План комплексного анализа текста | Образовательная социальная сеть
Опубликовано 13.11.2021 — 19:11 — Крупина Наталья Александровна
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). (Определите, где нужны логические ударения, паузы- короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание, стиль текста, его языковые особенности).
- Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
- Озаглавьте текст. (Объясните смысл названия). На что указывает название: на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия) Как проявляется взаимодействие названия и текста?
- Определите стиль текста. Докажите своё мнение. (Как доказать, что этот текст художественного (публицистического) стиля?) Какие средства художественной изобразительности используются автором? (Если анализируется художественный текст).
- Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
- Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
- Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?
- Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов.
- Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд? Почему из ряда синонимов используется именно данное слово?
- Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
- Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении; слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?
- Найдите в тексте заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы). Объясните их значение.
- Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение подробное, или выборочное, или сжатое).
- Произведите на материале текста разные виды разбора.
- Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.
Примерные вопросы
- Запишите текст (абзац). Подчеркните грамматические основы предложений.
- Какова роль в этом тексте односоставных предложений (сложных)? Как их использование связано с содержанием текста?
Сравнительный анализ художественных текстов
Примерный план сопоставительного анализа содержит в себе все элементы комплексной работы с текстом:
- вопросы и задания, направленные на осмысление содержания текста;
- задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «тема», «основная мысль», «способы, средства связи между предложениями»;
- задания языкового характера, отражающие изучение системы языка;
- вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора;
- вопросы, направленные на понимание «диалогичности» анализируемых текстов;
- творческое задание, связанное с составлением собственного текста-сопоставления об анализируемых текстах.
Для успешного выполнения творческого задания предлагаются памятки речевых моделей.
Речевые модели сопоставления и противопоставления
Слова и словосочетания, которые помогают выразить
противопоставление
- наоборот; напротив
- однако; а; но
- противоположна(о), противопоставлена(о), различна(о)
- с одной стороны… с другой
- если в тексте…речь идет о…, то в поэтических строчках…- о…
- но бывает и по-другому
- и в то же время
- в отличие от…
- как не похоже на картину…в стихотворении…
- нетрудно заметить, как по-разному звучат
- написанные на близкие темы, тексты…поражают своим несходством; различие между… сказывается
сопоставление
- как и у…, в стихотворении…тоже есть…
- и в том и в другом тексте встречается…
- в синтаксическом (морфологическом, лексическом) строе двух текстов мы также можем увидеть и сходство, и различие
- достаточно сравнить, например…
- объединяет поэзию…и…
- родство поэзии…и поэзии…может уловить любой читатель
- эти строки непосредственно связаны с…
- …является откликом на…
Поделиться:
Упражнение 11.
Докажите принадлежность приведенного ниже фрагмента из очерка в. П. Распутина «Байкал» к художественно-публицистическому подстилю.Вспоминаю себя в ясную и лунную, широко распахнутую теплую ночь на байкальском льду. Было это в марте, когда стремительно нарастает день, загустевает от запахов воздух, а вечерами с Байкала высокой, прозрачной, все уплотняющейся синевой надвигаются сумерки. В сумерках я и сошел с берега, рассчитывая через полчаса вернуться, и отправился в открытое море. В спину, подталкивая, поддувал слабый ветерок, снега, который лежал подле берега вытертой стланью, становилось меньше и меньше, он белел низкими кочковатыми пятнами, увлекающими шаг, чтобы дойти до этого пятна, до этого и этого, и пружинил под ногами легким приятным шуршанием. Я не боялся заблудиться: огни на берегу видны издалека. Надо мной разгоралось и разрасталось чистое голубое небо, справа стояла полная луна. Но и подо мной на продутых полянах льда мерцала сдавленным светом луна и тлели звездные искры.
Длинными стрелами набегали на меня подледные громы, прямо под ногами взрывались и раскатывались, но я скоро привык к ним и перестал пугаться. Перешел дорогу, провешенную с берега на берег елками, строем стоящими под ярким небом сумрачно и неловко, как закутанные фигуры. Байкал расходился передо мной все шире, горы отступали, ветерок продолжал трогать спину. Я шагал и шагал.
В детстве это называлось уводиной или заманкой. «От деревни далеко не уходи, — наказывалось нам, — вот заманит тебя уводина, заморочит голову -пропадешь». — «А какая она, уводина?» — спрашивали мы, «А это уж тебе никто не скажет. Кто видел, тот назад не воротился». Да ведь за бабой-ягой, не помня себя, не потянешься, это должна быть невиданная краса со сладкими речами.
От расслабленности я ничего не чувствовал и ни о чем, кажется, не думал. Я словно бы ненароком вступил в какое-то завороженное царство иных, чем мы знаем, сил, иных звуков и
времен, составляющих иную жизнь. Сплошное зеркало гололедъя расстилалось впереди и позади, оно представлялось, как небо, покатым и, как небо же, горело всеми его огнями, но сосулъчатыми и изогнутыми. Сияло сверху, сияло снизу, голубое сияние стояло на льду, и оно не было мертвенным, а струилось и дышало, ходило, точно световой круг, точно переливающийся гигантский калейдоскоп. Луна спустилась так низко, что виделась ее налитость. И шипение, шелест и шорох волнами спадали сверху и растекались по глади. Байкал сладостно-глухо ворчал, где-то капельно звенькали ледяные колокольцы, где-то струилось что-то и со вздохом оседало.
Нечему было ни двигаться, ни звучать, но все вокруг двигалось и звучало.
Примечание: 1) Анализируя язык, обратите внимание на индивидуальные словоупотребления, на любовь автора к неопределенным местоимениям, на особенные эпитеты, присущие стилю В. Распутина.
2) В тексте нашел воплощение мотив «завороженности», состояния, свойственного героям В. Распутина. Какими языковыми средствами выражается это состояние?
Упражнение 12. Найдите в текстах массовой коммуникации элементы официально-делового стиля. Отметьте случаи смешения стилей.
1. В настоящее время ощущается недокомплект педагогических кадров в школе.
2. Места компактного сосредоточения подростков – капелла мальчиков, кадетский корпус, летний лагерь и т.д. – для таких правонарушителей особенно привлекательны.
3. Произошла смена тактики: прежде все, что могли, секретили, а когда цензуры не стало, завалили иголку стогом сена.
4. Директор школы в своем интервью сказал, что развитие и совершенствование мыслительной деятельности учеников способствует улучшению их речи.
5. Как явствовало из плана, приехали мы на общероссийскую конференцию молодежного движения «Добро» по формированию состава активистов для создания региональных отделений молодежного движения «Отечество».
6. В силу слабой разработки этого метода лечение бронхиальной астмы затруднено.
7. В канун моего дня рождения я заболел.
8. Я ведь почему спрашиваю, ты же сама вчера ставила вопрос о засолке огурцов.
9. На школьном празднике было произведено несколько награждений.
10. Конечно же, обстоятельная работа по созданию и сохранению существующих рабочих мест — наиболее продуктивное направление деятельности столичной службы занятости.
Упражнение 13. В отрывке из книги Б.В. Раушенбаха «Пространственные построения в живописи» найдите стандарты научного стиля, выпишите их. Представьте, что вам нужно написать газетный материал на эту тему, «переведите» текст в стиль массовой коммуникации.
Если точка зрения, сводящая проблему к традиционности, правильна, то по мере вторжения в древнеегипетское искусство «реализма» канонические методы изображения должны постепенно преодолеваться и заменяться новыми и чертеж должен постепенно приближаться к рисунку. Если же считать, что древнеегипетское искусство на протяжении всей своей истории было «художественным черчением» и никогда не стремилось стать рисунком, то его развитие должно сопровождаться вовсе не угасанием чертежных методов изображения, а, напротив того, их совершенствованием.
Оценка газетных и журнальных статей – английский язык 102: Чтение, исследование и письмо
Чтение и оценка источников
Робин Джеффри
«Фейковые новости!» «Предвзятость СМИ!»
Мы часто слышим подобные обвинения, в основном в отношении типов популярных источников, которые мы можем найти в Интернете, по телевидению, по радио или в печати.
Мы не должны поддаваться искушению списывать со счетов все популярные источники новостей как «плохие»; однако мы должны быть готовы оценить авторитет и достоверность любого источника новостей, прежде чем включить его в какое-либо академическое задание.
Как оценивать газетные и журнальные источники? Проведите небольшое исследование об авторе и публикации и используйте свои навыки критического чтения, чтобы оценить силу статьи.
Предвзятость автора
Проверьте данные об авторе материала.
- Поддерживает ли автор определенные политические или религиозные взгляды, которые могут повлиять на его или ее объективность в статье?
- Поддерживают ли автора какие-либо группы с особыми интересами (например, Американская библиотечная ассоциация или Keep America Safe)?
Полномочия и опыт автора
Кто автор? Высокообразованный эксперт по этой теме, решивший опубликовать статью для массовой массовой аудитории? Журналист, который специализируется на теме? Журналист, специальность которого неясна? Гражданин, который взвешивает?
Пишет ли автор на основе личного опыта или он/она обобщает и комментирует чужой опыт?
Каждый из этих различных уровней знаний дает разный уровень авторитета в данной теме.
Будьте осторожны, не используйте статью, которая на самом деле является сочинением ученика средней школы, опубликованным в школьной газете!
Идеология публикаций
Некоторые газеты и журналы подвержены политическим идеологиям или предубеждениям владельцев корпораций. Точно так же, как вы можете изучить информацию об отдельном авторе, изучите публикацию, в которой размещена статья, которую вы хотели бы использовать.
Либеральный или консервативный? Это религиозное или светское? Если вы не можете легко ответить на эти вопросы, прочитав источник, не бойтесь искать эти ответы в дальнейших исследованиях.
Оцените качество аргумента, если статья убедительна
Определите основное утверждение автора. Обратите внимание на то, что автор использует в поддержку своего утверждения — вы находите соответствующие доказательства или просто эмоциональные примеры? Считаете ли вы, что статистические данные используются последовательно и справедливо, с объяснением их происхождения? Видите ли вы логические ошибки в рассуждениях автора? Рассматривает ли автор противоположные точки зрения, если да, то насколько тщательно?
Оценка качества объяснения, если статья пояснительная
Укажите авторскую диссертацию. Обратите внимание на то, насколько сбалансировано объяснение автора – представляет ли он или она все стороны одинаково, чтобы избежать однозначного суждения? Эффективно ли автор резюмирует использованные источники? (Обратите внимание, что журнальный и газетный стиль написания не требует типов цитат в тексте, которые мы используем в наших статьях).
Прессбуки: простое производство книг
Творческое письмо против журналистики | Блог Айкен Хаус
Когда мы обсуждаем творческое письмо и журналистику, люди часто думают, что это совершенно разные стили письма. Люди не думают, что эти два стиля письма имеют сходство, и по большей части это правда. Творческое письмо используется, когда мы пишем художественную литературу, в то время как журналистское письмо описывает новости и реальные события. Однако профессиональные писатели не должны быть хороши ни в одном, ни в другом. Профессиональный писатель должен уметь писать как с журналистской, так и с творческой точки зрения. Почему вы можете спросить? Почему вы должны хорошо писать творчески, если вы журналист, и почему вы должны хорошо писать журналистские работы, если вы всего лишь писатель-фантаст?
Эти два стиля не такие уж и разные
Хотя на поверхностном уровне кажется, что два стиля письма не имеют ничего общего друг с другом, это ошибочное мнение. Когда вы пишете как журналист, в то время как вы пишете факты, вам также необходимо включать в свою историю творческие элементы. Сейчас мы не имеем в виду выдумку чего-либо, а имеем в виду историю и структуру предложения. Когда вы пишете журналистский материал, важно зацепить читателя и поддерживать постоянный интерес на протяжении всей истории. Опять же, это не означает, что нужно что-то придумывать, чтобы история казалась более интересной, но это значит, что история течет таким образом, что это не только имеет смысл, но и увлекает читателя. Рассказы пишут как творческие писатели, так и журналисты. Журналист пишет факты, а творческий писатель пишет вымысел, но все истории имеют общий ключевой элемент. Этот ключевой элемент — естественное течение истории. Это также включает в себя зацепку и сюжет, которые создают связность, которой может следовать ваш читатель. Эта концепция требует творчества, поэтому, если вы пишете журналистский рассказ, вам нужно понять, как творчески рассказать эту историю.
Например, давайте посмотрим на 60 минут. «60 минут» — это журналистское шоу, рассказывающее истории фантастически творчески. Журналисты «60 минут» не просто берут интервью у кого-то на протяжении всего шоу. Что они делают, так это погружаются глубоко в историю, отправляясь в поле, чтобы показать вам, что именно происходит, с интервью, связанным с объяснением события с другой точки зрения. Координаторы шоу специально делают это творчески, чтобы привлечь зрителей.
Теперь, когда мы говорим о написании, а не о трансляции, этот пример применим так же хорошо, как и любой другой. Взгляните на автобиографии, все в автобиографии — документальная литература, журналистская работа. Тем не менее, автор творчески рассказывает вам свою историю, чтобы вы не только следили, но и наслаждались тем, что читаете, и все же чему-то научились.
С точки зрения творческого писателя, журналистское письмо может показаться неуместным. Тем не менее, это не так далеко от того, в чем вы уже хороши. Креативный писатель уже понимает, как творчески изобразить сюжетную линию. Это концепция, с которой у некоторых журналистов возникают трудности. Некоторые творческие писатели сочиняют истории исключительно из своего воображения, но некоторые творческие писатели также основывают свои истории на своем реальном жизненном опыте. Журналистика — это просто творческий способ изображения реальной жизни, своевременных событий, которые произошли. Имея базовую подготовку в полевых условиях, творческий писатель теоретически будет иметь все элементы, которые ему понадобятся для написания истории, основанной на том, что они видели и собрали в полевых условиях. Этот акт не так уж отличается от создания истории в вашей голове. Разница в том, что вы просто пишете то, что видите, а не то, что приходите в голову. Затем вы просто написали бы историю, основанную на том, что вы видели. Как упоминалось ранее, рассказы пишут и журналисты, и творческие писатели.
У всех историй есть завязка, сюжет и развязка. Для творческих писателей также важно понимать, что не все должно исходить из воображения. События из реальной жизни также могут повлиять на ваше письмо. В то время как для журналистов это все, о чем они пишут, творческие писатели также должны иметь этот навык в своей рулевой рубке, чтобы быть лучшим писателем, которым они могут быть. Настоящий профессиональный писатель должен понимать это явление и чувствовать себя комфортно как в журналистской, так и в писательской работе.
Возможности для карьерного роста
Вы можете хотеть быть только писателем или только журналистом, но иногда жизнь подбрасывает вам неприятные вещи, и вам может быть трудно сделать то или иное. Возможность писать как журналистские, так и творческие работы принесет огромную пользу вашей карьере. Сколько раз вы видели, как журналист выпускает книгу? Это случается слишком часто.
Быть мастером на все руки — это то, к чему должны стремиться не только писатели, к этому должен стремиться каждый. Теперь, когда вы понимаете, насколько похожи эти два стиля письма, можно использовать оба. Зачем ограничивать себя одним или другим, когда можно делать и то, и другое? Если бы вы хотели быть только творческим писателем, было бы здорово, если бы вы написали потрясающие фантастические романы, которые разлетаются с полок и, возможно, даже получают какой-то заказ на кино. Однако сделать это крайне сложно, не каждый может быть Джоан Роулинг. Также было бы здорово быть журналистом, который быстро взлетит на вершину и станет якорем крупной сети, но опять же, это очень сложно сделать. Способность писать творчески и журналистски открывает все двери для вашей карьеры.
Если вы решите принять этот вызов и постараетесь стать мастером на все руки, все равно важно выбрать цель. Точно так же, как когда вы поступаете в колледж, вы должны выбрать специальность и второстепенность, то же самое происходит и здесь. Это не означает, что они не будут получать одинаковое количество внимания, это просто означает, что вы должны решить, в какой карьере вы предпочитаете вкладывать больше энергии.
Например, ваша дневная работа может быть журналистом на местной радиостанции или в газете, пытающейся продвинуться вверх по маятнику. В свободное время вы работаете над творческим произведением — будь то книга, сценарий или поэзия. С другой стороны, если вы решите, что действительно хотите окунуться с головой в мир творческого письма, вашим дополнительным занятием будет выполнение внештатной работы в местной газете или журнале по вашему выбору. В любом случае важно не ограничивать свои возможности. Мир письма, как с журналистской, так и с творческой стороны, может быть трудным местом для достижения успеха.
Однако, если вы усердно работаете над совершенствованием своего мастерства в двух стилях письма, успех со временем придет. И иногда этот успех не в той области, в которой вы ожидали. Может быть, вы хотели написать отличные фантастические романы и в конечном итоге добились успеха, освещая спорт или политику. Может быть, вы хотели добиться большого успеха в освещении перспективных групп или музыкальной индустрии и каким-то образом нашли свой путь через фантастические романы, которые писали на стороне. Это не значит отказываться от одного или другого. Это просто тревожный звонок, который говорит: «Ты хорош в этом, другие твои вещи требуют доработки, но продолжай». Суть в том, чтобы быть как можно более непредубежденным, принимать все вызовы и преодолевать все препятствия, встречающиеся на вашем пути.