Эффект Пигмалиона | Блог 4brain
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) – это явление, которое возникает, когда неверное убеждение одного человека при восприятии другого человека (или цели), заставляет его действовать так, чтобы проявилось ожидаемое поведение. Например, если вам говорят, что новый сотрудник, допустим Петр, недружелюбен, вы начнёте вести себя с ним более сдержанно, будете воздерживаться от разговоров и сведёте к минимуму с ним контакт. Затем Петр в ответ на ваше поведение, которое, безусловно, для него выглядит холодным, не инициирует бесед или действий с вами. Тем самым подтверждая мнение и ожидания, что он недружелюбен. Этот интересный эффект можно назвать самоисполняющимся пророчеством, возникающим в межличностном общении.
История выявления
Самоисполняющиеся пророчества давно были отмечены и изучены социологами. Банкротства во времена Великой депрессии в США часто приводятся в качестве классического примера – неточные слухи распространяют информацию о банкротстве банка. Это вызывает сбой в его работе, когда клиенты начинают стремительно снимать свои средства со счетов, до того, как у банка кончаются деньги. Банки, конечно же, не имеют достаточного количества наличных, для покрытия всех своих депозитов, поэтому вывод средств в конечном итоге приведет к банкротству. Так банк становится жертвой ложных ожиданий клиентов.
Изучение эффекта началось с работы американского психолога Роберта Розенталя, который наблюдал предполагаемые результаты экспериментов. Розенталь продемонстрировал, что иногда ученые могут получать свои результаты отчасти потому, что их ожидания побудили относиться к своему эксперименту или к участникам, предвзято.
Его работа привела к окончательному осознанию того, что исследователи должны планировать свои опыты таким образом, чтобы предотвратить влияние ожидания экспериментатора. К счастью, существует простое решение этой проблемы: если проводятся исследования, в которых ученые не наблюдают принадлежность участников (не знают, какие респонденты входят в экспериментальные и контрольные группы), то тогда невозможно исказить результаты. Двойной слепой метод остается на сегодняшний день, золотым стандартом в экспериментальных процедурах.
Изучая эффект Розенталя, психологи обратили свой взгляд и на другие межличностные ситуации. Классический пример «Пигмалион в классе» показал, что учащиеся, чьи учителя были названы академическими кудесниками (на самом деле их случайным образом просто так назвали), показали значительный прирост IQ в течение учебного года по сравнению со студентами других преподавателей.
Текущие исследования эффекта Пигмалиона
На сегодняшний день исследования вышли за рамки простых демонстраций того, как эффект происходит, чтобы идентифицировать и понять теоретические и методологические значения, смягчающие его действие. Другими словами, для каких людей и в каких ситуациях вероятнее всего произойдет эффект?
Рассмотрение этих вопросов, показывает, что, хотя существуют индивидуальные различия, которые влияют на эффект умеренного ожидания, такие как самооценка, пол и когнитивная окостенелость, появляются ситуативные факторы, такие как относительная сила воспринимающего и целевого объекта и то, как долго они знают друг друга.
Эффект Пигмалиона, скорее всего, произойдет, когда воспринимающий находится в положении большей силы, чем цель (например, в отношениях учителя и ученика). А также если они ранее не были знакомы. Чем дольше люди знают друг друга, тем меньше вероятность того, что они окажутся под влиянием неверных предположений.
Кроме того, часть недавних исследований в этой области были посвящены вопросу определения того, насколько сильно действие эффекта в естественных условиях в отличие от лабораторных. Лабораторные эксперименты демонстрировали значительные показатели. В реальном же мире достоверность оказалась более распространенной, чем эффект Розенталя, который возникал реже или имел показатели проявления ниже по величине.
Еще один важный вопрос касается поведения – с помощью чего предположения воспринимающих лиц доводятся до цели? В то время как конкретные участники и их поведение зависят от контекста взаимодействия, подавляющее большинство может быть классифицировано как подпадающее под влияние и усилие.
Влияние относится к социально-эмоциональному климату, который создается воспринимающим, и он включает в себя невербальные сигналы, связанные с теплотой и дружелюбием. Учитель, возлагающий надежды на ученика, будет больше улыбаться, использовать дружелюбный тон голоса и смотреть в глаза учащемуся.
Усилие же относится к частоте и интенсивности взаимодействия. Учитель с положительным восприятием ученика будет пытаться преподавать этому ученику усложнённый материал, задавать больше вопросов и стараться уделять ему больше времени.
Важность эффекта ожидания
Поскольку неточные предположения могут иметь довольно серьезные последствия, эффект Пигмалиона остается важной темой в социально-психологических исследованиях и до сих пор играет заметную роль как в методологической, так и в реальной сфере жизни. Например, знание того, что ученый способен непреднамеренно исказить результаты эксперимента, привело к значительным улучшениям в том, как теперь планируются и проводятся научные изыскания как в психологии, так и в других научных областях.
Серьезное социальное значение имеет понимание роли, которую играют предположения человека относительно других людей, что сказывается на результатах его жизни. Начиная от самых незначительных событий (как поладить с новым сотрудником и т.д.), до вопросов, имеющих огромную ценность (как преуспеет человек или потерпит неудачу в университете и т.п.)
Именно поэтому знать, что у предположений есть и самореализующиеся последствия, значит быть осведомленным и предупрежденным. Говоря проще, понимание эффекта Пигмалоиона способно предупредить возникновение разных проблем во многих жизненных ситуациях, и его всегда стоит иметь в виду, применяя это знание в любой сфере жизни.
Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание
Автор: Внешний автор
Получить на почту
Эффект Пигмалиона (Розенталя) в психологии
Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что человек, на уровне подсознания строит линию поведения, опираясь на мнение и ожидания окружающих.
Мы часто, сами того не осознавая, сталкиваемся в жизни с эффектом Пигмалиона. Наиболее ярким примером тому являются дети с девиантным поведением. От них не ждут ничего хорошего. Подсознательно отношение к таким детям соответствующее. В итоге они оправдывают ожидания окружающих.
Об эффекте Пигмалиона говорит еще один феномен: будучи убежденными в чем-либо, мы повсеместно находим подтверждения своей правоты. К примеру, руководитель предвзято относится к одному из своих подчиненных. И, несмотря на все его заслуги перед компанией, начальник будет искать огрехи в его работе, а неудачи других сотрудников будет подсознательно оправдывать.
Эффект Пигмалиона также именуют самосбывающимся пророчеством. Ожидаемое сбывается. С чем это связано? Существует предположение, что головной мозг тем или иным образом фильтрует поступившую информацию и концентрирует внимание согласно полученным установкам.
Содержание
- История появления эффекта Пигмалиона
- Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии
- Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»
- Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»
- Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля
- Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя
- Эффект Пигмалиона в повседневной жизни
- Эффект Розенталя и бизнес
- Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях
- Заключение
История появления эффекта Пигмалиона
Свое название феномен получил в честь персонажа древнегреческой мифологии — античного скульптора Пигмалиона. Однажды Пигмалион создал из слоновой кости статую прелестной девушки. Увидев результат своей работы, создатель без памяти влюбился в свое творение. Он осыпал ее поцелуями, преподносил дорогие подарки, неустанно восхищался ею.
Потом скульптор обратился за помощью к богине любви Афродите. Принеся ей дары, Пигмалион от всего сердца попросил о встрече с женщиной, похожей на статую. Его чувство и желание были настолько искренними, что богиня сжалилась над ним и оживила статую.
Этот миф является четкой демонстрацией того, что искренняя вера человека способна на многое.
Эффект Пигмалиона в психологии заключается в том, что человек, убежденный в подлинности информации, строит свою линию поведения таким образом, что эта информация находит подтверждение.
Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии
Эффект Пигмалиона также принято называть эффектом Розенталя, благодаря американскому психологу Роберту Розенталю, который в процессе экспериментальных исследований открыл этот феномен.
Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»
В ходе эксперимента, проводимого Р. Розенталем, участникам было предложено выполнить определенные действия с несколькими группами лабораторных крыс: наблюдать за поведением грызунов в специально сооруженном лабиринте.
Первой экспериментальной группе подопытных охарактеризовали как «сообразительных», второй – с ограниченными умственными способностями. В первой группе исследователи отмечали благосклонное отношение к подопытным со стороны участников эксперимента. Это наблюдалось в проявлении ласки, всяческого поощрения при верном выполнении подопытными поставленных задач. Тем самым наблюдатели оказывали положительное влияние на поведение «сообразительной» группы крыс.
Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»
Спустя некоторое время Роберт Розенталь совместно с психологом и директором школы Ленорой Якобсон провели похожий эксперимент. В роли испытуемых здесь выступали учителя. В начале учебного года они выбрали учеников разных классов младшей школы. По тестовым показателям уровень IQ и таланта данных учеников оказался несколько выше, чем у одноклассников. В действительности указанные ученики не обладали никакими выдающимися способностями и были выбраны случайным образом. Однако учителям сообщили обратное. Повторное исследование в конце года выявило повышенные результаты в контрольной группе и увеличение уровня IQ.
Психологи сделали заключение, что преувеличенные ожидания учителей оказали влияние на развитие учеников.
Преподаватели в ожидании высоких показателей подходили к процессу обучения контрольной группы другим образом. Предоставляли свободу творчества, поощряли учеников. Розенталь и Якобсон приравняли этот феномен к эффекту Пигмалиона.
Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля
Еще один эксперимент был проведен в израильской армии. Военнослужащие были разделены на 3 группы. Первой группе поставили целью преодолеть расстояние в 30 км, второй — 40 км, а третьей — 60 км. Фактически дистанция была равной. Однако убежденность солдат в достоверности сведений была настолько прочной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа финишировала последней.
Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя
Розенталь определил ряд важных особенностей данного эффекта:
- Ожидания человека влияют на характер полученных им данных.
- Риск эффекта Розенталя значительно возрастает, если экспериментатор и испытуемый были заведомо знакомы.
- Женщины, в отличие от мужчин, более склонны к проявлению эффекта Пигмалиона.
Исходя из указанных особенностей, экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:
- регулирование числовых результатов: занижение слишком высоких баллов и повышение излишне низких показателей;
- стремление к усреднению полученных данных.
Эти причины свидетельствуют о том, что эффект Пигмалиона является угрозой достоверности психологических исследований. Причем оказывать воздействие феномен может как во время эксперимента, так и при подсчете результатов.
Эффект Пигмалиона в повседневной жизни
Эффект Розенталя нередко проявляется в жизни любого человека:
- наиболее распространенный пример — заниженная самооценка. Человеку сложно добиться карьерного роста, если он оценивает свои умственные способности ниже среднего уровня. По причине неприятия себя и своей внешности возникают трудности в личной жизни;
- проявление данного феномена наблюдается и в медицине. При совместном конструктивном настрое врача и пациента в период лечения результаты в большинстве случаев окажутся положительными. В свою очередь негативные эмоции лечащего врача пагубно влияют на общее состояние пациента. В результате – ухудшение состояния здоровья
- в педагогике также возможно проявление эффекта Пигмалиона. При пренебрежительном отношении учителя к ученику показатели в учебе ребенка окажутся низкими. Это влечет за собой плохую успеваемость, девиантное поведение. В данном примере причина такого поведения ученика кроется в самом учителе, его субъективном отношении к воспитаннику. Ребенок подсознательно перенимает навеянный ему образ хулигана и лентяя.
Этим феноменом поясняются высокие показатели успеваемости «фаворитов» преподавателей и низкие показатели учеников, которых учителя по ряду причин недолюбливают.
Эффект Розенталя и бизнес
В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.
Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.
Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.
И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.
Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.
Заниженный уровень ожидания со стороны администрации способствует проявлению ошибок и неудач в работе подчиненных.
Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.
Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях
Эффект Пигмалиона способен коренным образом повлиять на жизнь человека:
- зная о существовании этого феномена, человек может созерцать его в действии, минимизировать негативное влияние и использовать в целях саморазвития;
- как таковой эффект Розенталя не является приемом развития интеллекта и ментальных способностей. Он выступает в роли мотивации. Обеспечив благоприятные созидающие установки и избавившись от негативных мыслей, в наших силах достигнуть высоких результатов в учебе, работе, спорте и других сферах. Чья-то мимолетная похвала, взгляд, интонация влияют на повышение нашей самооценки. Вера людей вдохновляет нас. Это затрагивает наши ожидания относительно самих себя. Люди, уверенные в себе и своих способностях, формируют характер и поведение таким образом, что все их действия приводят к желанному результату;
- отслеживая пагубное влияние феномена, возможно взять его под контроль и противостоять негативным установкам. Ведь пессимистические ожидания эквивалентны порочному кругу. Нужно обладать большой силой воли, чтобы находить позитивное в ряде негативных обстоятельств;
- наша уверенность в способностях родных и близких нам людей откроет для них доступ к скрытым внутренним резервам. Частично в этом и заключается актуальная в наше время техника визуализации желаний. Особенно это очень важно в процессе воспитания детей. Обязательно говорите своим детям, что им под силу любые трудности, они со всем справятся. И положительный результат не заставит себя ждать!
- зная принцип работы эффекта Розенталя и взяв его под контроль, возможно добиться больших успехов в сфере бизнеса. Он ценен улучшением производительности компании. Необходимы лишь позитивное отношение к своим подчиненным и вера в их способности.
Заключение
Эффект Пигмалиона (Розенталя) поясняет ряд загадочных явлений. Теория носит серьезный и спорный характер. Однако факт ее достоверности неоднократно доказан на практике и подтвержден реальными примерами. Все проведенные опыты, которые были направлены на подтверждение реальности данного феномена, имели успех.
В то же время не стоит забывать, что у каждого человека существует предел возможностей. Неразумно завышать требования – они снижают мотивацию. Цель должна быть трудной, но достижимой. Лишь при таких условиях продуктивность возрастет.
» src=»https://www.youtube.com/embed/lhRauMLqVIw?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Эффект Пигмалиона: доказательство их правоты
Эффект Пигмалиона — мощное секретное оружие. Даже не осознавая этого, мы можем подтолкнуть других к успеху. В этой статье вы узнаете, как ожидания могут повлиять на производительность в лучшую или худшую сторону.
Как ожидания влияют на производительность
Многие люди считают, что их домашние животные или дети обладают необычным интеллектом или могут понимать все, что они говорят. У некоторых людей есть истории о ненормальных подвигах. В конце 1920-го века один человек утверждал это о своей лошади, и, похоже, у него были доказательства. Уильям фон Остен был учителем и дрессировщиком лошадей. Он считал, что животные могут научиться читать или считать. Первые попытки фон Остена с собаками и медведем не увенчались успехом, но когда он начал работать с необычной лошадью, он изменил наше понимание психологии. Известный как Умный Ганс, животное могло отвечать на вопросы с 90-процентной точностью, постукивая копытом. Он мог складывать, вычитать, умножать, делить и называть время и дату.
Умный Ганс также мог читать и понимать вопросы, написанные или заданные на немецком языке. Толпы людей стекались посмотреть на лошадь, и научное сообщество вскоре заинтересовалось. Исследователи изучали лошадь в поисках признаков обмана. Но они не нашли ни одного. Лошадь могла ответить на вопросы любого, даже если фон Остен отсутствовал. Это указывало на то, что никакая сигнализация не работала. Какое-то время мир считал, что лошадь действительно умна.
Затем на Умного Ганса обратил внимание психолог Оскар Пфунгст. С помощью группы исследователей он обнаружил две аномалии. В шорах или за ширмой лошадь не могла отвечать на вопросы. Точно так же он мог ответить, только если спрашивающий знал ответ. Из этих наблюдений Пфунгст сделал вывод, что Умный Ганс не производил никаких расчетов в уме. Он также не понимал чисел или языка в человеческом смысле. Хотя фон Остен не собирался обманывать, поступок был фальшивым.
Вместо этого Умный Ганс научился обнаруживать тонкие, но устойчивые невербальные сигналы. Когда кто-то задавал вопрос, Умный Ганс отвечал на язык их тела с точностью, которой позавидовали бы многие игроки в покер. Например, когда кто-то просил Умного Ганса произвести расчет, он начинал стучать копытом. Достигнув правильного ответа, спрашивающий показывал непроизвольные знаки. Пфунгст обнаружил, что многие люди в этот момент наклоняли голову. Умный Ганс распознал бы такое поведение и остановился бы. Когда зашоренный или когда вопрошающий не знал ответа, лошадь не имела ни малейшего понятия. Когда он не мог видеть подсказки, у него не было ответа.
Эффект Пигмалиона
Фон Остен умер в 1909 году, а Умный Ганс исчез из записей. Но его наследие живет в определенной области психологии.
Дело Умного Ганса представляет меньший интерес, чем расследование, которое оно спровоцировало. Психологи, работавшие в последующие десятилетия, начали изучать, как ожидания других людей влияют на нас. Если кто-то ожидал, что Умный Ганс ответит на вопрос, и убедился, что он это знает, могло ли то же самое произойти где-то еще?
Можем ли мы время от времени реагировать на тонкие сигналы? Десятилетия исследований предоставили последовательные и надежные доказательства того, что ответ положительный. Все сводится к концепциям самосбывающегося пророчества и эффекта Пигмалиона.
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, при котором завышенные ожидания приводят к повышению производительности в определенной области. Название происходит от легенды о Пигмалионе, мифическом греческом скульпторе. Пигмалион вырезал статую женщины и влюбился в нее. Не в силах любить человека, Пигмалион обратился к Афродите, богине любви. Она сжалилась и оживила статую. Пара поженилась, и у них родилась дочь Пафос.
Ложные убеждения со временем становятся правдой
Точно так же, как зацикленность Пигмалиона на статуе оживила ее, наша сосредоточенность на убеждении или предположении может сделать то же самое. Обратной стороной является эффект Голема, когда низкие ожидания приводят к снижению производительности. Оба эффекта относятся к категории самосбывающихся пророчеств. Независимо от того, исходит ли ожидание от нас или других, эффект проявляется одинаково.
Эффект Пигмалиона имеет глубокие разветвления в школах и организациях, а также в отношении социального класса и стереотипов. По некоторым оценкам, это результат того, что наш мозг плохо различает восприятие и ожидание. Хотя многие люди хотят доказать, что их критики неправы, мы часто просто доказываем, что наши сторонники правы.
Понимание эффекта Пигмалиона — это мощный способ положительно влиять на окружающих, от наших детей и друзей до сотрудников и руководителей. Если мы не примем во внимание разветвления наших ожиданий, мы можем упустить существенные преимущества соблюдения высоких стандартов.
Концепция самосбывающегося пророчества приписывается социологу Роберту К. Мертону. В 1948 году Мертон опубликовал первую статью по этой теме. В нем он описал явление как ложное убеждение, которое со временем становится истинным. Как только это происходит, создается петля обратной связи. Мы предполагаем, что всегда были правы, потому что задним числом так кажется. Мертон назвал самоисполняющееся пророчество самогипнозом посредством нашей собственной пропаганды.
Как и в случае многих психологических концепций, люди имели смутное представление о его существовании задолго до того, как исследования что-либо подтвердили. Известный оратор и богослов Жак Бенинь Босуэ заявил в 17 веке, что «величайшая слабость из всех слабостей — это бояться слишком сильно, чтобы показаться слабым».
Даже Зигмунд Фрейд знал о самосбывающихся пророчествах. В « Воспоминаниях детства Гёте», Фрейд писал: «Если человек был бесспорным любимцем своей матери, он сохраняет на всю жизнь чувство триумфа, уверенность в успехе, которые нередко приносят с собой настоящий успех».
IQ учащихся
Исследование, проведенное Робертом Розенталем и Ленор Джейкобсон, изучало влияние ожиданий учителей на успеваемость учащихся. Их последующая статья является одним из наиболее цитируемых и обсуждаемых психологических исследований, когда-либо проводившихся.
Розенталь и Якобсон начали с тестирования IQ учащихся начальной школы. Учителям сказали, что тест IQ показал, что около одной пятой их учеников необычайно умны. По этическим причинам они не назвали альтернативную группу неразумной и вместо этого использовали одноклассников без ярлыков в качестве контрольной группы. Неудивительно, что «одаренные» студенты были выбраны случайным образом. Они не должны были иметь значительного статистического преимущества перед своими сверстниками. По окончании периода исследования IQ всех студентов повторно проверили. Обе группы показали улучшение. Тем не менее, те, кого описывали как умных, продемонстрировали гораздо больший прирост своих баллов IQ. Розенталь и Якобсон приписали этот результат эффекту Пигмалиона. Учителя уделяли больше внимания «одаренным» ученикам, предлагая больше поддержки и поощрения, чем в противном случае.
Перед изучением воздействия на детей Розенталь провел предварительное исследование на животных. Студентам давали крыс из двух групп, одна из которых была описана как «тупая в лабиринте», а другая как «яркая в лабиринте». Исследователи утверждали, что первая группа не могла научиться правильно преодолевать лабиринт, а вторая могла с легкостью. Как и следовало ожидать, группы крыс были одинаковыми. Как и одаренные и неодаренные дети, они были выбраны случайным образом. Тем не менее, к тому времени, когда исследование закончилось, крысы с «лабиринтной сообразительностью», по-видимому, учились быстрее. Студенты считали их более ручными и более приятными в работе, чем «лабиринтные» крысы.
Как правило, авторитетные лица имеют возможность влиять на поведение подчиненных им людей, возлагая на них большие надежды. Сознательно или нет, лидеры способствуют изменениям в поведении, например, возлагая на людей больше ответственности или ставя амбициозные цели. Подобно тонким подсказкам, которые позволили Умному Гансу производить расчеты, эти небольшие изменения в лечении могут способствовать обучению и росту. Если руководитель считает сотрудника компетентным, он будет относиться к нему соответственно. Сотрудник тогда получает больше возможностей для развития своей компетентности, и его производительность улучшается в цикле положительной обратной связи. Это работает в обе стороны. Когда мы ожидаем, что авторитетная фигура будет компетентной или успешной, мы склонны быть внимательными и поддерживать. При этом мы также повышаем их производительность. Студенты, проявляющие интерес к лекциям, создают интересных лекторов.
В Пигмалион в менеджменте, Дж. Стерлинг Ливингстон пишет,
Некоторые менеджеры всегда обращаются со своими подчиненными таким образом, чтобы добиться лучших результатов.
Но большинство… непреднамеренно обращаются со своими подчиненными таким образом, что это приводит к более низкой производительности, чем они способны достичь. То, как менеджеры относятся к своим подчиненным, тонко зависит от того, что они от них ожидают. Если ожидания менеджера высоки, производительность, вероятно, будет превосходной. Если их ожидания низки, производительность, вероятно, будет низкой. Это как если бы существовал закон, по которому производительность подчиненных повышалась или понижалась в соответствии с ожиданиями менеджеров.
Эффект Пигмалиона показывает нам, что наша реальность подлежит обсуждению и что другие могут манипулировать ею — намеренно или случайно. То, чего мы достигаем, как мы думаем, как мы действуем и как мы воспринимаем свои способности, может зависеть от ожиданий окружающих нас людей. Эти ожидания могут быть результатом предвзятого или иррационального мышления, но они способны повлиять на нас и изменить то, что происходит. В то время как когнитивные предубеждения искажают только то, что мы воспринимаем, самосбывающиеся пророчества меняют то, что происходит.
Конечно, эффект Пигмалиона работает только тогда, когда мы физически способны достичь того, чего от нас ожидают. После того, как Розенталь и Джейкобсон опубликовали свое первоначальное исследование, многие люди были очарованы выводом о том, что все мы способны на большее, чем мы думаем. Хотя это может быть правдой, у нас нет никаких указаний на то, что кто-то из нас может что-то сделать, если кто-то верит, что мы можем. Вместо этого эффект Пигмалиона, по-видимому, заставляет нас максимально использовать наши возможности и избегать препятствий, создаваемых заниженными ожиданиями.
Умный Ганс действительно был умной лошадью, но он был умным, потому что мог читать почти незаметные невербальные сигналы, а не потому, что умел считать. Итак, у него действительно были необычные способности, о чем свидетельствует тот факт, что немногие другие животные делали то же, что и он.
Мы ничего не можем сделать только потому, что от нас этого ждут. Чрезмерно завышенные ожидания также могут вызывать стресс. Когда кто-то устанавливает планку слишком высоко, мы можем разочароваться и даже не пытаться. Натяжные цели и высокие ожидания полезны, вплоть до убывающей отдачи. Исследования Макклелланда и Аткинсона показывают, что эффект Пигмалиона снижается, если мы считаем, что наши шансы на успех составляют менее 50%. Если стремление кажется либо определенным, либо совершенно неопределенным, эффект Пигмалиона не действует. Когда мы напряжены, но уверены в себе, высокие ожидания могут помочь нам достичь большего.
Проверьте свои предположения
В Самоисполняющееся пророчество: Практическое руководство по его использованию в образовании, Роберт Т. Таубер описывает упражнение, в котором людей просят перечислить свои предположения о людях с определенными описаниями. Среди них были чирлидер, «женщина из числа меньшинств с четырьмя детьми на рынке, использующая продовольственные талоны» и «человек, стоящий на улице и курящий в холодный февральский день». Анонимный опрос студентов бакалавриата выявил в основном негативные предположения. Таубер просит читателя задуматься о том, как воздействие подобных предположений может повлиять на чью-то повседневную жизнь.
Ожидания, которые люди возлагают на нас, каждый день влияют на нас бесчисленными тонкими способами. Хотя мы редко это замечаем (если только мы не подвергаемся откровенному расизму, сексизму и другим формам предубеждений), эти ожидания определяют возможности, которые нам предлагают, то, как с нами говорят, а также похвалу и критику, которые мы получаем. По отдельности эти удары и толчки оказывают минимальное влияние. В долгосрочной перспективе они могут определять, добьемся ли мы успеха, потерпим неудачу или окажемся где-то посередине.
Важно отметить, что эффект Пигмалиона буквально меняет происходящее. В эффекте нет ничего мистического. Когда мы ожидаем, что кто-то будет хорошо работать в любом качестве, мы относимся к нему по-другому. Учителя, как правило, демонстрируют более позитивный язык тела по отношению к ученикам, которых они ожидают одарить. Они могут обучать их более сложному материалу, предлагать больше возможностей задавать вопросы и предоставлять персонализированную обратную связь. Как заявил Карл Саган: «Видения, которые мы предлагаем нашим детям, формируют будущее. Важно, что это за видения. Часто они становятся самосбывающимися пророчествами. Сны — это карты».
Прекрасной иллюстрацией может служить случай Джеймса Суини и Джорджа Джонсона, описанный в Пигмалион в менеджменте. Суини был преподавателем в Тулейнском университете, где Джонсон работал носильщиком. Зная об эффекте Пигмалиона, Суини догадывался, что может научить любого быть компетентным оператором компьютера. Он начал свой эксперимент, предлагая Джонсону уроки каждый день после обеда. Другие сотрудники университета были настроены сомнительно, тем более что у Джонсона был низкий IQ. Но эффект Пигмалиона победил, и бывший уборщик в конце концов стал ответственным за обучение новых операторов компьютеров.
Эффект Пигмалиона — мощное секретное оружие. Кто бы не хотел помочь своим детям стать умнее, помочь сотрудникам и руководителям стать более компетентными и вообще подтолкнуть других к успеху? Это возможно, если мы поднимем наши стандарты и будем видеть других в лучшем свете. Нет необходимости активно пытаться вмешиваться. Даже не осознавая этого, мы можем подтолкнуть других к успеху. Если это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, помните, что эффект сохраняется для всех, от крыс до генеральных директоров.
Эффект Пигмалиона — Персональный MBA
Персональный МВА
Овладейте искусством бизнеса
Джоша Кауфмана, автора бестселлеров №1 в сфере бизнеса
Бизнес-образование мирового уровня в одном томе. Изучите универсальные принципы, лежащие в основе любого успешного бизнеса, а затем используйте эти идеи, чтобы зарабатывать больше денег, делать больше и получать больше удовольствия от жизни и работы.
Купить книгу:
Распечатать Разжечь Аудио Получите аудио бесплатно
Эффект Пигмалиона объясняет, что люди склонны работать на уровне, которого от них ожидают другие.
Этот эффект объясняет, почему наши отношения обычно являются самосбывающимися пророчествами. Как только вы возлагаете на кого-то ожидания, этот человек, как правило, оправдывает эти ожидания, хорошие они или плохие.
Эффект Пигмалиона не оправдывает нереалистичных ожиданий от других людей. Ожидание чуда — это рецепт разочарования с обеих сторон.
Парадокс Эффекта Пигмалиона заключается в том, что высокие ожидания от людей принесут лучшие результаты, но также с большей вероятностью вас разочаруют. Если вы оцениваете кого-то, не забывайте судить максимально объективно.
Джош Кауфман объясняет «Эффект Пигмалиона»
Люди склонны подниматься до уровня ожиданий других людей от них.
Как правило, люди склонны работать на уровне, которого от них ожидают другие. Если вы не ожидаете многого от людей, с которыми работаете, скорее всего, вы не вдохновите их работать на пределе своих возможностей. Дайте им понять, что вы ожидаете от них многого, и чаще всего вы обнаружите, что они работают хорошо.
Эффект Пигмалиона — тенденция, названная в честь Пигмалиона, главного героя греческого мифа.
Пигмалион был одаренным скульптором, который создал настолько совершенную статую женщины, что влюбился в свое творение. После того, как Пигмалион отчаянно молился Афродите, богине любви, она сжалилась над ним, оживив статую.
Эффект Пигмалиона объясняет, почему все наши отношения в самом прямом смысле являются самосбывающимися пророчествами.
Эффект был впервые подтвержден в исследованиях, в которых изучались отношения между учителями и учениками. Если учитель считал ученика «одаренным» или «умным», он действовал таким образом, чтобы поощрять ученика соответствовать этой оценке. Если бы учитель считал, что ученик «трудный» или «проблемный», он не получил бы такой поддержки и не стал бы так хорошо учиться — самоисполняющееся пророчество.
В Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей Дейл Карнеги рекомендует: «Дарить другим отличную репутацию, чтобы они соответствовали ей». Он был мудрым человеком — возвысьте свои ожидания от других, и они, естественно, сделают все возможное, чтобы оправдать эти ожидания.
Эффект Пигмалиона не является оправданием для нереалистичных ожиданий от других людей. Даже лучший строитель на Земле не смог бы воспроизвести египетские пирамиды за полдня, поэтому ожидать такого уровня производительности от кого-либо — это рецепт разочарования и разочарования. Ожидать качества и производительности — это одно, ожидать чудес нереально.
В эффекте Пигмалиона также есть парадокс: большие ожидания от людей принесут лучшие результаты, но также увеличивают вероятность того, что вы будете разочарованы.
Эффект ожидания означает, что наше восприятие качества чьей-либо работы является функцией наших первоначальных ожиданий. Чем выше наши ожидания с самого начала, тем выше будет производительность в целом, но риск того, что наши ожидания будут нарушены, также намного выше.
Если вы проводите официальную оценку чьей-либо работы, не забывайте оценивать ее объективно и количественно, насколько это возможно.
Пусть другие знают, что вы ожидаете от них отличной работы, и они сделают все возможное, чтобы оправдать ваши ожидания.
Вопросы об «Эффекте Пигмалиона»
- Чего вы ожидаете от людей, с которыми работаете? Как вы сообщаете им об этих ожиданиях?
- Ваши ожидания ясны и разумны?
- Вы даете им отличную репутацию, чтобы они соответствовали ей?
«Высокие достижения всегда происходят в рамках больших ожиданий».
Чарльз Кеттеринг , плодовитый изобретатель и бывший руководитель отдела исследований General Motors
Из главы 8:
Работа с другими
Поделитесь этой концепцией:
https://personalmba.com/pygmalion-effect/
Персональный МВА
Овладейте искусством бизнеса
Джоша Кауфмана, автора бестселлеров №1 в сфере бизнеса
Бизнес-образование мирового уровня в одном томе. Изучите универсальные принципы, лежащие в основе любого успешного бизнеса, а затем используйте эти идеи, чтобы зарабатывать больше денег, делать больше и получать больше удовольствия от жизни и работы.