Диспозиция это в социологии: ДИСПОЗИЦИЯ это

Содержание

Габитус. Определение понятия. Статья из «Социологической энциклопедии»

ГАБИТУС — целостная система диспозиций восприятия, оценивания, классификации и действий, результат опыта и интериоризации индивидом социальных структур, носящая неосознанный характер.

В философской традиции термин габитус обозначает сумму индивидуальных телесных навыков — походка, жестикуляция, манеры, — цельное осаждение опыта конкретного человека в «глубине» телесного сознания. В социологии в широкий научный обиход слово габитус введено П. Бурдье (см.): «Габитус — система прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т.е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства».

Габитус порождается средой, «классом условий существования», путем их интериоризации индивидом; это результат индивидуальной истории и социального опыта индивида. Габитус структурирует новый опыт, который, в свою очередь, трансформирует исходные ментальные структуры. Таким образом,  габитус зависит от социальной траектории индивида.

Габитус — принцип практик индивида: «это порождающее и унифицирующее начало, которое сводит… характеристики какой-либо позиции в единый стиль жизни, т.е. в единый ансамбль выбора людей, благ и практик» (Бурдье).

Вводя понятие габитус, Бурдье пытается снять традиционное для социологии противопоставление социальной структуры и личных практик индивида: с одной стороны, габитус — это внутренние схемы восприятия, оценивания, классификации и деятельности, свойственные индивиду, с другой — это интериоризованные социальные отношения, усвоенные и присвоенные социальными агентами.

Габитус обеспечивает воспроизводство социальных институтов: структура института вписывается во внутреннюю структуру индивида и впоследствии воспроизводится в будущих его практиках (по Бурдье, «собственность присваивает хозяина, принимая форму структуры порождающей практики, совершенно соответствующие ее логике и требованиям»).

В то же время габитус вписывает индивида в существующие социальные структуры, генерируя практики и представления так, что они оказываются объективно адаптированными к социальным отношениям, продуктом которых и являются.

Габитус обеспечивает не только воспроизводство но и определенную изменчивость социальной структуры в практиках индивида, поскольку детерминирует практики не непосредственно, но путем изначально заданных принуждений, ограничений, представлений о возможном, вероятном и невозможном. Действие формируется на основании «субъективной оценки объективных вероятностей», соизмерения желаемого и возможного.

Принципиальным моментом является то, что габитус целостен и не может быть разложен на отдельные составляющие его диспозиции, поскольку выражает один общий принцип, стиль, проявляющийся во всех практиках индивида и переносимый из одной сферы в другую, задавая их взаимную согласованность.

Еще одна особенность габитус в том, что он является бессознательной структурой: это системы глубоко укорененных диспозиций, «забытых» и полностью не рефлексируемых: «Габитус — это история, ставшая природой, и тем самым отрицаемая в качестве таковой» (Н. А. Шматко).

Бессознательность габитуса определяется его телесностью; установки вписаны в телесность и проявляются в манере, стиле, привычке говорить, держаться, двигаться, подчиняясь определенным инкорпорированным требованиям.

Габитус производится средой, следовательно сходные условия, т.е. позиции индивида генерируют сходные  габитусы членов группы, класса. Таким образом, «социальный класс — это класс схожих условий, а также класс индивидов, обладающих сходным гапитусом» (П. Бурдье). Следовательно, практики членов группы изначально координированы сходством габитус, выступающим основой спонтанной солидарности.

М.В. Батурчик

Источник: Яндекс. Энциклопедия социологии

§ 3. Механизм мотивации социальной деятельности. Диспозиция личности

Мотивация социальной деятельности. Взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов образует механизм мотивации социальной деятельности. Под мотивацией понимается совокупность устойчивых побуждений (мотивов) личности, определяемая ее ценностной ориентацией. Через этот механизм происходит осознание личностью своих потребностей в качестве интересов. В механизме мотивации интерес выступает как сосредоточение внимания, как доминирующая потребность, возникающая в конкретной ситуации.

Интересы личностей проявляются в реальной жизни как социальные законы, выступают детерминантой их поведения, формируют цели деятельности. Цель в этом смысле понимается как ожидаемый и желаемый результат деятельности, обусловленный стремлением к его реализации (объективации).

Цель деятельности как идеальный прообраз будущего формируется на основе интересов социального субъекта.

Мотивы деятельности представляют собой отраженные в сознании людей потребности и интересы, выступающие как побудители к деятельности. Мотив выступает в качестве внутренней причины (побуждения) к деятельности. При переходе от интереса к цели деятельности могут возникать и внешние побудители или стимулы.

Стимул выступает в форме информации об изменении конкретной ситуации в обществе или группе или в форме прямого практического действия. Мотив – это стимул, преобразованный в цель. Мотив деятельности формируется через осознание индивидами содержания ценностных установок и выступает как фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность.

Диспозиция личности. В результате взаимодействия мотивов и стимулов формируются диспозиции личности, выступающие в качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности. Диспозиция личности, выраженная в ее установке, проявляется в социальном поведении.

Диспозиция личности означает предрасположенность (установку) личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях на основе идеалов, норм и жизненных ценностей.

Поведение личности регулируется общей диспозиционной системой. В процессе жизнедеятельности личности ее диспозиционная система выполняет функцию регулятора поведения и проявляется как отношение к окружающей среде.

Отношение – это направленность активности (деятельности и поведения) конкретной личности на установление и поддержание связи с другими людьми на основе ее интересов. В этом смысле социальные отношения есть взаимодействие интересов субъектов (личностей), которые устанавливают связи между собой в зависимости от целей и убеждений, от понимания смысла своей деятельности.

На основе выделения в структуре личности потребностей, ценностей и интересов, являющихся одновременно потребностями, ценностями и интересами других членов сообщества, возможно социальное взаимодействие субъектов деятельности. Именно в этом смысле можно говорить о существовании общественных потребностей.

Рассмотрение понятий «установка», «ценностная ориентация», «мотивация» имеет чисто гносеологическое значение. В реальной жизни диспозиция личности характеризуется взаимодействием всех элементов системы саморегуляции социального поведения личности. Между людьми в процессе их жизнедеятельности могут существовать различные отношения, и каждый из них может действовать в соответствии со своими целями и интересами. Но именно общность интересов и целей, складывающихся на разных уровнях жизнедеятельности общества, характеризует социальные отношения.

Отношения, складывающиеся между личностями, как носителями общественных интересов, приобретают характер социальных отношений, так как именно в них проявляются интересы, ценности, социальные цели тех или иных социальных общностей (группа, класс, этнос), которые представляет личность.

При формировании социальных систем люди постоянно сталкиваются с необходимостью согласовывать ценности, нормы и ролевые предписания. Все личные отношения складываются на основе принимаемых или не принимаемых норм. В этом смысле человеческая жизнедеятельность выступает как компромисс между личными интересами и нормами поведения, принятыми в конкретной среде (культуре).

Рассмотренные социально-психологические формы, в которых осуществляется переработка внешних воздействий личностью, образуют определенную социальную систему, обладающую особенностями, знание которых чрезвычайно важно для понимания механизма взаимодействия личности с социальной средой.

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.

com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. расположение ваше обычное настроение

  2. гостеприимство доброта в приеме гостей или незнакомцев

  3. почетное общество организация по развитию искусства, науки или литературы

  4. высшее общество модная элита

  5. открытое общество общество, предоставляющее своим членам значительную свободу

  6. Hippoboscidae крылатые или бескрылые двукрылые: вши

  7. 83″>

    скафандр скафандр, который носят космонавты во время пребывания в открытом космосе

  8. гиппобоскиды кровососущие двукрылые мухи, паразитирующие на птицах и млекопитающих

  9. Фабианское общество ассоциация британских социалистов, выступающих за постепенные реформы в рамках закона, ведущие к демократическому социализму

  10. госпитализация размещение на лечении в стационаре

  11. обездоленные физически или духовно бездомные или лишенные обеспечения

  12. приют для путешественников

  13. шланг: гибкая труба для транспортировки жидкости или газа

  14. 9″>

    содержать себя

  15. племенное общество общество с социальной организацией племени

  16. Религиозный лидер Джозеф Смит, основавший мормонскую церковь в 1830 году

  17. социопат человек с антисоциальным расстройством личности

  18. госпитализация размещение на лечении в стационаре

  19. Бычковые морские рыбы

  20. общество расширенная группа, имеющая самобытную культурную организацию

Социологическая биография и процесс социализации: диспозиционально-контекстуалистская концепция

  • DOI:10. 1080/21582041.2017.1399213
  • Идентификатор корпуса: 149370769
 @article{Lahire2022SociologicalBA,
  title={Социологическая биография и процесс социализации: диспозиционалистско-контекстуалистская концепция},
  автор={Бернард Лаир},
  journal={Современные социальные науки},
  год = {2022},
  объем = {14},
  страницы = {379 - 393}
} 
  • Bernard Lahire
  • Опубликовано 2 октября 2019 г.
  • Социология
  • Современная социальная наука

РЕФЕРАТ В рамках диспозиционалистско-контекстуалистской концепции социализации социологическая биография ищет в первую очередь последовательную или последовательную реконструкцию социализации, респондент был составлен и которые укоренились в них в виде схем или диспозиций верить, видеть, чувствовать и действовать. В наших обществах семья стоит на первом месте в порядке получения опыта, на котором основывается последующий опыт (в частности, образовательный и профессиональный… 

Посмотреть на Taylor & Francis

Bourdieu и социологическая биография: случай выбора Vincent van Gogh’s Prody

  • W. Atkinson
  • Art

    Социологии

  • 20292
  • 93

    . средства осмысления статистических закономерностей и соответствий. Когда дело доходит до объяснения тонкостей индивидуальных…

    Поля и личности: от Бурдье до Лаира и обратно

    Критика Бернаром Лаиром социологии Пьера Бурдье направлена ​​на установление «диспозиционалистско-контекстуалистского» видения человеческой деятельности, способной полностью социологизировать биографию и индивидуальность. В то время как…

    Социогенез фундаментальной художественной установки Винсента Ван Гога

    • У. Аткинсон
    • Искусство

    • 2020

    Винсент Ван Гог — один из самых известных и влиятельных художников западной традиции. Поэтому социологический анализ его творческой практики не только особенно освещает…

    Габитус в контексте транснационализации: от «транснационального габитуса» к конфигурации диспозиций и полей Одним из важных аспектов этой трансформации является то, что меняются навыки и склонности людей, а значит, и то, как они…

    Может ли Habitus объяснить индивидуальные особенности? Критическая оценка операционализации реляционной логики в теории поля

    • Сурабх Сингх
    • Социология, философия

      Социологическая теория

    • 2022

    Концепция дуальности личности/общества Бурдье претендует на решение проблемы двойственности индивида/общества. Однако концепция габитуса оказывается недостаточной для объяснения идиосинкразических особенностей…

    Моральный космополитизм, гражданское действие и этическое потребление: социальные различия в глобальном гражданстве молодых австралийцев

    Связь между глобальной гражданской идентичностью и действиями остается нерешенной проблемой . В этой статье мы используем опрос PISA 2018, чтобы выяснить, связана ли глобальная гражданская идентичность с…

    Миграция как возможность: обсуждение подхода Сена, основанного на возможностях, в контексте международной миграции

    • Марта Эйхстеллер
    • Социология

    • 2021

    Миграция — это трансплантация одной из локальных и национальных форм в национальный социальный контекст. . Траектории миграции часто выявляют глубинные пересечения социальных отношений и социальных…

    Написание национальных историй социологии: методы, подходы и взгляды

    Возобновился интерес к написанию национальных историй социологии, десятки историй недавно были опубликованы как на глобальном Севере, так и на Юге. Несмотря на это,…

    Стремление к высшему образованию: микропрактики, горизонты и воспроизводство социальных классов в Чили

    Резюме В этой статье рассматривается, как формируются и укрепляются стремления учащихся к высшему образованию (ВО) в Чили. Опираясь на теоретическую основу Пьера Бурдье и опираясь на соответствующие…

    Time and context shaping the transition from out-of-home care to adulthood in Portugal

    • Alyona Artamonova, M. D. D. Guerreiro, Ingrid Höjer
    • Psychology

    • 2020

    SHOWING 1-10 OF 53 REFERENCES

    СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантностьНаиболее влиятельные статьиНовизна

    Правила искусства: генезис и структура литературного поля

    • П. Бурдье, Сьюзан Эмануэль
    • Искусство

    • 1997

    Написанное с воодушевлением и интенсивностью (и с изрядной долей игры слов), это долгожданное исследование Флобера и современного литературного поля, представляющее собой исчерпывающую работу по социологии искусства…

    Социализация

    КОНТЕКСТ Архитектурное образование включает как формальные, так и неформальные компоненты обучения, способствующие превращению новичков в архитекторов. Неформальный компонент включает в себя неявные аспекты…

    Социологические портреты: диспозиции и вариации индивидуумов

    • B. Lahire
    • 2002

    Chaque individu est le «depositaire» de manieres de penser, de sentir et d’agir qui sont les produits de ses multiples socialisatrices. Modeles par un monde social que nous faconnons en…

    Le sens pratique

    • П. Бурдье
    • Социология

    • 1976

    информация, полученная от различных информаторов, обязательно приводит к…

    [Совместное проживание, совместное проживание и повторное проживание: маршруты, которыми следуют два поколения женщин].

    Рассматриваются два альтернативных способа достижения совершеннолетия, а именно вступление в брак и достижение академической или профессиональной квалификации, а также рассматривается стремление незамужних взрослых женщин вернуться в семейный дом.

    Социология религий

    • Макс Вебер, Жан-Пьер Гроссейн, Ж.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts