Доминанта в психологии: Доминанта — Психологос

КАТЕГОРИЯ ДОМИНАНТЫ В ПСИХОЛОГИИ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

||||||

ИСТОЧНИК:   Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2018. № 8. Ч. 2. С. 423-426.
РАЗДЕЛ:   Педагогические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-8-2.46

Соловьёва Фаина Евгеньевна
Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского

Дата поступления рукописи в редакцию: 05.06.2018

Аннотация. Статья раскрывает сущность доминанты как фактора, определяющего направленность человеческого восприятия, интегрирующего различные ощущения в целое; как неизменяемого, наиболее значимого эстетического центра художественного текста. Основное внимание автор уделяет проблеме формирования методологической базы исследования применительно к актуализации гуманистических доминант русской классики; описанию путей выявления ценностных центров и конкретизации значимых составляющих содержательного ядра художественного текста на уроках литературы в 5-8 классах.

Ключевые слова и фразы: доминанта, гуманизм, гуманистические доминанты русской классики, анализ текста в ценностном аспекте, ценностно-познавательные ориентиры, познавательная коммуникация, dominant, humanism, humanistic dominants of the Russian classics, text analysis in value aspect, value and cognitive reference points, cognitive communication

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Баско Н. В., Андреева И. В. Словарь православной лексики в русской литературе XIX-XX вв. М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2015. 272 с.
  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 420 с.
  3. Берулава М. Н. Принципы гуманизации образования // Инновации в образовании. 2001. № 5. С. 18-37.
  4. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
  5. Жиркова Е. А. Актуализация семантики текстовых структур, имеющих доминантное значение для адекватной интерпретации художественного текста: дисс.. д. филол. н. Краснодар, 2006. 310 с.
  6. Мукаржсковский Я. Литературный язык и поэтический язык // Пражский лингвистический кружок: сборник статей / сост.-ред. Н. А. Кондрашов. М.: Прогресс, 1967. С. 406-431.
  7. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
  8. Соловьёва Ф. Е. Установление ценностно-познавательных ориентиров как путь выявления и конкретизации сущности понятий аксиологии гуманизма на уроках литературы в 5-8 классах // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 июня 2017 г.). Казань, 2017. Вып. IV. С. 19-23.
  9. Сосновская И. В. Литературное развитие учащихся 5-8 классов в процессе анализа художественного произведения: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2004. 47 с.
  10. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1996. 333 с.
  11. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Л.: Academia, 1924. 139 с.
  12. Ухтомский А. А. Доминанта. М. — Л.: Наука, 1966. 273 с.
  13. Христиансен Б. Философия искусства. СПб.: Шиповник, 1911. 291 с.
  14. Чудаков А. П. Проблемы целостного анализа художественной системы / О двух моделях мира писателя // Славянские литературы. VII Международный съезд славистов: Доклады сов. делегации. М., 1973. С. 29-98.
  15. Эйхенбаум Б. М. О прозе: сборник статей. Л.: Художественная литература, 1969. 503 с.
  16. Якобсон Р. О. Доминанта // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1976. С. 56-63.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru

Материнская доминанта и адаптационный синдром //Психологическая газета

Эволюционная адаптация — это динамический процесс, с помощью которого системы живых организмов, несмотря на изменяющиеся условия, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Современный взгляд на адаптацию отражен в статье Ричарда К. Левонтина и заключается в том, что «внешний мир ставит перед организмом некоторые проблемы, которые он должен разрешить, а эволюция с помощью естественного отбора является механизмом создания этих решений».

Уникальность физиологического гестационного процесса состоит в том, что он сочетает в себе адаптацию и дезадаптацию: адаптацию, поскольку этот процесс физиологический, и дезадаптацию, так как он происходит на высоких «этажах» реагирования (количество синтезируемых веществ, гормонов значительно возрастает), что не присуще взрослому здоровому организму.

Общие адаптационные реакции развиваются стадийно и сопровождаются характерными для каждой стадии изменениями деятельности коры головного мозга, гипоталамо-гипофизарной системы, эндокринных желез, иммунной системы, системы гемостаза и клеток периферической крови. Физиологическая беременность как одно из проявлений жизни является адаптационным процессом.

Для первой половины беременности и до 7-го дня послеродового периода характерна общая адаптационная реакция тренировки. Для второй половины беременности и первой недели послеродового периода свойственна общая адаптационная реакция хронического стресса. В родах наблюдается общая адаптационная реакция острого стресса.

Адаптационный синдром проходит следующие стадии: первая — реакция тревоги, вторая — резистентность и третья — истощение. На первой стадии мобилизуются защитные силы организма, начинаются процессы перестройки системы регуляции. В этот момент сопротивляемость организма снижается, отмечается секреция в кровь стероидных гормонов корковым слоем надпочечников, усилением гемоконцентрации, преобладание катаболических процессов в тканях. Если же процессы компенсации выходят за критические пределы, то наступает гибель объекта. По-видимому, первые месяцы беременности являются первой стадией адаптационного процесса у матери и плода. При срыве этого механизма именно в эти сроки нередко развивается токсикоз первой половины беременности, неразвивающаяся беременность и др.

Если же сила чрезвычайного раздражителя не превышает компенсаторных возможностей, развивается вторая стадия резистентности или адаптации. Это состояние у плода характеризуется снижением его обменных процессов, характерным для явлений гипобиоза у животных. Необходимо отметить, что так называемый физиологический гипобиоз плода — это не изолированное состояние, возникающее в родах под влиянием биологически активных веществ, а биологическое свойство плода и новорожденного, возникшее в процессе онтогенеза. Подтверждением этого является одинаковая концентрация бета-эндорфинов у плодов, перенесших стресс в родах и извлеченных путем операции кесарева сечения. В то же время имеется ряд работ, свидетельствующих об освобождении бета-эндорфинов при гипоксии плода, что приводит к снижению потребления кислорода, и что следует расценивать как защитную реакцию в ответ на гипоксический фактор. Высокую выживаемость плодов и новорожденных ряд авторов объясняют особенностями энергетического обмена за счет большого удельного веса анаэробного гликолиза, другие — низким уровнем метаболизма в целом.

Еще в тридцатые годы ученый, академик Алексей Алексеевич Ухтомский сформулировал один из основных принципов деятельности центральной нервной системы, который назвал «принципом доминантности». Согласно этому принципу, под влиянием возбуждения, вызванного внешними либо внутренними раздражителями, формируется очаг господствующего возбуждения (доминанта), обеспечивающий деятельность организма в определенном направлении, который способен оказать тормозящее действие на работу других нервных центров, препятствующих этому.

В шестидесятых годах Илья Аркадьевич Аршавский применил этот принцип для исследования и объяснения изменений, происходящих в организме беременной. Выживание и развитие оплодотворенной яйцеклетки, эмбриона, плода, младенца зависит от сформированности у его матери доминанты, обеспечивающей способность направлять в нужное русло физиологические и нервно-психические процессы. Именно Аршавский предложил термин «материнская доминанта». Она включает в себя последовательно сменяющие друг друга доминанты беременности (или гестационная доминанта), родов и вскармливания. Очевидно, что у женщины больше шансов родить здорового ребенка, если у нее полностью сформировалась материнская доминанта. Наши наблюдения показывают, что если женщина сознательно отказывается от  кормления ребенка, значит у нее не сформирована доминанта вскармливания, что вносит осложнение в течение беременности, а далее в роды и затем — ребенок не берет грудь. Или женщина готова вынашивать ребенка, но у нее не сформирована доминанта родов, и родовая деятельность разворачивается не активно, приходится делать кесарево сечение. Благоприятно, если эта доминанта правильно сформирована еще до момента зачатия и характеризуется так называемыми доминирующими идеями беременности, то есть острым желанием женщины иметь здорового ребенка.

