«Талант и способности человека никак не связаны с типом его темперамента»
На основе врожденных и неизменных свойств человеческой психики принято выделять четыре типа темперамента. Темперамент характеризует человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Древнегреческий врач Гиппократ трактовал темперамент как некие особенности поведения, проявляющиеся в силу преобладания в организме одного из четырех элементов. Преобладание желтой желчи (греч. «холе») делает человека холериком, лимфы (греч. «флегма») – флегматиком, крови (греч. «сангвис») – сангвиником, черной желчи (греч. «мелэна холе») – меланхоликом.
Холерик – быстрый, порывистый человек с сильными чувствами, что находит отражение во всех его действиях. Для него характерна чрезвычайно быстрая смена настроения – начиная дело, он нередко бросает его на половине. Наиболее подходящая работа: PR-менеджер, постановщик шоу-программ.
Флегматик – медлительный, спокойный человек, которого практически невозможно вывести из себя.
Сангвиник – быстрый, подвижный, горячий человек, его чувства неустойчивы и быстро меняются. Он может быть очень продуктивным, но только тогда, когда у него есть заинтересованность в происходящем. Наиболее подходящая работа: все специальности торговой группы, opening-manager, руководитель, креативный менеджер.
Меланхолик – человек, который далеко не на все эмоционально реагирует, у него богатый внутренний мир, а внешний мир его мало волнует. В новых условиях он быстро теряется, обидчив и очень тяжело переживает неудачи, расположен к замкнутости. Наиболее подходящая работа: работник финансового отдела, менеджер отдела закупок.
«Наверняка сейчас, после того, как приведены основные характеристики каждого типа темперамента, многие узнали своих сотрудников и коллег», — говорит на своей лекции для специализации «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» Михаил Кузнецов, специалист по сервису, известный по работе в компании «Ресторанный синдикат».
– «Все это хорошо, но нужно понимать, что талант и способности человека никак не связаны с типом его темперамента».«Понятно, что внутри коллектива не обходится без конфликтов потому, что все люди разные. Но если это происходит внутри коллектива какого-то ресторана, то ресторан становится похожим на осиное гнездо, и постепенно посетитель начинает чувствовать себя дискомфортно. Чтобы избежать конфликтов, лучше ничего не скрывать от своих сотрудников – говорите им, как все есть на самом деле, периодически снабжайте актуальной информацией.
Если у вас запланированы сокращения, скажите об этом прямо, объясните причины, иначе сотрудники начнут все придумывать за вас, и в итоге превратят муху в слона. После того, как вы поставили всех в известность о сокращениях, проведите внезапную аттестацию, по итогам которой и станет понятно, с кем придется расстаться. В этом случае все будет прозрачно. Плохо сдал аттестацию – потерял работу, такое бывает, и никто не будет потом говорить за спиной, что решение было принято необъективно», — говорит эксперт.
Важность знания различных типов темперамента и понимания того, что можно ждать от человека, сложно недооценить. Периодически персоналу ресторанов приходится сталкиваться с так называемым «трудным гостем» — человеком, который постоянно чем-то недоволен.
«Гораздо важнее расположить к себе одного трудного гостя, чем 20 обычных посетителей. Трудный гость – специфика ресторанного бизнеса. Такому человеку неинтересны ваши проблемы, ему хватает своих терзаний и переживаний, и их достаточно много. Постарайтесь обсудить с ним его проблемы, согласитесь в чем-то – человеку будет приятно, если его выслушают, и тогда он запомнит ваш ресторан с хорошей стороны.
Мотивируйте персонал, чтобы каждому сотруднику было интересно работать. Понятно, что их может что-то не устраивать, и каждый наверняка захочет что-то изменить. В нашей компании есть почтовый ящик для персонала, в котором каждый сотрудник может оставить свои пожелания, затронуть тему, которая затем могла бы быть вынесена на собрание. Знаете, что самое интересное? Люди боятся того, что руководство узнает, кто именно что написал – распечатывают предложения на принтере, пишут левой рукой, едва ли не буквы из газет вырезают и наклеивают на листок… Хотя руководство не интересуют конкретные личности, предложившие что-либо, для руководства важнее выполнить пожелание, чтобы сотрудники работали еще лучше», — подчеркивает Михаил Кузнецов.
Вторая часть занятия была посвящена обсуждению вопроса формирования групп среди сотрудников. Были сформулированы и охарактеризованы основные виды групп, а также условия, при которых из обычной группы может получиться то, что зачастую называют «дружный коллектив».
«Во-первых, группы делятся на реальные и виртуальные. Понятно, что уделять внимание мы будем первому виду групп, потому что в ресторанах работают живые люди. Реальные группы в свою очередь делятся на формальные и неформальные. Неформальные группы возникают стихийно. Возможно, эти люди увлечены общей идеей, например, йогой. Сначала люди здороваются, потом заходят в бар после работы, и в процессе общения возникает какая-то привязанность. Формальная группа представляет собой специально организованное для выполнения какой-то задачи сообщество людей, то есть в формальных группах людей существует некая соподчиненность. Сейчас граница между формальными и неформальными группами размыта, и неформальная группа абсолютно спокойно может превратиться в формальную.
Давайте подумаем, что характеризует коллектив? Во-первых, общие цели, достижение которых приведет к какому-то позитивному результату. Во-вторых, отношения между людьми, которые должны стать устойчивыми, необходимо присутствие взаимопомощи между сотрудниками, каждый должен быть готов выручить или подстраховать другого. Для того чтобы перейти от обычной группы к коллективу, необходимо понять, чего хотят сотрудники, в чем они заинтересованы, что их волнует, что нужно группе вообще. Это комфортные условия работы, достойная зарплата, стабильность. При этом имиджевая составляющая и карьерный рост не являются необходимыми условиями для некоторых сотрудников.
Для того чтобы в компании сформировался коллектив, руководство должно постараться выполнить требования сотрудников. При этом со стороны сотрудников должна последовать отдача. В чем заинтересовано руководство компании, работая над созданием коллектива? Конечно же, в получении прибыли, а также в том, чтобы функционирование компании характеризовалось спокойствием и стабильностью. Имиджевая составляющая также играет важную роль, ведь если компания располагает действительно хорошим коллективом, это будет положительно характеризовать ее на фоне конкурентов», — отметил эксперт.
В конце занятия Михаил Кузнецов предложил слушателям специализации следующий кейс: «Некий ресторан существовал на протяжении восьми лет, у него была своя концепция, подразумевающая русскую кухню, но он не соответствовал актуальным тенденциям. Необходимо переделать этот ресторан и сделать его итальянским. В зале ресторана работают 4 менеджера, но в итоге могут остаться только 3 из них.
Учитывайте, что ресторане большое количество мест, и подразумевается то, что они могут быть различного уровня. На модернизацию дано 2 недели, и в распоряжении есть 4 грамотных амбициозных специалиста. Подумайте и к следующей лекции расскажите, что, на ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы они начали работать как команда». Таким образом, следующую лекцию Михаил Кузнецов начнет с рассмотрения вариантов слушателей и расскажет, как сам поступил в этой ситуации.Я. Стреляу. Введение в проблематику, связанную с темпераментом: Psychology OnLine.Net
Я. Стреляу. Введение в проблематику, связанную с темпераментом
Добавлено Psychology OnLine.Net
22.10.2008
Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром (например, могут быть замкнутыми или, напротив, открытыми).
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков» организма — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи,— входящих в его состав. Оптимальное соотношение этих «соков» определяет здоровье, тогда как их непропорциональное смешение становится источником различных заболеваний.
Однако Гиппократ еще не устанавливал связи между этими «соками» и их соотношением в организме и определенными психическими свойствами человека. Исходя из учения о четырех «соках», часто называемых гуморами (от латинского humor — влага, сок), Клавдий Гален (II в. н. э.), самый знаменитый после Гиппократа врач античности, разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentis» (лат. temperamentum — соразмерность, правильная мера). Из девяти выделенных и детально описанных им темпераментов четыре, непосредственно зависящие от преобладания в организме одного их «соков», и в наше время пользуются широкой известностью1. Это темпераменты: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь) и меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь).
Эта созданная Гиппократом и Галеном фантастическая концепция темпераментов, которая в том или ином соотношении «соков» в организме видела физиологические основы определенных форм поведения, получила частичное подтверждение в современных эндокринологических и психофармакологических исследованиях. Из них следует, что некоторые обычно относимые к темпераменту свойства (например, реактивность, чувствительность, эмоциональная уравновешенность) в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы.
Учение Гиппократа — Галена, до сих пор излагаемое чуть ли не в каждом учебнике психологии, разделялось многими исследователями. Для большинства из них характерно магическое пристрастие к числу четыре, к которому сводится множество темпераментов, что в античных концепциях обосновывалось учением Эмпедокла о четырех стихиях.
О влиянии, которое оказало учение древних врачей и философов на дальнейшее развитие типологии темпераментов, можно судить хотя бы по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и функционировании кровеносной системы. Такое представление сохранилось и в эпоху научной психологии. Так, известный исследователь темперамента немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что установленные им четыре основные свойства темперамента — чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психомоторика — обусловлены химическим составом крови. Известна также химическая теория темперамента 30-х годов нашего века, принадлежащая У. Мак-Дауголлу, непосредственно примыкающая к древней гуморальной концепции. Японский психолог Т. Фурукава в тот же период высказывал мнение, что основным методом диагностики темперамента является определение химического состава крови.
Параллельно с эндокринными концепциями начиная с середины XVIII в. развивались теории, согласно которым физиологическими основами темперамента следует считать некоторые свойства нервной системы. Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь.
Эту идею воспринял ученик А. Галлера, Г. Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерическо-сангвинического темперамента лежит крупный мозг, «сильные и толстые нервы» и высокая возбудимость органов чувств. В свою очередь для флегматико-меланхолического темперамента характерен небольшой мозг, «тонкие нервы» и невысокая возбудимость органов чувств. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И. П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.
Рис. 1 Типы телосложения по К. Сиго: А — дыхательный, Б — пищеварительный, В — мускульный, Г — мозговой (цит. по: S. Baley. 1946)
Под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров, подчеркивавших индивидуальные различия в предрасположенности к психическим заболеваниям, на рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. Эта концепция, распространенная прежде всего среди итальянских, французских и немецких исследователей (А. Ди Джиованни, Г. Виола, Л. Л. Ростан, Г. Г. Карус), наиболее полное выражение получила у французского врача Клода Сиго. В 20-х годах нашего века он создал типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей. Каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту систему. Так, воздух — источник дыхательных реакций; пища, попадающая в пищеварительную систему, образует источник пищевых реакций; моторные реакции протекают в физической среде; социальная среда вызывает различные мозговые реакции. Исходя из этого, К. Сиго выделяет — в зависимости от преобладания в организме одной из систем — четыре основных типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой (рис. 1).
Преобладание какой-либо одной системы над остальными приводит к специфической реакции индивида на определенные изменения окружающей среды, благодаря чему каждому из типов телосложения соответствуют определенные особенности темперамента.
Взгляды К. Сиго, как и некоторые другие концепции того времени, связывающие телосложение с психическими особенностями организма, оказали существенное влияние на формирование современных конституциональных теорий, получивших широкое распространение в психологии темперамента.
Независимо от перечисленных гипотез о физиологических основах темперамента все более крепло убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими затратами организма — со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинтво исследователей темперамента обращали внимание прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их формальный аспект, то есть их силу (интенсивность) и протекание во времени.
Классическим примером такого подхода мояжет служить типология темпераментов, В. Вундта, создателя экспериментальной психологии. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость — для ощущений. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделял два биполярных свойства темперамента, а именно силу и скорость изменения эмоции, подчеркивая значение энергетической характеристики индивида (табл. 1).
|
Тип и темперамент — одно и то же?
В деловой или организационной жизни слова « психологический тип » и « психологический темперамент » часто используются для описания различия в характерах людей. На самом деле слова «тип» и «темперамент» часто используются взаимозаменяемо, как если бы они в целом описывали одну и ту же модель. Однако, как мы увидим, хотя у них есть сходства, есть и некоторые различия, которые следует учитывать.
Теория раннего темперамента
Писать о различиях в темпераментах начали более 2000 лет назад в Древней Греции с теории о том, что четыре телесные жидкости (черная желчь, желтая желчь, слизь и кровь) напрямую влияют на черты личности и поведение человека. Греческий врач Гиппократ (460–370 гг. до н. э.) включил четыре темперамента в свои медицинские теории. С тех пор и до наших дней эта теория или ее вариации были частью многих более общих теорий медицины, психологии и литературы. Эти древние описания до сих пор используются в более знакомом повседневном языке, когда их описывают как «сангвиника» (ищущего удовольствий и общительного), «холерика» (амбициозного и похожего на лидера), «меланхолика» (интровертного и вдумчивого) и флегматичного. (спокойно и тихо).
Теория типов
В начале 1920-х годов Карл Юнг, швейцарский психолог (и в течение многих лет коллега Зигмунда Фрейда) предположил, что у людей есть ряд основных инстинктов для переживания жизни (которые он назвал «архетипами»). ) и что они в совокупности влияют на нашу личность. Юнг считал, что важно понимать наше врожденное предпочтение или ориентацию либо на Экстраверсию , либо на Интроверсию (мера ориентации на использование внутренней или внешней энергии) или нашу ориентацию на гибкость (9).0141 Восприятие ) или организация ( Оценка ). Вдобавок Юнг предположил, что у нас есть четыре «функциональных» предпочтения в отношении ментальной обработки. Это пара Восприятие и Интуиция (каждый из которых используется в основном для сбора данных), а также Мышление и Чувство (каждый из которых используется в основном для принятия решений). Комбинируя эти восемь ориентаций или функций, можно описать личностные предпочтения в комбинации. Например, человек может отдавать предпочтение интроверсии, ощущению, мышлению и суждению в каждой из четырех пар (и в краткой форме может быть описан как имеющий предпочтения ISTJ).
Поздняя теория темперамента
Опираясь на древнегреческую теорию темперамента, а также на значительное влияние работы Юнга, в начале 1970-х годов психолог Дэвид Кирси предположил, что существует четыре врожденных модели темперамента, которые можно более точно описать. Эти четыре новых темперамента были связаны с греческими богами Аполлоном, Дионисом, Эпиметеем и Прометеем и были сопоставлены с теми же шкалами, которые предложил Юнг. Кирси решил дать этим темпераментам новые имена. Это были сенсорные/воспринимающие Ремесленник (сангвиник), чувствующий/оценивающий Страж (меланхолик), интуитивный/чувствующий Идеалист (холерик) и интуитивный/мыслящий Рациональный (флегматик). Вместо того, чтобы использовать экстраверсию и интроверсию (Э/И) и фокус на задаче/людях, как в других теориях, Кирси связал темпераменты с «чувством» и «интуицией» (которые он переименовал в «конкретный» и «абстрактный») с новой парной категорией. , «сотрудничество» и «прагматизм». Писатель о темпераментах Стив Монтгомери (в своей книге «Личные паттерны») позже дал еще одно полезное описание этих четырех темпераментов, когда предположил, что Ремесленники (ПЛ) по своей сути чувственны и практичны, Хранители (СД) разумны и справедливы, Идеалисты (НФ) Интуитивный, Пылкий и Рациональный (НТ) был Гениальным и Теоретическим.
Поздняя теория типов
Теория Юнга имела огромное влияние в академических кругах через 25 лет после публикации его книги о психологических типах в 1921 году (опубликованной на английском языке в 1923 году). Тем не менее, его работа получила значительный импульс популярности благодаря работе, проведенной сразу после Второй мировой войны двумя исследователями, не занимающимися психологией, по имени Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Майерс. Это исследование привело к оценке типа, опубликованной в 1962 году как индикатор типа Майерс-Бриггс или MBTI®. В нем использовались сокращенные буквенные коды для экстраверсии (E), интроверсии (I), восприятия (S), интуиции (N, чтобы отличить ее от интроверсии), чувства (F), суждения (J) и восприятия (P). Майерс, в частности, затем очень подробно описал 16 возможных типов, появляющихся, и тем самым заложил основу, на которой, возможно, с тех пор писали (охватывая такие темы, как тип и команды, общение, творчество, стресс, обучение и многое другое).
Интегрированная модель
Хотя и теория темперамента, и теория типов явно произошли от своих самых ранних корней, в приведенной ниже таблице делается попытка объединить большую часть этой теории в единую интегрированную модель.
На самом простом уровне мы можем использовать эту диаграмму, чтобы подумать о четырех темпераментах, предложенных Кирси, но «привязать» их к другим, предложенным путем чтения как по горизонтали, так и по вертикали. Кроме того, каждый темперамент можно разбить на его 4-буквенный тип с кратким дескриптором вверху и его командной ролью (как указано юнгианским исследователем Стивом Майерсом) под каждым типом.
Резюме
Одной из причин популярности типовой модели Юнга является ее простота.