяла напрямую гипотезу о том, что сходство личности связано с нейронной синхронией через общую интерпретацию стимулов», а делала об этом лишь косвенные выводы. В исследовании также не изучались поведенческие последствия нейронной синхронии, и это следует рассмотреть в будущих исследованиях.
«Исследование было проверено на определенном наборе стимулов, которые в некоторой степени естественны (неподвижные изображения с относительно низкой эмоциональной валентностью)», — сказали исследователи. «Возможно/вероятно, что какой-то контент будет усиливать черты идентичности (раса, пол, политическая идеология) на уровне, который будет выше, чем личность. Например, показ видео, которые являются более эмоциональными и нацелены на сами концепции, скажем, расовой идентичности, вероятно, повысит значимость этого измерения».
«Мы считаем, что эти типы стимулов составляют большую часть контента, с которым мы взаимодействуем в последнее время (в основных СМИ и социальных сетях), и поэтому они усиливают разделение на эхо-камеры на основе параметров идентичности, а не психологических. Мы не проверяли это, но подозреваем, что это будет большим интересом для следующих вопросов».
Кроме того, Матц и Серф — авторы книг «Психология технологий» и «Потребительская неврология» соответственно — сказали, что было бы «очень интересно посмотреть, как формируются эти сходства и нейронные связи».
Было бы также «полезно посмотреть, сможем ли мы использовать контент для «декодирования» личности, используя только нейронные сигналы», — добавили они. «То есть наденьте на человека гарнитуру, попросите его просмотреть содержимое и посмотреть, можно ли — просто по уровню согласованности его мозга с другими людьми — можно диагностировать некоторые из его психологических свойств».
«Все эти идеи являются открытыми вопросами, которые не были рассмотрены, но могут стать важным следующим шагом, чтобы действительно объяснить некоторые из основных аспектов работы, которые до сих пор не отмечены на карте», — сказали Матц и Серф.
Авторами исследования «Сходство личностей предсказывает синхронные нейронные реакции по данным фМРТ и ЭЭГ» являются Сандра С. Матц, Райан Хён, Элиза С. Бэк, Кэролин Паркинсон и Моран Серф.
Личность и изменение физической активности в течение 3–10 лет: Психология и здоровье: Том 0, № 0
Резюме
Цель
начало и прекращение физической активности в зрелом возрасте.Дизайн
Продольный анализ участников из девяти выборок (N > 28 000).
Показатели основных результатов
Статус физической активности при последующем наблюдении.
Результаты
Метаанализ случайных эффектов показал, что более высокая сознательность, экстраверсия и открытость были связаны с более высокой вероятностью начала физической активности с течением времени среди лиц, которые были физически неактивны в начале исследования, и с более низким риском прекращения физической активности. физической активности среди тех, кто был физически активен на исходном уровне. Напротив, более высокий невротизм был связан с более низкой вероятностью начала физической активности и более высокой вероятностью ее прекращения с течением времени. Хотя это и не предполагалось, уступчивость также была связана с лучшими результатами физической активности с течением времени.
Заключение
Это исследование предоставляет самые обширные и продолжительные данные о воспроизводимой связи между личностью и изменением статуса физической активности. Личность может мотивировать как начало, так и прекращение физической активности.
HRS | http://hrsonline. isr.umich.edu/ | 90 084 ELSAhttps://www.elsa-project.ac.uk/ | |
MIDUS | http://midus.wisc.edu/index.php | LISS | https://www.lissdata.nl/ |
WLSG/S | http ://www.ssc.wisc.edu/wlsresearch/data/ | NHATS | http://www.nhats.org |
MIDJA | http ://мидус.wisc.edu/ index.php | NSHAP | https://www.norc.org/Research/Projects/Pages/national-social-life-health-and-agingproject.aspx. |
Ключевые слова:
- изменение физической активности
- личность
- пятифакторная модель
- метаанализ
- продольное исследование 9014 6
Перепечатка и корпоративные разрешения
Обратите внимание: выбор разрешений не дает доступа к полному тексту статьи, см.