При нечаянной, незапланированной беременности психологический компонент доминанты формируется вслед за физиологическим. Такая беременность может застать организм не в лучшей его форме, врасплох. Вот почему очень много внимания необходимо уделять периоду зачатия.

Исследования показали, что выраженность доминанты беременности растет пропорционально возрасту женщины, достигая своего максимума у тридцатилетних. Объясняется это, по-видимому, тем, что именно этот период многие женщины обоснованно считают рубежом, после которого возрастает вероятность осложнений беременности и родов. Кроме того, к двадцати пяти — тридцати годам большинство женщин уже заканчивают свое обучение, приобретают профессию, устойчивое материальное и семейное положение, то есть лучше социально адаптированы.

Однако, не всегда высокий показатель доминанты беременности является благоприятным фактором для ее течения и успешного родоразрешения. Многое зависит от качественных особенностей психологического компонента. Можно выделить несколько основных его типов: игнорирующий, беспечный, тревожный, депрессивный, адекватный.

Игнорирующий тип часто встречается при нежелательной беременности и обычно сочетается с низким качественным показателем. До того момента, когда не считаться с изменениями организма женщина уже не может, она старается совсем не менять ритм жизни, привычки, не думает о будущем ребенке. Обычно такие женщины испытывают сильную тревогу, но стараются скрывать ее от окружающих, не замечать самой. Фон настроения при этом часто понижен, хотя возможны его беспричинные колебания. Чем больше срок беременности, тем выраженнее состояние психологического дискомфорта.

Беспечный тип характеризуется преобладанием повышенного настроения, уверенностью в благополучном родоразрешении, легковесностью и непониманием своей новой роли сейчас и ближайшем будущем, предстоящих обязанностей. Беременность обычно очень желанная, однако, убедившись, что зачатие произошло, беспечная женщина считает, что все от нее зависящее она уже сделала, а остальное получится само. Трудности, связанные с родами, послеродовым периодом, заботы о малыше также оказываются неожиданными и удручают. 

Тревожный тип — причины повышенной тревожности, которая определяет все поведение женщины, могут быть вполне объяснимыми, связанными с семейными неурядицами, состоянием здоровья, бытовыми трудностями и т. д. Но встречаются беременные, неспособные объяснить свое состояние или чрезмерно преувеличивающие настоящие и предстоящие трудности. У этих беременных значительно чаще отмечаются токсикозы, различные невротические расстройства (нарушения сна, страхи, повышенная мнительность, обидчивость и другие).

Но кроме того «Каждая волна материнских гормонов резко выводит ребенка из его обычного состояния и придает ему обостренную восприимчивость. Он начинает ощущать, что произошло что-то необычное, беспокоящее, и пытается «понять», что же именно…» , — пишет профессор Томас Верни в своей книге «Скрытая жизнь ребенка до рождения». А значит, тревожась, мать заставляет нервничать и своего малыша.

При депрессивном типе беременность протекает на резко сниженном фоне настроения. Женщина, мечтавшая о ребенке, может заявлять, что теперь не хочет его, не верит в свои силы, начинает хуже относиться к мужу и другим близким, часто без особой на то причины плачет. Отношения с родственниками, не понимающими, что происходит, часто портятся. Это, в свою очередь, еще больше усугубляет тяжесть ситуации. Очень важно вовремя разглядеть эти симптомы и срочно обратиться к врачу. К счастью, такой тип доминанты беременности относительно редок. Претерпевая серьезные изменения, организм беременной женщины становится более ранимым, чувствительным к стрессовым факторам, а потому — невротические реакции развиваются у них легче, чем до беременности. 

Часто встречаются смешанные типы. Преобладание в клинической картине тех или иных специфических признаков поможет правильно оценить тип. Это необходимо, так как перечисленные ранее типы доминантности беременности ухудшают ее течение. Выявив их, женщина и ее близкие должны попытаться выработать другое отношение к происходящим в организме изменениями, к вынашиванию ребенка и предстоящим родам. Наиболее благоприятным для становления физиологического компонента доминанты беременности и родовой доминанты является доминантный тип

Оптимальный тип характеризуется адекватным отношением женщины к происходящим в ней изменениями, к предстоящим трудностям, высокой степенью ответственности будущей мамы за свое дитя.  

Психологический, а косвенно и физиологический компоненты доминанты беременности зависят от сознательного отношения супругов к проблеме зачатия и вынашивания, от тщательности проведения предварительного периода и готовности поддерживать друг друга и помогать друг другу в непростой «работе» мамы и папы. Необходимость формирования психологической готовности к родам описана давно. Согласно логике Аршавского разработан тест И.В. Добрякова «Гестационная доминанта», который и выявляет степень ее сформированности (2005).    

Однако, еще в 2000 году нами была описана Материнская доминанта и разработан тест для определения  причинного слоя формирования материнских потребностей и стратегий в эмоциональности и поведении женщин  с учетом ближайшего окружения (родители, прародители, муж и ее семья). Наши исследования показывают, что материнские потребности  формируются на фоне реализации материнского опыта старших женщин и весьма от них зависят. Поэтому конфликты в системе отношений мать-дочь, мать-бабушка, мать-отец и др. , могут существенно повлиять на процесс становления материнской доминанты у беременной женщины и усилить ее невротический компонент. Тест «Материнская доминанта» (Н.П. Коваленко) позволяет выявить фокус психокоррекционной работы, чтобы затем  нейтрализовать избыточное напряжение и негативные эмоции, которые могут стать запускными механизмами патологичных психосоматических реакций: колебание давления, бессонница, боли невротического характера, и др. Психокоррекционная работа позволяет вернуть  адаптационные процессы в естественное русло, пока эмоциональная разбалансировка не нарушила баланс более глубоких механизмов жизнеобеспечения. Если же коррекции эмоций не происходит, то мы столкнемся с гестозами, плохо поддающимися лечению, дискоординацией родовой деятельности и проблемами кормления ребенка.

Материнская доминанта складывается из доминанты зачатия, вынашивания, родов, вскармливания и воспитания ребенка. В зависимости от эффективности формирования материнской доминанты женщина и получает или успешное вынашивание и роды, либо проблемы на каждом этапе. Работая с проблемой подготовки к родам, невынашивания, мы накопили большой объем статистической информации, которая позволяет делать выводы о взаимосвязи опыта, приобретенного в системе отношений беременной с женщинами в семье (особенно со значимыми женщинами) на качество формирования собственной материнской доминанты и адаптации к материнству. Рождение ребенка — это не просто появление нового члена семьи, это качественная перестройка всего уклада семьи, психологическая перестройка родителей на роли матери и отца, которая часто происходит с  отягощенным эмоциональным фоном, особенно если отношения с семьями старших родителей не отрегулированы. Именно для этого создана методология семейной терапии (перинатальная ресурсная психотерапия), которая позволяет смягчить эмоциональные переживания в семье в период ожидания и рождения ребенка. Особую роль при этом имеет подготовка беременной к родам, обучение ее конкретным родовым навыкам, что существенно снижает болевые переживания и дает положительный опыт родов без излишнего травматизма. Ресурсная психотерапия впитала в себя самые корректные методики психотерапевтической работы, которые не вызывают психологических и психосоматических  осложнений и помогают беременной  успешно пройти путь к родам и материнству.  

Таким образом, своевременная диагностика эмоциональных напряжений в семейной системе, психокоррекционная, психотерапевтическая работа со стрессовыми переживаниями беременной помогает стабилизировать адаптационные процессы, снизить влияние дезадаптационного синдрома, имеющего психогенную причину. Если принять во внимание наличие в природе млекопитающих и в природе человека материнского инстинкта, то можно предположить, что и у современных женщин этот инстинкт может быть дополнительной силой, помогающей превозмочь  новые, непривычные переживания, связанные с появлением ребенка. Прежде всего материнский инстинкт связан с генетически обусловленными ресурсами, позволяющими продолжать свой род, даже если есть определенные отягощающие обстоятельства. Эту силу нужно уважать и использовать для организации родового процесса. В нашей программе «Глория» разработан арсенал методик, позволяющих женщине эффективно применить все естественные  природные механизмы, чтобы сформировать родовую доминанту и  родить успешно.  Родовой инстинкт — это великая сила природы, которая в современной цивилизации претерпевает искажение и ослабление, но тем не менее, при желании каждая женщина может научиться  использовать свою врожденную силу, этому можно обучиться, это всего лишь навык. Т.о. материнский инстинкт может стать мощной опорой, фундаментом для формирования материнской доминанты, если его сила используется гармонично и с учетом законов психофизиологии. Данные результаты не раз обсуждались на конференциях акушеров-гинекологов и  на конгрессах Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги и получили полную поддержку. Диагностические методики  применяются в родильных домах Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока, Перми.

И. А. Аршавский. Ваш ребенок. У истоков здоровья. М.; 1992.

В.В. Абрамченко. Активные роды. — СПб. 2002.

А.А. Ухтомский. Доминанта.- СПб., Питер, 2002.

А.Д. Попов, Т.Н. Углева. Перинатальные аспекты нейроэндокринной патологии человека: Полиграфист, 2008.

Н.П. Коваленко. Перинатальная психология.- СПб., СПБГУ, 2000.

Г. Селье.  Очерки об адаптационном синдроме: Медгиз, 1960.

Почему некоторые из нас ищут доминирующих партнеров

Источник: Piotr Marcinski/Shutterstock

Вас привлекает романтический партнер, который является властным, сильным, напористым и берет на себя ответственность? Или вы предпочитаете кого-то менее доминирующего? Ваш ответ, вероятно, будет зависеть от вашего пола и вашей личности. Женщины могут предпочитать доминантных «плохих парней» (а некоторые мужчины предпочитают «плохих девчонок»). У разных женщин очень разные причины для поиска доминирующего партнера, как и у других женщин для поиска противоположного.

Человек может доминировать по-разному, но исследователи считают, что социальное доминирование включает в себя такие черты, как авторитет, контроль и лидерство. 1,2,3 Однако такие черты обычно не ассоциируются с добрыми, заботливыми людьми. Доминирующие люди, как правило, более эгоцентричны и нечувствительны к чувствам других, а не те черты, которые большинство из нас ищет в романтическом партнере. 4 Для того, чтобы доминирующие личности считались желанными партнерами, им необходимо сочетать властный характер с другими чертами, демонстрирующими готовность быть щедрыми и полезными. 5 Женщинам нужен партнер, который конкурирует с другими, но хорошо с ними обращается. 6

Психологи-эволюционисты утверждают, что женщины предпочитают доминирующих партнеров, потому что у таких мужчин превосходные гены. Доказательства показали, что женщины предпочитают более доминирующих мужчин, когда они сами находятся в наиболее фертильной точке своего менструального цикла, в то время как большинство мужчин аналогичным образом не ищут доминирующих женщин. 7

Новое исследование, проведенное Джильдой Гибель и ее коллегами, выходит за рамки этих эволюционных объяснений, которые сосредоточены исключительно на гендерных различиях, и исследует, как наши индивидуальные черты характера влияют на предпочтение доминирующих партнеров. 8 Исследователи предположили, что если пассивный, но приятный партнер воспринимается как «скучный», то люди, которые особенно не любят скуки в своей жизни, с большей вероятностью будут искать доминирующих партнеров. Они предсказали, что люди с высоким уровнем поиск ощущений — « поиск разнообразных, новых, сложных и интенсивных ощущений и переживаний и готовность идти на риск ради таких переживаний» 9 — особенно склонны отдавать предпочтение доминирующим партнерам. Они также задавались вопросом, как тревога , особенно у женщин, может влиять на эти предпочтения.

В ходе опроса 172 взрослых немца (60 процентов женщин, 63 процента студентов) заполнили личностные анкеты, а затем измерили свои предпочтения в отношении доминирующего партнера. Участники оценили, насколько они согласны с такими утверждениями, как: «Очень приятный мужчина/женщина часто бывает скучным», «Мне нравится, когда мужчина/женщина берет на себя ведущую роль в наших отношениях». «Меня привлекают напористые мужчины/женщины». Чтобы оценить стремление к ощущениям, участники заполнили хорошо известную меру этой черты, которая включает четыре подшкалы: 9.0003

  • Любители острых ощущений и приключений. Склонность к «бесстрашному» поведению, такому как прыжки с парашютом и альпинизм.
  • Растормаживание. Импульсивное поведение, такое как употребление наркотиков и алкоголя или небезопасный секс.
  • Поиск опыта. Поиск менее рискованных, но захватывающих новых впечатлений, таких как путешествия или творческий опыт.
  • Восприимчивость к скуке. Склонность быстро утомляться и нуждаться в постоянной стимуляции со стороны других людей или занятий.

Результаты показали, что искатели острых ощущений обоих полов особенно склонны отдавать предпочтение доминирующему партнеру. В частности, восприимчивость к скуке и расторможенность коррелировали с предпочтением доминирующих партнеров, а поиск острых ощущений — нет. Это говорит о том, что те, кому легко становится скучно и кто склонен к импульсивному поведению, могут выбирать более доминирующих романтических партнеров. Такие партнеры могут вызывать возбуждение, которое поддерживает их стимуляцию.

Исследователи также изучили общий уровень тревожности участников. В частности, исследователи предположили, что женщины, испытывающие сильную тревогу, могут предпочесть доминирующих партнеров из-за защиты, которую они предлагают, а не потому, что они сексуальны или возбуждают.

Их результаты действительно показали, что есть два типа женщин, предпочитающих доминирующих партнеров: те, кто проявляет склонность к скуке и расторможенность, и тревожные. Эти черты совершенно не коррелируют друг с другом, что свидетельствует о том, что эти два типа женщин могут иметь разные мотивы для поиска доминирующих партнеров. Тревожные женщины предпочитают доминирующих партнеров, потому что они предлагают защиту и безопасность , в то время как расторможенные, быстро надоевшие женщины, кажется, предпочитают доминирующих партнеров, потому что они возбуждают .

Однако не все тревожные женщины отдавали предпочтение доминирующим партнерам. Исследователи обнаружили, что тревожные женщины чаще набирали высокие баллы по поиску опыта аспекту поиска ощущений, и они пришли к выводу, что у тревожных женщин есть два разных способа справиться со своей тревогой: некоторые ищут защиты у доминирующего мужчины. Но другие, особенно те, кто ищет новых и захватывающих впечатлений, могут попытаться компенсировать свою тревогу, ведя более изощренный, космополитический и нонконформистский образ жизни, который включает в себя новые впечатления, такие как путешествия и творческие занятия. эти женщины избегайте доминирующего партнера, который может пытаться контролировать их и ограничивать их способность продолжать этот опыт. (Конечно, могут быть и другие объяснения этой удивительной закономерности результатов.)

Хотя в стереотипе о том, что женщины ищут доминирующих «плохих парней», может быть доля правды, реальная картина сложна — и мужчины, безусловно, могут также ищут «плохих девочек», если они сами расторможены и легко устают, точно так же, как некоторые женщины могут искать доминирующих партнеров, если у них такой же легко скучающий тип личности Другие женщины могут искать доминирующих партнеров, потому что они беспокоятся и хотят защиты от своего партнера. хотя другие тревожные женщины предпочитают обратное, желая менее доминантных партнеров, которые позволяют им исследовать новый опыт.

Гвендолин Сейдман, доктор философии. адъюнкт-профессор психологии Колледжа Олбрайт. Следите за ней в Твиттере и на странице «Близкие контакты».

Ссылки

1 Брайан, А. Д., Вебстер, Г. Д., и Махаффи, А. Л. (2011). Большие, богатые и могущественные: физические, финансовые и социальные аспекты доминирования в спаривании и влечении. Бюллетень личности и социальной психологии, 37 , 365–382.

2 Садалла Э. К., Кенрик Д. Т. и Вершур Б. (19 лет)87). Доминирование и гетеросексуальное влечение. Журнал личности и социальной психологии, 52 , 730–738.

3 Снайдер, Дж. К., Киркпатрик, Л. А., и Барретт, Х. К. (2008). Дилемма доминирования: действительно ли женщины предпочитают доминирующих партнеров? Личные отношения, 15 , 425–444.

4 Меллер С.К., Ли Э.А.Е. и Робинсон М.Д. (2011). Вы никогда не думаете о моих чувствах: межличностное доминирование как показатель точности расшифровки эмоций. Эмоция, 11 , 816–824.

5 Дженсен-Кэмпбелл, Л. А., Грациано, В. Г., и Уэст, С. Г. (1995). Доминирование, просоциальная ориентация и женские предпочтения: действительно ли хорошие парни финишируют последними? Журнал личности и социальной психологии, 68 , 427–440.

6 Лукашевски, А. В., и Рони, Дж. Р. (2010). Добрый по отношению к кому? Предпочтения партнера в отношении личностных качеств зависят от цели. Эволюция и поведение человека, 31, 29–38.

7 Gangestad, S.W., Simpson, J.A., Cousins, A.J., Garver-Apgar, C.E., & Christensen, P.N. (2004). Предпочтения женщин в отношении мужских поведенческих проявлений меняются в зависимости от менструального цикла. Психологическая наука, 15 , 203–206.

8 Гибель Г., Моран Дж., Шаволь А. и Вейерстолл Р. (2015). Острые ощущения от любви к доминирующему партнеру: отношения между предпочтением доминирующего партнера, поиском ощущений и тревогой. Личные отношения . doi: 10.1111/пере.12079. Опубликовано в Интернете перед печатью.

9 Цукерман, М. (2000). В поисках сенсации. В Каздине А.Е. (ред.), Энциклопедия психологии (Том 7, стр. 225–227). Вашингтон, округ Колумбия, и Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Американская психологическая ассоциация/Oxford University Press.

6 способов справиться с доминирующей личностью

Источник: фото команды Los Muertos с Pexels

Почти в каждой команде есть по крайней мере один доминирующий тип личности, мотивированный победой, соревнованием и достижением результатов. В то время как доминирующие типы личности часто считаются властными и уверенными в себе, у их характеристик есть и обратная сторона. Они также могут стать упрямыми, агрессивными и чрезмерно прямыми.

Возьмите Гейба, менеджера по развитию бизнеса в компании по производству продуктов питания и напитков. Гейба считали «деятелем» или человеком, который общителен и всегда готов принять вызов. Он был решителен, никогда не колебался и быстро действовал, чтобы стимулировать новые продажи. Его требовательный и напористый стиль привлек компанию к новым клиентам, но за это пришлось заплатить. Гейб часто расстраивал высшее руководство, когда обходил полномочия, чтобы протолкнуть новые процедуры. Он также имел тенденцию зацикливаться на планах продаж в ущерб долгосрочным отношениям с клиентами.

Работать с кем-то вроде Гейба может быть непросто, особенно если вы находитесь на противоположном конце спектра личности. Многие из моих коучинговых клиентов, которые, как правило, сдержанные, чуткие, ориентированные на людей профессионалы, борются с доминирующими личностями. Им трудно иметь дело с властным и требовательным характером их доминирующих коллег, и многим из моих клиентов трудно устоять перед лицом сильной воли доминирующего типа.

Если это звучит знакомо, то вы можете задаться вопросом, почему ваши доминирующие коллеги делают то, что они делают, и как обрести мир, работая с ними. Хорошо, что вам не нужно отказываться от добросердечия и заботы, если это ваша естественная склонность. Но если вы хотите добиться успеха в трудовой жизни, важно научиться работать с личностями, отличными от ваших собственных, в том числе с доминирующими типами.

6 способов более эффективно работать с доминирующими типами личности

1. Сосредоточьтесь на том, «что», а не на том, «как». Доминирующие типы личности ориентированы на задачу. Их волнуют результаты, а не процессы. Разговаривая с ними, сосредоточьтесь на конкретных, осязаемых фактах. Лучше делать прямые утверждения или предложения, а не подходить к беседам как к сеансу мозгового штурма. Поговорите о том, как ваше предложение влияет на конечный результат и ожидаемые результаты.

2. Пропустите светскую беседу. Типы доминирующих личностей действуют в срочном порядке и ценят эффективность. Это тот тип коллег, с которыми вам следует пропустить любезности и сразу перейти к делу. Например, опустите такие фразы, как «Как дела?» или «Надеюсь, у вас все хорошо» с самого начала ваших электронных писем. Точно так же сразу переходите к повестке дня встречи, сводя к минимуму шутки.

Не тратьте их время на повторение событий, повторение деталей или подведение итогов. Начните с вашего ключевого сообщения и переходите к сути.

3. Дайте им независимость. Чтобы повлиять на доминирующий тип личности, вы должны понять, что ими движет, а именно достижение и контроль. Чем больше вы дадите этому человеку пространства для самостоятельного решения проблем и принятия решений, тем эффективнее он будет. Доминирующие личности ценят автономию, поэтому не удивляйтесь, если встречи один на один будут краткими или вовсе отсутствовать. Прежде чем делегировать полномочия доминирующей личности, убедитесь, что сферы полномочий четко определены и сформулированы. Сосредоточьте их на смелых, амбициозных долгосрочных целях, чтобы они постоянно стремились к большему.

4. Обдуманно выделить области для улучшения. Предоставляя таким людям отзывы об их работе, сосредоточьтесь на том, как изменения поведения, о которых вы просите, помогут им достичь своих целей и добиться лучших результатов. Например, один из коллег Гейба отметил, что прямолинейность Гейба отрицательно сказывалась на его непосредственных подчиненных. Коллега поделился, что если члены команды уйдут, это будет означать, что у Гейба будет меньше ресурсов для выполнения клиентских продаж, и, следовательно, он может не достичь своих целей. Этот кадр вдохновил Гейба изменить свой подход. Вы также можете использовать сравнение как способ конструктивно мотивировать тех, у кого доминирующий стиль. Например, выделите конкурентов, которые работают лучше, чтобы побудить их к совершенствованию.

5. Заполните пробелы. Для здоровой и продуктивной команды требуется сочетание личностей. Если вы работаете вместе с доминирующей личностью, поощряйте их поведение, становясь их фоном.

В то время как доминирующие типы склонны к инновациям и прогрессу, они также могут игнорировать риски и действовать слишком быстро. Если вы склонны к более осторожному и обдуманному принятию решений, вы можете привнести в процесс стабильность и разумность. Точно так же вы можете быть тем, кто разбивает амбициозные планы на детали и руководит фактической реализацией.

6. Не принимайте их действия на свой счет. Доминирующие типы личности могут ответить резко. Помните, что их резкость не означает, что они злы, расстроены или отвергают вас. Признайте, что если они задают вам острые вопросы, это происходит потому, что они привлекают вас, а не потому, что им не хватает доверия. Ожидайте краткости в общении и поймите, что это часть их обычного поведения, а не отражение вашей адекватности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts