Эффект ореола в психологии: Что такое эффект ореола, или Почему красивый — значит умный

Содержание

Что такое эффект ореола, или Почему красивый — значит умный

Наш мозг стремится все обобщать: так проще. Из-за этого мы принимаем неверные решения, делаем неточные выводы и выстраиваем нездоровую коммуникацию. Одно из когнитивных искажений, связанное с этим, — эффект ореола. Подробнее рассказываем о нем и его последствиях.

Что это за эффект и при чем здесь «ореол»

Гало-эффект (эффект ореола) — когнитивное искажение, при котором суждения о каких-то частных характеристиках или особенностях человека, предмета выводятся из общего представления о нем. Так, если спикер во время публичного выступления выглядел аккуратно, уверенно, публика может сделать вывод о том, что он умен, даже не слушая его выступление.

Об эффекте ореола впервые написал психолог Эдвард Торндайк в 1920 году в статье «A Constant Error in Psychological Ratings». В 1915-м он провел эксперимент, в ходе которого офицеры описывали своих подчиненных по следующим критериям: физическим (спортивность, аккуратность, голос) и личным (лояльность, ответственность, надежность). Ученые увидели связь между оценками внешней привлекательности и чертами характера. Так, физически развитых сотрудников чаще всего оценивали как умных, надежных и обладающих лидерскими качествами. То есть оценщики неосознанно завышали баллы по другим критериям тем, кто был привлекателен.

Внешне привлекательным людям приписывают положительные черты характера, а также высоко оценивают их умственные способности

Другое исследование, проведенное в 2011 году, показало связь между оценкой интеллекта и черт характера, таких как дружелюбие, чувство юмора. Если человека считали умным, то ему приписывали и другие положительные качества.

Как эффект ореола мешает работать, принимать решения и коммуницировать

Суждение о человеке или предмете по одной его характеристике может привести к принятию неверных решений. Например, вы выберете ноутбук, ориентируясь только на его дизайн, и проигнорируете другие характеристики или примите на работу кандидата, который произвел приятное впечатление благодаря своей харизматичности и внешней привлекательности.

Эффект ореола используют в рекламе и маркетинге. Клиентов побуждают покупать новые продукты этой же компании, так как у них уже был положительный опыт использования предыдущих товаров или услуг. Например, пользователи iPhone, скорее всего, охотно приобретут iPad.

Еще одна стратегия используется при работе с инфлюенсерми. Если блогер с положительным имиджем рекламирует какой-то продукт, аудитория воспринимает его положительно и автоматически считает, что продукт обладает высоким качеством и другими характеристиками.

Не поддаться когнитивным искажениям помогает развитое критическое мышление. Так, вы не поддаетесь первому впечатлению о чем-либо, а рассмотрите человека или явление с разных сторон и сформируете мнение, основанное на фактах.

Любовь Карась

Теги

#саморазвитие

#эрудиция

«Эффект ореола» — это склонность человека оценивать поступки других людей на основании первого впечатления

Эффект ореола — это научное объяснение того, почему мы склонны навешивать на окружающих ярлыки, и затем не желаем с этими ярлыками расставаться. В условиях, когда вы узнали человека поверхностно, только с одной стороны, либо были до знакомства ознакомлены с его репутацией, создаётся благоприятная почва для того, чтобы эффект ореола проявился во всей красе. Рассмотрим на примере.

Новый коллега на работе вызвался вам помочь и очень эффективно решил вашу проблему. К тому же был мил и дружелюбен. «Хороший человек, просто замечательный» — решаете вы и больше этим коллегой особо не интересуетесь. А затем узнаёте, что он побил свою жену. «Не может быть! Он хороший человек, просто замечательный, это всё пустые сплетни.» — думаете вы. Но когда выясняется, что всё так и есть, и ваш коллега склонен к бытовому насилию, вы думаете что-то вроде: «Эх, такой был хороший человек, жизнь, видимо, довела или жена плохая или, может, у него депрессия». Тот ярлык, который вы на него повесили изначально, не даёт вам открыть глаза на истину: единственное, в чём ваш коллега хорош — это в своей работе, а в остальном он совершенно асоциальный тип, причём был таким и в момент вашего знакомства.

Эффект ореола может быть как положительным так и отрицательным. Он может проявляться не только в отношении ваших личных знакомых, но и в отношении публичных лиц, звёзд, политиков, а также популярных брендов. Если вам однажды понравился определённый продукт какой-то компании, то нередко вы выдаёте «кредит доверия» этой фирме и считаете, что все их товары высочайшего качества, логотип приятный, а рекламная кампания интеллектуальная и ненавязчивая. Хотя возможно, всё совсем не так, но нет ни времени, ни желания разбираться во всём этом, и вы с удовольствием следуете повешенному вами ярлыку.

Эффектом ореола с успехом пользуются мошенники. Пример из классики: чиновники в комедии Гоголя «Ревизор» изначально познакомились с Хлестаковым как с ревизором. Уверенность в том, что перед ними именно член ревизионной комиссии, долгое время позволяла им закрывать глаза на то, что Хлестаков не разбирается в своей работе, не занимается ей, и вообще, на ревизора никак не похож.

Эффект ореола возникает в условиях:

— дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его качества личности или ситуацию, в которую он попал;

— перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;

— незначимость другого человека. Соответственно возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;

— стереотип восприятия, возникший на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;

— яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все его другие качества. Психологи установили, что физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

Разумеется, эффект ореола наблюдается в поведении всех без исключения людей и является одним из последствий врождённого человеческого субъективизма.

Эффект ореола | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Эффект ореола — это когнитивное искажение, возникающее, когда первоначальное положительное суждение о человеке бессознательно окрашивает восприятие человека в целом.

При формировании первого впечатления наблюдение за первоначально привлекательной чертой — возможно, красотой или силой — может сделать человека привлекательным, что затруднит пересмотр этого впечатления на основе новой или противоположной информации. Например, привлекательный человек может также восприниматься как интересный, амбициозный или забавный, независимо от того, оправдана ли такая оценка.

Содержимое
  • Под влиянием эффекта ореола
  • Противодействие эффекту ореола

Под влиянием эффекта ореола

Разум ищет в мире информацию, подтверждающую ранее существовавшие убеждения.

Люди стремятся избежать трудностей согласования противоречивой информации и надеются чувствовать себя уверенно в своих первоначальных суждениях. Люди сложны; Эффект ореола может быть эффективным способом понять другого человека, пока отношения не начнут развиваться.

Что является примером эффекта ореола?

Менеджер может настолько ценить энтузиазм сотрудника, что непреднамеренно напишет блестящую, но незаслуженную аттестацию. Любовь потребителя к определенному продукту может побудить его выбрать товар с той же торговой маркой, когда он сталкивается с двумя вариантами. Эффект ореола может иметь место во многих областях.

Как вы используете эффект ореола?

Начните с уверенности в себе, потому что люди замечают, положительно ли вы относитесь к себе. Создание первоначального хорошего впечатления за счет опрятного и организованного внешнего вида может помочь.

Конечно, проявляйте энтузиазм к жизни в целом.

Как эффект ореола используется в маркетинге?

Исследования показывают, что люди, сидящие на диете, значительно недооценивают калорийность пищи, когда она маркируется как полезная или органическая. Люди, сидящие на диете, также считают более уместным есть каждый день, даже если это явное излишество. В одном исследовании органическое печенье Oreo получило «ореол здоровья».

 

Кто ввел термин «эффект ореола»?

Термин был придуман психологом Эдвином Торндайком в 1920 году. Торндайк попросил командиров оценить солдат по физическим характеристикам, таким как телосложение, и оценить личностные качества, такие как интеллект, лидерство и лояльность. Он обнаружил неожиданно сильную корреляцию между превосходными физическими характеристиками и превосходными личностными чертами.

Противодействие эффекту ореола

Может оказаться полезным распознать эффект ореола и противодействовать ему в потенциально проблемных ситуациях. Можно попытаться замедлить процесс рассуждения и сосредоточиться на рассматриваемой черте. Конкретные действия также могут быть полезными: профессора могут, например, анонимно оценивать работы, чтобы предварительная информация не влияла на оценки студента.

Может ли эффект ореола быть плохим?

Этот эффект искажает то, как вы можете видеть человека или продукт, думая, что человек или предмет лучше и удивительнее, чем диктует реальность. Мы более склонны приукрашивать отрицательные качества привлекательного человека, такие как эгоизм, и оценивать их скорее положительно, чем по заслугам.

Может ли эффект ореола исчезнуть?

Как и следовало ожидать, формирование долгосрочных отношений рассеивает эффект ореола. Это позволяет человеку получить новую и разнообразную информацию для создания более глубокого, нюансированного и более точного портрета человека.

Что противоположно эффекту ореола?

Когда первоначальное восприятие создает негативную ауру вокруг человека или продукта, эффект ореола можно назвать «эффектом рогов», «обратным эффектом ореола» или «эффектом дьявольских рогов». Первоначальная отрицательная характеристика при первом впечатлении может спровоцировать предубеждение против негатива, когда влияние любого негатива имеет большее влияние.

 

Основные материалы для чтения

Последние сообщения

Эффект ореола — IResearchNet

Эффект ореола Определение

Эффект ореола относится к широко распространенной человеческой склонности при формировании впечатления предполагать, что, как только человек обладает некоторыми положительными или отрицательными характеристиками, другие пока еще неизвестные качества также будут положительными или отрицательными, в других слова, соответствующие существующему впечатлению. Создается впечатление, что известные личностные характеристики излучают положительный или отрицательный ореол (отсюда и название эффекта ореола), влияя на ожидания человека относительно других, пока неизвестных качеств. Эффекты ореола отражают очевидную веру в то, что положительные и отрицательные характеристики проявляются в последовательном порядке. Например, если у вас сложилось положительное впечатление о вашей коллеге Сью, потому что она всегда чистая и ухоженная, и кто-то спрашивает вас, подходит ли Сью для организации корпоративной вечеринки, вы, скорее всего, ответите «да», а не потому, что вы у вас есть реальная информация об организаторских способностях Сью, а потому, что у вас уже сложилось положительное впечатление о ней.

История и механизмы эффекта ореола

Эффект ореола был впервые описан в 1920-х годах Эдвардом Л. Торндайком, и с тех пор его существование подтверждено многочисленными экспериментальными исследованиями. Эффекты ореола могут действовать странным образом, особенно когда известные качества человека совершенно не связаны с предполагаемыми характеристиками. Например, внешний, физический облик часто служит основанием для вывода о внутренних, не связанных с ним личностных качествах. Впервые это было показано в исследовании, которое показало, что физически привлекательные женщины обладают более желательными внутренними качествами (личность, компетентность, счастье и т. д.), чем невзрачные, непривлекательные женщины. Точно так же несколько исследований показали, что привлекательных людей часто судят менее строго, когда они совершают проступок, а привлекательных детей наказывают менее строго, чем непривлекательных детей, за совершение того же проступка. Тот факт, что люди даже готовы судить о личности другого человека, не говоря уже о виновности, на основании его физической привлекательности, весьма удивителен. Люди могут выполнить эту задачу, только уверенно экстраполируя физическую привлекательность на другие, неизвестные и скрытые качества.

Эффекты ореола возникают потому, что человеческое социальное восприятие является высококонструктивным процессом. Когда люди формируют впечатление о людях, они не просто полагаются на объективную информацию, но и активно создают осмысленный, связный образ, который согласуется с тем, что они уже знают. Эта тенденция к формированию осмысленных, хорошо сформированных и последовательных впечатлений также подтверждается другими исследованиями, задуманными в рамках теоретической традиции гештальта (представленной в социальной психологии, например, работами Соломона Аша).

Результаты исследований эффекта ореола

Эффект ореола представляет собой чрезвычайно распространенное явление в суждениях о формировании впечатления. Даже что-то столь безобидное, как имя человека, может вызвать эффект ореола. В одном показательном эксперименте школьных учителей попросили оценить сочинения, предположительно написанные детьми третьего и четвертого классов. Детей идентифицировали только по их именам, которые были либо обычными именами (например, Дэвид, Майкл), либо необычными именами (например, Элмер, Хьюберт). Эти исследователи обнаружили, что одно и то же эссе оценивалось почти на один балл хуже, когда у автора было необычное имя, чем когда у автора было обычное, знакомое имя. В данном случае имена оказывали эффект ореола на то, как оценивалась совершенно не связанная с этим проблема — качество эссе.

В некоторых интригующих случаях эффекты ореола действуют и в обратном направлении: предполагаемые личные качества могут влиять на восприятие людьми наблюдаемых, объективных внешних качеств человека. В одном увлекательном эксперименте студентов попросили прослушать гостевую лекцию. Некоторым сказали, что лектор был высокопоставленным академиком из престижного университета. Другим сказали, что лектор был академиком с низким статусом из второсортного университета. После лекции все студенты завершили серию суждений о приглашенном лекторе. Среди прочих вопросов им также было предложено оценить физический рост лектора. Удивительно, но те, кто считал лектора человеком высокого академического статуса, завышали его физический рост почти на 6 сантиметров по сравнению с теми, кто считал его низкостатусным человеком. В этом случае академический статус оказал влияние на восприятие роста, несмотря на то, что рост на самом деле является непосредственно наблюдаемым физическим качеством.

Когда известная отрицательная характеристика вызывает необоснованные отрицательные выводы о несвязанных качествах человека, эффект ореола иногда называют эффектом дьявола или эффектом рога. Например, если ваш коллега по офису часто бывает небритым или неопрятным, люди с большей вероятностью сочтут его ленивым или некомпетентным, даже если эти два качества могут быть не связаны между собой.

Значение и последствия эффекта ореола

Существование эффекта ореола часто может приводить к долгосрочным предубеждениям и искажениям в оценке человека. Если люди ожидают, что человек будет обладать в целом положительными или отрицательными качествами на основе очень ограниченной информации, обычно можно найти последующие доказательства, подтверждающие такие ожидания, учитывая богатую и многогранную природу человеческого поведения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts