Виды мажорных гамм
В этой статье я бы хотел поговорить о мажорных гаммах, какие они бывают, для чего нужны те или иные звуки, которые не входят в «обычную» знакомую последовательность. Все мы знаем гамму до-мажор — она совсем не содержит ключевых знаков. Ключевой знак стоит рядом с ключом, скрипичным, басовым, поэтому говорят «при ключе столько-то знаков», знаки бывают бемоль и диез, они показывают какая тональность перед нами. Бемоль понижает ноту, на уровне которой он стоит, диез повышает, что ни для кого не секрет, наверное. Собственно, разница между двумя гаммами состоит в количестве ключевых знаков, кстати одноименные гаммы (то есть в названии тональности содержащие одну и ту же ноту: До-мажор, До-минор) отличаются друг от друга ровно на три ключевых знака — от мажора в бемольную, а от минора в диезную сторону. Что это значит? Например, в до-мажоре нет никаких ключевых знаков, и чтобы получить из него до-минор мы должны понизить три ступени си, ми и ля, то есть добавить три ключевых знака в бемольную сторону.
Итак, вернемся, все таки, к гамме до-мажор — очень простая гамма и не содержит ключевых знаков.
Это «обычный» вариант до-мажора, его еще называют натуральным или диатоническим (слово это означает «неизменный» то есть отсутствуют диезы, бемоли). Смотрите, кстати, как просто построить гармонию в этой тональности в статье гармония.
Но натуральный вид это еще не все, бывает ещё минимум две разновидности мажорных гамм, первая получается понижением шестой ступени натурального до-мажора.
Таким образом, мы получаем гармонический мажор (или с шестой пониженной ступенью). Что же нам дает это небольшое изменение в «обычной» до-мажорной гамме? В общем, это нужно для гармонии (чувствуете? у нас же гармонический мажор). Работает это так — если мы в качестве тоники берем до-мажор, и нам нужно перейти на субдоминанту (допустим хотим взять её от четвертой ступени, которой будет нота «фа»), то в аккорде фа-мажор, который по-идее там должен стоять мы понижаем звук ля на полтона. Мы его понижаем не просто так, а потому что ля — это шестая ступень в гамме до-мажор, та самая, которая делает из натурального мажора — гармонический. В итоге получается не мажорный аккорд, а фа-минор, вот так.
Но не только на аккорд фа-мажор в до-мажорной гармонии влияет пониженная шестая ступень, также мы субдоминанту можем построить от второй ступени. Там надо взять септаккорд от ре и он будет минорным (о септаккордах читайте в статье обозначение аккордов, а о том почему на второй ступени берется именно минорный септаккорд, а не какой-либо другой рассказывается в статье лады народной музыки), и в нем также присутствует нота ля (для ре-минора — это пятая ступень). Понизив её на полтона мы получим ре-минор с пониженной пятой ступенью или полууменьшенный.
Но применение гармонического мажора и на этом не заканчивается. Проанализировав гармонию в до-мажор можно еще найти ноту «ля» в составе полууменьшенного аккорда, взятого на седьмой ступени гаммы. Он, выполняет в отличие от предыдущих двух, роль доминанты и стоит обычно перед тоникой. Заменив чистую «ля» на «ля» из гармонического до-мажора, то есть ля-бемоль, мы получаем си-уменьшенный аккорд. Таким образом, роль доминанты на седьмой ступени может выполнять как полууменьшенный, так и уменьшенный аккорды. При этом последний звучит более напряженно и применяется в зависимости от того, что вы хотите сделать в гармонии, то есть от контекста.
Мелодический, является третьим видом мажора. Для его получения нам необходимо в мажоре натуральном понизить на полтона 6-ую и 7-ую ступени.
Мелодический мажор, почему-то, очень редко применяется композиторами. Использовать же его можно по аналогии со вторым видом. То есть находим седьмую ступень главной тональности (в случае с нашим до-мажором нота си), и понижаем её в аккорде какой-то группы. Рассмотрим на примере соль-семь — этот аккорд, если вы помните, выполняет функцию доминанты при до-мажорной тонике. Нота «си» там третья ступень, а она «отвечает» за мажорность-минорность звучания, поэтому понизив её, соль-мажорный доминантсепт аккорд превращается в соль-минор септ. Не забывайте, что со сменой аккорда меняется еще и мелодическая линия, обыгрывающая его и в ней поэтому также надо изменить тот звук, который мы понизили в аккорде. Как видно, ноты гармонического и мелодического мажора используются для построения мелодических линий.
Итак, мы рассмотрели три мажорные гаммы и каждую из них можно использовать в своих целях, возможно для построения мелодии или с целью расширить свои гармонические возможности. Под гармоническими возможностями мы подразумеваем замены каких-то аккордов, развивающих основную тональность (субдоминант, доминант) на их другие варианты, что мы выше уже показали. Кстати, замена аккорда, когда его основной тон не меняется носит название примовой замены (например, когда фа-мажор мы заменяли на фа-минор, полууменьшенный на уменьшенный и т.д.).
Есть еще один интересный вид мажора — дважды гармонический (или по-другому арабский). Чтобы построить арабский до-мажор необходимо в натуральном понизить 6-ую и 2-ую ступени, сделайте это и наслаждайтесь звуками, прямиком из какой-нибудь восточной сказки.
Использовать его можно для создания колоритных мелодий, привнесения специфического звучания в свою музыку.
Итак, мажорные гаммы обычно подразделяют на три вида и каждый из них вносит как в мелодию так и в гармонию свой смысл.
Гитара: теория для начинающих. Гармонический и мелодический мажор
На прошлом уроке мы познакомились с объективными признаками определения тональности.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР
До сих пор мы имели дело с натуральными мажором и минором. Однако в музыке есть и другие виды этих звукорядов. Например, гармонический и мелодический. Эти звукоряды являются искусственными, т. е. изобретёнными композиторами. Небольшие изменения, внесённые в натуральный звукоряд (альтерация той или иной ступени), создают новый звукоряд, иное музыкальное пространство, иную атмосферу, в конечном итоге — иной, особый мир.
Рассмотрим гармонический мажор. Этот звукоряд стал применяться в конце XVII — начале XVIII веков, в частности — в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, и до сих пор остаётся востребованным музыкантами всех жанров. Гармонический мажор образуется от натурального мажора, в котором нужно понизить на полутон VI ступень. При этом между VI и VII ступенями лада образуется характерный интервал: увеличенная секунда (ув. 2). Она и придаёт этому звукоряду необычный, «восточный» колорит. Появление в ладу интервала ув. 2 образует особую интервальную структуру, называемую гемиоликой.
Попробуем построить звукоряд гармонического мажора в какой-нибудь тональности. Ну, например, в Соль мажоре (G dur).
Пишем звукоряд натурального мажора, ищем в нём VI ступень и понижаем её на полутон. Вот и всё, гармонический Соль мажор к вашим услугам.МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР
Мелодический мажор отличается от натурального мажора тем, что в нём понижены на полутон две ступени: VI и VII. В музыкальном обиходе этот лад появился в XVII веке. Мелодический мажор применяется реже, чем натуральный и гармонический.
Хроматизм (от греч. xpwua — цвет, краска) — использование полутоновых соотношений звуков в темперированной системе. Звуки, не входящие в семиступенный диатонический тональный звукоряд мажора или минора, называются хроматическими. В октаве тонального звукоряда хроматических звуков пять. Они располагаются там, где расстояния между основными ступенями имеют интервал в один тон. Так, в До мажоре хроматическими звуками будут все пять чёрных клавишей. Хроматическая гамма
Построим звукоряд мелодического мажора в том же Соль мажоре (G dur). Пишем звукоряд натурального мажора, ищем в нём VI и VII ступени и понижаем их на полутон. Обратите внимание на то, что VII ступень в Соль-мажоре — не просто фа, но фа-диез. Поэтому при понижении мы пишем знак бекар, который отменяет диез и понижает ноту на полутон.
На следующем уроке мы познакомимся с гармоническим и мелодическим минором.
Приглашаем в нашу школу гитары
Мы открыты и работаем. Приходите на занятия!
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитарыФортепианная гармоническая мажорная гамма
Гармоническая мажорная гамма сравнима с мажорной гаммой, имеет пониженную сексту, но в остальном идентична (эта гамма также называется мажорной гаммой b6). Пониженная секста делает субдоминантный аккорд минорным, а не мажорным (в гармоническом мажоре C это будет Fm).
Режим был введен Морицем Гауптманом в 1850-х годах (позже назван Римским-Корсаковым). Он должен был рассматриваться как лад посередине между мажором и минором, поэтому его также называют ладом минор-мажор. Гамма аналогична гамме гармонического минора, отличается только одной нотой. Его можно рассматривать как модус этой гаммы: гармоническая гамма до включает те же ноты, что и гармонический минор ля.
C
Ноты: C, D, E, F, G, Ab, B, C
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
C# / Db
Ноты: C#, D#, E#, F#, G#, A, B#, C#
Аппликатура (левая): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (правая): 2, 3, 1, 2, 3, 4, 1, 2
D
Ноты: D, E, F#, G, A, Bb, C#, D
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
D# /Eb
Ноты: Eb, F, G, Ab, Bb, B, D, Eb
Аппликатура (левая): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (правая): 3, 1 , 2, 3, 4, 1, 2, 3
E
Ноты: E, F#, G#, A, B, C, D#, E
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1 , 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
F
Ноты: F, G, A, Bb, C, Db, E, F
Аппликатура (лев. ): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (прав.): 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4 Ноты: F#, G#, A#, B, C#, D, E#, F#
Аппликатура (левая): 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1, 4
Аппликатура (правая): 2, 3, 4, 1, 2, 3, 1, 2
G
Примечания: G, A, B, C, D, Eb, F#, G
Аппликатура (левая): 4, 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
G# / Ab
Ноты: Ab, Bb, C, Db, Eb, E, G, Ab
Аппликатура (левая): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (правая): 3, 4, 1, 2, 3, 1, 2, 3
A
Ноты: A, B, C#, D, E, F, G#, A
Аппликатура ( ЛР): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
A# / Bb
Ноты: Bb, C, D, Eb, F, Gb, A, Bb
Аппликатура (левая ): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (правая): 4, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4
B
Ноты: B, C#, D#, E, F#, G, A#, B
Аппликатура (левая): 4, 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
Обзор гармонических мажорных гамм
C: C, D, E, F, G, Ab, B, C
C#/Db: C#, D#, E# (F), F#, G#, A, B# , C# / Db, Eb, F, Gb, Ab, Bbb (A), C, Db
D: D, E, F#, G, A, Bb, C#, D
D#/Eb: D#, E# (F), F## (G), G#, A#, B, C## (D), D# / Eb, F, G, Ab, Bb, Cb (B), D, Eb
E: E, F#, G#, A, B, C, D#, E
F: F, G, A, Bb, C, Db , E, F
F#/Gb: F#, G#, A#, B, C#, D, E#, F# / Gb, Ab, Bb, Cb (B), Db, Ebb (D), F, Gb
G: G , A, B, C, D, Eb, F#, G
G#/Ab: G#, A#, B# (C), C#, D#, E, F## (G), G# / Ab, Bb, C, Db, Eb, Fb(E), G, Ab
A: A, B, C#, D, E, F, G#, A
A#/Bb: A#, B# (C), C## (D), D#, E# ( F), F#, G## (A), A# / Bb, C, D, Eb, F, Gb, A, Bb
B: B, C#, D#, E, F#, G, A#, B
Интервалы и шаги
Интервалы: 1, 2, 3, 4, 5, b6, 7
Полуноты: 2 — 2 — 1 — 2 — 1 — 2 — 1
Формула: Целое, Целое, Половина, Целое, Половина, Целое с половиной, Половина моник Мажорная шкала | Малоизвестная гамма
Малоизвестная гамма для создания минорной атмосферы в основном контексте
9Гамма гармонического мажора 0120
Однако, хотя это может быть редко, бывают случаи, когда это просто идеально подходит под настроение.
В этой статье мы рассмотрим как формируется гармонический мажор и некоторые современные кусочки, которые включить эту последовательность заметок.
Что такое гармонический мажор?
Один из самых простых способов выучить новую гамму — сравнить ее с формулой мажорной гаммы 1 2 3 4 5 6 7.
Таким образом, гамма до мажор — это C D E F G A B C. 1
2
3
4
5
6
7
8
Формула гармонической мажорной гаммы: 1 2 3 4 5 б6 7.
1
2
3
4
5
б6
7
8
Таким образом, гармонический мажор C — это C D E F G Ab B, это так просто! Плоская шестая является наиболее важным аспектом этой шкалы.
Но это небольшое изменение создает огромную разницу в звуке. Попробуйте сыграть мажорную гамму, а затем гармонику. Гармонический мажор звучит более диссонансно и, возможно, даже мечтательно. качество. Который имеет смысл, поскольку он также известен как 5-й режим лидийской уменьшенной гаммы, а лидийские гаммы могут иметь мечтательную атмосферу.
Также можно создавать другие лады гармонического мажора, начиная с новой ступени гаммы. Это не так сложно, как кажется, мы просто начинаем ту же гамму в новом позиция.
И, конечно же, эти новые режимы дадут нам разные музыкальные интервалы и, следовательно, уникальные тона и ощущения.
Не беспокойтесь, если вы не понимаете всех этих путей получения гармонического мажора, поскольку всегда в теории музыки есть несколько способов приблизиться к гаммам и аккордам.
Самый важный фактор является к помните, что вы просто делаете 6-ю ступень шкалы плоской , что полностью меняет качество звука. У нас есть смесь второстепенных чувств, но главное все еще присутствует.
Паттерны гармонической мажорной гаммы для гитары
Здесь ниже вы найдете карты ладов ладов (вы найдете такие карты для всех гитарных гамм в моей полной электронной книге Scales) над аккордами | Научитесь играть правильные гаммы на любом аккорде
Это обычная аппликатура с основным тоном на шестой струне:
Это паттерн из 3 нот на струну, он требует небольшого растяжения:
И здесь вы найдете два варианта игры Гамма гармонического мажора с тоникой на 5-й и 4-й струнах (ля и соль).
Приведенные здесь примеры написаны в тональности C. Пожалуйста, помните, что гаммы можно смещать, вы можете перемещать их вверх или вниз по грифу, чтобы сыграйте гамму с другой корневой нотой.
Общие аккорды и последовательности
Как и многие другие гаммы, которые не совсем мажорные или минорные, гармонический мажор часто используется кратко в определенных частях песни. Как уже упоминалось, у b6 есть диссонанс, который является почему ты не часто вижу эту шкалу.
Если он применяется неправильно или используется слишком часто, большинству слушателей он, скорее всего, не понравится.
Аккорды из гармонической мажорной гаммы
Триады
C maj | D dim | E min | F min | G maj | Ab aug 9 0221 | B размер |
---|---|---|---|---|---|---|
G (5) E (3) C (1) | Ab (b6) F (4) D (2) | B (7) G (5) E (3) | C (1) Ab (b6) F ( 4) | D (2) B (7) G (5) | E (3) C (1) Ab (b6) | F (4) D (2) B (7) |
Квадриады
C maj7 | D m7/b5 | E m7 | 9022 0 F m(maj7)G 7 | Ab aug(maj7) | B dim7 | |
---|---|---|---|---|---|---|
B (7) G (5) E (3) C (1) | C (1) Ab (b6) F (4) D (2) 9024 1 | Д ( 2) B (7) G (5) E (3) | E (3) C (1) Ab (b6) F (4) | F (4) D (2) B (7) G (5) | G (5) E (3) C (1) Ab (b6) | Ab (b6) F (4) D (2) B ( 7) |
Если мы построим наши аккорды на основе приведенной выше формулы гаммы, то b6 даст нам несколько уникальных аккордов для игры с гармонической мажорной гаммой. В тональности C мы можем получить простой тонический аккорд, например С главный 7-й, но затем вскоре появятся более сложные аккорды, такие как дополненный аккорд Ab на 6-й ступени, или в F m(maj7) на 4-м.
Редко эти аккорды используются в последовательностях сами по себе, обычно они приправлены обычными последовательностями мажорных и минорных аккордов. Если вы играете джаз и видите один из эти аккорды в песне, есть вероятность, что подойдет гармонический мажор.
Однако это требует экспериментов, так как иногда b6 звучит идеально, а иногда нет. много.
Чаще всего в джазе используется V7b9.как мы видим это часто в нашей импровизации. Некоторые другие уменьшенные аккорды вообще звучат не очень хорошо, и их нужно будет проверено как к как они подойдут.
Если вы играете на гитаре в стиле экспериментального джаза, фьюжн или металла, гармонические мажорные гаммы и связанные с ними аккорды могут отлично подойти для мелодий и композиций. Если ты Играйте больше рока и поп-музыки, вы больше сосредоточитесь на тех моментах, когда появляется IV.
Когда вы встречаете стандартную джазовую последовательность 2-5-1 , в которой 2 является аккордом m7/b5 (вместо обычного m7), вполне вероятно, что он построен на Гармонический Крупный масштаб. Например, в тональности C у вас будет: D m7/b5, G7 и Cmaj7
Известные примеры гармонического мажора
Помните, что гармонический мажор часто присутствует в небольших частях песен, почти модальные изменения или для краткого гармонического эффекта. Популярный инструментал для стальной гитары «Sleepwalk». кратко использует это над аккордом iv (Fm) в тональности C. Чтобы было ясно, это всего лишь пример заимствования b6, слишком много было бы излишним.
Другие песни, в которых используется похожая последовательность: «Dream a Little Dream of Me», «Blackbird» и даже «Джингл Bell Rock». В каждой песне кратко используется b6 в мажорной тональности, технически давать нас а форма гармонического мажора. Это, как правило, лучшие примеры гармонического мажора, технические детали! Ха!
Он также кратко используется в « Я видел ее стоящей там 9».0356», когда они используют iv в последовательности аккордов I-IV-V. The Beatles также используют проходящие гармонические мажорные аккорды в таких песнях, как « Across». в Вселенная «, « Человек из ниоткуда », « Я хочу тебе сказать » и многие другие песни.
Поп-исполнители любят слегка посыпать его при случае, для тех, кто ищет теорию музыки, чтобы поспорить об этом!
В джазе кратко используется в начале « Ночь и день 9».