Движущие силы психического развития человека
21.05.2011
Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. К таким противоречиям относятся, например, противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых и наличным уровнем психического развития.
Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Например, у младшего школьника существует противоречие между готовностью к самостоятельной волевой деятельности и зависимостью поведения от наличной ситуации или непосредственных переживаний.
Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется — противоречие снимается. Неудовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается.
Психическое развитие нельзя сводить к тому, что с возрастом увеличивается объем внимания, развитие не есть процесс только количественных изменений, свойств и качеств. Психическое развитие не сводится также и к тому, что с возрастом увеличивается объем внимания, произвольность психических процессов, смысловое запоминание и так далее, уменьшается детская фантазия, импульсивность в поведении, острота и свежесть восприятия.
Развитие психики связано с появлением в определенные возрастные периоды качественно новых особенностей, так называемых «новообразований», (чувство взрослости у подростков, потребность в жизненно-трудовом самоопределении в ранней юности).Ключевые слова: Психика, Развитие
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Этапы развития психики в филогенезе Карпов А.В., Общая психология |
Закономерности психического развития Урунтаева Г.А., Детская психология |
Классификации задержки психического развития Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-… |
Чем определяется психическое развитие человека? Марцинковская Т.Д., Психология развития |
Движущие силы и условия психического развития Урунтаева Г.А., Детская психология |
Внимание у детей с задержкой психического развития Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-… |
Стадиальность и непрерывность психического развития Марцинковская Т.Д., Психология развития |
Принципы психического развития Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Тема 5. Источники, Движущие силы и условия психического развития личности
5.1 Источники психического развития
В психологических теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают источники психического развития – биологизаторское и социологизаторское:
Биогенетическая концепция развития. Представители этой концепции считают, что ведущей в развитии человека является наследственность. Человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание – это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Все это наследственно дается человеку и механически воплощается в нем после зачатия и рождения. Американский педагог Джон Дьюи считает, что человек рождается даже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. Представители теории, известной под названием «биогенетический закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный.
Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим теориям, развитие человека определяется социальными условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Социологизаторские идеи о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Они созвучны идеологии, господствующей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических трудах.
В начале ХХ столетия возникла педологическая концепция психического развития. Педология придерживалась теории двух факторов развития: биологического и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя открытым вопрос о движущих силах психического развития.
Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития: «…Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. …Элементарные вещи (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие.
С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. …Никогда никакой признак детского развития не является чисто наследственным. Психическое развитие не определяется механическим сложением двух факторов, а лишь их взаимодействием».Психическое развитие, таким образом, – это дифференцированное, изменяющееся в процессе развития единство наследственных и социальных влияний.
5.2 Движущие силы психического развития
Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новыми требованиями) возможностями их удовлетворения.
Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Преодоление противоречий в деятельности через овладение соответствующими способами ее выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведет к развитию и представляет собой его суть. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения потребностей принадлежит обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, является одним из центральных заданий в формировании личности. Этот процесс длительный, происходит в течение всей сознательной жизни человека и характеризуется рядом особенностей.
Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития. Они бывают внешними и внутренними.
Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека.
Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.
Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.
Уровень актуального развития личности — показатель, характеризующий способность человека. выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние развития психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.
Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек может выполнить самостоятельно, но с чем справляется с небольшой помощью других.
Рис.2. Движущие силы психического развития личности.
5.3 Условия психического развития личности. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития
Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтaпном взаимодействии.
Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития. Каждый возрастной этап развития личности имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности. В соответствии с этими особенностями планируется и осуществляется учебно-воспитательная работа в яслях, детских садах и в школе.
Для педагогической практики имеет большое значение правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (П. П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С. Выготский писал, что процессы развития не совпадают с процессом обучения… процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития.
Иными словами, обучение должно быть ориентировано не на зону актуального развития, т.е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на зону ближайшего развития – на «завтрашний день».
Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь натаскать ребенка на выполнение подобных заданий или действий. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может.
В становлении личности существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Базируясь на достигнутом ребенком уровне развития, детские ясли, детские сады и школа готовят ребенка к освоению им общественного опыта и знания на следующем этапе обучения и воспитания. Детский сад готовит ребенка к обучению в школе, а средняя школа — к обучению в высшей школе, к труду.
Возрастные особенности развития не являются чем-то устойчивым статичным в пределах возраста, механически заменяющимся особенностями, свойственными следующему этапу развития. Направляя развитие личности, надо иметь в виду и то, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом ребенка. Есть дети, которые в развитии опережают свой возраст или отстают от него. Это обусловливается врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, но преимущественно причинной отставания являются условия жизни и воспитания ребенка: они или способствуют развитию или тормозят его. Задачи учебного заведения и преподавателя — выявлять эти причины, укреплять то, что способствует успешному развитию, и устранять все, что негативно сказывается на воспитании личности молодого человека.
В формировании личности важную роль играет подражание ребенка взрослым. Дети подражают как положительному, так и негативному, поскольку у них еще недостаточно опыта и нет критического отношения к действиям, поступкам взрослых. Подражание особенно ярко проявляется у детей дошкольного возраста. Дети этого возраста еще не имеют собственного отношения к поступкам, поведению, мнениям, высказываниям взрослых и механически повторяют их. С развитием личности в подростковом и юношеском возрасте, с ростом умственного развития и самостоятельности дети критически оценивают поступки и поведение взрослых, и подражают только тому, что соответствует их идеалам и ценностям. Если положительный опыт окружающей действительности не станет доминирующим в их жизни и не сформируется морально-этическое отношение к поступкам других и самому себе, то укоренятся вредные привычки и негативные черты характера.
С.Л. Рубинштейн писал, что психические функции формируются в процессе функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором они формируются. У ребенка это функционирование неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межлюдских отношений. Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения; освоение межлюдских отношений… в процессе воспитания, неразрывно связанного с обучением.
Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.
Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит:
1) с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок;
2) с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.;
3) с третьей — из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.
Значит, эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития. При этом они не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития. Взрослые в работе с детьми разного возраста должны акцентировать внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.
Эмоции — движущая сила вашей жизни
5 минут
Ваши решения, ваши отношения, даже ваши мысли… Значительная часть того, что вы делаете каждый день, определяется вашими эмоциями. Это сила, которая движет вами. Таким образом, важно знать, как интерпретировать их сообщения и заставить их работать в вашу пользу.
Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .
Последнее обновление: 15 ноября 2021 г.
В конце концов, люди — эмоциональные существа, которые научились думать чуть более ста тысяч лет назад. Сегодня сила ваших эмоций часто все еще предшествует любым сознательным мыслям. Они всегда были движущей силой, совокупностью процессов, гарантировавших выживание человечества.
Это не всегда легко обработать. Это потому, что многие люди предпочитают думать, что полностью контролируют свои действия и решения. Тем не менее мощная вселенная эмоций направляет большую часть вашего поведения, хотя вы не всегда осознаете это.
Давайте на минуту задумаемся над этой идеей. Вы просыпаетесь утром в определенном настроении. Иногда вы чувствуете мотивацию, а иногда ваша энергия низка. Какими бы ни были ваши эмоции, то, как вы себя чувствуете, влияет на весь ваш день.
Стремление к каждому вашему шагу, большому или маленькому, фильтруется эмоциями. Хотя мы действительно пытаемся рационализировать наши решения постфактум, эмоции являются первоначальной движущей силой, и они оставляют свой след. Кроме того, вы не можете отрицать, что то, что вы покупаете, мотивировано вашими эмоциями, как и ваши социальные и эмоциональные отношения.
Превосходство, проникновение и сложность эмоций влияют на все, что вы делаете, и на то, как вы относитесь к своему окружению. Это неоспоримый факт.
«Я не хочу быть во власти своих эмоций. Я хочу использовать их, наслаждаться ими и доминировать над ними».
-Оскар Уайльд, Портрет Дориана Грея-
Ваши эмоции являются движущей силой всего, что вы делаете
Идея обретения контроля над своими эмоциями встречается практически во всех книгах по самопомощи. В книгах (и в широкой публике) часто используются такие слова, как «управлять» и «контролировать». Когда вы видите эти слова, легко подумать, что эмоции подобны автомобилям или учетным записям, которыми просто нужно уметь управлять.
Что ж, если это действительно так, вы не можете управлять или контролировать что-то, если не понимаете, с чем имеете дело. С этой целью невролог Антонио Дамасио написал такие книги, как В поисках Спинозы и Странный порядок вещей , которые проливают свет на эту тему.
Ваши эмоции хотят, чтобы вы выжили и преуспели
Эмоция — это в основном химическая и нервная реакция на стимул. Это реакция вашего мозга на раздражитель, который требует каких-то действий с вашей стороны. Например, вы видите змею. Вы знаете, что это может быть опасно, поэтому уходите от этого «не задумываясь». Эта внутренняя химическая реакция вызывает изменения в вашем теле с одной целью: помочь вам выполнить соответствующую поведенческую реакцию.
Цель этой эмоциональной силы — помочь вам реагировать на то, что происходит вокруг вас. Он обеспечивает ваше выживание и помогает вам вернуться к гомеостазу – другими словами, к состоянию баланса и благополучия. При этом у большинства людей есть эмоциональные проблемы, потому что они не знают, что говорят им их эмоции.
Страх, печаль, гнев, разочарование… Многие из этих эмоций, которые мы называем «негативными», также служат определенной цели. Они здесь, чтобы предупредить вас, что что-то не так и что вы должны реагировать. Тем не менее, легко и просто оставить свои эмоции там, в самых глубоких тайниках того, кто вы есть, и позволить им нарушить ваше равновесие и благополучие.
Эмоции, чувства и мысли
Эмоции всегда предшествуют чувствам и часто предшествуют даже вашим мыслям. В книгах Дамасио « В поисках Спинозы » и « Как работает мозг » Франсиско Мора авторы говорят о важности понимания разницы между эмоциями и чувствами. Эмоции, объясняют они, исходят от тела, а чувства исходят от разума.
Первое, что вы испытываете, это эмоции. Это первая реакция на все, что с вами происходит. Ментальный опыт, вызываемый этими изменениями в вашем теле, формирует ваши чувства. Чувства могут быть движущей силой или камнем преткновения.
На последнем этапе человеческой эволюции мы научились лучше понимать и контролировать свои эмоции. Развитие лобных и префронтальных долей позволило людям осознавать чувства и эмоции. Это сформировало более утонченное, творческое, рациональное и мощное поведение.
Ведь не забывайте, что вы не можете разделить эмоции и мысли. Вместе они обеспечивают движущую силу, которая продвигает вас по жизни. Эмоции, которые контролируются мыслями, как правило, формируют инновационное и позитивное поведение.
Ваши эмоции должны быть вашими союзниками, а не врагами
Вы не можете отрицать, что эмоции являются движущей силой вашей жизни. В значительной степени они определяют большую часть вашего поведения. Точно так же ваши чувства дают вам надежду и оживляют вас, когда они совпадают с вашими мыслями. Вот почему важно знать не только, что такое эмоции, но и как управлять ими, направлять их и заставлять работать в вашу пользу.
Это непростая задача. Это требует времени и самосознания. Вы должны быть связаны со своим внутренним «я» и реагировать соответствующим образом. Как метко объясняет Дэниел Гоулман , у людей есть два разума: один думает, а другой чувствует. Счастье и истинное благополучие приходят, когда ваш мыслящий и чувствующий разум работают вместе.
Это может вас заинтересовать…Формирование положительной идентичности: качественное исследование движущих сил равных работников в системах охраны психического здоровья
. 2018 фев; 27 (1): 378-389.
doi: 10.1111/inm. 12332. Epub 2017 1 апр.
Джоэри Вандевалле 1 2 3 , Барт Дебизер 1 2 4 , Дмитрий Бекман 1 , Тина Вандекастил 1 4 , Эдди Депрост 1 2 , Энн Ван Хекке 1 5 , Софи Верхаге 1 4
Принадлежности
- 1 Департамент общественного здравоохранения, Университетский центр сестринского дела и акушерства, Гентский университет, Гент, Бельгия.
- 2 Психиатрическая больница Питтем, Питтем, Бельгия.
- 3 Research Foundation-Flanders, Брюссель, Бельгия.
- 4 Департамент здравоохранения, Университетский колледж VIVES, Розеларе, Бельгия.
- 5 Отделение сестринского дела, университетская больница Гента, Гент, Бельгия.
- PMID: 28371127
- DOI: 10.1111/дюйм.12332
Джоэри Вандевалле и соавт. Int J Ment Health Nurs. 2018 9 фев.0003
. 2018 фев; 27 (1): 378-389.
doi: 10.1111/inm.12332. Epub 2017 1 апр.
Авторы
Джоэри Вандевалле 1 2 3 , Барт Дебизер 1 2 4 , Дмитрий Бекман 1 , Тина Вандекастил 1 4 , Эдди Депрост 1 2 , Энн Ван Хекке 1 5 , Софи Верхаге 1 4
Принадлежности
- 1 Департамент общественного здравоохранения, Университетский центр сестринского дела и акушерства, Гентский университет, Гент, Бельгия.
- 2 Психиатрическая больница Питтем, Питтем, Бельгия.
- 3 Research Foundation-Flanders, Брюссель, Бельгия.
- 4 Департамент здравоохранения, Университетский колледж VIVES, Розеларе, Бельгия.
- 5 Отделение сестринского дела, университетская больница Гента, Гент, Бельгия.
- PMID: 28371127
- DOI: 10.1111/дюйм.12332
Абстрактный
В сфере психического здоровья все большее признание получает точка зрения людей, имеющих жизненный опыт проблем с психическим здоровьем и обращающихся за услугами по охране психического здоровья. Как равные работники, эти люди могут использовать свой особый опыт, чтобы помогать и поддерживать коллег и профессиональных опекунов, а также участвовать на всех уровнях систем охраны психического здоровья. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы разработать концептуальную основу, представляющую движущие силы равных работников для выполнения своего положения в системах охраны психического здоровья. Был применен подход качественного интервью с использованием принципов обоснованной теории. В течение 5 месяцев в 2014-2015 гг. были проведены полуструктурированные интервью с 14 равными работниками в стационарных и общинных системах охраны психического здоровья. Возникшая концептуальная основа показывает, что равные работники стремятся к созданию положительной идентичности. Этот процесс приводится в действие движущими силами, отражающими стремление к нормализации и стремление к самосохранению. Равные работники реализуют значимую занятость, используя свой жизненный опыт в качестве актива, освобождая себя от ограничительных ролевых моделей и разрушая стигму и табу. В качестве предварительного условия участия в этих процессах нормализации равные работники считают, что им необходимо обеспечить свое самосохранение, уравновешивая появление неблагоприятных эмоциональных колебаний. Концептуальная основа может дать информацию для разработки условий работы, в которых равные работники вносят подлинный и значимый вклад, при этом им предлагается достаточная поддержка и возможности обучения для управления своим благополучием.
Ключевые слова: личность; забота о психическом здоровье; медсестра; коллега-работник; качественное исследование.
© 2017 Австралийский колледж психиатрических медсестер Inc.
Похожие статьи
Лиминальность в профессиональной идентичности работников службы поддержки в области психического здоровья: качественное исследование.
Симпсон А., Остер С., Мьюир-Кокрейн Э. Симпсон А. и др. Int J Ment Health Nurs. 2018 апр; 27 (2): 662-671. doi: 10.1111/inm.12351. Эпаб 2017 26 мая. Int J Ment Health Nurs. 2018. PMID: 28548455 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Переход от пациента к коллеге по психическому здоровью: обоснованный теоретический подход.
Дебисер Б., Бербен К., Бекман Д., Депроост Э., Ван Хекке А., Верхаге С. Дебизер Б. и соавт. Int J Ment Health Nurs. 28 апреля 2019 г. (2): 560-571. doi: 10.1111/inm.12561. Epub 2018 21 декабря. Int J Ment Health Nurs. 2019. PMID: 30575270
Внедрение ролей равных работников в командах службы охраны психического здоровья Великобритании: качественный анализ организационных преимуществ и проблем.
Гиллард С.Г., Эдвардс С., Гибсон С.Л., Оуэн К., Райт С. Гиллард С.Г. и соавт. BMC Health Serv Res. 2013 24 мая; 13:188. дои: 10.1186/1472-6963-13-188. BMC Health Serv Res. 2013. PMID: 23705767 Бесплатная статья ЧВК.
Качественное исследование сверстников в рамках программы «Партнеры в выздоровлении» в Австралии.
Херли Дж., Кашин А., Миллс Дж., Хатчинсон М., Козловски Д., Грэм И. Херли Дж. и др. Int J Ment Health Nurs. 2018 фев; 27(1):187-195. doi: 10.1111/inm.12308. Epub 2016 21 декабря. Int J Ment Health Nurs. 2018. PMID: 28000980
Новые способы работы в службах охраны психического здоровья: качественное сравнительное тематическое исследование, оценивающее и информирующее о появлении новых ролей равных работников в службах охраны психического здоровья в Англии.
Гиллард С., Эдвардс С., Гибсон С., Холли Дж., Оуэн К. Гиллард С. и соавт. Саутгемптон (Великобритания): Библиотека журналов NIHR; 2014 июль. Саутгемптон (Великобритания): Библиотека журналов NIHR; 2014 июль. PMID: 27466663 Бесплатные книги и документы. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Эффективность улоа как модели поддержки тонганцев, испытывающих психические расстройства.
Вака С., Хамер Х.П., Месуи-Генри А. Вака С. и др. Int J Ment Health Nurs. 2022 Декабрь; 31 (6): 1438-1445. doi: 10.1111/inm.13044. Epub 2022 24 июля. Int J Ment Health Nurs. 2022. PMID: 35872607 Бесплатная статья ЧВК.
[Опыт работы по взаимной поддержке среди людей с психическими заболеваниями в сообществе: обоснованный теоретический подход].
Хён М.С., Ким Х., Нам К.А., Ким С.И. Хён М.С. и др. J Korean Acad Nurs. 2022 Апрель; 52 (2): 187-201. doi: 10.4040/jkan.21208. J Korean Acad Nurs. 2022. PMID: 35575111 Корейский язык.
Взгляд коллеги по психическому здоровью на ресурсы, полученные на основе результатов исследования жизненного опыта: исследование Delphi.
Ли С., Хани А., Конильо Ф., Шекен П. Ли С и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 24 марта; 19 (7): 3881. дои: 10.3390/ijerph29073881. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35409560 Бесплатная статья ЧВК.
«Это больше, чем просто упражнение»: индивидуальные упражнения в общественном центре деятельности в качестве пограничного пространства на пути к восстановлению психического здоровья и гражданству.