Страдание | это… Что такое Страдание?
У этого термина существуют и другие значения, см. Страдание (значения).
Страда́ние — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.
Содержание
|
В русской литературе
Достоевский в своих сочинениях проводит идею очистительного страдания. Алексей Ремизов противопоставляет страдание как полезные или необходимые неприятности муке как бессмысленным неприятностям.
Страдание же есть состояние духовное, светоносное и окрыляющее; оно раскрывает глубину души и единит людей в полуангельском братстве; оно преодолевает животное существование, приоткрывает дали Божии, возводит человека к Богу, побеждает отчаяние, дает надежду и укрепляет веру.
В страдании тает тьма и исчезает страх. Ильин И. Творчество А. М. Ремизова
Психология
В психологии страдание рассматривается, как состояние сильного внутреннего конфликта человека, когда различные внутренние желания или побуждения входят в противостояние друг с другом, как бы разрывая или наоборот скручивая человека изнутри. Предельное напряжение страдания есть му́ка.
Медицина
Религия
Ввиду того, что, сопровождая человечество на протяжении всей истории, страдания как таковые воспринимались как явное и наиболее острое отражение окружающей объективной действительности, они заняли особое место во многих вероучениях и философских системах. В частности, отдельное место страданиям отводится в буддийской философии, в христианстве, в иудаизме и др.:
- Страдание (буддизм)
- Страдание (христианство)
- Страдание (православие)
Страдание у животных и растений
Животные
Официально до сих пор человечество не пришло к согласию в вопросе о том, способны ли животные испытывать страдание или нет, и если способны, то все ли виды животных обладают таким свойством. Безусловно, с точки зрения медицины животные испытывают боль как любое живое существо, но возникает ли у них психологическая реакция в виде мучительного душевного состояния сознания на это ощущение, всё ещё остаётся под вопросом для науки. Иногда животные выражают эмоции страдания. Однако это не является объективным доказательством наличия соответствующего переживания у них — актёр тоже во время своей игры может рыдать и стонать, но это не означает, что он при этом по-настоящему страдает. Возможно, подобное поведение у животных является не более чем инстинктивным мышечным рефлексом на боль, не сопровождающимся реальным опытом страдания. Но это лишь распространённое мнение.[источник не указан 30 дней]
Растения
Принято считать, что растения не способны переживать страдания или боль, так как они не наделены нервной системой. Всё же существуют люди, объективно полагающие, что такое возможно, исходя из того, что растения так же, как люди и животные, являются живым организмом. Такая версия объясняется и аргументируется верой в нематериальную природу души: если душа имеет нематериальную природу и если также растения наделены таковой душой, то следовательно они также могут испытывать в своей душе страдание и даже радость — разумеется, своеобразно.[источник не указан 30 дней]
См. также
- Пытки
- Стресс
Страдания — православная энциклопедия «Азбука веры»
- Страдания Христовы Энциклопедия изречений
- Почему верующие страдают
- О невинных страданиях проф. А.И. Осипов
- О страдании И. Ильин
- Я полюбил страдание архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)
- О страдании и действии св. Иоанн Дамаскин
- О радости, какую должно ощущать в страданиях за Христа свт. Василий Великий
- Тайна Иова еп. Иоанн
- О страдании, по сочинению епископа Л. Буго Е. Поселянин
- Почему страдают невинные? еп. Пантелеимон
- Вопросы Иова Андрей Десницкий
- Бог не хочет страдания людей проф. Жан-Клод Ларше
- Возможно ли спасение без страданий? архим. Захария
- «Человек обезболенный» прот. Павел Хондзинский
- О боли и страдании Фома Аквинский
- Литургия. Фильм для тех, кто жалуется на жизнь
- Молитвы в скорбях
Страда́ние — мучение; нравственная, душевная или телесная (душевно-телесная) боль (мука). Страдание – не всегда результат личного греха, но всегда результат греха.
Преподобный Иоанн Дамаскин: “Слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие”.
Плоды страдания зависят от выбора самого человека: два разбойника были распяты рядом со Христом, но для одного они оказались спасительными, а другой лишь ещё больше ожесточился.
Апостол Павел: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. (Рим.8:18).
Вообще понять глубинный смысл событий, связанных с чьими-либо страданиями, может только человек верующий, признающий реальность потустороннего мира и его законов, прежде всего, законов вечности. Только в свете вечности — вечной жизни — обретают смысл некоторые труднообъяснимые события.
Очистительная функция страдания часто подчеркивается святыми отцами вслед за апостолом Петром, который утверждает: страдающий плотию перестает грешить (1Пет.4:1). «Вменяются нам в оставление грехов… и болезнь, и немощь, и измождение плоти», – говорит свт. Иоанн Златоуст, видящий в них «печь, в которой мы очищаемся». Преп. Варсануфий пишет одному из своих духовных чад: «…сколько попустит тебе [Бог] поскорбеть в теле, столько подаст и облегчения в согрешениях твоих». Свт. Василий Великий со своей стороны отмечает, что часто «телесные страдания служат к обузданию греха». Преподобный Амвросий Оптинский приводит такое сравнение: змея для того, чтобы скинуть с себя старую кожу, проходит через узкое отверстие, так и рождение в жизнь вечную и избавление от грехов происходит не иначе, как через крест и страдания.
Обязан ли праведник страдать?
Страдание — неотъемлемая составляющая земной жизни людей. Рождаясь, человек оглашает мир плачем (святые отцы объясняли это обстоятельство проявлением первородного греха. Но значит ли оное, что в условиях нашего греховного мира страдание не только неизбежно, но и необходимо?
Как известно, человек был создан не ради страдальческой жизни, но ради счастья и вечного блаженства. Подлинное блаженство достижимо только в союзе с Богом — Неисчерпаемом Источником благ. Стремление к счастью, в той или иной степени, свойственно каждому человеку, хоть праведному, хоть неправедному. Но тогда как праведник, стремящийся к Богу, ищет подлинного счастья, для грешника, духовно отдаленного от Бога, характерно стремление к ложным, обманчивым радостям и удовольствиям. Их он ищет и находит в греховных мыслях и делах.
Встав на путь избавления от греха, праведник продолжает находиться под воздействием выработанных им греховных навыков, привычек, страстей и пороков, наконец, под влиянием внешнего греховного окружения.
В данной связи он постоянно сталкивается с греховными искушениями и соблазнами, и вынужден с ними бороться. Эта борьба бывает сопряжена с многими трудностями, лишениями, страданиями Так, искреннее сердечное покаяние, сопровождаемое угрызениями совести и стыдом, является формой душевного страдания; борьба с владычеством плотского начала, осуществляемая посредством бдений, постов, молитвенных стояний, физического труда, есть форма душевно-телесных страданий.
Такого рода духовное делание является одним из аспектов подвижнической жизни и вменяется христианину в обязанность. Страдания, возникающие в результате этого делания, сопутствуют и способствуют нравственному исправлению, духовному преображению, спасению грешника. Кроме того, перенося их с должным смирением, подвижник выражает свою веру и любовь к Богу (вспомним, что Образчиком богоугодного перенесения страданий является Господь Иисус Христос; следуя по Его стопам и перенося посланные или попущенные Богом страдания, христианин несёт свой спасительный крест и сораспинается Христу; делая это осознанно и свободно (Мф. 16:24)).
Из всего сказанного, конечно, не следует, что христианин не вправе уклоняться от тех или иных форм страданий, например, от страданий, вызванных тяжелой болезнью. Закон Божий не воспрещает болящему пользоваться возможностями медицины (помощью медперсонала, лекарственными средствами, оздоровительными процедурами и т. п.). Сам Христос, а затем и апостолы исцеляли людей.
Особой оговорки требуют и действия по уклонению от страданий, связанных с бедственным положением. Если христианин живет в миру, ему не запрещается трудиться и получать за свой труд надлежащую заработную плату. Он вправе иметь пищу, одежду, кров, пользоваться иными благами (не противоречащими понятию о благочестии)
О духовном смысле страдания
Архимандрит Елеазар, духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры
Жизнь не может быть без страданий, сам по себе мир представляет собой не только одни успехи, мы видим много очень неудачников, потрясений всяческих, провалов, чудовищных преступлений. Не всегда бывает весна с распускающимися почками и яркой пестротой, бывают и разрушительные бури, град, болезни и смерть. Самое большое страдание, которое человек испытывает, – это отсутствие страданий. Не страдать в жизни – значит, не участвовать в жизни, быть лишним человеком.
Почти всегда причину страданий можно найти в грехе, в нарушении закона жизни, законов природы. Это нарушение разъединяет человека между Богом и природой, Им созданной. Страдание оказывает на человека благотворное влияние, является школой, потому что оно учит правде, подтверждая наличие нравственного закона и смысла жизни. Практически все страдания учат, чтобы мы не делали другим того, чего не желаем себе. Страдания показывают, что в жизни действует не нравственный хаос, а удивительный стройный порядок, основанный на правде, которая рано или поздно проявится.
Страдание является источником огромных нравственных ценностей и положительных духовных приобретений. Оно приводит к вере, любви, духовной силе. Мы живём на земле, чтобы поработать над красотой своей души. Жизнь – это огромная мастерская, в которой души людей становятся чище и готовятся к переходу в иной, лучший мир.
Страдания учат быть снисходительным к другим людям, воспитывают чуткость к горю другого человека. Испытания закаляют человека, воспитывают волю, выдержку, настойчивость и энергию. Человек труднее переносит свой успех, славу, богатство, внешнюю красоту, чем неудачи, неприятности. Успех может человека испортить, сделать гордым, ленивым, беспечным и нечеловеколюбивым, поэтому слабым и ничтожным. Страдающий укрепляется.
Есть люди, которые понимают, что такое страдание, и видят в нём красоту, они проникают в тайну слов Апокалипсиса «кого люблю, того и наказую». То есть, указую, наставляю, руковожу. Есть люди, которые благодарят за страдания и говорят: «Благодарим Тебя, Боже, что Ты посылаешь нам не одни только солнечные лучи, иначе мы превратились бы в пустыню. Но даёшь дождь, чтобы мы могли приносить плоды».
Лучше страдания, чем самодовольная мещанская беспечность. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», – говорил Пушкин, при всём свойственном ему эллинском жизнелюбии. Пусть это страдание будит нас от сна равнодушия, окаменелого бесчувствия. Жизнь без страдания опасна, и Бог, который не наказывает нас, это Бог, который не занимается нами.
Грубое и легкомысленное бегство от страдания кто-то находит в стремлении к получению минутного наслаждения, заглушить горечь жизни, забыться безумием. А люди верующие знают, что, чем тяжелее испытания, тем ярче нечаянная радость, которая приходит не сразу. «Чем ночь темней, тем ярче звёзды».
Трудно бывает человеку, но и другому трудно. На страдания надо отвечать состраданием. Ведь слово счастье – от слова соучастие, то есть, каждый должен соучаствовать в жизни с другим человеком, сострадать ему, сотрудничать с ним, соучаствовать. И в этом находить счастье.
Люди нуждаются не только в объяснении своих страданий, но больше в соучастии, в сочувствии, которое может поднять изнемогающего и оживить его душу. Очень много говорится об этом в сочинениях Фёдора Михайловича Достоевского. В его романах страдание является главным героем. Именно страдание, сопровождающееся благою вестью о Христе. Оно приводит человека к новой жизни. Трагедия, рассказанная в «Бесах», освещается в финале благостными лучами, словами Нового Завета, которые читает русскому атеисту женщина-книгоноша.
Наша страна Россия проходит великую школу страдания на всём пути всей истории. Вся Россия – одно страдание. Судьба русского народа имеет не только национальный, но и всемирный смысл. Как образец, показатель: мы столько испытали, и мы не последние.
Любовь вводит человека в жизнь, которая полна смысла, в свете которого становится ясно и значение страдания. Испытания понимаются как условие движения вперёд, подвиг. Как орудие освобождения от зла и греха, которые составляют несчастье человечества. Почему у нас кризис? Потому что мы не любим друг друга, не стараемся пойти на помощь, не соучаствуем. В соучастии, сострадании есть единственный удовлетворительный взгляд на нашу жизнь. Все другие теории не могут объяснить страдание и осмыслить его.
Радио Петербург, 2009 год.
***
Когда свт. Николай Сербский был узником концлагеря Дахау, к нему, больному и измученному, подошёл один из надзирателей и говорит:
— Неужели после всего этого ты до сих пор веришь в Бога?
Святитель Hиколай сказал:
— Теперь не верю.
Надзиратель усмехнулся, а свт. Николай добавил:
— Теперь знаю.
Много позже, когда святитель уже был освобождён от уз, он вспоминал Дахау и говорил, что никогда Бог не был к нему так близок, как в концлагере. И вспоминал мгновения богообщения как самые счастливые в жизни.
Одни и те же страдания кого-то делают чище, а кого-то лишь озлобляют…
Цитаты о страдании
«Никогда не следует думать, что христианство требует страданий и всякого рода отречения от благ мира сего ради самих страданий. Призыв Христа к страданиям есть не столько требование, сколько предсказание. Зная, что зло мира сего в нем неуничтожимо, Господь предрекал страдания как нечто неизбежное. Но это неизбежное никогда нельзя превращать в нечто нужное и желательное. Страдание есть всегда следствие зла, и принципиально проповедовать страдание значило бы принципиально служить злу».
протоиерей Николай Стеллецкий
«Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих».
Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом
«Страдание, которое часто является предметом рассмотрения аскетических трудов святых отцов в связи с умерщвлением греха и страстей и практикой добродетели, не является любым каким ни на есть страданием. Оно означает скорби, которые, с одной стороны, связаны с отказом от порочных желаний, которые систематически проявляются в порочных страстях и порочных удовольствиях, с которыми они связаны, и, с другой стороны, с усилиями приобретения нового образа поведения, который состоит из добродетелей».
Жан-Клод Ларше
«Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте».
диакон Андрей
«Страдания с точки зрения христианства не всегда являются абсолютным злом, то есть, будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям.
С точки зрения христианского аскетического учения страдания в жизни человеческой имеют очистительное значение. Кроме того, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, духовное состояние людей.
Апостол Павел говорит в Рим.14:17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе», поэтому праведные люди, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться тем Царством Божиим, которое внутри нас, предвкушая будущее блаженство.
И, наоборот, в Священном Писании можно найти немало мест, которые свидетельствуют о том, что человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив. Рим.2:9: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое».
иерей Олег Давыденков
«Стремление человека избавиться от страданий естественно. И оно заложено в саму природу человеческую. Отношение Церкви к страданиям такое: Церковь сострадает своим членам, но в то же время она не боится своих страданий, она знает, что через них мы получим радость, превосходящую эти страдания настолько, что мы еще будем жалеть, что мало пострадали».
протодиакон Иоанн Шевцов
«Если бы Бог по временам не укладывал нас на лопатки, нам некогда было бы посмотреть на небо».
Блез Паскаль
«Тот, кто не хочет внимать шепоту вечности, будет внимать ее громам».
Сергей Николаевич Трубецкой
Размышление о страдании
АВТОР: старший М. ПИТЕР ЛИЛИАН ДиМАРИЯ, О.КАРМ., LNHA и АЛЬФРЕД У. НОРВУД, MBA
Крайнее величие христианства заключается в том, что оно не сверхъестественное средство от страданий, но сверхъестественное его использование.
— Симона Вейл, Gravity and Grace
Диагноз слабоумия губителен для больного, а также для его семьи, друзей и опекунов. Деменция — это прогрессирующая необратимая потеря памяти и когнитивных способностей. По мере прогрессирования деменции у человека появляются разные типы боли, которые могут вызывать поведение. Поведение, связанное с переживанием боли, часто связывают с физической болью, но лица, осуществляющие уход, также должны учитывать, является ли такое поведение результатом того, что человек испытывает эмоциональную, ментальную, духовную или семейную боль.
Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывает боль, и вместе с этой болью приходит страдание, уникальное для каждого человека. Боль возникает в теле — мы описываем ее по интенсивности — и переживаем ее через физические, ментальные, эмоциональные, семейные и духовные симптомы.
Страдание, с другой стороны, происходит в душе, месте настолько интимном, что никакие слова не могут помочь нам выразить то, что оно на самом деле чувствует. Страдание — это настоящая тайна. Эта тайна не является проблемой, которую нужно решить, скорее, это путешествие, которое мы разделяем с Богом, самими собой и, если мы можем, с другими. Наше понимание того, как мы страдали, дает нам возможность смягчить воздействие, которое оно может иметь.
Боль приносит страдания, разные для каждого из нас. Физическая боль, с которой легче всего справиться, влияет на каждого человека по-разному с точки зрения того, как он или она может страдать. Проще говоря, сломанная лодыжка приносит профессиональному артисту балета страдание, которое не похоже на то, что я мог бы испытать, если бы сломал лодыжку.
Множество исследований связывают физическую боль с изменениями настроения и поведения. Например, было задокументировано, что боль при остеоартрите — нередкое явление для стареющего населения — вызывает депрессивное настроение из-за повышенной утомляемости и инвалидности, которую остеоартрит приносит пожилым людям. 1 Эта комбинация депрессии и боли слишком часто создает нисходящую спираль, в которой пациенты менее привержены обезболивающим, 2 или испытывают снижение эффективности ранее успешных методов обезболивания. Эти спирали со временем приводят к усилению боли и инвалидности. 3
Недавние исследования показали, что разные области мозга обрабатывают боль, возникающую из разных источников. Например, нейронные области мозга, поддерживающие эмпатию к психологической боли, отличаются от тех, которые связаны с эмпатией к физической боли. 4 Поэтому мы должны смотреть на боль с разных точек зрения и признать, что не все боли одинаковы.
Большинство людей спонтанно испытывают дистресс, когда видят, что кто-то испытывает физическую боль — наблюдение за физической болью автоматически запускает реакцию. Напротив, нефизическая боль может быть сложной и относительно неоднозначной, поэтому простое наблюдение за кем-то, кто испытывает эмоциональную или духовную боль, не может автоматически вызвать дистресс.
Согласно исследованиям, «Нефизическая боль является длительным чувством в том смысле, что она сохраняется, не проходит быстро и требует времени для разрешения… Психологическая боль не ощущается всего несколько секунд или минут. Обычно это часы. дней, недель или даже дольше, хотя интенсивность боли может меняться в течение этого периода». 6
Психологическая боль, вероятно, возникла, чтобы защитить себя или других от травм, чтобы пережить эмоции, связанные с отсутствием любви или социальной поддержки. Потребность любить и быть любимым является основной психологической потребностью. Мы также знаем, что невылеченная эмоциональная, умственная, семейная и духовная боль приводит к страданию, которое очень трудно выразить словами.
ВЫСЛУШИВАНИЕ С СОСТРАДАНИЕМ
Как опекуны, мы с состраданием слушаем невысказанные слова страдания. Однако даже при таком сострадательном слушании мы должны признать, что никогда не сможем по-настоящему узнать чужое страдание. Мы должны признать, что люди могут начать чувствовать себя изолированными и непонятыми, когда чувствуют, что другие не знают, что они переживают.
Сострадательное слушание побуждает нас быть теми, кто приносит покой тем, кто чувствует себя покинутым. Это позволяет нам разделить тишину их внутреннего существа, тем самым открывая их сердца и вселяя в них новую надежду.
Как выглядит сострадательное слушание? Мой друг-священник провел великолепное размышление об истории Эммауса в Луки 24, которое, я думаю, помогает нам понять важность слушания. Что особенно поразительно в примере нашего Господа, так это то, что Он научил нас тому, как сострадательное слушание может облегчить человеческое страдание — не убрать его, но помочь придать страданию «сверхъестественный смысл», как описала его Симона Вейль.
В рассказе об Эммаусе мы видим, что Клеопа и его спутник идут по дороге из Иерусалима и говорят обо всем, что произошло. Во время их разговора мы обнаруживаем, что они честны и эмоциональны, и внезапно к ним присоединяется незнакомец. Этот незнакомец, Господь, внимательно слушает.
Наш Господь сопровождает их. Независимо от того, сколько нам лет, нам нужен кто-то, кто будет ходить с нами. Аккомпанемент – это всегда что-то очень нежно наполненное сопереживанием. По мере того, как мы сопровождаем кого-то, общение постепенно выстраивается, а взаимное доверие и стремление к истине со временем возрастают. На протяжении всей нашей жизни, в то или иное время, нам трудно смотреть на реальность страданий, которые мы испытываем. Тот, кто сопровождает, должен терпеливо ждать подходящего момента, чтобы помочь страдальцу принять реальность.
История Эммауса показывает нам, что такое настоящее служение. Это значит терпеливо и сострадательно ходить с людьми, присутствовать при них, слушать — действительно слушать — и не осуждать. Это основные добрые дела наших дней; они показывают благость Бога, который объединяет все наши переживания — страдания, радости, успехи, неудачи — самым удивительным образом. Все, что каждый из нас когда-либо должен сделать, это обратиться к Богу с полным доверием и понять, что все переживания, увиденные глазами веры, приносят нам мир и надежду.
ДЕМЕНЦИЯ И БОЛЬ
Мы начинаем осознавать важность понимания различных форм боли: физической, психической, эмоциональной, семейной и духовной. Одни только навыки не делают нас лучшими слушателями; мы должны, как учил нас Иисус, иметь глубокое желание общаться с другими. Мы соединяемся, присутствуя и позволяя человеку поделиться своей болью.
Чтобы быть по-настоящему присутствующими, мы должны понять потерю смысла, контроля, независимости, положения, статуса и служения, что является следствием боли. Возникающие в результате страдания нарушают или нарушают баланс эмоционального, физического, психического благополучия и общественной и семейной жизни, тем самым влияя на чувство духовной целостности человека.
Когда мы понимаем боль и признаем страдание, мы можем привнести новое измерение в наше служение тем, кто страдает от различных видов деменции. Мы знаем, что поведение, наблюдаемое при деменции, часто связано с невылеченной болью. Так же, как когнитивно неповрежденный человек испытывает различные формы боли, то же самое происходит и с человеком с деменцией.
Более прогрессивные службы для пожилых людей признают боль сопутствующим заболеванием при деменции. Нефункциональное поведение (также называемое поведенческими проблемами) распространено среди обитателей домов престарелых и может быть почти поровну разделено на два основных лагеря: активное, то есть возбужденное или агрессивное, и пассивное или депрессивное. Депрессивное настроение или пассивное поведение проявляются практически у всех новых жителей и могут наблюдаться у 80 процентов постоянных жителей. Активное возбужденное или агрессивное поведение демонстрируют более 50 процентов жителей с деменцией. 7
Возбуждение, агрессия и практически любое нефункциональное поведение вызваны стрессом. Помимо боли, тремя основными причинами стресса являются новизна, отсутствие контроля и социальная изоляция. 8 Для нового жильца все в новинку, контроль потерян для опекунов, и большинство жильцов чувствуют себя брошенными. Они испытывают хронический стресс, и их реакцией на стресс может быть либо активное поведение «борьбы», такое как возбуждение или агрессия, либо пассивное поведение «бегство или замирание», такое как уход в себя, отказ или блуждание.
Жители с деменцией имеют дополнительное бремя сниженного порога стресса 9 , при котором когнитивные нарушения и потери памяти усиливают первичные причины стресса. Например, житель без деменции часто может учиться и адаптироваться к новому графику деятельности (разрешить новизну), просить и получать вещи (получать некоторый контроль) и формировать новые социальные отношения с другими жителями или персоналом (восстанавливать социальную поддержку).
Житель с деменцией не обладает этими способностями и часто также не может сообщить о любых таких потребностях. Несмотря на то, что у них может быть более сильная реакция на боль, жители с деменцией получают примерно половину обезболивающего лекарства от физической боли, которое получают жители без деменции, и они не могут общаться или компенсировать нефизические формы боли. 10
По мере того, как мы начинаем понимать корни поведения, мы также должны распознавать боли у всех старших, которым мы служим, независимо от того, когнитивные способности у них не нарушены или у них нарушена память. Нам нужно понять эмоциональную боль человека с деменцией, который просит уйти, потому что его ждет мама. Или душевная боль человека с начальной стадией болезни Альцгеймера, находящегося в депрессии из-за того, что все вокруг «не имеет смысла». Или семейная боль человека, который считает свою дочь своей сестрой.
Человек, испытывающий дисбаланс из-за такого рода боли, чувствует нарушение своей духовной целостности — это духовное страдание.
ДУХОВНЫЕ СТРАДАНИЯ
У нас нет лучшего учителя, чем Иисус, когда дело касается облегчения чужих страданий. На протяжении всего Писания мы видим, почему Господь исцеляет, и важность присутствия. Иисус учит нас, как «быть с» человеком, который страдает. Его путь через Крестные Станции есть отражение душевных страданий.
Приговор Иисуса к смерти несправедлив, и его последователи скрываются, ибо они напуганы и не понимают. Иисус чувствовал себя покинутым своими товарищами. Его путешествие начинается там, где он чувствует себя очень одиноким и непонятым. Размышляя о остановках, мы знаем, что путь Иисуса не заканчивается распятием. Скорее, его «цель» в жизни начинается с распятия и раскрывается в воскресении.
Когда людям ставят диагноз, они могут чувствовать себя осужденными и одинокими. Получив свой крест, они начинают ходить по своим станциям и по пути могут упасть. Их опекуны рядом, чтобы пройти с ними путь — Вероники, чтобы вытереть лица, Симоны, чтобы помочь нести крест, женщины, которые оплакивают их — помогают им и ободряют их. Их близкие находятся рядом, приближаются к ним, позволяя им пройти свой путь не в одиночку, а с теми, кто призван служить страждущим.
Мы знаем, что Иисус принимает свои страдания ради своих братьев и сестер. Он понимает, что воля его Отца должна быть исполнена, чтобы он возвещал славу Божью. Жизнь Иисуса не заканчивается на кресте, а продолжается через его воскресение. Только когда мы слышим историю Эммауса, его страдания начинают обретать смысл.
Мы Симоны, Вероники, женщины, которые плачут, и люди в пути. Мы начинаем понимать важность присутствия для тех, кто страдает, особенно для тех, кто страдает духовно. Мы знаем, что должны, как прекрасно сказала одна из моих коллег, Мэри Т. О’Нил, куратор BCC и CPE в Католической службе здравоохранения Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк, «быть рядом с теми, кто задает трудные вопросы о смысле и направлении … Будьте рядом, чтобы услышать боль и страдание глубоко внутри человека. Будьте рядом, чтобы слушать помимо слов ту боль, которую описывают слова. Будьте рядом, чтобы помочь людям выразить словами боль — и помочь им почувствовать себя услышанными и принятыми.
«Будьте рядом, чтобы помочь им назвать то, что важно — что им больше всего нужно от семьи, друзей, сообщества. Будьте рядом, не как тот, у кого есть ответы, а скорее, как тот, кто может слушать вопросы, пока человек борется через путешествие».
Наша задача как воспитателей состоит в том, чтобы сопровождать тех, кому мы служим, к новому пониманию, знакомиться с новой нормой и позволять им выражать честные отношения с собой, с другими и с Богом. Когда мы делаем все это, мы позволяем людям узнать, что они не одиноки на своих Крестных станциях, в своей истории Эммауса, потому что мы здесь, чтобы сопровождать их в этом священном путешествии.
Старший М. ПИТЕР ЛИЛЛИАН ДиМАРИЯ, О.Карм. , является директором Авильского института геронтологии, Джермантаун, штат Нью-Йорк. Авильский институт геронтологии является образовательным подразделением сестер-кармелиток для престарелых и немощных.
АЛЬФРЕД В. НОРВУД — специалист по поведению, работающий в Институте Авила и обслуживающий пожилых людей с когнитивными нарушениями и тех, кто за ними ухаживает.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Джиллиан А. Хоукер и др., «Продольное исследование для объяснения связи между болью и депрессией у пожилых людей с остеоартритом», стр. Arthritis Care & Research 63, no. 10 (2011): 1382-90.
- Рена Р. Винг, Сюзанна Фелан и Дебора Тейт, «Роль приверженности в опосредовании взаимосвязи между депрессией и последствиями для здоровья», Journal of Psychosomatic Research 53, no. 4 (2002): 877-81.
- John Axford et al., «Лечение остеоартрита коленного сустава в первичной медико-санитарной помощи: боль и депрессия являются основными препятствиями» Journal of Psychosomatic Research 64, no. 5 (май 2008 г.): 461-67.
- Таня Сингер и др., «Эмпатия к боли включает аффективные, но не сенсорные компоненты боли», Science 303, no. 5661 (20 февраля 2004 г.): 1157-62.
- Кэрри Л. Мастен, Сильвия А. Морелли и Наоми И. Айзенбергер, «Исследование фМРТ эмпатии к «социальной боли» и последующему просоциальному поведению», NeuroImage 55, №. 1 (1 марта 2011 г.): 381-88.
- Мастен.
- Ингелин Тестад, А.М. Осланд и Даг Осланд, «Распространенность и корреляты разрушительного поведения у пациентов в норвежских домах престарелых», Международный журнал гериатрической психиатрии 22, вып. 9 (сентябрь 2007 г.): 916-21.
- Джеймс Л. Абельсон и др., «Когнитивная модуляция реакции эндокринного стресса на фармакологический вызов у субъектов с нормальным и паническим расстройством», Archives of General Psychiatry 62, no. 6 (1 июня 2005 г.): 668-75.
- Марианна Смит и др., «История, развитие и будущее прогрессивно снижаемого порога стресса: концептуальная модель лечения деменции», Журнал Американского гериатрического общества 52, вып. 10 (2004): 1755-60.
- Bettina Sandgathe Husebo et al., «Кто страдает больше всего? Слабоумие и боль у пациентов домов престарелых: кросс-секционное исследование», Journal of the American Medical Directors Association 9, no. 6 (июль 2008 г.): 427-33.
ФОРМЫ БОЛИ ФИЗИЧЕСКАЯ БОЛЬ Как лица, обеспечивающие уход, важно, чтобы мы позволяли каждому пожилому человеку выражать свою физическую боль и ее влияние на их жизнь. Наши клинические навыки имеют решающее значение для того, чтобы помочь человеку оставаться максимально независимым. СЕМЕЙНАЯ БОЛЬ Семьи испытывают бурю эмоций из-за болезни близкого человека. Вы слышите такие вещи, как «Папа был опорой нашей семьи, куда мы теперь повернем?» и «Моя жена, любовь моя, меня сегодня не узнала…» ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БОЛЬ Эмоциональные страдания облегчить труднее всего. У него много лиц. Человеку, сломавшему бедро, не только приходится терпеть физическую боль, но этот инцидент может привести его или ее к полному изменению образа жизни. Это изменение может вызвать такие чувства: «Мои внуки никогда больше не придут ко мне домой, потому что я не могу вернуться домой». «Мы с мужем больше никогда не поедем в отпуск». ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЬ ДУХОВНАЯ БОЛЬ Подсказки к духовным заботам раскрываются в вопросах, которые человек начинает задавать, особенно «почему?» вопросы по мере того, как человек пытается справиться с диагнозом. Духовное отчаяние возникает, когда попытки человека справиться со стрессом не увенчались успехом. Мы начинаем видеть потерю надежды, замкнутость, отказ от помощи и возможную потерю системы ценностей и/или Бога. Духовное расстройство находит человека неспособным применить убеждения к новой ситуации. Человек может испытывать чувство бессмысленности, вины или гнева по отношению к Богу или миру. 2 — Старший М. Питер Лилиан ДиМария, O.Carm. ПРИМЕЧАНИЯ
|
Copyright © 2014 Католическая ассоциация здравоохранения США
Для получения разрешения на перепечатку свяжитесь с Бетти Кросби или позвоните по телефону (314) 253-3477.
Современные взгляды на духовность и психическое здоровье
1. Канда Э. Экзистенциальная семейная терапия: Использование концепций Виктора Франкла. Семьи в обществе. J Contemp Hum Серв. 1995; 76: 451–2. [Google Scholar]
2. Декер Л.Р. Роль травмы в духовном развитии. J Hum Psychol. 1993; 33:33–46. [Google Scholar]
3. Ганье-Флинг М.А., Маккарти П. Влияние социального насилия в детстве на духовное развитие клиента: последствия консультирования. J Консультирование по развитию. 1996;74:253–258. [Google Scholar]
4. Кинг М., Спек П., Томас А. Королевское бесплатное интервью о религиозных и духовных убеждениях: разработка и стандартизация. Психомед. 1995; 25:1125–34. [PubMed] [Google Scholar]
5. Вульф Д.М. Психология религии: обзор. В: Шафранске ЭП, изд. Религия и клиническая практика психологии. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 1996. [Google Scholar]
6. Декарт Р. (1641/1996). Размышления о первой философии, Интернет-энциклопедия философии. (Текст 1911-е издание Философских сочинений Декарта (Cambridge University Press, перевод Элизабет С. Холдейн) [Google Scholar]
7. Шарма П. Пондичерри, Индия: 2004. 10–13 декабря, На берегу моря: диалоги психология и современная психотерапия. Документ представлен на Национальной конференции по индийской психологии, йоге и сознанию. [Google Scholar]
8. Шарма П. Наука и духовность: от тупика к инновациям. Психологические исследования. 2006; 51: 313–6. [Академия Google]
9. Фрейд С. Стандартное издание. Том. 21. Лондон: Хогарт; 1927. Будущее иллюзии. [Google Scholar]
10. Далал А.С., редактор. Пондичерри: Международный образовательный центр Шри Ауробиндо; 2001. Большая психология: введение в психологическую мысль Шри Ауробиндо. [Google Scholar]
11. Роджерс С. Бостон: Houghton Mifflin; 1961. О том, как стать человеком. [Google Scholar]
12. Роуэн Дж. Лондон: Routledge; 1993. Трансперсональная психотерапия и консультирование. [Академия Google]
13. Какар С. Чикаго: University of Chicago Press; 1991. Аналитик и мистик: психоаналитические размышления о религии и мистицизме. [Google Scholar]
14. Роланд А. Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета; 1988. В поисках себя в Индии и Японии: к межкультурной психологии. [Google Scholar]
15. Роланд А. Нью-Йорк и Лондон: Routledge; 1996. Культурный плюрализм и психоанализ: опыт Азии и Северной Америки. [Академия Google]
16. Сарин М. Психоанализ и религия. J Психологические основы. 2002; 4:8–15. [Google Scholar]
17. 3-е изд., исправленное. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; 1987. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. [Google Scholar]
18. Сообщение SG. DSM-III-R и религия. соц. мед. 1992; 35:81–90. [PubMed] [Google Scholar]
19. 4-е изд. Текстовая редакция. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; 2000. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. [Академия Google]
20. Холл К.С., Линдзи Г., Кэмпбелл Дж.Б. 4-е изд. Нью-Йорк: John Wiley and Sons, Inc.; 1998. Теории личности. [Google Scholar]
21. Washburn M. Albany, NY: SUNY Press; 1988. Эго и динамическая основа. [Google Scholar]
22. Washburn M. Albany, NY: SUNY Press; 1994. Трансперсональная психология в психоаналитической перспективе. [Google Scholar]
23. Ассаджиоли Р. Лондон: Turnstone Books; 1965. Психосинтез: руководство по принципам и методам. [Академия Google]
24. Уилбер К. Уитон, Иллинойс: Поиски; 1977. Спектр сознания. [Google Scholar]
25. Уилбер К., Энглер Дж., Браун Д. Бостон: Шамбала; 1986. Трансформации сознания. [Google Scholar]
26. Алмаас А.Х. Йорк-Бич, Мэн: Вайзер; 1986. Сущность. [Google Scholar]
27. Алмаас А.Х. Беркли: Алмазные книги; 1988. Жемчужина вне цены. [Google Scholar]
28. Алмаас А.Х. Беркли: Алмазные книги; 1995. Путешествие светящейся ночи. [Академия Google]
29. Алмаас А.Х. Беркли: Алмазные книги; 1996. Точка существования. [Google Scholar]
30. Куппусвами Б. Нью-Дели: Образовательные книги Вани; 1985. Элементы древнеиндийской психологии. [Google Scholar]
31. Дасгупта С.Н. Калькутта: Университет Калькутты Press; 1941. Философские очерки. [Google Scholar]
32. Радхакришнан С. Лондон: Аллен и Анвин; 1953. Основные Упанишады. [Google Scholar]
33. Радхакришнан С. Лондон: Аллен и Анвин; 1960. Бхагавадгита. [Google Scholar]
34. Касс Дж. Д., Фридман Р., Лескрман Дж., Цуттермейстер П. С., Бенсон Х. Результаты для здоровья и новый индекс духовного опыта. J Научное исследование религии. 1991; 30: 203–11. [Google Scholar]
35. Кеннеди Дж. Э., Кантамани Х., Палмер К. Психические и духовные переживания, здоровье, благополучие и смысл жизни. J Парапсихология. 1994; 58: 353–83. [Google Scholar]
36. Кеннеди Дж. Э., Кантамани Х. Исследовательское исследование влияния паранормальных и духовных переживаний на жизнь и благополучие людей. J Am Soc Psychical Res. 1995;89:249–64. [Google Scholar]
37. Шафер В.Е., Кинг М. Религиозность и стресс среди студентов колледжей: отчет об исследовании. J Coll Студенческая разработка. 1990; 31: 336–41. [Google Scholar]
38. Эллисон К.Г., Гей Д.А., Гласс Т.А. Способствует ли религиозная приверженность удовлетворенности жизнью? Социальные силы. 1991; 68: 100–23. [Google Scholar]
39. Кришна МК. Вишакхапатнам: Университет Андхра; 1999. Духовность и благополучие: влияние духовного опыта и программы изменения образа жизни, основанной на духовности, на психологическое благополучие. [Академия Google]
40. Davidson RJ, Kabat-Zinn J, Schumacher J, Rosenkranz M, Muller D, Santorelli SF, et al. Изменения в мозге и иммунной функции, вызванные медитацией осознанности. Психозом Мед. 2003; 65: 564–70. [PubMed] [Google Scholar]
41. Трэвис Ф. Паттерны автономии и ЭЭГ отличают трансцендирование от других переживаний во время практики трансцендентальной медитации. Int J Psychophysiol. 2001; 42:1–9. [PubMed] [Google Scholar]
42. Берд Р.С. Положительные терапевтические эффекты заступнической молитвы у населения кардиологического отделения. Саут Мед Дж. 1988;81:826–829. [PubMed] [Google Scholar]
43. Баркер П.Дж., Бьюкенен-Баркер П. Лондон: Whurr Publishers; 2005. Прорыв в духовности и психическом здоровье. [Google Scholar]
44. Коэн С., Уиллс Т.А. Стресс, социальная поддержка и гипотеза буферизации. Психологический бык. 1985; 98: 310–57. [PubMed] [Google Scholar]
45. Hill PC, Pargament KI. Достижения в концептуализации и измерении религии и духовности: значение для исследований физического и психического здоровья. Я психол. 2003; 58: 64–74. [PubMed] [Академия Google]
46. Ловенталь К.М. Лондон: Чепмен и Холл; 1995. Психическое здоровье и религия. [Google Scholar]
47. Датей К.К. , Дешмукх С.Н., Далви С.П. Шавасана: йогическое упражнение для лечения гипертонии. Ангиология. 1969; 20: 325–33. [PubMed] [Google Scholar]
48. Бхоле М.В., Карамбелькар П.В., Гароте М.Л. Влияние практик йоги на жизненную силу. Индийский J Chest Dis. 1970; 12:32–5. [PubMed] [Google Scholar]
49. Орниш Д. Нью-Йорк: Bantam Books; 1990. Программа доктора Дина Орниша по излечению сердечных заболеваний. [Академия Google]
50. Браунштейн А. Доклад, представленный на Национальной конференции по индийской психологии, йоге и сознанию. Пондичерри, Индия: 2004. 10–13 декабря, Взаимодействие разума и тела в области здоровья и исцеления: взгляд йоги. [Google Scholar]
51. Суинтон Дж. Лондон: Издательство Джессики Кинглси; 2001. Духовность и забота о психическом здоровье: заново открывая забытое измерение. [Google Scholar]
52. Кениг Х.Г., Джордж Л.К., Петерсон Б.Л. Религиозность и ремиссия депрессии у соматически больных пожилых пациентов. Am J Психиатрия. 1998;155:536–42. [PubMed] [Google Scholar]
53. Boscaglia N, Clarke DM, Jobling TW, Quinn MA. Вклад духовности и духовного совладания с тревогой и депрессией у женщин с недавним диагнозом гинекологического рака. Int J Gynecol Рак. 2005; 15: 755–61. [PubMed] [Google Scholar]
54. Hodges SD, Humphreys SC, Eck JC. Влияние духовности на успешное восстановление после травмы позвоночника. South Med J. 2002; 95: 1381–4. [PubMed] [Google Scholar]
55. Ai AL, Peterson C, Tice TN, Bolling SF, Koenig HG. Основанные на вере и светские пути к надежде и оптимизму у пациентов среднего и пожилого возраста с сердечными заболеваниями. Jf Health Psychol. 2004;9: 435–50. [PubMed] [Google Scholar]
56. Michalsen A, Grossman P, Acil A, Langhorst J, Ludtke R, Esch T, et al. Быстрое снижение стресса и анксиолиза у страдающих женщин в результате трехмесячной интенсивной программы йоги. Медицинский научный монитор. 2005; 11: 555–61. [PubMed] [Google Scholar]
57. Шарма А., Шривастава С., Гаур Б. П. Пондишери, Индия: 2004 г., декабрь. Влияние медитации Прекша на фрустрацию заключенных. Документ представлен на Национальной конференции по индийской психологии, йоге и сознанию. [Академия Google]
58. Паргамент К.И., Кениг Х.Г., Перес Л.М. Многие методы религиозного преодоления: разработка и первоначальная проверка RCOPE. J Clin Psychol. 2000; 56: 519–43. [PubMed] [Google Scholar]
59. Pargament KI, Koenig HG, Tarakeshwar N, Hahn J. Религиозная борьба как предиктор смертности среди больных пожилых пациентов: двухлетнее продольное исследование. Arch Intern Med. 2001; 161:1881–5. [PubMed] [Google Scholar]
60. Паргамент К.И., Кениг Х.Г., Таракешвар Н., Хан Дж. Религиозные методы преодоления стресса как предикторы психологических, физических и духовных результатов у больных пожилых пациентов: двухлетнее лонгитюдное исследование. J Health Psychol. 2004;9: 713–30. [PubMed] [Google Scholar]
61. Fabricatore AN, Handal PJ, Rubio DM, Gilner FH. Стресс, религия и психическое здоровье: религиозное преодоление в роли посредника и модератора. Int J Psychol Религия. 2004; 14:91–108. [Google Scholar]
62. Шоу А., Джозеф С., Лайнли П.А. Религия, духовность и посттравматический рост: систематический обзор. Религиозная культура психического здоровья. 2005; 8: 1–11. [Google Scholar]
63. Bormann JE, Smith TL, Becker S, Gershwin M, Pada L, Grudzinski AH, et al. Влияние частого повторения мантры на стресс, качество жизни и духовное благополучие ветеранов: пилотное исследование. J Холистический уход. 2005;23:395–414. [PubMed] [Google Scholar]
64. Мор С., Хьюгелет П. Связь между шизофренией и религией и ее последствия для лечения. Swiss Med Wkly. 2004; 134:369–76. [PubMed] [Google Scholar]
65. Кирпатрик Х., Ландин Дж., Вудсайд Х., Бирн К. Как люди с шизофренией строят свою надежду. J Psychosoc Nursing Mental Health Serv. 2001; 39:46–53. [PubMed] [Google Scholar]
66. Weisman AG. Религия: посредник англо-американских и мексиканских атрибутивных различий в отношении симптомов шизофрении. J Nerv Mental Dis. 2000;188:616–21. [PubMed] [Академия Google]
67. Врунда Дж. П., Сундарам С., Джайсри Г., Дас С. Самоисцеление (Праническая лечебная медитация) при поведенческих проблемах и успеваемости в школе для несовершеннолетних заключенных. В: Балоди Дж. П., редактор. Применение восточных философских мыслей в психическом здоровье. Бангалор: НИМХАНС; 2002. [Google Scholar]
68. Гроф С., Гроф С. Духовный кризис: понимание и лечение трансперсонального кризиса. Редакция. 1986; 8: 7–20. [Google Scholar]
69. Grof C, Grof S, редакторы. Лос-Анджелес: Тарчер; 1989. Духовная чрезвычайная ситуация. [Google Scholar]
70. Редвуд Д. Границы разума: Интервью со Станиславом Грофом, доктором медицины. Мир здоровья онлайн. 1995 [Google Scholar]
71. Янг-Эйзендрат П. Психотерапия как обычная трансцендентность. В: Янг-Эйзендрат П., Миллер М.Е., редакторы. Психология зрелой духовности: Целостность, мудрость, трансцендентность. Лондон: Рутледж; 2000. С. 133–44. [Google Scholar]
72. Вахали ХО. Духовный потенциал на психоаналитической территории: использование аналитика. J Психологические основы. 2002;4:97–43. [Google Scholar]
73. Тан С. Религия в клинической практике: неявная и явная интеграция. В: Шафранске ЭП, изд. Религия и клиническая практика психологии. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 1996. С. 365–87. [Google Scholar]
74. Кортрайт Б. Интегральная психотерапия как экзистенциальная веданта. В: Корнелиссен М., редактор. Сознание и его трансформация. Пондишери: Шри Ауробиндо ICE; 2001. [Google Scholar]
75. Уилбер К. Модель развития сознания. В: Уолш Р.Н., Воан Ф., редакторы. За пределами эго: трансперсональное измерение в психологии. Лос-Анджелес: Джереми П. Тарчер; 1980. [Google Scholar]
76. Эпштейн М. О пренебрежении равномерно приостановленным вниманием. J Трансперсональная психология. 1984; 16: 193–206. [Google Scholar]
77. Эпштейн М. Медитативные трансформации нарциссизма. J Трансперсональная психология.