Диспозиция в социологии это: Диспозиция личности это

Содержание

что это такое в социологии и психологии?

В современном обществе диспозиция является очень спорным термином и в разных областях имеет разное значение. Человек повседневно сталкивается с ней, и порой даже не замечает этого. Все же, главное ее определение – это действие по плану, при установленной заранее ситуации.

Диспозиция – что это?

Наше конституционное право имеет один из главных терминов – диспозиция. Это полное описание правил поведения при определенной жизненной ситуации, распланированной заранее. Некоторые считают его ядром правовой нормы, и рассматривают как обязательный порядок действий со стороны каждого субъекта. Диспозиция – это гипотетические ситуации, помогающие заранее рассмотреть возможные события, по окончании мероприятия.

Диспозиция в психологии

Специалисты знают, что такое диспозиция в психологии и активно используют эту систему в своей работе. Они проверяют готовность человека к совершению определенного ряда действий, которые могут принести как положительный, так и отрицательный результат. Проанализировав внутренний мир людей, можно понять, какие действия они готовы выполнять. Правильная оценка поможет выявить потенциальных преступников и не пустить их в социум без специализированной помощи.

Понятие диспозиция в психологии очень обширно. Ее даже стали использовать в социальной работе, для более полного видения человека и его возможностей. Неадаптированная личность должна пройти адаптацию и принять стандартные нормы, а отклонение от них как раз и приводит к плохим или хорошим последствиям. В любом случае стать полноправной ячейкой общества не получится, без своей диспозиции, будь она даже не совсем положительная.

Диспозиционная атрибуция

Специалисты определяют диспозиционный подход в психологии, который отвечает за понимание действий и поступков, совершаемых человеком. Это объяснение своих или чужих поступков исходя из личного опыта. Такие люди привыкли игнорировать стандартное решение проблемы, они склонны рассчитывать только на себя и дают советы по личной и пройденной схеме. Проявляется атрибуция следующим образом:

  1. Описание людей происходит по личностным качествам (веселые, добрые, умные), нежели осмысленно характеризовать ситуацию, поведение, внешность или демографические данные.
  2. Непринятие вынужденного поведения в разных областях.
  3. Объяснения желаемого действия людей и их диспозиций, направленных на личную выгоду.
  4. Полный отказ от реальных ситуаций и погружение в гипотетические прогнозы с запланированные действия.

Диспозиция личности

Любая диспозиционная структура личности строится во внутреннем мире человека и выражается через его действия. Своеобразное восприятие предполагаемых обществом условий и поведение в этих ситуациях, это и есть личностная диспозиция. Социальные установки предлагают свободу выбора в любой ситуации и человек вправе сам выбирать ход дальнейших действий. Главное не потерять взаимодействие социумом, ведь это может привести к потере адаптации.

Высшие личностные диспозиции образуют определённую систему, которая диктует концепцию жизни. Контактируя с менее активными людьми, они могут настроить их для себя или же против. Частое взаимодействие учит человека быть самостоятельным, выражать свое мнение и отстаивать позиции. В данном случае большую роль играет опыт, который все получают в течение жизни.

Диспозиция — философия

В аналитической философии диспозитивный метод активно используется для приблизительного представления возможных ситуаций. Такие моменты не проверялись на практике и носят чисто гипотетический смысл. Все же возникновение этой ситуации реально, и для этого и разрабатывается предварительный план. Когда человек диспозитивный, это помогает ему в жизни, ведь он умеет заранее продумывать ход своих действий, тем самым реже допускает ошибки.

В философии этот термин используют для характеристики многих описаний, которые в ближайшее время не предвидеться наблюдать лично. В данной науке очень важно мысленное представление и дальнейшая работа над ним. Специалисты отмечают, что этот метод помогает людям быстрее влиться в социальную среду и найти свой круг общения, в котором можно будет просто быть собой.

Диспозиция – социология

Социальный опыт фиксирует определенные предрасположенности людей к той или иной ситуации. Что значит диспозиция в этом случае? Правильное восприятие и оценка условий своей деятельности и реакции окружающих тебя людей. Таким образом в социологии диспозиция встречается при возникновении определенной ситуации и правильном ее решении. Внутренний настрой человека и его опыт играет здесь очень важную роль.

Современный социум постоянно ставит человека перед выбором. Специалисты структурировали диспозицию и выявили четыре основных уровня:

  1. Быстро меняющие ситуации как предметные, так и реальные.
  2. Проблемы группового характера, где решение принимают не менее десяти человек.
  3. Длительные условия деятельности – семья, работа.
  4. Более длительные и масштабные условия деятельности – политика, культура и так далее.

 

Диспозиционная теория личности и концепция парадоксального человека

Диспозиционная теория личности

Термин «диспозиция» вошел в научный лексикон в 1920-е годы благодаря О.

Штерну, который использовал его в качестве эквивалента термина «предрасположенность» и имея в виду предрасположенность субъекта к чему-либо.

Определение 1

Диспозиция – это субъективная установка или же предрасположенность личности к конкретному типу поведения.

Самая известная теория диспозиций в психологии принадлежит американскому психологу Гордону Олпорту (1897-1967). В рамках социологии основателями диспозиционной теории личности были  американцы Флориан Знанецкий и Уильям Томас, которые ввели в научную лексику понятие «аттитюда» (установки), которое выражало направленность или вектор поведения личности.

В отечественной социологии диспозиционную теорию личности создал Владимир Александрович Ядов, который родился в 1929 году. Он понимал под диспозицией личности систему ее предрасположенностей или установок к конкретному поведению относительно определенных ситуаций и условий.

В.А. Ядов выделял четыре уровня диспозиций:

  • Элементарные фиксированные установки. Данные установки будут выражать готовность личности удовлетворять свои жизненно важные потребности в тепле, безопасности, пище и т.д.;
  • Ситуационные установки. Данный тип установок формируется на основе потребности в общении в рамках повседневных обстоятельств;
  • Базовые социальные установки. Данные установки будут определять общую направленность деятельности и интересов личности;
  • Ценностные личностные ориентации. Данный тип установок будет определять формирование целей жизни и основных средств, которые используются для того, чтобы их реализовывать. Данный уровень является высшим диспозиционным. 

В.А. Ядовым была сформулирована концепция диспозиционной регуляции (саморегуляции) поведения человека. Суть данной концепции состоит в том, что установки разных уровней будут регулировать поведение человека в разных социальных ситуациях – начиная от удовлетворения физиологических потребностей, реагирования в привычных ситуациях, базовых социальных установок и завершая деятельностью, которая имеет отношение к реализации жизненных целей личности.

Главным моментом в диспозиционной теории считается то, что в структуре личности выделяются диспозиции, которые присущи каждому человеку, определяют его готовность совершать типичные действия в разных ситуациях и выражают направленность личности к удовлетворению ее потребностей конкретным образом. В структуру личностных диспозиций входят установки разного уровня, начиная от «низших», которые будут связаны с базовыми, жизненными физиологическими потребностями личности, и заканчивая «высшими», которые связаны с ценностными ориентациями человека. В соответствии с концепцией диспозиционной регуляции поведения, личность будет выбирать свое поведение в зависимости от ситуации и реализовывать его в рамках одной из диспозиционных установок.

Концепция парадоксального человека

Авторство данной социологической теории личности принадлежит крупному российскому социологу Жану Терентьевичу Тощенко, который родился в 1935 году. 

Определение 2

По мнению ученого, парадоксальный человек – это порождение парадоксальной ситуации в обществе, которая сложилась в 1990-е годы и связана с распадом СССР и обусловлена определенной экономической, духовно-культурной и политической обстановкой, сформировавшейся в российском обществе в то время. Парадоксальный человек является атрибутом переходного общества и сам по себе он будет олицетворять эпоху перемен.

В целом концепцию парадоксального человека можно представить так: сознание людей изменилось, они явно или открыто отказались от большинства ценностей и установок, с которыми жили на протяжении всей своей жизни. Однако ключевым звеном является мировоззрение, которое остается консервативным и люди в результате стремятся к прошлому, критикуют настоящее и не очень уверены в будущем, точнее – в способах реализации своих целей, интересов и намерений. Именно такие сдвиги в сознании общества, то, как они проявляются в конкретных ситуациях, позволяют говорить о том, что сознание и поведение людей стало парадоксальным. При этом Ж.Т. Тощенко утверждает, что у парадоксального человека много лиц и много типов. 

Данную идею отечественного мыслителя можно рассматривать и с более широкой точки зрения. Идея парадоксального человека распространяется не только на российское общество, но и на любое переходное или нестабильное общество на национальном или глобальном уровнях.

Однако, в то же время, данная концепция может быть еще глубже. В связи с тем, что современный мир XXI века очень динамичен и постоянно подвергается разнообразным рискам, парадоксальный человек является вполне распространенным и обычным типом человека новейшей эпохи.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Евгения Рыжикова

Социолог. Преподаватель социологии. 

Что такое диспозиция определение. Диспозиция это

ДИСПОЗИЦИЯ

часть правовой нормы, содержащая правило поведения. В Д. указываются права и обязанности, возникающие у субъекта в случае наступления обстоятельства, предусмотренного гипотезой данной нормы. В зависимости от вида правовой нормы (уп-равомочивающая, обязывающая или запрещающая) Д. содержит требования к правомерному поведению либо запрет на противоправное деяние.

По способу изложения Д. классифицируются на простые, сложные, описательные, альтернативные, ссылочные и бланкетные. Простая Д. указывает на один вариант поведения. Например, ст. 63 СК предписывает, что «родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования». Сложная Д. содержит несколько вариантов поведения. Например, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» устанавливает, что «учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации». Описательная Д. содержит подробный перечень существенных признаков поведения. Например, ст. 839 ГК РФ ука-зывает: «Проценты на сумму банковского вклада начисляются со дня, следующего за днем ее поступления в банк. до дня, предшествующего ее возврату вкладчику либо ее списания со счета вкладчика по иным основаниям». Альтернативная Д. характеризуется тем,что она указывает несколько возможных вариантов поведения, но субъект права может выбрать только один. Так, ст. 837 ГК РФ устанавливает: «Договор банковского вклада заключается на условиях выдачи вклада по первому требованию (вклад до востребования) либо на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока (срочный вклад)».

Ссылочная Д. не излагает правило поведения, а отсылает к другой норме данного нормативного правового акта. Например, ст. 84 СК предписывает: «На детей, оставшихся без попечения родителей, алименты взыскиваются в

Малиновский А.А.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое «ДИСПОЗИЦИЯ» в других словарях:

    диспозиция — и, ж. disposition f., нем. Disposition, пол. dyspozycyja <, лат. dispositio. 1. Распоряжение, усмотрение; воля, власть. Сл. 18. Кго Царского Величества Всемилостивейшей диспозиции и решению представляется <сей пункт договора> . 4. 7.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    — (лат.). 1) предписание войскам или флоту об их расположении и движении частей на поле действий. 2) в живописи: расположение частей картины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИСПОЗИЦИЯ 1) письменное… … Словарь иностранных слов русского языка

    — (латинское «расположение») термин, применявшийся в средневековых поэтиках в значении «традиционной композиции» (ср. Faral, Les arts poetiques des XII et XIII siecles, 1923), введенный в новейшее литературоведение немецкой «риторической» школой… … Литературная энциклопедия

    Расположение, план Словарь русских синонимов. диспозиция сущ., кол во синонимов: 2 план (67) … Словарь синонимов

    диспозиция — (или предиспозиция) готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персоналистской психологии (В. Штерн) (см. персонализм) Д. обозначает причинно не обусловленную склонность к… … Большая психологическая энциклопедия

    Диспозиция — часть правовой нормы, указывающая на возможное и должное поведение субъектов, саму цель действия данной нормы. Диспозиция это само правило поведения, то, что должны совершить адресаты данной нормы, можно сказать, цель данной нормы. В зависимости… … Элементарные начала общей теории права

    — (от лат. dispositio расположение) структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание юридически значимого поведения субъекта права. Если гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, то Д. представляет собой ядро… … Юридический словарь

    Юридический закон, постановление, распоряжение, содержащие запрет, ограничение. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    — (от лат. dispositio расположение) 1) до 20 в. план расположения сухопутных войск (сил флота) и противника для ведения боя (сражения). В ВМФ, кроме того, план расположения кораблей на рейде, в базе и на море.2) Письменный боевой приказ командира… … Большой Энциклопедический словарь

    — (от лат. dispositio распределение) правовые нормы экономической деятельности или их часть, содержащие запреты, ограничения или предписания, сужающие допустимое, законное поле деятельности. Фиксируется в законах, соглашениях, договорах. Райзберг Б … Экономический словарь

    ДИСПОЗИЦИЯ, диспозиции, жен. (лат. dispositio) (воен.). Расположение войск для боя. || Письменный приказ войскам для боя или для походного движения (устар. ). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Чертеж военных пехотных эволюций , Вистицкий. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Описание чертежа. Сей чертеж показывает вообще все, движение войск, во всякую сторону, по…

В современном обществе диспозиция является очень спорным термином и в разных областях имеет разное значение. Человек повседневно сталкивается с ней, и порой даже не замечает этого. Все же, главное ее определение – это действие по плану, при установленной заранее ситуации.

Диспозиция – что это?

Наше конституционное право имеет один из главных терминов – диспозиция. Это полное описание правил поведения при определенной жизненной ситуации, распланированной заранее. Некоторые считают его ядром правовой нормы, и рассматривают как обязательный порядок действий со стороны каждого субъекта. Диспозиция – это гипотетические ситуации, помогающие заранее рассмотреть возможные события, по окончании мероприятия.

Диспозиция в психологии

Специалисты знают, что такое диспозиция в психологии и активно используют эту систему в своей работе. Они проверяют готовность человека к совершению определенного ряда действий, которые могут принести как положительный, так и отрицательный результат. Проанализировав внутренний мир людей, можно понять, какие действия они готовы выполнять. Правильная оценка поможет выявить потенциальных преступников и не пустить их в социум без специализированной помощи.

Понятие диспозиция в психологии очень обширно. Ее даже стали использовать в социальной работе, для более полного видения человека и его возможностей. Неадаптированная личность должна пройти адаптацию и принять стандартные нормы, а отклонение от них как раз и приводит к плохим или хорошим последствиям. В любом случае стать полноправной ячейкой общества не получится, без своей диспозиции, будь она даже не совсем положительная.

Диспозиционная атрибуция

Специалисты определяют диспозиционный подход в психологии, который отвечает за понимание действий и поступков, совершаемых человеком. Это объяснение своих или чужих поступков исходя из личного опыта. Такие люди привыкли игнорировать стандартное решение проблемы, они склонны рассчитывать только на себя и дают советы по личной и пройденной схеме. Проявляется атрибуция следующим образом:

  1. Описание людей происходит по (веселые, добрые, умные), нежели осмысленно характеризовать ситуацию, поведение, внешность или демографические данные.
  2. Непринятие вынужденного поведения в разных областях.
  3. Объяснения желаемого действия людей и их диспозиций, направленных на личную выгоду.
  4. Полный отказ от реальных ситуаций и погружение в гипотетические прогнозы с запланированные действия.

Диспозиция личности

Любая диспозиционная структура личности строится во внутреннем мире человека и выражается через его действия. Своеобразное восприятие предполагаемых обществом условий и поведение в этих ситуациях, это и есть личностная диспозиция. Социальные установки предлагают свободу выбора в любой ситуации и человек вправе сам выбирать ход дальнейших действий. Главное не потерять взаимодействие социумом, ведь это может привести к потере адаптации.

Высшие личностные диспозиции образуют определённую систему, которая диктует концепцию жизни. Контактируя с менее активными людьми, они могут настроить их для себя или же против. Частое взаимодействие учит человека быть самостоятельным, выражать свое мнение и отстаивать позиции. В данном случае большую роль играет опыт, который все получают в течение жизни.

Диспозиция — философия

В аналитической философии диспозитивный метод активно используется для приблизительного представления возможных ситуаций. Такие моменты не проверялись на практике и носят чисто гипотетический смысл. Все же возникновение этой ситуации реально, и для этого и разрабатывается предварительный план. Когда человек диспозитивный, это помогает ему в жизни, ведь он умеет заранее продумывать ход своих действий, тем самым реже допускает ошибки.

В философии этот термин используют для характеристики многих описаний, которые в ближайшее время не предвидеться наблюдать лично. В данной науке очень важно мысленное представление и дальнейшая работа над ним. Специалисты отмечают, что этот метод помогает людям быстрее влиться в социальную среду и найти свой круг общения, в котором можно будет просто быть собой.

Диспозиция – социология

Социальный опыт фиксирует определенные предрасположенности людей к той или иной ситуации. Что значит диспозиция в этом случае? Правильное восприятие и оценка условий своей деятельности и реакции окружающих тебя людей. Таким образом в социологии диспозиция встречается при возникновении определенной ситуации и правильном ее решении. Внутренний настрой человека и его опыт играет здесь очень важную роль.

Современный социум постоянно ставит человека перед выбором. Специалисты структурировали диспозицию и выявили четыре основных уровня:

  1. Быстро меняющие ситуации как предметные, так и реальные.
  2. Проблемы группового характера, где решение принимают не менее десяти человек.
  3. Длительные условия деятельности – семья, работа.
  4. Более длительные и масштабные условия деятельности – политика, культура и так далее.

1. План расположения войск, военных кораблей для боя или на месте стоянки. 2. Письменный приказ командира, содержащий боевые задачи для войсковых частей (в армии Российского государства XVIII-XIX вв.).

Толковый словарь Ефремовой

Диспозиция Личности

Предрасположенность определенного индивида к своеобразному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях, воплощающая в себе ценностные ориентации, общую направленность, социальные установки личности, особенности ее идентификации и взаимодействия с окружающей средой.

Социологический словарь

Диспозиция Личности

(от лат dis-positio — расположение) — предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Систему диспозиций образуют высшие д. л. — концепция жизни и ценностные ориентации, общая направленность личности, а также обобщенные соц. установки на типичные соц. объекты и ситуации и, наконец, ситуативные соц. установки как диспозиции к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и соц. среде. Высшие Д.л., будучи продуктом общих соц. условий и отвечая наиболее общим потребностям личности — потребностям слияния с социумом, — активно взаимодействуют на Д.л. нижележащих уровней. Однако последние, особенно ситуативные установки, обладают относительной самостоятельностью, что обеспечивает адаптацию личности к меняющимся условиям деятельности при сохранении устойчивости высших Д.л. Согласно диспозиционной теории саморегуляции соц. поведения личности (В.А. Ядов) иерархически организованная система Д.л. — продукт предшествующего опыта, в к-ром фиксируются привычные способы удовлетворения различн. потребностей личности в привычных соц. условиях. Высшие Д.л. регулируют общую направленность соц. поведения, низшие — поведение в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типич. ситуациях. Роль ведущих принимают на себя Д.л., адекватные условиям и цели деятельности в данном «масштабе». Диспозиционная концепция позволяет установить связи между социологич. и соц.-психоло-гич. подходами к изучению соц. поведения личности. В советской психологии проблематика Д.л. охватывает анализ ее отношений (В.Н. Мясищев), направленности (Л.В. Бокович), проявления целостности психич. свойств и процессов в установочной готовности (Д.Н. Узнадзе), а в зарубежной психологии наиболее близкие явления изучаются в понятиях личностных черт и аттитьюдов. Лит.: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975; его же. Диспозиционная концепция личности//Социальная психология. Л., 1979; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979; Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988; Motivation and personality. N.Y., 1970. В.А. Ядов.

Социологический словарь

Что такое диспозиции? – Культура, познание и действие (culturecog)

Повторяющаяся тема в предыдущих сообщениях заключается в том, что социологи могут многое выиграть, заменив психологию убеждений-желаний в качестве объяснительной структуры диспозиционной теорией ментального. Как я уже говорил ранее, это то, что мы уже делаем, и это имеет хорошую репутацию в социальной теории.

Понятие диспозиции имеет несколько пеструю историю в социологической теории. Это было центральным в определении Бурдье одного из его основных понятий (габитуса) и играло центральную роль в его схеме (Бурдье определял габитус как «систему» ​​диспозиций). Тем не менее, американские социологи редко используют это понятие в генеративном ключе. Я хочу предложить здесь, чтобы это было (если не ) центральное понятие любой когерентной теории действия.

Диспозиционные объяснения действия не являются нейтральными с философской точки зрения, поскольку они делают серьезные предположения о связи между способностями, которые, как предполагается, воплощены в агентах, и нашей способностью осмысливать их действия. Это хорошо, так как многие теории действия не четко формулируют свои обязательства. Например, диспозиционный подход должен предполагать, что тот факт, что мы можем понимать действия других людей (например, умело играя роль народных психологов), сам по себе является проявлением диспозиции, которая может проявляться, а может и не проявляться (иногда мы придаем смысл чужих поступков путем принятия иных позиций, не являющихся народно-психологическими). В этом отношении диспозиционное описание действия должно относиться к ненаблюдаемому процессу, доступному только через его явные проявления. Из-за этого диспозициональные объяснения должны иметь дело с некоторыми уникальными концептуальными и философскими проблемами (Turner 2007).

Далее я расскажу о некоторых из них.

Во-первых, диспозиционное объяснение действия согласуется с реалистическим, основанным на способностях объяснением причинности и причинных сил. Один полезный такой подход получил название «диспозиционный реализм». Согласно Боргини и Уильямсу (2008, 23), диспозиционный реализм «относится к любой теории диспозиций, которая утверждает, что объект имеет диспозицию в силу некоторого состояния или свойства объекта».

Кроме того, тот факт, что диспозиции являются свойствами, которыми обладают их носители, влечет за собой, что наблюдения явного проявления диспозиции достаточно, чтобы заключить, что агент обладает этой диспозицией. Однако обратное не так. Предрасположенности могут не проявляться, даже когда создаются условия для их проявления (Fara 2005: 42). Так несоблюдение действия или убеждения не означает, что у агента отсутствует склонность вести себя как Х или верить Х. людям в отсутствие какого-либо явного проявления (например, склонности верить), и что это приписывание, следовательно, частично независимо от какой-либо отдельной настоящей (или прошлой) ситуации, в которой мы могли наблюдать агента. Например, мы можем быть знакомы с каузальной историей, переживаемой человеком, знать, что определенные каузальные истории приводят к приобретению определенных диспозиций, и, таким образом, приписывать диспозиции на основании нашего знакомства с каузальной историей человека до того, как мы увидим какие-либо их проявления.

Во-вторых, диспозиции причинно связаны со своими проявлениями (Fara 2005, 44). В большинстве ситуаций сказать, что у агента есть предрасположенность (D) занять заданную интенциональную позицию (убеждение, желание) по отношению к пропозициональному содержанию Y или совершить действие W в контексте C, значит сказать, что D достаточно, чтобы произвести эту интенциональную позицию или что действия в этом контексте.

В-третьих, диспозиции — это свойства человека, а не свойства «ситуации» или какой-либо внешней среды. Это не значит, что у ситуаций нет свойств. Это означает, однако, что для того, чтобы ситуационное свойство применялось к объяснению действия, мы должны предположить, что агент имеет предрасположенность реагировать таким-то и таким-то образом на это ситуационное свойство. Окружающая среда и ситуации не имеют самостоятельной причинной силы в определении действия. Любое воздействие окружающей среды должно быть опосредовано предрасположенностью действовать и реагировать, которой, как считается, обладает агент (Cervone 19).97).

Отсюда также следует, что диспозиции имеют основания, но диспозиции несводимы к какому-то недиспозиционному субстрату. Диспозиционные свойства неустранимо диспозиционны. Диспозиция — это не целостное приукрашивание поведения, которое могло бы быть реализовано на «дико дизъюнктивном» наборе лежащих в основе субстратов. Вместо этого диспозиционное приписывание является по своей сути онтологическим утверждением: существует нечто (диспозиция), каузальная сила которого ответственна за рассматриваемое явное поведенческое проявление.

Включают ли диспозиции условные выражения? Популярный философский взгляд определяет диспозицию как те свойства предметов или лиц, которые влекут за собой условное высказывание. Например, свойство «хрупкость», приписываемое чашке, влечет за собой условие « разобьется, если ударится о достаточно твердый предмет». Здесь я вслед за Фарой (2005) отмечаю, что условный учет диспозиций не работает по целому ряду причин. Мы можем рассматривать что-то как диспозицию, не обращаясь к тому, что могло бы произойти в возможном мире или ментальном пространстве. Вместо условных предложений диспозиционные атрибуции влекут за собой привычных (Fara 2005: 63), таким образом, диспозиционное объяснение действия согласуется с основанной на привычках теорией действия.

Соответственно, в-четвертых, диспозиционный реализм влечет за собой отказ от условного (например, контрфактического) определения причинности для объяснения действия (Martin 2011). Причина этого в том, что в условных объяснениях каузальная потенция диспозиций отступает на второй план в пользу разговоров о «законах природы, возможных мирах, абстрактных сферах или о чем бы то ни было» (Borghini and Williams 2004: 24). Эта склонность заменять разговоры об этом мире разговорами о фальшивых или возможных мирах является источником различных патологических представлений о причинности в социальных науках (Martin 2011).

В-пятых, когда мы говорим, что агент имеет определенное намерение сделать Y, мы говорим, что агент делает Y из-за чего-то, присущего его или ее природе. Обратите внимание, что эта версия полностью совместима с идеей о том, что эта природа «приобретается». Понятие о том, что что-то ведет себя как естественное свойство агента, отделимо от того, как это что-то стало частью природы агента (например, обучение или генетика). Социологи иногда терпеть не могут говорить о свойствах, присущих агентам, чтобы их не обвинили в «эссенциализме». Будучи однажды приобретенными и закрепившимися в результате привыкания, диспозиции могут функционировать как «вторая натура», и в этом случае временное и квалифицированное использование так называемого «эссенциалистского» языка не вводит в заблуждение.

Этот взгляд на диспозиции, как отмечалось ранее, подразумевает, что не существует чисто ситуативных или производных свойств, таких как, например, «реляционные свойства», свободно плавающие в онтологическом эфире. Это не означает, что нет никаких реляционных свойств. Вместо этого следует сказать, что реляционные свойства зависят от диспозиционных свойств, но не наоборот: способность агента вступать в отношения со свойствами и сущностями в окружающей среде требует диспозиций. Это то, что соединение привычного описания действия (который использует диспозиционный разговор) и теории поля (который использует реляционный разговор) не является произвольным, но необходимо для решения тех вопросов, которые склонны задавать социологи (Мерриман и Мартин). 2015).

В-шестых, связь между диспозицией и явным проявлением обычно один ко многим. Одна и та же диспозиция может проявляться в виде различных форм явного поведения или переживаний в зависимости от контекста (Borghini and Williams 2004: 24).

Наконец, диспозиции могут быть организованы в системы диспозиций. Бурдье считал, что это естественная тенденция. Однако диспозиционное объяснение действия не требует предположения об общей систематичности. На самом деле более слабое предположение о слабой связи, пока не доказано обратное, с большей вероятностью будет эмпирически точным.

В следующем посте я расскажу о других последствиях принятия диспозиционной онтологии на уровне актора.

Боргини, Андреа и Нил Э. Уильямс. 2008. «Диспозиционная теория возможности». Диалектика 62 (1). Интернет-библиотека Wiley: 21–41.

Червоне, Даниэль. 1997. «Социально-когнитивные механизмы и согласованность личности: самопознание, ситуационные убеждения и кросс-ситуационная согласованность в воспринимаемой самоэффективности». Психологическая наука 8 (1). SAGE Publications Inc: 43–50.

Фара, Майкл. 2005. «Диспозиции и привычки». Ноус 39 (1): 43–82.

Мартин, Джон Леви. 2011. Объяснение социального действия . Издательство Оксфордского университета.

Мерриман, Бен и Джон Леви Мартин. 2015. «Социальная эстетика как общая культурсоциология?» В Routledge International Handbook of the Sociology of Art and Culture , 152–210. Рутледж.

Тернер, Стивен П. 2007. «Практика тогда и сейчас». Человеческие дела 17 (2): 375.

Диспозиционные убеждения и склонность верить | Рациональное убеждение: структура, основания и интеллектуальная добродетель

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRational Belief: Structure, Grounds, and Intellectual VirtueMetaphysicsPhilosophyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRational Belief: Structure, Grounds, and Intellectual VirtueMetaphysicsPhilosophyBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

CITE

Audi, Robert,

‘Диспозиционные убеждения и распоряжения, чтобы поверить’

,

Рациональные убеждения: структура, основания и интеллектуальная добродетель

(

, Нью -Йорк,

2015;

онлайн онлайн -эдн. ,

Oxford Academic

, 20 августа 2015 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/97801

  • 843.003.0002,

    , по состоянию на 7 октября 2022 г.

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRational Belief: Structure, Grounds, and Intellectual VirtueMetaphysicsPhilosophyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRational Belief: Structure, Grounds, and Intellectual VirtueMetaphysicsPhilosophyBooksJournals Термин поиска на микросайте

    Advanced Search

    Abstract

    То, что мы искренне утверждаем, обычно является проявлением веры, а сама вера воплощает склонность подтверждать свое содержание; но эта глава показывает, что вера не составил по любому такому распоряжению. В главе показано, как совершенно другое — склонность верить — может объяснить эти связи между познанием и поведением. Вера изображается как своего рода диспозиционное, а не происходящее свойство, и понимается как своего рода репрезентативный элемент в уме. В главе также рассматривается важный вопрос о том, как понимать формирование убеждения . Восприятие, мышление и вывод также могут быть путями к формированию убеждений. Эмпирические вопросы о происхождении убеждений сформулированы и предложены в качестве основы для психологического исследования. Главный вывод из этой главы состоит в том, что философы и многие другие склонны приписывать верованиям слишком много.

    Ключевые слова: формирование убеждений, когнитивные способности, диспозиция, вывод, предположение, пропозициональная установка

    Предмет

    Философия Метафизика

    В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Доступ для учреждений

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Щелкните Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Вход через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

    Ведение счетов организаций

    Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

    Покупка

    Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

    Информация о покупке

    Бурдье и «Габитус» | Понимание силы социальных изменений | powercube.net

    Французский социолог Пьер Бурдье подходит к власти в контексте всеобъемлющей «теории общества», которую – как и у Фуко – мы не можем здесь отдать должное или легко выразить в форме прикладных методов ( Наварро, 2006 г.). И хотя его предметом было в основном алжирское и французское общество, мы нашли подход Бурдье полезным для анализа власти в процессах развития и социальных изменений (см. статьи Наварро, Монкриффа, Эйбена и Тейлора и Бозера в Eyben, Harris et. al. 2006; Наварро предлагает особенно основательное введение в метод Бурдье).

    В то время как Фуко рассматривает власть как «вездесущую» и независимую от агентности или структуры, Бурдье рассматривает власть как культурно и символически созданную и постоянно заново легитимируемую посредством взаимодействия агентности и структуры. В основном это происходит через то, что он называет «габитусом», или социализированными нормами или тенденциями, которые определяют поведение и мышление. Габитус — это «способ, которым общество закрепляется в людях в виде устойчивых предрасположенностей или тренированных способностей и структурированных склонностей мыслить, чувствовать и действовать детерминированным образом, которые затем направляют их» (Wacquant 2005: 316, цитируется по Navarro 2006: 16). ).

    Габитус создается посредством социального, а не индивидуального процесса, приводящего к устойчивым паттернам, которые можно передавать из одного контекста в другой, но которые также меняются в зависимости от конкретных контекстов и во времени. Габитус «не является фиксированным или постоянным и может быть изменен в неожиданных ситуациях или в течение длительного исторического периода» (Navarro 2006: 16):

    Габитус не является результатом свободной воли и не определяется структурами, а создается своего рода взаимодействия между ними во времени: диспозиции, которые формируются как прошлыми событиями и структурами, так и текущими практиками и структурами, а также, что важно, обусловливают само наше восприятие этих событий (Бурдье 19). 84: 170). В этом смысле габитус создается и воспроизводится бессознательно, «без преднамеренного стремления когерентности… без какой-либо сознательной концентрации» (там же: 170).

    Вторым важным понятием, введенным Бурдье, является понятие «капитал», которое он расширяет за пределы понятия материальных активов до капитала, который может быть социальным, культурным или символическим (Bourdieu 1986: цитируется по Navarro 2006: 16). Эти формы капитала могут быть одинаково важны, их можно накапливать и переводить с одной арены на другую (Navarro 2006: 17). Культурный капитал — и средства, с помощью которых он создается или переносится из других форм капитала — играет центральную роль в социальных отношениях власти, поскольку он «предоставляет средства для неэкономической формы господства и иерархии, поскольку классы различаются посредством вкус» (Гавента 2003: 6). Переход от материальных к культурным и символическим формам капитала во многом скрывает причины неравенства.

    Эти идеи подробно изложены в классическом исследовании французского общества Бурдье «Различие» (1986), в котором он показывает, как «социальный порядок постепенно вписывается в сознание людей» через «культурные продукты», включая системы образования, язык, суждения. , ценности, методы классификации и деятельности повседневной жизни (1986: 471). Все это ведет к бессознательному принятию социальных различий и иерархий, к «ощущению своего места» и самоисключению (там же: 141).

    Третье важное понятие в теории Бурдье — это идея «полей», представляющих собой различные социальные и институциональные арены, на которых люди выражают и воспроизводят свои склонности и где они конкурируют за распределение различных видов капитала (Гавента). 2003: 6). Поле — это сеть, структура или набор отношений, которые могут быть интеллектуальными, религиозными, образовательными, культурными и т. д. (Navarro 2006: 18). Люди часто по-разному воспринимают власть в зависимости от того, в какой сфере они находятся в данный момент (Gaventa 2003: 6), поэтому контекст и окружающая среда оказывают ключевое влияние на габитус:

    «Бурдье (1980) объясняет напряженность и противоречия, возникающие, когда люди сталкиваются с различными контекстами и сталкиваются с ними. Его теорию можно использовать для объяснения того, как люди могут сопротивляться власти и доминированию в одной [области] и выражать соучастие в другой» (Moncrieffe 2006: 37)

    , как показывает Монкрифф в своем интервью с женщиной-депутатом из Уганды, которая обладает государственной властью, но подчиняется своему мужу, когда дома (2006: 37). Это широко наблюдалось феминистскими активистами и исследователями, и это еще один способ сказать, что женщины и мужчины социализированы, чтобы вести себя по-разному на «общественных, частных и интимных» аренах власти (VeneKlasen and Miller 2002). См. гендерные взгляды на власть и New Weave of Power глава 3 Сила и расширение прав и возможностей.

    Последним важным понятием в понимании власти Бурдье является понятие «докса», представляющее собой сочетание как ортодоксальных, так и неортодоксальных норм и верований — негласных, само собой разумеющихся предположений или «здравого смысла», стоящих за различиями, которые мы проводим. . Докса случается, когда мы «забываем границы», породившие неравные разделения в обществе: это «приверженность отношениям порядка, которые, поскольку они нераздельно структурируют как реальный мир, так и мыслимый мир, принимаются как само собой разумеющиеся». (Бурдье 1984: 471).

    Бурдье также использует термин «неузнавание», родственный марксистским идеям «ложного сознания» (Gaventa 2003: 6), но работающий на более глубоком уровне, выходящем за рамки любого намерения сознательного манипулирования той или иной группой. В отличие от марксистской точки зрения, «неузнавание» является скорее культурным, чем идеологическим явлением, потому что оно «воплощает в себе набор активных социальных процессов, которые закрепляют само собой разумеющиеся предположения в сфере социальной жизни, и, что особенно важно, они рождаются в посреди культуры. Все формы власти требуют легитимности, а культура является полем битвы, где это соответствие оспаривается и в конечном итоге материализуется между агентами, тем самым создавая социальные различия и неравные структуры» (Navarro 2006: 19).).

    Хотя многое из этого может показаться абстрактным, теории Бурдье прочно основаны на широком спектре социологических исследований и на целом ряде социальных проблем. Отчасти его привлекательность на самом деле заключается в том, что его исследования настолько плодотворны и эмпирически задокументированы. Еще одна привлекательность Бурдье для политически ангажированных исследователей заключается в том, что он рассматривает социологический метод как часть процесса изменений. Тщательный анализ может помочь выявить властные отношения, ставшие невидимыми из-за габитуса и непризнания (Navarro 2006: 19).).

    Бурдье предложил «рефлексивную социологию», в которой человек признает свои предубеждения, убеждения и предположения в акте осмысления, задолго до того, как рефлексивность стала модной. Самокритическое знание, раскрывающее «источники силы» и раскрывающее «причины, объясняющие социальную асимметрию и иерархию», может само по себе стать «мощным инструментом для усиления социальной эмансипации» (Navarro 2006: 15-16).

    Методы и терминология, используемые Бурдье, отличаются от тех, что используются в кубе власти, и предполагают гораздо более подробный социологический анализ властных отношений, основанный на комплексной «теории общества». Тем не менее последствия для прикладного анализа и действия очень сильно перекликаются со значениями внутренней, невидимой силы и «силы внутри», а также с имплицитной «теорией изменений» в силовом кубе. Это идея о том, что понимание силы и бессилия, особенно через Процессы обучения и анализа, раскрывающие невидимую силу, сами по себе являются процессом расширения прав и возможностей.

    Ссылки для дальнейшего чтения

    Bourdieu, P. (1980). Логика практики. Стэнфорд, издательство Стэнфордского университета.

    Бурдье, П. (1984). Различие: социальная критика суждения вкуса. Лондон, Рутледж.

    Бурдье, П. (1986). «Формы капитала». Справочник по теории и исследованиям социологии капитала. Дж. Г. Ричардсон. Нью-Йорк, Гринвуд Пресс: 241-58.

    Гавента, Дж. (2003). Власть после Луки: обзор литературы, Брайтон: Институт исследований развития.

    Монкрифф, Дж. (2006). «Сила стигмы: встречи с «уличными детьми» и «реставеками» на Гаити». Бюллетень IDS 37(6): 31-46.

    Наварро, З. (2006) «В поисках культурной интерпретации власти», Бюллетень IDS 37(6): 11-22.

    Вене Класен, Л. и В. Миллер (2002). Новое переплетение власти, людей и политики: руководство по защите интересов и участию граждан. Оклахома-Сити, Мировые соседи.

    Вакван, Л. (2005) Габитус. Международная энциклопедия экономической социологии. Дж. Бекет и З. Милан.

  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts