Формирование и развитие личности | Диплом по психологии
Перейти к содержимомуРазвитие личности – одна из главных категорий в психологии, педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств (новообразований).
Роль биологических и социальных факторов формирования и развития личности
Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные. Однако роль их различна и к настоящему времени полностью не изучена. Существует несколько теорий о роли биологических и социальных факторов в развитии личности:
- Теории доминирования социальных факторов. Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление – социогенетическим. У истоков социогенетического направления стоял английский философ Джон Локк. Он считал, что душа новорожденного подобна «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно написать все что захочется. Любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Ученые выделяют некоторые группы средовых факторов (А.В.Мудрик). К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы — отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы — семья, сверстники.
- Теории доминирования биологических факторов. Противоположной точки зрения придерживались французские философы Рене Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «биологизаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Ребенок растет согласно естественным законам, реализуя то, что дано ему от природы; необходимо лишь довериться этому росту, не мешать ему. Развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Определяющим фактором развития являются задатки и анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков.
- Теории конвергенции биологических и социальных факторов. Автор – В.Штерн. Он считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Штерн писал: «Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: “Происходит ли оно извне или изнутри?”… так как и то, и другое принимает участие в его осуществлении». Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием X-элементов наследственности и Y-элементов среды. Элементам среды придается большее значение. Это самая распространенная концепция современной, прежде всего западной, психологии. Ограниченность теории конвергенции проявляется в том, что механистическое сложение биологических и социальных факторов не позволяет понять сущности развития человека в природе и обществе.
- Теории конфронтации (противоборства) биологических и социальных факторов. Истоки — психоанализ Фрейда и неофрейдистские теории. Развитие рассматривается как результат конфронтации биологического и социального факторов. З. Фрейд считал, что развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением биологически заданных, врожденных и естественных влечений, однако это стремление сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Таким образом, конфронтация двух факторов предстает как конфликт между обществом и влечениями личности.
- Концепция взаимодействия биологических и социальных факторов. Отечественной психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Лев Семенович Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития. Одна из главных идей Л.С. Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию). Культурное развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития: языком, письмом, счетными системами и др. Усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний прием как бы «вращивается» и становится внутренним, – этот процесс называется «интериоризация». Последователи Выготского отмечали, что Процесс развития определяется прежде всего активностью самого субъекта – это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, – факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы.
Главные факторы развития личности
- Воспитание. Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются по воздействием среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное наследование, то есть прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие. Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации. Главный закон развития личности, сформулированный Л. С.Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализациии трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.
- Активность субъекта. Гуманистическая психология (А.Маслоу и др.) утверждает, что становление личности не в меньшей мере зависит от активности самого человека. Активность понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших смыслов существования, к самореализации, часто вопреки окружающей среде, нивелирующей, подавляющей индивидуальность. А.Маслоу, К.Роджерс и др. считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его собственные стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально ему присущи. В более традиционных для отечественной науки терминах такая позиция означает, что активность самого ученика, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самовоспитанию относятся к внутреним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные свойства личности, части ее структуры, формируются под воздействием воспитания в первую очередь. Но в ходе жизни ребенка сами становятся источником, движущей силой его развития. Этим объясняется отчасти, что под влиянием одних и тех же воспитательных и средовых условий ученики вырастают разными. Это ставит вопрос о важности самовоспитания и его связи с воспитанием. Педагогика понимает его так: воспитание вызывает самовоспитание, и чем быстрей, тем лучше.
Движущие силы развития личности
Движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности личности. К таким противоречиям относятся:
- противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения;
- противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
- противоречия между растущими потребностями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате личность переходит на более высокую ступень развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлениям к ним.
Движущие силы развития личности
Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем: если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присуши. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Обратимся к более подробному рассмотрению процесса формирования личности. [14, c. 11].
Согласно взгляду современной
психологии, личность формируется путем
усвоения или присвоения индивидом
общественно выработанного
Опыт, который имеет
непосредственное отношение к личности,
— это системы представлений о
нормах и ценностях жизни человека:
о его общей направленности, поведении,
отношениях к другим людям, к себе,
к обществу в целом и т.д.. Они
зафиксированы в очень различны
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д.. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.
В детстве складываются
основные мотивационные, инструментальные
и стилевые черты личности. Первые
относятся к интересам
Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие. [5, c. 46].
Основные направления развития личности:
физическое развитие – включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;
социальное развитие – связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
1.3. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности
Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:
В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.
Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности.
Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству.
Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества. [12, c. 44].Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах.
Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которые он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека. [6, c. 20].
ВЫВОДЫ
Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.
На формирование личности влияют воспитание, социальная среда и наследственные задатки.
Всеобщий процесс это – социализация, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества.
РАЗДЕЛ 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА КАК ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Роль наследственности в развитии личности
Развитие личности следует понимать как процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых, тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения.
Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой
системой мотивов, присущих данной личности.
Деятельностно-
Развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса.
В этом процессе индивид
проходит три фазы: адаптацию, индивидуализацию
(характеризуется нарастанием
На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания). Здесь можно привести не подлежащий сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков.
Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать наряду с климатом важное значение иных метеорологических, а равно и географических условий. Великие пустыни, малопригодные для человеческого житья, и все те местности, где человеку приходится затрачивать много сил и энергии на борьбу с окружающей природой, не благоприятствуют развитию личности.
Первым и основным условием правильного развития личности является природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.
От каких бы причин не зависели эти условия – от неблагоприятной психо- или неврапотической наследственности, физических недостатков, болезней матери во время зачатия и беременности, последствием их, как мы знаем, являются дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сводятся к разложению личности и к ее упадку.
Вполне понятно, что развитие личности как высшего проявления психики находится в зависимости от физических условий. Это положение не может возбуждать и тени сомнения, коль скоро мы примем во внимание тесное соотношение между физическим и психическим, между «телом и душою», как принято выражаться.
Во всяком случае, нельзя не принять во внимание тот факт, что только гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности.
Психология формирования личности
Личность — это то, о чем люди склонны много думать. Когда мы знакомимся с новыми людьми, будь то на работе, в школе или на общественных мероприятиях, мы часто сразу же сосредотачиваемся на их личности. Хороши ли они, полезны, общительны или застенчивы — это лишь некоторые из вещей, которые мы оцениваем, когда оцениваем окружающих нас людей.
Что такое развитие личности?
Именно наша личность делает нас такими, какие мы есть, но как именно формируется наша личность? Развитие личности было главной темой, интересующей некоторых из самых выдающихся мыслителей в области психологии. С момента возникновения психологии как отдельной науки исследователи предлагали множество идей, объясняющих, как и почему развивается личность.
Развитие личности относится к тому, как с течением времени появляются организованные модели поведения, составляющие уникальную личность каждого человека. Многие факторы влияют на личность, включая генетику, окружающую среду, воспитание и социальные переменные. Возможно, наиболее важно то, что постоянное взаимодействие всех этих влияний продолжает формировать личность с течением времени.
Ключевые теории
Наша личность делает нас уникальными, но как развивается личность? Как именно мы становимся теми, кто мы есть сегодня? Какие факторы играют наиболее важную роль в формировании личности? Может ли личность измениться?
Чтобы ответить на этот вопрос, многие видные теоретики разработали теории, описывающие различные ступени и этапы, встречающиеся на пути развития личности. Следующие теории сосредоточены на различных аспектах развития личности, включая когнитивное, социальное и моральное развитие.
Стадии психосексуального развития Фрейда
Зигмунд Фрейд не только является одним из самых известных мыслителей в области развития личности, но и остается одним из самых противоречивых. В своей хорошо известной теории стадий психосексуального развития Фрейд предположил, что личность развивается поэтапно, что связано с конкретными эрогенными зонами. Он предположил, что невыполнение этих этапов приведет к проблемам с личностью во взрослой жизни.
Структурная модель личности Фрейда
Фрейд не только теоретизировал о том, как личность развивалась в детстве, но также разработал структуру общей структуры личности. Согласно Фрейду, основная движущая сила личности и поведения известна как либидо. Эта либидинозная энергия подпитывает три компонента, составляющих личность: Ид, Эго и Супер-Эго.
id — это аспект личности, присутствующий при рождении. Это самая основная часть личности, которая побуждает людей удовлетворять свои самые основные потребности и побуждения.
Эго — это аспект личности, которому поручено контролировать побуждения Ид и заставлять его вести себя реалистично.
Суперэго является последним аспектом развития личности и содержит все идеалы, мораль и ценности, пропитанные нашими родителями и культурой. Эта часть личности пытается заставить эго вести себя в соответствии с этими идеалами. Тогда Эго должно быть посредником между первичными потребностями Ид, идеалистическими стандартами Супер-Эго и реальностью.
Концепция Фрейда об ид, эго и суперэго получила известность в массовой культуре, несмотря на отсутствие поддержки и значительный скептицизм со стороны многих исследователей. Согласно Фрейду, именно три элемента личности работают вместе, создавая сложное человеческое поведение.
Этапы психосоциального развития Эриксона
Восьмиэтапная теория человеческого развития Эрика Эриксона — одна из самых известных теорий в психологии. В то время как теория основывается на стадиях психосексуального развития Фрейда, Эриксон решил сосредоточиться на том, как социальные отношения влияют на развитие личности. Теория также выходит за рамки детства и рассматривает развитие на протяжении всей жизни.
На каждой стадии психосоциального развития люди сталкиваются с кризисом, в ходе которого необходимо выполнить задачу. Те, кто успешно завершает каждый этап, выходят с чувством мастерства и благополучия. Те, кто не разрешает кризис на каждом этапе, могут бороться с этими навыками до конца своей жизни.
Стадии когнитивного развития Пиаже
Теория когнитивного развития Жана Пиаже остается одной из наиболее часто цитируемых в психологии, несмотря на то, что подвергается серьезной критике. Хотя многие аспекты его теории не выдержали испытания временем, центральная идея остается важной и сегодня: дети думают иначе, чем взрослые.
Согласно Пиаже, дети проходят серию из четырех стадий, отмеченных характерными изменениями в их образе мышления. То, как дети думают о себе, других и окружающем мире, играет важную роль в формировании личности.
Стадии нравственного развития Кольберга
Лоуренс Кольберг разработал теорию развития личности, которая сосредоточена на росте нравственного мышления. Опираясь на двухэтапный процесс, предложенный Пиаже, Кольберг расширил теорию, включив в нее шесть различных этапов.
Теория подвергалась критике по целому ряду причин. Одна из основных критических замечаний заключается в том, что она не учитывает в равной степени представители разных полов и культур. Теория Кольберга остается важной для нашего понимания того, как развивается личность.
Личность включает в себя не только врожденные черты, но и развитие когнитивных и поведенческих моделей, которые влияют на то, как люди думают и действуют. Темперамент является ключевой частью личности, которая определяется унаследованными чертами.
Характер — это аспект личности, находящийся под влиянием опыта, который продолжает расти и меняться на протяжении всей жизни. В то время как личность продолжает развиваться с течением времени и реагировать на влияния и жизненный опыт, большая часть личности определяется врожденными чертами и опытом раннего детства.
Кендра Черри
Комплексная теория личности | Пример статьи по психологии
- Движущие силы личности
- Уникальность личности
- Изменение личности
- Дисфункциональность личности
- Литература
Теория личности, разработанная в данной работе, исходит из того, что личность многогранна и многокомпонентна, и именно изменчивость составляющих ее компонентов формирует множество однозначно непохожих друг на друга людей. Можно констатировать — и причины этого будут описаны позже, — что нет двух одинаковых людей, а это означает, что каждая личность является продуктом определенного и избирательного опыта. Таким образом, одним из первых столпов становления теории личности является представление о том, что личность — это не врожденное свойство личности или ее «души», а продукт взаимодействия с окружающей средой.
Cut 15% СКИДКА на первый заказ
Мы доставим индивидуальную Personality бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой однако не должно становиться контраргумент естественному происхождению личности, пока люди не приходят в этот мир пустыми и готовыми к наполнению. Признавая примат социального, для разрабатываемой теории личности важно не отрицать некоторого влияния врожденных установок личности, которые передаются через эпигенетические конструкты вместе с родительскими генами. В этом контексте интересно вспомнить пример литературного персонажа Маугли Редьярда Киплинга, жившего не среди людей, то есть в обществе, а среди животных.
В теории личности Маугли нельзя назвать полностью сформировавшейся личностью, так как в мальчике могли развиться только первичные животные начала. Каждый новорожденный человек имеет эту основу, и по мере того, как они взаимодействуют с социальными отношениями и сталкиваются с культурными и политическими конфликтами, эта основа выстраивается. Таким образом, второй важный столп теории личности состоит в том, что личность динамична и изменчива, а это означает, что неуместно претендовать на полностью завершенную личность в случае еще живого человека, особенно в молодом возрасте.
Признавая примат общества для отражения личности, необходимо подчеркнуть, что не только нет двух одинаковых личностей в текущий момент, но их не существует даже в историческом разрезе. Простыми словами, в истории человечества никогда не существовало двух одинаковых личностей, поскольку общества, настроения эпохи, достигнутый прогресс и вызовы текущей повестки являются предикторами, которые управляли обществом на том или ином этапе, и, таким образом, отразились и на личности.
Интересно, однако, постулировать, что характер и поведение людей часто схожи. Разрабатываемая теория личности постулировала, что разные личности неизменно оказываются похожими: обнаруживаются общие черты, сходные взгляды и сходные идеи. Это явление побудило сообщества попытаться классифицировать все типы личности по определенным группам.
Например, одним из самых известных взглядов является деление личностей на двенадцать типов по знакам зодиака, хотя это не имеет научного обоснования. С академической точки зрения американская типология Майерс-Бриггс предлагает разделение (и идентификацию) личностей на шестнадцать различных типов (King & Mason, 2020). Аналогичных взглядов придерживался советский психиатр Андрей Личко, предложивший систему одиннадцати типов личности (Николаенко, 2018).
Своевременная доставка!
Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа
Приступим
322 специалисты онлайн
В все такие подразделения, важно понимать, что принадлежность к тот или иной тип не означает полного совпадения по всем определяемым параметрам, а описывает некоторые слои личности. Многие авторы вообще не признают авторитетность и надежность личностно-профилирующих тестов, и это тоже следует учитывать (Perkins, 2019). ). Таким образом, третьим столпом разрабатываемой теории личности является абсолютное признание того, что личность не может быть полностью измерена, но некоторые ее аспекты поддаются качественному описанию. Сходство этого качественного описания позволяет классифицировать личности.
Таким образом, подводя общие черты в рамках разрабатываемой теории личности, стоит сказать, что личность – это прежде всего динамическая, нервно-развивающая субстанция, определяющая образ жизни, поведение, мировоззрение и эмоциональный интеллект человека. Личность постоянно накладывается и уточняется, но нет конечной точки, к которой стремится личность, ибо на этом пути нельзя различить никакой закономерности. Важно отметить, что личность не является отдельной частью личности, ибо личность не может существовать без личности.
Движущие силы личности
Основное внимание в моей теории личности уделяется полному признанию идеи динамизма и изменчивости личности при определенных условиях. Индивид приспосабливается к окружающей среде по мере своего развития, изменяя свои модели поведения и создавая определенную реактивную конструкцию. В частности, одно и то же общество не будет одинаково влиять на двух разных людей, но может вызывать у них противоположные реакции. Один индивидуум, например, будет терпелив и учтив, принимая законы и правила общества и приспосабливаясь на их основе. Другой, наоборот, может стать на нонконформистский путь и противостоять общественной морали, и это тоже будет ответом обществу.
В любом случае среда всегда имеет первостепенное значение для социализации индивида, поэтому упоминание этого факта при обсуждении движущих сил формирования личности представляется неуместным. Само общество неоднородно ни географически, ни во времени. Индивид с детства проходит несколько фильтров социализации: через семью, родственников, детский сад, школу и вуз, любовные отношения и другие формы взаимодействия с социумом.
Получить заказную работу
Всего за 13.00 11/стр. вы можете получить академическую работу на заказ согласно вашим инструкциям
Позвольте нам помочь вам
322 специалисты онлайн
Я предполагаю, что каждое из этих действий формирует и утончает личность человека, открывая в ней новые горизонты. В этом контексте важно еще раз подчеркнуть, что не существует универсальных правил воздействия таких форм социализации на личность. Было бы ошибкой утверждать, что школа всегда ведет к таким аспектам личности, как дисциплина и образование, поскольку индивидууму не обязательно отвечать на это вмешательство одобрительной реакцией.
Согласно создаваемой теории личности, еще одним важным фактором, влияющим на формирование личности, является культура. Культуру вообще следует рассматривать как продукт общественной жизни, но между жизнью в обществе и изучением культуры этого общества нет прямой связи. В эпоху глобализации межгосударственные рамки особенно размыты, и по этой причине личность с детства подвергается воздействию многих проявлений разных культур. Личный опыт общения с культурной сферой порождает в сознании индивида специфические паттерны, мотивы и истории, которые могут влиять на будущее поведение, установки и эмоциональный интеллект.
Например, освещение в современных фильмах и книгах острых социальных проблем — расизма, толерантности, сексизма — является отражением духа эпохи и несет воспитательную функцию для зрителей. По этой причине важно тщательно выбирать культурные продукты, с которыми ребенок будет знакомиться в детстве, поскольку в этом возрасте формируются основные психосоциальные конструкции. Другим необходимым следствием этого аспекта является формирование критического взгляда, необходимого якобы для открытой, независимой личности. Параллельное знакомство с множеством культур позволяет конструировать представления разных народов и их традиции в сознании личности, что увеличивает разнообразие восприятия. Практиками такого подхода могут быть постоянные путешествия или изучение новых языков и мировой истории.
В то время как личная социализация и культурный фон являются формами, определяющими приобретенные паттерны личности, эпигенетика, согласно разрабатываемой теории, является врожденным механизмом. Этот важный сравнительно недавно открытый факт заключается в том, что взаимодействие генов определяет некоторые основные аспекты личности, будь то темперамент, личностные черты или способность реагировать на раздражители.
Например, некий академический дискурс определяет возможность наличия гена-убийцы у сына, если мужская родословная была агрессивными, жестокими людьми (Leiber, 2020). В то же время дети людей с алкогольной зависимостью более подвержены этим заболеваниям, поскольку их геномы приучены получать удовольствие от зависимости (Brown-Rice et al., 2018). Другими словами, немалую роль в формировании личности играет уникальное взаимодействие генов, несущих информацию о жизни предков.
Уникальность личности
Следовательно, если личность миниатюрна и бесконечна с точки зрения потенциала развития, важно обсудить в моей теории, что именно отличает одного человека от другого. Для этого полезно использовать условный эксперимент: наблюдать за двумя близнецами, родившимися, выросшими и социализировавшимися в одинаковых условиях. Тот факт, что оба ребенка являются близнецами, указывает на формирование одного и того же генома, а значит, эпигенетические соображения о различии организмов якобы неуместны. Таким образом, если оба ребенка в течение жизни сталкивались с одинаковыми проблемами, решали одинаковые задачи и ничем не отличались друг от друга, то, согласно моей теории, их личности будут одинаковыми и в конце жизни.
Это потому, что наличие двух людей с одной и той же основой не означает наличие двух личностей: личность сложнее. Человек становится личностью, как говорила разрабатываемая теория, когда он проходит через конфликты, взаимодействия, точки соприкосновения с обществом и природой. Личности всегда будут отличаться друг от друга по своему опыту и по своему эмоциональному восприятию объективной реальности. Два близнеца будут отличаться друг от друга тем, что каждый из них пережил свою социализацию, а значит, имеет свои, может быть, даже противоположные взгляды на жизнь.
Следует подчеркнуть, что личности не могут отличаться друг от друга в буквальном смысле демографическими признаками. Национальность, этническая принадлежность, род занятий, образование и даже внешний вид не являются аспектами, качественно отличающими людей друг от друга. Наоборот, перечисленные признаки влияют на формирование личности через построение определенных моделей поведения и реакций на внешнюю среду, и именно эти среды двух личностей отличаются друг от друга. Следовательно, один из лучших вопросов, чтобы узнать личности разных людей, — это измерить их отношение к одному и тому же вопросу, например, к политическому или социальному характеру. Различие в отношении личностей к задаваемой теме помогает глубже выяснить разные стороны личности и сделать выводы об их различиях.
Изменение личности
Согласно разрабатываемой теории, личность не является чем-то консервативным или постоянным, а претерпевает постоянные метаморфозы. Личность, как описано, формируется на протяжении всей жизни, поэтому изменения являются естественной частью этого развития. По мере того, как человек взрослеет и социализируется, он постоянно усваивает различные уроки окружающей среды, которые позволяют ему развиваться и совершенствоваться. Эти процессы присущи личности не только в детстве, но и во взрослом возрасте, когда личность подвергается воздействию новых аспектов внешней среды. Это часто происходит, когда человек меняет свой взгляд на явления, на которые он раньше смотрел с другой точки зрения.
Например, человек, отрицающий идею веганства, может через какое-то время прийти к такому подходу к питанию, потому что его взгляды — а значит и личное отношение к этому вопросу — изменятся. Экстраполируя это, можно предположить, что люди склонны глубоко скрывать даже от самих себя некоторые стороны своей личности, о которых они ранее не знали. Что касается веганства, человек мог отрицать эту идею, потому что он винил себя за то, что не делал этого раньше, и через эту вину он, таким образом, взаимодействует с идеями веганства в обществе. Однако это не является универсальным, и тем более нельзя сказать, что личность от рождения имеет врожденные черты, которые могут проявляться в течение жизни, так как это противоречит предложенной теории личности.
Тем не менее, говоря об изменении личности, важно особо подчеркнуть, что личность вряд ли претерпит радикальные изменения в краткосрочной перспективе. Хотя признано, что отношение может измениться и антивеган может стать веганом, этот переход требует длительного времени и перестройки сознания. Точно так же жестокий, агрессивный преступник, по-видимому, не может стать счастливым и добрым человеком за один день. Это резюмирует, что личность динамична, но не может быстро адаптироваться, а это означает, что такая адаптация требует времени.
Дисфункциональность личности
Другим следствием изменений личности согласно разрабатываемой теории является вероятность вредных изменений, в результате которых человек становится дисфункциональным. Чтобы уточнить, функциональность относится к личности, которая способна и способна выполнять поведение, характерное для личности: взаимодействие с окружающей средой, общение и конфликты. Личность может стать дисфункциональной, если она лишена этих форм поведения. Такими примерами могут быть люди, утратившие связь с обществом: это изгои, дикие люди или аскеты, которые по ряду причин перестали быть социализированными и ушли в затворничество и изоляцию. Действительно, человек в этом случае не лишается своей идентичности и сохраняет «себя», но становится дисфункциональным.
Изгои перестают общаться и взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, люди, страдающие нейродегенеративными заболеваниями, также постепенно становятся дисфункциональными, поскольку их социальные навыки стираются. В конце концов такой больной становится неспособным к самообслуживанию, теряет свои психоаналитические функции и перестает быть личностью в обычном понимании. Интересно, что потеря памяти не эквивалентна дисфункции. Если провести аналогию между личностью и данными, записанными на компьютере — машина — это тело, а набор файлов и данных — это личность, то потеря памяти сводит на нет личность и оставляет базовые установки.
Человек в этом случае может получить шанс заново пообщаться и полностью изменить свою личность, если потеря памяти будет полной. Кроме того, важно добавить, что хотя существует понятие «дисфункциональная семья», в которой индивидуум подвергается неадекватному и оскорбительному обращению, провоцирующему девиантное поведение или унижение достоинства, воспитываемого ребенка нельзя назвать неблагополучным. Действительно, человек может быть агрессивным и пугливым, испытывать постоянный стресс и тревогу, но его личность якобы не будет дисфункциональной, поскольку основные ролевые функции не нарушены.
Ссылки
Браун-Райс, К. А., Шолль, Дж. Л., Ферчо, К. А., Пирсон, К., Каллсен, Н. А., Дэвис, Г. Э.,… и Форстер, Г. Л. (2018). Нервно-психологические характеристики студентов колледжей с родителями-алкоголиками различаются в зависимости от текущего употребления алкоголя. Прогресс в нейропсихофармакологии и биологической психиатрии, 81 , 284-296.
Кинг, С.П., и Мейсон, Б.А. (2020). Индикатор типа Майерс-Бриггс. Энциклопедия Wiley of Личность и индивидуальные различия: измерение и оценка, 315-319.
Лейбер, С.Дж. (2020). Мелисса Маккарти и Келли Маклир объявляют о выпуске подкаста «гены-убийцы» . БВМ. Веб.
Николаенко Ю. (2018). Диагностика акцентуаций характера при различных вариантах динамики психофизиологических реакций.