Эффекты социального восприятия — Психологос
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления шаблонные неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия. Эффекты социального восприятия — одновременно и проявление субъективности социального восприятия, и типовые социальные шаблоны. Другими словами, эти эффекты воспроизводятся в силу двух различных причин: с одной стороны, за ними стоят некоторые внутренние закономерности социального восприятия, с другой стороны — люди так видят происходящее, потому что в данной общности так принято и так всем привычно.
Если людям долго внушать, что «первое впечатление самое верное», они будут верить своему первому впечатлению вне зависимости от его точности или нет. Если окружение человека убеждено, что внешность отражает внутренние характеристики человека, то и сам человек начинает судить о человеке по его внешности…
Список эффектов социального восприятия
Эффекты стереотипизации. Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их «классифицируем»: подростки, женщины, преподаватели, негры, гомосексуалисты, безработные, политические деятели и т.д. Зная, как обычно ведут себя подростки, нам не обязательно долго разговаривать с конкретной группой подростков: в среднем мы не ошибемся. Такое стереотипное восприятие очень упрощает ориентировку в жизни, но одновременно с этим делает нас немного близорукими: конкретный подросток может оказаться совсем не таким, как мы привыкли ожидать.
- Эффект предубеждения. Мы видим то, в чем убеждены, и в упор не замечаем то, что нашим убеждениям противоречит.
- Эффект ореола: общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на все остальные его черты. О человеке, которого представили нам достойно, мы думаем только хорошее и все его черты приукрашиваем. Того, о ком нам рассказали негатив, мы очерняем, в любом случае — воспринимаем сквозь призму созданного нам предубеждения.
В эксперименте, проведенном Эшем (Asch, 1946), человек, объективно охарактеризованный как «толковый, умелый, трудолюбивый, решительный, практичный и благоразумный», был представлен одним испытуемым как слишком холодный, а другим — как слишком пылкий.
Испытуемым предлагалось изложить свои впечатления об этом человеке, и они рисовали два совершенно разных портрета, один из которых включал все особенности холодного человека, а второй, наоборот, человека пылкого.Возможно, сюда же можно отнести эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт. Отсюда же выводится эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
- Эффект каузальной атрибуции: чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него глючить, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы («это из-за ситуации!»), а нестандартному — личные («это его решение или его внутренние особенности»). Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач — всё прямо наоборот.
- Эффект авторитета. Врач может скорее убедить человека курить меньше, чем школьный приятель. По этой же причине реклама, стремящаяся увеличить спрос на кукурузные хлопья или моющие средства, часто прибегает к услугам знаменитых спортсменов или кинозвезд.
- Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он.
Эффекты заинтересованности. Люди чаще склоняются верить в то, что им выгодно, и готовы спорить с очевидностью, если она их не устраивает.
- Эффект самоубеждения. Люди всегда охотнее укрепляют собственные установки и стереотипы, нежели меняют их. По-видимому, мы склонны учитывать только ту информацию, которая согласуется с нашими установками, и игнорировать то, что им не соответствует. Если мы уже имеем какое-то убеждение, мы склонны интерпретировать происходящее так, чтобы свое убеждение подтверждать.
Если на 10 водителей, допускающих небрежное управление автомобилем, приходится хотя бы одна женщина, то это автоматически «подтверждает» предубеждение, что женщины не умеют водить. Точно так же достаточно лишь одному безработному однажды отказаться от предложенной работы, как сразу же усиливается распространенное мнение, что все безработные лентяи.
- Эффект когнитивного диссонанса. Когда нам нужно сделать выбор между двумя вещами, которые для нас одинаково привлекательны (продолжать курить или бросить) или находятся в противоречии (любить кого-либо, чьи убеждения или поведение отличаются от наших собственных), мы сделаем все возможное, чтобы ослабить возникающий диссонанс, и отыщем тысячу доводов, чтобы убедить себя в том, что выбор, который мы собираемся сделать, — наилучший.
Если человек решает продолжать курить, он выдвинет, например, такие аргументы: «Бросить курить — значит растолстеть»; или «Когда я не курю, я становлюсь таким раздражительным, что для других будет лучше, если я курить не брошу»; или «Стоит ли ради каких-нибудь двух или трех лишних лет жизни все остальные годы лишать себя этого удовольствия?». Наоборот, если человек решил бросить курить, он все больше будет интересоваться статистикой рака легких, участвовать в кампаниях против курения, гордиться своей «непрокуренностью» и т. д.
- Эффект когнитивного равновесия. Хайдер (Heider, 1958) предложил теорию, основанную на склонности человека отыскивать такие установки, которые могли бы поддержать на высоком уровне гармоничные отношения и «равновесие» между ним и другими людьми, и, наоборот, избегать таких установок, которые могли бы привести к нарушению этой гармонии. Таким образом, гармоничность в системе убеждений человека будет тем выше, чем больше общих взглядов он разделяет с другим человеком, к которому он испытывает привязанность. В тех случаях, когда аффективная связь нарушается из-за расхождений во взглядах, мы стараемся преуменьшать или даже вообще отрицать это расхождение, а иногда и убедить себя, что вопреки очевидным актам установки другого человека в основе своей согласуются с нашими собственными.
Молодой человек, имеющий брата-гомосексуалиста, будет поддерживать с ним такие же взаимоотношения, какие сложились прежде, систематически избегая, например, обсуждения с ним больного вопроса или же говоря себе, что его брат, должно быть, ужасно страдает от того, что с ним приключилось, и что он, безусловно, сделает все возможное, чтобы изменить свою ориентацию.
- Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.
Эффекты последовательности. Любую новую информацию мы воспринимаем на основе информации, которая ей предшествовала. Первая информация окрашивает последующую, укрепляет или ослабляет ее.
- Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства): первая информация переоценивается по отношению к последующей.
- Эффект новизны: новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
- Эффект повторения. Чем чаще и со всех сторон повторяется сообщение, тем в большей степени люди склонны ему верить. «Все говорят — значит, правда!». Если сообщение часто повторяется по радио и телевидению, ему верят практически все.
- Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
- Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
Другие эффекты
- Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
- Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
- Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
- Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
- Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
- Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
- Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
39. Эффекты межличностного восприятия. Шпаргалка по социальной психологии
39. Эффекты межличностного восприятия
Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.
Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.
Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.
Эффект ореола – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.
Эффект первого впечатления – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.
Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.
Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.
Эффект Барнума – восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.
Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:
1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;
2) информация не соответствует действительности;
3) отсутствует доверие к источнику информации.
Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии – склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Значение восприятия (Смысл восприятия)
Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может
ТРУДНОСТИ И НАРУШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ
ТРУДНОСТИ И НАРУШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ Нарушения межличностного общения – одна из наиболее актуальных проблем семейного функционирования. Поэтому трудности общения и нарушения межличностной коммуникации в семье выделяются многими психотерапевтами в
ЭФФЕКТЫ ГИПНОЗА
ЭФФЕКТЫ ГИПНОЗА Первый формальный тест на эффективность гипнотической индукции состоит в том, закрываются ли глаза испытуемого сами собой на определенной стадии наведения гипнотического состояния. Если этого не происходит, то гипнотизер предлагает испытуемому
Понятие межличностного конфликта и его особенности
Понятие межличностного конфликта и его особенности Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно
38. Механизмы межличностного познания
38. Механизмы межличностного познания Механизм интерпретации – заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей
40. Техники эффективного межличностного общения
40. Техники эффективного межличностного общения Техника понимающего общения строится на установках, правилах и приемах реагирования, направленных на понимание и изучение партнера, его проблем и установление с ним открытого общения.Открытое общение возможно только в
Пубертат и его эффекты
Пубертат и его эффекты В 14 лет мое тело как будто взбесилось. Яков Вассерман Половое созревание (пубертат) в популярной литературе часто отождествляют с созреванием половых желез (гона-дархё), главными функциональными признаками которого считают менархе (начало
21. Эффекты
21. Эффекты В эффектах отражаются закономерности работы памяти, которые становятся очевидными при запоминании с применением мнемотехники. Знание этих закономерностей позволяет избегать ошибок при запоминании и делает процесс запоминания более качественным.Эффект
Эффекты межличностного восприятия
Эффекты межличностного восприятия Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о
§ 5.
Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе§ 5. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе Зависимость возникновения и дальнейшего движения гражданского процесса от волеизъявления лиц, прибегающих к судебной защите, образует особый принцип гражданского процесса — принцип
7.3.1. Прямые эффекты
7.3.1. Прямые эффекты В большинстве исследований влияния особенностей преодоления стресса на здоровье многие имплицитно придерживаются модели прямого воздействия стресса на здоровье. Придерживаясь такой парадигмы, они предполагают, что специфические стратегии просто
7.3.3. Смягчающие эффекты
7.3.3. Смягчающие эффекты Большинство психоаналитической литературы по смягчающему, сдерживающему действию, известному также как буферный эффект, рассматривает последствия для здоровья социальной поддержки [300, 313]. Исследования в этой области указывают на
ЛЕКЦИЯ 2 Психология межличностного общения
ЛЕКЦИЯ 2 Психология межличностного общения Психотипы личности. Архетип.Механизмы познания и понимания человека
Разрешение межличностного конфликта
Разрешение межличностного конфликта Шарон и Гордон Боуэр в своей книге «Самоутверждение» описывают оригинальную методику разрешения большинства межличностных конфликтов – от спора с недобросовестным автомехаником до выяснения отношений с мужем, который критикует
Схема 3.1.3 Модели развития межличностного конфликта
Схема 3.1.3 Модели развития межличностного конфликта Существует простое деление взаимодействия в межличностном конфликте по типам: ? сотрудничество; ? кооперация; ? конкуренция. Заметим, что эта модель (табл. 5) не учитывает описанные выше стили избежания и
Оценка сферы межличностного взаимодействия
Оценка сферы межличностного взаимодействия Большинство первых сессий являются оценочными, но и на них мы сразу же начинаем применять разные техники. Сидя лицом к лицу с клиентами и просто размышляя вслух о своих наблюдениях, мы закладываем основу для открытой,
2.2: Роль восприятия в общении
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 135737
- Анонимный
- LibreTexts
Обычно дружелюбный сосед не отвечает на ваше сообщение «Доброе утро» уже три дня подряд. Как бы вы восприняли, если бы вас игнорировали?
Вместо того, чтобы решить никогда больше не разговаривать с этим человеком, проверьте свое восприятие, чтобы увидеть, что с соседом не так. Дайте ближнему презумпцию сомнения; поделитесь своим восприятием его или ее поведения и спросите, все ли в порядке.
Проведение проверки восприятия поможет вам не делать поспешных выводов.
Восприятие — это то, как мы видим мир, и каждый из нас видит мир по-своему. В результате каждый из нас приходит к разговору с разными способами говорить и делать вещи. Восприятие напрямую влияет на то, как мы общаемся. Чаще всего мы воспринимаем на основе нашей системы отсчета, которая включает в себя наш фон, отношения, убеждения, опыт и культуру. Эти аспекты не только влияют на наше внутриличностное общение, но и влияют на то, как мы ежедневно общаемся с другими. Восприятие окрашивает то, как мы создаем сообщения и отвечаем на них.
Имейте в виду, что когда вы разговариваете с другими людьми, у них есть собственная точка зрения, управляющая их мыслительным процессом. Нет двух людей с абсолютно одинаковой системой отсчета!
Процесс восприятия
Восприятие — это процесс выбора, организации и интерпретации информации. Этот процесс включает в себя восприятие избранных стимулов, которые проходят через наши перцептивные фильтры, организуются в наши существующие структуры и паттерны, а затем интерпретируются на основе предыдущего опыта. Хотя восприятие — это в значительной степени когнитивный и психологический процесс, то, как мы воспринимаем людей и предметы вокруг нас, влияет на наше общение. Мы по-разному реагируем на объект или человека, который воспринимаем положительно, чем на то, что считаем неблагоприятным. Но как мы фильтруем массу поступающей информации, организуем ее и придаем смысл тому, что проходит через фильтры нашего восприятия и в наши социальные реальности?
Выбор информации 900 31 Мы воспринимаем информацию всеми пятью органами чувств, но поле нашего восприятия (мир вокруг нас) включает в себя так много стимулов, что наш мозг не может их обработать и воспроизвести. смысл всего этого. Отбор — это первая часть процесса восприятия, в которой мы сосредотачиваем наше внимание на определенной поступающей сенсорной информации.
о том, как из многих других возможных раздражителей, на которые следует обратить внимание, вы можете услышать знакомый голос в коридоре, увидеть пару туфель, которые хотите купить в другом конце торгового центра, или почувствовать запах чего-то готовящегося на ужин, когда вы вернетесь домой из дома. работа. Мы быстро отсекаем и отодвигаем на задний план всевозможные образы, запахи, звуки и другие раздражители, но как мы решаем, что выбрать, а что оставить?
Мы отбираем информацию на основе:
Потребности и интересы — Мы склонны обращать внимание на информацию, которая, по нашему мнению, так или иначе удовлетворяет наши потребности или интересы. Мы знаем, что нас интересует, и автоматически тяготеем к стимулам, которые соответствуют этому.
Ожидания — Поскольку мы ожидаем, что что-то произойдет, мы можем быть дополнительно настроены на подсказки того, что это произойдет.
Организация информацииОрганизация — это вторая часть процесса восприятия, в ходе которой мы сортируем и классифицируем информацию, которую воспринимаем. Мы организуем взаимодействие и межличностный опыт на основе собственного опыта
Мы также систематизируем информацию на основе:
Сходства — Мы склонны думать, что вещи, которые выглядят или действуют одинаково, связаны друг с другом, и мы склонны воспринимать других как похожих на нас
Различие 900 53 — Мы предполагаем, что предмет, который выглядит или действует иначе, чем остальные, не принадлежит
9005 2 Интерпретация информации
Интерпретация — это третья часть процесса восприятия, в которой мы придаем значение нашему опыту, используя ментальные структуры, известные как схемы . Схемы подобны базам данных сохраненной связанной информации, которую мы используем для интерпретации нового опыта. У всех нас есть довольно сложные схемы, которые со временем развивались по мере того, как небольшие единицы информации объединялись, чтобы создавать более значимые информационные комплексы.
Важно знать о схемах, потому что наши интерпретации влияют на наше поведение. Например, если вы выполняете групповой проект для класса и считаете члена группы застенчивым, основываясь на вашей схеме общения застенчивых людей, вы можете не возлагать на него обязанности по презентации в своем групповом проекте, потому что вы не думаете, что застенчивые люди застенчивы. хорошие ораторы. Схемы также направляют наши взаимодействия, обеспечивая сценарий нашего поведения. В целом мы знаем, как вести себя и общаться в зале ожидания, в классе, на первом свидании и на игровом шоу. Даже человек, который никогда не был на игровом шоу, может разработать схему того, как действовать в этой среде, посмотрев Обыграть Shazam , например.
Схемы используются для интерпретации поведения других людей и сформировать впечатление о том, кто они как личности. Подумайте, как могло бы измениться ваше общение с кем-то, если бы он или она были представлены вам как художник, а не как врач. Мы делаем аналогичные интерпретации в зависимости от того, откуда люди, их возраст, раса и другие социальные и культурные факторы.
«Получить реальность»: полицейские, схемы и восприятие/интерпретация
Кабельные и сетевые телепередачи в прайм-тайм, такие как Закон и порядок франшиза и Southland , уже давно предлагают зрителям взгляд на жизнь сотрудников правоохранительных органов. COPS , первое и самое продолжительное реалити-шоу в прайм-тайм, а также новые реалити-шоу и образовательные шоу, такие как The First 48 и Lockdown предлагают более реалистичный взгляд на методы, используемые правоохранительными органами. Восприятие является важной частью набора навыков офицера. В частности, во время столкновений полиции с гражданами, когда напряженность может быть высокой, а время для принятия решений ограничено, офицеры полагаются на схемы, разработанные на основе личного опыта вне работы, а также обучения и опыта на работе (Rozelle & Baxter, 1975). Кроме того, полицейским часто приходится делать выводы на основе неполной, а иногда и недостоверной информации. Итак, как же полицейские используют восприятие для выполнения своей работы?
Исследование изучало, как полицейские используют восприятие для вынесения суждений о чертах характера, правдоподобии, обмане, наличии или отсутствии оружия, среди прочего, и точно так же, как вы и я, офицеры используют один и тот же процесс отбора, организации , и интерпретация. Это исследование показало, что офицеры, как и мы, полагаются на схему, которая помогает им принимать решения в условиях временных и ситуационных ограничений.
С точки зрения выбора ожидания влияют на восприятие офицера. На собраниях перед сменой офицеров информируют о текущих проблемах и «вещах, на которые следует обратить внимание», что дает им ряд ожиданий — например, марку и модель украденного автомобиля — которые могут определять их процесс выбора. Они также должны быть готовы к вещам, которые бросают вызов их ожиданиям, что не является профессиональным навыком, который многим другим профессионалам приходится учитывать каждый день. Они никогда не знают, когда остановка транспорта может превратиться в погоню, а кажущийся нежным человек может стать агрессивным.
Затем эти ожидания можно соединить с стратегиями организации. Например, если офицер знает, что нужно быть настороже в отношении подозреваемого в совершении преступления, он будет активно распределять поступающую перцептивную информацию по категориям в зависимости от того, похожи ли люди на описание подозреваемого или нет. Близость также играет роль в работе полиции. Если человек находится в машине с водителем, у которого есть незарегистрированный пистолет, полицейский, скорее всего, решит, что у другого человека также есть преступный умысел. Хотя эти практики не являются плохими по своей сути, существуют очевидные проблемы, которые могут возникнуть, когда эти шаблоны становятся жесткой схемой. Некоторые исследования показали, что определенные предубеждения, основанные на расовой схеме, могут привести к ошибкам восприятия — в данном случае полицейские ошибочно воспринимают оружие у чернокожих подозреваемых чаще, чем у белых подозреваемых (Payne, 2001). Кроме того, расовое профилирование (подумайте о том, как профили похожи на схемы) стало проблемой, которая привлекла большое внимание после 11 сентября 2001 года, террористических атак и принятия иммиграционных законов в таких штатах, как Аризона и Алабама, которые подвергались критике как нацеленные на мигрантов. рабочих и других иммигрантов без документов. Как видите, сотрудники правоохранительных органов и гражданские лица используют один и тот же процесс восприятия, но такая карьера сопряжена с обязанностями и проблемами, которые подчеркивают несовершенный характер процесса восприятия.
- Какие коммуникативные навыки, по вашему мнению, необходимы сотруднику правоохранительных органов для эффективного выполнения своей работы и почему?
- Опишите встречу с сотрудником правоохранительных органов (если у вас не было прямого опыта, вы можете использовать гипотетический или вымышленный пример). Какими были ваши впечатления от офицера? Как вы думаете, как он или она относились к вам? Как вы думаете, какие схемы повлияли на каждую из ваших интерпретаций?
- Какие ошибки восприятия создают потенциальные этические проблемы в правоохранительных органах? Например, как следует использовать организующие принципы близости, сходства и различия?
Пейн, Б.К. (2001). Предубеждение и восприятие: роль автоматических и контролируемых процессов в неправильном восприятии оружия. Журнал личности и социальной психологии, 81 (2), 181–192. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.2.181
Ричард М. Розелл и Джеймс К. Бакстер (1975) Формирование впечатления и распознавание опасности у опытных полицейских, Журнал социальной психологии, 96:1, 53-63, DOI: 10. 1080/00224545.1975.9923262
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или страница
- Автор
- анонимно
- Версия лицензии
- 1,3
- Программа OER или Publisher
- Издатель, имя которого нельзя называть
- Показать оглавление
- нет
- Сцена
- Обзор
- Теги
Вы понимаете, что я имею в виду? Как восприятие влияет на общение в отношениях
«Почему вы не понимаете, что я имею в виду?» это обычная фраза, которую люди используют во время спора. Мы говорим такие вещи, потому что склонны оборачивать сообщения вокруг нашего собственного восприятия или взгляда на мир. Однако, когда дело доходит до нарушения коммуникации в отношениях, чье-то восприятие ситуации обычно не соответствует тому, что происходит на самом деле. В этой статье мы углубимся в то, как восприятие влияет на общение, и перечислим эффективные советы о том, как мы можем улучшить наше восприятие для лучшего общения во всех сферах жизни.
Что такое восприятие?
По своей сути восприятие — это то, как мы понимаем мир и то, что в нем происходит. Факторы, влияющие на восприятие, часто включают наши ценности, потребности, социальные роли и окружающую среду. Дополнительные влияния включают:
- Генетика
- Когнитивные способности
- Наши чувства
- Культура
- Эпоха
Фактический процесс восприятия включает в себя выбор, организацию и интерпретацию информации, которую мы получаем. Процесс выбора — это способ мозга определить, какие стимулы мы хотим пропустить в наше поле восприятия, а какие мы хотим пропустить. Затем мы организуем то, что допускаем, путем сортировки и классификации информации на основе изученных когнитивных моделей. Например, дети будут группировать картинки для проекта, сформулированного на основе того, что «похоже, сочетается» и что «не подходит», основываясь на таких вещах, как форма, цвет и размер. С возрастом наш мозг продолжает хранить информацию и социальные взаимодействия, чтобы получить к ним доступ в другой раз. Затем следует то, как мы интерпретируем то, что воспринимаем, и, поскольку наши перцептивные фильтры постоянно меняют значения и интерпретации (LaBracio, 2016), именно здесь, как правило, происходят сбои в общении.
Как восприятие влияет на общение с другими?
Во-первых, важно понимать, что эти два процесса тесно переплетены. Восприятие формирует то, как мы понимаем, как общаются другие и как общаемся мы. И наоборот, общение также влияет на наше восприятие людей и ситуаций. Кроме того, существует связь между восприятием, общением и поведением. Однако все становится рискованно, когда одно и то же сообщение воспринимается и интерпретируется по-разному разными людьми. В конечном счете, это недопонимание влияет на наше поведение.
Например, друг приглашает вас на концерт и заявляет, что билеты дешевые, но ему также необходимо закрепить их на своей кредитной карте, прежде чем они будут распроданы. Вы быстро соглашаетесь пойти и предлагаете заплатить ему позже. Ваш друг присылает вам цену билета на следующий день, и сумма, которую он дает, выходит за рамки вашего ценового диапазона. Ваше восприятие «дешевого» сильно отличалось от его восприятия. Это недопонимание приводит к ссоре, которая в конечном итоге ставит под угрозу вашу дружбу. Это всего лишь один пример того, как различия в восприятии могут привести к недопониманию или даже серьезным сбоям в общении, и в конечном итоге эти проблемы влияют на наше поведение.
Поскольку восприятие — это когнитивный процесс, который помогает нам понять окружающий мир, то, как мы получаем, фильтруем и интерпретируем поведение и разговоры, может отличаться от того, как это делает кто-то другой. Как пишет Сара Вайнтрауб в своей книге «Общение и восприятие », «Восприятие — это ключ к тому, как мы придаем значение нашему взаимодействию с другими людьми. Из-за этого он оказывает значительное влияние на то, как мы общаемся и как мы понимаем общение других. Понимание различных этапов процесса восприятия позволит вам учитывать возможные недоразумения, которые могут возникнуть, и поможет вам общаться более эффективно (Weintraub, 2016)».
Как изменить свою точку зрения для лучшего общения
Эффективное общение требует самоанализа, лучшего понимания процесса восприятия и стремления к изменениям. Легче сказать, чем сделать, верно? Однако при некоторой практике, когда люди пробуют эти техники, они могут по-новому взглянуть на то, как другие воспринимают их мир и ориентируются в нем. Вот несколько рекомендаций по улучшению восприятия и коммуникации с другими людьми:
- Усиление сигнала — мы часто сообщаем меньше информации, чем думаем, синдром, который психологи называют предвзятостью усиления сигнала (Ferrazzi, 2013). Чтобы избежать этого, особенно в рабочей ситуации, если у вас есть телефонный разговор о задержке проекта, отправьте электронное письмо или текстовое сообщение, чтобы сообщить важные детали и свести к минимуму недоразумения.
- Избегайте чтения мыслей – проблемы в отношениях часто возникают из-за чтения мыслей. Классический пример — когда кто-то ходит с негодованием, накапливающимся внутри него из-за предполагаемого зла, которое его партнер сделал по отношению к нему. Однако этого же партнера никогда не спрашивали об этом, и он понятия не имел, почему его партнер был так расстроен. Вся проблема была создана в уме другого партнера. Лучший способ узнать мнение или точку зрения другого человека — это спросить его напрямую.
- Различать факты и предположения – факт – это информация, которую можно проверить и проверить. Выводы – это предположения, сделанные на основе фактов, но не обязательно верные. Постарайтесь запомнить эти различия, особенно на работе. Например, в письме компании говорится, что в следующем квартале произойдет сокращение бюджета. Ваш коллега сразу делает вывод из сообщения, что его собираются уволить. Компания урежет бюджет — это факт, но как это повлияет на компанию, пока не сообщается. Любые выводы, сделанные на этом этапе, вызовут лишь ненужный стресс и недопонимание.
- Этикетки для мониторов.