Эффект б в зейгарник заключается в: Эффект Зейгарник — Психологос

Эффект Зейгарник — Психологос

Б. В. Зейгарник

​​​​​​​В исследованиях Блюмы Вульфовны Зейгарник было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания.

Половину видов деятельности, выполняемой испытуемыми в эксперименте, разрешалось продолжать до завершения (или выполнения задания), а оставшаяся половина прерывалась экспериментатором на том или ином ее этапе. Результаты этого исследования подтвердили первоначальную гипотезу Зейгарник. Количество вспомненных незаконченных или незавершенных заданий (обозначаемых буквой «Н») оказалось значительно выше количества завершенных заданий (обозначаемых буквой «З»). В общем, испытуемые, принимавшие участие в исследованиях Зейгарник, вспоминали в два раза больше незавершенных заданий, чем завершенных.

Было предложено несколько возможных альтернативных объяснений эффекта Зейгарник, которые не делают упор на переменной завершенность-незавершенность per se.

Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием или прекращением работы над заданием, усиливает выделенность незавершенного задания в сознании испытуемых. Результаты показывают, что шоковый эффект от внезапного прерывания задачи в очень малой степени связан, если вообще связан, с разницей в частоте воспроизведения. Вторая возможная интерпретация оригинальных находок Зейгарник состояла в том, что испытуемые, возможно, предполагали, что прерванные задания предстоит завершить позднее (что они представляют собой незаконченные дела). В другой, более тонкой версии своего первоначального исследования, Зейгарник успешно воспроизвела свои ранние результаты с коэффициентом Н/З = 1,80, по существу тем же самым, что и раньше.

В серии исследований Зейгарник коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу (почти завершенных заданий), оказался выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения.

Амбициозные испытуемые забывали завершенные задания быстрее, чем это делали люди со средними амбициями. Можно заключить, что цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха, повышая, тем самым, коэффициент Н/З. Если бы прерывание задания интерпретировалось испытуемыми как означающее их провал, порождая угрожающую эго ситуацию, то коэффициент Н/З увеличивался бы еще больше, за счет испытуемых с тенденцией запоминать незавершенные задания более часто, чем раньше.

Другие возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему:

  1. прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения;
  2. прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания;
  3. с точки зрения гештальта, испытуемый может стремиться к завершению;
  4. настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий.

Исследователи обнаружили, что эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно, если вообще возможно, контролировать в условиях лабораторного исследования:

  1. вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован в выполнении определенного задания;
  2. эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана экспериментальной игры;
  3. проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.

Зейгарник Блюма Вульфовна — Психологическая газета

Скоро

17 — 18 марта
Online

XIII Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и сказка психологии»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

24 марта
Санкт-Петербург, online

XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М. Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

Весь календарь

Зейгарник Блюма Вульфовна, 09.11.1900 — 24.02.1988

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии.

В 1927 г. окончила Берлинский университет, училась у Курта Левина, занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара.

Во время учебы в университете после проведения ряда экспериментов обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник». Этот эффект заключается в том, что незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Экспериментатор просил испытуемых за определённое время решить ряд задач, при этом часть из них испытуемым не давали завершить, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемым предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Выяснилось, что в случае нерешенности задачи вследствие какого-либо фактора эта нерешенность вызывает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти. Этот эффект был описан в дипломной работе Б.В. Зейгарник. Зейгарник опытным путем вывела следующую закономерность: число запомнившихся нерешенных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся решенных задач. В среднем незавершённые действия у здоровых участников экспериментов вспоминались на 90% лучше, чем завершённые. У больных шизофренией (простая форма) на 10%, у больных эпилепсией на 80%, а у больных с астеническим синдромом — на 20%. Спустя сорок лет после открытия эффекта Зейгарник было подсчитано, что более 160 научных работ были посвящены уточнению и интерпретации эффекта Зейгарник и свыше 30 тыс. человек были использованы в качестве испытуемых для проведения соответствующих экспериментальных исследований с целью доказать или опровергнуть существование этого феномена.

В 1931 г. Б.В. Зейгарник вернулась в Россию, работала в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии и в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины в сотрудничестве с Л.

С. Выготским.

Во время Великой Отечественной войны принимала активное участие в восстановлении психического здоровья тяжелораненых в нейрохирургическом эвакогоспитале №3120 на Урале в посёлке Кисегач Челябинской области (вместе с А.Р. Лурией и другими психологами), разрабатывала методы реабилитации после тяжёлых ранений.

С 1943 г. возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, созданную при ее непосредственном участии. В ходе кампании по борьбе с космополитизмом в 1950 г. Б.В. Зейгарник была отстранена от заведования и в 1953 г. уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 г., проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 г.

В этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии — экспериментальная патопсихология,

наука об особенностях психических процессов у психиатрических больных, со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения.

Б.В. Зейгарник дала теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показала, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных — основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях Зейгарник показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения.

Результаты исследования патологии мышления при психических заболеваниях были обобщены в монографии «Патология мышления» (1962). В ней впервые дано развернутое теоретическое обоснование подхода к изучению психологической феноменологии нарушений мышления, описан комплекс методических приемов, адекватных для решения этой задачи, представлена оригинальная систематизация нарушений мышления.

Исследования патологии личности при психических заболеваниях обобщены в монографии «Личность и патология деятельности» (1971). Показано, что психологическое изучение аномалий личности важно как для познания природы психических болезней, так и для анализа структуры нормально протекающей психической деятельности. Дано описание различных типов мотивационно-личностных нарушений, теоретически обоснована и эмпирически доказана роль личностного фактора в строении патологически измененных психических процессов, намечены пути и средства возможной психологической реабилитации больных за счет использования сохранного личностного потенциала; намечены перспективы изучения патологии личности, необходимые для понимания природы сложных психопатологических явлений.

Б.В. Зейгарник крайне скептически относилась к массовому использованию психотерапии. По ее мнению, опосредствованная личность, критически оценивающая себя, способная самостоятельно справиться с внутренними проблемами, не нуждается в психотерапии, поскольку развитая, гармоничная личность должна уметь самостоятельно «отремонтировать» свои внутренние «неполадки». Людям незрелым, с несформированной системой психической саморегуляции, по мнению Зейгарник, нужны психотерапевты.

В 1959 г. защитила докторскую диссертацию «Нарушения мышления у психически больных».

С 1949 г. преподавала в МГУ им. М.В. Ломоносова, участвовала в создании факультета психологии и кафедры нейро- и патопсихологии МГУ. Читала курсы «Патопсихология», «Патология мышления», «Теории личности в зарубежной психологии». Автор учебника по патопсихологии.

Б.В. Зейгарник — организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны. С 1960 г. — руководитель всероссийских патопсихологических семинаров.

Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии.

Основные работы:

  • К проблеме понимания переносного смысла слов или предложения при патологических изменениях мышления // Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии (1934)
  • Нарушения мышления при психических заболеваниях, 1957
  • Нарушения мышления у психически больных, 1959
  • Патология мышления, 1962
  • Введение в психопатологию, 1969;
  • Личность и патология деятельности, 1971
  • Основы патопсихологии», 1973
  • Патопсихология, 1976 (5-е изд. — 2007)
  • Очерки по психологии аномального развития личности, 1980 (в соавт.)
  • Теория личности К. Левина, 1981
  • Психология личности: норма и патология, 1982
  • Теории личности в зарубежной психологии, 1982
  • Отношение к болезни как условие формирования осознаваемых и неосознаваемых мотивов деятельности, 1985 (в соавт.)
  • Патопсихология (учебник), 1986

Награды:

  • премия имени Курта Левина Американской психологической ассоциации (1983)
  • премия имени М.В. Ломоносова I степени за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации психически больных (1978)

Б.С. Братусь, ученик Б.В. Зейгарник, написал:

«Психология есть предмет незаочного постижения. Предмет этот по книгам не выучивается. В него должны вводить конкретные живые люди, учителя. Точно так же, например, как и психиатрия… психиатром (и психологом тоже — t) станешь лишь тогда, когда знания соединятся с конкретным опытом, приобретенным не иначе как в общении с конкретным психиатром, учителем, вводящим тебя в предмет, вводящим уже не через знание, а через самого себя как профессионала, как человека».

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

  • Из России — с любовью. К истории российской психодрамы
  • Методика исследования проявлений волевого и полевого поведения личности в сети Интернет как инструмент анализа деструктивности
  • Вклад В.С. Мерлина в развитие отечественной конфликтологии (из опыта восстановительной терапии военноослепших)
  • Криминальные наклонности и психодиагностика
  • Культурно-деятельностная парадигма в клинической психологии
  • Проблемы изучения отношения к жизни и смерти в юридической психологии
  • В Екатеринбурге состоялся Всероссийский форум психологов
  • Творческий путь Ф.Е.Василюка как преодоление схизиса академической и практической психологии
  • Вадим Петровский о будущем психологии
  • Категория смысла в отечественной психологии
  • Психотерапия как метафизика любви: что обсуждали на панельной дискуссии
  • Диагностика психических нарушений в МКБ-11: новые задачи для клинических психологов
  • На конференции «Диагностика в медицинской психологии» вспомнили С. Я. Рубинштейн
  • «Диагностика в медицинской психологии»: опубликована программа конференции
  • Валерий Яковлевич Романов: любовь к психологии
  • Представления о психической норме в клинической психологии
  • Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911–1990): служение делу
  • К юбилею Бориса Алексеевича Сосновского
  • «Почему я так эффективен? Так у меня же образование психолога». Первые выпускники психфаков отмечают 50 лет в профессии
  • Саморегуляция как фактор сохранения идентичности в ситуации неопределенности
  • Методология обыденной жизни как точная наука: от Систем — к Судьбам
  • Психология культурной патологии: теневая сторона технологического прогресса
  • Саногенное поведение в условиях пандемии
  • Юбилей Жанны Марковны Глозман отметили онлайн
  • Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в клинической психологии
  • Ситуационное моделирование как способ преадаптации личности в меняющемся мире
  • Психология изменений: методологические предложения Курта Левина
  • Александр Асмолов: «Курт Левин — созвездие жизненных миров»
  • 120 лет со дня рождения Блюмы Вульфовны Зейгарник
  • К 130-летию Курта Левина состоялся симпозиум «Психология жизненного пространства»
  • К юбилею В. А. Москвина
  • Деятельность А.Р. Лурии в годы Великой Отечественной войны
  • Космический психолог об отборе и подготовке космонавтов
  • Этапы 100-летнего развития психологической науки
  • «Воспоминания о моём отце» Г.Л. Выгодская
  • Детская клиническая психология: история и современное состояние

Вернуться к списку

20 февраля 2023 , понедельник

В этот день

Надежда Алексеевна Челомова празднует юбилей! Поздравить!

Игорь Александрович Загайнов празднует день рождения! Поздравить!

77 лет назад родился(ась) Лев Александрович Рудкевич.

Скоро

17 — 18 марта
Online

XIII Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и сказка психологии»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

24 марта
Санкт-Петербург, online

XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М. Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

Весь календарь

20 февраля 2023 , понедельник

В этот день

Надежда Алексеевна Челомова празднует юбилей! Поздравить!

Игорь Александрович Загайнов празднует день рождения! Поздравить!

77 лет назад родился(ась) Лев Александрович Рудкевич.

Скоро

17 — 18 марта
Online

XIII Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и сказка психологии»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

24 марта
Санкт-Петербург, online

XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М. Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

Весь календарь

Эффект Зейгарник | Ярлыки

«Я запоминаю прерванные или текущие задачи и проблемы легче, чем завершенные или решенные».

Определение

Прерванная задача или нерешенная проблема имеют в памяти привилегированный статус по сравнению с завершенными. Больше людей помнят прерванные или незавершенные задачи, чем завершенные. Задачи, которые остались незавершенными, также запоминаются гораздо более подробно.

Пример

Официант в ресторане может запомнить большое количество разнообразных деталей, касающихся заказов группы из 10 человек, даже когда ему нужно прервать обслуживание, чтобы поприветствовать другие группы клиентов, прежде чем отбивать свои заказы. Однако, как только группа уходит, официанту становится сложно или даже невозможно сказать, кто что именно заказал. Официант легко может хранить заказ в памяти столько времени, сколько потребуется для обслуживания его клиентов, но на следующий день или как только клиенты уйдут, он забудет.

Объяснение

Основная гипотеза, объясняющая эту предвзятость, состоит в том, что прерванное задание вызывает психологическое напряжение, результатом которого является желание завершить задание [1]. Это напряжение использует когнитивные ресурсы, такие как внимание и память, что может помочь объяснить, почему эти задачи запоминаются лучше. Многие факторы могут влиять на интенсивность, с которой мы лучше запоминаем незавершенные задачи, такие как мотивация или личность. Например, Блюма Зейгарник, психолог, обнаруживший это предубеждение, заметил, что предубеждение более важно для амбициозных людей, которые быстрее забывают выполненные задачи, что, возможно, позволяет им высвободить когнитивные ресурсы, чтобы более эффективно приступить к другим задачам. Чем позже прерывается задание (таким образом, чем ближе к его завершению), тем сильнее эффект.

Последствия

Эффект Зейгарник наблюдается в искусстве, маркетинге, образовании и других областях. Например, наши любимые телесериалы часто заканчивают эпизоды клиффхэнгерами, заставляя зрителей хотеть продолжения, тем самым запечатлевая в памяти четкие детали того, что только что произошло. В образовательной среде прерывание урока в середине темы способствует улучшению следа в памяти того, что обсуждалось. Это создает мотивацию узнать больше и проявляется в лучшем воспоминании того, что предшествовало прерыванию [2]. В маркетинге мы наблюдаем, что рекламная стратегия «заполнить пробел» очень эффективна для улучшения запоминания сообщения и, в конечном итоге, для увеличения продаж [3]. На индивидуальном уровне было продемонстрировано, что люди склонны больше думать и сожалеть о ситуациях, когда они помешали себе перейти к действию (прерыванию), чем о ситуациях, когда действие было предпринято [4].

Мысли о том, как действовать в свете этой предвзятости

Как измеряется эта предвзятость?

В классическом исследовании эффекта Зейгарник участников просят выполнить длинную серию различных задач (например, нанизать бусины на нить, собрать головоломку, решить математическое уравнение). Участники распределяются в одну из двух групп: первой группе разрешается выполнять свои задачи; вторая группа может выполнить только половину задач и прерывается на полпути к выполнению каждой из оставшихся задач. Затем экспериментаторы убирают из поля зрения все материалы заданий и просят участников перечислить задания, с которыми им приходилось сталкиваться. Психологи обнаружили, что участники в два раза чаще запоминают прерванные задачи, чем завершенные.

Эта предвзятость обсуждается в научной литературе:

Эта предвзятость имеет социальные или индивидуальные последствия:

Эта предвзятость доказана эмпирически:

Ссылки

[1] Zeigarnik, Bluma (1927). Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen. Psychologische Forschungen, 9, 1-85. (Основополагающая статья)

[2] Дания, Florence L. (2010). Эффект Зейгарник, In The Corsini Encyclopedia of Psychology , Ирвинг Б. Вайнер и В. Эдвард Крейгхед (ред.). Джон Уайли и сыновья.

[3] Хаймбах, Джеймс Т. и Джейкоб Джейкоби (1972). Эффект Зейгарник в рекламе, В SV — Материалы Третьей ежегодной конференции Ассоциации потребительских исследований, М. Венкатесан (ред.), Чикаго: Ассоциация потребительских исследований: 746-758.

[4] Савицкий, Кеннет, Виктория Хастед Медвек и Томас Гилович (1997). Вспоминая и сожалея: эффект Зейгарник и когнитивная доступность достойных сожаления действий и бездействий. Бюллетень по личностной и социальной психологии 23 (3): 248- 257.

Теги

Индивидуальный уровень, Эвристика доступности, Потребность в когнитивном закрытии

Автор

Клоэ Граттон — кандидат психологических наук в Университете Квебека в Монреале. Она работает в Laboratoire des processus de raisonnement. Она также является соучредителем Shortcuts.

Перевод с французского на английский Эрик Музински.

Как цитировать эту запись

Gratton, C. (2020). Эффект Зейгарник, пер. Э. Мужинский. В Э. Ганьон-Сен-Пьер, К. Граттон и Э. Мушински (ред.). Ярлыки: удобное руководство по когнитивным искажениям Vol. 2. Интернет: www.shortcogs.com

Эффект Зейгарник и его последствия для дизайна | Эмили Карузо

Кредит @100behaviors в Твиттере

Независимо от того, отвлекаются ли чьи-то ежедневные обязанности из-за срочной задачи на работе, или студент колледжа берет перерыв в учебе, чтобы расслабиться перед важным экзаменом, человеческая психика имеет врожденное стремление к завершению. Эффект Зейгарник предполагает, что люди, как правило, имеют навязчивые мысли, если задача остается незавершенной или прервана. Хотя эта теория может быть новой для некоторых, многие испытали на себе ее воздействие. Телевизионные сериалы используют эффект Зейгарник, оставляя зрителей с захватывающим моментом, прежде чем раскрывать больше истории следующего эпизода. Аналогично эта тактика используется в романах, когда автор разбивает информацию на главы. Прерывание вызывает напряжение в кратковременной памяти, которое можно снять, только дочитав книгу или запоем просмотрев сериал. Используя эффект Зейгарник, дизайнеры продуктов могут геймифицировать утомительный пользовательский опыт, удерживать пользователей и обеспечивать конструктивную обратную связь (Чакраборти).

Блюма Вульфовна Зейгарник

Эффект Зейгарник был впервые выдвинут в 1920-х годах советским психологом и психиатром Блюмой Вульфовной Зейгарник. Профессор Зейгарник и создатель теории поля Курт Левин первым заметил явление, когда официанты плохо запоминали оплаченные заказы, но помнили детали заказов, которые еще не были выполнены. Эффект Зейгарник основывается на теории поля Левина, согласно которой, как только человек приступает к выполнению задачи, возникает напряжение и усиливается когнитивное припоминание соответствующей информации, которое может быть снято только после ее завершения (Зейгарник, А). В своем печально известном исследовании «О завершенных и незавершенных задачах», проведенном в 1927 октября Блюма Зейгарник попросила 32 взрослых участников выполнить ряд заданий и головоломок. На протяжении всего исследования администраторы случайным образом прерывали участников. Перерывы вызывали сильные возражения и раздражение участников, так как многие утверждали, что их прерывали, как только они были поглощены своими задачами. Зейгарник, в частности, понял, что очень немногие участники могли определить выполненные задачи, когда их просили вспомнить задания. Напротив, 90% участников могли вспомнить детали прерванных задач и охотно вернулись бы, чтобы закончить их, если бы им представилась возможность. Что касается порядка, в котором участники могли вспомнить обязанности, участники в три раза чаще определяли сначала незавершенные задачи, чем завершенные задачи. Это же исследование было повторено Зейгарником с почти идентичными результатами. Интересно, что Зигарник провел аналогичный эксперимент на детях и обнаружил, что дети более восприимчивы к эффекту Зейгарник, чем взрослые. Участники в возрасте до 14 лет смогли вспомнить прерванные задачи со скоростью 110%. Зигарник предположил, что когда участников прерывали, напряжение возрастало, заставляя участников репетировать соответствующую информацию в кратковременной памяти, чтобы информация не исчезла (Zeigarnik, B). Хотя эффект Зейгарник имеет очевидные психологические и культурные последствия, он значительно распространяется на дизайн пользовательского опыта и маркетинговые практики, широко используемые сегодня.

Дизайнеры могут использовать эффект Зейгарник так же, как и в видеоиграх с уровнями и развитием игры. Включая индикаторы выполнения, проценты, разделы и другие индикаторы прогресса в продукты, дизайнеры могут создавать для пользователей более богатый и игровой опыт (Теодореску). Геймификация — это концепция UX, которая переносит элементы из игр в продукты, не ориентированные на игры. Геймификация сосредоточена вокруг целей, обратной связи, вознаграждений, правил и мотивации. Эффект Зейгарник тесно связан с целями, обратной связью и компонентами мотивации геймификации. Визуальные элементы, такие как индикаторы выполнения и проценты, не только создают ощущение ориентации в повествовании приложения, но и подразумевают, что выполнение задач имеет большую ценность, и обеспечивают непрерывный цикл обратной связи для пользователей. В физической игре, такой как волейбол, петли обратной связи принимают форму очков, присуждаемых лучшей команде. Судья присуждает очко лучше выступающей команде, показывая, что они сделали что-то правильно, в то время как проигравшая команда знает, что им нужно улучшить. Цикл обратной связи продолжается до тех пор, пока не будет объявлен победитель и игра не закончится. В цифровом продукте циклы обратной связи мгновенны и могут использоваться для продвижения новых целей или предоставления оценки или рейтинга выполненных задач (христиане, 40–42). Наиболее известным использованием этого элемента дизайна является Linkedin, ориентированная на трудоустройство платформа, известная тем, что объединяет профессиональные сети. Когда пользователи регистрируют учетную запись, Linkedin собирает информацию от пользователей в разделах для создания виртуального резюме. Делая тривиальный процесс более удобоваримым в компонентах, пользователи с меньшей вероятностью уходят из LinkedIn и правильно завершают свои профили. После заполнения своих профилей LinkedIn предоставляет ранжирование на основе того, как пользователь ответил на вопросы из предыдущих шагов. Если у пользователя плохой рейтинг, он, скорее всего, пересмотрит свои более слабые ответы, подобно тому, как игрок возвращается, чтобы улучшить свой результат на уже пройденном уровне (Индракш).

Apple использует эффект Zegiarnik с кольцами активности Apple Watch, которые используются для отслеживания прогресса пользователей в достижении их целей в фитнесе. Играя цели с помощью интерактивных колец, Apple Watch побуждают пользователей ежедневно тренироваться и «закрывать кольца» (Apple).

Возможно, одно из лучших мест для использования эффекта Зейгарник — образовательные продукты, где дизайнеры могут использовать индикаторы прохождения курса и циклы обратной связи. Если Эффект Зейгарник положительно влияет на детей, как полагал Зейгарник, они с большей вероятностью будут испытывать напряжение из-за искусственных индикаторов прогрессии. Создавая списки задач курса и разбивая информацию на разделы, пользователи получают удовольствие от отметки задачи. После того, как учащийся завершает модуль или тест, он может получить отзыв о своем прогрессе в виде буквенной оценки, указывающей, что ему нужно улучшить в курсе (Эффект Зейгарник и онлайн-обучение).

Конечно, у каждой задачи есть конец. Исследования показывают, что люди испытывают наибольшее удовлетворение, завершая задачу, когда происходит физическое действие, означающее завершение, например, закрытие меню при принятии решения о том, что заказать в ресторане (Coglode). В то время как в цифровых приложениях может быть сложно достичь физической формы, геймифицированный опыт позволяет пользователям лучше отмечать свои цели. Дизайнеры могут извлечь выгоду из душевного спокойствия пользователей после достижения своих целей, вводя новые полезные задачи. Например, после завершения планирования электронной почты в MailChimp пользователям предлагается загрузить мобильное приложение, чтобы легко отслеживать кампании (Бабич).

Эффект Зейгарник предполагает, что пользователи чаще помнят незавершенные задачи, чем выполненные. Соединяя эффект Зейгарник с геймификацией, дизайнеры могут мотивировать пользователей, разбивать информацию на разделы, обеспечивать мгновенную обратную связь и создавать ощущение срочности в своих продуктах.

Бабич Ник. «Почему мы ненавидим не доводить начатое до конца». Medium, UX Planet, 15 августа

2019, uxplanet.org/zeigarnik-effect-and-its-role-in-user-experience-632a3a5b17f5.

Чакраборти, Абхишек. «Эффект Зейгарник: почему так сложно оставить вещи

незавершенными». Medium, Medium, 13 января 2020 г.,

medium.com/@coffeeandjunk/design-psychology-zeigarnik-effect-a53688b7f6d1.

Христиане, Джеральд, «Истоки и будущее геймификации» (2018). Старшие тезисы. 254

https://scholarcommons.sc.edu/senior_theses/254

Coglode. «Выбор закрытия — мы больше удовлетворены выбором, когда мы участвуем в физических

актах закрытия». RSS, www.coglode.com/gem/choice-closed.

Inc., Apple. Кольца активности — Элементы — WatchOS — Руководство по пользовательскому интерфейсу — Apple

Разработчик, developer.apple.com/design/human-interface-guidelines/watchos/elements/

Activity-Rings/.

Индракш, Арьян. «Использует ли LinkedIn шаблон темного дизайна?» Medium, UX Collective, 5 мая

2020, uxdesign.cc/zeigarnik-effect-is-this-a-dark-pattern-used-by-linkedin-designers-

339dc192ca27.

Теодореску, Давид. «Геймификация: руководство для дизайнеров по неправильно понятой концепции».

Medium, UX Collective, 8 ноября 2018 г., uxdesign.cc/gamification-aguide-for-designers-to-a-misunderstood-concept-4de5bef0c5d9.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts