Эффект первого впечатления в психологии: Эффект «Первого впечатления»

Содержание

Эффект «Первого впечатления»

Значение эффекта первого впечатления

При формировании первого впечатления существует из­вестное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представле­ния о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.

Формирование первого впечатления — довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, об­ратные связи разного рода.

Психологическая сущность формирования первого впечатления

Психологической сущностью формирования первого впе­чатления является межличностное оценивание. Оно связано с формированием образа другого человека, с которым предсто­ит совместная деятельность или общение. Основной задачей оценивания является выявление признаков, на основании ко­торых будет выстраиваться образ другого человека. Этот об­раз во многом и помогает прогнозировать поведение и последовательность действий.

Важнейшую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации.

У каждого человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование этих эталонов чаще всего не осоз­нается человеком, но они серьезно влияют и управляют про­цессом оценивания.

Выделяют три основные группы эталонов-стереотипов:

антропологические, эмоционально-эстетические и социальные. Каждая из них отражает определенные признаки, с опорой на которые, собственно, и осуществляется оценка.

Антропологические стереотипы связаны с внешним обли­ком человека, его имиджем. Социальные — с его статусом и ро­дом деятельности. Эмоционально-эстетические стереотипы формируются под влиянием собственного опыта переживаний, выработанного чувства меры и красоты.

В формировании первого впечатления большую роль иг­рает психологическая установка. К примеру, если накануне встречи вам охарактеризовали вашего собеседника как умно­го, порядочного и обаятельного, то можно быть уверенным, что ваше первое впечатление будет именно таким.

Но это лишь при условии, что вы доверяете источнику информации.

Сильное влияние на процесс восприятия собеседника ока­зывает его национальность. Для многих это существенно мо­жет либо дистанцировать партнера по общению, либо, наобо­рот, сработает механизм уподобления и, как следствие, возник­нет сближение позиций.

На  процесс оценивания оказывает сильное влияние психо­логическое проецирование. Практика подтверждает, что при фор­мировании первого впечатления всегда присутствует психоло­гический феномен проецирования, т.е. приписывания своих эмоций и состояний другому. К примеру, если у человека на­блюдается повышенная тревожность, то от всех, с кем он впер­вые имеет дело, он, скорее всего, станет ожидать недружествен­ных действий и недоверчивого, подозрительного отношения.

Особое влияние на оценку других оказывает состояние уверенности или неуверенности в себе. Экспериментально ус­тановлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные же — наоборот.

Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные. Здесь очень часто срабатывают ант­ропометрические и эмоционально-эстетические стереотипы, опирающиеся на особого рода информативные показатели. Основные из них следующие:

1. Физическая привлекательность. Действительно, заме­чено, “что красиво, то и хорошо”, т.е. эффект красоты спосо­бен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.

Оценивая привлекательность, особое внимание обраща­ют на

лицо.

Важнейшую роль в формировании физической привлека­тельности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассо­циируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто — зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установ­лении контактов с людьми.

2. Самопрезентация. Самопрезентация заключается в умении сконцентриро­вать внимание окружающих на своих несомненных достоин­ствах и всячески увести внимание партнеров от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологи­ческой инициативой, от остроумия, выразительности и осо­бого рода артистизма.

3. Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривает­ся как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного “я”. При

оценке стиля одеж­ды обращают внимание на следующие особенности:

а) насколько одежда соответствует случаю.

б) насколько одежда опрятна.

в) насколько одежда соответствует устоявшемуся стерео­типу.

В восприятии стиля одежды имеются достаточно устой­чивые стереотипы. Так, для представителя делового мира (осо­бенно руководителей высокого ранга) предпочтителен консер­вативный стиль. Это также касается и деталей: марки часов, зажигалки, галстуков и т.д. Для представителей же творческих профессий более предпочтительна индивидуальность и неза­висимость.

4. Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции провоцируют психо­логическое заражение, т.е. ситуацию, при которой эмоции и чувства одного человека способны овладевать окружающими.

Не следует забывать, что хорошее первое впечатление обычно производят люди, генерирующие вдохновение, опти­мизм и другие положительные эмоции. К таким быстро про­никаются симпатией и начинают испытывать доверие, более охотно идут навстречу их предложениям и пожеланиям.


Эффект первого впечатления

Коучинг

28.05.2021  |   1040 просмотров

Вернуться к статьям

Поделиться

Скрыть

Вебинар

Как реализоваться в коучинге и зарабатывать

Забронировать место

Вебинар

Как реализоваться в коучинге и начать зарабатывать

Подробнее

Скрыть

Первое впечатление обманчиво? Стоит нам встретить нового человека, как в первые полторы минуты мы складываем о нем свое мнение и опираемся на него при дальнейшем общении. Что влияет на формирование первого впечатления? Какие эффекты восприятия срабатывают, и насколько они обманчивы?

Эффект первого впечатления в психологии

Знакомясь с новым человеком, мы составляем о нем свое мнение на основании межличностного оценивания. У нас в голове складывается предполагаемый образ собеседника, по которому мы готовимся выстраивать общение, делаем прогнозы возможного поведения. При этом у каждого существуют свои внутренние эталоны-стереотипы, которые включаются первыми при оценке другого человека. Они бывают:

  • антропологические, которые связаны с внешним видом собеседника; 
  • эмоционально-эстетические, основанные на предположении рода деятельности и статуса собеседника;
  • социальные, которые мы формируем, опираясь на свой жизненный опыт, эстетические предпочтения, понятия о прекрасном.

Эффект первого впечатления часто зависит от тех установок, которые мы получаем от других людей перед знакомством с новым человеком.

Примером могут быть ситуации, когда с первых минут разговора окружающие расположены к новичку только потому, что заранее много слышали о нем доброго и хорошего. Подобный эффект создания предварительного впечатления в психологии получил название психологической установки. Он срабатывает, только если источнику, от которого получена информация, доверяют.

Эффекты восприятия, создающие первое впечатление

Психологические факторы, которые влияют на эффект формирования первого впечатления:

  1. Уверенность в себе. Те, кто чувствует себя уверенно, оценивает других более позитивно при знакомстве. Люди, которые сомневаются в собственных силах, и к собеседникам испытывают недоверие.
  2. Психологическое заражение. Люди, которые транслируют в разговоре оптимизм, жизнерадостность, открытость вызывают симпатию и доверие гораздо легче и быстрее.
  3. Психологическое проецирование. Человеку свойственно приписывать собеседнику свое эмоциональное состояние.
     

Онлайн-тест «Определи свой психотип»

Пройти тест

Большое влияние на формирование первого впечатления оказывают внешние данные собеседника:

  1. Физическая привлекательность. В психологии известен «эффект ореола»: человек, который при первом впечатлении кажется красивым, автоматически наделяется лучшими душевными качествами и большим умом.
  2. Самопрезентация. Это умение произвести хорошее впечатление на окружающих. Оно заключается в способности перевести акцент в общении со своих недостатков на достоинства.
  3. Стиль одежды. Здесь действуют заложенные стереотипы. Примером может служить тот эффект, который производит дорогой деловой костюм на мужчине. У большинства такой образ ассоциируется с успешностью, компетентностью и профессионализмом. Не удивительно, что к человеку, предпочитающему деловой стиль, будут относиться с большим вниманием и серьезностью.

Подробнее о том, как создать благоприятное первое впечатление, какие психологические эффекты использовать и как избежать ошибок, вы сможете узнать на нашей программе обучения «Психологическое консультирование и коучинг».

Вебинар

05 февраля

4:00

Ведущий вебинара

Вероника Сим

Как реализоваться в коучинге и начать зарабатывать

Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить

Спасибо, что оставили свои контактные данные

наш менеджер скоро с вами свяжется

 

Даю согласие на обработку своих персональных данных

Что решают люди при встрече с вами

Наука о первых впечатлениях: что решают люди при встрече с вами

Перейти к

  1. Основное содержание
  2. Поиск
  3. Счет
Значок поискаУвеличительное стекло. Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск». Логотип InsiderСлово «Инсайдер».

Рынки США Загрузка… ЧАС М С В новостях

Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

Стратегия

Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо. Читать в приложении Какое первое впечатление вы производите на других? Гетти Изображений
  • Первые впечатления о вас формируются у людей еще до того, как вы открываете рот.
  • Исследования показывают, что ваш внешний вид влияет на то, насколько надежными, беспорядочными и влиятельными люди считают вас.
  • Вы можете изменить первое впечатление некоторых людей о вас, изменив свое поведение и то, как вы представляете себя.
  • Посетите BusinessInsider.com, чтобы узнать больше.
LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

Многие первые впечатления исходят из вещей, которые мы вообще не можем контролировать: наш естественный запах, то, насколько «детскими» являются наши лица, нужно ли нам носить очки или мы лысые.

Например, мужчины с женственными чертами лица, такими как более тонкие брови и более острый подбородок, с большей вероятностью кажутся заслуживающими доверия.

Люди, которые хотят произвести хорошее первое впечатление, мало что могут сделать со строением своего лица, хотя они могут изменить свой язык тела, внося небольшие изменения, например чаще улыбаясь, больше смотря в глаза и кивая.

Продолжайте читать ниже, чтобы узнать, какие другие суждения люди делают о вас в течение нескольких секунд после встречи с вами:

Если вам можно доверять

Себастьян тер Бург/Flickr

Люди принимают решение о вашей благонадежности за десятую долю секунды.

Исследователи из Принстона выяснили это, предоставив одной группе студентов университета 100 миллисекунд, чтобы оценить привлекательность, компетентность, симпатию, агрессивность и надежность лиц актеров.

Члены другой группы могли заниматься столько, сколько хотели. Их суждения по большинству черт были такими же, как и у людей, у которых была только десятая доля секунды.

Большая часть этого суждения основана на вещах, которые вы не можете изменить. Например, исследования показывают, что более женственные, детские и счастливые лица вызывают больше доверия.

Вы можете изменить язык своего тела, чтобы повысить доверие окружающих к вам. Как ранее сообщал Business Insider, попробуйте больше улыбаться, наклоняться вперед, смотреть людям в глаза и подражать языку тела другого человека.

Если вы харизматичны

Матей Кастелич/Shutterstock

Исследование Университета Торонто, проведенное в 2017 году, показало, что наблюдатели всего за пять секунд решают, является ли человек харизматичным, просматривая немую запись выступления этого человека.

Люди, которые были привлекательными, белыми и не носили очков, чаще демонстрировали зрительный контакт и приводили веские аргументы, были оценены как более харизматичные. В свою очередь, это восприятие харизмы предсказывало, будет ли человек лидером, предполагая, что гендерные и расовые предубеждения играют роль, когда мы определяем лидерский потенциал.

Если вы являетесь лидером

Дональд Трамп и Хиллари Клинтон. Рейтер

В ходе исследования 2012 года исследователи из Университета Майами и Университета Дьюка попросили людей прослушать записи мужчин и женщин, говорящих: «Я призываю вас голосовать за меня в ноябре этого года».

Результаты показали, что участники чаще говорили, что проголосовали бы за женщин с низким голосом. Во многом это было связано с тем, что женщины с более низким голосом считались более компетентными и заслуживающими доверия.

Участники также предпочитали голосовать за мужчин с низким голосом, хотя и не потому, что они казались более надежными.

Исследователи говорят, что эти результаты могут помочь объяснить, почему во всем мире меньше женщин занимают руководящие должности. «По крайней мере, — пишут они, — высота голоса — это физическая характеристика, которая не уравновешивает социальные нормы, способствующие гендерному неравенству».

Если вы неразборчивы в связях

Шаттерсток

Британское исследование 2007 года показало, что женщины с видимыми татуировками воспринимались мужчинами и женщинами как менее привлекательные, больше пьющие и более беспорядочные, чем женщины без каких-либо татуировок, что связано со стереотипами о женщинах с татуировками.

«В Британии, по крайней мере, татуировки среди женщин часто ассоциируются с культурой «ладетт», женским эквивалентом культуры «парней», которая обычно включает склонность к алкогольным напиткам, спорту, быстрым автомобилям и множеству мужских журналов. «, – написали авторы.

Недавнее исследование, проведенное польскими исследователями, показало, что и мужчины, и женщины воспринимают татуированных мужчин как более мужественных, доминирующих и агрессивных. Но появились некоторые гендерные различия.

Женщины считали мужчин с татуировками более здоровыми, а мужчины считали мужчин с татуировками более привлекательными. Женщины также оценили татуированных мужчин как худших потенциальных партнеров и родителей, тогда как мужчины этого не сделали.

Если ты умный

Портретные изображения / Getty Images

Исследование, проведенное в 2007 году под руководством профессора Университета Лойолы Мэримаунт Норы А. Мерфи, показало, что взгляд собеседника в глаза оказывает огромное влияние на вашу предполагаемую сообразительность.

«Взгляд во время разговора был одним из основных способов поведения», — написал Мерфи. «Это значительно коррелировало с IQ, успешно манипулировалось целями управления впечатлением и способствовало более высоким оценкам воспринимаемого интеллекта».

Ношение очков с толстыми стеклами и выразительная речь тоже помогают.

Если ты доминируешь

Фото Дрю Ангерер / Getty Images

Исследование Университета Пенсильвании, проведенное в 2012 году, показало, что «мужчины с бритыми головами оценивались как более доминирующие, чем такие же мужчины с пышными волосами», и что «мужчины, чьи волосы были удалены цифровым способом, воспринимались как более доминирующие, более высокие и сильные, чем их подлинные Я».

В случае успеха

Городенков/Shutterstock

Если хочешь выглядеть успешным, сделай свой костюм на заказ.

В ходе британо-турецкого исследования 2013 года участники рассматривали фотографии мужчин в костюмах, сшитых на заказ, а не в готовых костюмах, всего за пять секунд. Ребята в сшитых на заказ костюмах были оценены как более успешные.

«Судя по данным этого исследования, мужчинам можно посоветовать покупать одежду, которая хорошо сшита, поскольку она может положительно улучшить имидж, который они представляют другим», — пишут авторы.

Если вы любите приключения

Дрю Ангерер / Getty Images

Люди понимают, кто вы, не только по вашему внешнему виду, но и по тому, как вы двигаетесь.

В ходе исследования, проведенного в 2012 году Даремским университетом, студентам были показаны видеоклипы, на которых 26 других студентов шли пешком — у некоторых более свободная походка, у некоторых более напряженная.

Потребовалось всего несколько шагов, чтобы придать ощущение индивидуальности. Студенты приравнивали более свободную походку к экстраверсии и авантюризму, в то время как более короткие походки считались невротиками.

Если вы можете датировать

Изображения AYA/Shutterstock

Недавнее исследование онлайн-знакомств показало, что пользователи сайтов знакомств быстро определяют, насколько вы способны к датированию, просто по вашей фотографии.

Выглядеть «более экстравертным, открытым для новых впечатлений, эмоционально стабильным и симпатичным» способствовало успеху на сайте знакомств. Но кажущаяся более амбициозной и компетентной навредила женщинам на сайте, в то время как помогла мужчинам-пользователям сайта добиться успеха.

Даже после проверки текста, который люди предоставляют в своем профиле знакомств, исследователи обнаружили, что впечатления от фотографии соответствуют действительности.

«Эти результаты показывают, что первое впечатление, основанное на фотографиях, может повлиять на решение связаться с потенциальным партнером, даже после получения другой соответствующей информации о человеке», — пишут исследователи.

Если бы ты был другом или врагом

Вивьен Киллилеа / Getty Images для Анри Бенделя

Не только наши глаза помогают нам составить первое впечатление. Исследование итальянского психолога Мариэллы Паццаглия предполагает, как наше обоняние помогает нам решить, является ли кто-то другом или врагом.

Согласно исследованиям, мы определяем принадлежность человека к нашей семье или социальной группе по запаху. Если кто-то пахнет знакомо, это признак того, что он похож на нас и может оказать социальную поддержку.

Но если они пахнут слишком по-другому, мы думаем, что они не думают о наших интересах.

Дрейк Баер участвовал в написании предыдущей версии этой статьи.

Читать далее

Первые впечатления Психология Предвзятость

Подробнее…

Как формируются первые впечатления: психология

Вы когда-нибудь задумывались, как формируются первые впечатления? Или какова психология первых впечатлений? В этой статье я углублюсь в психологию формирования первого впечатления и помогу вам произвести хорошее первое впечатление на работе и в социальной жизни.

На создание этой статьи меня вдохновил проведенный мной онлайн-тренинг под названием «6 основных ошибок, которых следует избегать при создании уверенного и сильного имиджа». Один из участников задал очень распространенный, но умный вопрос о первых впечатлениях.

Она спросила: «Я поняла, что первые 7 секунд, когда мы встречаем кого-то нового, самые важные. Как мне убедиться, что я не трачу эти 7 секунд впустую?»

Мне нравится этот вопрос, потому что я очарован первыми впечатлениями и всем психологическим процессом, через который мы проходим, когда встречаем кого-то впервые.

Что бы вы ни думали, первое впечатление не так просто и прямолинейно, как вам хотелось бы.

Ниже я хочу подробнее рассказать о первом впечатлении, рассказать о том, сколько времени уходит на формирование первого впечатления, о психологии формирования первого впечатления и о том, как не потратить впустую первые 7 секунд первого впечатления.

Посмотрите это видео на YouTube, чтобы узнать, как произвести отличное первое впечатление (после прочтения этой статьи).

Сколько времени нужно, чтобы сформировать первое впечатление?

Исследования по этому вопросу разнятся. Некоторые считают, что для формирования первого впечатления требуется 30 секунд. Другие считают, что это занимает 2-3 секунды. Было даже исследование, проведенное психологами из Принстона, которое показало, что для того, чтобы составить впечатление о ком-либо, требуется всего десятая доля секунды.

Какое бы исследование или рисунок вы ни выбрали, первое впечатление будет быстрым. Чтобы дать вам ориентир, решения или суждения, которые другой человек собирается сделать о вас, будут приниматься в среднем примерно через 7 секунд.

За такой короткий промежуток времени у вас может даже не хватить времени на слова!

Как формируются первые впечатления (Психология)

Итак, мы установили, что в среднем на формирование первого впечатления уходит около 7 секунд. Теперь я хочу рассказать о том, как формируются первые впечатления, и о психологическом процессе, происходящем при формировании первого впечатления.

Вот ситуация, которая может вам подойти:

Вы идете по улице. Вы видите, что кто-то идет к вам с противоположной стороны. Это женщина. Вы замечаете ее одежду. Она одета в дорогой костюм и безупречно ухожена. Она делает большие шаги и быстро ходит. Вы думаете про себя: «У нее должна быть важная работа, она, вероятно, влиятельная женщина». Вы можете представить ее руководителем большого офиса и жить в большом доме. Вы вообразили все это без того, чтобы этот человек не сказал ни слова!

Вот психологический процесс формирования первого впечатления за эти 7 секунд:

1. Вы смотрите на внешность другого человека.

Вы посмотрели на внешность женщины. Ее одежда выглядела дорого, и она была хорошо ухожена. Это навело вас на мысль, что она успешна и богата.

2. Вы смотрите на язык их тела.

Вы смотрели на ее язык тела. Она делала большие шаги и шла быстро. Это навело вас на мысль, что она уверена в себе, сильна и полна решимости добиться того, чего хотела.

3. Вы делаете предположения об их жизни.

Вы сделали предположения о других сферах ее жизни, таких как ее работа и образ жизни. Судя по ее одежде и языку тела, вы подумали, что она должна иметь высокопоставленную работу, руководить большим офисом и жить в большом доме.

4. Вы формируете фильтр первого впечатления.

За несколько секунд, что вы увидели эту женщину, у вас сформировался фильтр первого впечатления. Поэтому, если вы снова столкнетесь с этой женщиной в местной кофейне, все, что вы увидите или услышите о ней, будет отфильтровано через первое впечатление, которое вы только что сформировали.

Почему бы вам не получить второй шанс сформировать первое впечатление?

Когда вы встречаете кого-то впервые, вы сразу же начинаете воспринимать и обрабатывать информацию о нем. Вы сначала посмотрите на их наряд и внешний вид. Затем вы смотрите на их язык тела, чтобы принять решение об этом человеке.

И хотя у вас есть только крошечный фрагмент информации об этом человеке (7 секунд), вы предполагаете, что этот крошечный фрагмент представляет 100% этого человека, его жизнь, и что они такие все время. Эта информация поможет вам создать фильтр первого впечатления.

Любая дополнительная информация, которую вы узнаете о другом человеке после этих 7 секунд, будет отфильтрована с помощью этого первого впечатления, которое вы сформировали.

Вот почему у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.

По сути, урок, который вам нужно запомнить, заключается в том, что информация, которую вы показываете в первые 7 секунд, является наиболее важной, потому что именно эта информация поможет другому человеку сформировать положительное или отрицательное первое впечатление о вас.

Итак, если вы не хотите тратить эти 7 секунд впустую, продолжайте читать, чтобы узнать, что вам нужно сделать.

Как не потратить первые 7 секунд первого впечатления

В конечном счете, в первые 7 секунд внимание собеседника будет сосредоточено на вашем наряде и языке тела.

1. Выберите наряд, который передает желаемое вами сообщение.

Вам нужно выбрать наряд, который передает желаемое вами сообщение. Спросите себя, какой образ вы хотите создать? Вы хотите выглядеть открытым и дружелюбным или уверенным и сильным? И выберите наряд, который создает этот образ.

Например, вы встречаетесь с потенциальным клиентом и вам нужно убедить его подписать контракт с вашим рекламным агентством. Вы хотите выглядеть экспертом, кем-то, на кого они могут положиться, кто имеет авторитет в этой отрасли. Темно-серый или темно-синий костюм поможет вам сразу же выразить авторитет, когда клиент увидит вас.

Яркие аксессуары или яркие цвета помогут вам привлечь внимание и запомниться. Один из моих любимых способов привнести элегантность и профессионализм в мой наряд — это использовать визитница .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts