Эффект восприятия: Психологические эффекты восприятия | Тренинг-Центр Синтон

Психологические эффекты восприятия | Тренинг-Центр Синтон

Какие психологические эффекты мешают нам воспринимать друг друга адекватно?

Какие психологические эффекты мешают нам воспринимать друг друга адекватно? Здесь и сейчас хочу поведать вам, любезные читатели, о некоторых психологических эффектах, мешающих людям адекватно воспринимать друг друга. Ну что, начнём без лишних предисловий?

1. Эффект ожидания

Приходит работать в школу новая учительница математики, например. Ей директор говорит: «Нина Ивановна, у нас в девятом А есть один такой ученик… Вася Петров, ох намучаетесь Вы с ним! Ох и двоечник, задира, хулиган!» Входит Нина Ивановна в класс и первым делом «ищет, высматривает» нерадивого ученика.

Нашла… и начинает в своём сознании примерять к нему ярлыки, наклеенные директором: двоечник, задира, хулиган. Иными словами, учительница каждую минуту ожидает от Васи Петрова именно того поведения, которое описал ей директор школы.

Учительница бессознательно ищет, подчёркивает каждую мелочь, каждую черту, которая соответствовала бы описаниям директора. Конечно, ожидания могут оправдаться, и Вася действительно окажется плохим учеником, но ведь возможно, что юноша исправился в лучшую сторону, или же директор была к нему несправедлива, недолюбливала его, вот и навешала эти ужасные ярлыки, а мальчик вовсе не таков.

Во втором случае ожидание Нины Ивановны не оправдывается, и она либо как истинный педагог рада этому и всячески поддерживает Васю Петрова, либо продолжает видеть и искать в его учёбе и поведении поводы для выставления плохих оценок и замечаний.

2. Эффект ореола

Допустим, ожидается появление новенького в классе. За неделю до этого директор рассказал немного о нём, о той школе, где он раньше учился. Но о той школе, особенно о том классе, откуда ожидается появление новенького, ходит дурная слава: «О, восьмой Б в школе „33“ — класс хамов, дураков, лентяев!» Значит, и об ученике, который собирается прийти, будущие одноклассники тоже могут быть нелестного мнения, то есть его появление уже заранее окружено ореолом хама, двоечника, лентяя.

Ореол этот развеять не всегда бывает просто. Новенький ученик легко может оказаться отличником или хорошистом, воспитанным мальчиком, покинувшим прежний класс как раз из-за нежелания учиться с плохими ребятами.

3. Эффект первого впечатления

Увидел, например, молодой человек изумительно красивую девушку и влюбился в неё с первого взгляда. Ходит за ней несколько дней, а подойти и заговорить не осмеливается — такой божественной и неприступной она ему кажется. Красивый, стильный, подобранный со вкусом наряд, белоснежная улыбка лишили покоя парня.

Но вот однажды он решается подойти к прекрасной незнакомке и заговорить с ней… И… о ужас… девушка оказывается грубой, недалёкой, «пустой». Первое впечатление тает как дым, и тает желание встречаться с девушкой. Можно привести и противоположный пример — приходит в класс новенькая — девочка очень полная, некрасивая, одетая по-деревенски.

Никто с ней не здоровается, никто на неё не смотрит и не хочет дружить с ней. Но проходит время, оказывается, что девочка — отличная бегунья, добрая душа, выдумщица и хорошо поёт. К ней уже тянутся одноклассники, она покоряет их своим обаянием и от друзей отбоя нет.

4. Эффект проекции

Суть его состоит в том, что человек приписывает другому человеку те черты характера и качества, которые есть в нём самом. Допустим, очень завистливый считает, что все вокруг завидуют ему, а добряк уверен в том, что в мире гораздо больше добрых людей, чем злых.

5. Эффект обобщения

Допустим, в пятом классе первый раз был урок информатики. Пришёл новый учитель, и все замечают, что он какой-то чудаковатый. Он неопрятно одет, всё время рассказывает о своём замечательном компьютере и не объясняет новый материал. Потом в седьмом классе учитель информатики поменялся, на его смену пришёл такой же чудак, рассказывающий лишь о своих компьютерных играх и странно одетый.

В девятом классе директор снова говорит, что прежний учитель уволился и сейчас придёт другой. Ребята в классе уже ожидают появление чудака. Рассуждать они могут так: «Ой, да все компьютерщики такие, все учителя информатики!» Хотя этот учитель может быть грамотным специалистом, умеющим и желающим объяснять материал, а не говорить бесконечно о своём компьютере.

Это далеко не полный перечень эффектов, а лишь те, которые пришли мне на память и узнать о которых, думаю, вам было интересно. Эти эффекты не нужно пытаться устранить на корню, просто следует помнить об их существовании и сделать так, чтобы они не мешали интересному, продуктивному общению.

Маргарита Мельникова

17 эффектов социального восприятия людей, о которых Вы не знали

17 эффектов социального восприятия людей, о которых Вы не знали:

Социальному восприятию, которое имеет место при межличностном и групповом общении, присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, именуемые эффектами или ошибками восприятия, иначе фокусы нашего мозга:

1. Галоэффект (эффект ореола) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные, но додумываемые черты характера, свойства личности, особенности.

2. Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая полученная информация кажется важнее последующей. На этом эффекте базируется любовь с первого взгляда – достаточно произвести первое сильное хорошее впечатление, как мы можем стать слепы к последующим ошибкам, недостаткам привлекшего внимание человека.

3. Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее. Т.е. эта информация “перечеркивает” всю предыдущую.

4. Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность. Например, актерам приписывают качества, присущие личностям, в которых они воплощаются на экране, сцене в силу своей профессии.

5. Эффект присутствия — чем больше человек профессионал в какой-то области, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

6. Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее, но несуществующих достоинств.

7. Эффект снисходительности — например, руководитель преувеличивает позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные.

8. Эффект гипервзыскательности — например, учитель преувеличивает негативные черты неуспевающих учеников и недооценивает позитивные.

9. Эффект физиогномической редукции — вывод о каких-то чертах характера делается на основе черт внешности. Всем известны анекдоты про блондинок, как пример.

10. Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

11. Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, поведения, отношения, мы провоцируем его на них, и в итоге с большой вероятностью их получим.

12. Внутригрупповой фаворитизм — “свои” кажутся лучше, чем “чужие”.

13. Презумпция взаимности — человек считает, что “другой” относится к нему так, как он сам относится к “другому”.

14. Феномен предположения о сходстве — человек считает, что “свои” относятся к остальным людям так же, как он сам.

15. Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, чертами характера, особенностями, как он сам.

16. Феномен игнорирования информационной ценности не случившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется, забывается как не стоящая внимания.

17. Для объяснения себе чьего-то поведения люди часто прибегают к атрибуции. Чем больше дефицит достоверной информации о партнере по общению, тем чаще имеет место этот феномен.

эффектов восприятия на рабочем месте | Малый бизнес

Автор Chron Contributor Обновлено 21 июля 2021 г.

То, что вы говорите, не обязательно совпадает с тем, что говорят здесь ваши сотрудники, клиенты и поставщики. То, что вы даете сообщение, не означает, что ваши слушатели понимают или соглашаются с ним. Восприятие заинтересованными сторонами вашего бизнеса и восприятие вашими сотрудниками своей работы являются критически важными аспектами для правильного управления.

Понимание того, как ваши сотрудники, клиенты и поставщики видят вас, ваши продукты и ваш бренд, поможет вам убедиться, что все находятся на одной странице, чтобы можно было оправдать ожидания и избежать плохих чувств.

Что такое эффект восприятия?

«Эффект восприятия» можно определить как создание чувственных данных путем категоризации. Это означает, что люди склонны рассматривать объекты как примеры более крупных понятий, а не как уникальный объект сам по себе. Когда человеку, смотрящему на множество объектов, говорят, что эти объекты связаны, то с этого момента зритель будет видеть их как связанные. Другими словами, сам акт сообщения кому-либо о том, что элементы в группе являются частью категории, меняет их восприятие зрителем.

На рабочем месте грязный офис или магазин посылает сообщение, что владельцу все равно. Когда менеджеры указывают только на проблемы, а не на успехи, у сотрудников создается впечатление, что их не ценят и что они плохо выполняют свою работу. Когда вы регулярно платите своим поставщикам с опозданием, вы говорите им, что не уважаете их или что у вас проблемы. Такое восприятие может привести к тому, что люди захотят уйти от вас в поисках более безопасных или лучших пастбищ.

Стереотипные уровни персонала

Концепция «эффекта восприятия» лежит в основе стереотипизации. Рабочие довольно часто делятся на классовые линии на рабочем месте. Обычная иерархия малого бизнеса включает сотрудников, координаторов, менеджеров, директоров и исполнительное руководство.

Например, в автосалоне есть менеджеры, продавцы и обслуживающий персонал. Они расположены в иерархии, где больше всего платят менеджерам, на втором месте — продавцы, а на третьем — техническое обслуживание. Когда нового продавца знакомят с уборщиком, сразу же создается иерархия, в которой продажи «стоят больше», чем работа по обслуживанию. Дворник в этой роли видится иначе, чем если бы он случайно встретился на улице.

Отношения могут создавать поведение

Разделение труда — это способ «эффекта восприятия». Если «синие воротнички» рассматриваются руководством как недостаточно образованные и ограниченные в навыках, то «синие воротнички» на рабочем месте будут рассматриваться как люди, нуждающиеся в строгом надзоре и дисциплине, в то время как административные служащие могут рассматриваться тем же руководством как специально обученные. профессионалы.

Рабочий на такой фабрике будет рассматривать ее не как учреждение, в котором работают 100 человек, а как учреждение, в котором работают разные классы рабочих. Люди, работающие на фабрике, могут даже склонны проявлять качества воспринимаемых категорий.

Последствия восприятий и неверных восприятий

Восприятие управляется информацией, предшествующей восприятию. Если новому работнику говорят, что человек, с которым он впервые встречается, является бухгалтером, новый работник может изменить свое поведение, чтобы отразить этот факт. Это может означать, что новый работник не будет шутить, потому что бухгалтер считается лишенным чувства юмора.

Новый работник будет говорить с лучшим словарным запасом, потому что бухгалтеры считаются умными и прилежными. Когда того же работника знакомят с кем-то, кто водит погрузчик на складе, рабочий может инстинктивно захотеть сделать замечание о футболе, пиве или пикапах.

В этих случаях новый работник невольно социализируется, видя в своих коллегах отношение к определенной категории. Эти категории — бухгалтеры или рабочие — затем диктуют широкий спектр их взаимодействия, разговоров и отношений.

Ищите и используйте отзывы, чтобы узнать, как другие воспринимают вас, вашу компанию и ваш продукт или услугу, рекомендует Bold and Ageless.com. Убедитесь, что вы сообщаете о своем имидже, бренде и целях, чтобы другие понимали ваши усилия.

Влияние каннабиса на восприятие времени: критический обзор

Обзор

. 2012;18(32):4915-22.

дои: 10.2174/138161212802884852.

Зеррин Атакан 1 , Пол Моррисон, Маттейс Дж. Боссонг, Росио Мартин-Сантос, Хосе А. Криппа

принадлежность

  • 1 Кафедра исследований психозов, Институт психиатрии, Королевский колледж Лондона, Великобритания. [email protected]
  • PMID: 22716134
  • DOI: 10.2174/138161212802884852

Обзор

Зеррин Атакан и др. Курр Фарм Дез. 2012.

. 2012;18(32):4915-22.

дои: 10.2174/138161212802884852.

Авторы

Зеррин Атакан 1 , Пол Моррисон, Маттейс Дж. Боссонг, Росио Мартин-Сантос, Хосе А. Криппа

принадлежность

  • 1 Отделение изучения психозов, Институт психиатрии, Королевский колледж Лондона, Великобритания. [email protected]
  • PMID:
    22716134
  • DOI: 10.2174/138161212802884852

Абстрактный

Выживание любого организма, животного или человека, зависит от способности точно обрабатывать, ощущать или определять время. Появляющиеся данные показывают, что время является решающим элементом в большинстве, если не во всех, когнитивных функциях и двигательном поведении. Достижения, достигнутые исследователями хронометража, предоставляют ценную информацию о нейронных субстратах интервального хронометража, что указывает на участие определенных областей и сетей мозга, большинство из которых не только вовлечены в такие состояния, как шизофрения, но также изобилуют каннабиноидными рецепторами. Искаженное ощущение времени является одним из наиболее распространенных эффектов каннабиса, о котором сообщают потребители. В этой статье мы представляем критический обзор существующих исследований по этой теме. Выводы неубедительны, в основном из-за методологических различий и скудости исследований. Несмотря на то, что 70% исследований по оценке времени сообщают о завышении оценок, результаты исследований производства и воспроизведения времени остаются неубедительными. Необходимы дополнительные исследования с использованием надежных методов, чтобы сделать выводы о точном влиянии каннабиса и его активных соединений на восприятие времени.

Такие исследования могут также привести к лучшему пониманию механизмов, участвующих в функционировании мозга.

Похожие статьи

  • Пути к психозу при злоупотреблении каннабисом.

    Шривастава А., Джонстон М., Терпстра К., Бюро Ю. Шривастава А. и др. Clin Schizoph Relat Psychoses. 2015 Апр;9(1):30-5. doi: 10.3371/CSRP.SHJO.030813. Clin Schizoph Relat Psychoses. 2015. PMID: 23491968 Обзор.

  • Оценка навыков топографической ориентации у потребителей каннабиса.

    Палермо Л., Бьянкини Ф., Иария Г., Танзилли А., Гуарилья К. Палермо Л. и др. Журнал «Научный мир». 2012;2012:137071. дои: 10.1100/2012/137071. Epub 2012 3 января. Журнал «Научный мир». 2012. PMID: 22272167 Бесплатная статья ЧВК.

  • Взвешивание доказательств: систематический обзор долгосрочных нейрокогнитивных эффектов употребления каннабиса у воздерживающихся от употребления наркотиков подростков и взрослых.

    Ганцер Ф., Брёнинг С., Крафт С., Сак П.М., Томасиус Р. Ганцер Ф. и др. Neuropsychol Rev. 2016 Jun; 26 (2): 186-222. дои: 10.1007/s11065-016-9316-2. Epub 2016 28 апр. Нейропсихология Ред. 2016. PMID: 27125202 Обзор.

  • Длительные последствия хронического тяжелого злоупотребления каннабисом.

    Несторос Дж. Н., Ваконаки Э., Цацаракис М. Н., Алегакис А., Скондрас М. Д., Цацакис А. М. Несторос Дж. Н. и соавт. Я Джей Наркоман. 2017 июнь; 26 (4): 335-342. дои: 10.1111/ajad.12529. Epub 2017 17 марта. Я Джей Наркоман. 2017.

    личный номер: 28314070

  • Употребление каннабиса, злоупотребление и абстиненция: каннабинергические механизмы, клинические и доклинические данные.

    Кеснер А.Дж., Ловинджер Д.М. Кеснер А.Дж. и соавт. Дж. Нейрохим. 2021 июнь; 157(5):1674-1696. doi: 10.1111/jnc.15369. Epub 2021 16 мая. Дж. Нейрохим. 2021. PMID: 33891706 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Влияние каннабиноидов на сон.

    Колла Б.П., Хейс Л., Кокс С., Итвелл Л., Дейо-Свендсен М., Мансухани М.П. Колла Б.П. и др. J Prim Care Community Health. 2022 янв-декабрь;13:21501319221081277. дои: 10.1177/21501319221081277. J Prim Care Community Health.

    2022. PMID: 35459406 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Изменения в потреблении каннабиса во время глобальной пандемии COVID-19Блокировка: международное исследование COVISTRES.

    Саллес Дж., Иронди А., Мархар Ф., Андант Н., Дорлиак Р.А., Квач Б., Цзяо Дж., Антунес С., Угболю UC, Геган Дж., Руффиак К., Перейра Б.; Сеть КОВИСТРЕСС; Клинчампс М., Дютейл Ф. Саллес Дж. и др. Фронтовая психиатрия. 2021 11 ноября; 12:689634. doi: 10.3389/fpsyt.2021.689634. Электронная коллекция 2021. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 34858218 Бесплатная статья ЧВК.

  • Измененная мозжечково-кортикальная функциональная связь в состоянии покоя у потребителей каннабиса.

    Шнакенберг Мартин А.М., Ким Д.Дж., Ньюман С.Д., Ченг Х., Хетрик В. П., Маки К., О’Доннелл Б.Ф. Шнакенберг Мартин А.М. и соавт. Дж Психофармакол. 2021 июль; 35 (7): 823-832. дои: 10.1177/02698811211019291. Epub 2021 25 мая. Дж Психофармакол. 2021. PMID: 34034553 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние сильнодействующего каннабиса на психомоторную деятельность у частых потребителей каннабиса.

    Кароли Х.К., Милберн М.А., Брукс-Рассел А., Браун М., Штрейферт Дж., Брайан А.Д., Ловрич Н.П., ДеДжонг В., Синнамон Бидуэлл Л. Кароли Х.К. и др. Каннабис Каннабиноид Рез. 2022 февраль;7(1):107-115. дои: 10.1089/кан.2020.0048. Epub 2020 10 сентября. Каннабис Каннабиноид Рез. 2022. PMID: 33998859 Бесплатная статья ЧВК.

  • [Психопатологические последствия заключения].

    Менгин А., Алле М.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts