Доминирование или абьюз (психологическое насилие) – в чем отличия?
Написал Alex в рубрике Заметки психолога
С тех пор, как я опубликовал статью о доминировании, она стала одной из самых обсуждаемых в блоге, и читатели оставили много самых разнообразных комментариев. Из обсуждения и писем, которые мне присылают, стало очевидно, что люди постоянно путают доминирование и абьюз, почему-то думают, что доминирование обязательно подразумевает агрессию и унижение по отношению к ведомому, приравнивая одно к другому.
Мне давно стоило написать такую заметку, но были вещи, которые более интересны для меня. В данной заметке я хочу провести разграничения между этими двумя понятиями, чтобы можно было легко отличать одно от другого.
Сперва давайте определимся с терминологией.
Под доминированием подразумеваются отношения ведущего и ведомого, где ведущий управляет (доминирует, является главным), а ведомый следует за ним (является подчиненным).
Абьюз (от англ. abuse – насилие) – психологическое (иногда физическое) насилие в семье (отношениях).
Почему-то читательницы путают эти два понятия и мешают в одну кучу, считая, что если мужчина доминирует, то он обязательно будет их угнетать, ограничивать их свободу и приводить отношения к состоянию, где их роль в семье сводится к выполнению домашней работы и ублажению мужа. На самом деле это не так. Разница такая же, как между нормальным родителем и родителем, который регулярно принуждает, унижает и бьет своего ребенка, относясь к нему не как к отдельному живому существу, а как к своей собственности, считая что тот должен жить так, как хочется(удобно) родителю. Если задуматься, любой родитель всегда доминирует над ребенком, потому что он умнее, сильнее, опытнее и т.д. Но само по себе доминирование не приводит к унижению или подавлению. Причина кроется в отношении к ребенку как к вещи, с которой можно делать что угодно и которая как бы не имеет своих желаний, эмоций и т.
д..
Почему-то под доминированием часто подразумевают грубость или наказание. Это тоже заблуждение. Когда мужчина страстно подхватывает женщину на руки и несет ее, скажем, на кровать, чтобы заняться любовью (по обоюдному желанию) – это тоже некий признак доминирования. Но многие женщины мечтают об этом. (Никто еще не написал мне, что должно быть равенство в отношениях и носить друг друга на кровать нужно по очереди☺ ) А вот если сила применяется для того, чтобы склонить женщину к сексу, когда она не желает этого делать – это абьюз. Здесь тоже присутствует доминирование, бесспорно, но проблема не в нем, как и не в физической силе, которой обладает мужчина и которую можно использовать для строительства, а можно для разрушения. Сила сама по себе нейтральна.
Я хочу пройтись по основным признакам, которые указывают на абьюз и еще более четко разграничить эти два понятия, чтобы вам было проще отличить одно от другого.
Итак:
Абьюзер является собственником, он постоянно контролирует. Такой человек все время должен знать, где находится женщина. Постоянно ревнует. Выстраивает отношения так, чтобы она у него просила разрешения куда-то пойти. Если была где-то, устраивает допрос, особенно если задержалась.
Может постоянно названивать или даже следить. Если она не берет трубку, обязательно будут претензии, истерика и скандал. Регулярно проверяет общение с другими людьми в телефоне или компьютере. То есть относится к человеку, будто он не является отдельной личностью, а его собственностью.
Мужчина с нормальной самооценкой этого всего делать не будет. Он может проверить, если замечает что-то неладное в отношениях, но постоянный контроль ему ни к чему. Доминирование подразумевает, что человек достаточно ценит себя, и уверен в том, что если этот партнер его не любит и не ценит, найдется другой. Поэтому не боится измены, следовательно у него нет болезненной необходимости контролировать и проверять. Он будет использовать другие подходы для удержания партнера в отношениях.
Абьюзер старается ограничить партнера и запихнуть в позицию, где у того будет недостаточно ресурсов, чтобы сделать зависимым. Для этого он стремится выстроить отношения так, чтобы женщина не работала (ограничивает финанасовый ресурс) и стала финансово зависимой от него. Так же ограничить круг ее друзей и близких, самыми разными способами обрезая общение с ними (ограничивает социальный ресурс). Нагрузить домашней работой, детьми и проч. так, чтобы не было времени ни на что другое (ограничивает временной ресурс). И конечно же он самостоятельно контролирует финансы. Некоторые мои клиентки рассказывали, что деньги у такого мужчины приходилось чуть ли не выпрашивать, каждый раз испытывая унижение. При этом деньги они просили не на свои капризы, а на обычные бытовые нужды, детей и т.д. Как правило, это происходит после рождения ребенка или даже двоих. При этом сами дети мужу обычно не очень интересны, но как только он видит, что первый ребенок требует меньше забот, что жена немного освободилась и готова выйти на работу, тут же начинает уговаривать завести второго.
Как вы понимаете, доминирующий мужчина с нормальной самооценкой, с уважением и любовью относящийся к своей партнерше, ничего такого делать не будет. Скорее даже наоборот будет стремиться иметь рядом самодостаточного партнера, имеющего свои желания и интересы (с таким гораздо интереснее, чем с запуганным и загнанным человеком), на которого можно положиться в случае чего. Да, он будет главным в отношениях, да, вероятно где-то может больше продавить свои интересы, но это не то же самое, что ограничивать партнера и делать его зависимым от себя. Отличия такие же, как между нормальным и контролирующим родителем.
Доминирование мужчины вполне может подразумевать компромисс и возможность понять и принять позицию партнера. Абьюз подразумевает, что есть только одно правильное мнение.
Абьюзер считает женщину виноватой во всех проблемах и ошибках, а себя всегда правым. Постоянная критика, что бы она не сделала. Если сделала что-то хорошо, всегда найдется что-то другое, что не так. При этом все положительные моменты будут игнорироваться, а негативные раздуваться до огромных масштабов. Абьюзер возлагает вину на партнершу в том числе и за свои чувства. Например, заявляет, что она доводит его, не замечая, что сам начал конфликт своими претензиями. В спорах любые доводы перекручиваются так, что виновата всегда женщина. Также психологическое насилие заключается в том, что абьюзер все время самыми разными способами понижает самооценку партнерши. В первую очередь это критика и обесценивание. Абьюзер может критиковать и обесценивать ее внешность, заработок, хобби, подруг, родителей, неумение что-то делать или незнание чего-то, регулярно внушать, что она ни к чему не способна, высмеивать интересы и т.
Что касается доминирования – да, такие приемы позволят доминировать (быть выше) в отношениях, понизив самооценку и значимость партнера, но это не является обязательным. Это не является сутью доминирования или основным приемом. Мужчина, который уважает и ценит свою женщину, вряд ли будет к ней так относиться, даже не смотря на свой главенствующий статус в отношениях. Все что выше описано является абьюзом (психологическим насилием), а не доминированием. Как я уже писал ранее, можно доминировать, хваля человека. Ведь похвала – это позитивная оценка, а человек, который оценивает, так или иначе находится выше. (Почему, например, многим женщинам не нравится, когда мужчина после секса спрашивает, понравилось или нет? Своим вопросом мужчина себя ставит в позицию ведомого.
Как видите в данном случае основная разница между абьюзом и доминированием заключается в том, что абьюз направлен на то, чтобы сделать человека неценным в своих собственных глазах, чтобы он ни на что лучшее не претендовал, тем самым больше привязывая к себе. Просто доминирующему мужчине нет необходимости привязывать к себе человека. Доминирование, это просто позиция «выше» в отношениях, как активная позиция в сексе☺. У некоторых получается само по себе, легко и без напряга. Есть такие люди, которые, попадая в любую компанию, сразу как-то сами собой получают этот статус без того, чтобы кого-то унижать или контролировать. Другим же нужно самоутвердиться за чей-то счет. Абьюзеры могут доминировать только с более слабыми, которые не оказывают сопротивления.
Абьюзер уверен, что обладает особым статусом по отношению к женщине, поэтому забота о нем – ее задача. Он может требовать, чтобы все было, как ему удобно – дом убран, еда на столе в точное время, рубашки выглажены и развешены в определенном порядке в шкафу. Будто жена является его домашней прислугой, а не близким человеком . При этом он считает, что в праве критиковать то, что она сделала. Ее труд обесценивается, а его наоборот превозносится.
Как вы понимаете, это тоже не является признаком доминирования, хотя доминирование в этом присутствует. Доминирующий мужчина, с уважением относящийся к своей партнерше вполне может ее и хвалить и интересоваться ее делами, при этом оставаясь в позиции «сверху».
С абьюзером никогда не удается нормально обсудить или решить вопрос. Всегда неподходящее время. Даже если показалось, что удалось до чего-то договориться, он не станет выполнять договор. Ему это просто не нужно, потому что и так удобно.
При абьюзе мужчина может проявлять грубость как физическую, так и психологическую по отношению к жене, детям, животным. Например, грубо наказывать детей за мелкие провинности, такие как беспорядок в комнате, будить посреди ночи, кричать, ругать, унижать, обзывать, дразнить, пока не получит ожидаемую эмоциональную реакцию. При этом вину за свое поведение он будет возлагать на свою «жертву»: это же она его довела до такого. Очевидно, что подобное поведение никак прямо не связано с доминированием. Обычно там проблема другого рода. Можно быть сильнее другого человека во всех смыслах и при этом уважительно к нему относиться, никогда не переходя границы. Более того, доминирование вполне допускает признание своей неправоты. У абьюзера есть болезненная потребность быть всегда правым и навязывать свою правоту други людям.
Абьюзер может угрожать, запугивать что всем друзьями, знакомым, близким расскажет, какая женщина «плохая». Угрозы могут быть неопределенными вроде «Ты еще пожалеешь», или более конкретные о том, что совершит самоубийство когда она уйдет, или сломает ей шею, заберет детей, оставит без ничего, использует все возможности, чтобы она не нашла работу, чтобы испортить ей жизнь и т.д.
Доминирование само по себе не подразумевает физического или психологического насилия. Как я и писал выше, доминирование – это позиция, ранг занимаемый в отношениях. А что из нее делать, это уже вопрос убеждений и выбора.
Все эти манипуляции при абьюзе направлены на то, чтобы удержать партнера и поставить его в зависимую позицию. Но я хочу еще раз подчеркнуть, что быть ведомым и зависимым – это не одно и то же. Хотя конечно зависимый по умолчанию является ведомым. Но вот ведомый может не быть зависимым совсем. Как, например, в дружбе, кто-то из двоих более доминирующий, а второй больше привык следовать. Но это совершенно не значит, что второй должен быть зависимым от первого, во всем ему подчиняться и что если один из друзей доминирует в отношениях, то интересы и желания другого никак не учитываются.
Чтобы было совсем понятно, давайте выйдем за рамки семейных отношений и рассмотрим разницу между доминированием и абьюзом на примере деловых. Отличия между просто доминирующим мужчиной и абьюзером будет такой же, как между хорошим руководителем и контролирющим самодуром. Первый тоже находится как бы над своими подчиненными, он тоже может, если это нужно, применить наказание, критику, увольнение и т. д., но делает это только в случае необходимости. В остальном хороший руководитель предпочитает использовать поощрение, похвалу, личные цели сотрудников как мотивацию к работе. Он знает и уважает способности своих сотрудников, он с ними общается, дает достаточно свободы для развития и творческого выполнения задач, при этом вполне оставаясь в своей руководящей позиции. Часто подчиненные обожают таких руководителей и стремятся хорошо выполнять свою работу. Они готовы обратиться к нему, если нужно решить какой-то сложный вопрос.
Самодур же считает, что он все знает. Он будет все время наказывать, кричать, унижать, критиковать, запугивать увольнением и тем, что человек никогда больше не найдет нормальную работу. Он тоже как бы доминирует, но совсем по-другому. Его боятся и терпят не из любви или уважения, а из-за страха потерять работу и не найти ничего лучше, из-за неуверенности в своих силах и способностях.
Если вам понятна разница между этими подходами, то вы должны понимать и то, о каком доминировании пишу я, когда утверждаю, что мужчина должен доминировать в отношениях. Если же вы встретили в своих отношениях несколько из тех признаков, которые я перечислил выше, возможно ваш партнер не просто доминирует, а пытается привязать, разрушить вашу самооценку и сделать зависимой. Такое поведение однозначно не ведет к хорошим отношениям.
Метки >>> абьюз, длительные отношения, доминирование, насилие, отношения
что такое ориентация на социальное доминирование
Мы знаем, что общество иерархично: одни социальные группы обладают властью, другие им подчиняются. Кто-то поддерживает такое положение вещей, кто-то, наоборот, считает его несправедливым. Описать отношение человека к существующим иерархиям можно с помощью понятия «ориентация на социальное доминирование». Рассказываем, что это такое.
Немного истории
В 1990-х годах американские психологи Фелисия Пратто и Джим Сиданиус разработали теорию социального доминирования. Она описывает общество как систему иерархий, которые выстраиваются вокруг трех измерений:
Во многом именно социальные иерархии помогли человечеству выжить и эволюционировать. Они оказались очень эффективным способом организации сообществ древних людей: добывать пищу и защищаться от опасностей проще, когда есть лидеры, которые руководят этими процессами. Сегодня многие иерархии, строившиеся на ныне устаревших основаниях, исчезли, но многие другие продолжают воспроизводиться. Это происходит благодаря социальным мифам и социальным институтам.
Социальными мифами называют распространенные в обществе представления о его устройстве. Одни мифы укрепляют существующую систему иерархий (то есть оправдывают социальное неравенство в том виде, в котором оно сложилось), другие, напротив, ее ослабляют. Например, представление о том, что получить хорошее образование можно только за границей, будет давать преимущество тем, кто так и сделал — то есть укреплять неравенство. Если же миф изменится и люди начнут считать, что качественное образование можно получить где угодно, то преимущество у окончивших зарубежные вузы постепенно исчезнет. А значит, неравенство ослабнет или сместится в пользу другой социальной группы.
Социальные институты также могут усиливать или ослаблять существующую систему иерархий. К усиливающим относятся те, которые поддерживают сложившееся распределение власти: крупный бизнес, правящая партия и другие. К ослабляющим относятся те, которые дают больше возможностей людям, не обладающим всей полнотой власти. Это, например, благотворительные организации и общественные движения.
Ориентация на социальное доминирование
Итак, воспроизводство тех или иных иерархий зависит от различных социальных мифов и институтов. Но как люди выбирают, в какие мифы верить и какие институты развивать? Пратто и Сиданиус предположили, что подобный выбор определяется ориентацией на социальное доминирование. Это характеристика, которая позволяет измерить и описать отношение человека к неравенству и иерархиям в принципе. Человек с сильно выраженной ориентацией на социальное доминирование склонен поддерживать жесткую иерархию, человек со слабо выраженной — наоборот.
От чего это зависит? Прежде всего от оснований, на которых построена иерархия. Так, у мужчин ориентация на социальное доминирование обычно более выражена, чем у женщин, поскольку мужчины в силу различных причин более представлены в соответствующих социальных институтах, например армии. Иначе говоря, чем выше положение человека в конкретной иерархии, тем более он склонен поддерживать ее существование.
Оценить ориентацию на социальное доминирование у конкретного человека можно с помощью опросника — его русскоязычный вариант разработали специалисты ВШЭ.
Александра Смаракова
Теги
#саморазвитие
#эрудиция
Иерархия доминирования | Психология Вики
в: Статьи с заявлениями без источников, Поведение животных, Этология,
и еще 2
Просмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Иерархия доминирования (у людей: социальная иерархия) — это организация людей в группу, которая возникает, когда конкуренция ресурсов приводит к агрессии. Шьелдеруп-Эббе, изучавший часто цитируемый пример порядка клевания у кур, обнаружил, что такие социальные структуры приводят к более стабильным стаям, в которых снижена агрессия среди особей.
Иерархия господства может быть деспотической или линейной. В деспотической иерархии только один человек доминирует, а все остальные подчиняются. В линейной иерархии, например, в приведенной выше иерархии цыплят, каждая особь доминирует над всеми особями ниже его, а не над теми, что выше его.
Иерархия доминирования встречается у большинства социальных видов животных, включая приматов, которые обычно живут группами. Иерархии доминирования широко изучались у рыб, птиц и млекопитающих. Иерархии доминирования могут быть простыми линейными структурами, которые часто возникают из-за физических различий между людьми в группе в отношении их доступа к ресурсам. На них также влияют сложные социальные взаимодействия между людьми в группе.
В группах животных доминирующая особь является вождем. Доминирование часто завоевывается в битвах или демонстрациях превосходства. Господствующее положение и завоевание господства у многих животных связано со спариванием.
Содержание
- 1 Механизмы, регулирующие формирование иерархий у животных
- 2 примата
- 3 См. также
- 4 Каталожные номера
Механизмы, регулирующие формирование иерархий у животных
Самым простым взаимодействием, которое может установить Иерархию Доминирования, является диада или парное взаимодействие между людьми. Для изучения формирования иерархий ученые часто использовали диадический метод, при котором два человека вынуждены взаимодействовать изолированно от других. Все люди в группе объединяются в пары друг с другом (то есть по кругу) изолированно до тех пор, пока не может быть выведена иерархия. Процесс выведения иерархии включает построение матрицы доминирования, в которой выигрыши/ничьи выражаются по отношению к каждой рыбе в группе.
Недавно было постулировано, что парные взаимодействия сами по себе не могут объяснить появление иерархий доминирования. Это связано с тем, что в природе такие парные взаимодействия редко происходят изолированно. Таким образом, в настоящее время в поведении животных возникла относительно новая концепция: изучение социально встроенных диад. Такие явления, как эффект аудитории, контекстно-зависимый эффект аудитории у петушков ( Betta splendens ), эффект наблюдателя и эффект победителя-проигравшего [Как сделать ссылку и ссылку на резюме или текст] , могут играть важную роль в формировании иерархии доминирования в социальных группах. Кроме того, утверждалось, что социальная группа образует сложную сигнальную сеть: взаимодействие, происходящее между двумя людьми в группе, в свою очередь, зависит от других сигналов, передаваемых людьми в прямом общении с ними. У многих животных эти предполагаемые сигналы могут включать изменения позы, а также изменения «состояния» (например, изменение цвета).
Приматы
Иерархии доминирования, хотя зачастую и более тонкие, можно наблюдать в человеческих обществах, и они важны для понимания организации семьи, племени или клана, рабочих организаций, политики и т. д. в нормальных и ненормальных социальных ситуациях. Неясно, в какой степени иерархия доминирования у людей обусловлена внутренней биологией нашего мозга, полученной в результате эволюции, а в какой — культурными факторами.
Отношения доминирования требуют сотрудничества обеих сторон. Доминирующая сторона молчаливо соглашается не убивать и не ранить подчиненную сторону при условии, что подчиненная уступает и не препятствует доступу доминирующей стороны к ресурсам или конкуренции за партнеров. Также необходима способность идентифицировать и запоминать членов группы вместе с их статусом доминирования. Эти иерархии, возможно, развились в эволюционных терминах ради эффективности и для того, чтобы уменьшить вероятность травм среди членов группы, которые могут иметь общие гены. Как и в случае с альтруизмом у животных, добровольное сокращение военных действий до символической формы остается чем-то вроде дарвиновской головоломки.
Люди с более высоким иерархическим статусом, как правило, вытесняют тех, кто занимает более низкое положение в плане доступа к космосу, еде и возможностям спаривания. Таким образом, люди с более высоким социальным статусом, как правило, добиваются большего репродуктивного успеха, чаще спариваясь и имея больше ресурсов для инвестирования в выживание потомства. Следовательно, она служит неотъемлемым фактором контроля популяции, обеспечивая достаточные ресурсы для доминирующих особей и, таким образом, предотвращая массовый голод. Территориальное поведение усиливает этот эффект. [1] [2]
Эти иерархии не являются фиксированными и зависят от любого количества меняющихся факторов, среди которых возраст, пол, размер тела, интеллект и агрессивность. На статус также может влиять способность заручиться поддержкой других. Действительно, необходимость поддерживать социальное положение и социальные знания могут стать толчком к эволюции более крупного мозга у людей и других животных. [3]
См. также
- [Доминирование животных]]
- Эволюция интеллекта
- Иерархическая организация
- Гипергамия
- Орден
- Социобиология
- Социальное поведение
- Общественная организация
- Социальная структура
Ссылки
- ↑ Наблюдатели за животными — ВРЕМЯ
- ↑ Лоренц:Об агрессии:ОБЗОР КНИГИ
- ↑ IngentaConnect Иерархии доминирования и эволюция человеческого мышления
- Чейз И., Тови К., Спенглер-Мартин Д., Манфредония М. 2002. Индивидуальные различия по сравнению с социальной динамикой в формировании иерархии доминирования животных . ПНАС 99 (9): 5744-5749.
- Чейз И., Бартоломео К., Дугаткин Л. 1994. Агрессивные взаимодействия и межсоревновательный интервал: как долго победители продолжают побеждать? . Поведение животных 48 (2): 393-400
- Cummins DD, Иерархии доминирования и эволюция человеческого мышления . Разум и машины, том 6, номер 4, ноябрь 1996 г., стр. 463-480(18)
- Oliveira RF, McGregor P.K., Latruffe C. 1998. Знай своего врага: боевые рыбы собирают информацию, наблюдая за взаимодействием сородичей . Труды Королевского общества B: Biological Sciences 265: 1045-1049.
- Уилсон, Э. О. Социобиология. 2000.
- http://www.stanford.edu/group/stanfordbirds/text/essays/Dominance_Hierarchies.html
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Эмоциональность цветов: неявная связь между красным и доминированием
Введение
Цвета вездесущи в повседневной жизни, и было показано, что они оказывают обширное и разнообразное воздействие как на людей, так и на животных (Эллиот и Майер, 2014 г. для обзора; Pryke et al., 2007; Khan et al., 2011). Влияние цвета варьируется от изменений эмоций (Kaya and Epps, 2004), поведения (Cuthill et al., 1997; Pryke, 2009) и физиологии (Dreiskaemper et al., 2013). Было высказано предположение, что разные цвета связаны с определенными значениями. Например, было показано, что красный цвет, среди прочего, усиливает воспринимаемую привлекательность, доминирование, гнев и агрессивность (Elliot and Niesta, 2008; Stephen et al., 2012; Elliot and Maier, 2014; Wiedemann et al., 2015). Кроме того, в большом количестве исследований изучалось влияние синего, зеленого и серого цветов (Fetterman et al., 2012; Lichtenfeld et al., 2012; Wiedemann et al., 2015). Часто выбирается зеленый, поскольку в большинстве цветовых моделей этот цвет противоположен красному и связан с восстановительными когнитивными эффектами (Berman et al., 2008), креативностью (Lichtenfeld et al., 2012) и безопасностью (Pravossoudovitch et al. ., 2014). Серый является оптимальным ахроматическим контрастом по отношению к красному и может сочетаться с хроматическим цветом и яркостью. Кроме того, синий ассоциируется с комфортом, тишиной и отдыхом (Kaya and Epps, 2004).
Еще в исследованиях Адамса и Осгольда (1973) цвет был связан с эмоциями и эмоциональностью (т. е. наблюдаемым поведенческим и физиологическим компонентом эмоций). В своем исследовании они обнаружили, что светлые цвета воспринимаются респондентами как «хорошие», а темные — как «плохие». В последнее время исследования больше сосредоточены на неявных ассоциациях между цветами и эмоциональными состояниями (Little and Hill, 2007). Такие неявные ассоциации были обнаружены между красным цветом и гневом (Fetterman et al., 2012), красным цветом и неудачей, а также общими негативными словами (Moller et al., 2009).), а также красный цвет и потенция (Soriano and Valenzuela, 2009). Совсем недавно Pravossoudovitch et al. (2014) наблюдали неявную связь между красным цветом и опасностью. В этом исследовании участников попросили классифицировать слова как связанные с безопасностью или опасностью, используя вариант задачи оценки слов Струпа. Их результаты показали, что слова и символы, связанные с опасностью, классифицируются быстрее, если они показаны красным цветом, по сравнению с зеленым и серым цветом. В целом, эти результаты показывают, что определенные слова и символы могут вызывать изменения в эмоциях и эмоциональности. Например, красный цвет может вызывать эмоциональные изменения (например, страх), что, в свою очередь, может привести к поведенческой или физиологической реакции «бей или беги». Этот тип реакции на красный цвет уже был показан у макак-резусов (Khan et al., 2011).
Эти результаты часто обсуждаются в более широком контексте природы и воспитания (Elliot and Maier, 2014). С одной стороны, специальные исследования сосредоточены на компоненте развития путем изучения языковых и цветовых ассоциаций (Little and Hill, 2007; Fetterman et al., 2012; Pravossoudovitch et al., 2014). С другой стороны, проводятся исследования генетических компонентов путем изучения поведенческих и физиологических изменений животных (Pryke et al. , 2007; Khan et al., 2011). Чтобы изучить эти предполагаемые эффекты на людях, Хилл и Бартон (2005) показали, что спортсмены в красном выиграли в среднем больше матчей по сравнению со спортсменами в синем для единоборств. Чтобы объяснить это явление, они выдвинули гипотезу, что «наличие и интенсивность красного цвета коррелирует с мужским доминированием и уровнем тестостерона» (стр. 29).3). Чтобы оценить это утверждение, Брики и Хью (2016) изучили связь между красным цветом и доминированием. В своем исследовании участников просили оценить цвет, изображенный на экране компьютера (красный, синий или зеленый), по трем различным шкалам: доминирование, возбуждение и удовольствие. Их результаты показали сильную связь красного цвета с доминированием и возбуждением, связь между зеленым цветом и возбуждением, а также то, что синий и зеленый цвета были оценены как более приятные по сравнению с красным. Это исследование, однако, не прояснило, была ли эта связь с доминированием красного неявной или явной (например, если участники постулировали, что красный цвет должен иметь более высокий балл по доминированию), и использовалась очень простая методология. Однако, поскольку основная теория цвета, теория цвета в контексте Эллиота и Майера (2012), предполагает, что влияние цветов зависит от контекста окружающей среды, необходимо использовать другой контекст и методический подход для подтверждения этой связи. чтобы подтвердить и обобщить ассоциацию красного доминирования.
Цель этого исследования состояла в том, чтобы проверить наличие этой предполагаемой связи между красным цветом и доминированием, используя задачу оценки слова Струпа. Помимо красного, для изучения предполагаемой связи между синим цветом и отдыхом использовался синий (Kaya and Epps, 2004), поскольку красный и синий часто используются как противоположные цвета в боевых видах спорта (например, в тхэквондо, боксе, борьбе), где восприятие играет роль доминирование (Hill and Barton, 2005; Hagemann et al., 2008; Dreiskaemper et al., 2013), и, наконец, в качестве контрастного и контрольного цвета был добавлен серый. Эта методология позволяет нам проверить, присутствует ли вышеупомянутая ассоциация в другом контексте (задача ассоциации слов). Кроме того, это исследование поможет выяснить, присутствуют ли предполагаемые связи при неявном тестировании по сравнению с ранее использовавшейся методологией. Мы подозреваем, что слова, относящиеся к доминированию, будут классифицироваться быстрее и с меньшими ошибками, если они показаны красным цветом по сравнению с серым и синим цветом. Кроме того, мы предположили ту же тенденцию для слов, связанных с отдыхом, выделенных синим цветом.
Материалы и методы
Это исследование состояло из пилотного и основного эксперимента. Пилотное исследование использовалось для поиска подходящих стимулов (слов) для основного эксперимента, в котором участники оценили немецкие лексические слова как связанные с доминированием и отдыхом (дополнительную информацию см. В Дополнительных материалах).
Для основного исследования использовалась модифицированная задача Струпа, так как этот метод часто применяется для оценки неявных ассоциаций. Задача Струпа позволяет исследовать латентное время и ошибки для предварительно запрограммированных стимулов без сознательной когнитивной обработки (Moller et al. , 2009).; Феттерман и др., 2012; Правосудович и др., 2014). Дизайн исследования был одобрен комитетом по этике университета. Мы сообщаем, как мы определили размер нашей выборки, все исключения данных (если таковые имеются), все манипуляции и все измерения в исследовании.
Участники
Размер выборки был установлен априори из 30 участников, исходя из целевой мощности 0,80 со средней величиной эффекта (минимум) на основе предыдущего исследования (Pravossoudovitch et al., 2014). В нем приняли участие 30 студентов университета (15 женщин, средний возраст = 23,07 года, SD = 4,42 года), из которых 29 в итоге были проанализированы. Критериями исключения были языковые нарушения (поэтому была исключена 1 женщина с русским языком в качестве родного), (нескорректированные) нарушения зрения или любой тип дальтонизма, о котором сообщали сами пациенты. Участникам разрешили принять участие как в пилотном исследовании, так и в основном эксперименте, потому что здесь мы не предполагали вмешательства. Эта группа ( N = 14) сначала была проанализирована отдельно, но не отличалась по среднему времени ожидания или ошибкам от группы, не участвовавшей в пилотном исследовании 9.0044 t (27) = 0,24, p = 0,81, d = 0,09 и t (27) = 0,10, p = 0,92, d = 0,0, соответственно.
Дизайн и процедура
Исследование проводилось на белом экране компьютера, цвет которого калибровался перед каждым измерением с помощью инструмента калибровки дисплея Spider 3 Elite (Datacolor). Это было сделано для того, чтобы цвета, отображаемые на экране, были идентичны цветам, выбранным заранее. Свойства выбранных цветов были следующими: синий [Яркость цветового оттенка (LCh): 53,0, 95.0, 240.0], серый (LCh: 53.0, 0.0, 180.0) и красный (LCh: 53.0, 95.0, 40.0, в пределах 2.0 ед.; Stokes et al., 1992). Чтобы убедиться, что каждый участник видел цвета неразличимым образом, все источники окружающего света контролировались с помощью жалюзи, а также была отрегулирована высота стула, чтобы все участники имели одинаковый угол обзора экрана.
Участникам было показано 10 немецких слов, представленных синим, красным или серым цветом, и их попросили нажать клавишу с пометкой (стрелка влево или вправо), чтобы указать, относится ли слово к доминантному или остаточному. Положение этикетки было сбалансировано между левым и правым участниками.
Основной эксперимент состоял из 180 испытаний, разделенных на три блока по 60 испытаний в каждом. Для каждого блока стимулы изображались в рандомизированном порядке с использованием функции рандомизации программы Inquisit v. 4 (Millisecond Software). Эта функция регулирует, чтобы каждая из шести возможных комбинаций типа слова (доминирование или отдых) и цвета (красный, синий или серый) отображалась 10 раз в блоке. Эта рандомизация использовалась для борьбы с потенциальным эффектом обучения или блокировки. Перед каждой пробой появлялся фиксационный крест на 500 мс, затем стимулы демонстрировались до появления ответа или до истечения 5000 мс. Межпробный интервал составлял 1000 мс. Для того чтобы участники привыкли к назначению клавиш и общей процедуре, было проведено пять практических испытаний. Тип слова, цвет, категоризация и задержка записывались для каждого испытания с помощью Inquisit. Практические испытания были исключены из статистического анализа. Кроме того, ошибочно классифицированные ответы (например, ошибки, 4,52% всех ответов) были исключены из анализа латентности.
Статистический анализ
Остальные испытания были разделены на шесть групп и проанализированы на возможное влияние цвета, типа слова и взаимодействия на время ожидания; то же самое было проверено на наличие ошибок. Для этого был выполнен 2 (тип слова: доминирование или отдых) × 3 (цвет: красный, синий и серый) внутриплановый ANOVA с использованием SPSS Statistics (версия 23, SPSS Inc., Чикаго, Иллинойс, США). При необходимости степени свободы корректировались на основе критерия сферичности Мочли с использованием оценок сферичности Гринхауса-Гейссера или Хюина-Фельдта, как это было предложено в Филде (2013).
Значимые эффекты взаимодействия были изучены более подробно с использованием планового контрастного теста post hoc с корректировкой уровня α на основе поправки Бонферрони для нескольких тестов. Кроме того, был проведен предварительный анализ с учетом пола и латеральности как фактора.
Результаты
Время ожидания
Первичный анализ не выявил основных эффектов для цвета F (1,46,28) = 0,68, p = 0,47, ηp2 = 0,02 (поправка Хьюна-Фельдта), или тип слова F (1,28) = 2,02, p = 0,17, ηp2 = 0,07. Однако наблюдался значительный эффект взаимодействия тип слова × цвет F (2,56) = 5,09, p = 0,009, ηp2 = 0,15.
Детали эффекта взаимодействия показаны на рисунке 1. Запланированный контрастный тест post-hoc показал, что участники показали в среднем значительно более короткие латентные периоды при категоризации доминирующих слов, выделенных красным цветом ( M = 675,74 мс, SD = 181,34), по сравнению с синим ( M = 718,57 мс, SD = 171,07), F (1,28) = 5,98, P = 0,021, ηp2 = 0,18 и серого ( M = 718,87 мс, = = 140045 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = . ), F (1,28) = 10,61, p = 0,003, ηp2 = 0,28. Однако латентность для оставшихся слов существенно не отличалась, и не было никакой разницы, когда оставшиеся слова были показаны синим цветом ( M = 682,57 мс, SD = 169,95) по сравнению с красным ( M = 697,94 мс, SD). = 204,11), F (1,28) = 0,45, p = 0,51, ηp2 = 0,02, или серый ( M = 679,35 мс, SD = 188,41), F (1,28) = , (1,28) = 0,02 p = 0,86, ηp2 = 0,001.
РИСУНОК 1. Время задержки для слов покоя и доминантности показано синим, серым или красным цветом (столбики погрешностей указывают на 1 стандартную ошибку каждого соответствующего среднего значения). Чем меньше время задержки, тем быстрее ответ.
Наконец, дополнительный анализ не выявил влияния пола или латеральности.
Ошибки
В среднем при выполнении задания было допущено всего несколько ошибок в классификации (4,52% всех ответов), что свидетельствует о том, что выбранные слова адекватно подходят к перекрывающимся категориям доминирования и отдыха. Анализ 2 (тип слова: доминирование или отдых) × 3 (цвет: красный, синий и серый) внутри-внутреннего плана ANOVA не выявил основных эффектов для цвета F (2,28) = 1,664, p = 0,20 , ηp2 = 0,06, или для типа слова F (1,28) = 0,04, p = 0,85, ηp2 = 0,001. Тем не менее, был обнаружен значительный эффект взаимодействия тип слова × цвет F (1,614,45,193) = 8,57, p = 0,001, ηp2 = 0,23 (поправка Хюина-Фельдта), как видно на рис. 2.
РИСУНОК 2. Среднее количество ошибок для доминантных или остальных слов, показанных красным, синим или серым цветом (столбцы ошибок показывают 1 стандартную ошибку каждого соответствующего среднего значения).
Запланированный контрастный тест post-hoc показал, что участники в среднем совершали значительно меньше ошибок при категоризации доминирующих слов, выделенных красным цветом ( M = 2,41 %, SD = 3,66), по сравнению с синим ( M = 6,56 %, SD = 7,94), F (1,28) = 7,14, p , η = 0,045 = 0,20, а серый ( М = 4,37%, SD = 3,46), F (1,28) = 7,97, р = 0,009, ηр2 = 0,22. Впоследствии было допущено больше ошибок, когда остальные слова были показаны красным ( M = 6,67%, SD = 6,67), по сравнению с синим ( M = 3,79%, SD = 4,15)9.0044 F (1,28) = 7,60, p = 0,01, ηp2 = 0,21, или серый ( M = 3,33%, SD = 6,36), F (1,28) = 12,304, 90,304 p = 0,002, ηp2 = 0,31, без существенной разницы в ошибках между серым и синим, F (1,28) = 0,30, p = 0,59, ηp2 = 0,01.
Наконец, дополнительный анализ не выявил влияния пола или латеральности.
Обсуждение
Результаты этого исследования указывают на существование неявной ассоциации красного доминирования, как предполагалось в предыдущих исследованиях (Hill and Barton, 2005; Briki and Hue, 2016). Участники показали в среднем более короткое время ожидания и сделали меньше ошибок при классификации доминантных слов, выделенных красным цветом. Эти результаты не только подтверждают существование ассоциации с доминированием красного, но и то, что эта ассоциация также неявна и имеет место вне когнитивной обработки. Тот факт, что это исследование показало наличие неявной связи с доминированием красного в другом контексте и с использованием другого методологического подхода, чем Briki and Hue (2016), подтверждает силу этой связи в отношении теории цвета в контексте ( Эллиот и Майер, 2012).
Результаты не подтвердили нашу вторичную гипотезу, а именно наличие неявной связи синий-остальные, как было предложено Кайей и Эппсом (2004), поскольку не было существенной разницы во времени задержки и ошибках между словами, показанными серым или синим цветом. Это может быть связано с тем, что серый больше ассоциируется с отдыхом, чем с доминированием, хотя в будущем это следует изучить более подробно. С другой стороны, были обнаружены некоторые доказательства диссоциации красного и остальных, поскольку участники делали больше ошибок при классификации остальных слов, выделенных красным цветом. Хотя этот эффект не был обнаружен для времени ожидания. Эти результаты показывают, что красный цвет оказывает гораздо более выраженное влияние на время ожидания и ошибки, чем синий цвет (где серый является ахроматическим контрольным условием), как было показано в предыдущих исследованиях (Sorokowski and Szmajke, 2011; Briki and Hue, 2016). ).
Кроме того, в нашем эксперименте мы использовали строгий план измерения, чтобы убедиться, что все измеренные эффекты связаны исключительно с цветовыми эффектами. Это включало контроль окружающего освещения, калибровку экрана и угол, под которым воспринимался экран (например, высоту сиденья и расстояние до экрана), что, как было показано, влияет на восприятие цвета (Bloj et al., 1999), а также на резкость. критерии отбора стимулов (равная средняя длина слова и исключение эмоционально нагруженных слов). До сих пор в большинстве компьютерных исследований цвета не сообщалось об контроле всех этих внешних факторов (например, Fetterman et al., 2012; Pravossoudovitch et al., 2014; Krenn, 2015; Briki and Hue, 2016). Воздержание от такой тщательной методологии может привести к тому, что участники заметят небольшие вариации предварительно выбранных цветов, что может повлиять на последующие измерения (Moller et al., 2009).). Критический момент обсуждения дизайна заключается в том, что мы применили функцию рандомизации и не проводили предварительную рандомизацию всех 180 испытаний, что могло привести к возникновению блоков стимулов. С этим боролись за счет трех блоков по 60 испытаний в каждом, чтобы уменьшить любые возможные эффекты обучения или блокировки. Этот тип функции применялся ранее в других исследованиях с использованием задачи Струпа (Wurm et al., 2004; Krompinger and Simons, 2011).
Неявная ассоциация, обнаруженная в этом исследовании, дополняет существующий материал и показывает, что красный цвет может иметь неявную связь с определенными типами слов (Fetterman et al., 2012; Pravossoudovitch et al., 2014). По мере того, как язык изучается и развивается в течение лет формирования, эти результаты усиливают воспитательный компонент цветовых ассоциаций, как это было предложено в предыдущих исследованиях (Little and Hill, 2007). Эта неявная ассоциация с доминированием красного может вызвать модуляцию эмоциональности, приводящую к доминирующей поведенческой и физиологической реакции (Hill and Barton, 2005), как это было обнаружено у животных (Cuthill et al., 19).97; Прайк и др., 2007 г.; Прайк, 2009). Например, предыдущие исследования показали, что вьюрки Гульда с морфой красного цвета демонстрировали более доминирующее поведение (выигрывали больше конкурсов) и имели измененный гормональный уровень (повышение уровня тестостерона и кортикостерона) в паре с черными или голубыми вьюрками (Pryke et al., 2007; Прайк, 2009). Точно так же видение красного цвета активирует концепцию доминирования у людей, что может усилить поведение, связанное с доминированием, например, участие в большем количестве подкатов в футболе или хоккее с шайбой и более доминантные позы (вертикальные и широкие позы). Будущие исследования должны выяснить, действительно ли видение красного цвета приводит к усилению доминирующего поведения, а также изучить осанку, уровень гормонов и т. д., что может иметь убедительные практические последствия.
Заключение
Это исследование показало наличие неявной ассоциации преобладания красного и диссоциации красного цвета, что дало убедительные доказательства связи между цветами и значениями.
Заявление об этике
Это исследование было проведено в соответствии с рекомендациями руководства по этике Мюнстерского университета и комитета по этике факультета спортивной психологии и спортивных наук Мюнстерского университета с письменного информированного согласия всех испытуемых. Все субъекты дали письменное информированное согласие в соответствии с Хельсинкской декларацией. Протокол был одобрен комитетом по этике факультета спортивной психологии и спортивных наук Мюнстерского университета.
Авторские вклады
SM: Сбор и анализ данных и написание черновика статьи. LS: Дизайн исследования, контроль, планирование и обратная связь по написанной статье. НХ: Дизайн исследования, контроль, планирование и обратная связь по написанной статье. BS: Дизайн исследования, контроль, планирование и обратная связь по написанной статье. Все авторы дали согласие на окончательный вариант статьи.
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Дополнительный материал
Дополнительный материал к этой статье можно найти в Интернете по адресу: https://www.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2017.00317/full#supplementary-material
Ссылки
Adams, F. и Осгольд, CE (1973). Кросс-культурное исследование аффективных значений цвета. J. Кросскульт. Психол. 4, 135–156. doi: 10.1177/07399863870092005
CrossRef Full Text | Google Scholar
Берман, М. Г., Джонидес, Дж., и Каплан, С. (2008). Познавательные преимущества взаимодействия с природой. Псих. науч. 19, 1207–1212. doi: 10.1111/j.1467-9280.2008.02225.x
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Блой, М. Г., Керстен, Д., и Херлберт, А. С. (1999). Восприятие трехмерной формы влияет на восприятие цвета через взаимное освещение. Природа 402, 877–879. doi: 10.1038/47245
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Брики В. и Хью О. (2016). Как эмоционально оцениваются красный, синий и зеленый. Заяв. Познан. Психол. 304, 301–304. doi: 10.1002/acp.3206
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Катхилл, И. К., Хант, С., Клири, К., и Кларк, К. (1997). Цветовые полосы, доминирование и регуляция массы тела у самцов зебровых вьюрков ( Taeniopygia guttata ). Проц. Р. Соц. Б биол. науч. 264, 1093–1099. doi: 10.1098/rspb.1997.0151
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Драйскаемпер Д., Штраус Б., Хагеманн Н. и Бюш Д. (2013). Влияние цвета красной майки на физические параметры в спортивных единоборствах. J. Спортивные упражнения. Психол. 35, 44–49.
Реферат PubMed | Google Scholar
Эллиот, А. Дж., и Майер, Массачусетс (2012). Теория цвета в контексте. Доп. Эксп. соц. Психол. 45, 61–125. doi: 10.1016/B978-0-12-394286-9.00002-0
CrossRef Full Text | Google Scholar
Эллиот, А. Дж., и Майер, Массачусетс (2014). Психология цвета: влияние восприятия цвета на психологическое функционирование человека. Год. Преподобный Психолог. 65, 95–120. doi: 10.1146/annurev-psych-010213-115035
Резюме PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Эллиот А. Дж. и Ниеста Д. (2008). Романтический красный: красный цвет усиливает влечение мужчин к женщинам. Дж. Перс. соц. Психол. 95, 1150–1164. doi: 10.1037/0022-3514.95.5.1150
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Феттерман А.К., Робинсон М.Д. и Мейер Б.П. (2012). Гнев как «видение красного»: свидетельство перцептивной ассоциации. Познан. Эмот. 26, 1–14. дои: 10.1080/02699931.2012.673477
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Филд, А. (2013). Обнаружение статистики с помощью IBM SPSS Statistics , 4-е изд. Лондон: Сейдж.
Google Scholar
Хагеманн Н., Штраус Б. и Лейссинг Дж. (2008). Когда судья видит красный. Психология. науч. 19, 769–771. doi: 10.1111/j.1467-9280.2008.02155. x
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Хилл Р.А. и Бартон Р.А. (2005). Психология: красный цвет повышает работоспособность человека на соревнованиях. Природа 435:293. doi: 10.1038/435293a
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Кая, Н., и Эппс, Х. (2004). Отношения между цветом и эмоциями: исследование студентов колледжа. Сб. Стад. J. 38, 396–405.
Google Scholar
Хан, С. А., Левин, В. Дж., Добсон, С. Д., и Кралик, Дж. Д. (2011). Красный сигнализирует о доминировании самцов макак-резусов. Психология. науч. 22, 1001–1003. дои: 10.1177/0956797611415543
Резюме PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Кренн, Б. (2015). Влияние цвета униформы на оценку агрессивности, честности и шансов на победу спортсменов. J. Спортивные упражнения. Психол. 37, 207–212. doi: 10.1123/jsep.2014-0274
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Кромпингер, Дж. В., и Саймонс, Р. Ф. (2011). Когнитивная неэффективность у депрессивных студентов: обработка строп и ERP. биол. Психол. 86, 239–246. doi: 10.1016/j.biopsycho.2010.12.004
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Лихтенфельд С., Эллиот А. Дж., Майер М. А. и Пекрун Р. (2012). Плодородный зеленый: зеленый способствует творческой деятельности. чел. соц. Психол. Бык. 38, 784–797. doi: 10.1177/0146167212436611
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Литтл, А.С., и Хилл, Р.А. (2007). Приписывание красному цвету предполагает особую роль в передаче сигналов доминирования. Дж. Эвол. Психол. 5, 161–168. doi: 10.1556/JEP.2007.1008
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Моллер А.С., Эллиот А.Дж. и Майер М.А. (2009). Основные цвето-смысловые ассоциации. Эмоция 9, 898–902. doi: 10.1037/a0017811
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Правосудович К. , Кьюри Ф., Янг С. Г. и Эллиот А. Дж. (2014). Красный – цвет опасности? Тестирование неявной ассоциации красный-опасность. Эргономика 57, 503–510. doi: 10.1080/00140139.2014.889220
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Прайк, С. Р. (2009). Является ли красный врожденным или приобретенным сигналом агрессии и запугивания? Аним. Поведение 78, 393–398. doi: 10.1016/j.anbehav.2009.05.013
CrossRef Full Text | Google Scholar
Прайк С.Р., Астеймер Л.Б., Баттемер В.А. и Гриффит С.К. (2007). Зависящие от частоты физиологические компромиссы между конкурирующими цветовыми морфами. Биол. лат. 3, 494–497. doi: 10.1098/rsbl.2007.0213
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Сориано, К., и Валенсуэла, Дж. (2009). Эмоции и цвет в разных языках: неявные ассоциации в терминах испанского цвета. Соц. науч. Инф. 48, 421–445. doi: 10.1177/053
09106199CrossRef Full Text | Google Scholar
Сороковский П. и Шмайке А. (2011). Влияние эффекта «Красная победа» в спорте: гипотеза ошибочного восприятия соперников, одетых в красное – предварительная проверка. Гул. Мов. 12, 367–373. doi: 10.2478/v10038-011-0043-5
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Стивен, И. Д., Олдхэм, Ф. Х., Перретт, Д. И., и Бартон, Р. А. (2012). Покраснение усиливает воспринимаемую агрессию, доминантность и привлекательность мужских лиц. Эволюция. Психол. 10, 562–572.
Google Scholar
Стокс М., Фэирчайлд М. Д. и Бернс Р. С. (1992). Требования к точности цифровой цветопередачи. ACM Trans. График 11, 406–422. doi: 10.1145/146443.146482
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Видеманн Д., Берт Д. М., Хилл Р. А. и Бартон Р. А. (2015). Красная одежда усиливает ощущение доминирования, агрессии и гнева. биол. лат. 11:20150166. doi: 10.1098/rsbl.2015.0166
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Вурм Л.