Движущая сила процесса развития это: Движущие силы развития это

Модернизация и движущие силы развития экономики

Задача по построению в России инновационной экономики поставлена. Но как ее достичь? От каких субъектов зависит выполнимость этой задачи? На кого следует делать ставку отечественному регулятору? Можно ли осуществить модернизацию, когда новации не встречают оваций?

1. Участники инновационного процесса. Риторика о необходимости модернизации и поворота к инновационной экономике должна сопровождаться деятельностью по приведению в действие движущих сил развития. Существует ряд участников развития производительных сил общества: ученый, изобретатель, конструктор (проектировщик), производственник, эксплуатационник, предприниматель и коммерсант. У каждого участника инновационного процесса своя задача и методы работы. Тем не менее, в жизни приходится наблюдать переоценку значимости в прогрессе общества тех или иных направлений созидательной деятельности. Часто можно, например, слышать заявления о том, что в современном обществе наука является главной производительной силой. На самом деле этот тезис не более чем заблуждение. К таким фактам надо относиться как к отклонению от этических норм поведения в обществе, ибо прогресс обеспечивается солидарными усилиями всех перечисленных участников инновационного процесса.

Рассмотрим роли главных участников указанного созидательного процесса. Это важно в связи с тем, что, руководствуясь групповыми интересами, отдельные видные деятели науки и техники нередко высказывают мнения о ведущей роли науки или производства, приписывают, например, науке роль главной производительной силы прогресса общества. На самом деле в природе нет ничего второстепенного. Ибо каждое звено созидательного процесса несет свою функциональную нагрузку, неисполнение или переоценка значения которой создают проблемы субъективного характера. За такими высказываниями чаще всего скрывается стремление приписать себе результаты труда других людей, принизить значение их вклада в общее дело прогресса.

         2. Функции участников инновационного процесса. Задача науки – выяснять то, что известно природе, но неизвестно человеку. Соответственно роль науки – открывание неизвестной человеку информации. Наука, наблюдая за явлениями материального мира с помощью своих методов, позволяет всем увидеть суть явлений, объяснить их. Скажем, все наблюдали падение яблок с деревьев на землю. Но лишь Исааку Ньютону пришла мысль объяснить это действием закона всемирного тяготения. Научная идея не может быть использована в практике напрямую. В истории нашей цивилизации нет ни одного случая прямого внедрения в практику научной идеи. Научные знания могут дать подсказку изобретателю. Научные находки внедряются в нашу практическую жизнь через идеи изобретателей, которые создают сценарии конкретных товаров и услуг.

Создать то, что неизвестно природе, и предлагать ставить это на службу человеку – это функция изобретателя. Изобретатель создает технический сценарий, образ будущего материального объекта, то есть продукта. Это может быть сценарий машины, способа изготовления какого-то продукта или рецепт какого-то вещества. Если есть такой сценарий, то общество имеет возможность продвинуться вперед в своем развитии, стать на новую ступеньку цивилизации. Ступенька может быть большой. Освоение таких ступенек называют революционными нововведениями, то есть совершающими большой скачок к новым возможностям человека, революцию в каком-то деле. Однако в большинстве случаев основная масса изобретательских сценариев составляет мелкие эволюционные шажки, из которых состоит основная текущая созидательная работа. Наличие изобретательского сценария дает шанс продвижения вперед к прогрессу. Отсутствие или игнорирование имеющегося изобретательского сценария означает застой. Потеря такого сценария отбрасывает общество к исходным позициям в развитии. Примеров такого рода в истории человечества немало. Например, известен факт утери технологии изготовления булатной стали, рецепта голубой глазури, применявшейся в керамических плитках, украшавших мечети. Мастера, владеющие этими технологиями, ушли из Мира, не передав людям свои секреты. Понадобился не один десяток лет, чтобы вновь изобрести потерянные технологии. Сделали это уже другие люди – изобретатели. В результате общество восстановило ранее утерянные возможности.

Изобретательский сценарий сам по себе потребности людей не удовлетворяет. Это просто рисунок на бумаге, который побуждает человека к дальнейшим действиям по извлечению заложенного в нем положительного эффекта. Для этого его необходимо воплотить в формы, пригодные для практической реализации. Такую задачу на первом этапе решает конструктор, проектировщик. Это специально обученный специалист, который, используя стандартные приемы и элементы, создает чертежи конструкции и технологический процесс изготовления конкретного продукта.

На следующем этапе инновационной деятельности к процессу реализации конструкторских и технологических решений, в которых воплощен изобретательский замысел, подключается производственник. Используя стандартные станки, оборудование и инструменты, он воплощает решения изобретателя и конструктора в материальные формы (продукт), пригодные для потребления.

Затем к созидательному процессу подключается потребитель (эксплуатационник), который в ходе использования продукта выявляет его преимущества и недостатки. Такая информация является причиной для последующих размышлений ученого и изобретателя. Возникают предложения по совершенствованию продукта. На практике ученый, изобретатель, конструктор и организатор производства бывают в одном лице. Однако такое сочетание является редким даром.

3. Дары жизни и рынок. Главной движущей силой экономики (инновационного процесса) является человек, в силу природного устройства обладающий способностью к созидательной деятельности посредством разума, интеллектуальной и физической потенции. Для выполнения названных выше функций (ролей) человек при рождении получает три дара природы: умственные способности, физические возможности и срок жизни. Кроме того, многим из нас в наследство родителями и предками передается какая-то собственность в материальной или интеллектуальной форме. Жизнь человеческого общества устроена так, что каждому его члену предстоит самостоятельно распорядиться этими природными и наследственными дарами, вместить в несколько десятилетий жизни все дела по обеспечению своего личного и семейного благосостояния.

Опираясь на эти дары, люди действуют сообразно заложенным природой инстинктам и осознанным собственным интересам, становящимися целями их сознательной деятельности. Иначе говоря, в основе действий человека лежат его интересы и склонности. По мере осознания своих интересов люди осуществляют свой выбор и сознательно действуют в направлении этого выбора по какой-то программе, исходя из рационального преследования личных выгод. Как потребители они максимально увеличивают полезность своих решений при выборе товаров и услуг. Как предприниматели они максимально увеличивают прибыль. Как депутаты парламента они стремятся к увеличению доверия населения к себе и т.д.

Иначе говоря, люди в любой ипостаси – работников, собственников, избирателей, официальных лиц, законодателей – действуют исходя из интересов личной выгоды. Стремясь к различным целям, думая почти исключительно о собственных интересах (не из-за эгоизма, просто многим неизвестны цели других людей), они умудряются порождать не хаос, а организованные общеполезные действия.

Адам Смит, считающийся основателем экономики как самостоятельной науки, полагал, что людей ведет «невидимая рука» рыночных стимулов, направляющих их деятельность так, что она становится выгодной всем. Однако стихийный, рыночный порядок координирования выборов миллионов людей может приводить и к хаосу, если не соблюдаются правила игры, выработанные за многие столетия методом проб и ошибок, и составляющие культурную основу взаимодействия людей. Устраняется этот хаос законодательной, исполнительной и карательной силой государственной власти, специально избираемой народом для охраны общих ценностей от действия стихийных рыночных сил и нарушителей признанных обществом правил взаимодействия.

Итак, главной движущей силой экономики является человек. Его интересы служат первичным импульсом для любого экономического движения. Все, что находится вокруг него, является лишь средством достижения интересов человека. Но существует нечто, без чего невозможно любое созидательное движение.

История всех человеческих начинаний свидетельствует, что любое дело начинается с мысли, с какого-то решения (идеи), которые можно превратить в полезный продукт. Мысль – это сила, и притом могущественная, если у вас есть ясное намерение, настойчивость и жгучее желание воплотить ее в какие-то материальные вещи и деньги. Многие открыли для себя известную истину: хочешь быть богатым – думай. Все мы участники гонки за экономическим успехом, живем в постоянно меняющемся мире. Этот мир настойчиво требует новых идей, новых подходов, лидеров, изобретений, систем обучения и маркетинга, новых книг, картин и художественных сценариев. И в этом состязании потребностей во все новых и лучших вещах побеждает тот, у кого есть достойная цель и жгучее желание успеха. Важно также иметь в виду следующее: чтобы достичь успеха, изобилия и процветания, требуется не больше сил, чем смириться с нищетой и убогостью.

Идея есть результат творчества человека. Творчество людей есть источник культуры и экономического могущества государства. Творческой инициативе ученых, изобретателей и предпринимателей мы обязаны нашим качеством жизни. Каждый год появляются новые товары для улучшения нашего быта, новые механизмы, технологические процессы, улучшающие условия нашего труда на производстве и повышающие его эффективность. В основе прогресса общества лежит неиссякаемая цепь нововведений, реализация которых практически и составляет суть научно-технического, экономического и социального прогресса. В этом процессе участвует каждый из нас, выполняя ту или иную роль.

4. Ресурсы и инновации. Важно понимать и еще одну составляющую созидательного процесса – ресурсы. В современной экономике под ресурсами чаще всего понимаются следующие их виды:

1. Материальные – земля и капитал.

2. Людские – труд.

3. Интеллектуальные – предпринимательская способность, идеи, информация, технологии.

Земля, капитал и труд относятся к категории осязаемых ресурсов, то есть доступных для осязания, обозрения и расчета. Эти три вида ресурсов традиционно признаются экономистами в качестве основных. Ныне же становится все очевиднее, что главное преимущество человека перед остальными участниками живой земной природы в овладении неосязаемыми ресурсами. К ним относятся: предпринимательская способность, информация, идеи (технические, организационные, экономические, социальные и духовные сценарии), на базе которых создаются технологии, распространение коих обеспечивает ускоренное развитие человеческой цивилизации и дает человеку все новые возможности удовлетворения своих неутолимых потребностей.

 Рассмотрим сущность названных ресурсов, начиная с традиционных, общепризнанных.

Земля. К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы, все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе: пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные запасы, то есть все сырьевые ресурсы. Россия очень богата природными ресурсами. По оценкам специалистов, Россия располагает 25% мировых запасов сырьевых природных ресурсов. Немало неосвоенных ресурсов имеется и в Центрально-Черноземном регионе России. Так, в Воронежской области есть залежи никеля, золота, алмазов, нефти и других полезных ископаемых, которые сегодня требуют значительных затрат на их промышленное освоение. Однако потребности и научно-технический прогресс в обществе со временем приведут к освоению и этих ресурсов. Цена, выплаченная за пользование землей, называется рентой. Рента составляет доход того, кто владеет или распоряжается землей.

Капитал. Это инвестиционные ресурсы, включающие деньги, средства производства и материально-производственные запасы. Средства производства и материалы – инструменты, машины, помещения, сырье, полуфабрикаты и т.д. – экономисты называют физическим капиталом. В   качестве капитала могут выступать и деньги, если они не лежат мертвым грузом в сундуках граждан, а предназначены для вложения в дело, то есть находятся в предпринимательском обороте (с их помощью приобретаются товары и сырье, покупается оборудование и инструмент, выплачивается зарплата рабочим, то есть с помощью этого капитала производятся товары и услуги). Капитал может быть собственным или заемным. Плата за использование чужого физического капитала или денег, называется процентом.

Труд. Этот термин в экономике употребляется для обозначения всех физических и умственных усилий людей, применяемых в производстве товаров и услуг. Все работы, выполняемые шахтером, продавцом, шофером, учителем, конструктором, профессиональным хоккеистом, охватываются общим понятием «труд». Цена, выплаченная за труд людей, называется заработной платой.

Интеллектуальные ресурсы. Под этим термином имеется ввиду продукт интеллектуального труда – идеи и решения, составляющие интеллектуальную собственность. Платой за использование интеллектуальных ресурсов является доля в прибылях. Интеллектуальную собственность можно вложить в дело и участвовать в прибылях либо продать лицензию на право использования интеллектуальной собственности.

Предпринимательская способность. По-другому этот вид ресурса называют предприимчивостью. В экономике России несколько десятилетий эта способность находилась вне закона. Это, конечно, не означало, что люди ее не проявляли. Просто направленность проявления такой способности жестко контролировалась государством: одобрялись те инициативы, которые отвечали задачам правящей партии, и наказывались в уголовном порядке несанкционированные чиновниками проявления предприимчивости. Несанкционированная предприимчивость была и остается главной движущей силой в теневой экономике. В основе предприимчивости лежит готовность идти на риск.

Вознаграждение предпринимателя за риск, новые идеи и усилия, которые он вкладывает в дело, – это прибыль. Если, конечно, таковая остается после того, как собственники земли, труда, капитала и интеллектуальных ресурсов получат причитающиеся им выплаты (зарплата, рента, дивиденды).

Человек, обладающий предприимчивостью, или предприниматель, является катализирующей движущей силой в экономике в силу выполнения следующих функций:

1. Именно предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, труда, капитала и интеллектуальной деятельности человека в процесс производства конкретного товара или услуги. Именно он является катализатором прибыльных дел, он сводит ресурсы в едином производственном процессе: находит в обществе потребность в товарах и услугах; идеи, где имеются решения, способные обеспечить удовлетворение обнаруженных потребностей; находит людей, располагающих капиталом, и убеждает их вложить его в дело; нанимает специалистов и рабочих  (создает рабочие места) и организует производство товаров и услуг, а также их реализацию потребителям. Предприниматель создает предприятие, которое перерабатывает ресурсы (неся тем самым затраты) в продукцию и услуги (получая тем самым доход).

2. Предприниматель – это человек, идущий на риск. Важно понять, что предприниматель рискует не только своим временем, затраченным трудом, но и капиталом, причем не только своим, но и чужим – капиталом тех людей, которых он убедил вложить его в данное дело. Можно ведь затратить ресурсы на производство товара и не продать его. Следовательно, предприниматель всегда рискует своей репутацией в деловом мире. Ибо с теми, кто вводит своих компаньонов и сограждан в убытки, ставит перед фактом банкротства, в цивилизованной экономике дел никто вести не будет. Если человек не обладает способностью к продуманному, рассчитанному риску, то его с большой вероятностью не ждет успех в предпринимательской деятельности.

3. Предприниматель есть новатор, первопроходец. Именно предприниматель берет на себя основные решения по введению в повседневный обиход новых товаров и услуг, новых производственных технологий и даже новых форм организации бизнеса. Отличие коммерсанта от предпринимателя состоит, прежде всего, в том, что коммерсант имеет отношение к распространению уже появившегося, кем-то произведенного продукта. Предприниматель же является «виновником» его появления на рынке, в силу чего степень риска предпринимателя значительно выше, чем всех остальных действующих лиц в рыночной экономике.

4. Предприниматель не просто организатор какого-то дела. Он обладает предпринимательским предвидением будущего развития событий, нужности обществу той или иной человеческой идеи. Такое предвидение лежит в основе успеха предпринимателя. Вероятность крупного успеха в предпринимательской деятельности человека, не обладающего даром предвидения, невелика.

Таким образом, предприниматель – это человек, осуществляющей процесс поиска и реализации новых возможностей использования ресурсов природы, труда, капитала и интеллектуальной деятельности человека.

Реализация новых возможностей предполагает такие качества, как открытость к новым идеям и видение перспектив; способность к преодолению действующих в обществе традиций, установленных ограничений и предрассудков; способность к разрушению барьеров, установленных прежним уровнем знаний и умений, и созиданию новых образцов культуры общества.

5. Неосязаемые ресурсы. Многие из авторитетов в экономике не склонны относить предпринимательскую способность и продукты интеллектуальной деятельности к факторам или ресурсам производства, потому что эти ресурсы неосязаемы. В отличие от труда, капитала и природных ресурсов они не могут быть измерены или с достаточной точностью оценены. На самом деле это не так, ибо необходимо измерять результаты от реализации экономических объектов, построенных на базе традиционных и новых идей, сравнивать эти результаты. Скажем, скорость и производительность земляных работ от реализации идеи экскаватора взамен лопаты существенно отличаются. Затраты на реализацию идеи экскаватора общество давно с лихвой окупило и каждый день получает все новую порцию эффекта. Старятся людские ресурсы, машины изнашиваются, природные ресурсы исчерпываются. Морально изнашиваются и человеческие идеи (появляются новые технологические уклады). Да, они в отличие от осязаемых ресурсов не расходуются по мере их использования. Но на смену механическому экскаватору пришла идея гидравлического. И сразу возросли возможности землекопов.

Действительно, если изобретен новый тип транзистора, зубной пасты или новый вид бизнеса, то эти знания не нужно вновь создавать, они могут быть заменены теми же учеными, изобретателями, предпринимателями и производственниками на новые, более совершенные, открывающие новый пласт культуры общества. Эти знания могут обеспечить диверсификацию инновационного процесса: стать конструкционным элементом в продукте нового технологического уклада. Но в том-то и полезность для общества такого, например, ресурса как предпринимательская способность – неисчерпаемого, изобретательного, способного открывать для общества новые, выдающиеся возможности, усиливающие власть человека над природой. История цивилизации свидетельствует, что наиболее выдающиеся успехи были за теми, кто сумел использовать неосязаемые ресурсы, то есть новые идеи, технологии.

Вся история человечества является ярким подтверждением ускорительной силы использования неосязаемых ресурсов. Например, последовавшие друг за другом изобретения радио, электронной лампы – триода, транзистора, микросхемы, компьютера и космовидения многократно увеличили скорость всех экономических процессов в мире, радикально повысив производительные возможности людей, а, значит, существенно обогатив их.

Но не только технические идеи обеспечивают экономический успех. Так, в 1913 году у Г.Форда родилась идея конвейера. До этого две предыдущие организованные им автомобильные компании разорились из-за нехватки у него опыта организации производства. После внедрения конвейера время сборки магнето автомобиля уменьшилось с 20 до 5 минут, то есть производительность труда возросла в 4 раза. Когда же принцип конвейерной сборки был внедрен Г.Фордом во всех цехах, время на сборку ходовой части автомобиля уменьшилось с 12,5 часа  до  93  минут, то есть производительность труда возросла в 8,1 раз. В течение года после освоения конвейера на тех же площадях Г.Форд увеличил выпуск автомобилей вдвое, число работников удалось сохранить прежним. В прежние годы удвоение выпуска автомобилей обеспечивалось удвоением численности работающих. Пример показывает, что обладание интеллектуальным продуктом (идея конвейера) при тех же затратах ресурсов земли, труда и незначительных вложениях капитала позволило предпринимателю Г.Форду совершить революционный скачок в повышении производительности труда, обеспечении населения массовым и дешевым автомобилем.

Безусловно, технические решения являются одним из направлений обеспечения прогрессивного развития общества. Они относятся к объектам промышленной собственности и защищаются от несанкционированного использования охранными документами – патентами, дающими право их обладателю на владение, пользование и распоряжение данным техническим сценарием в течение срока действия патента в стране его выдачи. Чтобы получить право на использование изобретения необходимо купить лицензию у владельцев патента. К объектам промышленной собственности относятся также промышленные образцы и товарные знаки.

6. Виды нововведений. Тем не менее, прогрессивное развитие общества обеспечивается также организационными, экономическими, биологическими нововведениями. Природа этих решений аналогична изобретениям, однако на экономические и организационные решения во всех странах мира охранные документы не выдаются. Происходит это в силу затрудненности авторского контроля за использованием организационных и экономических нововведений.

Организационные нововведения представляют собой способы и структуры обеспечения организации производства, труда и управления. Скажем, идея бригадного подряда, когда все работают на один наряд, а зарплата выплачивается по договоренности на основе коэффициентов трудового участия, относится к организационным нововведениям.

Экономические нововведения представляют собой решения относительно норм и экономических нормативов деятельности, систем показателей и методов оценки результативности работы, систем ценообразования, налогообложения. Здесь возможно великое разнообразие сценариев, которые могут оказать существенное влияние на ход развития людей, предприятий и государств.

Биологические нововведения представляют собой решения по созданию новых пород животных, новых сортов растений, новых микроорганизмов. Они защищаются по законодательству многих стран, в том числе и России, в качестве изобретений.

Технические, организационные, экономические и биологические решения, генерируемые людьми, являются неисчерпаемым и единственным источником конструктивной деятельности и развития общества. Способностью создавать такие решения обладает небольшое количество людей. Например, по статистике России и США среди создателей технических изобретений зарегистрировано около двух процентов населения. Невелико также число людей, способных к музыкальному, художественному и иному творчеству. Невелик процент людей, склонных к предпринимательской деятельности.

Многих, возможно, разочаровывает простота уже найденных кем-то решений. Но, тем не менее, при кажущейся очевидности эти решения находят немногие люди, хотя решение у многих лежало, как говорят, «под ногами». Если посмотреть на творческий процесс, когда новаторские решения уже состоялись, то можно заметить, что изобретатель формирует свои технические сценарии из известных элементов материального мира: сначала осознает, что ему нужно сделать и что этому мешает, затем из известных примеров устранения подобных помех строит единственную комбинацию (сценарий), обеспечивающую получение нового положительного эффекта. Прочитав это, рядовой читатель может сразу и не поверить, но, проанализировав любое новое решение, каждый убедится, что это так. Все «кубики» нового изобретательского сценария вы найдете в прошлых решениях, хотя такая комбинация этих «кубиков» будет создана впервые. Возьмем, к примеру, музыкальное творчество. Здесь композитор из известных звуков создает мелодию, имеющую новое и неповторимое звучание. Предприниматель тоже из множества желаний людей и идей, способных их удовлетворить, строит те их комбинации, которые решают задачу и могут найти спрос у потребителей.

7. Смысл инновационного развития. Роль предпринимателя в создании товара или услуги, как было сказано выше, состоит в практическом запуске данного производственного конвейера. В отличие от предпринимателя, выполняющего роль посредника по сведению всех ресурсов, необходимых для выпуска на рынок продукта, коммерсант является посредником между предпринимателем и потребителем. Коммерсант приобретает у предпринимателя партии товаров и реализует их потребителям на различных рынках, продвигая таким образом товар и увеличивая прибыль предпринимателя.

В экономике существует и фигура спекулянта, который занимается деятельностью по покупке каких-либо товаров по низкой цене с целью последующей их реализации по цене более высокой. Делается это на том же рынке. Коммерсант же перевозит продукт на другие рынки.

В мировой практике степень развитости государства определяется способностью его экономики создавать и осуществлять практическую реализацию нововведений. Еще Йозеф Шумпетер сформулировал три фазы инновационного процесса: инвенция (формирование научных концепций и изобретательских стратегий), инновация (практическая, экспериментальная отработка новаторских сценариев в продукт, который может быть реализован на рынке) и имитация (тиражирование инновации на рынке и извлечение коммерческого результата). Две первых стадии и представляют основу деятельности ученых, изобретателей и конструкторов. Третья стадия – собственно коммерциализация разработок через производственное тиражирование инноваций. Скажем, сегодня экономическое могущество США базируется исключительно на способности ее экономики повышать производительность труда посредством реализации высоких технологий, широкомасштабному освоению нововведений во всех сферах жизни. Слаборазвитые страны как раз характеризуются тем, что состояние их экономики не позволяет создавать и реализовывать наукоемкие нововведения.

Все изложенное свидетельствует, что в основе модернизации отечественной экономики должно лежать развитие человеческого капитала, повышение качества рабочей силы. К настоящему времени мы как-то подрастеряли широко применявшиеся в советское время пусть недостаточно эффективные технологии стимулирования развития науки, изобретательства, массовой творческой активности. В настоящее время эта сфера инновационной деятельности оказалась в запущенном состоянии, человеческий капитал деградирует. Без реанимации системы стимулирования массового новаторства в стране процесс модернизации в силу недостаточной активизации его движущих сил будет тормозиться. Новации в условиях поворота к модернизации должны все-таки встречать овации.

Сегодня новации не встречают оваций. Пока методы управления экономикой и действующая философия мышления ориентирована на поддержание сырьевой модели развития, выпуск неконкурентоспособных продукции и услуг. Для такой экономики новатор является стихийным бедствием, одиозной фигурой, постоянно призывающий отвлечь уже распределенный между занятыми текущей работой людьми капитал на какие-то эксперименты ради призрачной будущей выгоды. В то время, когда нужно «есть» сегодня. О том, что беда (падение продаж в результате деградации продукции и человеческого капитала) застанет всю эту добропорядочную публику врасплох и она вовсе потеряет рабочие места и доходы, не думают.

Методы же развития, модернизации отличаются тем, что они требуют постоянного маневрирования, создания новых конкурентных преимуществ (основным источником которых являются инновации), что и предполагает активизацию инновационной деятельности, движущих сил этого развития. Ибо кто не развивается, а опирается на прошлые достижения и успехи, в конечном итоге деградирует и исчезает с рынка, то есть погибает. Это цена за оборону от прогресса.

Функции, движущие силы и противоречия обучения

Материал данной статьи рассматривает основные функции обучения, обусловленные необходимостью реализации комплексного содержания образования и направленностью педагогического процесса в сторону разностороннего творческого развития личности. Поговорим также о том, что служит побуждающей, движущей силой процесса обучения в педагогике.

Функции обучения

Выделяют следующие функции обучения:

  • образовательная;
  • воспитывающая;
  • развивающая.
Определение 1

Суть образовательной функции заключена в передаче учащимся системы научных знаний, навыков и базового опыта в их применении на практике. Комплекс научных знаний собирается из фактов, терминов, закономерностей, теорий и представляет собой обобщенную картину мира. Полученные знания становятся частью, достоянием, ресурсом каждой личности и встраиваются в структуру индивидуального опыта.

Определение 2

Результат образовательной функции – действенность знаний, т.е. понимание возможности применения полученной информации и умение оперировать ею, в том числе, для приобретения новых навыков. Конкретные навыки, в отличие от знаний, формируются в процессе упражнений, меняющих условия учебного процесса и постоянно усложняющих его. Для закрепления навыков необходимо многократное повторение упражнений в одних и тех же условиях.

Определение 3

Воспитывающая функция заключена в формах обучения, применении того или иного педагогического инструментария и реализуется в процессе общения педагога и учеников. Собственно, организация этого процесса – одна из задач, стоящих перед учителем. Воспитывающая функция выполняется путем привития учащимся определенных взглядов, убеждений, способов взаимодействия с миром, отношения к искусству, труду, природе, себе и другим людям.

Развивающая функция закономерно вытекает из социальной природы процесса обучения. В общем-то, грамотная его организация уже есть фактор развития, но более эффективная реализация данной функции возможна при взаимодействии обучающего и обучаемого, происходящем целенаправленно для всестороннего развития индивидуума. Развивающая функция призвана рассматривать личность как целостную психическую систему, нуждающуюся в полноценном интеллектуальном, социальном, нравственном развитии.

Движущие силы обучения

Процесс обучения, как уже было отмечено выше, имеет социальную природу, удовлетворяя потребности детей как личностей. И здесь необходимо говорить не только о функциях обучения, но и рассмотреть, что же служит движущей силой педагогического процесса.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, являющийся одним из основоположников педагогической школы в России, считал, что недопустимо подменять строгий обучающий процесс играми и развлечением. Его идея состояла в том, что естественную потребность ребенка в познании окружающего мира необходимо поддерживать научным, серьезным обучением. Ушинский говорил о том, то движущая сила обучения заключена как в спонтанных всплесках детской натуры, так и в единстве процесса обучения с развивающим трудом, что в совокупности способствует формированию целостной, социально зрелой личности.

Безусловно, интерес ребенка к процессу обучения не отличается стабильностью, и здесь потребуется «золотая середина»: лишь строгая организация, жесткая дисциплина и требовательность не имеют эффективности, равно как и обучение, построенное только на естественном интересе ребенка. Если педагог строит свою работу лишь на индивидуальных побуждениях ученика, это может привести к формированию в личности ребенка эгоизма, неумения преодолевать себя. Кроме того, такой подход значимо сокращает диапазон возможной деятельности ребенка, тормозит его развитие, снижает волевые качества. С другой стороны, игнорирование внутренних интересов учащихся приводит к формированию отношения к обучению и труду, как к наказанию, повинности, обузе. Излишняя строгость и педантичность исключают из обучающего процесса эмоции, а значит энтузиазм и вдохновение, и в целом творческую составляющую, без которой невозможно глубокое освоение науки.

Таким образом, целостная развитая личность рождается в условиях гармоничного равновесия личного и общественного, увлеченности и организованности, свободы мысли и дисциплины. Такое единство задает сущность обучения, его формы и методы и весь процесс формирования личности.

Процесс обучения должен быть организован так, чтобы формировать у учащегося как личную, так и общественную ответственность, и волю. Возникающая при этом внутренняя борьба определяет интерес к познанию, это и есть движущая сила обучения. В этом случае ребенок владеет не сиюминутным поверхностным любопытством и не деятельностью, строго заданной только волей взрослого, а самостоятельным стремлением, умением осуществить выбор и получить желаемое. Учреждение образования можно тогда назвать успешным, когда дает возможность учащемуся найти свое место в жизни, утвердиться в коллективе, научиться распознавать и реализовывать личные стремления.

Интерес к учебе внешне выражается в видимой направленности внимания на определенную дисциплину.

Замечание 1

Интерес в роли стимула познавательной деятельности рождается, когда имеется некий багаж опыта, знаний, навыка, осознанности, т.е. когда ребенок психически готов к обучению и уверен в успехе.

Высшая форма интереса – это увлеченность.

Интерес подразделяют на поверхностный и внутренний: процессы, находящиеся в постоянном сложном взаимодействии, что, в том числе, рождает движущую силу обучения. Поверхностный интерес удовлетворить довольно легко, получаемая при этом информация неустойчива и не откладывается в памяти. На смену поверхностному интересу приходят более глубокие, устойчивые стимулы, в конечном счете рождающие внутренний познавательный интерес. Поверхностный и внутренний интересы дополняют и противоречат друг другу, рождаясь из различных источников: первый – из естественного рефлекса; второй – из организованного труда. Соотношение обоих изменяется соответственно годам обучения.

И вновь подчеркнем: обучение – процесс, имеющий социальную природу. Его формирование происходит за счет информации, умений и навыков, необходимых личности для ориентации в социальной среде здесь и сей час, что есть непосредственно-полезная информация. Вместе с этим, здесь используются знания, умения и навыки, способствующие перспективному развитию личности и полезные только в будущем, что есть избыточная информация для ребенка. В психологическом и педагогическом отношениях переход ребенка от усвоения полезной к усвоению избыточной информации является очень важным. Это новая веха в формировании личности, когда взрослеющий ребенок становится способен задать себе вопрос: зачем затрачивать свои ресурсы на получение знаний, которые в данный момент не имеют приложения? Порой педагоги пытаются нивелировать противоречие, поддерживая угасающий исследовательский интерес посредством элементов развлекательности. Однако, возможно ли возродить стимулы, которые уже исчерпаны и естественно угасают? На этом этапе очень важно создать в сознании ребенка новые мотивы, порождающие стремление к усвоению избыточной информации. На помощь естественным стимулам приходят сознательно развиваемые в процессе обучения общественно и личностно значимые мотивы познавательной деятельности.

Определение 3

Движущими силами обучения и является именно преодоление противоречий процесса обучения.

Противоречия обучения возможно разбить на две группы. Первая включает в себя противоречия естественной жизни: общественные, классовые и прочие, раскрывающие перед учащимися научную картину мира и формирующие диалектическое мышление. Вторая группа состоит из внутренних противоречий индивидуума и способствует развитию чувства долга, ответственности, общественной активности, целеустремленности. Процесс обучения предполагает преодоление как внешних, так и внутренних трудностей. Самопреодоление раз за разом рождает новые импульсы для развития, дает возможность самоутвердиться, приносит нравственно-эстетическое наслаждение.

Движущая сила нашей работы

Мы адаптируем, привлекаем, упрощаем, верим и всегда объединяем клиентов в первую очередь.

В Main Digital мы придерживаемся набора основных ценностей, которые определяют, кто мы как организация, какую работу мы делаем и почему это важно. Для стартапа было важно установить эти ценности на раннем этапе.

Являясь ключевыми движущими силами нашей культуры, наши ценности четко определены, чтобы гарантировать, что наша команда работает вместе для достижения одних и тех же целей. Кроме того, эти ценности также влияют на то, как мы взаимодействуем с нашими клиентами. Разделяя наши основные ценности, мы хотим, чтобы клиенты понимали, за что мы выступаем, чтобы они также понимали, чего они могут ожидать от нашего партнерства и услуг.

Ознакомьтесь с нашими ценностями ниже и узнайте больше о том, как мы адаптируем, привлекаем, упрощаем, верим и всегда объединяем клиентов.

Более 75% сотрудников считают «очень важным» работать в компании с определенными основными ценностями.

— Основные ценности iHire на 2020 год в обзоре рабочих мест
Адаптация

Движение вперед, инновации и улучшения — важные характеристики нашей гибкой структуры. Мы готовы изменить или изменить наш подход, когда возникают проблемы. Иногда нужно подойти к проблеме под другим углом или привлечь другого члена команды, который может предложить дополнительные знания. Способность к адаптации делает нас открытыми для изменений и неудач и позволяет нам продолжать двигаться вперед.

Engage

В Main Digital мы позволяем членам нашей команды активно брать на себя ответственность за свое саморазвитие и непрерывное обучение. Мы препятствуем застою и поощряем инициативу и ответственность.

Упрощение

Мы стремимся к простоте, независимо от поставленной задачи. Засучим рукава и займемся делом. Задача может быть сложной, но мы стремимся найти лучший способ ее решения. Мы продвигаем скорость, действие и эффективное использование технологий, избегая бюрократии.

Верить

Когда мы усердно работаем, остаемся сосредоточенными и действуем на благо других, мы верим, что все возможно. Стремление к цифровой трансформации требует когнитивного разнообразия и открытого диалога, чтобы представить мир возможностей. Вопрос «что возможно» приводит к новым мыслям и действиям, которые приносят инновационные результаты.

Клиенты в первую очередь

Мы стремимся к успеху клиентов и постоянному совершенствованию, которое часто приводит нас к этому. Мы поощряем членов нашей команды быть лидерами цифровой трансформации, которые обеспечивают выдающиеся результаты для наших клиентов, поскольку мы работаем над тем, чтобы они получали то, что им нужно для достижения своих бизнес-целей.

Вместе

Прежде всего, мы команда. Это означает, что мы приходим друг к другу и к нашим клиентам, действуем с сочувствием и добросовестностью и каждый день привносим себя в работу. Мы растем компанию Main Digital друг для друга и наших клиентов. Мы стремимся к разнообразию, потому что разные взгляды и опыт являются преимуществом. И, расширяя возможности друг друга, мы добиваемся большего успеха благодаря общим целям и взаимной поддержке.

Развивайтесь вместе с нашей командой

Наши основные ценности помогают нам создавать среду, в которой успех для всех превыше всего. Это среда, в которой члены нашей команды хотят работать. В Main Digital мы приветствуем таланты, которые каждый человек привносит в команду. Мы также признательны членам команды за действия, воплощающие наши ценности, что ведет к повышению эффективности работы всей организации, поскольку мы стремимся делать все возможное для вас — наших клиентов.

Если вы хотите узнать больше о том, как Main Digital может помочь вам в достижении целей вашей компании, посетите нашу страницу контактов, чтобы связаться с нашей командой.

Хотите присоединиться к нашей команде и внести свой вклад в нашу культуру? Сделайте следующий шаг на нашей странице Карьера.

О компании Main Digital

Main Digital — консалтинговая компания, специализирующаяся на трансформации бизнес-процессов и внедрении безопасных интеллектуальных технологий. С помощью интеллектуальных технологий Main Digital фокусируется на построении будущего с клиентами, где люди делают то, что у них получается лучше всего, а технологии решают за них рутинные и простые задачи. Следите за нами в LinkedIn, Facebook и Twitter.

Внедрение информации, коммуникаций и технологий — настоящая движущая сила развития общества

Связанный мир: как ИКТ меняют общества, культуры и экономики — результат двухлетнего исследовательского проекта The Conference Board при поддержке Fundación Telefónica. В отчете о проекте сделаны некоторые выводы, например следующие:

  1. Недавние разработки в области информационных и коммуникационных технологий привели к повышению уровня жизни и изменениям в социальных и культурных событиях во всем мире, а также определили способы, которыми государственная политика, бизнес стратегия и поведение потребителей могут стимулировать или ограничивать реализацию полного потенциала технологии.
  2. Новые отношения, которые порождают такие технологии, как ИКТ, могут поощрять и поддерживать инновации и обеспечивать интеграцию идей, ценностей и культур таким образом, чтобы продвигать общество вперед. Но технологии могут также усилить изоляцию тех, у кого нет доступа и навыков, что, в свою очередь, препятствует их экономическому развитию и участию в культуре и жизни общества. Интерактивность современных ИКТ знаменует собой новый этап инноваций. Эти технологии используются таким образом, чтобы укреплять и изменять существующие отношения или даже создавать совершенно новые отношения.
  3. Одни только технологии не обеспечивают экономический рост и социальный прогресс. Взаимоотношения являются ключом к взаимодействию между технологиями и их пользователями — без людей прогресс и социальные выгоды, которые дают ИКТ, были бы невозможны. В конечном счете именно взаимодействие между потребителями, бизнесом и правительством решит, куда приведет следующая волна технологических инноваций и кто от нее выиграет.

Хавьер Надаль, исполнительный вице-президент Fundación Telefónica, Барт ван Арк, вице-президент и главный экономист The Conference Board, и Хулио Линарес, главный операционный директор Telefónica S.A., представили отчет 12 июля в Distrito C (штаб-квартира Telefónica в Мадриде). ).

«Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) зарекомендовали себя как технология общего назначения, которая влияет на всю экономику. За последние четыре десятилетия ИКТ вызвали драматические изменения, и эти изменения будут продолжаться в обозримом будущем. Однако труднее предсказать точную природу этих изменений и то, как они будут развиваться. Появляется все больше признаков того, что влияние ИКТ выходит далеко за рамки экономики. Это существенно меняет наше общество и то, как люди взаимодействуют в социальных и культурных отношениях, а также в экономических», — говорит Барт ван Арк9.0005

«Эта книга содержит рекомендации о том, что предприятия, правительства и другие организации могут сделать, чтобы помочь реализовать следующую волну преимуществ, которые принесут ИКТ. Цель состоит в том, чтобы пролить свет на три широких вопроса:

1.      Как ИКТ влияют на уровень жизни, измеряемый социальным и культурным развитием и экономическим ростом, в странах с развитой экономикой и странах с формирующейся рыночной экономикой?

2.      Как распространение ИКТ влияет на распределение их выгод между различными социальными, культурными и экономическими субъектами?

3.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts