Эффект пигмалиона в психологии это: что это такое в бизнесе и психологии

Содержание

что это такое в бизнесе и психологии

Эффект Пигмалиона — это психологическое явление, которое описывает, как оценка окружающих или себя самого влияет на результат.

Яркий пример эффекта Пигмалиона в психологии — заниженная самооценка. Человек, считающий, что у него непривлекательная внешность и низкий интеллект, вряд ли достигнет каких-либо высот в бизнесе или личной жизни.

В бизнесе эффект Пигмалиона проявляется так: положительные ожидания руководства могут повысить эффективность работника, отрицательные — снизить мотивацию и работоспособность.

Задача хорошего управленца — помочь подчиненным поверить в свои силы, и мотивировать их на лучшие результаты. Как это сделать с помощью эффекта Пигмалиона, рассмотрим в статье.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» (Saved Messages) на будущее.

Содержание статьи

Что такое эффект Пигмалиона?

Особенности эффекта Пигмалиона

Что усиливает эффект Пигмалиона?

Личный контакт и отношение
Знание принципов
Скорость достижения результатов

Влияние эффекта Пигмалиона в бизнесе

Положительное влияние
Отрицательное влияние

Вред от эффекта Пигмалиона для бизнеса

Как использовать эффект Пигмалиона на пользу компании?

Что такое эффект Пигмалиона?

Впервые эффект Пигмалиона описал американский ученый Розенталь в 1966 году. Вместе с Якобсон он пришел к выводу, что люди могут неосознанно влиять на исход ситуации своими мыслями, установками и ожиданиями.

Coциoлoг P. Mepтoн назвал эту особенность самогипнозом, Розенталь — самореализующимся пророчеством.

В эксперименте «Дети Розенталя» ученые изучали IQ школьников. Наибольших результатов добились учащиеся, попавшие в группу «умных детей».

Секрет их успеха — во внимательном отношении со стороны преподавателей. Сработало положительное подкрепление — учителя уделяли детям больше времени, поддерживали, одобряли их действия.

Педагоги поверили необоснованному мнению экспертов об исключительных способностях учеников. На самом деле в эксперименте участвовали обычные дети без особых способностей.

Мотивация, высокие ожидания, положительные представления учеников о себе и когнитивное поведение способствовали улучшению результатов. Учителя верили, что дети справятся и транслировали положительное ожидание вербально и невербально.

Розенталь сделал вывод — мозг не отделяет желаемое от действительного. Если участник эксперимента думает, что потерпит фиаско, он подсознательно принимает решения, реализующие нарисованный сценарий.

Специалист, опасающийся неудач и выговоров от начальства, неосознанно бежит от трудных ситуаций. Он может отказаться от крупного клиента, опасаясь провала.

Чаще всего человек сам не понимает, что негативными мыслями запускает эффект Пигмалиона.

Самореализующееся пророчество работает так:

  1. Человек уверен в исходе события и не рассматривает другие варианты.
  2. Неосознанно действует так, чтобы сценарий реализовался.
  3. Интерпретирует поведение и реакцию других людей с учетом возможного исхода.
  4. Ожидания оправдываются. Человек получает подтверждение своим мыслям и замыкает круг.

Под влиянием определенных установок испытуемый действует так, будто ожидания уже реализованы.

Когда человек представляет или проговаривает тезисы, мозг получает сигнал — это факт, он реален. Подсознание считает любые мысли, слова и представления частью материального мира. Для него они также реальны, как листья на деревьях.

Читайте также: KPI: внедрение системы в работу и расчет показателей

Особенности эффекта Пигмалиона

Чтобы сценарий реализовался, нужно внешнее подкрепление. Близкие или люди, пользующиеся авторитетом, должны подтвердить правдивость сценария.

Уверенные в себе люди формируют положительное ожидание сами. Они стимулируют себя без внешнего подкрепления и добиваются поставленных целей.

Сигналы, посылаемые окружением, влияют на жизнь и возможность добиться успеха так же сильно, как собственные мысли человека. Мимолетная похвала, взгляд и интонация могут формировать ощущение «я могу» и стимулировать к действию.

Успех начинающего специалиста во многом зависит от ожиданий руководства. Не уверенный в себе новичок считывает сигналы и действует согласно ожиданиям.

Если руководство посылает позитивные невербальные сигналы, поддерживает новичка и помогает разобраться в первый год работы, специалист будет показывать продуктивную работу в будущие годы.

Им движет желание соответствовать стандартам организации и оценке руководителя. Это формирует положительное отношение к фирме и руководству, стимулирует развитие профессиональных навыков.

Читайте также: Мотивация сотрудников: 29 идей как помочь коллеге работать лучше

Что усиливает эффект Пигмалиона?

По мнению Розенталя, на ожидания человека влияют:

  • Личный контакт и отношение к испытуемому.
  • Знание принципов эффекта.
  • Скорость достижения результатов.

Личный контакт и отношение

Результаты теста сильно искажаются, если участники эксперимента — экспериментатор и испытуемый — видят друг друга. На исход эксперимента влияют положительное подкрепление и невербальные сигналы — ласка, похвала, улыбки, подбадривающие жесты и интонации.

Положительный эффект усиливается также, если участники эксперимента знакомы.

Обратный эффект возникает, если экспериментатор относится предвзято.

Он не учитывает «неудобные» факты, а опирается только на те тезисы, которые подтверждают его мнение.

Например, в отдел пришла устраиваться менеджер по продажам Маша. У нее обычная, непримечательная внешность — серые глаза и русые волосы, простая одежда — джинсы, кроссовки и серый джемпер.

Собеседование проводила руководитель — жгучая брюнетка с ярко красными губами и точеной фигурой.

Начальница подбирала коллектив, отталкиваясь от внешних данных. Она искала ярких, красивых, амбициозных девушек. Маша не соответствовала ни одному критерию, получила прозвище «серая мышка», но была принята на работу.

Начальница отмахивалась от подчиненной — игнорировала ее вопросы, отказывала в помощи, спихивала рутинные обязанности, не поручала крупные задачи.

Менеджер проработала в отделе год, не достигнув никаких результатов. Ее зарплата не дотягивала до среднего уровня, но соответствовала ожиданиям начальницы — по мнению руководителя, люди с посредственной внешностью не могли зарабатывать много и вести крупных клиентов.

После ухода Маши начальница убедилась в собственных ожиданиях.

Кадр из сериала «Дурнушка Бетти», рассказывающего историю негламурной девушки, попавшей в индустрию моды

Когда Маша перешла в другую компанию, уровень ее дохода вырос за первые 3 месяца в 2 раза. На новом месте ее ценили не за внешность, а отзывчивость и исполнительность.

Руководство помогло раскрыть сильные стороны — компания оплатила курсы менеджмента, ведущий менеджер помог подписать контракт с первым крупным клиентом.

Через год Маша стала ведущим менеджером. Позитивные ожидания нового руководителя сработали так же хорошо, как негативные у первого.

Знание принципов

Экспериментатор, знакомый с эффектом Пигмалиона, может ненамеренно исказить результаты исследования:

  • Чтобы исключить влияние личной симпатии, он может негативно относиться к участникам эксперимента и даже выражать агрессию.
  • Чтобы скрыть раздражение или злость, экспериментатор может уделять больше внимания испытуемым.

Скорость достижения результатов

Если ожидания недостижимы, эффект Пигмалиона работать не будет.

Нельзя поставить задачу — 300 результативных звонков в день, и рассчитывать на положительный эффект Пигмалиона, поддерживая сотрудника во всем. В попытке выполнить невозможное менеджер выгорит и потеряет мотивацию.

Одного желания для достижения результата мало. Розенталь уточняет, что кроме ожиданий на результат влияют различные факторы:

  • мотивация;
  • профессиональные навыки;
  • нормы поведения, принятые в компании;
  • гендерные особенности и личные навыки: возраст, пол, образование, жизненный опыт, поддержка близких;
  • отношения в коллективе.

Читайте также: Синдром эмоционального выгорания: как распознать и преодолеть

Влияние эффекта Пигмалиона в бизнесе

30 лет назад в Harvard Business Review вышла статья Дж. Стерлинга Ливингстона «Эффект Пигмалиона» в сфере управления». Автор предположил, что руководители своими ожиданиями могут повысить или понизить эффективность работы подчиненных.

Положительное влияние

Принцип можно использовать для улучшения показателей и продуктивности работы менеджеров без финансовых затрат.

В бизнесе эффект Пигмалиона работает так:

  1. Начальник ждет от работников конкретных результатов.
  2. Руководитель передает это ожидание сознательно или бессознательно.
  3. Подчиненные считывают сигналы.
  4. Работники действуют так, как от них ожидает начальство.

Банальные фразы, сказанные в нужный момент, окажут магический эффект, если будут сопровождаться невербальными сигналами — подбадривающими интонациями, открытой позой, поддерживающими жестами и т.д.

  • Ожидание можно сформулировать по-разному:
  • Уверен, что мы сможем сдать проект за 3 недели, а не месяц.
  • С этим справишься только ты.
  • Разберись сама, ты же умеешь.

Отрицательное влияние

Эффект Пигмалиона может оказать и обратный эффект — снизить производственные показатели.

Специалист работает не эффективно, если начальник отдела преуменьшает его достижения. Менеджер считывает сигнал и теряет уверенность в себе. Самооценка и мотивация снижаются.

Менеджеры по продажам, чувствуя низкое ожидание руководителя, стараются избегать ситуаций, в которых ущемляется их самолюбие. Чтобы снизить число провалов, они избегают общения с коллегами, перестают звонить клиентам, стараются не завершать сделки, чтобы не получить отказ. Ожидания руководителя формируют у менеджеров привычки неудачника.

Снизить эффект Пигмалиона, сократив общение или скрывая чувства, не получится. Холодный тон, безразличие и необщительность — явные признаки негативного отношения. Они работают сильнее, чем откровенный упрек.

Читайте также: Декомпозиция: как упростить себе жизнь и достичь результатов

Вред от эффекта Пигмалиона для бизнеса

Позитивное мышление и доверительные отношения сами по себе не работают. Ожидания превращаются в самореализующееся пророчество, если приобретают четкую форму.

То есть, чтобы от эффекта Пигмалиона была польза, ожидания руководителя должны быть реалистичными, достижимыми и конкретными. Но когда руководитель ставит недостижимую цель, эффект приносит только вред, потому что работник действует так:

  1. Затягивает выполнение задачи.
  2. Получает некорректные результаты. Специалист может попробовать подогнать данные под усредненную норму.
  3. Работник выгорает, могут появиться проблемы со здоровьем. Перегруженный задачами, человек быстро устает, теряет мотивацию, может заболеть, так как более восприимчив к стрессам и нервному перенапряжению.

Читайте также: Как ставить цели по OKR в 8 шагах + примеры

Как использовать эффект Пигмалиона на пользу компании?

Мотивировать работников можно разными способами. Чтобы сработал положительный эффект Пигмалиона, понадобится комплексная поддержка подопечного:

1. Дайте возможность получить реальные навыки и повысить профессионализм.

Задачи ставятся последовательно, уровень сложности повышается постепенно. Важно убедиться, что человек справится с задачей полностью, прежде чем ставить новую цель. По мере роста навыков, обязанности увеличивается.

2. Дайте возможность перспективному работнику участвовать в крупных и потенциально успешных проектах в качестве помощника, наблюдателя или участника. Так он сможет научиться работать в команде и улучшить работу компании.

3. Определите совместно с подчиненным его профессиональное развитие.

Распишите ближайшие стадии роста и предоставьте возможности для приобретения желаемых навыков.

4. Выберите наставника из более опытных коллег.

5. Поддерживайте коммуникацию с работником. Покажите, что верите в его успех и развитие, но соблюдайте дистанцию между руководителем и подчиненным.

Высоких вам конверсий! 

23-05-2022

Эффект Пигмалиона — Примеры и Эксперименты

Каждому человеку знакома ситуация, когда его ожидания загадочным образом сбываются. Он уверен, что обстоятельства сложатся определенным образом и все именно так и происходит. Что это – хорошая интуиция, подсказка свыше или вполне объяснимое научное явление? Давайте узнаем, как в психологии объясняется феномен самосбывающегося пророчества, который еще называют «эффект Пигмалиона».

Эффект Пигмалиона – это психологический феномен, который возникает, когда ошибочное убеждение человека при восприятии им другого человека побуждает его действовать так, чтобы тот повел себя ожидаемым образом. То же самое касается исхода различных событий.

По-другому этот феномен еще называют «эффект Розенталя» или «самоисполняющееся пророчество».

Эффект Пигмалиона, простыми словами – это ситуация, когда негативные или позитивные ожидания сбываются, но не потому, что человек их предвидел, а потому что сделал все, чтобы они сбылись.

Смысл явления в том, что человек неосознанно предопределяет исход ситуации своими ожиданиями и ведет себя так, чтобы эти ожидания подтвердились. Феномен вызывает интерес у многих ученых-психологов, которые исследуют его уже не один десяток лет.

Эффект Пигмалиона не предполагает никаких мистических взаимосвязей. И ожидания человека сбываются не потому, что он каким-то волшебным образом увидел будущее, а потому, что он непроизвольно прилагал усилия для того, чтобы они сбылись.

Человеку кажется, что он заранее знает исход того или иного события и он действует логичным для этих обстоятельств образом.

Как работает эффект Пигмалиона

Этот психологический феномен работает следующим образом:

  1. Человек думает, что исход определенной ситуации будет таким-то (например, негативным).
  2. Он неосознанно начинает вести себя так, чтобы ситуация сложилась именно таким образом, как ему кажется (негативно).
  3. Поведение и реакции людей, от которых зависит исход события, он воспринимает искаженно, предвзято.
  4. Благодаря его собственному поведению и убеждениям ожидания оправдываются, и он говорит: «Ну вот, все случилось именно так, как я думал!».

Изначально предпосылок к ожидаемому исходу могло и не быть. Но человек своими действиями направлял события в нужное русло, даже не осознавая этого. А когда его ожидания сбылись, решил, что он заранее все это предвидел.

Отсюда можно сделать вывод, что ожидания меняют действительность.

Эффект Пигмалиона (Pygmalion effect) люди часто связывают с мистическим мышлением.

Пример — гадалка нагадала девушке, что скоро она встретит своего возлюбленного. Девушка поверила в предсказание и начала тщательнее за собой следить, посещать вечеринки и другие места, где можно познакомиться, стала более раскованно вести себя с парнями и вскоре действительно познакомилась и начала встречаться с молодым человеком. Все это она могла проделать и без предсказания гадалки. Но именно благодаря вере в силу предсказания девушка начала предпринимать действия по поиску своего будущего возлюбленного.

Эффект ожиданий наблюдается не только у обычных людей, но и ученых, которым не свойственно мистическое мышление. Они могут влиять на исход эксперимента, неосознанно подгоняя его результаты под свою теорию. Если же непосредственно повлиять на исследуемые процессы невозможно, то можно по-разному интерпретировать полученные результаты.

Феномен самосбывающихся пророчеств хорошо прослеживается у детей.

Если родители и учителя хвалят ребенка за хорошую успеваемость, говорят ему что он способный, он действительно начинает учиться лучше. А если ребенка считают бездарностью и лодырем, то и успехов в учебе у него не будет.

Дети вообще очень восприимчивы к словам взрослых, поэтому ребенка можно «запрограммировать» на успех или неудачу не только в учебе, но и в последующей жизни. Нередки случаи, когда дети, вырастая, продолжали реализовывать негативные «программы», заложенные в них родителями.

Происхождение термина

Открыл эффект Пигмалиона Роберт Розенталь. Поэтому это явление еще называют эффектом Розенталя.

В 1965 году психолог Роберт Розенталь (Robert Rosenthal) вместе со своей коллегой Ленорой Якобсон (Lenore Jacobson) провели любопытный эксперимент. В начале учебного года они отобрали учеников из разных классов школы и сообщили учителям, что эти дети имеют более высокий IQ, чем другие. Хотя на самом деле их уровень интеллекта ничем не отличался от аналогичных показателей у одноклассников. Дети были отобраны случайным методом, но учителя думали, что они на самом деле более способные.

В конце учебного года ученые вновь протестировали детей и выяснили, что те, кого они выдали за особо одаренных, действительно показали более высокие результаты по сравнению со своими одноклассниками. Как же так получилось?

Дело в том, что учителя предвзято относились к этим ученикам, вдохновляя их на учебу и давая больше простора для творчества. Они ожидали от них высоких результатов и неосознанно подталкивали к более эффективному обучению. Розенталь и Якобсон назвали это явление эффектом Пигмалиона в честь мифического древнегреческого персонажа – скульптора, который создал прекрасную статую и сам же в нее влюбился. Эксперимент получил название «Пигмалион в классе».

Эксперименты, подтверждающие эффект Розенталя

Есть и другие исследования, наглядно показывающие как работает эффект Розенталя.

Эксперимент «Крысиная мотивация»

Этот эксперимент тоже провели Розенталь и Якобсон в 1968 году. В исследовании принимали участие студенты и лабораторные крысы. Студенты по инструкции экспериментаторов должны были провести тесты с крысами. Участников исследования разделили на две группы.

Первой группе ученые сказали, что их крысы очень умные, а второй сообщили, что их животные большим умом не отличаются. В действительности интеллектуальные способности зверьков из обоих групп были идентичными.

Нетрудно догадаться, что «умные» крысы лучше справились с заданием, чем «глупые». Так произошло потому, что студенты из первой группы относились к своим подопечным с симпатией, гладили их и давали положительное подкрепление. Естественно, крысы с удовольствием выполняли задания.

А студенты из второй группы относились к животным неласково, ругали их за неправильные решения. Тем самым они создавали крысам стресс, который делал их менее активными и сообразительными.

Эксперимент «Запрограммированная симпатия»

В 1986 году ученые Ребекка Кёртис и Ким Миллер провели исследование на студентах. Они создали две группы студентов и объединили их в пары случайным образом. Членам одной группы исследователи сказали, что те нравятся своим партнерам. А членам другой группы сообщили, что они вызывают у своих партнеров антипатию. Затем попросили членов каждой пары встретиться и пообщаться со своими партнерами.

Выяснилось, что студенты, которые были уверены, что нравятся партнеру, вели себя более дружелюбно и приветливо, чем пары, которые получили обратную установку. Эксперимент получил название «Запрограммированная симпатия».

Эксперимент в армии Израиля

Еще один эксперимент был проведен в армии Израиля. Ученые отобрали три группы военных и поставили перед ними задачу пробежать определенное расстояние. Для первой группы оно составляло 30 км, для второй – 40 км, а для третей – 60 км. Но экспериментаторы слукавили, и на самом деле дистанция для всех трех групп была одинаковой.

Результат эксперимента оказался предсказуемым: первая группа солдат прибежала первой, вторая – второй, а третья добралась до финиша последней. Мужчины были насколько уверены в озвученном им километраже, что, сами того не зная, оправдали ожидания исследователей.

Особенности эффекта Розенталя

Исследуя феномен самосбывающегося пророчества, Роберт Розенталь выделил несколько значимых нюансов:

  • чем сильнее человек ожидает конкретного результата, тем больше влияет на него своими действиями;
  • если экспериментатор и испытуемый знакомы, то вероятность предвзятого отношения и соответственно возникновения эффекта Пигмалиона существенно возрастает;
  • если человек в чем-то убежден, то он будет находить доказательства своей правоты и игнорировать факты, указывающие на его неправоту;
  • женщины больше, чем мужчины подвержены этому феномену.

Исследователь пришел к выводу, что эффект Пигмалиона оказывает влияние на результаты различных психологических исследований. Причем влиять он может как на процесс самого эксперимента, так и на оценку его результатов. Экспериментаторы неосознанно могут повышать слишком низкие баллы и понижать высокие, стремясь к усреднению данных.

Если какие-то данные не вписываются в теорию экспериментатора, он может отбросить их, оставив лишь те, что подтверждают его теорию. Если исследователь знает о существовании эффекта Пигмалиона, то он пытается избежать его влияния и тем самым тоже искажает результаты эксперимента, но уже в другую сторону.

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Эффект самосбывающегося пророчества широко распространен не только в научной среде, но и в повседневной жизни. Например, женщина убеждена в том, что все мужчины изменяют своим женам и ее муж – не исключение. Она начинает следить за ним, проверять его телефон, рыться в личных вещах, ревновать по любому поводу.

Естественно, таким поведением она будет провоцировать мужа на скандалы. Устав от ревности и подозрений, муж может действительно найти себе женщину на стороне. А жена, узнав об этом, воскликнет: «Я же говорила, что все мужики кобели и мой ничем не лучше!».

Хорошо прослеживается эффект Розенталя в бизнесе. Ожидания руководителя влияют на качество работы подчиненных. Чем выше начальник оценивает способности своих работников, тем более высокие результаты они демонстрируют. Руководитель, считающий подчиненных способными и трудолюбивыми работниками, неосознанно мотивирует их работать лучше. А начальник, который убежден, что его подчиненные недалекие и ленивые, своим поведением снижает их мотивацию к работе.

Многочисленные психологические исследования в сфере бизнеса показали, в чем заключается успех. Оказалось, что разница между плохим и хорошим работником определяется отношением руководства к нему. Чем сильнее начальник верит в своих подчиненных, чем лучше относится к ним, тем больше он мотивирует их выполнять свою работу как можно качественнее. Сотрудники стремятся соответствовать высокой оценке руководства, поэтому относятся к работе ответственно.

Пример самореализующегося пророчества

Девушка устроилась на работу менеджером по продажам. Руководительница отдела была красивой, яркой женщиной и была убеждена, что люди с посредственной внешностью не могут быть хорошими работниками и не привлекут много клиентов. Поэтому на работу она предпочитала брать привлекательных девушек, которые ярко красятся и модно одеваются. Новая же работница имела вполне посредственную внешность, носила неброскую одежду и делала скромный макияж.

Такая стереотипизация привела к тому, что руководительница начала относиться к подчиненной предвзято: отмахивалась от ее вопросов, не поручала сложных задач, а спихивала на нее мелкую, рутинную работу. В итоге девушка проработала на фирме год, но у нее было меньше всего клиентов и соответственно самая маленькая зарплата. Вскоре она уволилась, а руководительница еще больше утвердилась во мнении, что непривлекательные девушки не могут быть хорошими работницами и ее метод подбора сотрудников – правильный.

После этого девушка устроилась на другую фирму, где руководство ценило не внешние данные, а личные и профессиональные качества работников, и за несколько месяцев ее доход вырос в два раза. На новом месте отношение к девушке было совсем другим. Руководство фирмы обучало ее всем тонкостям работы и даже отправило на курсы менеджмента. Через год девушка стала одним из лучших работников фирмы.

На этом примере видно, что негативные ожидания первого руководителя и позитивные ожидания второго сработали одинаково хорошо.

Как использовать эффект Пигмалиона себе на благо

Зная о существовании этого эффекта, можно более эффективно влиять на свою жизнь. Важно помнить, что самосбывающиеся пророчества работают как в положительную, так и в отрицательную сторону. Если человек убежден, что задуманное дело получится, он будет прилагать все усилия, чтобы добиться желаемого результата. Если же он заранее уверен в неудаче, то и стараться не будет, потому что незачем тратить силы впустую.

Внутренняя убежденность человека в положительном или отрицательном результате определяет его поведение и принимаемые решения. Чтобы добиться хорошего результата, нужно с самого начала настроиться на него, убедить себя, что задуманное получится.

Людям, верящим в мистику, лучше избегать всяческих пророчеств и предсказаний, касающихся их жизни. Поскольку эти прогнозы заранее будут настраивать таких людей на конкретный результат. И хорошо, если прогноз положительный. А если он плохой, негативный? Если человеку «напророчат», что он никогда не сможет разбогатеть, он и не будет стараться больше трудиться, искать высокооплачиваемую работу, повышать свою квалификацию или осваивать более перспективную профессию.

Ожидания родственников или друзей влияют на человека не хуже всяческих пророчеств и предсказаний. Если близкие говорят: «Да у тебя ничего не получится, не трать зря время и силы.», то человек просто опустит руки, даже не попробовав добиться желаемого. Поэтому важно помнить о том, что не только собственные ожидания, но и ожидания окружающих влияют на наши действия и решения, делая их более или, наоборот, менее эффективными.

Эффект Розенталя объясняет многие явления, кажущиеся неосведомленному человеку загадочными или мистическими. Множество экспериментов и жизненных случаев подтверждает существование самореализующихся пророчеств. Зная и понимая механизм работы этого явления, можно корректировать свои действия и принимаемые решения так, чтобы они приближали к достижению поставленной цели, а не отдаляли от нее.

Самоисполняющееся пророчество и эффект Пигмалиона

  • Самоисполняющееся пророчество — это социологический термин, используемый для описания предсказания, которое становится правдой.
  • Следовательно, процесс, посредством которого ожидания человека в отношении кого-либо могут привести к тому, что этот кто-то ведет себя таким образом, который подтверждает ожидания.
  • Примером самосбывающегося пророчества является эффект плацебо, когда человек испытывает положительные результаты, потому что
  • они ожидают, что неактивное «двойное» вещество или лечение сработает, даже если оно не имеет известного медицинского эффекта.
  • В классе происходит самоисполняющееся пророчество, когда учитель возлагает на учеников ожидания, что посредством социального взаимодействия заставляет учеников вести себя таким образом, чтобы подтвердить первоначально ложное (но теперь истинное) ожидание. Например, более низкие ожидания для цветных учащихся и учащихся из неблагополучных семей и более высокие ожидания для учащихся среднего класса.
  • Есть два типа самоисполняющихся пророчеств: Самонавязанные пророчества возникают, когда ваши собственные ожидания влияют на ваши действия. Навязанные другими пророчества возникают, когда ожидания других влияют на ваше поведение. Все мнения, которыми вы дорожите, могут стать причиной этого пророчества.
  • Эффект Пигмалиона — это тип навязанного другими людьми самоисполняющегося пророчества, в котором говорится, что то, как вы относитесь к кому-то, напрямую влияет на то, как этот человек действует.
  • Если другой человек думает, что что-то произойдет, он может сознательно или бессознательно заставить это произойти своими действиями или бездействием.

Содержание

Определение

В 1948 году Роберт К. Мертон ввел термин «самоисполняющееся пророчество», чтобы описать «ложное определение ситуации, вызывающее поведение, которое делает изначально ложное представление верным» (Merton, 19).68, с. 477).

Другими словами, искажение реальности или предположение об истине, которое, в свою очередь, вызывает поведение, которое в конечном итоге превращает это гипотетическое в реальную реальность.

Проще говоря, ложная реальность может стать правдой благодаря психологическим реакциям человека на предсказания, страхи и тревоги, связанные с будущим.

Самоисполняющееся пророчество также упоминается как «самостоятельная индукция», «барнесианская перформативность» или «эффект Эдипа» (Biggs, 2011).

Примеры

Эффект плацебо

Пример самосбывающегося пророчества известен как эффект плацебо. В этом примере пациенты случайным образом делятся на две группы: одна получает новое лечение, а другая — плацебо или «фиктивное лечение».

Было показано, что у тех, кому давали плацебо, наблюдались улучшения в соответствующем вопросе, несмотря на отсутствие активного агента, вызывающего выздоровление.

Убеждения, которых придерживались, в отличие от фактического лечения, привели к тому, что это пророчество сбылось.

Угроза стереотипа

Угроза стереотипа относится к опасениям, что действия человека могут соответствовать негативному культурному стереотипу его группы (Steele 1997). Такие опасения могут, как это ни парадоксально, привести к реализации этих стереотипов

Другой пример угрозы стереотипа касается афроамериканского интеллекта и последующего поступления в колледж.

В прошлом исследователи считали, что афроамериканцы менее умны, чем другие расы, из-за их более низких результатов в стандартных тестах (Dzaferagic, 2019).). Затем это исследование использовалось для обоснования приема меньшего процента афроамериканцев в колледжи и университеты.

Однако это несоответствие можно объяснить самосбывающимся пророчеством в виде стереотипной угрозы (Steele 1997).

Поскольку ожидания других людей от афроамериканцев были ниже, они оправдали свои ожидания.

Считается, что негативный стереотип об афроамериканцах привел к тому, что они беспокоились о сдаче анализов, что привело к худшим результатам, чем они были на самом деле. Это еще больше подтвердило стереотип. Мы видим то, что хотим видеть.

Типы

Существует два типа самосбывающихся пророчеств: самонавязанные и навязанные другими (Адлер, 2012). Оба приводят к одному и тому же результату, но это разные подходы к его достижению.

Самонавязанные пророчества

В самоналоженных пророчествах собственные ожидания являются причинным фактором для действий. Пример проиллюстрирован сценарием публичного выступления.

В этом сценарии у человека по имени Джон уже был опыт неудачных публичных выступлений. Он очень нервничает и считает, что потерпит неудачу.

Из-за этого, когда он начинает свою речь, он спотыкается на своих словах, забывает свои реплики и не может передать связное сообщение. Поэтому, поскольку Джон верил, что потерпит неудачу, он так и сделал.

Навязанные другими пророчества

Самоисполняющееся пророчество, навязанное другими, возникает, когда ожидания других людей от другого человека влияют на действия этого человека. Классический пример — сценарий гадалки.

Синди, гадалка, говорит человеку по имени Питер, что однажды он станет терапевтом. Поскольку Синди навязала это ожидание Питеру, он начал в это верить.

В конце концов, поскольку ожидания Синди повлияли на убеждения Питера, однажды он стал терапевтом. Приведенный выше пример с Эдипом — еще один пример навязанного другим самоисполняющегося пророчества.

Навязанные другими самоисполняющиеся пророчества лежат в основе расовых и гендерных стереотипов и дискриминации. Если у человека есть определенные ожидания в отношении человека другой расы, он будет относиться к ним соответствующим образом, что может поставить этого человека на место, соответствующее стереотипу, которому он, как считается, соответствует.

Например, если считается, что женщины лучше выполняют определенные второстепенные роли, чем мужчины, женщины с большей вероятностью исполнят это пророчество и не смогут полностью раскрыть свой потенциал.

Ключевая идея обоих типов самоисполняющихся пророчеств заключается в том, что идея необоснованного или ложного представления подстегивает поведение, которое, в свою очередь, заставляет человека действовать «как если бы» эта идея была реальностью до тех пор, пока, в конце концов, это поведение не сформируется. реальность, в которой сбывается пророчество.

Эффект Пигмалиона

«Когда мы ожидаем определенного поведения от других, мы, вероятно, будем действовать таким образом, что ожидаемое поведение будет более вероятным». (Розенталь и Бабад, 1985).

Термин «Эффект Пигмалиона» возник из стихотворения греческого поэта Овидия «Метаморфозы» («Эффект Пигмалиона», 2020).

В нем Пигмалион был скульптором, который в конце концов влюбился в одно из своих творений. Пигмалион умолял богов дать ему жену, похожую на скульптуру, в которую он влюбился.

Как гласит история, боги исполнили его желание, и скульптура ожила. Розенталь и Якобсон вдохновились этой историей и впоследствии назвали свои находки в честь скульптора.

Розенталь и Якобсен (1968)

Известным исследованием самоисполняющихся пророчеств, навязанных другими, является Эффект Пигмалиона. Розенталь и Якобсен (1968) провели эксперимент, чтобы выяснить, могут ли успехи учащихся быть самореализующимися на основе ожиданий их учителей.

Розенталь и Якобсен провели тест на IQ для младших школьников, а затем сообщили учителям, какие дети будут средними, а какие — «блумерами», двадцатью процентами учеников, которые продемонстрировали «необычный потенциал для интеллектуального роста»

Они обнаружили, что учителя не ожидали слишком многого от обычных детей и уделяли все свое внимание шароварам. Учителя создали более приятную среду для шароваров; они уделяли им больше времени и внимания, чаще обращались к ним за ответами и давали им более подробную информацию, когда они ошибались.

Однако учителя не знали, что эти ученики были выбраны случайным образом и могли соответствовать или не соответствовать этому критерию.
Через восемь месяцев они вернулись и повторно проверили интеллект детей.

Результаты показали, что показатели IQ Блумеров (экспериментальная группа) значительно выше, чем у средних учащихся (контрольная группа), даже несмотря на то, что эти академические шаровары были выбраны случайным образом. Те, кто в шароварах, набрали в среднем два балла IQ по вербальным способностям, семь баллов9.0117 в рассуждениях и четыре балла по всем показателям IQ.

Эксперимент показал, что ожидания учителей сработали как самосбывающееся пророчество. Ожидания учителей изменили отношение к детям, и это сказалось на их способностях.

Согласно эффекту Пигмалиона, ожидания, навязанные ученикам другими учителями, усваиваются учениками и становятся частью их самооценки, и они действуют в соответствии со своими внутренними представлениями о себе.

Эти результаты были воспроизведены и у студентов колледжа. Исследования, проведенные на занятиях по алгебре в Военно-воздушной академии, студентами инженерных специальностей и многими другими университетами, подтвердили эти результаты (Rosenthal & Rubin, 1978).

Последствия

Стереотипы часто являются частью самосбывающихся пророчеств. Исследование Клода Стила (1997) об угрозе стереотипов показывает, что, когда учащиеся беспокоятся о том, что их собственная плохая успеваемость может непреднамеренно подтвердить негативный стереотип об их социальной группе, они на самом деле плохо учатся, тем самым подтверждая этот стереотип.

Угроза стереотипам была измерена у успевающих афроамериканских учащихся, а также у высокопоставленных студенток-математиков (Spencer, Steele, and Quinn, 1999).

Эти выводы также имеют далеко идущие последствия. Они могут иметь как положительное влияние на людей за пределами класса, так и отрицательное.

Если родители предпочитают относиться к своим детям как к умным, талантливым, независимым людям, в соответствии с эффектом Пигмалиона, они с большей вероятностью усвоят это отношение и будут действовать соответственно.

Однако, с другой стороны, если родитель считает своего ребенка неспособным, неразумным или слабым, этот человек, скорее всего, опустится до этих ожиданий.

Эффект Пигмалиона возникает на рабочем месте, когда менеджер повышает свои ожидания в отношении производительности работников, что на самом деле приводит к повышению производительности труда.

Причинная петля

Самосбывающееся пророчество может быть формой петли причинности, также известной как петля обратной связи.

Они описываются как «система, в которой два или более аспекта системы влияют друг на друга» (Loper, 2014).

Говоря абстрактно, событие A приводит к событию B, ведет к событию C, ведет к событию D, которое затем снова приводит к событию A. Затем цикл повторяется.

Эти циклы, в свою очередь, являются прекрасными примерами циклов обратной связи. Как только цикл начинается, трудно выйти из ситуации и предотвратить неконтролируемые действия и результаты. Само пророчество служит побуждением к действию и, таким образом, самоисполняется.

Мертон проиллюстрировал процесс случайной петли в своей книге «Социальная теория и социальная структура» в 1949 году. В ней он показывает, как причинные петли могут продвигать идею самосбывающегося пророчества.

Он изобразил следующий сценарий (Ackerman, 2020): Распространяется слух, что банки рушатся. В ответ на это событие люди в панике забирают свои деньги. В результате банки действительно начинают бороться, и, таким образом, все больше людей забирают свои деньги. Цикл повторяется до тех пор, пока банк в конечном итоге не рухнет, завершив самосбывающееся пророчество.

Причинная петля замыкается сама на себя, опасность в том, что причиной часто могут быть слухи или суеверия, не подкрепленные правдой. Как только петля начинает набирать силу, результат становится очень реальным, и остановить его может быть трудно.

Примеры

Концепция, согласно которой наши мысли влияют на наши чувства, которые влияют на наше поведение, которые влияют на наши мысли, является примером причинно-следственной петли и является когнитивно-поведенческой терапией. Прерывание цикла путем контроля над своими действиями является важным шагом к выздоровлению для тех, кто живет с депрессией.

Для многих людей с диагнозом депрессия характерны негативные мысли и ложные заявления о своих способностях или ценности.

Человек может начать случайную петлю с простого утверждения, например: «Я никогда не смогу сделать что-то правильно». Это может привести к негативным чувствам, которые, в свою очередь, приводят к негативным действиям или отсутствию заботы о себе.

Если они продолжат вести себя неблагополучно, то неизбежно исполнят свои предсказания, что приведет их к депрессии.

Ссылки

Ackerman, CE (2020, 17 апреля). Самоисполняющееся пророчество в психологии: 10 примеров и определение. Позитивная психология . https://positivepsychology.com/self-fulfilling-prophecy/

Адлер, Р. Б., Розенфельд, Л. Б., и Ии, Р. П. Ф. (2012). Взаимодействие: процесс межличностного общения (12-е изд. ). Издательство Оксфордского университета.

Биггс, М. (2009). Самоисполняющиеся пророчества. Оксфордский справочник по аналитической социологии , 294-314.

Джаферагич, Н. (2019, 23 июля). JLF 16 – Самоисполняющееся пророчество и стереотипы. Человечество в действии. https://www.humanityinaction.org/knowledge_detail/self-fulfilling-prophecy-and-stereotypes/

Лопер, К. (2014 г., 22 сентября). Петли обратной связи. Образовательные службы Северо-Запада. https://www.nwtutoring.com/2014/09/22/feedback-loops/

Мертон, Р. К. (1948). Самосбывающееся пророчество. The Antioch Review, 8 (2), 193–210.

Розенталь Р. и Джейкобсон Л. (1968). Пигмалион в классе. Городское обозрение, 3 (1), 16–20.

Розенталь Р. и Рубин Д. Б. (1978). Межличностные эффекты ожидания: первые 345 исследований. Behavioral and Brain Sciences, 1 (3), 377–386.

Спенсер, С.Дж., Стил, К.М., и Куинн, Д.М. (1999). Угроза стереотипов и женская успеваемость по математике. Журнал экспериментальной социальной психологии, 35 (1), 4-28.

Steele, CM (1997). Угроза в воздухе: как стереотипы формируют интеллектуальную идентичность и производительность. Американский психолог, 52 (6), 613.

Дополнительная информация

  • Самосбывающееся пророчество в близких отношениях: чувствительность к отвержению и отвержение со стороны романтических партнеров. Журнал личности и социальной психологии, 75 (2), 545.
  • Влияние стереотипных представлений матерей о гендерных ролях на восприятие способностей матерей и детей. Journal of Personality and Social Psychology, 63 (6), 932.
  • Самоосуществляющаяся природа позитивных иллюзий в романтических отношениях: Любовь не слепа, а предусмотрительна. Журнал личности и социальной психологии, 71 (6), 1155.
  • Пигмалион и интеллект? Современные направления психологической науки, 4 (6), 169-171.

Определение, принцип работы и пример

Автор Пол Бойс Posted in Behavioral Economics
Последнее обновление 27 февраля 2023 г.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что на результаты человека влияют ожидания других. Другими словами, более высокие ожидания приводят к более высокой производительности. Однако эффект Пигмалиона конкретно относится к тому, как наши ожидания от других влияют на наше поведение по отношению к ним. В свою очередь, это может способствовать повышению производительности.

Например, школьная учительница миссис Долети ожидает, что ее ученик Тоби хорошо сдаст экзамены. Эти ожидания влияют на ее поведение в так называемом эффекте Пигмалиона. Она может проводить с Тоби больше времени, объясняя тему. Или она может дать более четкую обратную связь, если ей дадут неправильный ответ.

Для сравнения, обратная связь в случае неправильных ответов, представленных другими, ожидается, поэтому обратная связь предоставляется мало. Это может быть связано с низкими ожиданиями других студентов. Ожидается, что они получат неправильный ответ. Таким образом, считается более важным, чем учащийся с потенциалом получает более благоприятное отношение.

  1. Наши ожидания могут влиять на то, как мы относимся к людям, что может влиять на их собственные ожидания от самих себя.
  2. Низкие ожидания могут означать, что мы относимся к людям иначе, чем к тем, у кого высокие ожидания.
  3. Создано самоисполняющееся пророчество. Низкие ожидания создают негативную среду, которая приводит к низкой производительности. В то время как высокие ожидания создают позитивную и вдохновляющую среду, которая обеспечивает высокую производительность.

Эффект Пигмалиона был открыт Робертом Розенталем в его 1964 исследования. Это иначе известно как Эффект Розенталя, но Розенталь назвал открытие в честь мифологической греческой скульптуры Пигмалиона.

Согласно греческой мифологии, скульптура влюбилась в созданную им статую женщины из слоновой кости, и боги оживили ее, чтобы он женился на ней. Его ожидания помогли оживить статую, что соответствует эффекту Пигмалиона. Наши ожидания способны изменить реальность.

В 1964 году Роберт Розенталь выдвинул гипотезу о том, что на реальность могут положительно или отрицательно влиять наши ожидания от других. Розенталь утверждал, что такие ожидания могут создавать самосбывающиеся пророчества, согласно которым негативные ожидания приводят к негативным результатам. В свою очередь, негативные ожидания только усиливаются, а человек продолжает подвергаться неблагоприятному обращению.

Розенталь провел свой эксперимент в одной начальной школе в Калифорнии. Каждый студент прошел тест, который был разработан как фиктивный тест IQ. После экзамена баллы не сообщались учителям, но им сообщались имена отдельных детей, которых называли «интеллектуальными шарлатанами».

После окончания учебного года детей снова попросили пройти тест. Все учащиеся набрали более высокие баллы, но заметно увеличилось число испытуемых. «Умники-интеллектуалы» добились наибольшего прогресса, а первоклассники и второклассники продемонстрировали наиболее значительный статистический прирост.

Исследование пришло к выводу, что ожидания были одним из факторов, влияющих на результаты учащихся, особенно самых маленьких детей. Розенталь считал, что даже тонкие факторы, такие как настроение или отношение учителя, могут влиять на учеников.

Кроме того, у учителей была тенденция обращать более пристальное внимание на «интеллектуальных шарлатанов», с которыми обращались иначе, хотя и тонко. Это произошло благодаря таким факторам, как повышенное внимание и более глубокая обратная связь.

Позже Розенталь резюмировал эффект Пигмалиона как «феномен, при котором ожидание одним человеком поведения другого человека становится самосбывающимся пророчеством» (American Psychologist, ноябрь 2003 г., стр. 839).

сообщите об этом объявлении

Согласно Розенталю, эффект Пигмалиона работает как самоисполняющееся пророчество. Можно увидеть, что это работает по замкнутому кругу:

  1. Убеждения и ожидания людей влияют на их действия по отношению к другим.
  2. Эти действия влияют на убеждения и ожидания других людей о себе.
  3. Эти убеждения затем влияют на работу других.
  4. Первоначальные убеждения и ожидания других подтверждены.

Затем мы возвращаемся к 1, где действия начинают усиливаться.

Эффект Пигмалиона берет свое начало из истории о Пигмалионе. Например, в греческой пьесе «Пигмалион» он сделал статую своей идеальной женщины. Его вера была настолько реальной, что как только он поцеловал ее, говорят, она ожила, и они прожили вместе до конца своих дней.

Еще один более реальный пример можно увидеть в бейсболе. Например, тренер бейсбольной команды Тим набирает двух новых игроков, Райана и Сэма. Райан выглядит как один из бейсбольных кумиров тренера из 80-х. Поэтому он возлагает на него большие надежды.

Сэм, напротив, худощавый парень, который не выглядит способным набрать много очков. Он уже возлагает на него низкие надежды.

Шли недели, и Тим уделял все больше времени тому, чтобы попытаться помочь Райану с его техникой, в то время как Сэм сидел в углу. Райана постоянно хвалят, а Сэма игнорируют. Кажется, что Райан — «золотой мальчик».

В начале сезона, наполненный уверенностью и руководством, Райан совершает свой первый хоумран и выигрывает командную игру. Напротив, Сэм, который был полон страха и неуверенности в себе, сразу же ударил.

Эффект Пигмалиона выходит за рамки традиционной классной обстановки. Это также распространяется на деловой мир и другие параметры лидерства. Именно по этой причине эффект Пигмалиона является важной частью бизнес-настройки и получения максимальной отдачи от сотрудников и студентов.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что наши ожидания от других влияют на наше поведение по отношению к ним. Если мы сначала признаем его существование, мы можем адаптировать наши мысли и действия.

Важно понимать, когда у нас разные ожидания. Если мы это делаем, простое осознание может помочь нам активно избегать негативных действий. Таким образом, вместо того, чтобы замечать слабые стороны людей, мы можем смотреть на положительные стороны и их потенциал.

Мы можем осознать, когда наши ожидания приводят к негативным действиям. Например, мы можем кричать на кого-то, от кого у нас могут быть низкие ожидания. В таких случаях важно признать это и попытаться предотвратить повторение.

Иногда у нас могут быть заниженные ожидания по отношению к другим, и ничего не поделаешь. Будь то коллега, делегат, друг или кто-то еще. Они могут показаться совершенно некомпетентными. Именно по этой причине трудно ожидать от них многого, что, в свою очередь, может повлиять на наши действия.

Если мы сможем определить и сообщить о некоторых положительных качествах, мы сможем поднять ожидания. В свою очередь, они могут подтолкнуть других и потенциально раскрыть их потенциал, который мы раньше не могли себе представить.

От знаменитых футболистов до бейсболистов и актеров тысячи людей превзошли все ожидания. Поэтому для нас важно определить те черты, которые мы можем упустить из виду.

Когда мы достигаем цели, мы испытываем чувство выполненного долга. Сотрудники могут расти с чувством расширения возможностей для достижения амбициозных целей. Если им бросают вызов, они могут превзойти не только ваши собственные ожидания, но и их собственные.

Если мы ставим перед собой задачи, которые, по нашему мнению, могут превзойти наши ожидания, и поощряем их выполнение, они вкладывают в это все. Когда ожидаются большие ожидания, мы часто делаем все возможное, чтобы их оправдать.

Независимо от того, верите ли вы в то, что кто-то способен или нет, умаление его значения не поможет. Такие вещи, как «Я не уверен, что вы можете это сделать» или «Можете ли вы попробовать», могут быть восприняты негативно. Такие фразы подчеркивают недоверие и низкие ожидания.

Делая комплименты другим и определяя сильные стороны, которые они продемонстрировали, мы можем создавать для них позитивные ожидания. В свою очередь, это может повлиять на наши собственные действия. Когда мы фокусируемся на их положительных качествах, это также создает повышенный уровень ожиданий. Затем это может превратиться в позитивное самоисполняющееся пророчество.

Будь то студент, сотрудник или кто-то еще, важно предоставить действенную обратную связь. Одним из недостатков эффекта Пигмалиона является недостаточное внимание и усилия, прикладываемые к тем, у кого низкие ожидания. В результате мы можем не предоставлять какую-либо обратную связь, потому что «нет смысла» или «они ничего не смогут сделать».

Вместо того, чтобы размышлять о том, что если или будет ли полезна обратная связь, важно хотя бы попробовать. Вместо того, чтобы позволить нашим ожиданиям стать реальностью, дайте человеку шанс исправиться, развиться и доказать, что вы не правы.

Некоторые примеры могут включать обзоры или обучение сотрудников или индивидуальную обратную связь.

Верен ли эффект Пигмалиона?

За исследованием Розенталя в 1964 году последовало множество других исследований, подавляющее большинство из которых завершило его существование. Основа таковой психологична и самореализуема. Когда у нас есть определенные ожидания от кого-то, мы склонны подкреплять их своими действиями, сознательно или подсознательно.

Что такое эффект Пигмалиона в обучении?

В обучении эффект Пигмалиона возникает, когда учителя относятся к ученикам по-разному из-за их ожиданий. Например, учащиеся с низкими ожиданиями могут получить меньше внимания или менее подробную обратную связь. Поэтому, когда ученик отвечает на вопрос неправильно, учитель может не дать подробного объяснения правильного ответа. Однако учащийся с высокими ожиданиями может получить более развернутый ответ. Причина этого в том, что ученики с низкими ожиданиями встречают их неверными ответами. Тем не менее, ученики с высокими ожиданиями, которые дают неправильные ответы, нуждаются в помощи, чтобы ответить правильно, в то время как ученики с низкими ожиданиями могут рассматриваться как неспособные понять.

Почему важен эффект Пигмалиона?

Эффект Пигмалиона важен, потому что он может влиять на наши действия и создавать самореализующийся цикл.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts