Духовное страдание это состояние при котором человек испытывает: Страдание | это… Что такое Страдание?

Страдание | это… Что такое Страдание?

У этого термина существуют и другие значения, см. Страдание (значения).

Страда́ние — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.

Содержание

  • 1 В русской литературе
  • 2 Психология
  • 3 Медицина
  • 4 Религия
  • 5 Страдание у животных и растений
    • 5.1 Животные
    • 5.2 Растения
  • 6 См. также

В русской литературе

Достоевский в своих сочинениях проводит идею очистительного страдания. Алексей Ремизов противопоставляет страдание как полезные или необходимые неприятности муке как бессмысленным неприятностям.

Страдание же есть состояние духовное, светоносное и окрыляющее; оно раскрывает глубину души и единит людей в полуангельском братстве; оно преодолевает животное существование, приоткрывает дали Божии, возводит человека к Богу, побеждает отчаяние, дает надежду и укрепляет веру.

В страдании тает тьма и исчезает страх. Ильин И. Творчество А. М. Ремизова

Психология

В психологии страдание рассматривается, как состояние сильного внутреннего конфликта человека, когда различные внутренние желания или побуждения входят в противостояние друг с другом, как бы разрывая или наоборот скручивая человека изнутри. Предельное напряжение страдания есть му́ка.

Медицина

Религия

Ввиду того, что, сопровождая человечество на протяжении всей истории, страдания как таковые воспринимались как явное и наиболее острое отражение окружающей объективной действительности, они заняли особое место во многих вероучениях и философских системах. В частности, отдельное место страданиям отводится в буддийской философии, в христианстве, в иудаизме и др.:

  • Страдание (буддизм)
  • Страдание (христианство)
  • Страдание (православие)

Страдание у животных и растений

Животные

Официально до сих пор человечество не пришло к согласию в вопросе о том, способны ли животные испытывать страдание или нет, и если способны, то все ли виды животных обладают таким свойством. Безусловно, с точки зрения медицины животные испытывают боль как любое живое существо, но возникает ли у них психологическая реакция в виде мучительного душевного состояния сознания на это ощущение, всё ещё остаётся под вопросом для науки. Иногда животные выражают эмоции страдания. Однако это не является объективным доказательством наличия соответствующего переживания у них — актёр тоже во время своей игры может рыдать и стонать, но это не означает, что он при этом по-настоящему страдает. Возможно, подобное поведение у животных является не более чем инстинктивным мышечным рефлексом на боль, не сопровождающимся реальным опытом страдания. Но это лишь распространённое мнение.[источник не указан 30 дней]

Растения

Принято считать, что растения не способны переживать страдания или боль, так как они не наделены нервной системой. Всё же существуют люди, объективно полагающие, что такое возможно, исходя из того, что растения так же, как люди и животные, являются живым организмом. Такая версия объясняется и аргументируется верой в нематериальную природу души: если душа имеет нематериальную природу и если также растения наделены таковой душой, то следовательно они также могут испытывать в своей душе страдание и даже радость — разумеется, своеобразно.[источник не указан 30 дней]

См. также

  • Пытки
  • Стресс

Страдания — православная энциклопедия «Азбука веры»

  • Стра­да­ния Хри­стовы Энцик­ло­пе­дия изре­че­ний
  • Почему веру­ю­щие стра­дают
  • О невин­ных стра­да­ниях проф. А.И. Осипов
  • О стра­да­нии И. Ильин
  • Я полю­бил стра­да­ние архиеп. Лука (Войно-Ясе­нец­кий)
  • О стра­да­нии и дей­ствии св. Иоанн Дамас­кин
  • О радо­сти, какую должно ощу­щать в стра­да­ниях за Христа свт. Васи­лий Вели­кий
  • Тайна Иова еп. Иоанн
  • О стра­да­нии, по сочи­не­нию епи­скопа Л. Буго Е. Посе­ля­нин
  • Почему стра­дают невин­ные? еп. Пан­те­ле­и­мон
  • Вопросы Иова Андрей Дес­ниц­кий
  • Бог не хочет стра­да­ния людей проф. Жан-Клод Ларше
  • Воз­можно ли спа­се­ние без стра­да­ний? архим. Заха­рия
  • «Чело­век обез­бо­лен­ный» прот. Павел Хон­дзин­ский
  • О боли и стра­да­нии Фома Аквин­ский
  • Литур­гия. Фильм для тех, кто жалу­ется на жизнь
  • Молитвы в скор­бях

Страда́ние — муче­ние; нрав­ствен­ная, душев­ная или телес­ная (душевно-телес­ная) боль (мука). Стра­да­ние – не всегда резуль­тат лич­ного греха, но всегда резуль­тат греха.

Юлиус Шнорр фон Кароль­сфельд. Стра­да­ния Иисуса Христа (Мк.15:16-19).

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: “Слово «стра­да­ние» имеет раз­лич­ные зна­че­ния. Есть стра­да­ние телес­ное, каковы болезни и раны; есть, с другой сто­роны, стра­да­ние душев­ное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, стра­да­ние живого суще­ства есть такое состо­я­ние, за кото­рым сле­дует удо­воль­ствие и неудо­воль­ствие”.

Плоды стра­да­ния зави­сят от выбора самого чело­века: два раз­бой­ника были рас­пяты рядом со Хри­стом, но для одного они ока­за­лись спа­си­тель­ными, а другой лишь ещё больше оже­сто­чился.

Апо­стол Павел: Нынеш­ние вре­мен­ные стра­да­ния ничего не стоят в срав­не­нии с тою славою, кото­рая откро­ется в нас. (Рим.8:18).

Вообще понять глу­бин­ный смысл собы­тий, свя­зан­ных с чьими-либо стра­да­ни­ями, может только чело­век веру­ю­щий, при­зна­ю­щий реаль­ность поту­сто­рон­него мира и его зако­нов, прежде всего, зако­нов веч­но­сти. Только в свете веч­но­сти — вечной жизни — обре­тают смысл неко­то­рые труд­но­объ­яс­ни­мые собы­тия.

Ника­кие стра­да­ния не оста­ются бес­смыс­лен­ными перед Богом. Об этом гово­рят и мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства из Свя­щен­ного Писа­ния, и при­меры из жизни людей, стра­да­ю­щих в этом мире по тем или иным при­чи­нам. Про­мысл Божий о чело­веке и мире направ­ляет все ко благу, но не всегда чело­ве­че­скому чув­ствен­ному пони­ма­нию уда­ется осо­знать уви­деть это.

Очи­сти­тель­ная функ­ция стра­да­ния часто под­чер­ки­ва­ется свя­тыми отцами вслед за апо­сто­лом Петром, кото­рый утвер­ждает: стра­да­ю­щий плотию пере­стает гре­шить (1Пет.4:1). «Вме­ня­ются нам в остав­ле­ние грехов… и болезнь, и немощь, и измож­де­ние плоти», – гово­рит свт. Иоанн Зла­то­уст, видя­щий в них «печь, в кото­рой мы очи­ща­емся». Преп. Вар­са­ну­фий пишет одному из своих духов­ных чад: «…сколько попу­стит тебе [Бог] поскор­беть в теле, столько подаст и облег­че­ния в согре­ше­ниях твоих». Свт. Васи­лий Вели­кий со своей сто­роны отме­чает, что часто «телес­ные стра­да­ния служат к обуз­да­нию греха». Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский при­во­дит такое срав­не­ние: змея для того, чтобы ски­нуть с себя старую кожу, про­хо­дит через узкое отвер­стие, так и рож­де­ние в жизнь вечную и избав­ле­ние от грехов про­ис­хо­дит не иначе, как через крест и стра­да­ния.

Обязан ли пра­вед­ник стра­дать?

Стра­да­ние — неотъ­ем­ле­мая состав­ля­ю­щая земной жизни людей. Рож­да­ясь, чело­век огла­шает мир плачем (святые отцы объ­яс­няли это обсто­я­тель­ство про­яв­ле­нием пер­во­род­ного греха. Но значит ли оное, что в усло­виях нашего гре­хов­ного мира стра­да­ние не только неиз­бежно, но и необ­хо­димо?

Как известно, чело­век был создан не ради стра­даль­че­ской жизни, но ради сча­стья и веч­ного бла­жен­ства. Под­лин­ное бла­жен­ство дости­жимо только в союзе с Богом — Неис­чер­па­е­мом Источ­ни­ком благ. Стрем­ле­ние к сча­стью, в той или иной сте­пени, свой­ственно каж­дому чело­веку, хоть пра­вед­ному, хоть непра­вед­ному. Но тогда как пра­вед­ник, стре­мя­щийся к Богу, ищет под­лин­ного сча­стья, для греш­ника, духовно отда­лен­ного от Бога, харак­терно стрем­ле­ние к ложным, обман­чи­вым радо­стям и удо­воль­ствиям. Их он ищет и нахо­дит в гре­хов­ных мыслях и делах.

Встав на путь избав­ле­ния от греха, пра­вед­ник про­дол­жает нахо­диться под воз­дей­ствием выра­бо­тан­ных им гре­хов­ных навы­ков, при­вы­чек, стра­стей и поро­ков, нако­нец, под вли­я­нием внеш­него гре­хов­ного окру­же­ния.

В данной связи он посто­янно стал­ки­ва­ется с гре­хов­ными иску­ше­ни­ями и соблаз­нами, и вынуж­ден с ними бороться. Эта борьба бывает сопря­жена с мно­гими труд­но­стями, лише­ни­ями, стра­да­ни­ями Так, искрен­нее сер­деч­ное пока­я­ние, сопро­вож­да­е­мое угры­зе­ни­ями сове­сти и стыдом, явля­ется формой душев­ного стра­да­ния; борьба с вла­ды­че­ством плот­ского начала, осу­ществ­ля­е­мая посред­ством бдений, постов, молит­вен­ных сто­я­ний, физи­че­ского труда, есть форма душевно-телес­ных стра­да­ний.

Такого рода духов­ное дела­ние явля­ется одним из аспек­тов подвиж­ни­че­ской жизни и вме­ня­ется хри­сти­а­нину в обя­зан­ность. Стра­да­ния, воз­ни­ка­ю­щие в резуль­тате этого дела­ния, сопут­ствуют и спо­соб­ствуют нрав­ствен­ному исправ­ле­нию, духов­ному пре­об­ра­же­нию, спа­се­нию греш­ника. Кроме того, пере­нося их с долж­ным сми­ре­нием, подвиж­ник выра­жает свою веру и любовь к Богу (вспом­ним, что Образ­чи­ком бого­угод­ного пере­не­се­ния стра­да­ний явля­ется Гос­подь Иисус Хри­стос; следуя по Его стопам и пере­нося послан­ные или попу­щен­ные Богом стра­да­ния, хри­сти­а­нин несёт свой спа­си­тель­ный крест и сорас­пи­на­ется Христу; делая это осо­знанно и сво­бодно (Мф. 16:24)).

Из всего ска­зан­ного, конечно, не сле­дует, что хри­сти­а­нин не вправе укло­няться от тех или иных форм стра­да­ний, напри­мер, от стра­да­ний, вызван­ных тяже­лой болез­нью. Закон Божий не вос­пре­щает боля­щему поль­зо­ваться воз­мож­но­стями меди­цины (помо­щью мед­пер­со­нала, лекар­ствен­ными сред­ствами, оздо­ро­ви­тель­ными про­це­ду­рами и т. п.). Сам Хри­стос, а затем и апо­столы исце­ляли людей.

Особой ого­ворки тре­буют и дей­ствия по укло­не­нию от стра­да­ний, свя­зан­ных с бед­ствен­ным поло­же­нием. Если хри­сти­а­нин живет в миру, ему не запре­ща­ется тру­диться и полу­чать за свой труд над­ле­жа­щую зара­бот­ную плату. Он вправе иметь пищу, одежду, кров, поль­зо­ваться иными бла­гами (не про­ти­во­ре­ча­щими поня­тию о бла­го­че­стии)

О духов­ном смысле стра­да­ния

Архи­манд­рит Еле­азар, духов­ник Свято-Тро­иц­кой Алек­сан­дро-Нев­ской Лавры

Жизнь не может быть без стра­да­ний, сам по себе мир пред­став­ляет собой не только одни успехи, мы видим много очень неудач­ни­ков, потря­се­ний вся­че­ских, про­ва­лов, чудо­вищ­ных пре­ступ­ле­ний. Не всегда бывает весна с рас­пус­ка­ю­щи­мися поч­ками и яркой пест­ро­той, бывают и раз­ру­ши­тель­ные бури, град, болезни и смерть. Самое боль­шое стра­да­ние, кото­рое чело­век испы­ты­вает, – это отсут­ствие стра­да­ний. Не стра­дать в жизни – значит, не участ­во­вать в жизни, быть лишним чело­ве­ком.

Почти всегда при­чину стра­да­ний можно найти в грехе, в нару­ше­нии закона жизни, зако­нов при­роды. Это нару­ше­ние разъ­еди­няет чело­века между Богом и при­ро­дой, Им создан­ной. Стра­да­ние ока­зы­вает на чело­века бла­го­твор­ное вли­я­ние, явля­ется школой, потому что оно учит правде, под­твер­ждая нали­чие нрав­ствен­ного закона и смысла жизни. Прак­ти­че­ски все стра­да­ния учат, чтобы мы не делали другим того, чего не желаем себе. Стра­да­ния пока­зы­вают, что в жизни дей­ствует не нрав­ствен­ный хаос, а уди­ви­тель­ный строй­ный поря­док, осно­ван­ный на правде, кото­рая рано или поздно про­явится.

Стра­да­ние явля­ется источ­ни­ком огром­ных нрав­ствен­ных цен­но­стей и поло­жи­тель­ных духов­ных при­об­ре­те­ний. Оно при­во­дит к вере, любви, духов­ной силе. Мы живём на земле, чтобы пора­бо­тать над кра­со­той своей души. Жизнь – это огром­ная мастер­ская, в кото­рой души людей ста­но­вятся чище и гото­вятся к пере­ходу в иной, лучший мир.

Стра­да­ния учат быть снис­хо­ди­тель­ным к другим людям, вос­пи­ты­вают чут­кость к горю дру­гого чело­века. Испы­та­ния зака­ляют чело­века, вос­пи­ты­вают волю, выдержку, настой­чи­вость и энер­гию. Чело­век труд­нее пере­но­сит свой успех, славу, богат­ство, внеш­нюю кра­соту, чем неудачи, непри­ят­но­сти. Успех может чело­века испор­тить, сде­лать гордым, лени­вым, бес­печ­ным и нече­ло­ве­ко­лю­би­вым, поэтому слабым и ничтож­ным. Стра­да­ю­щий укреп­ля­ется.

Есть люди, кото­рые пони­мают, что такое стра­да­ние, и видят в нём кра­соту, они про­ни­кают в тайну слов Апо­ка­лип­сиса «кого люблю, того и нака­зую». То есть, указую, настав­ляю, руко­вожу. Есть люди, кото­рые бла­го­да­рят за стра­да­ния и гово­рят: «Бла­го­да­рим Тебя, Боже, что Ты посы­ла­ешь нам не одни только сол­неч­ные лучи, иначе мы пре­вра­ти­лись бы в пустыню. Но даёшь дождь, чтобы мы могли при­но­сить плоды».

Лучше стра­да­ния, чем само­до­воль­ная мещан­ская бес­печ­ность. «Я жить хочу, чтоб мыс­лить и стра­дать», – гово­рил Пушкин, при всём свой­ствен­ном ему эллин­ском жиз­не­лю­бии. Пусть это стра­да­ние будит нас от сна рав­но­ду­шия, ока­ме­не­лого бес­чув­ствия. Жизнь без стра­да­ния опасна, и Бог, кото­рый не нака­зы­вает нас, это Бог, кото­рый не зани­ма­ется нами.

Грубое и лег­ко­мыс­лен­ное бег­ство от стра­да­ния кто-то нахо­дит в стрем­ле­нии к полу­че­нию минут­ного насла­жде­ния, заглу­шить горечь жизни, забыться безу­мием. А люди веру­ю­щие знают, что, чем тяже­лее испы­та­ния, тем ярче неча­ян­ная радость, кото­рая при­хо­дит не сразу. «Чем ночь темней, тем ярче звёзды».

Трудно бывает чело­веку, но и дру­гому трудно. На стра­да­ния надо отве­чать состра­да­нием. Ведь слово сча­стье – от слова соуча­стие, то есть, каждый должен соучаст­во­вать в жизни с другим чело­ве­ком, состра­дать ему, сотруд­ни­чать с ним, соучаст­во­вать. И в этом нахо­дить сча­стье.

Люди нуж­да­ются не только в объ­яс­не­нии своих стра­да­ний, но больше в соуча­стии, в сочув­ствии, кото­рое может под­нять изне­мо­га­ю­щего и ожи­вить его душу. Очень много гово­рится об этом в сочи­не­ниях Фёдора Михай­ло­вича Досто­ев­ского. В его рома­нах стра­да­ние явля­ется глав­ным героем. Именно стра­да­ние, сопро­вож­да­ю­ще­еся благою вестью о Христе. Оно при­во­дит чело­века к новой жизни. Тра­ге­дия, рас­ска­зан­ная в «Бесах», осве­ща­ется в финале бла­гост­ными лучами, сло­вами Нового Завета, кото­рые читает рус­скому ате­и­сту жен­щина-кни­го­ноша.

Наша страна Россия про­хо­дит вели­кую школу стра­да­ния на всём пути всей исто­рии. Вся Россия – одно стра­да­ние. Судьба рус­ского народа имеет не только наци­о­наль­ный, но и все­мир­ный смысл. Как обра­зец, пока­за­тель: мы столько испы­тали, и мы не послед­ние.

Любовь вводит чело­века в жизнь, кото­рая полна смысла, в свете кото­рого ста­но­вится ясно и зна­че­ние стра­да­ния. Испы­та­ния пони­ма­ются как усло­вие дви­же­ния вперёд, подвиг. Как орудие осво­бож­де­ния от зла и греха, кото­рые состав­ляют несча­стье чело­ве­че­ства. Почему у нас кризис? Потому что мы не любим друг друга, не ста­ра­емся пойти на помощь, не соучаст­вуем. В соуча­стии, состра­да­нии есть един­ствен­ный удо­вле­тво­ри­тель­ный взгляд на нашу жизнь. Все другие теории не могут объ­яс­нить стра­да­ние и осмыс­лить его.

Радио Петер­бург, 2009 год.

***

Когда свт. Нико­лай Серб­ский был узни­ком конц­ла­геря Дахау, к нему, боль­ному и изму­чен­ному, подо­шёл один из над­зи­ра­те­лей и гово­рит:
Неужели после всего этого ты до сих пор веришь в Бога?
Свя­ти­тель Hико­лай сказал:
Теперь не верю.
Над­зи­ра­тель усмех­нулся, а свт. Нико­лай доба­вил:
Теперь знаю.
Много позже, когда свя­ти­тель уже был осво­бож­дён от уз, он вспо­ми­нал Дахау и гово­рил, что нико­гда Бог не был к нему так близок, как в конц­ла­гере. И вспо­ми­нал мгно­ве­ния бого­об­ще­ния как самые счаст­ли­вые в жизни.
Одни и те же стра­да­ния кого-то делают чище, а кого-то лишь озлоб­ляют…

Цитаты о стра­да­нии

«Нико­гда не сле­дует думать, что хри­сти­ан­ство тре­бует стра­да­ний и вся­кого рода отре­че­ния от благ мира сего ради самих стра­да­ний. Призыв Христа к стра­да­ниям есть не столько тре­бо­ва­ние, сколько пред­ска­за­ние. Зная, что зло мира сего в нем неуни­что­жимо, Гос­подь пред­ре­кал стра­да­ния как нечто неиз­беж­ное. Но это неиз­беж­ное нико­гда нельзя пре­вра­щать в нечто нужное и жела­тель­ное. Стра­да­ние есть всегда след­ствие зла, и прин­ци­пи­ально про­по­ве­до­вать стра­да­ние зна­чило бы прин­ци­пи­ально слу­жить злу».
про­то­и­е­рей Нико­лай Стел­лец­кий

«Стра­да­ния явля­ются след­ствием гре­хов­но­сти чело­века и попус­ка­ются Богом, но они не обя­за­тельны для дости­же­ния спа­се­ния, ибо грех пре­одо­ле­ва­ется пока­я­нием и испол­не­нием запо­ве­дей Божиих».
Кон­цеп­ция уча­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви в борьбе с рас­про­стра­не­нием ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живу­щими с ВИЧ/СПИДом

«Стра­да­ние, кото­рое часто явля­ется пред­ме­том рас­смот­ре­ния аске­ти­че­ских трудов святых отцов в связи с умерщ­вле­нием греха и стра­стей и прак­ти­кой доб­ро­де­тели, не явля­ется любым каким ни на есть стра­да­нием. Оно озна­чает скорби, кото­рые, с одной сто­роны, свя­заны с отка­зом от пороч­ных жела­ний, кото­рые систе­ма­ти­че­ски про­яв­ля­ются в пороч­ных стра­стях и пороч­ных удо­воль­ствиях, с кото­рыми они свя­заны, и, с другой сто­роны, с уси­ли­ями при­об­ре­те­ния нового образа пове­де­ния, кото­рый состоит из доб­ро­де­те­лей».
Жан-Клод Ларше

«Если чело­век из глу­бины горя спра­ши­вает: «Где же Ты был, Гос­поди?» – для хри­сти­а­нина ответ оче­ви­ден: в бездне стра­да­ния Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Гол­гоф­ском Кресте».
диакон Андрей

«Стра­да­ния с точки зрения хри­сти­ан­ства не всегда явля­ются абсо­лют­ным злом, то есть, будучи злом по своему суще­ству, они могут при­во­дить к благим послед­ствиям.
С точки зрения хри­сти­ан­ского аске­ти­че­ского учения стра­да­ния в жизни чело­ве­че­ской имеют очи­сти­тель­ное зна­че­ние. Кроме того, когда речь идет о про­ти­во­по­став­ле­нии насла­жда­ю­щихся жизнью греш­ни­ков и стра­да­ю­щих пра­вед­ни­ков, оценка обычно дается по каким-то внеш­ним про­яв­ле­ниям (состо­я­ние здо­ро­вья, обла­да­ние тем или иным иму­ще­ством, воз­мож­ность осу­ще­ствить жиз­нен­ные планы и т. д.). При таком под­ходе игно­ри­ру­ется внут­рен­нее, духов­ное состо­я­ние людей.
Апо­стол Павел гово­рит в Рим.14:17: «Ибо Цар­ствие Божие не пища и питие, но пра­вед­ность и мир и радость во Святом Духе», поэтому пра­вед­ные люди, даже нахо­дясь в стес­нен­ных обсто­я­тель­ствах, могут насла­ждаться тем Цар­ством Божиим, кото­рое внутри нас, пред­вку­шая буду­щее бла­жен­ство.
И, наобо­рот, в Свя­щен­ном Писа­нии можно найти немало мест, кото­рые сви­де­тель­ствуют о том, что чело­век, веду­щий гре­хов­ный образ жизни, по-насто­я­щему не может быть счаст­лив. Рим.2:9: «Скорбь и тес­нота всякой душе чело­века, дела­ю­щего злое».
иерей Олег Давы­ден­ков

«Стрем­ле­ние чело­века изба­виться от стра­да­ний есте­ственно. И оно зало­жено в саму при­роду чело­ве­че­скую. Отно­ше­ние Церкви к стра­да­ниям такое: Цер­ковь состра­дает своим членам, но в то же время она не боится своих стра­да­ний, она знает, что через них мы полу­чим радость, пре­вос­хо­дя­щую эти стра­да­ния настолько, что мы еще будем жалеть, что мало постра­дали».
про­то­ди­а­кон Иоанн Шевцов

«Если бы Бог по вре­ме­нам не укла­ды­вал нас на лопатки, нам неко­гда было бы посмот­реть на небо».
Блез Пас­каль

«Тот, кто не хочет вни­мать шепоту веч­но­сти, будет вни­мать ее громам».
Сергей Нико­ла­е­вич Тру­бец­кой

Размышление о страдании

АВТОР: старший М. ПИТЕР ЛИЛИАН ДиМАРИЯ, О.КАРМ., LNHA и АЛЬФРЕД У. НОРВУД, MBA

Крайнее величие христианства заключается в том, что оно не сверхъестественное средство от страданий, но сверхъестественное его использование.

— Симона Вейл, Gravity and Grace

Диагноз слабоумия губителен для больного, а также для его семьи, друзей и опекунов. Деменция — это прогрессирующая необратимая потеря памяти и когнитивных способностей. По мере прогрессирования деменции у человека появляются разные типы боли, которые могут вызывать поведение. Поведение, связанное с переживанием боли, часто связывают с физической болью, но лица, осуществляющие уход, также должны учитывать, является ли такое поведение результатом того, что человек испытывает эмоциональную, ментальную, духовную или семейную боль.

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывает боль, и вместе с этой болью приходит страдание, уникальное для каждого человека. Боль возникает в теле — мы описываем ее по интенсивности — и переживаем ее через физические, ментальные, эмоциональные, семейные и духовные симптомы.

Страдание, с другой стороны, происходит в душе, месте настолько интимном, что никакие слова не могут помочь нам выразить то, что оно на самом деле чувствует. Страдание — это настоящая тайна. Эта тайна не является проблемой, которую нужно решить, скорее, это путешествие, которое мы разделяем с Богом, самими собой и, если мы можем, с другими. Наше понимание того, как мы страдали, дает нам возможность смягчить воздействие, которое оно может иметь.

Боль приносит страдания, разные для каждого из нас. Физическая боль, с которой легче всего справиться, влияет на каждого человека по-разному с точки зрения того, как он или она может страдать. Проще говоря, сломанная лодыжка приносит профессиональному артисту балета страдание, которое не похоже на то, что я мог бы испытать, если бы сломал лодыжку.

Множество исследований связывают физическую боль с изменениями настроения и поведения. Например, было задокументировано, что боль при остеоартрите — нередкое явление для стареющего населения — вызывает депрессивное настроение из-за повышенной утомляемости и инвалидности, которую остеоартрит приносит пожилым людям.

1 Эта комбинация депрессии и боли слишком часто создает нисходящую спираль, в которой пациенты менее привержены обезболивающим, 2 или испытывают снижение эффективности ранее успешных методов обезболивания. Эти спирали со временем приводят к усилению боли и инвалидности. 3

Недавние исследования показали, что разные области мозга обрабатывают боль, возникающую из разных источников. Например, нейронные области мозга, поддерживающие эмпатию к психологической боли, отличаются от тех, которые связаны с эмпатией к физической боли. 4 Поэтому мы должны смотреть на боль с разных точек зрения и признать, что не все боли одинаковы.

Большинство людей спонтанно испытывают дистресс, когда видят, что кто-то испытывает физическую боль — наблюдение за физической болью автоматически запускает реакцию. Напротив, нефизическая боль может быть сложной и относительно неоднозначной, поэтому простое наблюдение за кем-то, кто испытывает эмоциональную или духовную боль, не может автоматически вызвать дистресс.

5 Это, вероятно, потому, что наблюдение нефизической боли требует дополнительных мыслительных процессов, в которых наблюдатель пытается понять ситуацию и представить, как она влияет на другого человека. Только самые чуткие опекуны будут демонстрировать связанную с болью нервную активность.

Согласно исследованиям, «Нефизическая боль является длительным чувством в том смысле, что она сохраняется, не проходит быстро и требует времени для разрешения… Психологическая боль не ощущается всего несколько секунд или минут. Обычно это часы. дней, недель или даже дольше, хотя интенсивность боли может меняться в течение этого периода». 6

Психологическая боль, вероятно, возникла, чтобы защитить себя или других от травм, чтобы пережить эмоции, связанные с отсутствием любви или социальной поддержки. Потребность любить и быть любимым является основной психологической потребностью. Мы также знаем, что невылеченная эмоциональная, умственная, семейная и духовная боль приводит к страданию, которое очень трудно выразить словами.

ВЫСЛУШИВАНИЕ С СОСТРАДАНИЕМ
Как опекуны, мы с состраданием слушаем невысказанные слова страдания. Однако даже при таком сострадательном слушании мы должны признать, что никогда не сможем по-настоящему узнать чужое страдание. Мы должны признать, что люди могут начать чувствовать себя изолированными и непонятыми, когда чувствуют, что другие не знают, что они переживают.

Сострадательное слушание побуждает нас быть теми, кто приносит покой тем, кто чувствует себя покинутым. Это позволяет нам разделить тишину их внутреннего существа, тем самым открывая их сердца и вселяя в них новую надежду.

Как выглядит сострадательное слушание? Мой друг-священник провел великолепное размышление об истории Эммауса в Луки 24, которое, я думаю, помогает нам понять важность слушания. Что особенно поразительно в примере нашего Господа, так это то, что Он научил нас тому, как сострадательное слушание может облегчить человеческое страдание — не убрать его, но помочь придать страданию «сверхъестественный смысл», как описала его Симона Вейль.

В рассказе об Эммаусе мы видим, что Клеопа и его спутник идут по дороге из Иерусалима и говорят обо всем, что произошло. Во время их разговора мы обнаруживаем, что они честны и эмоциональны, и внезапно к ним присоединяется незнакомец. Этот незнакомец, Господь, внимательно слушает.

Наш Господь сопровождает их. Независимо от того, сколько нам лет, нам нужен кто-то, кто будет ходить с нами. Аккомпанемент – это всегда что-то очень нежно наполненное сопереживанием. По мере того, как мы сопровождаем кого-то, общение постепенно выстраивается, а взаимное доверие и стремление к истине со временем возрастают. На протяжении всей нашей жизни, в то или иное время, нам трудно смотреть на реальность страданий, которые мы испытываем. Тот, кто сопровождает, должен терпеливо ждать подходящего момента, чтобы помочь страдальцу принять реальность.

История Эммауса показывает нам, что такое настоящее служение. Это значит терпеливо и сострадательно ходить с людьми, присутствовать при них, слушать — действительно слушать — и не осуждать. Это основные добрые дела наших дней; они показывают благость Бога, который объединяет все наши переживания — страдания, радости, успехи, неудачи — самым удивительным образом. Все, что каждый из нас когда-либо должен сделать, это обратиться к Богу с полным доверием и понять, что все переживания, увиденные глазами веры, приносят нам мир и надежду.

ДЕМЕНЦИЯ И БОЛЬ
Мы начинаем осознавать важность понимания различных форм боли: физической, психической, эмоциональной, семейной и духовной. Одни только навыки не делают нас лучшими слушателями; мы должны, как учил нас Иисус, иметь глубокое желание общаться с другими. Мы соединяемся, присутствуя и позволяя человеку поделиться своей болью.

Чтобы быть по-настоящему присутствующими, мы должны понять потерю смысла, контроля, независимости, положения, статуса и служения, что является следствием боли. Возникающие в результате страдания нарушают или нарушают баланс эмоционального, физического, психического благополучия и общественной и семейной жизни, тем самым влияя на чувство духовной целостности человека.

Когда мы понимаем боль и признаем страдание, мы можем привнести новое измерение в наше служение тем, кто страдает от различных видов деменции. Мы знаем, что поведение, наблюдаемое при деменции, часто связано с невылеченной болью. Так же, как когнитивно неповрежденный человек испытывает различные формы боли, то же самое происходит и с человеком с деменцией.

Более прогрессивные службы для пожилых людей признают боль сопутствующим заболеванием при деменции. Нефункциональное поведение (также называемое поведенческими проблемами) распространено среди обитателей домов престарелых и может быть почти поровну разделено на два основных лагеря: активное, то есть возбужденное или агрессивное, и пассивное или депрессивное. Депрессивное настроение или пассивное поведение проявляются практически у всех новых жителей и могут наблюдаться у 80 процентов постоянных жителей. Активное возбужденное или агрессивное поведение демонстрируют более 50 процентов жителей с деменцией. 7

Возбуждение, агрессия и практически любое нефункциональное поведение вызваны стрессом. Помимо боли, тремя основными причинами стресса являются новизна, отсутствие контроля и социальная изоляция. 8 Для нового жильца все в новинку, контроль потерян для опекунов, и большинство жильцов чувствуют себя брошенными. Они испытывают хронический стресс, и их реакцией на стресс может быть либо активное поведение «борьбы», такое как возбуждение или агрессия, либо пассивное поведение «бегство или замирание», такое как уход в себя, отказ или блуждание.

Жители с деменцией имеют дополнительное бремя сниженного порога стресса 9 , при котором когнитивные нарушения и потери памяти усиливают первичные причины стресса. Например, житель без деменции часто может учиться и адаптироваться к новому графику деятельности (разрешить новизну), просить и получать вещи (получать некоторый контроль) и формировать новые социальные отношения с другими жителями или персоналом (восстанавливать социальную поддержку).

Житель с деменцией не обладает этими способностями и часто также не может сообщить о любых таких потребностях. Несмотря на то, что у них может быть более сильная реакция на боль, жители с деменцией получают примерно половину обезболивающего лекарства от физической боли, которое получают жители без деменции, и они не могут общаться или компенсировать нефизические формы боли. 10

По мере того, как мы начинаем понимать корни поведения, мы также должны распознавать боли у всех старших, которым мы служим, независимо от того, когнитивные способности у них не нарушены или у них нарушена память. Нам нужно понять эмоциональную боль человека с деменцией, который просит уйти, потому что его ждет мама. Или душевная боль человека с начальной стадией болезни Альцгеймера, находящегося в депрессии из-за того, что все вокруг «не имеет смысла». Или семейная боль человека, который считает свою дочь своей сестрой.

Человек, испытывающий дисбаланс из-за такого рода боли, чувствует нарушение своей духовной целостности — это духовное страдание.

ДУХОВНЫЕ СТРАДАНИЯ
У нас нет лучшего учителя, чем Иисус, когда дело касается облегчения чужих страданий. На протяжении всего Писания мы видим, почему Господь исцеляет, и важность присутствия. Иисус учит нас, как «быть с» человеком, который страдает. Его путь через Крестные Станции есть отражение душевных страданий.

Приговор Иисуса к смерти несправедлив, и его последователи скрываются, ибо они напуганы и не понимают. Иисус чувствовал себя покинутым своими товарищами. Его путешествие начинается там, где он чувствует себя очень одиноким и непонятым. Размышляя о остановках, мы знаем, что путь Иисуса не заканчивается распятием. Скорее, его «цель» в жизни начинается с распятия и раскрывается в воскресении.

Когда людям ставят диагноз, они могут чувствовать себя осужденными и одинокими. Получив свой крест, они начинают ходить по своим станциям и по пути могут упасть. Их опекуны рядом, чтобы пройти с ними путь — Вероники, чтобы вытереть лица, Симоны, чтобы помочь нести крест, женщины, которые оплакивают их — помогают им и ободряют их. Их близкие находятся рядом, приближаются к ним, позволяя им пройти свой путь не в одиночку, а с теми, кто призван служить страждущим.

Мы знаем, что Иисус принимает свои страдания ради своих братьев и сестер. Он понимает, что воля его Отца должна быть исполнена, чтобы он возвещал славу Божью. Жизнь Иисуса не заканчивается на кресте, а продолжается через его воскресение. Только когда мы слышим историю Эммауса, его страдания начинают обретать смысл.

Мы Симоны, Вероники, женщины, которые плачут, и люди в пути. Мы начинаем понимать важность присутствия для тех, кто страдает, особенно для тех, кто страдает духовно. Мы знаем, что должны, как прекрасно сказала одна из моих коллег, Мэри Т. О’Нил, куратор BCC и CPE в Католической службе здравоохранения Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк, «быть рядом с теми, кто задает трудные вопросы о смысле и направлении … Будьте рядом, чтобы услышать боль и страдание глубоко внутри человека. Будьте рядом, чтобы слушать помимо слов ту боль, которую описывают слова. Будьте рядом, чтобы помочь людям выразить словами боль — и помочь им почувствовать себя услышанными и принятыми.

«Будьте рядом, чтобы помочь им назвать то, что важно — что им больше всего нужно от семьи, друзей, сообщества. Будьте рядом, не как тот, у кого есть ответы, а скорее, как тот, кто может слушать вопросы, пока человек борется через путешествие».

Наша задача как воспитателей состоит в том, чтобы сопровождать тех, кому мы служим, к новому пониманию, знакомиться с новой нормой и позволять им выражать честные отношения с собой, с другими и с Богом. Когда мы делаем все это, мы позволяем людям узнать, что они не одиноки на своих Крестных станциях, в своей истории Эммауса, потому что мы здесь, чтобы сопровождать их в этом священном путешествии.

Старший М. ПИТЕР ЛИЛЛИАН ДиМАРИЯ, О.Карм. , является директором Авильского института геронтологии, Джермантаун, штат Нью-Йорк. Авильский институт геронтологии является образовательным подразделением сестер-кармелиток для престарелых и немощных.

АЛЬФРЕД В. НОРВУД — специалист по поведению, работающий в Институте Авила и обслуживающий пожилых людей с когнитивными нарушениями и тех, кто за ними ухаживает.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Джиллиан А. Хоукер и др., «Продольное исследование для объяснения связи между болью и депрессией у пожилых людей с остеоартритом», стр. Arthritis Care & Research 63, no. 10 (2011): 1382-90.
  2. Рена Р. Винг, Сюзанна Фелан и Дебора Тейт, «Роль приверженности в опосредовании взаимосвязи между депрессией и последствиями для здоровья», Journal of Psychosomatic Research 53, no. 4 (2002): 877-81.
  3. John Axford et al., «Лечение остеоартрита коленного сустава в первичной медико-санитарной помощи: боль и депрессия являются основными препятствиями» Journal of Psychosomatic Research 64, no. 5 (май 2008 г.): 461-67.
  4. Таня Сингер и др., «Эмпатия к боли включает аффективные, но не сенсорные компоненты боли», Science 303, no. 5661 (20 февраля 2004 г.): 1157-62.
  5. Кэрри Л. Мастен, Сильвия А. Морелли и Наоми И. Айзенбергер, «Исследование фМРТ эмпатии к «социальной боли» и последующему просоциальному поведению», NeuroImage 55, №. 1 (1 марта 2011 г.): 381-88.
  6. Мастен.
  7. Ингелин Тестад, А.М. Осланд и Даг Осланд, «Распространенность и корреляты разрушительного поведения у пациентов в норвежских домах престарелых», Международный журнал гериатрической психиатрии 22, вып. 9 (сентябрь 2007 г.): 916-21.
  8. Джеймс Л. Абельсон и др., «Когнитивная модуляция реакции эндокринного стресса на фармакологический вызов у ​​субъектов с нормальным и паническим расстройством», Archives of General Psychiatry 62, no. 6 (1 июня 2005 г.): 668-75.
  9. Марианна Смит и др., «История, развитие и будущее прогрессивно снижаемого порога стресса: концептуальная модель лечения деменции», Журнал Американского гериатрического общества 52, вып. 10 (2004): 1755-60.
  10. Bettina Sandgathe Husebo et al., «Кто страдает больше всего? Слабоумие и боль у пациентов домов престарелых: кросс-секционное исследование», Journal of the American Medical Directors Association 9, no. 6 (июль 2008 г.): 427-33.

ФОРМЫ БОЛИ
Помощь человеку понять, что может происходить, когда он или она проходит через одну или несколько форм боли, возможно, не устранит боль полностью, но поможет изменить его или ее отношение к ней и, таким образом, уменьшить страдания. Многие специалисты паллиативной помощи выделяют пять типов боли: 1

ФИЗИЧЕСКАЯ БОЛЬ
При работе со старшими у людей возникает много неправильных представлений о физической боли. Например, большинство людей считают, что с возрастом следует ожидать болей и недомоганий, а пожилые часто считают, что им не следует о них сообщать. Однако физическая боль, оставленная без лечения, может привести к потере выносливости и независимости. Человек, испытывающий боль, начинает чувствовать себя непонятым и напуганным, поскольку он или она становится более зависимым от других. Проблемы с поведением часто наблюдаются у людей, страдающих различными формами деменции, когда не устраняют физическую боль.

Как лица, обеспечивающие уход, важно, чтобы мы позволяли каждому пожилому человеку выражать свою физическую боль и ее влияние на их жизнь. Наши клинические навыки имеют решающее значение для того, чтобы помочь человеку оставаться максимально независимым.

СЕМЕЙНАЯ БОЛЬ
Часто болезнь близкого человека влияет на каждого члена семьи так, что это трудно выразить друг другу. Человек с болезнью начинает задаваться вопросом: «Что моя семья подумает обо мне?» «Я стану обузой?» и «Буду ли я по-прежнему играть важную роль в их жизни?»

Семьи испытывают бурю эмоций из-за болезни близкого человека. Вы слышите такие вещи, как «Папа был опорой нашей семьи, куда мы теперь повернем?» и «Моя жена, любовь моя, меня сегодня не узнала…»

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БОЛЬ
Эмоциональную боль, которую испытывает каждый из нас, нелегко выразить. Нужно время, чтобы назвать. Даже в названии человек может обнаружить, что оно настолько личное, что им никогда не делятся.

Эмоциональные страдания облегчить труднее всего. У него много лиц. Человеку, сломавшему бедро, не только приходится терпеть физическую боль, но этот инцидент может привести его или ее к полному изменению образа жизни. Это изменение может вызвать такие чувства: «Мои внуки никогда больше не придут ко мне домой, потому что я не могу вернуться домой». «Мы с мужем больше никогда не поедем в отпуск».

ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЬ
Психическая боль, такая как депрессия или бред, включает эмоциональную боль, но не все эмоциональные страдания подразумевают депрессию или бред. Эмоциональное страдание может проявляться в виде различных видов потерь, таких как переход в дом престарелых. Оно может принимать разные формы чувств — грусть, вину, сожаление и гнев. Те, кто не выражает своих чувств, могут демонстрировать поведенческие проблемы.

ДУХОВНАЯ БОЛЬ
Духовная боль вызывает ощущение временной потери связи между человеком и Богом. Человек, испытывающий душевную боль, часто чувствует, что смысл его жизни пропал. Человек может больше не находить утешения в молитве или в традициях своей веры и начинает чувствовать себя виноватым. Люди, которые испытывают духовные страдания, могут испытывать духовные беспокойства, духовное отчаяние или душевные страдания. Каждое из них должно быть признано опекуном, чтобы помочь снова восстановить баланс в жизни человека в контексте новой ситуации.

Подсказки к духовным заботам раскрываются в вопросах, которые человек начинает задавать, особенно «почему?» вопросы по мере того, как человек пытается справиться с диагнозом. Духовное отчаяние возникает, когда попытки человека справиться со стрессом не увенчались успехом. Мы начинаем видеть потерю надежды, замкнутость, отказ от помощи и возможную потерю системы ценностей и/или Бога. Духовное расстройство находит человека неспособным применить убеждения к новой ситуации. Человек может испытывать чувство бессмысленности, вины или гнева по отношению к Богу или миру. 2

— Старший М. Питер Лилиан ДиМария, O.Carm.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Я благодарен Майклу Брешиа, доктору медицины, и Роберту Брешиа, доктору медицины, за то, что они рассказали мне о пяти формах боли.
  2. Мэри Т. О’Нил, неопубликованная лекция, февраль 2013 г.

 

Copyright © 2014 Католическая ассоциация здравоохранения США
Для получения разрешения на перепечатку свяжитесь с Бетти Кросби или позвоните по телефону (314) 253-3477.

Современные взгляды на духовность и психическое здоровье

1. Канда Э. Экзистенциальная семейная терапия: Использование концепций Виктора Франкла. Семьи в обществе. J Contemp Hum Серв. 1995; 76: 451–2. [Google Scholar]

2. Декер Л.Р. Роль травмы в духовном развитии. J Hum Psychol. 1993; 33:33–46. [Google Scholar]

3. Ганье-Флинг М.А., Маккарти П. Влияние социального насилия в детстве на духовное развитие клиента: последствия консультирования. J Консультирование по развитию. 1996;74:253–258. [Google Scholar]

4. Кинг М., Спек П., Томас А. Королевское бесплатное интервью о религиозных и духовных убеждениях: разработка и стандартизация. Психомед. 1995; 25:1125–34. [PubMed] [Google Scholar]

5. Вульф Д.М. Психология религии: обзор. В: Шафранске ЭП, изд. Религия и клиническая практика психологии. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 1996. [Google Scholar]

6. Декарт Р. (1641/1996). Размышления о первой философии, Интернет-энциклопедия философии. (Текст 1911-е издание Философских сочинений Декарта (Cambridge University Press, перевод Элизабет С. Холдейн) [Google Scholar]

7. Шарма П. Пондичерри, Индия: 2004. 10–13 декабря, На берегу моря: диалоги психология и современная психотерапия. Документ представлен на Национальной конференции по индийской психологии, йоге и сознанию. [Google Scholar]

8. Шарма П. Наука и духовность: от тупика к инновациям. Психологические исследования. 2006; 51: 313–6. [Академия Google]

9. Фрейд С. Стандартное издание. Том. 21. Лондон: Хогарт; 1927. Будущее иллюзии. [Google Scholar]

10. Далал А.С., редактор. Пондичерри: Международный образовательный центр Шри Ауробиндо; 2001. Большая психология: введение в психологическую мысль Шри Ауробиндо. [Google Scholar]

11. Роджерс С. Бостон: Houghton Mifflin; 1961. О том, как стать человеком. [Google Scholar]

12. Роуэн Дж. Лондон: Routledge; 1993. Трансперсональная психотерапия и консультирование. [Академия Google]

13. Какар С. Чикаго: University of Chicago Press; 1991. Аналитик и мистик: психоаналитические размышления о религии и мистицизме. [Google Scholar]

14. Роланд А. Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета; 1988. В поисках себя в Индии и Японии: к межкультурной психологии. [Google Scholar]

15. Роланд А. Нью-Йорк и Лондон: Routledge; 1996. Культурный плюрализм и психоанализ: опыт Азии и Северной Америки. [Академия Google]

16. Сарин М. Психоанализ и религия. J Психологические основы. 2002; 4:8–15. [Google Scholar]

17. 3-е изд., исправленное. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; 1987. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. [Google Scholar]

18. Сообщение SG. DSM-III-R и религия. соц. мед. 1992; 35:81–90. [PubMed] [Google Scholar]

19. 4-е изд. Текстовая редакция. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; 2000. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. [Академия Google]

20. Холл К.С., Линдзи Г., Кэмпбелл Дж.Б. 4-е изд. Нью-Йорк: John Wiley and Sons, Inc.; 1998. Теории личности. [Google Scholar]

21. Washburn M. Albany, NY: SUNY Press; 1988. Эго и динамическая основа. [Google Scholar]

22. Washburn M. Albany, NY: SUNY Press; 1994. Трансперсональная психология в психоаналитической перспективе. [Google Scholar]

23. Ассаджиоли Р. Лондон: Turnstone Books; 1965. Психосинтез: руководство по принципам и методам. [Академия Google]

24. Уилбер К. Уитон, Иллинойс: Поиски; 1977. Спектр сознания. [Google Scholar]

25. Уилбер К., Энглер Дж., Браун Д. Бостон: Шамбала; 1986. Трансформации сознания. [Google Scholar]

26. Алмаас А.Х. Йорк-Бич, Мэн: Вайзер; 1986. Сущность. [Google Scholar]

27. Алмаас А.Х. Беркли: Алмазные книги; 1988. Жемчужина вне цены. [Google Scholar]

28. Алмаас А.Х. Беркли: Алмазные книги; 1995. Путешествие светящейся ночи. [Академия Google]

29. Алмаас А.Х. Беркли: Алмазные книги; 1996. Точка существования. [Google Scholar]

30. Куппусвами Б. Нью-Дели: Образовательные книги Вани; 1985. Элементы древнеиндийской психологии. [Google Scholar]

31. Дасгупта С.Н. Калькутта: Университет Калькутты Press; 1941. Философские очерки. [Google Scholar]

32. Радхакришнан С. Лондон: Аллен и Анвин; 1953. Основные Упанишады. [Google Scholar]

33. Радхакришнан С. Лондон: Аллен и Анвин; 1960. Бхагавадгита. [Google Scholar]

34. Касс Дж. Д., Фридман Р., Лескрман Дж., Цуттермейстер П. С., Бенсон Х. Результаты для здоровья и новый индекс духовного опыта. J Научное исследование религии. 1991; 30: 203–11. [Google Scholar]

35. Кеннеди Дж. Э., Кантамани Х., Палмер К. Психические и духовные переживания, здоровье, благополучие и смысл жизни. J Парапсихология. 1994; 58: 353–83. [Google Scholar]

36. Кеннеди Дж. Э., Кантамани Х. Исследовательское исследование влияния паранормальных и духовных переживаний на жизнь и благополучие людей. J Am Soc Psychical Res. 1995;89:249–64. [Google Scholar]

37. Шафер В.Е., Кинг М. Религиозность и стресс среди студентов колледжей: отчет об исследовании. J Coll Студенческая разработка. 1990; 31: 336–41. [Google Scholar]

38. Эллисон К.Г., Гей Д.А., Гласс Т.А. Способствует ли религиозная приверженность удовлетворенности жизнью? Социальные силы. 1991; 68: 100–23. [Google Scholar]

39. Кришна МК. Вишакхапатнам: Университет Андхра; 1999. Духовность и благополучие: влияние духовного опыта и программы изменения образа жизни, основанной на духовности, на психологическое благополучие. [Академия Google]

40. Davidson RJ, Kabat-Zinn J, Schumacher J, Rosenkranz M, Muller D, Santorelli SF, et al. Изменения в мозге и иммунной функции, вызванные медитацией осознанности. Психозом Мед. 2003; 65: 564–70. [PubMed] [Google Scholar]

41. Трэвис Ф. Паттерны автономии и ЭЭГ отличают трансцендирование от других переживаний во время практики трансцендентальной медитации. Int J Psychophysiol. 2001; 42:1–9. [PubMed] [Google Scholar]

42. Берд Р.С. Положительные терапевтические эффекты заступнической молитвы у населения кардиологического отделения. Саут Мед Дж. 1988;81:826–829. [PubMed] [Google Scholar]

43. Баркер П.Дж., Бьюкенен-Баркер П. Лондон: Whurr Publishers; 2005. Прорыв в духовности и психическом здоровье. [Google Scholar]

44. Коэн С., Уиллс Т.А. Стресс, социальная поддержка и гипотеза буферизации. Психологический бык. 1985; 98: 310–57. [PubMed] [Google Scholar]

45. Hill PC, Pargament KI. Достижения в концептуализации и измерении религии и духовности: значение для исследований физического и психического здоровья. Я психол. 2003; 58: 64–74. [PubMed] [Академия Google]

46. Ловенталь К.М. Лондон: Чепмен и Холл; 1995. Психическое здоровье и религия. [Google Scholar]

47. Датей К.К. , Дешмукх С.Н., Далви С.П. Шавасана: йогическое упражнение для лечения гипертонии. Ангиология. 1969; 20: 325–33. [PubMed] [Google Scholar]

48. Бхоле М.В., Карамбелькар П.В., Гароте М.Л. Влияние практик йоги на жизненную силу. Индийский J Chest Dis. 1970; 12:32–5. [PubMed] [Google Scholar]

49. Орниш Д. Нью-Йорк: Bantam Books; 1990. Программа доктора Дина Орниша по излечению сердечных заболеваний. [Академия Google]

50. Браунштейн А. Доклад, представленный на Национальной конференции по индийской психологии, йоге и сознанию. Пондичерри, Индия: 2004. 10–13 декабря, Взаимодействие разума и тела в области здоровья и исцеления: взгляд йоги. [Google Scholar]

51. Суинтон Дж. Лондон: Издательство Джессики Кинглси; 2001. Духовность и забота о психическом здоровье: заново открывая забытое измерение. [Google Scholar]

52. Кениг Х.Г., Джордж Л.К., Петерсон Б.Л. Религиозность и ремиссия депрессии у соматически больных пожилых пациентов. Am J Психиатрия. 1998;155:536–42. [PubMed] [Google Scholar]

53. Boscaglia N, Clarke DM, Jobling TW, Quinn MA. Вклад духовности и духовного совладания с тревогой и депрессией у женщин с недавним диагнозом гинекологического рака. Int J Gynecol Рак. 2005; 15: 755–61. [PubMed] [Google Scholar]

54. Hodges SD, Humphreys SC, Eck JC. Влияние духовности на успешное восстановление после травмы позвоночника. South Med J. 2002; 95: 1381–4. [PubMed] [Google Scholar]

55. Ai AL, Peterson C, Tice TN, Bolling SF, Koenig HG. Основанные на вере и светские пути к надежде и оптимизму у пациентов среднего и пожилого возраста с сердечными заболеваниями. Jf Health Psychol. 2004;9: 435–50. [PubMed] [Google Scholar]

56. Michalsen A, Grossman P, Acil A, Langhorst J, Ludtke R, Esch T, et al. Быстрое снижение стресса и анксиолиза у страдающих женщин в результате трехмесячной интенсивной программы йоги. Медицинский научный монитор. 2005; 11: 555–61. [PubMed] [Google Scholar]

57. Шарма А., Шривастава С., Гаур Б. П. Пондишери, Индия: 2004 г., декабрь. Влияние медитации Прекша на фрустрацию заключенных. Документ представлен на Национальной конференции по индийской психологии, йоге и сознанию. [Академия Google]

58. Паргамент К.И., Кениг Х.Г., Перес Л.М. Многие методы религиозного преодоления: разработка и первоначальная проверка RCOPE. J Clin Psychol. 2000; 56: 519–43. [PubMed] [Google Scholar]

59. Pargament KI, Koenig HG, Tarakeshwar N, Hahn J. Религиозная борьба как предиктор смертности среди больных пожилых пациентов: двухлетнее продольное исследование. Arch Intern Med. 2001; 161:1881–5. [PubMed] [Google Scholar]

60. Паргамент К.И., Кениг Х.Г., Таракешвар Н., Хан Дж. Религиозные методы преодоления стресса как предикторы психологических, физических и духовных результатов у больных пожилых пациентов: двухлетнее лонгитюдное исследование. J Health Psychol. 2004;9: 713–30. [PubMed] [Google Scholar]

61. Fabricatore AN, Handal PJ, Rubio DM, Gilner FH. Стресс, религия и психическое здоровье: религиозное преодоление в роли посредника и модератора. Int J Psychol Религия. 2004; 14:91–108. [Google Scholar]

62. Шоу А., Джозеф С., Лайнли П.А. Религия, духовность и посттравматический рост: систематический обзор. Религиозная культура психического здоровья. 2005; 8: 1–11. [Google Scholar]

63. Bormann JE, Smith TL, Becker S, Gershwin M, Pada L, Grudzinski AH, et al. Влияние частого повторения мантры на стресс, качество жизни и духовное благополучие ветеранов: пилотное исследование. J Холистический уход. 2005;23:395–414. [PubMed] [Google Scholar]

64. Мор С., Хьюгелет П. Связь между шизофренией и религией и ее последствия для лечения. Swiss Med Wkly. 2004; 134:369–76. [PubMed] [Google Scholar]

65. Кирпатрик Х., Ландин Дж., Вудсайд Х., Бирн К. Как люди с шизофренией строят свою надежду. J Psychosoc Nursing Mental Health Serv. 2001; 39:46–53. [PubMed] [Google Scholar]

66. Weisman AG. Религия: посредник англо-американских и мексиканских атрибутивных различий в отношении симптомов шизофрении. J Nerv Mental Dis. 2000;188:616–21. [PubMed] [Академия Google]

67. Врунда Дж. П., Сундарам С., Джайсри Г., Дас С. Самоисцеление (Праническая лечебная медитация) при поведенческих проблемах и успеваемости в школе для несовершеннолетних заключенных. В: Балоди Дж. П., редактор. Применение восточных философских мыслей в психическом здоровье. Бангалор: НИМХАНС; 2002. [Google Scholar]

68. Гроф С., Гроф С. Духовный кризис: понимание и лечение трансперсонального кризиса. Редакция. 1986; 8: 7–20. [Google Scholar]

69. Grof C, Grof S, редакторы. Лос-Анджелес: Тарчер; 1989. Духовная чрезвычайная ситуация. [Google Scholar]

70. Редвуд Д. Границы разума: Интервью со Станиславом Грофом, доктором медицины. Мир здоровья онлайн. 1995 [Google Scholar]

71. Янг-Эйзендрат П. Психотерапия как обычная трансцендентность. В: Янг-Эйзендрат П., Миллер М.Е., редакторы. Психология зрелой духовности: Целостность, мудрость, трансцендентность. Лондон: Рутледж; 2000. С. 133–44. [Google Scholar]

72. Вахали ХО. Духовный потенциал на психоаналитической территории: использование аналитика. J Психологические основы. 2002;4:97–43. [Google Scholar]

73. Тан С. Религия в клинической практике: неявная и явная интеграция. В: Шафранске ЭП, изд. Религия и клиническая практика психологии. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 1996. С. 365–87. [Google Scholar]

74. Кортрайт Б. Интегральная психотерапия как экзистенциальная веданта. В: Корнелиссен М., редактор. Сознание и его трансформация. Пондишери: Шри Ауробиндо ICE; 2001. [Google Scholar]

75. Уилбер К. Модель развития сознания. В: Уолш Р.Н., Воан Ф., редакторы. За пределами эго: трансперсональное измерение в психологии. Лос-Анджелес: Джереми П. Тарчер; 1980. [Google Scholar]

76. Эпштейн М. О пренебрежении равномерно приостановленным вниманием. J Трансперсональная психология. 1984; 16: 193–206. [Google Scholar]

77. Эпштейн М. Медитативные трансформации нарциссизма. J Трансперсональная психология.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts