Эдипов комплекс что это: Эдипов комплекс. Что такое «Эдипов комплекс»? Понятие и определение термина «Эдипов комплекс» – Глоссарий

Эдипов комплекс. Что такое «Эдипов комплекс»? Понятие и определение термина «Эдипов комплекс» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Эдипов комплекс (англ. Oedipus complex)– группа бессознательных побуждений, любовные и враждебные чувства, которые испытывает ребенок в отношении отца и матери, желая «устранить» родителя своего пола и «обладать» родителем противоположного пола. Называя данный комплекс, Зигмунд Фрейд использовал античный миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на собственной матери.

Суть эдипова комплекса состоит в том, что мальчик испытывает сексуальное влечение к матери и агрессивные чувства к отцу, желая занять его место рядом с матерью. (Существует и женская разновидность данного комплекса – комплекс Электры.) При действии этих противоречивых тенденций, характерных для детей 5-6 лет, включается механизм идентификации: мальчик в символическом плане отождествляется с отцом, которым он хочет быть возле матери, и перенимает особенности мужского поведения, систему моральных норм и ценностей взрослого мужчины. Окончательная идентификация с одним из родителей наступает в подростковом возрасте.

Фрейд выделял особый этап в развитии человека – Эдипову стадию, универсальную для представителей всех культур. В современной науке теория Фрейда подверглась корректировке: психоаналитики отрицают универсальный характер комплекса, а также все чаще делают ставку на социальную, а не на биологическую составляющую. Кроме того, активно оспаривается возможность возникновения данного комплекса у лиц женского пола. В целом термин используют в более широком смысле — для определения разнообразных отношений, возникающих между родителями и детьми.

< Эгоцентризм

Эйфория >

Популярные термины

    Эдипов комплекс

    Память детских наслаждений

    С точки зрения психоанализа наша сексуальность вырастает из переживаний раннего детства. Отсюда и ее сложность: к желанию взрослого примешивается память о чувствах ребенка.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Из-за сексуальных фантазий мужа наши отношения вот-вот разрушатся»
    • «Я живу прошлыми отношениями. Как выстроить новые?»
    • Импотент = насильник? Ученые проверили, насколько это справедливо
    • Магия вечера: 6 правил удачного окончания дня
    • Что такое алекситимия: объяснение медицинского психолога. Проверьте, знакомо ли вам такое состояние
    • Связь поколений: как взрослым внукам выстроить гармоничные отношения с бабушками и дедушками
    • «…Тебя несет. И ты не можешь остановиться»: что не так с Красовским и его скандальным заявлением
    • «Норд-Ост»: 20 лет спустя — как живут близкие жертв теракта

    Сегодня читают

    • «Муж ушел к беженке из Украины, которая младше его на 20 лет»
    • 8 запретных тем для разговора
    • Татьяна Мингалимова: «Секс — это весело»
    • «Отчим домогался меня, но мама все равно сохранила с ним отношения»
    • «После смерти супруга начала встречаться с новым мужчиной, но боюсь, что свекровь меня осудит»
    • Должен ли взрослый ребенок давать деньги в семью?

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    ЭДИПОВ КОМПЛЕКС | это.

    .. Что такое ЭДИПОВ КОМПЛЕКС?

    ТолкованиеПеревод

    ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
    ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

    ЭДИПОВ КОМПЛЕКС – в психоанализе половое влечение к родителю противоположного пола и сопутствующее этому влечению чувство соперничества по отношению к родителю того же пола; критическая стадия в процессе нормального развития. Понятие введено Зигмундом Фрейдом в его работе «Толкование сновидений» (1899). Термин берет начало в греч. мифе о фиванском герое Эдипе, который, сам того не подозревая, убил отца и женился на собственной матери; женский вариант – комплекс Электры – получил название от др. мифологической фигуры, которая помогла убить свою мать. Фрейд приписывал эдипов комплекс детям в возрасте от трех до пяти лет. Он считал, что данная стадия обычно заканчивается, когда ребенок уже идентифицировался с родителем того же пола и подавил свои сексуальные инстинкты. Если до этого взаимоотношения с родителями были довольно теплыми и нетравмирующими и если стиль отношения родителей к ребенку был ни слишком запретительным, ни чрезмерно поощряющим, то эта стадия развития проходит благополучно. Однако при наличии психологической травмы имеет место детский невроз – важный предвестник сходных реакций человека в течение его последующей взрослой жизни. Суперэго – самое важное достижение человеческого разума, моральный фактор, главенствующий в сознании взрослого человека, – также берет свое начало в процессе преодоления эдипова комплекса.

    см. также ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

    Философский энциклопедический словарь. 2010.

    ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

        ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — понятие психоанализа 3. Фрейда. Названо по имени героя древнегреческой трагедии царя Эдипа, который, не зная этого, убил собственного отца и женился на собственной матери; узнав истину, он ослепил себя.

    Для аналогичных переживаний девочек Фрейд ввел понятие “комплекс Электры”. Согласно Фрейду, в фаллической фазе сексуального развития (в возрасте 3—5 лет) ребенок сталкивается с острым конфликтом в отношении своих родителей. Так, мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и желание устранить отца в качестве соперника (позитивный Эдипов комплекс). Страх наказания со стороны отца (комплекс кастрации) приводит мальчика к отказу от либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Не будучи в состоянии избавиться от отца, мальчик идентифицирует себя с ним, перенимая черты взрослого мужского поведения, а также систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого, которые отныне становятся частью его личности. Наблюдается и противоположное желание — заменить отцу мать в качестве объекта желания (негативный Эдипов комплекс). Часто обе формы сочетаются, и возникает амбивалентная установка по отношению к родителям — следствие бисексуальности, внутренне присущей каждому человеку.
    Для Фрейда и представителей классического психоанализа Эдипов комплекс стал краеугольным камнем их теории, а также их понимания невротических конфликтов и психопатологического развития. В современном психоанализе понятие Эдипова комплекса часто употребляется в широком значении, для обозначения и характеристики всей гаммы отношений внутри “семейного треугольника” (мать—отец—ребенок).

        В. В. Старовойтов

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

    .

    Поможем написать курсовую

    • ЭДДИНГТОН
    • ЭДУАРДС

    Полезное


    Эдипов комплекс | Определение и история

    Зигмунд Фрейд

    Смотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Зигмунд Фрейд Эрнест Джонс
    Похожие темы:
    психологическое развитие фаллическая стадия Комплекс Электра кастрационная тревога сложный

    Просмотреть весь связанный контент →

    Самые популярные вопросы

    Что такое Эдипов комплекс?

    Эдипов комплекс — это психоаналитическая теория, предполагающая, что дети испытывают собственнические сексуальные влечения к своим родителям противоположного пола, рассматривая однополых родителей как соперников, и что комплекс разрешается, когда дети преодолевают свои кровосмесительные и соперничающие эмоции и начинают рассматривать своих однополых родителей как образец для подражания.

    Основанная психоаналитиком Зигмундом Фрейдом в 1899 году, эта теория противоречива.

    Кто теоретизировал Эдипов комплекс?

    Эдипов комплекс был предложен психоаналитиком Зигмундом Фрейдом как часть его теории о том, что детское развитие можно разделить на психосексуальные стадии, отличающиеся предполагаемой сексуальной фиксацией детей на разных частях тела.

    Почему это называется Эдипов комплекс?

    Эдипов комплекс назван в честь греческого мифа об Эдипе, фиванском царе, который невольно убил своего отца и женился на своей матери. Зигмунд Фрейд использовал этот миф как параллель со своей теорией о том, что детей привлекает родитель противоположного пола и они испытывают ненависть к родителю своего пола.

    Присущ ли Эдипов комплекс девочкам?

    Хотя Зигмунд Фрейд обычно рассматривал Эдипов комплекс в мужском контексте, он считал, что он проявляется как у мальчиков, так и у девочек.

    Для девочек Фрейд предложил уникальное явление, известное как «зависть к пенису», при котором девочки испытывают обиду на своих матерей за то, что они не предоставили им пенис. В качестве альтернативы бывший сотрудник Фрейда Карл Юнг ввел термин «комплекс Электры», чтобы описать привязанность девочки к отцу и неприязнь к матери.

    Эдипов комплекс реален?

    Многие аспекты Эдипова комплекса подвергались критике. Критики утверждают, что теория была создана с минимальными доказательствами, что затрудняет обоснование ее как универсального явления без учета различных культурных и социальных факторов. Некоторые критики Зигмунда Фрейда сосредоточили свое внимание на более широком значении его теории гендера и сексуальности — например, на его идее, которая сильно оспаривается, что гомосексуальность проистекает из ненормального разрешения эдипова комплекса. Учить больше.

    Эдипов комплекс , в психоаналитической теории желание сексуальных отношений с родителем противоположного пола и сопутствующее чувство соперничества с родителем того же пола; важный этап нормального процесса развития. Зигмунд Фрейд представил эту концепцию в своем « толковании сновидений » (1899 г.). Этот термин происходит от фиванского героя Эдипа из греческой легенды, который по незнанию убил своего отца и женился на своей матери; его женский аналог, комплекс Электры, назван в честь другого мифологического персонажа, который помог убить ее мать.

    Фрейд приписывал Эдипов комплекс детям в возрасте от трех до пяти лет. Он сказал, что стадия обычно заканчивается, когда ребенок идентифицирует себя с родителем того же пола и подавляет свои сексуальные инстинкты. Если прежние отношения с родителями были относительно любящими и нетравматичными, а родительские установки не были ни чрезмерно запрещающими, ни чрезмерно стимулирующими, этап проходит гармонично. Однако при наличии травмы возникает «инфантильный невроз», являющийся важным предтечей подобных реакций во взрослой жизни ребенка. Суперэго, моральный фактор, который доминирует в сознательном взрослом разуме, также берет свое начало в процессе преодоления Эдипова комплекса. Фрейд считал реакции на Эдипов комплекс важнейшими социальными достижениями человеческого разума.

    Britannica Quiz

    44 вопроса из самых популярных викторин Britannica о здоровье и медицине

    Как много вы знаете об анатомии человека? Как насчет медицинских условий? Мозг? Вам нужно много знать, чтобы ответить на 44 самых сложных вопроса самых популярных викторин Britannica о здоровье и медицине.

    Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Адамом Августином.

    развитие младенцев и детей ясельного возраста | Британика

    развитие младенцев

    Посмотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Бенджамин Спок Т. Берри Бразелтон
    Похожие темы:
    теория привязанности здоровье младенцев и малышей младенчество ползать педиатрия

    См. весь связанный контент →

    развитие младенцев и малышей , физическое, эмоциональное, поведенческое и умственное развитие детей в возрасте от 0 до 36 месяцев.

    Различные вехи характеризуют каждую стадию развития младенцев (от 0 до 12 месяцев) и малышей (от 12 до 36 месяцев). Хотя большинство здоровых младенцев и детей ясельного возраста достигают каждой вехи в течение определенного промежутка времени, существует множество различий в том, насколько широким может быть это промежуток времени. Например, культура, окружающая среда, социально-экономический статус и генетические факторы могут влиять на то, когда младенец или малыш начнет ползать, ходить или говорить. Дети, страдающие от недоедания, лишенные социальных стимулов или не имеющие доступа к надлежащему медицинскому обслуживанию, могут развиваться медленнее, чем дети в более богатой среде. Беспокойство по поводу развития младенцев или малышей возникает, когда вехи отсутствуют или значительно задерживаются, поскольку такие ситуации могут сигнализировать о лежащем в основе физическом или психическом состоянии. Выявление проблем на раннем этапе развития жизненно важно для здоровья ребенка. Хотя родители часто первыми заявляют о своих опасениях, учителя и воспитатели могут заметить проблемы, которые родители не замечали или боялись признать. Они также могут быть в состоянии выявить детей, подвергшихся жестокому обращению или безнадзорных, которые демонстрируют аномальное развитие.

    В начале 20-го века специалисты по детскому развитию начали понимать, что дети — это не просто «маленькие взрослые», а личности с уникальными личностями и особыми потребностями. В 1920-х и 30-х годах швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию, согласно которой когнитивные способности детей развиваются в четыре этапа. Согласно Пиаже, сенсомоторная стадия характерна для первых двух лет жизни, в течение которых ребенок также осознает постоянство существования объектов в его или ее окружении. Работа российского психолога Льва С. Выготского, дошедшая до англоязычной аудитории примерно в то же время, что и исследование Пиаже, позволила понять, как дети думают и развивают речь.

    В 1933 году в Соединенных Штатах было создано Общество исследований детского развития (SRCD) для применения новых концепций детского развития для улучшения жизни детей страны. Первоначально общество сосредоточилось на понимании того, как бедность и социальные лишения влияют на развитие, с целью использования этих знаний для разработки политики и программ, направленных на смягчение негативных последствий бедности. В 1964 г. президент США. Линдон Б. Джонсон начал свою «Войну с бедностью», а в 1965 г. Конгресс США учредил Программу Head Start, которая способствует «подготовке к школе» детей от рождения до пяти лет. Программа фокусирует свои усилия на детях из малообеспеченных семей и предлагает медицинскую, продовольственную и социальную поддержку зарегистрированным детям и семьям.

    Через несколько часов после нормального рождения большинство младенцев приходят в себя и начинают реагировать на окружающее. Несмотря на незрелость, все системы организма работают. У младенцев есть способность глотать, сосать, давиться, кашлять, зевать, моргать и выделять отходы. Слух хорошо развит, но для того, чтобы зрение достигло взрослого уровня, требуется несколько лет. Исследования, проведенные на новорожденных, показывают, что новорожденные уже могут отличать формы лица от прямых линий. Рефлекс испуга также очевиден, и новорожденные реагируют на внезапные неожиданные движения и громкие звуки. Хватательный рефлекс позволяет даже самым маленьким младенцам держаться за чей-то палец. Обоняние и вкус также очевидны, и младенцы будут отворачиваться от неприятных запахов и отдавать предпочтение сладким вкусам горьким.

    Физически головы большие по сравнению с остальным телом. Средний вес при рождении варьируется от 2,5 до 4,5 кг (от 5,5 до 10 фунтов), а длина варьируется от 45,7 до 53,3 см (от 18 до 21 дюйма). Потеряв от 5 до 7 процентов веса при рождении, младенцы начинают прибавлять в среднем от 142 до 170 граммов (от 5 до 6 унций) в неделю. В течение следующих нескольких дней у младенцев вырабатываются собственные паттерны, чередующиеся от сна к плачу, к бодрствованию и возвращению ко сну. Маленькие дети спят в позе эмбриона; при размещении на спине снижается вероятность синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Многие младенцы спят от трех до четырех часов между кормлениями, что первоначально требует от 6 до 10 кормлений в день.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Плач и суета — основные формы общения младенцев. Исследования показывают, что младенцы хорошо реагируют на «детскую болтовню», которая считается необходимой для развития речи. Младенцы реагируют на прикосновение и поворачиваются на голос, особенно на голос матери, и ищут грудь или бутылочку. Им нравится, когда их держат близко к сердцу, а плотное заворачивание в одеяло (пеленание) часто успокаивает. Расстроенного младенца также можно успокоить шикающими звуками, которые напоминают ему звуки, слышимые в утробе матери.

    Между двумя и тремя месяцами у новорожденных начинают исчезать рефлексы. Если этого не происходит, это может быть признаком неврологических проблем. На этом этапе младенцы меньше плачут и начинают улыбаться в обществе. Они развлекаются, обнаруживая собственные пальцы рук и ног. Любимые игрушки — мобили и погремушки, а детям нравятся такие игры, как «пока-пока» и «пирожок». Привязанность к родителям и основным опекунам – это нормально. Примерно в восемь-девять месяцев появляется тревога разлуки, и дети возражают против того, чтобы их не было рядом с родителями или опекунами.

    К четырем месяцам зрение улучшается, и младенцы обращают внимание на яркие предметы, предпочитая основные цвета, особенно красный. В одном исследовании младенцы, которым показывали как симметричные, так и асимметричные лица, отдавали предпочтение симметричным лицам, которые взрослые считали «привлекательными». Однако в возрасте от пяти до восьми месяцев младенец предпочитал асимметрию. Младенцы раннего возраста, предпочитавшие согласные музыкальные тона, к восьми месяцам реагировали на изменения ритма. Дети учатся, подражая, и то, насколько хорошо младенцы и малыши учатся подражать другим, является жизненно важным ключом к отслеживанию здорового развития. Одним из первых признаков детской имитации является реакция на улыбку улыбкой. Позже младенцы учатся имитировать другие выражения лица и звуки.

    По мере роста нормальных младенцев окружности головы и грудной клетки становятся относительно равными. Младенцы учатся переворачиваться с одного бока на другой в положении лежа. Они переходят к одиночному сидению и ползанию. Потянув за чьи-то руки или мебель, следует стоять в одиночестве. К концу первого года многие малыши делают свои первые шаги. После воркования в раннем младенчестве дети старшего возраста произносят простые звуки и начинают произносить такие слова, как дада , мама и пока-пока . Теперь младенец может брать маленькие кусочки еды и манипулировать ложкой и детской чашкой. Младенцы пытаются расчесывать собственные волосы и перелистывать страницы книг. Им нравятся песни и стишки, они могут попробовать танцевать и петь. На этом этапе дети очень общительны и любят участвовать в семейной жизни. Они понимают одобрение и присоединятся к аплодисментам. Некоторые младенцы также проявляют независимость, сопротивляясь, пиная или крича.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts