Единство свободы и ответственности личности: Ошибка 403 — доступ запрещён

Содержание

§ 3. Свобода и ответственность личности

Вопрос о свободе — старый и вечно новый вопрос, который всегда стоял перед философами. Он, по словам Г.В. Плеханова, как сфинкс, говорил каждому из мыслителей: разгадай меня или я пожру твою систему! [9]

9 См.: Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории // Избр. филос. произведения М., 1956, Т. 2. С. 303.

325

С точки зрения обыденного сознания быть свободным — значит беспрепятственно делать то, что я желаю, и так, как я хочу. Этот очевидный для здравого смысла вывод практически поддерживается и философией. Б. Спиноза называет свободной такую вещь, которая существует по необходимости собственной природы и определяется к действию сама собой. Именно поэтому свобода для него есть познанная необходимость. Примерно такую же мысль мы встречаем и у И. Канта, а позднее и у других философов, которые рассматривали свободу как подчинение закону, как действие со знанием дела, а значит и как утверждение личностью самой себя.

В этом смысле свобода неизбежно включает в себя два непременных условия. Во-первых, это возможность выбора цели действия, или свобода воли, а во-вторых, это возможность достичь поставленной цели, или свобода самого действия. Оба эти условия, или обе стороны свободы одинаково необходимы для того, чтобы быть свободной личностью. Это значит, что от свободы нельзя отрезать ни кусочка, ибо в этом кусочке и сосредоточивается сразу вся свобода (М.А. Бакунин).

Однако, определив свободу личности как познанную необходимость, как ее выбор и действие со знанием дела, необходимо ответить также и на вопрос о том, от чего зависит ее свобода, чем она детерминируется?

В ответе на этот вопрос в философии существует два подхода.

Первый подход связывает свободу личности с обществом, рассматривает ее в зависимости от типа и состояния общественной жизни людей. Такая позиция нашла свое яркое выражение в известной ленинской формуле: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

На первый взгляд, кажется, что в таком случае вообще нельзя говорить о свободе личности, ибо она всецело ограничена социальными условиями. Однако марксизм, который отстаивает эту позицию, не отрицает свободу.

К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, но они свободны в выборе ее целей и средств. С точки зрения марксизма абстрактной свободы нет, ибо свобода всегда конкретна и относительна. Ее мера определяется уровнем развития общественного способа производства и всегда увязывается с классами и другими социальными группами. Это означает, что свобода личности достигается вместе с развитием общества, достижением им свободы. Согласно К. Марксу, по мере развития истории, когда объективные чуждые человеку силы природы и общества все более будут поступать под контроль самих людей, когда стихийные процессы будут заменяться сознательными и планомерными их действиями, тогда непредвиденные экономические и прочие социальные последствия этих действий в значительной степени будут исключаться, и общественная деятель-

326

ность людей станет подлинно свободным и сознательным историческим творчеством (закон роста объема общественной свободы в истории). Однако для того, чтобы личность смогла завоевать свободу, считает К. Маркс, необходимо упразднить институт частной собственности, а вместе с ним ликвидировать и антагонистические классовые отношения. Это возможно, по Марксу, лишь в коммунистическом обществе, когда произойдет не только скачок всего человечества из царства необходимости в царство свободы, но и начнется истинное царство свободы каждой личности. Именно с коммунизма, пишет в «Капитале» К. Маркс, «начинается развитие человеческой силы, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе» [10]. Таким образом, показывая, что свобода личности возможна лишь в свободном обществе, марксизм постоянно подчеркивает, что для того чтобы в полной мере была достигнута индивидуальная свобода, цели, которые ставит перед собой каждая отдельная личность, должны согласовываться с интересами остальных составляющих общество людей.

Это положение марксизма нередко подвергается критике за то, что индивидуальная воля здесь якобы заменяется коллективной и тем самым как бы отменяется самое бытие личности. Полагают, что в данном случае человек отчуждается от своего «я», чтобы стать винтиком общественной машины. Конечно, такая критика имеет свои основания, поскольку есть немало примеров того, как личность, ее свобода действительно подавляются обществом, коллективом. Вместе с тем, однако, нельзя не согласиться с К. Марксом, что только в обществе, в коллективе — личность получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в обществе, вместе с другими людьми и возможна личная свобода [11].

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. С. 387.

11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 75.

Второй подход связывает свободу, ее осуществление с самим человеком. Такая позиция наиболее ярко выражена в философии экзистенциализма. Рассматривая свободу условием и способом самореализации человека, его возможности быть самим собой, экзистенциалисты считают, что человек «приговорен» к свободе, ибо он независим ни от кого и ни от чего.

Он одинок в этом мире, считают они, и он не может ни на кого надеяться, из-за того, что все люди обречены быть свободными, а значит, могут изменить свое решение, отказаться от решения, которое им не под силу. (Сегодня они за демократию, а завтра могут предпочесть ей фашизм именно из-за того, что свобода изначально владеет каждым человеком.). Другими

327

словами, свобода для экзистенциалистов — это основание бытия и она не имеет другой цели, кроме себя самой. Именно поэтому свобода вовсе не нуждается в осуществлении, полагают они. Человек, пишет Ж.-П. Сартр, тем более свободен, чем больше препятствий на его пути. Так, например, человек, сидящий в тюрьме, считает он, свободен, так как у него есть возможность бежать из нее.

Однако было бы неправильно полагать, что свобода в экзистенциализме есть нечто анархическое. И для экзистенциалистов свобода также не есть каприз (делать все, что угодно и как хочется). Экзистенциалисты объясняют, что всякий выбор и действие человека всегда происходит в определенной ситуации, то есть в мире и в окружении других людей.

Тем самым экзистенциалисты признают, что и выбор, и действие индивида все же зависят от других людей, ибо в определенной мере их ограничивают. Однако, поскольку не человек владеет свободой как свойством, а, напротив, свобода как бытие изначально владеет человеком, то в каждом конкретном случае, что бы личность ни делала, она не может не взять на себя полную ответственность за свой выбор и действие. Ведь хотя свобода личности, с точки зрения экзистенциалистов, и не зависит от других, однако, как только начинается выбор или действие, человек вынужден желать вместе со своей свободой свободы других людей. Конечно, считают экзистенциалисты, человек может отказаться от свободы. Однако, отказываясь от свободы, человек тем самым отказывается от своей личности, он перестает быть самим собой, становится как все. А это по существу означает, говорит М. Хайдеггер, что человек погружается в безличный мир, в котором все анонимно, и, где никто ничего не решает и не несет ответственности. Но человек — это свободная личность, и как свободная личность она ответственна и за себя и за других людей.
Вот это положение экзистенциализма о единстве свободы и полной ответственности за свой выбор и свои действия самой личности (если не я, то кто?) является особо значимым, поскольку заставляет нас пристальнее взглянуть на роль самой личности в достижении своей свободы в обществе. Кроме того, это положение как бы ориентирует нас учитывать значение внутренней свободы — свободы духа, власти человека над собой, а не только внешней свободы (природных и социальных условий его общественного существования).

Вместе с тем было бы неправильно абсолютизировать роль самой личности в достижении своей свободы. Понятно, что свобода личности неотделима от свободы общества. Ведь цели, которые ставит человек, не есть только результат его воли, они одновременно обусловлены существующим положением вещей, обстоятельствами его общественной жизнедеятельности. (В противном случае мы будем иметь дело не со свободным человеком, а с существом, которое, как говорил еще Лессинг, только тогда свободно, когда оно действу-

328

ет по капризу, не справляясь с обстоятельствами. ) Все дело в том, что эти обстоятельства общественной жизни создают (или не создают) для человека известное многообразие целей, набор возможностей и средств их реализации. И чем полнее и точнее оцениваются человеком действительные возможности и средства общественного развития, тем свободнее он в своем выборе и действиях, тем больший простор открывается перед ним для выдвижения целей и нахождения необходимых средств, предоставляемых обществом в его распоряжение, тем значительнее перспективы творческого созидания нового и его личной свободы.

Таким образом, общество, общественные условия — необходимое условие свободы личности. Однако нельзя забывать и о внутренней свободе человека, его духовном самоопределении (свободе духа, власти человека над своим телом и душой). Ведь обстоятельства или мотивы, как говорил еще Гегель, господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это. Именно поэтому подлинно свободной личностью может быть только духовно самостоятельный человек, способный «созидать свой дух из материала своих страстей и талантов» [12], и только такой человек, который всегда ответствен за свой выбор и свои действия перед собой и другими людьми.

12 См.: Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности М., 1993.

Личная свобода, следовательно, самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки. Ответственность — сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и/или принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей ее практической деятельности. Ответственность, как и свобода, целостна, она либо есть, либо ее нет. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экологической и т. д. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность. Ведь ответственность — это регулятор поступков личности, она внутренняя пружина ее дисциплины и самодисциплины, не по-

329

зволяющая рассматривать и использовать свободу как вседозволенность. Именно такого рода связь свободы и ответственности отражает объективный конкретно исторический характер взаимоотношения между личностью и обществом.

Свобода и ответственность всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне (границах) развития его свободы и ответственности. Человек не обладает полной (абсолютной) свободой, а следовательно, и ответственностью, какой бы силой духа, стремлений и желаний их реализовать, он не обладал. Его свобода, а значит и ответственность, всегда относительны, зависимы, переменны и обладают определенной мерой — пределами возможностей их осуществления. Мера (пределы) свободы и ответственности зависят, естественно, от объективных условий жизнедеятельности личности, равно как и от нее самой, ее целей, которые она ставит перед собой и которые претворяет в своей деятельности. Личность не просто выбирает цели из того, что ей предлагает общество, она выбирает их с позиций своих возможностей реализовать эти цели именно в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Конечно, индивид способен делать выбор: сменить сферу деятельности, получить образование, завести семью и т.д., но лишь при условии реальных возможностей все это сделать. Реальные возможности личности в выборе и действиях, хотя и могут быть предельно широкими, тем не менее, не могут быть безграничными. Это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только «здесь-и-теперь», то есть ситуационно. Индивид может со знанием дела и ответственно делать выбор из множества самых разных вариантов и осуществить автономное действие только в рамках своей конкретной деятельности и на ее основе. Выход человека за рамки ситуации своей конкретной деятельности обязывают его овладеть новым знанием дела, чтобы действовать свободно. И так постоянно. Получается, что, как сказал однажды Гете, «свободен первый шаг, но мы рабы другого». Иначе говоря, человеку все время нужно как бы завоевывать свою свободу, ставя перед собой все новые и новые цели. Однако сделать он это может, конечно, только вместе с другими людьми, делая свободным и общество, в котором он живет, ибо нельзя быть свободным для себя, будучи несвободным от других. Такое неустанное движение к свободе, ответственности, их постоянное достижение в жизнедеятельности человека способствуют реализации его личностного потенциала.

Свобода многогранна, а поэтому для личности нет предела в овладении ее разными видами и гранями. В этой связи можно говорить об экономической, политической, духовной свободе, разных уровнях их достижения личностью. Можно говорить о внешней (сво-

330

боде «от») и внутренней (свободе «для») поступать не по принуждению, а согласно своим желаниям, самостоятельно осуществлять выбор и действие. В любом случае следует помнить, что к свободе относится не только то, чем человек живет, но также и то, как он живет, не только тот факт, что он осуществляет свободу, но и тот факт, что он делает это свободно [13].

Оборотной стороной свободы может быть самоотрицание собственной свободы, а значит и ответственности, бегство от них. «Люди боятся свободы» — такой диагноз поставил Э. Фромм [14]. Бегство от свободы — это особый феномен. Он связан с утратой ответственности. С ростом и расширением свободы люди вынуждены брать на себя бремя ответственности, которое прежде несли на себе надиндивидуальные социальные структуры (государство, общество). Но бремя ответственности — тяжелое бремя, оно гнетет человека, заботит его, а следовательно, «размывает» состояние, чувство комфортности бытия. Вот почему человеку порой проще избавиться от ответственности и свободы, перепоручив собственную судьбу и личную свободу другому или другим.

13 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 68.

14 См.: Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

Э. Фромм выделяет несколько распространенных способов отказа от свободы воли и действия людей в современном обществе:

1. Авторитаризм — стремление к господству или подчинению.

2. Насилие, агрессия — стремление устранить или разрушить существующий мир и порядок.

3. Конформизм — абсолютно некритическое принятие всех социальных норм, установлений, шаблонов и следование им в своей каждодневной жизненной практике.

4. Растворение индивидуального человеческого сознания с помощью медитаций и других подобных практик в каком-либо Абсолюте или слиянии с Божественным Разумом. Эти пути бегства, считает Э. Фромм, имеют вынужденный характер, ибо они обусловлены существующим разрывом между личностью и обществом, и свидетельствуют о развивающейся тенденции полного отказа от индивидуальности и целостности человеческого «я».

Таким образом, подытоживая сказанное, подчеркнем, что именно философия раскрывает подлинное величие человека, защищает его неотъемлемые права на свободу и соответствующие этой свободе достойные условия жизни. Соответственно, философия учит, что и общество должно состоять из личностей равно бесценных и неповторимых между собой, деятельность которых будет взаимно дополняющей, создающей как самого человека, так и те общественные отношения, в которых люди живут и развиваются.

331

Лекция XIV

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

Свобода без ответственности — разрушение мира

В сентябре 2014 года вышло специальное издание книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии.

Права человека и достоинство личности», подготовленное для VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», которому в этом году исполнилось 10 лет. Тема фестиваля в нынешнем году была связана именно с тем, как в Церкви реализуются свобода и ответственность.

Впервые труд Святейшего Патриарха был издан в 2008 году. В 2009 году вышли два его перевода: на испанский и немецкий языки. В 2010 году состоялись презентации изданий книги на армянском, итальянском и польском, в 2011 году — на английском, арабском и греческом, а в 2012 году — на эстонском, латышском, литовском, болгарском, японском и на иврите. В общей сложности книга Предстоятеля Русской Православной Церкви к настоящему времени издана на шестнадцати языках. Книга, специально переизданная к фестивалю, дополнена трудами последних пяти лет служения Патриарха.

В предисловии к книге Святейший Патриарх подчеркивает: «Сегодня, когда происходит стремительное развитие средств массовой информации, данная тема особенно важна. Христианская миссия в медиапространстве невозможна без свободы, без религиозной свободы, без свободы слова, которую наша Церковь вновь обрела после многих лет преследований и гонений. Обладая этой свободой, мы призваны убедительно свидетельствовать о Господе нашем Иисусе Христе как ближним, так и дальним, чтобы спасительный свет евангельской истины просвещал людские сердца».

Книга состоит из статей и выступлений разного времени, посвященных теме прав человека, важной как в российском обществе, так и в глобальной дискуссии о свободе. В одном из выступлений Святейший Патриарх рассказывает: «Где-то в конце 1990‑х годов я очень серьезно стал размышлять на тему человеческой свободы. Эти размышления поглощали все мое время. Благодарю Бога, что, несмотря на большую занятость, у меня была возможность многое прочитать и многое переосмыслить. В конце концов, мне совершенно четко и определенно стало ясно, что одним из величайших заблуждений, в которые впадало человечество в своем цивилизационном развитии, было разрушение связи между свободой и нравственным чувством».

Большинство материалов в книге — доклады и выступления перед аудиторией, поэтому на протяжении всего издания звучат риторические вопросы: мы живем правильно или неправильно? Правильно ли устроена наша жизнь? Способна ли наша планета существовать в условиях постоянной экономической экспансии, при постоянном росте населения, при постоянно увеличивающейся нагрузке на окружающую среду? Не являются ли бедствия, царящие в мире, результатом внутренней болезни человечества? Делают ли человека счастливым все выше поднимаемая планка потребления, все большие возможности, все больший комфорт, все большее бытовое благополучие? Что делать, если есть люди, несогласные с традиционной моралью, которой придерживается большинство людей планеты? Почему мнение большинства игнорируется и не учитывается в устройстве современного общества?

Предлагаем вашему вниманию выдержки из книги «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности».

Ощущение свободы неотделимо от понимания ответственности

«Именно совокупность свободы и ответственности дает ориентиры развития для личности и общества в целом. Ценность ответственности человека не может быть уделом правовой системы, однако последняя не должна игнорировать роль ответственности личности в реализации прав и свобод. Ответственность человека восстанавливает его связи с окружающими в обществе, возлагая на нас заботу о близких и дальних, о всем Божием творении. Мы несем ответственность за последствия своего выбора перед самими собой и перед окружающими. <…> Свобода выбора, которую исповедует современный мир, сама по себе не способна принести человеку счастье и благополучие, когда выбор определяется исключительно материальными факторами. Ведь выбор в пользу зла обесценивает человеческую свободу, особенно если она используется для разрушения достоинства личности. Мы не можем оправдывать тиранию, деспотизм, терроризм, но ведь каждый, кто применяет эти порочные практики, — они же тоже свободны избирать то, что хотят избрать» (из выступления на заседании Европейского совета религиозных лидеров «Права человека и традиционные ценности в Европе». 21 июня 2011 г.).

***

«…Нравственные ценности универсальны, а потому мы должны привести в гармоничное соотношение две ценности, которые принадлежат природе человека, — свободу и нравственную природу. Если мы вводим свободу и нравственную ответственность в соприкосновение, мы обеспечиваем ответственное поведение личности перед собой, перед семьей, перед окружающими, перед обществом, перед всем Божиим творением» (из слова на встрече с членами Глобальной группы по лидерству при Всемирном экономическом форуме в Давосе. 12 марта 2011 г.).

***

«Раскрепостить человеческий инстинкт очень просто. Мы сегодня, включая телевизор, можем с легкостью убедиться в этом. Нет ничего проще, чем раскрыть эти темные дионисийские начала в человеческой жизни. Но когда свобода становится кумиром, когда свобода отрывается от чувства ответственности, тогда это становится смертельно опасным» (из слова на Юбилейном акте, посвященном 200‑летию Санкт-Петербургской Духовной Академии. 9 октября 2009 г. ).

Какова миссия Церкви в современном мире?

«Сегодня, как и во все времена, миссия Церкви состоит в борьбе за человека, против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее к Богу — это неотложная задача, которая стоит сегодня перед нами» (Русская Церковь и европейская культура // Эксперт. 2010. № 4/690).

***

«…Есть одно непременное условие для достижения единства Церкви и обновления человечества. Этим условием является покаяние. Покаяние — метанойя — есть переменение старого порядка жизни и строя духа, есть осознание неправды и ее отрицание, есть перестройка в самом глубинном смысле этого слова» (из доклада на I Международном богословском семинаре «На пути к богословию мира». 14–18 декабря 1987 г.).

Мораль — одна

«Одним из аргументов против присутствия норм морали в публичной сфере является утверждение о том, что единой морали не существует. “Сколько людей, столько и мнений, — а значит, столько же и подходов к морали”, — говорят противники поддержки нравственности в общественной жизни. Нет, мораль — одна. <…> Единство морали основано на таком свойстве человека, как совесть. Различные мировоззренческие традиции могут возводить ее к разным источникам. Христианство полагает, что это заложенный в человека Божественный закон, который подсказывает ему, что опасно для него, а что нет» (из выступления на семинаре «Эволюция моральных ценностей и прав человека в многокультурном обществе». 30 октября 2006 г.).

Когда грех становится нормой

«Никогда в своей истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта — социального, культурного и мировоззренческого. Мечты о карьере, отношение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления — все это подвергается тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия “нравственность”. Есть только понятие “комфорт”. Если в прошлом человек мыслил категориями добра и зла, ставил вопрос о моральной допустимости каких-то явлений, то сегодня всем гораздо проще мыслить в категориях “комфортно — некомфортно”, “выгодно — невыгодно”, “прибыльно — неприбыльно”» (из выступления на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий. 30 мая 2012 г.).

Связан ли грех с концом человеческой истории?

«…Грех несовместим с жизнью “на дальнюю перспективу”, потому что грех — это зло. Он несовместим с жизнью, жизнь возможна только тогда, когда добра больше, чем зла. Конец человеческой истории наступит тогда, когда зло восторжествует над добром в глобальном масштабе. Поэтому игнорировать фундаментальные нравственные ценности жизненно опасно для человеческой цивилизации» (из слова на встрече с председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлютом Чавушоглу. 13 октября 2010 г.).

Фото из открытых интернет-источников

«Саратовская областная газета» № 169 (3513) и № 170 (3514)

Свобода, зависимость и участие | Свобода и ответственность в неоплатонической мысли

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода и ответственность в неоплатонической мыслиИстория западной философииМетафизикаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода и ответственность в неоплатонической мыслиИстория западной философииМетафизикаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Куп, Урсула, «Свобода, зависимость и быть частью», Freedom and Responsibility in Neoplatonist Thought (

Oxford , 2020; онлайн-издание, Oxford Academic, 21 мая 2020 г. ), https://doi.org/10.1093 /oso/9780198824831.003.0009, по состоянию на 5 июля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода и ответственность в неоплатонической мыслиИстория западной философииМетафизикаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода и ответственность в неоплатонической мыслиИстория западной философииМетафизикаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Определенные способы быть частью большего целого угрожают подорвать индивидуальную свободу воли и, следовательно, свободу. В этой главе рассматриваются три таких отношения части к целому, о которых говорил Плотин. В разделе 1 обсуждаются причины, по которым Плотин отрицал, что индивидуальные человеческие души являются частями мировой души. Раздел 2 спрашивает, как свобода индивидуальной души (или интеллекта) может быть совместима с ее принадлежностью к ипостаси (Душа или Интеллект). В разделе 3 обсуждается точка зрения Плотина о том, что индивидуальная человеческая душа является частью провидения, но что то, что делает человек, тем самым не также делается провидением.

Ключевые слова: свобода, целое, часть, ипостась, мировая душа, индивидуальные души, провидение, Плотин

Предмет

История западной философии Метафизика

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Что для вас значит свобода? « Специальные проекты

Члены сообщества округа Кларк рассказывают о том, как американские идеалы подвергались сомнению, изменялись и подтверждались

В этот самый необычный год День независимости тоже отличается.

Праздник, украшенный красными, белыми и синими лентами, посвящен подписанию Декларации независимости. Но 2020 год стал испытанием концепций свободы и ответственности как никакой другой последний год. Эти темы обыгрывают истории как пандемии коронавируса, так и борьбы с системным расизмом.

Мы связались с группой членов сообщества и спросили их, что для них значит свобода, и как их представления были оспорены, изменены или подтверждены.

Что для вас значит свобода в этот уникальный момент истории?

— Крейг Браун, редактор Колумбии

Увеличить

Дрю Холли из Риджфилда — сорежиссёр и продюсер документального фильма «Солдаты буйволов Тихоокеанского Северо-Запада».

Алиша Ючевич/Колумбийские файлы

Дрю Холли

Сорежиссер и продюсер документального фильма
«Солдаты буйволов Тихоокеанского Северо-Запада»

Свобода для меня — это возможность пойти на утреннюю пробежку или взять с собой дочерей на ходить или ехать в магазин, не беспокоясь о том, что на них нападет какой-нибудь полицейский или расист, который не знает меня или не может идентифицировать себя со мной, потому что мы разные.

Свобода — это право быть другим.

Будучи чернокожим, живущим в сельской местности округа Кларк, я каждый день проезжаю мимо флага Конфедерации, и мне напоминают о том, что я недооцениваю свою свободу.

Свобода — это страх жить в тени чьей-то ненависти? Чувствует ли свобода преследования со стороны тех, кто цепляется за прошлое, в котором люди, похожие на меня, были рабами? Является ли свобода чувством, что полиция преследует мой цвет кожи? Является ли свобода президентом, который говорит, что сторонники превосходства белой расы тоже хорошие люди? Америка была основана на лжи, что все люди созданы равными.

Темнокожие больше, чем любая другая раса, боролись за то, чтобы превратить эту ложь в правду, хотя наша страна сейчас довольно далека от этого. Люди, у которых нет свободы, борются за нее сильнее всего.

Тем не менее, я надеюсь, что если мы познакомимся с нашими соседями, которые отличаются от нас самих, мы сначала увидим в них людей.

Хотя моя культура и одежда могут отличаться от ваших, я отец, муж и личность.

Но вы должны знать, что мой День Независимости — 16 июня.

Увеличить

Джейми Спинелли работает социальным работником в Службе общественных служб Северо-Запада.

Алиша Ючевич/Колумбийские файлы

Jamie Spinelli

Защитник прав бездомных и помощь сверстникам в жилищной поддержке CVAB (Community Voices Are Born)

В детстве я узнал, что Америка — самое свободное место на Земле. Любой мог быть тем, кем хотел, и возможности были безграничны, если бы я приложил усилия. Я узнал, что наши свободы слова, религии и так далее распространяются на всех.

В молодости я был тронут до слез, читая стихотворение Эммы Лазарус «Новый Колосс» во время посещения Статуи Свободы: «Отдайте мне ваши усталые, ваши бедные/ Ваши сбившиеся в кучу массы, жаждущие дышать свободно/ Жалкие отбросы твой многолюдный берег./ Пошли мне этих, бездомных, буревестников…».

Я гордился Америкой. Мне посчастливилось жить в месте, которое ценит и воплощает в себе такие качества, как сострадание, сочувствие и принятие, и заботится о своих людях, приветствуя при этом больше людей.

Чтобы снова быть молодым, верно? Сегодня я не вижу, чтобы мы заботились о наших уставших, бедных и бездомных. Фактически, я наблюдаю, как беззащитных людей перегоняют, как скот, из одного квартала в другой по просьбе тех, у кого есть деньги, собственность, власть или влияние. Кажется, что свободой пользуются только те, кто может за нее платить. Если кто-то должен спрашивать разрешения делать вещи, необходимые для выживания — есть, спать, пользоваться туалетом — он не свободен. Сосредоточение внимания на наших личных свободах, автономии и качестве жизни сделало нас злыми, властными, боязливыми, жадными, подавленными и зависимыми. Мы причиняем себе страдания, не заботясь больше друг о друге. Мы не испытаем настоящей свободы, пока свобода других не будет угрожать нашей собственной.

Увеличить

Ларри Дж. Смит — бывший член городского совета Ванкувера.

Колумбийские файлы

Ларри Дж. Смит

Полковник армии США в отставке, бывший член городского совета Ванкувера
и первый гражданин округа Кларк 2017

Будучи маленьким мальчиком, я узнал значение нашего празднования Четвертого июля и Декларации независимости от своего отца, профессионального морского офицера, и благодаря участию в Cub Scouts.

Свобода для меня, как и для многих других в нашей стране, это демократия, права, свобода, возможности и равенство. Более того, речь идет о возможности для процветания и успеха, а также восходящей мобильности для семьи и детей, достигнутых благодаря упорному труду и приверженности делу. Мой отец, продукт Великой депрессии и Второй мировой войны, подчеркивал важность того, чтобы вам ничего не давали; вы должны много работать для успеха. Таким образом, наша страна является одной из самых свободных наций на земле; наши граждане пользуются огромной свободой благодаря тому, как наше правительство было создано основателями. Демократия – это правительство, при котором народ может выбирать наших лидеров. Вслед за отцом я сделал карьеру в армии США.

В Декларации независимости говорится, что мы «наделены нашим Создателем определенными неотъемлемыми правами, включая право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Тогда афроамериканцы и женщины не считались равными. Наша Конституция и поправки касаются равенства и справедливости, но многое еще предстоит сделать — особенно в нашей правовой системе — чтобы привести всю Америку, особенно афроамериканцев, к равным правилам игры. Я надеюсь.

Увеличить

Сьюзан Расмуссен дает показания перед выборными должностными лицами округа в 2016 году.

The Columbian files

Susan Rasmussen

Резидент La Centre и президент организации Citizens United округа Кларк

Поскольку я вырос в семье военного, я знаю, на какие жертвы идут бесчисленные мужчины, женщины и их семьи. Спасибо всем, кто служит и служил для защиты наших свобод в этой сложной стране, которую мы называем домом. Да благословит и защитит Господь всех наших действующих военных и ветеранов!

Идеальная свобода — это возможность выбирать и нести ответственность за то, как человек чувствует, действует, реагирует и живет своей жизнью. Как американцы, мы подтверждаем свои свободы, когда приветствуем флаг, поем наш гимн, голосуем и присоединяемся к другим в праздновании рождения Америки 4 июля 1776 года. Декларация независимости определяет нас как свободных американцев с неотъемлемыми правами на жизнь, свободу. и стремление к счастью, с этими правами, обеспеченными правительством, которое получает свои полномочия с согласия управляемых.

Конституция воплощает в себе дух идеальной свободы. Первая поправка дает нам возможность выражать то, во что мы верим, на равных. Объединение граждан округа Кларк регулярно пользуется этим правом с каждым свидетельским показанием, представляемым в открытый доступ. Члены окружного совета недавно собрали битком набитый зал для слушаний мирных наездников, которые выражали свою озабоченность по поводу посягательств на их идеальные свободы.

Американцы продемонстрировали, что готовы пойти на многое, чтобы защитить наши свободы и выразить свои убеждения. Наша Америка находится в стадии разработки и всегда движется к более идеальному и совершенному союзу.

Увеличить

Эванс Кааме, специалист по политологии, является президентом старшего класса Кларк-колледжа 2020 года.

Алиша Ючевич/Колумбийка

Эванс Кааме

Выпускник колледжа Кларка 2020 года

Американский идеал свободы должен зависеть от возможностей, созданных для создания равных условий игры, чтобы каждый человек мог полностью раскрыть свой потенциал.

С тех пор как я приехал в Соединенные Штаты из Кении в августе 2018 года, я вырос в интеллектуальном и социальном плане, эффективно используя возможности, которые у меня были. Говоря об интеллектуальном росте, система образования в Соединенных Штатах находится на уровне мировых стандартов. Меня поразила программа Вашингтона «Бегущий старт», которая позволяет старшеклассникам проходить курсы в колледже для получения степени младшего специалиста. Такой возможности не существует в Кении, где я закончил среднюю школу.

Несмотря на то, что я перевожусь в Университет штата Вашингтон, Кларк Колледж является моим домом; У меня сложились прочные дружеские отношения, которыми я всегда буду дорожить. Во время учебы в колледже Кларка я имел честь служить студентам в качестве президента студенческого самоуправления. В этом качестве я имел честь встречаться с уважаемыми людьми, занимающимися политикой и экономическим развитием.

Основываясь на своем опыте, я бы сказал, что американский идеал свободы таков: вам предоставляется возможность стать тем, кем вы хотите быть. И не останавливаться на достигнутом, жизнь как луковица, чистишь каждый кусочек — свежий и полезный. Используйте каждую часть с пользой и продолжайте расти.

Увеличить

Аннет Неттлз — пастор организации «Любовь в Крестовом служении» в Вашогале.

Предоставленное фото

Аннет Неттлз

Старший пастор организации Love at the Cross Ministries в Вашогале

Я считаю, что идеальная американская свобода — это когда о человечестве судят не по цвету нашей кожи, а по нашему характеру.

Американская свобода — это когда люди имеют право делать выбор, свободный от предубеждений. Когда люди имеют равный доступ к жилью, еде, образованию, занятости и медицинскому обслуживанию — права предоставляются на основе человеческих достоинств и без осуждения.

Америка достигла этого сейчас? Нет. Однако я считаю, что наша страна начала путь к этому.

Движение Black Lives Matter, вдохновленное трагической смертью Джорджа Флойда, охватило нашу страну и весь мир. «Жизни чернокожих имеют значение» — это на самом деле послание человечеству о том, что равенство улучшает все жизни. Несправедливость для одного — несправедливость для всех. Единство может стимулировать изменения. Любовь побеждает ненависть. И уважение ко всем решает эти вопросы.

Я так горжусь своими братьями и сестрами, которые мирно демонстрируют идею о том, что все жизни имеют значение. Равенство, справедливость, единство, любовь и уважение ко всем должны присутствовать сегодня и должны существовать для всех будущих поколений.

Когда мы достигнем этого уровня равенства, справедливости, единства, любви и уважения, мы обретем свободу.

Увеличить

Рой Шимельпфениг — житель Вудленда.

Предоставленное фото

Рой Шимельпфениг

Житель леса и часто пишет письма в Колумбию

Наши отцы-основатели выбрали непревзойденную «структуру правительства», которая полностью посвящена свободе.

Наша свободная воля решает все. Меня еще не отправили в лагерь для интернированных за исповедание христианства. Мне нравятся мои Первая и Вторая поправки, а также правительство «Мы, люди».

Однако в последнее время анархистам разрешено править. Политики, как левые, так и правые, просто стоят и смотрят, как эти радикалы разрушают историю, грабят и сжигают бизнес.

У всех нас есть грех. Но чтобы все это работало на человечество, мы должны обладать еще и прощением, и немного любовью.

Я всегда буду стоять за флаг своей страны и вечно преклонять колени перед Богом.

Спасибо всем нашим военным и правоохранительным органам за то, что они стоят на пути опасности, чтобы мы могли отпраздновать нашу независимость от тирании. Я молюсь, чтобы это было не последним.

Увеличить

Дайана Авалос-Леос была названа первым гражданином округа Кларк в 2020–2021 годах.

Предоставленное фото

Диана Авалос-Леос

Первый гражданин округа Кларк 2020-21

Американский идеал свободы — это возможность свободно говорить без преследований, возможность выражать себя, жить и любить свободно и без страха. Но как женщине со смуглой кожей мне сказали, что я должна поддерживать определенные движения. Мне сказали, что я должен голосовать определенным образом. Но как американец я знаю, что у меня есть свобода говорить то, что я хочу, верить в то, что я выбираю, и голосовать за кого и что я считаю лучшим.

Сегодня мы плохо справляемся с борьбой за американский идеал или передачей его по наследству. В некотором смысле кажется, что в наши дни свобода теряется. Может показаться, что свобода в Америке находится под угрозой, но на самом деле свобода движется. Возникновение движений, призывающих к коренным изменениям в судебной, политической и экономической системах, право на здравоохранение, безопасное доступное жилье, чистый воздух и воду, самовыражение и достоинство демонстрируют американский идеал свободы.

Увеличить

Игорь Шахман — исполнительный директор Ванкуверского симфонического оркестра.

Колумбийские файлы

Игорь Шахман

Ванкуверский симфонический оркестр исполнительный директор

Когда я размышляю об идее свободы, меня переполняет благодарность за возможности, которые были дарованы мне в моей жизни. Я родился в Украине, и мне посчастливилось познакомиться с различными культурами и обычаями, проводя время в разных частях мира.

В эти беспрецедентные, трудные времена великой неопределенности, страха и беспокойства я не могу не думать о том, что прекрасные концепции, составляющие американский идеал свободы — свобода, равенство, возможности и права человека — сейчас как никогда актуальны. раньше в мировом масштабе. Разве не было бы удивительно, если бы люди во всем мире могли отложить в сторону свои разногласия и работать вместе, чтобы сделать мир лучше для всех, независимо от географического положения, политической принадлежности или социально-экономических обстоятельств?

Мне посчастливилось своими глазами увидеть падение железного занавеса, разрушение Берлинской стены и окончание холодной войны. Это был невероятный опыт – увидеть, как люди со всего мира собираются вместе, чтобы общаться и сотрудничать, несмотря на то, что они говорят на разных языках и имеют разное происхождение. Когда границы открылись, высвободилась невероятно мощная сила творчества и сотрудничества, которая позволила людям объединить усилия в научных, культурных и художественных начинаниях.

Я надеюсь, что после нынешних трагических и сложных событий мы все сможем объединить наши усилия и вместе найти путь к лучшему и светлому будущему.

Увеличить

Эрика Эрланд — жительница центра Ванкувера.

Предоставленное фото

Эрика Эрланд

Живет в законном браке со своей женой в центре Ванкувера

Для меня, посреди этого сбивающего с толку момента в истории нашей страны, свобода — это чувствовать облегчение и покой от того, что не нужно просить о свободе другие свободно пользуются.

В 2012 году мы с женой стучали в двери и умоляли незнакомцев заполнить кружок в бюллетене для голосования по почте, что позволило бы нам вступить в законный брак. Это сработало, и в 2013 году мы стали официальной семьей в нашем штате. Два года спустя Верховный суд отменил Закон о защите брака, и в мгновение ока мы вступили в законный брак по всей стране. Все потому, что Эди Виндзор подала свое дело в высший суд страны, чтобы потребовать равного обращения в соответствии с федеральным законом — потребовать свободы.

Однако сегодня гораздо больше людей в моем мире искренне и серьезно задают вопрос: о чем должны просить другие в Америке, что я всегда получал? Безопасно ли — дышать? Возможность — учиться или работать? Или благодать — быть предоставленным в пользу сомнения? Что я считаю само собой разумеющимся из того, о чем другие все еще просят?

И я надеюсь, потому что всем нам, кто может свободно жить в Америке, предстоит осознать, что такое эта свобода. Слушать, когда черные, коричневые и ЛГБТК-американцы умоляют жить достойно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts