Дискуссия о предмете социальной психологии: www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Дискуссия о предмете социальной психологии

Дискуссии начались в конце 50-х – начале 60-х годов. Основная полемика касалась двух вопросов:

1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга её задач,

2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и социологией – с другой.

Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.

Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.

Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную науку, как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и прочее. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психология» — уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» — наука об этой общественной психологии).

Второй подход, напротив, видел главным предметом исследования социальной психологии

личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психические черты, особенности личности, её положение в коллективе, типологию личностей, с другой стороны, выделялись именно положение личности в коллективе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте так называемой «психологии личности» в системе психологического знания (есть ли это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований). Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания.
Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.

Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой: практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в её предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная пионером отечественной социальной психологии

Борисом Дмитриевичем Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности (Парыгин, 1971). Согласно Владимиру Николаевичу Мясищеву (российский психолог, невропатолог и психотерапевт), социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества (Мясищев, 1949).

Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей — предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся.

Но согласие в понимании круга задач, решаемых социальной психологией, ещё не означает согласия в понимании её соотношения с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре разновидности:

1) социальная психология есть часть социологии; её интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе, и она более ориентирована на традиционные для психологии методы;

2) социальная психология есть часть психологии

, которую интересует социальная проблематика, потому она опирается больше на методы социологии;

3,4) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причём сам «стык» понимается двояко:

а) социальная психология отторгает определённую часть психологии и определённую часть социологии;

б) она захватывает «ничью землю» – область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскивать внутри одной из «родительских» дисциплин или

на границах между ними. Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же проблемой; какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии – с другой.

Ведь где ни «помещать» социальную психологию, она все равно при всех условиях граничит с этими двумя дисциплинами. Если она часть психологии, то где граница именно социально-психологических исследований внутри психологии? Социология, если она даже при таком рассмотрении оказалась за пределами социальной психологии, все равно тоже граничит с ней в силу специфики предмета той и другой дисциплины. Такое же рассуждение можно привести и относительно положения социальной психологии внутри социологии. Но и при интердисциплинарном подходе невозможно уйти от вопроса о «границах»: что значит «на стыке», какой частью стыкуются психология и социология? Или что значит «самостоятельная дисциплина»: «отсекает» ли она какие-то части у психологии и социологии или вообще имеет какие-то абсолютно самостоятельные области, не захватываемые никоим образом ни психологией, ни социологией.

Попробуем рассмотреть эти «границы» с двух сторон в отдельности.

Что касается социологии, то ее современная структура обычно характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий, конкретных социологических исследований. Следовательно, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости и т.п. Но именно эти же проблемы представляют интерес и для социальной психологии. Следовательно, здесь проходит одна из границ. В области специальных социологических теорий можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности.

Пожалуй, именно в этой сфере особенно трудны разграничения, и само понятие «границы» весьма условно. Можно сказать, что по предмету различий часто обнаружить не удается, они прослеживаются лишь при помощи выделения специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на ту же самую проблему.

Относительно «границы» между общей психологией и социальной психологией вопрос еще более сложен. Специфическая проблематика социальной психологии, естественно, ближе всего к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. Упрощенно было бы думать, что в общей психологии исследуется личность вне ее социальной детерминации, а лишь социальная психология изучает эту детерминацию. Весь смысл постановки проблемы личности, в частности в отечественной школе психологии, в том и заключается, что личность с самого начала рассматривается как «заданная» обществом. С этой точки зрения в общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности и т.

д. И, тем не менее, остается класс специфических задач для социальной психологии. Не говоря уже о тех задачах, которые просто не решаются общей психологией (динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия), даже относительно личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах — вот проблема социальной психологии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует и т.д.

Таким образом, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.

Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью ее положения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние конкретных социальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры.

В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний. Новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др.

Резюмируя все вышесказанное, запишем наиболее общее определение понятия «социальная психология».

Социальная психология — наука, изучающая механизмы и закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы и общности, а также психологические характеристики самих этих групп.

Обсуждение: Социальная психология | Введение в психологию | Мозг и когнитивные науки

« Предыдущая

Обзор сеанса

Что мы думаем о других и что они думают о нас? Эта дискуссионная сессия дополняет предыдущие лекции «Социальная психология I» и «Социальная психология II».

Обсуждение

Социальная психология — это широкая область, которая задает такие вопросы, как:

  • Как мы воспринимаем других?
  • Что мы думаем о других?
  • Что о нас думают другие?
  • Как на наше поведение влияют другие люди, как индивидуально, так и в группах?

Демонстрация

Тест неявных ассоциаций (IAT) — это мера автоматической ассоциации между двумя понятиями. Когда два понятия связаны, легко дать один и тот же ответ на примеры двух связанных понятий, таких как цветок и приятный . Когда два понятия не связаны (например, насекомое и приятное ), дать один и тот же ответ сложнее. Лучший способ понять IAT — это попробовать самому, например, в Project Implicit ® .

IAT широко используется для изучения имплицитных предубеждений в отношении расы, возраста, гендерных ролей и других социальных конструктов, но не обошлось без критики. Совершенно очевидно, что люди, которые сдают IAT и им говорят, что у них есть предубеждения против одной расы или одного пола, часто возражают, что это не так. «Что ты имеешь в виду?» они говорят: «Я не верю, что мужчины должны работать, а женщины должны сидеть дома! Я знаю много женщин, которые работают, и я полностью уважаю выбор мужчины оставаться дома. Этот тест не измеряет мои убеждения». Какие рассуждения могут использовать психологи, чтобы опровергнуть этот аргумент?

Пример ответа

Участник может не знать о своей предвзятости ( имплицитное познание ).

Участник может не захотеть публично раскрывать непопулярные убеждения ( предвзятость социальной желательности ).

Даже если у участника нет предубеждений в отношении женщин в карьере или мужчин дома, IAT может выявить доминирующие ассоциации в культуре участника, которые, тем не менее, влияют на поведение людей.

Что вы думаете? Прочитайте предысторию на веб-сайте Project Implicit, а затем опишите, какие аргументы за и против достоверности IAT вы считаете убедительными. Можете ли вы представить себе ситуацию, в которой сдача IAT группой людей может быть полезной, а когда — вредной?

Эксперименты

Рассмотрите некоторые из классических экспериментов в социальной психологии и принципы, которые они демонстрируют.

Формирование впечатления

У Снайдера (1977) телефонный эксперимент, мужчина и женщина разговаривают по телефону из разных комнат. Мужчине дают фотографию привлекательной или непривлекательной женщины и говорят, что это женщина по телефону. Независимый слушатель слышит только сторону женщины в разговоре и оценивает ее дружелюбие и теплоту. Мужчина тоже оценивает ее. Как вы думаете, что происходит? Почему? Каковы последствия этих результатов?

Пример ответа

Мужчины, как правило, оценивали женщин, которых они считали привлекательными, выше, чем женщин, которых они считали непривлекательными. Важно, что это стало самоисполняющееся пророчество — те мужчины, которые считали, что общаются с привлекательными женщинами, были более дружелюбны и полны энтузиазма по телефону (по оценке независимых слушателей), чем мужчины, которые верили, что разговаривают с непривлекательными женщинами. Более того, независимые наблюдатели также оценили женщин из в непривлекательном состоянии как менее теплых и менее дружелюбных. Как будто ожидания мужчин не только формировали их поведение, но и вызывали стереотипное поведение у женщин. Результаты показывают, что стереотипы, которых мы придерживаемся, влияют не только на то, как мы ведем себя по отношению к другим, но и на то, как они действуют по отношению к нам.

Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс относится к дискомфорту, который мы испытываем, когда придерживаемся противоречивых убеждений или совершаем поступки, противоречащие убеждениям. Одним из наших основных мотивов является стремление уменьшить когнитивный диссонанс, что мы часто делаем, ища оправдания нашему поведению. В исследовании Фестингера и Карлсмита (1959) участники выполняли чрезвычайно скучное задание, а затем их просили порекомендовать это задание другому человеку как интересное и приятное. За эту услугу одной трети участников заплатили 20 долларов (большая сумма денег в то время), одной трети заплатили 1 доллар, а одну треть не попросили оказать услугу. Когда их позже спросили, как три группы участников оценили уровень своей заинтересованности в задании? Согласно теории когнитивного диссонанса, почему они так поступили?

Пример ответа

Участники группы за 1 доллар оценили задание как более интересное, чем участники из группы за 20 долларов или контрольной группы. У контрольной группы не было когнитивного диссонанса: им задание показалось скучным, и они об этом сказали. Группа за 20 долларов могла использовать полученные деньги как оправдание того, почему они действовали вопреки своим истинным убеждениям. Но 1 доллара было недостаточно для оправдания последней группы. Столкнувшись с противоречивыми позициями «Я сказал кому-то, что это было интересно» и «Я знаю, что это было скучно», эти участники минимизировали диссонанс, изменив свои первоначальные убеждения.

Соответствие и послушание

После Второй мировой войны ряд психологов начали изучать конформизм и повиновение авторитету. В экспериментах Аша группам участников было предложено принять участие в «тестах на зрение», в которых они должны были сказать вслух, имеет ли линия A, B или C ту же длину, что и первая линия.

© Nyenyec в Википедии. Изображение загружено по лицензии CC-BY-SA/GNU Free Documentation License. Этот контент исключен из нашей лицензии Creative Commons. Для получения дополнительной информации см. http://ocw.mit.edu/fairuse.

На самом деле все участники, кроме одного, были в этом заинтересованы, и, дав несколько правильных ответов, эти сообщники начали давать явно неправильные ответы. А как же одинокий испытуемый – он пошел вместе с группой или дал заведомо правильный ответ?

Пример ответа

В исходном эксперименте было 12 испытаний. Семьдесят пять процентов испытуемых соответствовали (то есть дали неправильный ответ) хотя бы один раз. Судя по всему, социальное давление с целью конформизма было довольно высоким. Дальнейшие эксперименты показали, что даже один несогласный среди сообщников, по-видимому, придавал испытуемому уверенность, чтобы объявить правильный ответ.

В 1971 году в подвале здания Стэнфордского университета Зимбардо смоделировал тюрьму. Участникам случайным образом назначали роль охранника или заключенного. В течение нескольких дней участники настолько полностью вжились в свои роли (охранники наказывали и пытали заключенных, заключенные бунтовали, а затем впадали в депрессию), что эксперимент пришлось прекратить. Какие выводы были сделаны?

Пример ответа

Этот эксперимент стал доказательством того, что тюремная среда способна радикально изменить личность в остальном стабильных и здоровых людей, и, в более широком смысле, того, как социальные роли и институты формируют индивидуальное поведение.

В 1961 году Милгрэм пригласил участников в лабораторию Йельского университета, где им сказали, что они примут участие в исследовании памяти. Союзник стал «учеником», а истинный участник стал «учителем». Отведенный в соседнюю комнату участник был проинструктирован опрашивать ученика по заученным спискам слов и наносить все более сильные удары электрическим током за каждую ошибку. (Звуки «ударов» воспроизводились на магнитофоне, и сообщник выдавал ряд ответов, от жалоб до крика и, наконец, молчания.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts