Дисграфия способы коррекции: Методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников — Порослянская средняя школа

Содержание

Эффективные методы коррекции дисграфии у учащихся младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Керн С.А.

Керн Светлана Александровна — учитель-логопед, Частное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 47, Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», п. Инголь

Аннотация: в статье анализируется проблема формирования письменной речи у младших школьников. Она стоит особенно остро, поэтому требует пристального внимания со стороны ученых. У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций, что оказывает влияние на успеваемость школьников. Целый ряд авторов описали причины нарушения письма, предложили направления и методы работы по коррекции дисграфии. Ключевые слова: дисграфия, методы коррекции, дидактические игры, изобразительное искусство, компьютерная программа «Пишем правильно», метод дактилирования, информационные технологии, приёмы песочной терапии.

Современные представления о письме базируются на фундаментальных исследованиях П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, рассматривающих высшие психические процессы (в том числе и письмо) как сложные системы многоуровневого иерархического строения. В функциональной системе письма задействованы различные структурные компоненты, каждый из которых, входя в состав других психических процессов, вносит специфический вклад в формирование определённых операций письма.

Первичное недоразвитие любого из структурных компонентов устной речи закономерно отражается не только на самом письме, но и на ряде других высших психических процессов, в состав которых данный компонент входит (Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарёва, Е.В. Крупская, А.В. Курганский, Р.И. Мачинская, О.В. Семенова и др.). Нарушение письма сочетается с расстройствами устной речи и других невербальных психических процессов. Причём эти расстройства имеют своеобразие в зависимости от того, какой именно структурный компонент недостаточно сформирован (Т. В. Ахутина, Е.Ю. Балашова, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова). Таким образом, дисграфия является распространенным речевым расстройством, имеющим сложный и разнообразный патогенез. Логопедическая работа учитывает механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка[6, с. 31-42].

Дисграфия, обусловленная нарушениями звукового анализа и синтеза, является наиболее распространённой среди специфических нарушений письма. У детей с подобными расстройствами в письме появляются многочисленные пропуски букв (чаще гласных и реже — согласных) и перестановки букв и слогов, нарушается деление текста на предложения (отсутствуют точки и заглавные буквы) и предложения на слова. В этом случае часть слова пишется отдельно или два и более слов пишутся слитно.

А.Н. Корнев, уделяющий большое внимание изучению данного нарушения в своих работах, подтверждает, что клинические исследования обнаруживают у данной группы детей незрелость познавательных процессов, неполноценность внимания, памяти, восприятия.

Учитывая причины возникновения данной дисграфии у школьников, логопедическое воздействие на занятиях должно идти по двум направлениям:

1) развитие языкового анализа и синтеза, т.е. обучение приёмам звукового анализа и синтеза слов и анализа речевого потока;

2) развитие и совершенствование сукцессивных функций: рядообразования, слухоречевой памяти на временные последовательности, воспроизведения и различения ритмов.

Многие авторы (И.Н. Садовникова, Л.В. Ястребова, Л.Г. Парамонова и др.) описывают многочисленные игры и упражнения на развитие речевых навыков и функций. С помощью игровых и дидактических упражнений ребёнка подводят к осознанию факта, что непрерывный речевой поток в письменной речи делится на слова, слоги, звуки. Для наглядности необходимо использовать графические схемы предложений и слов [1].

При определении основных направлений коррекционной работы используются материалы Е.В. Мазановой, М.М. Аманатовой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой. В конспектах предлагаются различные дидактические игры, например, такие как: «Собери группы слов», «Четвертый лишний», «Глаз-алмаз», «Шарады», «Кроссворды», «Помири поссорившихся», «Головоломки», «Рассыпанное предложение», «Письмо с ошибками», «Кто больше», «Допиши не достающий предлог», «Путаница», «Посылка по назначению», «Сигнальная карточка», «Шаловливые мышата», «Шифровщик», «Найди лишнее», «Веселый ластик», «Один -много», «Волшебники», Загадки».

Дидактическая игра активизирует учебную мотивацию у учащихся. Развивающий эффект занятий с применением дидактических игр достигается в том, что в силу своих возрастных особенностей дети с удовольствием включаются в процесс обучения [7].

Таким образом, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что у детей повышается произвольное внимание и память, улучшается мелкая моторика рук. Обучающиеся незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки.

Радченко М.П. и Сизова Н.В. разработала программу коррекционной работы, в которую логопедом включены занятия кружка декоративно-прикладного творчества и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование).

На занятиях кружка дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, регуляции своих движений в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки. Рисование позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандаша и кисти. Особенность рисования заключается и в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения.

Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания [2].

Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. Декоративное рисование можно использовать и при решении воспитательных и образовательных задач. Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами [3]. Во-вторых, возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие, способствует развитию эмоционально-чувственного восприятия и самовыражения, тем самым снижает тревожность и гармонизирует их психологическое состояние. В —

третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Также эффективно словесное рисование и создание иллюстраций по знакомым сказкам и рассказам. При этом каждый ребенок имеет возможность выбрать один из эпизодов, предложенных педагогом, и изобразить его на отдельном листе. Важным для развития социальных навыков и уверенности в себе является обобщение индивидуальных рисунков в единую книгу, «прочитать» которую предоставляется возможность каждому. Такие занятия способствуют развитию речи, умению грамматически правильно строить предложение. Таким образом, занятия детей с дисграфией декоративно-прикладным творчеством и изобразительной деятельностью позволяют более успешно решать задачи коррекции нарушений устной и письменной речи [13].

Безусловно, в настоящее время накоплено много дидактического материала, представленного в авторских пособиях, методических рекомендациях, отдельных публикациях. Но их подбор и грамотная систематизация для обеспечения педагогической работы конкретного логопеда требуют очень больших временных затрат и, что весьма значимо, серьезного практического опыта.

В связи с этим важную роль в коррекционно-образовательном процессе приобретает использование логопедами специальных компьютерных технологий, в частности, компьютерной программы «Пишем правильно». Задачи использования данной программы — это, прежде всего, оптимизация и повышение эффективности логопедической работы по коррекции дисграфии путем оснащения ее быстродоступным, правильно подобранным и систематизированным дидактическим материалом.

Так, в ней учтены основные виды нарушений письма у младших школьников, выделяемые педагогической классификацией. Материал программы учитывает теорию единства развития речи и мышления, что реализовано посредством применения дидактических заданий, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность младших школьников. Прежде всего, это задания, которые активизируют у детей мыслительные операции: анализ и синтез, конкретизацию и обобщение, сравнение и классификацию.

Приведем пример одного из заданий. На экране картинки: ежи, утка, мак. Ребенку предлагается произнести первое слово и определить 2-й по счету звук, выбрать букву. Затем произнести второе слово и определить 1 -й по счету звук, выбрать букву. В третьем слове определить 3 -й по счету звук и выбрать букву. Какое слово получилось? Проверим. На экране появляется картинка с изображением ЖУКА. Далее по аналогии.

С помощью программы выстраивается не как тренировка отдельных умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность школьников, органично вписанная в систему учебной деятельности.

Раздел I. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

1.1. Серия заданий на звуковой анализ и синтез слов.

1.2. Серия заданий на развитие ритмо-слуховых дифференциаций.

1.3. Серия заданий на слоговой анализ и синтез слов.

1.4. Серия заданий на звуко-буквенный анализ слов. Подбор картинок-слов к схемам и т. д.

Раздел II. Коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Для выполнения заданий по коррекции данного вида дисграфии необходимо звуковое сопровождение.

2.1. Серия заданий на дифференциацию твердых и мягких согласных, обозначаемых гласными 1 и 2 ряда: а-я, о-е, у-ю, ы-и..

2.2. Серия заданий на дифференциацию глухих и звонких согласных: б-п, т-д, с-з, ш-ж, в-ф, к-г-х.

2.2.1. Дифференциация Б-П:

• дифференциация в слогах;

• дифференциация в словах: картинки БЫК, ЗАБОР, ПАЛКА, САПОГ. Покажи буквой, какой звук в этом слове слышишь, и цифрой — на каком месте: Б1, Б3, П1, П3 и т.д.;

• дифференциация в словосочетаниях и предложениях.

Компьютерная программа «Пишем правильно» обладает и общепризнанными преимуществами использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательном процессе. Она реализует задачу поддержки всех видов деятельности школьника в приобретении и закреплении письменноречевых навыков и умений. Она может быть использована как в урочных, так и внеурочных формах взаимодействия со школьником.

Применение программы «Пишем правильно» в логопедической работе с детьми будет способствовать формированию у детей положительной мотивации к занятиям, основанной на интересе к работе на компьютере. Общение с компьютером не только вызывает у современных школьников интерес, повышающий положительный эффект от занятий, но и способствует развитию моторики пальцев, развитию координации в работе зрительной и двигательной функций.

Обобщая сказанное, в целом можно отметить, что компьютерная программа «Пишем правильно» решает задачи оснащения процесса логопедической коррекции дисграфии у школьников, позволяет существенно оптимизировать педагогический процесс и индивидуализировать обучение детей с нарушениями письма [11].

Коррекционная работа строится с опорой на положения логопедической работы с детьми с акустической формой дисграфии, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи, программу коррекции устной и письменной речи Л.Н. Ефименковой, учитывает положения, разработанные Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, А.Н. Корневым, Е.В. Мазановой [14].

Целью логопедического обучения является развитие фонематических процессов. Основными задачами коррекционного обучения детей являются:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Определение положения звука по отношению к другим [8].

Как показывает опыт и многолетние наблюдения, а также анализ работ таких исследователей, как Р. И. Лалаевой, В.А. Ковшикова, И.Н. Садовниковой, И.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева и др. [10], причины оптической дисграфии связаны с расстройством пространственной ориентировки и временных представлений, недостаточным развитием слухового анализа и синтеза, нарушением связей моторных образов звуков и слов со зрительными образами, недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.

При организации коррекции оптической дисграфии у детей следует придерживаться следующей последовательности:

Вначале проводится работа по преодолению нарушений звуковой стороны речи (включая формирование фонематических представлений), затем восполняются пробелы в развитии лексики и грамматики. И только после этого приступают к совершенствованию связной речи.

Зыков С.А. аргументировал использование метода дактилирования в работе с детьми с оптической дисграфией следующими положениями: данный метод легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова; при использовании данного метода формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее; между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями

артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря чему совершенствуется устная и письменная речь [4].

Предложенная методика коррекции оптической дисграфии посредством дактилирования состояла из трёх этапов. Целью подготовительного этапа было обучение младших школьников дактильной азбуке букв, написание которых наиболее затруднено. Учащимся предлагались следующие упражнения:

1. Задания с крупой (гречка, рис, пшено) опознание предмета на ощупь в крупе, поиск фигур в ёмкостях с крупой.

2. Задания с решёткой для раковины, состоящей из множества ячеек. «Весёлые пчёлки». Учащимся на указательный и средний пальцы насаживают пчёлок, изготовленных из бумаги. Пчелы кружатся над ячейками (сотами) и приговаривают: Пальцы, как пчёлы Летают по сотам И в каждую входят С проверкою, что там? Хватит ли мёда Всем нам до весны? Чтобы не снились Голодные сны.

На основном этапе работа по коррекции оптической дисграфией посредством дактилирования осуществлялась на уровне слова, словосочетания и предложения. Цель сводилась к совершенствованию процесса написания слов, словосочетаний и предложений с одновременным дактильным изображением. Учащимся предлагались задания с односложными, двусложными и трёхсложными словами, усваивалось их произношение и написание, мы использовали именные словосочетания с главным словом, выраженным существительными и глаголами, а также простые и сложные предложения.

Безусловно, применение метода дактилирования на логопедических занятиях требует от учеников и логопеда большого упорства и усидчивости, однако он достаточно эффективен при коррекции дисграфии [15].

Одним из направлений коррекции дисграфии на современном этапе является применение информационных технологий. Многими авторами отмечается значительный развивающий потенциал компьютерных технологий, обеспечивающий значительно больший опыт экспериментирования с языковым материалом [12].

Существует ряд методик по коррекции нарушений письменной речи младших школьников, к ним относятся методики с применением интерактивных средств обучения, которые превосходят возможности традиционных методик реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и логопеда.

В последние годы школьные кабинеты стали оснащаться компьютерным рабочим местом преподавателя, включающим мультимедиа. Даже используя проектор, основным инструментом своей работы продолжали считать школьную доску. Сейчас ее постепенно заменяют интерактивной доской. Интерактивность досок обеспечивают различные технологии, которые нет возможности продемонстрировать традиционными способами [9].

Ежегодное увеличение детей с нарушением письменной речи в сложных формах проявления делает актуальным поиск новых средств коррекции. Одним из нетрадиционных методов коррекции дисграфии является — применение элементов песочной терапии. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая несёт в себе терапевтическое воздействие. У детей младшего школьного возраста игровая деятельность остается самой любимой и интересной. В последнее время к песочной терапии интерес значительно возрос. К данной терапии обращаются педагоги, логопеды, психологи. И видимо не зря, ведь действительно игры с песком благотворно влияют, как и на самих детей младшего школьного возраста, так и на все их процессы развития [16].

Опираясь на приёмы песочной терапии, логопед может сделать традиционную методику по коррекции письменной речи, расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей младшего школьного возраста более интересной, увлекательной, и более продуктивной.

Направления коррекционной работы:

1. Формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки с помощью цвета и плотности песка.

2. Различение схожих букв на основе конструктивной деятельности; через выкладывание букв из отдельно слепленных элементов.

3. Развитие навыка языкового анализа и синтеза.

Для решения поставленных задач по каждому направлению Карпенкова К.Н. и Мелешко Т.М. разработали ряд игровых упражнений (прописывание оптически сходных букв на песке с помощью шпажек, «Отпечатки» — выдавливание оптически сходных букв из песка, «Конструктор» — выкладывание элементов оптически сходных букв из песка, конструирование букв, «Звуковичок» и т.д.).

Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец учебного года показал наличие положительной динамики в коррекционно-развивающей работе и подтверждает целесообразность и эффективность использования песочной терапии в коррекции нарушений письменной речи [5].

Подводя итоги теоретического обоснования преодоления дисграфии у детей второго класса можно сделать следующие выводы.

Дисграфия — частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи. Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

На основе теоретического анализа исследуемой нами проблемы мы организовали экспериментальную работу по преодолению дисграфии у обучающихся 2 класса. Этому посвящена вторая и третья глава нашей выпускной работы.

Список литературы

1. Давлетова Р.Н., Мажайская АА. Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа-синтеза // Вестник научных конференций, 2016. № 8-1 (12).

2. Дзятковская Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире-2008. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник / Под общ. ред. Н.Н. Марфенина, С.А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. С. 144-170.

3. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования. М.: Образование и экология, 2012. 164 с.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. [Электронный ресурс], 2015. Режим доступа: www / pedlib / ru/ (дата обращения: 18.12.2017).

5. Карпенкова К.Н., Мелешко Г.М.Песочная терапия как средство коррекции нарушений письменной речи технология коррекции письменной речи // Инновационные методики преподавания: практическое применение сборник статей по материалам 1 городской научно-практической конференции по педагогике с международным участием, 2015. С. 261-269.

72

6. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонетическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXXП междунар. науч.-практ. конф. № 1 (70). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 31-42.

7. Крек К.В., Жулина Е.В. Дидактические игры как средство коррекции письменной речи у учащихся младших классов с аграмматической дисграфией // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. С. 268-270.

8. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонетическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXXП междунар. науч.-практ. конф. № 1 (70). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 31-42.

9. Кузнецов А.И., Шехман С.А. Интерактивные доски: теория и практика. // Мир ПК, 2007.

10. Лалаева Р.И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. СПб.: Образование, 1997. 172 с.

11. Логинова Е.А., Плетенцова Е.И. Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с использованием компьютерной программы «Пишем правильно» // Сборник конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА, 2014. 313-319 с.

12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2007.

13. Радченко М.П., Сизова Н.В. Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры и коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников.

14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников / И.Н. Садовникова. М.: Просвещение, 1983. 11 с.

15. Самсонова С.Н. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредствам дактилирования: Сборник статей по итогам Международной научно -практической конференции. Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2017. С. 138-140.

16. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / М.: «Академия», 2001. 248 с.

МЕСТО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Шабанов Т.В.

Шабанов Тимур Витальевич — магистрант, кафедра физкультурно-оздоровительных технологий, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: в статье затрагиваются проблемы физической культуры в общеобразовательном процессе. Рассмотрены особенности оздоровительного плавания в физическом воспитании студенческой молодежи.

Ключевые слова: физическое воспитание, плавание, студент, здоровье, физическая подготовка, физическая культура.

Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Нейрораскраски для коррекции дисграфии:

  • Русский алфавит.
  • Английский алфавит.
  • Альбомы с заданиями.

Дислексия –  специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т. д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Онлайн-курс для педагогов, родителей и нейропсихологов “Дети с трудностями в обучении”:

  • Мозг. Инструкция по применению. Как воздействовать на мозг.
  • Дислексия, дисграфия. “Тревожные звоночки”, адаптация учебных материалов. Организация обучения (в группе, дома, индивидуально). Простые упражнения.
  • СДВГ: как учить и что делать.
  • Адаптация учебных материалов и организация пространства, времени, выполнения дз.
  • Снятие психо-эмоционального напряжения (простые упражнения).
  • ПМПК и тьюторство.

Пройти курс онлайн можно здесь.

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

 

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

____  _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

 

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести.

Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель:                Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

В-8                                  ПОРТ

Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1                          ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3                  РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3                       РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3                          СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,                          БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2                         РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9                          ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков  строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы, то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

Почитать:

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Для учащихся с дислексией (английский язык):

Книга комиксов.

Книга для чтения: адаптированные тексты на английском языке + специальные задания.

Статьи по теме

  • Три упражнения на коррекцию дисграфии
  • Полезно знать: основные виды дисграфии
  • Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
  • Дисграфия: изучаем письменные работы студентов

Как улучшить почерк: лечение дисграфии

Дисграфия — неспособность к обучению, влияющая на письмо, — не имеет быстрых и постоянных решений. Состояние, характеризующееся неразборчивым, неряшливым почерком и трудностями с изложением мыслей на бумаге, обычно лечится сочетанием тренировки мелкой моторики и компенсаторных приспособлений. Но письмо — от механики до когнитивных процессов — гораздо сложнее, чем кажется. Эффективные вмешательства отражают эту сложность.

Приведенные ниже методы и инструменты представляют собой практические способы решения основных проблем и помощи детям в улучшении навыков письма.

Наращивание силы мышц кора, рук и плеч

Это может показаться неожиданным, но наращивание силы мышц рук, плеч и кора может помочь при дисграфии. Почерк требует основы постуральной стабильности и двигательных навыков. Снижение мышечного тонуса (состояние мышц в состоянии покоя) и силы (состояние задействованных мышц) негативно влияет на постуральный контроль и использование рук, что часто наблюдается у людей с дисграфией.

Активация постуральных мышц улучшает кор, верхнюю часть тела, общую силу и стабильность тела. Игра, упражнения и движение — отличные способы сделать это. Некоторые предлагаемые упражнения включают:

  • Пилатес
  • Йога
  • Силовая тренировка
  • Плавание
  • Верховая езда
  • Динамическое сидение — сидение на мягком стуле (#CommissionsEarned) или на подушке Movin’ Sit Jr. (#CommissionsEarned) может активировать ядро ​​​​и помочь детям с СДВГ, которым могут помочь движения и ерзание для концентрации

[Думаете, у вашего ребенка дисграфия? Take This Screener]

Чтобы укрепить плечи и руки, примите во внимание следующее:

  • Играйте в Zoom Ball (#CommissionsEarned) — игрушка для двух игроков, в которой мяч движется вперед и назад
  • Залезть на игровое оборудование
  • Пауэрлифтинг
  • Помощь по дому — пылесосить, вытаскивать мокрое белье из машины, передвигать мебель, садить, готовить

Для силы рук, ловкости и выносливости попробуйте:

  • Использование пластилина или пластилина: Play-Doh (#CommissionsEarned) для детей младшего возраста и Therapy Putty (#CommissionsEarned) или Crazy Aaron’s Thinking Putty (#CommissionsEarned) для детей старшего возраста
  • Игра с резистивными игрушками, такими как лопающиеся шарики (#CommissionsEarned), Squigz (#CommissionsEarned), игрушки, которые можно собрать вместе
  • Включая наклонные доски, мольберты, писчую бумагу, прикрепленную скотчем к стене или даже под столом, чтобы изменить положение запястья и, таким образом, улучшить захват

Адаптивные инструменты для письма

Чем меньше, тем лучше, когда речь идет о письменных принадлежностях. Используйте короткие карандаши, мелки, мел и другие предметы меньшего размера, которые обеспечивают более легкий захват. Определите «удерживающие полосы» на мелках и фломастерах или прикрепите ленту к карандашам и мелу, чтобы научить детей, куда класть кончики пальцев (а не подушечки пальцев).

Ручки для карандашей для лучшего письма

Формованные ручки для карандашей, которые обычно используются для улучшения навыков схватывания и письма, смягчают инструмент для письма и тренируют пальцы для развития более прочного и функционального захвата. Используйте популярные товары, которые можно найти в Интернете, а также в некоторых магазинах игрушек или канцелярских принадлежностей, таких как эти:

  • Коготь для письма (#CommissionsEarned) — имеет маленькие чашечки для вставки пальцев, чтобы помочь детям научиться правильно ставить пальцы
  • The Pencil Grip(#CommissionsEarned)/The Crossover Grip(#CommissionsEarned) — Pencil Grip представляет собой мягкую ручку с тремя сторонами, а Crossover Grip добавляет блокировку большого пальца для детей, которые обхватывают карандаш большими пальцами
  • Firesara OWL (#CommissionsEarned) — эта симпатичная ручка имеет две чашки для большого и указательного пальцев, а также петлю внизу для среднего пальца; создание зрелого, эффективного захвата

[Читайте: Как выглядит дисграфия у детей?]

Выбор бумаги для улучшения письма

Плохой дизайн самой писчей бумаги может затруднить почерк и формирование букв. Бумага для начинающих часто содержит множество линий и тире, которые больше запутывают, чем помогают. Для детей с дисграфией, у которых, как правило, проблемы со зрением и сенсорикой, очень загруженная страница или плохо напечатанный рабочий лист также могут мешать письму.

Найдите бумагу с простыми инструкциями или возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте линии, которые подойдут вашему ребенку. Для вдохновения посмотрите на бумагу с двойной разлиновкой, предлагаемую в рамках популярной учебной программы по письму под названием «Письмо без слез». Руководства по работе с бумагой относительно интуитивны и дают начинающим авторам основу для закрепления букв, которые при необходимости можно затемнить.

Мультисенсорные подходы к дисграфии

Сенсорные проблемы — от гиперчувствительности слуха до визуальной перегрузки — часто встречаются у детей с дисграфией и могут быть частью того, что затрудняет письмо. Обучение письму должно использовать мультисенсорный подход, чтобы помочь детям справиться с чувствительностью и предоставить альтернативные методы поощрения письма.

  • Используйте различные материалы — предложите ребенку писать красками, песком, пеной или даже едой и раскатывать пластилин или пластилин, чтобы формировать буквы.
  • Попробуйте вспомогательные технологии . В качестве альтернативы тому, чтобы брать в руки карандаш или мелок, такие приложения, как Letter School и iTrace, отлично подходят для тренировки буквообразования и обучения написанию слов с листа. Попросите вашего ребенка время от времени переключаться с использования пальцев на стилус, чтобы он мог привыкнуть к ощущению инструмента для письма.
  • Играйте в игры , такие как Крестики-нолики и Соедините четыре, чтобы учить диагонали, которые детям с дисграфией часто сложно воспринимать и воспроизводить.
  • Начните работать с клавиатурой скорее раньше, чем позже. Ручные письменные принадлежности всегда будут необходимы, но работа с клавиатурой — важный навык, который позволяет вашему ребенку выражать свои идеи и творчески мыслить, не сдерживая рутинную работу с почерком. В Learning Without Tears есть программа для детей младшего возраста. Typingclub.com — хороший бесплатный онлайн-учебник по набору текста для студентов, использующих компьютеры, а Taptyping — полезный учебник для тех, кто использует планшеты, такие как iPad.

Развивайте зрительные навыки для лучшего письма

Предотвращение зрительного напряжения и изменение окружающей среды помогает решить сенсорные проблемы, которые обычно влияют на зрение и, таким образом, на способность писать у детей с дисграфией.

  • Пройдите всестороннее обследование глаз , которое проводит оптометрист. Найдите специалиста в своей области через Колледж оптометрии и развития зрения.
  • Следуйте правилу 20/20/20 . Каждые 20 минут пусть ваш ребенок смотрит на что-то на расстоянии около 6 метров в течение 20 секунд. Это особенно важно, если ваш ребенок учится удаленно или много использует экраны, так как это помогает отдохнуть и перефокусировать глаза.
  • Используйте блокираторы синего света на экранах. Фильтры, блокирующие синий свет, могут быть добавлены к очкам или размещены поверх экрана, чтобы блокировать синий свет, который, как известно, мешает выработке мелатонина, гормона, который регулирует циркадные ритмы (внутренние часы 24 часа) и может мешать сну, что часто является проблемой уже для детей с СДВГ. По крайней мере, активируйте встроенные ночные настройки или используйте приложение f.lux, которое затемняет экран по ходу вечера.
  • Попробуйте цветные фильтры для тех, кто чувствителен к резкому белому свету, и тем, у кого чувствительность к контрасту, когда темные буквы на белом фоне плохо читаются и могут даже казаться искаженными. Большинство компьютеров и планшетов имеют цветные фильтры, встроенные в параметры специальных возможностей (перейдите в системные настройки > специальные возможности > дисплей). Это также встроено в iPhone, а пользователи Android могут загрузить приложение Irlen Colored Overlay.
  • Избавьтесь от флуоресцентных ламп. Очень чувствительные люди могут слышать или видеть эти мерцающие огни, что может мешать письму и общей концентрации внимания. Переключитесь на теплые светодиоды, лампы накаливания, галогенные лампы или рассеянный естественный свет.
  • По возможности держите источники света на уровне глаз. Верхний свет, падающий вниз, может создавать проблемы для детей, чувствительных к яркому свету.
  • Держите рабочие места свободными от беспорядка, чтобы уменьшить визуальную нагрузку.

Дисграфия: дополнительная поддержка

Писать — это не просто прикладывать карандаш к бумаге. Это сочетание нервно-мышечных, двигательных, когнитивных, перцептивных и лингвистических навыков. Дисграфия усложняет эти компоненты и часто сопровождается другими сенсорными, двигательными проблемами и проблемами обработки информации, которые требуют внимания специалистов.

Эрготерапевты используют методы, которые помогают развивать физическую силу, стабильность и ловкость, улучшают буквообразование и справляются с визуальными процессами и сенсорными проблемами.

Педагоги и логопеды могут помочь с фонематическим восприятием (прослушиванием и определением отдельных звуков), которое помогает детям обрабатывать и воспроизводить слова и предложения. Эти специалисты также могут работать над концептуализацией — определением того, о чем писать, — и организацией мыслей.

Дополнительную информацию и стратегии обучения вы можете найти в моих книгах Воспитание сенсорно-умного ребенка и Проблемы сенсорной обработки , а также на моем веб-сайте www.sensorysmarts.com.

Лечение дисграфии: дальнейшие действия

  • Прочтите: Как лечить симптомы дисграфии
  • Узнать: Как распознать дисграфию у ребенка
  • Смотреть: Преодоление дисграфии и проблем с письмом – руководство для учителей и родителей

 

Содержание этой статьи было адаптировано из веб-семинара экспертов по СДВГ «Почерк моего ребенка такой грязный: стратегии улучшения дисграфии у детей с СДВГ» Линдси Бил, магистр искусств, OTR/L (доступен как подкаст экспертов по СДВГ по ADDitude). эпизод № 322), который транслировался в прямом эфире 1 сентября 2020 г.


SUPPORT ADDITUDE
Спасибо, что прочитали ADDitude. Чтобы поддержать нашу миссию по обучению и поддержке СДВГ, рассмотрите возможность подписки. Ваши читатели и поддержка помогают сделать наш контент и охват возможными. Спасибо.

#CommissionsEarned
Являясь партнером Amazon, ADDitude получает комиссию от соответствующих покупок, сделанных читателями ADDitude по партнерским ссылкам, которыми мы делимся. Однако все продукты, ссылки на которые есть в магазине ADDitude Store, были независимо выбраны нашими редакторами и/или рекомендованы нашими читателями. Цены точные, товар в наличии на момент публикации.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Инстаграм
  • Пинтерест

Предыдущая статья Следующая статья

9 Стратегии лечения дисграфии и способы оказания помощи

Дисграфия — это особое затруднение в обучении, которое влияет на навыки письма. Хотя два человека не будут испытывать одинаковый набор симптомов, дисграфия может вызвать трудности с формированием букв, пробелами между словами и даже организацией текста в полные предложения. Учащиеся с дисграфией могут испытывать трудности с конспектированием в классе, выполнением домашних заданий и долгосрочных заданий, а также с хорошими результатами по традиционным критериям оценивания.

Написание текста вручную часто бывает трудным и болезненным, вызывая все: от судорог в мышцах руки до чрезмерного потоотделения и сильного беспокойства. Со временем это может привести к плохой успеваемости и отставанию на уроках из-за неспособности делать заметки. Это также может привести к избеганию школьных и внеклассных занятий, связанных с письмом.

К счастью, существуют стратегии и приспособления в классах для дисграфии, которые могут помочь. К ним относятся разрешение на использование аудиозаписывающих устройств в классе и обучение слепому набору текста, чтобы компьютеры можно было использовать в качестве альтернативы рукописному письму.

Обратите внимание, что у детей, которые только учатся писать, часто проявляются многие симптомы, связанные с дисграфией, такие как плохо сформированные буквы и неловко расположенные слова. Эти симптомы со временем исчезнут, когда они станут более опытными писателями.

Тем не менее, дети с дисграфией по-прежнему будут испытывать затруднения, когда дело доходит до удержания письменных принадлежностей. У них могут быть трудности с формированием букв, интервалами, письмом слева направо, пребыванием внутри полей, орфографией, пунктуацией, строчными и заглавными буквами, а также созданием более длинных композиций в установленные сроки.

Родители и учителя могут замечать неудобное положение кистей и рук во время письма и неестественное удержание ручки или карандаша.

Часто их письменные работы трудно читать из-за беспорядка и/или плохо оформленных букв. Это также может быть трудно следовать. Взрослые и дети старшего возраста с дисграфией могут писать ниже уровня своих способностей или создавать текст, который не выражает того, что они хотели бы сказать.

При наличии расстройства письма письменная работа не будет соответствовать способности человека представлять информацию в устной форме и демонстрировать полное понимание предмета. Дети с дисграфией также могут чрезмерно полагаться на зрение, чтобы направлять их, и у них могут возникнуть проблемы с копированием упражнений.

ГЛАВНЫЙ СОВЕТ: Детям с дисграфией может быть очень полезно раннее вмешательство и внедрение стратегий выживания. Один из первых шагов — научиться печатать вслепую. Узнайте больше о том, как научить детей печатать.

Процесс письма

Письмо — это сложная познавательная деятельность, которая требует мозгового штурма идей, их перевода на язык, доступа к орфографической кодировке слов и последующей физической записи их на бумаге или компьютере.

Хорошие писатели участвуют в постоянном процессе составления черновика, а затем редактируют текст, чтобы убедиться, что он течет и может быть прочитан читателем. Когда процесс перевода идей на письменный язык прерывается из-за дисграфии, писатели могут терять ход мысли и испытывать трудности с самовыражением.

Язык может быть неупорядоченным или неграмотным, а текст может не соответствовать общепринятым правилам письменной работы.

Если занятие сопряжено со стрессом или вызывает тревогу и боль, у учащихся может возникнуть умственный блок, и они не смогут написать ни слова на бумаге. Точно так же они могут быть смущены количеством красных отметок в сочинении или своей неспособностью получить высокую оценку, несмотря на то, что потратили много времени и усилий на письменный проект.

Узнайте больше о мотивации детей и поощрении детей с трудностями в обучении из этих статей.

Другие трудности в обучении

Дислексия

Дисграфия не так хорошо известна, как некоторые специфические трудности в обучении, такие как дислексия. Но в то время как ребенок с дислексией может с трудом разделять слова на составляющие их звуки, а затем сопоставлять эти звуки с буквами, дисграфия влияет на орфографическое кодирование или выбор правильной буквы для соответствия звуку.

СДВГ

Иногда при СДВГ может возникать дисграфия. Дети, которые борются с расстройствами внимания, могут писать неряшливо, а при наличии дисграфии это также может причинять им боль, особенно когда речь идет о почерке.

Диспраксия

Диспраксия аналогична тем, что влияет на мелкую моторику, связанную с письмом и другими школьными занятиями, такими как использование ножниц или игра на музыкальном инструменте. Однако у детей с диспраксией также могут быть проблемы с планированием; их нет при дисграфии. Узнайте больше о диспраксии и СДВГ и о помощи детям с диспраксией в классе в этих постах.

Аутизм

Дисграфия может проявляться у людей с расстройствами аутистического спектра, которые уже могут испытывать трудности с самовыражением в устной или письменной форме.

Если дисграфию не лечить, учащийся может упустить информацию, сообщаемую во время обсуждений в классе, плохо сдать экзамены и развить низкую самооценку и неуверенность в себе в классе. Узнайте больше о самооценке и важности помощи учащимся в укреплении уверенности в этих постах.

 

9 Советы учащимся с дисграфией

  1. Протяните руки. Перед тем, как приступить к такой деятельности, как набор текста или рукописный ввод, рекомендуется встряхнуть руки, покрутить запястьями, пошевелить пальцами и, возможно, даже сжать мячик для снятия стресса. Некоторые люди вдавливают пальцы в пластилин, во что угодно, чтобы разогнать кровь и подготовить мышцы.

  2. Научитесь печатать вслепую. Людям с дисграфией рекомендуются компьютеры, поскольку они уменьшают количество переменных, которые необходимо контролировать, включая формирование букв, расстояние между буквами и словами и даже написание текста слева направо по прямой линии. Кроме того, они обеспечивают простоту исправления без пометок стирания и предоставляют доступ к средствам проверки орфографии. Человек, который учится печатать вслепую, находится в еще лучшем положении, потому что он может использовать мышечную память рук, чтобы помочь в правописании и улучшить навыки грамотности, такие как декодирование и чтение с листа.

  3. Использовать курсив вместо печатного. Если вам приходится писать от руки, многие эксперты считают курсив более простым средством, чем печатный, поскольку между буквами больше связи. Это уменьшает отвлечение, вызванное расстоянием. Курсив также имеет меньше обратимых букв и требует постоянного движения и потока, что может быть полезно для людей, у которых проблемы с мелкой моторикой.

  4. Запрос на размещение. Учащиеся, которые борются с дисграфией, должны запросить приспособления в классе, в том числе возможность записывать обсуждения в классе и инструкции учителя с помощью аудиодиктофона или использовать компьютер, чтобы делать заметки и выполнять письменные задания. Имейте в виду, что дисграфия может мешать успеваемости, поэтому, возможно, потребуется скорректировать критерии оценки. Например, раздел с кратким ответом можно заменить вопросами с несколькими вариантами ответов, не требующими текстовых ответов.

  5. Попробуйте другую бумагу и ручки. Иногда полезно писать от руки на бумаге с толстыми или выпуклыми линиями. Бумага разных цветов также может быть полезной. Мелкая моторика влияет на то, как человек держит письменные принадлежности, поэтому рассмотрите возможность использования более толстой ручки или карандаша с резиновой ручкой.

  6. Делайте аудиозаписи. Письмо — это интеллектуальная нагрузка для людей, которая становится еще более сложной, когда им приходится как получать информацию во время лекции, так и записывать ее. Даже копирование текста с доски тяжело для человека, страдающего дисграфией. Вот почему рекомендуется, чтобы люди приносили аудиозаписывающее устройство или получали раздаточные материалы, охватывающие то, что обсуждалось. Также может быть полезно объединить студента-дисграфика с приятелем, который делает заметки.

  7. Произнесите слово по буквам вслух. Правописание иногда может быть затруднено, потому что дисграфия влияет на орфографическое кодирование или перевод слов в их составные буквы. На правописание вслух это не влияет, поэтому люди должны пройти тесты по правописанию в устной форме и тихо повторить написание слова про себя, прежде чем пытаться записать его. Это также помогает научиться слепой печати, поскольку повторение слова означает, что правописание заучивается с помощью мышечной памяти рук.

  8. Обдумайте идеи, прежде чем писать. Когда композиция затрагивается на уровне фразы, предложения и абзаца, это часто происходит из-за трудностей с переводом информации и организацией ее на бумаге. Это может помочь получить доступ к предварительным знаниям по теме и провести мозговой штурм идей, прежде чем вы начнете, поскольку это активирует их в мозгу и помогает вам подготовиться к написанию.

  9. Использование контуров и нескольких черновиков. Когда организация и выражение все еще затруднены, учащийся с дисграфией может захотеть составить план, в котором идеи организованы четким образом. Работа с несколькими черновиками означает меньшее давление или стресс для того, чтобы сделать что-то правильно с первой попытки. Это также более естественный подход к письму. Просмотр предыдущей информации, а также переписывание и адаптация, чтобы читатель мог следить за ходом мыслей, — это привычки, присущие хорошим писателям.

Чтение и правописание вслепую

Обучение слепому печатанию может оказать положительное влияние на успеваемость людей с дисграфией, поскольку облегчает письменное изложение мыслей. Слова текут сквозь кончики пальцев на экран, не отвлекаясь от манипулирования пером или правильного расстановки символов.

Обучение слепому чтению и правописанию обучает слепому печатанию мультисенсорным способом с помощью модульного подхода, который позволяет каждому учащемуся прогрессировать со скоростью, подходящей для него или нее.

Узнать больше

Встроенная обратная связь и возможность повторения уроков способствуют самостоятельным занятиям. Кроме того, успешное завершение курса и приобретение нового навыка может помочь повысить самооценку, укрепить уверенность и облегчить беспокойство и разочарование, которые испытывают студенты, когда речь идет о письме.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts