Эффект первого впечатления — Психологос
Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.
Известно, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление — поэтому важно использовать шанс первый и единственный, для того, чтобы хорошо зарекомендовать себя.
Как произвести хорошее первое впечатление?
- Кредит доверия от сцены.
Сцена дает некий кредит доверия и уважения оратору от публики. Сцена поднимает человека не только физически, но и психологически, в глазах слушателей. Мы готовы слушать человека, вошедшего на сцену, только потому, что он занял это центральное, главное место. Может быть, вы и на своем опыте замечали, что, когда сидишь в зале, а на сцену выходит человек, он автоматически вызывает некое «притихание» слушателей и первоначальную долю уважения. И это только благодаря тому, что он появился на этом главном месте. Изначальный кредит доверия и уважением — это закономерность, но, конечно, она не исключает, что в зале могут находиться люди, еще до этого настроенные против вас, пришедшие специально сорвать выступление или поглумиться. Как их нейтрализовывать — это отдельная тема.
Задача оратора кредит доверия использовать — то есть увеличивать, а не обесценивать своим поведением.
- Правило семи секунд.
В течение какого времени формируется первое впечатление? Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется.
Возможная поправка: есть данные, что первое впечатление формируется в первые 2 секунды и после этого практически не меняется (меняется в малой степени). Смотри 2 секунды на впечатление
Когда начинаются эти семь секунд? Когда оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить! Когда вы встаете со своего места в зале и начинаете идти на сцену — семь секунд уже начались.
Когда выходите из-за кулис — впечатление автоматически начало складываться. Идете по проходу в зале — вы уже в поле внимания. Поэтому помните — выступление начинается с вставания с места или появления вашего кончика носа из-за кулис! Типичная ошибка неопытного оратора: выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, хорошо, если платком, одергивает одежду на ходу и чуть ли не застегивает брюки. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Какое складывается впечатление? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений. Поэтому — никакой «кухни» на людях, вы должны уже быть абсолютно «ОК», без признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.- Поведение Хозяина.
В этом емком слове — Хозяин — заключены все сильнейшие качества человека: уверенность, независимость от мнения других, внутренняя сила, стопроцентный психологический комфорт, несмотря ни на что. А также неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое поведение ассоциируется с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с вожаком и даже вождем. Уверенный и внутренне сильный человек вызывает уважение, люди ему невольно подчиняются, впечатление о нем сильное, слова его имеют особенную значимость. В чем частая причина суеты? В том, что когда мы испытываем неприятные и дискомфортные ощущения, понятно, хочется побыстрее от них избавиться. А как это сделать на сцене? Убежать, мы понимаем, нельзя. Но зато можно побыстрее справиться со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Поэтому я на тренингах рекомендую участникам, наоборот, двигаться на публике чуть более замедленно, неторопливо, как будто слегка тормозя (по своим ощущениям), и тогда суета скомпенсируется и будет золотая середина. Рекомендуемый тренинг – «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство»
Рекомендуемые тренинги
- ИСКУССТВО РЕЧИ: риторика и ораторское мастерство.
Что такое эффект первого впечатления в психологии с примерами
Эффект первого впечатления – это мнение о человека, которое формируется у тебя в первые минуты встречи. Для этого эффекта характерно правило 90/90. Расшифровывается следующим образом: 90 процентов образа человека у нас формируется в первые 90 секунд общения.
Фото автора RODNAE Productions: Pexels
- социальные шаблоны,
- внутренние стереотипы,
- ощущения, передаваемые органами чувств, то есть запах, тактильный контакт, звук голоса, внешний образ.
В этой статье:
Основные факторыПрогулка в паркеЧеловек и зеркало
Основные факторы
Первое впечатление всегда субъективное и обобщенное, и поэтому, очень часто, обманчиво. Ты пропускаешь образ человека, или события через систему своих внутренних фильтров, поэтому оно зависит во многом от твоего восприятия.
Если одно и то же событие будут наблюдать разные люди, то очень большая вероятность того, что их описание происходящего будет сильно отличаться. Тоже можно сказать о первом впечатлении, которое формируется у тебя о человеке.
Важность первого впечатления
Три фактора, которые являются для эффекта первого впечатления ключевыми:
- фактор превосходства- люди, вступающие в общение, неравны. Если ты встречаешь человека, который по определенным признакам превосходит тебя, то твое отношение к нему имеет тенденцию к завышению его достоинств. И, наоборот, если человек равен или недотягивает до тебя, то возникает склонность к недооцениванию партне;
- фактор привлекательности-это просто. Внешняя красота человека: это важный фактор в формировании первого впечатления о нем;
- фактор отношения к нам- важно, чтобы было согласие во всем: взглядах, отношениях. Это можно назвать убежденностью в «родстве душ».
Прогулка в парке
Представь себе, что ты на прогулке. В парке много людей. Ты начинаешь, помимо своей воли, рассматривать их. Твое внимание избирательно, и его фокус зависит от цели твоего наблюдения. То есть, если, подсознательно, твоя цель-поиск партнера, то из всей толпы прохожих, ты выделишь человека, внешность которого будет для тебя наиболее привлекательна. Это работает фактор привлекательности. Выделив такого человека, ты постараешься поставить ему максимальную оценку.
Поскольку человек- социален, то следующее, что ты попытаешься определить: какой социальной группе принадлежит выбранный прохожий, таким образом, включается фактор превосходства. Это определение, при первом впечатлении, редко бывает ошибочным.
Отсюда и сформировалось мнение о правильности первого впечатления. Для этого используются шаблоны, которые закреплены тобой, как признаки принадлежности к разным социальным группам: одежда, поведение, аксессуары. Все это формирует у тебя в голове некий образ, и ты, с радостью, додумываешь все недостающие детали.
GiphyОбщение еще одно важное направление, которое заканчивает формирование образа. Если при этом, возникает ощущение общности взглядов, интересов, то подключается фактор «отношения к нам», и прохожий переходит в разряд привлекательного партнера.
После того, как твой ум закончил работу над образом, он успокаивается, справедливо полагая, что ситуация под контролем. Вот тут начинаются сюрпризы.
Человек и зеркало
Конечно, в результате более близкого общения, многие додуманные, приукрашенные, недооцененные качества партнера приобретут свою истинную окраску, но первое впечатление, всё же оставит свой след.
Вступая в общение с другими людьми, будь осторожна с эффектом первого впечатления. Всегда следует помнить, что люди – это лишь зеркала, в которых мы видим свое отражение.
Сила первого впечатления
Важно ли первое впечатление? Коллега так считает. В начале каждого семестра он приветствует своих студентов в пиджаке и галстуке.
«Вы производите только одно первое впечатление», — говорит он. Поэтому, в то время как остальную часть семестра он преподает в своей обычной, более повседневной одежде, в течение первой недели он представляет другой образ.
Выглядеть как профессионал в первый день, как он полагает, сохранится и в оставшейся части семестра, когда он вернется к рабочей одежде, которую будет носить до тех пор, пока не встретит новую группу студентов.
Он считает, что студенты положительно запомнят свою первую встречу и с большей готовностью дадут ему презумпцию невиновности в течение семестра, потому что они были настроены уважать его благодаря этому благоприятному первому впечатлению.
Последовательность, с которой мы сталкиваемся, влияет на то, как мы оцениваем последующую информацию. Преувеличенное влияние первых впечатлений связано с эффектом ореола, явлением, при котором восприятие положительных качеств в одной вещи или части приводит к восприятию подобных качеств в связанных вещах или в целом.
Вот пример: вы встречаете дружелюбного человека на вечеринке, а позже вас просят найти спонсоров для достойного дела. Вы связываетесь с этим человеком, потому что думаете, что он внесет свой вклад. На самом деле между приятностью и щедростью нет никакой внутренней связи. Тем не менее, эффект ореола приводит к необоснованному предположению, что эти два явления связаны между собой. Большинство приходит к выводу, что если она была хороша в одной категории (общительная), то будет положительной и в другой (щедрой).
Эффект ореола очень силен, но сомнительно, что он имеет большое значение в долгосрочных отношениях, таких как отношения между учителем и учеником. В то время как переодевание может предрасполагать учеников к мысли, что учитель должен знать свой предмет, потому что он создает профессиональное первое впечатление, эффект ослабевает, если человек в конце концов оказывается плохим учителем.
Первое впечатление имеет значение, но последнее слово за содержанием. Если бы вы никогда не видели и не слышали об Эйнштейне, то, увидев его впервые, ваше впечатление, скорее всего, было бы негативным. Теперь его лицо ассоциируется с гениальностью, а не с безумием, потому что именно он пришел определить, что такое гениальность.
Проблема в том, что немногие из нас являются Эйнштейнами, и у нас часто нет возможности исправить негативное первое впечатление.
Если важно, что думают о вас другие, обратите внимание на то, как другие видят вас при первой встрече. Не менее важно обратить внимание на то, как ваше первое впечатление может предвзято относиться к кому-то другому.
Первое впечатление имеет значение, как хорошее, так и плохое. Они в порядке, когда вам кто-то нравится при первой встрече; они не так прекрасны, когда первая встреча негативна. Положительные первые впечатления ведут к социальной сплоченности; негативные первые впечатления приводят к предубеждениям и социальным предрассудкам.
Эффект ореола искажает реальность. Это создает ложное впечатление и может, например, привести к тому, что исследователи отклонят опровергающую информацию; предприятия становятся самодовольными; учителя переоценивают или недооценивают реальную успеваемость ученика; полиция ошибочно идентифицирует подозреваемых; банки выдают небрежные кредиты.
Термин «эффект ореола» является неправильным, так как это явление связано как с дьяволом внутри нас, так и с нашей ангельской стороной.
Эффект первого впечатления: как видеть дальше при приеме на работу
Недавние исследования показали, что мы делаем первые суждения о ком-то так же быстро, как и мгновение ока. Трудность в том, что поспешные суждения могут быть правильными, а могут и нет, но они, кажется, сохраняются. Так что же можно сделать, чтобы свести к минимуму влияние первого впечатления при приеме на работу?
Что такое эффект первого впечатления?Эффект первого впечатления — это подсознательный процесс вынесения суждений, основанный на чьем-то внешнем виде или представлении при первой встрече, без какой-либо реальной основы.
Как первое впечатление влияет на решение о приеме на работуВаше первое впечатление о человеке может сохраняться на протяжении всего процесса принятия решения о приеме на работу.
- Вынесение неверных суждений . Некоторые первые впечатления могут быть правильными, но многие нет. Принятие решения о найме, основанное исключительно на неверном суждении по первому впечатлению, может привести к тому, что новый сотрудник негативно повлияет на корпоративную или командную культуру, поскольку он будет не так квалифицирован для должности, как предполагалось, или завершится ранней текучестью кадров.
- Влияет на интервью . Если у интервьюера сложилось негативное первое впечатление, он может быть менее заинтересованным в интервью или даже показаться более агрессивным. В качестве альтернативы, если у них сложилось хорошее первое впечатление, они могут относиться к кандидату мягче и задавать меньше вопросов, чтобы лучше узнать его опыт.
- Слишком быстрое принятие решений . Если слишком сильно полагаться на первое впечатление, решение может быть принято без учета всей информации или данных о кандидате.
Такие факторы, как опоздание, одежда, внешний вид и готовность, могут повлиять на первое впечатление. Рассмотрите следующие шаги, чтобы помочь вашим кандидатам подготовиться к тому, чтобы произвести хорошее первое впечатление.
Шаг 1. Предоставьте четкие указания к местонахождениюНекоторые ситуации находятся вне контроля заявителя. Тем не менее, помогите им быть готовыми прибыть вовремя, предоставив четкие указания к месту проведения собеседования. Подумайте о том, чтобы добавить ссылку на метку Google Map, упомянув близлежащие достопримечательности или включив фотографии здания, в котором они будут проходить собеседование. Если есть гараж или парковка часто заполнена, сообщите заявителю, чего ожидать.
Шаг 2. Поделитесь корпоративной культурой О одеждеТо, что человек носит, может повлиять на то, как его воспринимают другие. Сообщите соискателям, какова корпоративная культура вашей компании в отношении одежды. Если у вас непринужденная обстановка, дайте им знать, что джинсы в порядке. Если у вас более официальная компания, попросите их одеться на собеседование в официальном деловом стиле.
Шаг 3. Помогите им морально подготовитьсяНаряду с информацией о роли и компании вы также можете предоставить кандидатам информацию о собеседовании, например, сколько интервьюеров они будут встречать и каково будет расписание собеседований. .
Предоставление информации о собеседовании, чтобы кандидат знал, чего ожидать, может помочь ему меньше нервничать и беспокоиться.
Шаг 4. Расслабьте их нервы в дружелюбной и гостеприимной обстановкеПомните, что кандидат проводит собеседование с вами и компанией так же, как и вы с ним, поэтому его первое впечатление о вас также имеет значение! Теплота и дружелюбие могут помочь кандидату стать спокойнее и вести себя более похоже на себя.
8 шагов для разработки процесса найма, который не ограничивается первыми впечатлениямиЕсли активно не управлять, первые впечатления могут непреднамеренно стимулировать процесс найма. Рассмотрите эти шаги, чтобы свести к минимуму эффект первого впечатления в вашем процессе.
Шаг 1. ОсознаниеОсознание эффекта первого впечатления — это первый шаг к преодолению его. Знание того, что чье-то первое впечатление может быть более предвзятым в вашем собственном сознании, может помочь вам поставить первое впечатление на его место как всего лишь одну точку данных, а не основу для решения. Знание собственных ограничений может помочь вам действовать и принимать решения более объективно.
Шаг 2. Начните с телефонного собеседованияВы можете отсрочить эффект первого впечатления, основанного на внешнем виде или невербальном общении, начав процесс найма с телефонного собеседования, чтобы по-настоящему узнать биографию и опыт кандидата.
Шаг 3. Не забудьте отложить суждениеЕсли у вас есть первоначальные мысли о внешности, внешнем виде или внешнем виде кандидата, не забудьте отложить суждение о том, что это может означать в отношении характера кандидата или способности выполнять работу, пока вы не узнаете больше о них.
Шаг 4. Сосредоточьтесь на профессиональном опыте, а не на физических характеристикахЭффект первого впечатления предполагает, что такие вещи, как «элегантная» одежда, могут сделать кого-то более успешным, а более продолжительный зрительный контакт может сделать кого-то более умным. Вместо того, чтобы делать выводы о том, что кандидат заслуживает доверия, компетентен или обладает личностью, основываясь исключительно на его чертах, убедитесь, что у вас есть вопросы, которые сосредоточены на их прошлом опыте.
Шаг 5. Подготовьте стандартные вопросы на основе должностной инструкцииНе позволяйте первому впечатлению повлиять на ваш подход к собеседованию, пытаясь получить подтверждение своих подозрений (также известное как предвзятость подтверждения или ошибки первенства). Вместо этого создайте руководство по собеседованию со стандартным набором вопросов, соответствующих описанию вакансии, чтобы задавать их каждому кандидату, проходящему собеседование на эту роль. Ведение стандартного руководства может обеспечить более справедливое и объективное сравнение кандидатов на основе их прошлого опыта, а не их невербального поведения или ухода.
Шаг 6. Привлеките более одного интервьюераПрисутствие более одного человека на собеседовании может помочь обеспечить некоторый баланс и различные точки зрения вместо того, чтобы полагаться на мнение одного человека. Конечно, если все участники интервью думают так же, это может стать хорошей основой для принятия решения.
Шаг 7. Не торопитесьОбычно примерно через 10 минут после начала собеседования кандидат начинает меньше нервничать и легче вступает в разговор на собеседовании. Не торопитесь с принятием любых решений или суждений. Если вы будете более обдуманно принимать решения, это поможет вам избавиться от первоначального первого впечатления.