Эффект первичности — Московская Школа Конфликтологии
Доктор Геббельс ввел в современную пропаганду один из ключевых принципов: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Позже психологи обнаружили, что тот кандидат, который во время избирательной кампании первым убедительно преподнесет себя победителем, того и признает массовое сознание. К подобным выводам пришли К. Ховланд и ученые Йельского университета в Англии, а также Н.Джанис и Л.Доуб, которые считали, что успех пропагандиста в значительной мере обеспечен, если информация достигла аудитории раньше, чем информация его противников. Здесь срабатывает один из эффектов восприятия: при поступлении противоречивой информации (проверить которую невозможно) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой. Изменить уже сформировавшееся мнение очень трудно.
Данный эффект учитывается при массированном «сливе компромата». В конце концов, виноват всегда тот, кого облили грязью — ведь ему надо будет отмываться. Вдобавок статус обвиняющего в общественном сознании воспринимается как более высокий, чем у обвиняемого. На бытовом уровне это выглядит так: «Раз оправдывается — значит виноват». Гитлер утверждал: «Публика всегда предпочитает поверить хотя бы и на 90% недоказанному обвинению, чем опровержению, хотя бы оно было обосновано на все 100%»
Следует отметить, что еще в 1925 году американский психолог М. Лундт сформулировал «закон предшествования», согласно которому любое первое сообщение о том или ином факте, событии оказывает более сильное воздействие на аудиторию, чем последующие. Одна из причин этого феномена заключается в том, что тому кто первый сообщил информацию, принадлежит приоритет в удовлетворении имеющейся потребности и, как следствие, формирование первичной психологической установки к факту или событию. Источник информации первым сообщающий о значимых событиях становится более привлекательным для аудитории, чем другие. Это способствует формированию и закреплению предпочтения к данному источнику информации на будущее, по сравнению с теми, кто действует менее оперативно.
В силу этого принципа сегодня каждое СМИ стремится первым донести свою трактовку событий до широкой аудитории. Возникающие из-за этого проблемы ныне хорошо известны. Например, стремление журналистов к немедленной выдаче «горячих сообщений» при освещении террористических актов всегда играет на руку террористам, координирующим свои действия в соответствии с получаемой через СМИ информацией о происходящем.
РАЗДЕЛЫ:
- Анонимный авторитет
- «Будничный рассказ»
- Голодовка
- «Держи вора»
- Забалтывание
- Эмоциональный резонанс
- Эффект бумеранга
- Эффект ореола
- Эффект первичности
- Эффект присутствия
- Информационная блокада
- Использование медиаторов
- Классификаторы
- Комментарии
- Констатация факта
- Ложная аналогия
- Обратная связь
- Обход с фланга
- Отвлечение внимания
- «Очевидцы» события
- Переписывание истории
- Перспектива
- Повторение
- Подмена
- Полуправда
- Принцип контраста
- Пробные шары
- Психологический шок
- Рейтингование
- Сенсационность или срочность
- Смещение акцентов
- Создание ассоциаций
- Создание информационной волны
- Создание проблемы
- Создание угрозы
- Социальное одобрение
- Сросшиеся предложения
- Упреждающий удар
- Ядовитый сэндвич
Литература
Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама.
___________
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНФЛИКТОЛОГИЮ В РОССИИ
Эффект первичности, ореола, новизны в психологии с примерами
Знаменитая Коко Шанель сказала: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Несомненно, эта гениальная женщина была права. Бессознательное в первые 30 секунд считывает основную информацию и создаёт первое впечатление о человеке. Всё остальное будет накладываться на этот фундамент из первого впечатления. Полученная первая информация уходит в «ящик» долговременной памяти, а вся остальная в кратковременную.
Фото автора cottonbro: Pexels
Поэтому какая-то информация о человеке забывается, ты не можешь точно вспомнить детали разговора. А вот первая встреча и первые фразы могут западать в память очень на долго. Этот механизм осложняет дело, когда первое впечатление о человеке складывается ложно положительное.
Подруги потом удивляются, как же ты терпишь его поведение и выходки, как же ты не видишь, что это за человек?! А в памяти то яркое первое свидание, когда он был вежлив, красив и галантен, как никогда. Действительно, он особо никогда таким и не был. Но производить впечатление умеет. Кто-то делает это осознанно, понимая слова Коко Шанель и используя этот шанс.
В этой статье:
Ловушки мозгаПримерЭффект новизныДве противоположностиЭффект ореолаКак эффекты первичности и новизны могут влиять на нашу жизньСферы применения эффекта первичностиКак эффект первичности может помогатьЭффект новизны и сферы его применения
Ловушки мозга
В психологии эффект первичности описан давно. Сначала что-то подобное открыл малоизвестный американский психолог М. Лундт в 1025 году. Он назвал это законом предшествования. Однако этот факт практически не упоминается в психологической литературе и все лавры открытия принадлежат польско-американскому психологу Соломону Ашу.
В 1946 году он описал эффект первичности в одной из своих статей. Соломон Аш провёл эксперимент, в котором двум группам людей предоставили список личностных качеств, и попросили оценить человека. Группе А достался список, начинающийся с позитивных качеств, таких как трудолюбие и ум. Группе Б достался список, начинающийся с отрицательных качеств, таких как зависть и упрямство. В целом оба списка содержали одни и те же качества, только в разной последовательности.
Таким образом, эксперимент Аша наглядно показывает, как сильно действует на человека первое впечатление. Эффект первичности относят к ошибкам восприятия и когнитивным искажениям.
Эффект ореола
Пример
Самый яркий пример – это впечатление о человеке. Например, ты приходишь на собеседование и начальник кажется тебе человеком суровым и властным. В дальнейшем твоё впечатление не оправдывает себя. Его взгляд, кажущийся тебе суровым, был просто сосредоточенным и серьёзным. Начальник казался тебе властным, но он вполне оказался способен к диалогу, сотрудничеству. Именно в этом проявляется его сила. Однако твои первые страхи живут долго, и ты всё равно побаиваешься этого человека. Эффект первичности действует долго.
Тоже самое бывает и с цифрами: ты лучше запомнишь из числового ряда те, что будут в начале.
Эффект новизны
Эффект новизны – это противоположность эффекта первичности. Эффект новизны часто бывает у тех, кто открыт новым впечатлениям, ощущениям, событиям. Когда что-то новое перекрывает всё старое. Эффект новизны вряд ли проявится у консерватора, любящего традиции, порядок и стабильность. Такой человек меньше подвержен эффекту новизны, его мышлению больше «нравится» эффект первичности.
Если привести самые яркие примеры, то действие эффекта первичности – это человек однолюб. Встретил девушку, полюбил. И она остаётся навсегда для него самой любимой, желанной, самой необыкновенной. Все остальные девушки, женщины блёкнут на её фоне. Первое впечатление о возлюбленной очень сильное и хранится в сердце долгие годы.
Действие эффекта новизны – это Дон Жуан. Каждая новая дама сердца краше предыдущей. И такой мужчина порхает от одного прекрасного цветочка к другому. И сначала каждая женщина кажется ему невероятной, такой, какой он не видел до этого момента. Она просто затмевает всех и вся. И голос её кажется необычным, словно мелодия, и волосы мягкие, как шёлк, и кожа необыкновенная. И сама она будто светом наполнена.
Увы, со временем, эффект новизны сглаживается. Принцесса очеловечивается и кажется обычной. Её светом озарённый образ тускнеет, и она встаёт в один ряд со всеми предыдущими. А Дон Жуан грустит об очередном разочаровании. Пока ему не встретится очередная единственная и неповторимая.
Две противоположности
Эффект первичности и эффект новизны имеют свои плюсы. На эффект первичности можно опираться, если тебе важно создать впечатление. Главное, правильно создать образ и вести себя. Особенно если это человек стабильный, мало подверженный сменам настроения и эффекту новизны.
Эффект новизны, в свою очередь, тоже имеет преимущества – он открывает человеку много нового, позволяет развиваться и двигаться дальше, получать яркие впечатления и расширять кругозор.
Image by inna mikitas from PixabayМинусы эффекта первичности в том, что человек слишком зависим от этого первого впечатления. А оно часто оказывается ложным. Тогда он – заложник своего восприятия. И ему сложнее двигаться к чему-то новому. Минус эффекта новизны в обратном. Человеку слишком трудно удерживаться в отношении к чему-либо долго и стабильно. У него возникает потребность в новизне, в ощущениях и удивлении.
Самая золотая середина в том, чтобы иметь и стабильность, и стремление к новине – всего в балансе. В чём-то опираться на старое, знакомое и понятное. А в каких-то сферах двигаться и расширять собственные горизонты.
Эффект ореола
Существует ещё одна ловушка мозга – эффект ореола. Он заключается в том, что общее впечатление о чём-либо или о ком-то сильнее, чем остальные детали. Это очень похоже на то, как большинство мужчин описывают, что им нравится в женщинах. Самое частое, на что обращают внимание мужчины, это глаза, взгляд. На втором месте у кого-то руки (красивые, тонкие запястья и пальцы), у кого-то стройные ноги, у кого-то волосы.
Но в целом кроме одной-двух деталей мужчина оценивает образ женщины целиком. Он просто смотрит и слушает свои ощущения – нравится ему то, что он видит, или нет. Возможно, он увидит что-то яркое, если это бросается в глаза. Но в целом, останется именно общее впечатление. Ты будешь продумывать до мелочей маникюр, макияж, аксессуары, одежду, причёску. А он увидит это целиком и ему либо понравится, либо нет.
Image by my best in collections – see and press 👍🔖 from PixabayИли другой пример. Женщина знакомится с мужчинами, выбирает того, кто будет ей близок. И эффект ореола может сыграть огромную роль. Если первый кандидат приехал на свидание на собственной машине, в ней чисто и хорошо пахнет, а на свидании он угостил тебя чем-то вкусным, то твоё впечатление будет складываться лучше. Не важно, что он позволял себе не очень приятные фразы, или в его биографии есть сомнительные факты. Главное, что тебе было комфортно, вкусно и приятно.
В сравнении с мужчиной, у которого, например, нет машины. Или ты встретилась с ним после работы, была голодная или уставшая. Возможно второй кандидат лучше первого, по человеческим качествам. Но эффект таких важных деталей, как комфорт и ресурсность будут сильнее. Первый тебе будет даже казаться симпатичнее второго.
Итак, каждый человек подвержен тем или иным когнитивным искажениям, от них нельзя быть свободным. Но принимая важные решения, помни о их действии. Здесь как никогда верна поговорка, что знание – это сила. Проверяй ощущения, впечатления, будь внимательна и к деталям, и к общему восприятию. Обращай внимание и на первые эмоции, и на послевкусие от общения или события.
Но и в свою очередь, не пренебрегай использовать эти знания, чтобы произвести впечатление.
Как эффекты первичности и новизны могут влиять на нашу жизнь
Информация и ее восприятие – важные проявления, которые оказывают влияние на социальное поведение человека, мешают или способствуют общению, определяют значимость людей в тот или иной период. Составление мнения и последующие коммуникации зависят от того, как наш мозг будет воспринимать происходящее и от этого зависят дальнейшие отношения.
Сферы применения эффекта первичности
Взаимодействие может происходить с людьми и предметами. Конечно, важнее всего то, как оно выражается в социуме, ведь мы живем в мире людей и должны нормально взаимодействовать с друзьями, коллегами, членами семьи, с близкими людьми. Именно они вызывают в нас эмоции, чувства, впечатления.
Случалось ли тебе услышать фразу «Невозможно произвести первое впечатление второй раз»? Это выражение об эффекте первичности. Значение имеет образ, который первым появился в восприятии. В дальнейшем отношение будет происходить, как того велит проекция первого впечатления даже, если человек не оправдал его.
Например, представь такую ситуацию. Когда-то произошло твое знакомство с замечательной семьей, в которой рос сын. Хороший мальчик, ходил в музыкальную школу, занимался спортом. Потом вам пришлось надолго расстаться и увидеться только через 20 лет. И вот ты узнаешь, что парень сидит в тюрьме за воровство.
Срабатывает эффект первичности, и ты никак не можешь сделать переоценку, ведь знакомый мальчик бы такой хороший.
Описать влияние эффектов первичности можно и другим примером. Много лет назад ты получила негативный опыт на собеседовании при принятии на работу. Событие происходило в ужасном, тесном помещении, перед этим тебе пришлось выждать очередь из других претенденток, начало общения не задалось, а неизвестная личность напротив вызывала определенное желание – бежать отсюда быстро и не оглядываться.
Пройдет много лет, но каждый раз, устраиваясь на новую работу, ты будешь подсознательно бояться собеседования, потому что память все это время хранит тот самый случай.
Первичному эффекту мы обязаны явлению стереотипизации. А оно может создавать искажения восприятия, проявляться в формировании нормальных межличностных отношениях.
Как эффект первичности может помогать
В эффектах первичности и механизмах их действия заключается процесс запоминания информации. Вспомни о примере с экспериментом Соломан Аша со списками личностных качеств и как сведения об одном человеке у разных групп людей дали разное представление о нем.
Первичным эффектом воспринимаются данные, которые человек получает первыми. Эту склонность ты можешь использовать для запоминания экзаменационного материала. Начинать изучать билеты лучше со сложного уровня.
Для позитивного общения с различными людьми, старайся произвести хорошее впечатление. Любой нехороший поступок впоследствии будут связывать с твоими личностными качествами. Неопрятный вид, недостаток в образе всегда будут тесно связывать с тобой, твоими чертами. От этого могут возникать большие проблемы. Не забывай, что на дальнейшее взаимодействие всегда будет влиять первичная оценка.
Неизвестно, каким бы был результат, наложенный на человека эффектами первичности и как бы жилось людям, если бы у способности воспринимать информацию не было другой стороны.
Эффект новизны и сферы его применения
Оказывается, ты можешь использовать эффект новизны, как инструмент управления свой жизнью, отношениями, эмоциями.
Изменение отношения к себе
Психологических примеров, как люди начинают видеть в человеке не привычный объект, новый, часто более значимый элемент общества, открывать его с другой стороны, множество. Вспомни хотя бы известный советский фильм с Алисой Фрейндлих. Ее героиня представляла из себя типичную начальницу, некрасивую, строгую, холодную женщину. Но неожиданно становится женственной, очаровательной персоной, на которую все коллеги посмотрели другим глазами, стали относиться по-другому.
Психологи советуют эпатировать, удивлять, вызывать восторг в окружении. Если в школе тебя могли называть «дурнушкой», тогда на встречу выпускников явись в сногсшибательном образе. Высокий оценочный принцип сработает. Если тебя считали неудачницей, покажи, что научилась действовать и многого добилась.
Дарить себе удовольствие
Однажды было проведено психологическое исследование, в котором приняло участие две группы людей. Одним каждый день давали по кусочку шоколада, а для других этот продукт был под запретом. Когда эксперимент подошел к концу, всем участникам дали по шоколадке. В первой группе никто и не заметил ничего необычного, а люди из второй группы сказали, что испытали сильную радость, большое удовольствие, благоприятные эмоции.
По этому примеру хорошо видно, как работает эффект новизны. Обрати внимание, что дарило тебе радость и счастье в прошлом, старайся выявлять, что было основой твоего благополучия. И если этого сейчас нет в жизни, возвращай то, с чем связаны приятные воспоминания.
Эффект первичности — Лаборатория принятия решений
Эффект первичности — это тенденция запоминать первую часть информации, с которой мы сталкиваемся, лучше, чем информацию, представленную позже.
Где происходит это смещение
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, которая не оптимизирована для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Эффект первичности может проявляться по-разному. Например, когда человек пытается вспомнить что-то из длинного списка слов, он запомнит слова, перечисленные в начале, а не в середине. Эффект первичности помогает человеку лучше запоминать информацию, которую он впервые увидел, чем информацию, представленную позже. 1
Чтобы справиться с этой когнитивной предвзятостью, компании часто используют рекламу на телевидении, радио, в Интернете и в печати, чтобы представить нам первое впечатление о своем продукте или услуге еще до того, как они будут доступны. Кроме того, этот метод используется в новостях о предстоящих выпусках телефонов или превью фильмов. Часто есть стимул убедиться, что первые новости, которые вы услышите о продукте, будут положительными.
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Индивидуальные эффекты
Эффект первичности потенциально может оказать существенное влияние на наш выбор. Понимание эффекта первичности гарантирует, что мы делаем более правильные суждения в нашей повседневной жизни.
Комплексное принятие решений
Эффект первичности влияет на то, как мы принимаем решения, поскольку то, как мы получаем информацию, оказалось решающим фактором в процессе принятия решений. 2 Мнением человека можно легко манипулировать или исказить, основываясь на его первом впечатлении об объекте или человеке.
Пример потребности в осознании эффекта первенства очевиден при покупке продуктов и принятии решений в качестве потребителей. Очень важно осознавать, что специалисты по маркетингу знают и используют эффект первенства для улучшения продвижения своего продукта. Это делается путем обеспечения того, чтобы первое впечатление от их продукта было положительным. Маркетологи делают это, рекламируя продукт до того, как он будет доступен, или создавая уникальную упаковку, когда вы впервые получаете продукт, чтобы укрепить свое мнение о продукте на основе его первого впечатления.
Знание об эффекте первенства при покупке продуктов может помочь вам не принимать необдуманных решений о покупке на основе первых впечатлений, поскольку лучше исследовать продукты и взвешивать варианты, основываясь на фактах. Это гарантирует, что люди не станут жертвами рекламных и маркетинговых стратегий и сделают для себя лучший выбор.
Эффекты привязки
Эффект первичности может дополнительно повлиять на нашу способность принимать решения из-за его влияния на предвзятость привязки . Предвзятость привязки описывает склонность человека полагаться на первоначальную информацию для закрепления последующих суждений и интерпретаций. Эффект первичности в сочетании с предвзятостью привязки приводит к тому, что человек слишком сильно полагается на первую часть информации, которую он получает, а затем игнорирует любую последующую полученную информацию. Это сочетание когнитивных искажений может быть особенно проблематичным, поскольку мешает человеку учиться и принимать необдуманные решения. 3
Системные эффекты
Эффект первенства может создавать системные проблемы, особенно в отношении его влияния на нашу демократию.
Джонатан Дж. С. Коппелл, исследователь из Йельского университета, и Дженнифер А. Стин, исследователь из Бостонского колледжа, продемонстрировали влияние эффекта первенства в своем исследовании 2004 года под названием «Влияние позиции бюллетеня на исход выборов». Коппелл и Стин обнаружили , что на выборах в Нью-Йорке кандидат, который был указан первым в бюллетене, как правило, получал большую часть голосов . Исследование было основано на предварительных выборах Демократической партии 1998 года в Нью-Йорке, где имена кандидатов в избирательных бюллетенях чередовались между различными избирательными участками в этом районе. На 71 из 79 выборов кандидаты, которые были перечислены первыми, набрали больше голосов, чем когда они были указаны на любой другой позиции. В 7 случаях преимущество, которое давало первое место в списке, превышало разницу в победе победителя, что позволяет предположить, что если один и тот же кандидат окажется в верхней части бюллетеня для голосования на всех участках, это может повлиять на выборы в их пользу. 4
Предыдущий эксперимент был основан на исследовании, проведенном Миллером и Кросником в 1998 году, в ходе которого были обнаружены аналогичные эффекты для предпочтений кандидатов в лабораторных исследованиях. Исследование под названием «Влияние порядка имен кандидатов на результаты выборов» показало, что граждане, которые чувствовали себя вынужденными голосовать, но не имели достаточной информации, чтобы сделать осознанный выбор в отношении того, за кого голосовать, находились под влиянием порядка, в котором были указаны имена кандидатов. в бюллетене. Лица, у которых возникли предубеждения в отношении кандидатов, перечисленных ранее в бюллетене для голосования, создали причины для голосования за кандидатов. Они создавали причины для голосования против кандидатов, представленных ниже по списку в бюллетене. 5
В соответствии с этим анализом Миллер и Кросник обнаружили, что в результатах выборов 1992 года в Огайо эффекты порядка имен и эффект первенства проявлялись в 48% из 118 гонок, при этом кандидаты, выдвигавшиеся первыми, выдвигались в среднем на 2,5%. Интересно, что эффект первенства был наиболее значительным в гонках со следующими характеристиками: в которых партийная принадлежность кандидатов не была указана, гонки, которые были минимально оглашены, и когда действующий кандидат не был доступен в качестве варианта выборов для региона. 5
Эти два исследования представляют собой отличный пример того, как структура избирательного бюллетеня в сочетании с эффектом первенства влияет на результаты выборов, особенно когда избиратели не отдают значительного предпочтения кандидатам.
Почему это происходит? Что ж, у него есть прочная основа в когнитивной психологии, по крайней мере, если ваша дата — это список слов.
Вы, вероятно, сталкивались с этим каждый раз, когда пытались выучить список предметов. Гораздо легче вспомнить первый пункт в списке, чем тот, что в середине.
Элементы, которые появляются первыми в списке, сохраняются в долговременной памяти легче, чем последующие элементы списка. Мозгу требуется меньше вычислительной мощности, чтобы репетировать и вспоминать один элемент (первый элемент в списке), чем несколько элементов (элементы, расположенные позже в списке, в дополнение к предыдущим). Существует доказательство того, что когда люди читают серию утверждений о человеке, количество времени, которое они тратят на чтение этих элементов, уменьшается с каждым новым фрагментом информации. 6
Мы с большей вероятностью проявим эффект первичности, когда мы устали, чем когда мы бодрствуем, и когда мы отвлекаемся, чем когда мы сосредоточены. 7
Эффект первичности связан с эффектом новизны — с тем, что мы лучше запоминаем последнюю информацию. Например, в таких соревнованиях, как конкурс песни «Евровидение» и фигурное катание, было найдено , что более высокие оценки были даны участникам, которые выступали последним De Bruin (2005).
Почему это важно
Этот эффект необходимо учитывать каждый раз, когда кому-то представляют ряд людей, объектов или идей, чтобы уменьшить важность первых по сравнению с другими. Ранние черты заставляют нас формировать первоначальное ожидание в отношении людей, которых мы встречаем, и как только это ожидание сформировано, мы склонны обрабатывать информацию таким образом, чтобы сохранить это ожидание неизменным. К сожалению, после того, как мы разработали схему, изменить ее становится трудно.
Это имеет важное значение для обучения, так как учащиеся с большей вероятностью вспомнят информацию, представленную ранее в учебном эпизоде, чем в середине, поэтому имеет смысл загружать самые важные аспекты урока заранее.
Как этого избежать
Эффект первичности распространен и проникает в наши когнитивные процессы, когда мы пытаемся принимать решения. Узнав об эффекте конфиденциальности, обязательно сделайте следующее, чтобы избежать влияния предвзятости:
Соберите вашу информацию
Эффект первичности имеет большое значение, потому что это способ человека запомнить первое, что он увидит в списке, или использовать первое впечатление для определения человека. Этот когнитивный короткий путь можно преодолеть, потратив время на исследование при совершении покупок, чтобы вы не попали под влияние и могли принимать решения, основываясь на наилучшей доступной информации.
Повседневная жизнь
Теперь, когда вы знаете, что такое эффект первичности, найдите время, чтобы убедиться, что он не используется в вашей повседневной жизни. Когда вы закончите читать статью, спросите себя, что вы помните. Потратьте время, чтобы обрисовать в общих чертах все, что вы узнали, не сосредотачиваясь на информации, которая была только что представлена в начале. Упражняясь в этих привычках, вы можете лучше осознавать эффект первенства и избегать предвзятости.
Как все начиналось
Сначала эффект первичности изучался в отношении того, как он влияет на наши впечатления о других людях.
Польско-американский психолог Соломон Элиот Аш считается пионером социальной психологии и посвятил большую часть своих исследований формированию впечатления, конформизму и внушению престижа. 8 Аша особенно интересовало, как люди формируют впечатление о других людях и сверстниках. Его исследования были сосредоточены на том, насколько легко люди могут развивать эти впечатления и как на них можно влиять или манипулировать ими. Аш провел несколько экспериментов, в которых просил участников составить первоначальное впечатление о гипотетическом человеке на основе представленных характеристик. 9
Одно из наиболее заметных исследований Аша было опубликовано в 1946 году и изучало эффект первичности в отношении отдельных лиц и их впечатлений о других. В исследовании Аш сначала представил участникам исследования первоначальный список черт характера. Он создал два разных типа списков: один с чертами характера человека, но начиная с его положительных качеств, а другой список содержит точно такие же черты, но в обратном порядке . Первый положительный список характеризовал человека как умного, трудолюбивого, импульсивного, упрямого и завистливого, а второй список содержал тот же список, но наоборот. 9
Проведя серию исследований, Аш попросил своих учеников составить впечатление и написать характеристики человека, описанного в списке. Он обнаружил, что участники, которые сначала читали списки с положительными чертами, формировали более благоприятное впечатление, чем те, кто сначала читал списки с отрицательными чертами. 9 Разница в порядке списка привела к совершенно другому описанию человека, как его воспринимают другие. Ознакомившись с первым списком, участники исследования характеризовали индивида как «способного человека, обладающего определенными недостатками, которые, однако, не затмевают его достоинств». Впечатления второго списка привели к тому, что человек был описан как «проблема, чьи способности ограничены его серьезными трудностями». 9 Эффект первенства сильно повлиял на студентов из исследования и, таким образом, создал впечатление о других людях, основанное только на этом предубеждении.
Пример 1.
Современный маркетингВыпуски и запуски продуктов часто используют преимущество эффекта первенства.
Перед запуском продукта обычно существует стратегия его предварительного продвижения, чтобы гарантировать, что люди запомнят первую информацию, которую они услышат о продукте, в положительном свете. Контролируя первое сообщение продукта потенциальным покупателям, маркетолог может гарантировать, что первое впечатление о продукте будет положительным. Обычные способы предварительных рекламных релизов можно увидеть на телевидении, радио, в печати, в Интернете и, в последнее время, в продвижении влиятельных лиц. 10
Примеры такого начального предварительного продвижения можно увидеть на показах перед запуском продукта, когда компании впервые демонстрируют продукт в театральном сценическом представлении, а также транслируют показ. Эта техника обычно используется Apple и Tesla, чтобы продемонстрировать новые продукты в новом и роскошном свете, гарантируя, что клиенты запомнят продукт и его отличные характеристики.
Пример 2. Эффект первенства и получение работы
Эффект первенства также может повлиять на то, получите ли вы работу или нет. Опрос, проведенный компанией Simply Hired, показал, что 93% менеджеров по найму считают опоздание на собеседование крайне неблагоприятным качеством, что делает его самым высоким показателем того, чего не следует делать на собеседовании. 11 Кроме того, слишком небрежная одежда или ошибки в резюме и сопроводительном письме также были отмечены как примеры способов создать неправильное первое впечатление при участии в процессе найма. 11
При подаче заявления о приеме на работу первое впечатление определяет, получит ли человек работу, поскольку первое впечатление представляет собой репрезентацию менеджерами по найму характера кандидата. Эффект первенства играет важную роль в процессе найма. Неправильное первое впечатление, скорее всего, запомнится, точно так же, как хорошее первое впечатление, вероятно, запомнят.
Резюме
Что это такое
Эффект первичности представляет собой когнитивное искажение и относится к склонности человека лучше запоминать первую часть информации, с которой он сталкивается, чем информацию, которую он получает позже.
Почему это происходит
Эффект первичности возникает по нескольким причинам, основной из которых является наша память, так как легче запомнить то, что сказано первым в списке, чем то, что находится в середине списка. Кроме того, эффект первенства имеет место, когда люди либо устали, либо отвлекаются, пытаясь вспомнить, что в списке. Наконец, эффект первичности связан с эффектом недавности, при котором мы лучше запоминаем самую последнюю информацию.
Пример 1. Эффект первенства используется в современном маркетинге
Маркетинговое продвижение продукта до своего запуска является классическим примером эффекта первенства в деловом мире. Маркетологи пытаются использовать эффект первенства, чтобы произвести отличное первое впечатление на потенциальных клиентов и их продукт, контролируя первоначальное обращение продукта к клиентам.
Пример 2. Эффект первенства и получение работы
Эффект первенства также влияет на то, будет ли человек принят на работу или нет. Если при приеме на работу или при посещении собеседования человек создает негативное первое впечатление, его с меньшей вероятностью наймут на работу. Это негативное впечатление демонстрирует менеджеру по найму характеристики человека. Хотя это может быть и не так, при приеме на работу большое внимание уделяется первому впечатлению.
Как этого избежать
Помимо осознания эффекта первичности, человек должен также сосредоточиться на сборе как можно большего количества информации при первом принятии решения и не торопиться, чтобы избежать предвзятости и ее влияния на принятие решений. Кроме того, упражнение в избегании эффекта первенства в нашей собственной жизни поможет избежать его при принятии сложных решений в будущем.
Эффект давности и эффект первичности : Pointerpro
Эффект новизны и первичности являются частью эффекта последовательного положения, который предсказывает, как запоминаются элементы из списка, исходя из их положения в этом списке. Как правило, лучше всего запоминаются первый и последний элементы списка.
Essential
Professional
Enterprise
Reportr
Определение
Серийное положение-это тенденция человека вспомнить первые и последние предметы в лучшем серии, а средние элементы худшие.
В этом руководстве вы узнаете:
- Эффект недавности
- Эффект первенства
- Минимизация эффекта первенства и недавности в опросе
- Пример
1. Эффект недавности
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Эффект недавности — это принцип, при котором предметы, представленные последними, скорее всего, запомнятся лучше всего. Если вы услышите длинный список слов, скорее всего, вы запомните слова, которые услышали последними, а не слова, которые встретились в середине.
Одно из объяснений состоит в том, что эти элементы все еще присутствуют в рабочей памяти. Дополнительное объяснение связано с контекстом: при тестировании сразу после репетиции текущий временной контекст может служить подсказкой для поиска, которая предсказывает, что более свежие элементы будут иметь более высокую вероятность припоминания.
Эффект недавности возникает чаще, когда варианты ответа даются устно. Считается, что это связано с тем, что, когда респондент выслушивает все варианты, более поздние варианты мешают рассмотрению респондентом более ранних вариантов.
2. Эффект первичности
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Эффект первичности возникает, когда вы с большей вероятностью запоминаете слова в начале списка. Если вы услышите длинный список слов, скорее всего, вы запомните слова, которые услышали первыми, а не слова, которые встретились в середине.
Предполагаемая причина заключается в том, что первоначальные представленные элементы наиболее эффективно сохраняются в долговременной памяти из-за того, что им посвящен больший объем обработки. (Первый пункт списка можно отрепетировать сам по себе, второй — вместе с первым, третий — вместе с первым и вторым и т. д.) Эта реакция усиливается при медленном предъявлении. Было обнаружено, что более длинные списки снижают нашу способность запоминать первые слова списка.
Этот эффект наиболее очевиден, когда ответы отображаются визуально. Варианты, представленные позже, как правило, не рассматриваются так же, как предыдущие варианты.
3. Сведение к минимуму эффекта первичности и новизны в вашем опросе
Чтобы уменьшить погрешность опроса, возникающую из-за этих двух эффектов, проще всего рандомизировать варианты ответов. Функция перемешивания ответов изменяет порядок ответов для каждого респондента, поэтому при анализе всех данных ответов вы сможете увидеть среднее поведение.
На графике ниже видно, где проявляются оба эффекта. Мы склонны больше запоминать последние слова, особенно когда длина списка увеличивается.
4. Пример
Используйте этот список случайных слов, чтобы проверить свою память. Попробуйте прочитать его кому-нибудь поблизости и посмотрите, какие слова они помнят лучше всего. Когда список будет прочитан, появится тенденция лучше запоминать более поздние слова, эффект новизны.
Чтобы проверить эффект первичности, покажите кому-нибудь список слов, затем удалите список и попросите вспомнить слова. Поскольку список был представлен им визуально, они видели слова, а не слышали их, эффект первичности, вероятно, будет более очевидным, и более ранние слова, вероятно, запомнятся лучше.
Blue | Coat | Fortune | Kick | Complex | Finance | Indoor |
Budget | Cycle | Matrix | Transform | Exceed | Hobby | Slide |
СОВЕТ
Просмотрите весь глоссарий в списке для печати.
Что дальше?
- Доля завершения опроса: При расчете доли завершения опроса учитываются только те люди, которые участвовали в опросе, то есть фактически начали его. Мы не учитываем количество людей, которые были приглашены и проигнорировали приглашение.
Доля ответивших на опрос. В исследованиях, посвященных опросам, доля ответивших, также известная как процент завершенных или возвращенных, представляет собой количество людей, заполнивших опрос, деленное на число людей, получивших приглашение или включенных в выборку. Обычно выражается в виде процента.
- Net Promoter Score Question (NPS): это индекс в диапазоне от -100 до 100, который измеряет готовность клиента рекомендовать продукты или услуги компании другим. Он используется в качестве прокси для оценки общей удовлетворенности клиента продуктом компании.