Что такое душа, и как это понимает современный человек?
Очевидно, что в русском, украинском и других славянских языках слово «душа» является однокоренным словам «дух», «дыхание», «воздух» и, соответственно, связанно с существом, которое обладает жизнью и дышит. Во многих европейских языках, относящихся к романо-германской языковой группе, слово «душа» происходит от латинского корня «anima», который также означает дыхание: во французском – «l’âme», в испанском и португальском – «alma», в итальянском – «anima».
А что же такое душа для психоанализа, присутствует ли это понятие в психоаналитических или других психологических концепциях? Обратившись к психоаналитической теории, сразу становится очевидным, что в психоанализе речь не идет о душе. Таким образом, в нашем сегодняшнем поиске мы переходим границу нашей области – психоанализа.
Откуда же черпаем мы представления и знания о душе? Конечно же, в первую очередь, это религиозные и теологические доктрины и философские концепции, и, конечно же, область искусства.
Из дошедших до наших дней античных философских произведений, стоит отметить уже упомянутый ранее трактат «О душе» Аристотеля. В нем были систематизированы известные на то время представления о душе. Аристотель определял душу как сущность живого тела – особый орган, посредством которого тело чувствует и мыслит. В целом душа смертна вместе с телом, но часть ее, соответственная абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна.
Следует отметить, что слово психоанализ, этимологически восходит к двум греческим корням (дух, душа и разложение, расчленение, исследование), таким образом, психоанализ – это метод разложения души на части, её исследование. Название психология также происходит от др.-греч. «ψυχή» – дух, душа и «λόγος» – слово, знание, учение – наука о душе, наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных. Психотерапия (от др.-греч. «ψυχή» – дух, душа и «θεραπεία» – лечение, исцеление, лекарство) – система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Психиатрия (от др.-греч. «ψυχή» – дух, душа и «ἰατρός» – врач, медик) – отрасль клинической медицины, занимающаяся изучением психических заболеваний (причины, характер проявления, способы лечения и предупреждения). Поскольку слова, психология, психоанализ, психотерапия и психиатрия имплицированы практически во все современные языки, можно констатировать, что в научном и практическом светском дискурсе слово «душа» в большинстве языков приобретает наукообразное название – психика.
В эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях. В научной литературе термин «душа» не употребляется или употребляется очень редко, как синоним слова психика.
Однако, душа до середины XIX века была не только предметом философских и теологических размышлений, но и предметом изучения психологии. С начала развития экспериментальной психологии душа оставалась лишь номинальным предметом научной психологии, стремившейся уподобиться естественным наукам. Ее действительным предметом стала психика. Психология пожертвовала душой ради объективности своей субъективной науки. Психология не отрицает существования души, но воздерживается от ее изучения, старается избегать щекотливых вопросов о ее природе, передает душу и дух ведомству философии, религии и искусства. Утрата души для психологии не безобидна. Она расплачивается за нее перманентным кризисом, доминантой которого является неизбывная тоска по целостности психической жизни.
Как не парадоксально, предмет изучения современной психологии, как впрочем, и сама психология, практически не имеет отношения к этимологии слова душа и, даже психика. Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В. О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии».
В случае же психоанализа речь идет также не о душе или даже психике, а о душевной жизни, психическом аппарате (точнее его моделях), психических инстанциях, механизмах и процессах и т. п. Все эти концепты определяют и ограничивают психоаналитические размышления о душе. На мой взгляд, это позволяет «не опредмечивать» душу, не унифицировать ее неуловимую сущность, а значит не превращать психоанализ в религию, привлекающую в свои ряды неофитов под лозунгом поиска спасения.
«Душа, психика в чем разница?» — Яндекс Кью
Психология
Популярное
Сообщества
ПсихологияПсихиатрия+2
Александр Козлов
Психология·
2,3 K
ОтветитьУточнитьЛучший
Сергей Мотовников
Психология
304
Психолог, автор проекта ПО ДУШАМ · 23 сент 2021 · youtube.com/channel/UCa_rYpCtq8v8mrL6vsZy7Og
Разница в источнике и парадигме определения. Душа это понятие внутренней сущности человека, которое исходит из религии и философии. Психика это внутренняя структура личности человека, которая является производным нервной системы — это понятие из психологии и биологии.
Подходить же как-то сравнительно к этим вещам сложно ибо они по-разному просто подходят. Но все ж таки — душа определяется, как что-то бессмертное, что в человека вкладывается, путешествует между людьми, живет после биологической смерти человека. А психика существует за счет нейронных связей мозга, которые сложены определенным образом, стоит этим связям всем разорваться и психика мертва.
Подробнее о психологии и для записи на консультацию в проекте «ПО ДУШАМ»
Перейти на vk.com/podussham1 эксперт согласен
Александр Козлов
23 сентября 2021
Какая есть связь между душой и психикой?
Комментировать ответ…Комментировать…
Корень Владимир
Психология
1,8 K
Профессиональный психолог, доморощенный философ, стихоплёт с юмористическим уклоном. · 18 июн 2022
Люди по-разному понимают (улавливают) смысл понятия «душа». Религиозное понимание души: душа — везде, и она вселяется в конкретного человека; со смертью человека его индивидуальная душа покидает его в вливается во всеобщую душу. Научное понимание: душа появляется вместе с телом новорождённого, и дальше она только развивается, вплоть до момента смерти, и умирает вместе… Читать далее
1 эксперт согласен
Сергей Власов
подтверждает
18 июня 2022
Очень хороший ассоциативный ряд. Впечатлён.
Комментировать ответ…Комментировать…
Евгений Харитонов
Религия
35
Автор статей о языческой теологии для «Фонда традиционных религий». · 28 янв 2022
Разницы нет, поскольку psyche- это Душа. Есть разница в подходе к пониманию Души. Существует условно материалистический подход, выраженный психологией, а также условно теистический подход, выраженный религией.
Комментировать ответ…Комментировать…
Анатолий Андреевич Снеговой
115
Психолог-консультант Снеговой Анатолий. · 23 сент 2021
Добрый день, уважаемый коллега. Я. А Пономарев (доктор психологических наук, профессор) определял психику как «динамическую модель реальности, а Душа-это (по моему личному скромному мнению) та уникальная и неповтаримая часть Личности и Сущности Человека, которая отличает меня от других людей , и которая в отличие от психики , в принципе не анализируема и не прогнозируем… Читать далее
1 эксперт согласен
Екатерина Сигитова
23 сентября 2021Здравствуйте, Анатолий Андреевич! Если поставите фото на юзерпик, то мы сможем выдать вам бейдж эксперта в. .. Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Kaspars Anžāns
446
Юридическое образование, сторонник научного мировоззрения, атеист · 8 апр 2022
Метафизическая душа – вымысел. Слово «душа» используется как метафора понятия «психика». Доктор биологических наук, палеонтолог Александр Марков утверждал: «Психика, она же душа, является результатом работы мозга.»
Мозенрат Дестанович
30 июня 2022
Да, Марков был очень прогрессивным деятелем для своего времени, жаль, что он был вынужден мигрировать в Великобрита… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
538
Физика, математика, программирование, компьютеры, философия. Интересы: психология… · 27 июл 2022
С материалистической точки зрения душа человека — это и есть его психика, только название «душа»- более устарелое, ненаучное. Психика (и душа)- это высшая нервная деятельность, совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущений, восприятий, эмоции, памяти, мышления, намерений, сны), специфический аспект жизнедеятельности человека при взаимодействии с окружающей… Читать далее
Сергей Лопатин
30 июля 2022
Здравствуйте ! разница в том что психика развивается , эволюционирует , А душа и предмет для исследования и Тайна… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Дмитрий Дерик
9
Психолог. Семейный консультант https://t.me/Psycholog_Derik https://www.b17.ru/stav_derik/… · 5 июл 2022
Разница в языке и социокультурных установках. Так как слово душа в русском языке, имеет такое же точное определение и в греческом (Ψυχή) и звучит, как психе. Отсюда позднее и образовалось понятие психики, со всеми наукологичными структурами, классификациями, медицинской отраслью (причастия) и множеством направлений психологии.
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
О сообществе
Психология
Сообщество профессионалов в области психологии – здесь эксперты делятся своими знаниями и опытом и отвечают на вопросы. Для личной консультации в остром случае обратитесь к психологу лично. Общие вопросы – задавайте здесь!
Психология, наука о душе | Исчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874-1918 гг.
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИсчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874–1918 гг.История западной философииКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИсчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874–1918 гг. История западной философииКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Текстор, Марк, «Психология, наука о душе», Исчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874–1918 (
Oxford, 2021; онлайн-издание, Oxford Academic, 21 октября 2021 г.), https://doi.org/10.1093/oso/9780198769828.003 .0002, по состоянию на 22 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format. ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Исчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874-1919 гг.18История западной философииКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИсчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874–1918 гг.История западной философииКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Реферат
Что такое психология? Что это за наука из ? Психология изучает функции и свойства души. Душа должна быть простой субстанцией. Этот ответ определил программу исследований в области психологии и философии сознания в девятнадцатом веке. Он был разработан Иоганном Фридрихом Гербартом (1776–1841). По его мнению, психология должна основываться на эмпирических исследованиях, математике и на метафизике веществ и свойств, потому что она не может быть наукой наблюдения. Эта концепция психологии получила дальнейшее развитие в работах Германа Лотце (1817–1881). Для «метафизических психологов», таких как Гербарт и Лотце, психология может быть наукой только в том случае, если она опирается на существенное метафизическое предположение. «Новые психологи» попытаются освободить психологию от метафизики. В этой главе я представлю мотивацию точки зрения, что психология — это наука о душе, чтобы подготовить почву для следующих глав.
Ключевые слова: Гербарт, Лотце, интроспекция, метафизическая психология, душа, единство сознания
Предмет
История западной философии
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Гарвардский ученый хочет вернуть душу в психологию
Tapestry53:52Вновь вернуть душу в психологию
Слово psyche происходит от греческого и латинского слов «душа» или «дух». Но какие-либо разговоры о душе в современной психологии и психиатрии по большей части отсутствуют.
Дэвид Розмарин, адъюнкт-профессор Гарвардской медицинской школы и директор программы духовности и психического здоровья в больнице Маклина в Массачусетсе, хочет изменить это, вернув духовность в психологию и психиатрию.
«Депрессия, тревога и другие проявления страданий были проблемами, с которыми люди сталкивались веками», — сказала Розмарин Tapestry . «Религия и духовность были номером один, который люди использовали на протяжении большей части истории человечества, за исключением последних 100 лет с появлением профессиональной психиатрии и психологии».
Он говорит, что обращение к духовности человека может быть важной частью обращения к его человечности.
«Если мы привязаны к чему-то духовному, нам не нужно все время быть совершенными. Мы не всегда все делаем правильно».
Вот часть его разговора с Гобелен ведущей Мэри Хайнс.
Я не часто встречаю слова психиатрия и духовность в одном предложении. Почему в этом разговоре звучит эта фраза «они никогда не встретятся»?
Это по историческим причинам, которые больше не имеют смысла. Зигмунд Фрейд покончил с духовностью и религией в начале 20-го века, прямо называя это неврозом во многих своих работах. И с тех пор люди называли его разными именами: психотический, бредовый, расстройство личности, зависимый. Таково, по сути, повсеместное отношение психиатрии к духовному и религиозному мышлению в первой половине 20-го века.
Как вы думаете, что теряется, когда у пациента или клиента есть духовные убеждения, а у терапевта нет?
Что интересно, так это то, что, согласно моему исследованию, терапевту не обязательно иметь религиозные или духовные убеждения, чтобы обеспечить духовность со стороны пациента. На самом деле, в недавнем исследовании, которое я провел неожиданно, нерелигиозные терапевты лучше обеспечивали духовно интегрированную психотерапию, чем религиозные терапевты.
Как вы думаете, почему?
Выяснилось, что нерелигиозные терапевты, проводящие духовную психотерапию, кажутся особенно открытыми. И эта диалектика, они способны помнить несколько истин. И это качество чрезвычайно ценно при работе со сложностями, особенно в неотложной психиатрии, где я практикую.
Вы смешивали духовность и терапию в рамках одной конкретной программы; расскажи мне о ДУХЕ. Что это значит?
SPIRIT — это аббревиатура от «Духовная психотерапия для стационарного стационарного и интенсивного лечения». У нас было какое-то божественное вдохновение в тот день в лаборатории, когда мы назвали его.
И что там происходит? Что вы делаете?
SPIRIT — это очень простое клиническое вмешательство, которое обеспечивает опору для клиницистов, которые, вероятно, и обычно не обучены тому, как решать духовные вопросы с пациентами, что делать. Поэтому мы даем им основу вопроса, который они задают, и пациенты обсуждают его. И затем есть раздаточные материалы, которые раздаются этим пациентам, и они выбирают из них аспекты духовной и религиозной жизни, потенциально, которые они, возможно, пожелают интегрировать в свое лечение. Это действительно полнота клинического вмешательства. Это очень просто.
О чем вы говорите в «душах» этих людей, если можно так выразиться?
Некоторые из моих коллег пришли к выводу, основываясь на других данных, что люди обладают врожденным духовным влечением и в целом добиваются большего успеха, когда каким-либо образом связаны с тем, что считается священным. Я не был достаточно смелым, чтобы занять эту позицию, но некоторые из моих коллег и наставников, такие как доктор Лиза Миллер из Колумбийского [университета], открыто высказались по этому поводу. Я предполагаю, согласно ее позиции, что мы на самом деле делаем, так это просто даем людям возможность включить в лечение тот аспект их человечности, который ранее исключался и подвергался дискриминации.
Не могли бы вы рассказать мне немного больше об этом аспекте духовности, который может быть неотъемлемой частью чьей-то человечности?
Я думаю об этом так: если мы привязаны к чему-то духовному, нам не нужно все время быть совершенными. Мы люди. Мы не идеальны. Мы не все делаем правильно в 100% случаев, и часть того, что происходит, когда у людей тяжелая депрессия или тревога, даже психоз, заключается в том, что они осуждают себя. И есть ощущение, что я заблудился, что я сделал что-то не так, или я сломался, и меня нельзя исправить. Духовность в некотором роде, во многих ее различных формах и во многих различных аспектах открывает для этого другой разговор. Скорее, мы не одиноки. И есть надежда на будущее. Здесь есть смысл и цель.
Во времена катастроф… времена великих человеческих страданий все больше людей тянутся к религии как к бальзаму на душу? Или все больше людей отворачиваются, говоря: «Ни один любящий Бог не мог допустить этого?»
Это довольно просто. Это научный вопрос. Я полагаю, что Джанет Бенцен из Копенгагенского университета провела исследование в первые дни пандемии, и это увлекательное исследование. То, на что она смотрела, было поиском Google для молитвы, и Google ищет молитву на международном уровне. Она просто посмотрела на данные, например, люди больше ищут молитву? В первые три месяца пандемии [поиски] значительно увеличились, например, в пять раз, на международном уровне, и в соответствии с количеством инфекций Covid, стратифицированных по странам на международном уровне. Так что для меня это довольно ясное свидетельство того, что люди, по крайней мере, ищут какой-то аспект духовности в ответ на неопределенность и угрозы.
Как вы думаете, какую роль играет душа в процветании человека?
Психология, с технической точки зрения, определяется как изучение души. Первоначальный греческий [значение], я полагаю, это изучение души. Ирония, да? Чистая ирония, которую мы игнорировали, снова кусает нас, потому что она заложена в нашем имени.