Эффекты восприятия в психологии: Эффекты восприятия — виды и описания

Эффекты восприятия — виды и описания

Эффекты восприятия — виды и описания

Вы всегда можете поддержать нас подписавшись на наши телеграмм каналы 

Психиатрия: https://t.me/psih_na_rabote

Новостной: https://t.me/online_news_25


Эффекты восприятия – это то, что движет нашими эмоциями при знакомстве с окружением. И от психологического типа личности зависит то, как мы будем себя вести с новыми людьми, и как мы будем оценивать новые материальные вещи в своей жизни. Основными элементами таких психологических проявлений являются стереотипы. 

В психологии существуют разные виды эффектов восприятия окружающих личностей или предметов. Эксперты уже давно определили, что каждый из нас оценивает окружение по типовым сценариям. Кто-то сразу же навешивает поверхностные ярлыки, не вдаваясь в подробности. А кто-то склонен и вовсе переоценивать личности или материальные предметы, делая из них своих кумиров. 

Эффект Ореола

Это явление очень распространено среди тех, кто привык поверхностно оценивать окружение. Оно характеризуется тем, что люди навешивают ярлыки о предметах или других личностях, не зная их близко и не имея с ними дело. Этим часто пользуются мошенники, а также маркетологи некачественных товаров. Обычно люди с явлениями Ореола не имеют достаточного времени и желания детально разбираться в каком-то вопросе – они просто верят тому, что видят поверхностно.

Эффект превосходства

Характеризуется такое явление в тенденции систематически переоценивать качества окружающих людей. Например, если мы видим стильно и опрятно одетого мужчину и дорогим телефоном, то сразу же в подсознании приписываем ему целый ряд других положительных черт. Но далеко не всегда одна выделяющаяся положительная черта свидетельствует о превосходствах личности. Зачастую под внешним ярким обликом могут скрываться отрицательные черты, о чем важно не забывать.

Здесь стоит провести аналогию с похожим явлением – так называемым эффектом привлекательности. Когда внешние черты подсознательно перерастают в оценку внутреннего характера. Но не всегда приятная внешность – показатель доброты, честности, мужества и тому подобного.

Эффект  новизны

Первое восприятие предмета зачастую перестает в постоянное мнение о нем. Это и есть так называемый эффект новизны. Например, при посещении автосалона человек может прокатиться на тест-драйве на желаемом автомобиле. Он покажется ему идеальным. Но это не значит, что он не сможет сломаться через несколько месяцев после покупки. Аналогичное проявление первого положительного или отрицательного восприятия возникает и с другими предметами или явлениями.

Популярные статьи

2020-10-21 11:24:07

Экзистенциальной психология — что это?

Наши каналы в телеграмм Психиатрия: https://t.

me/psih_na_rabote Новостной: https://t.me/online_news_25 Именно экзистенциальная…

Подробнее

2019-08-22 10:03:07

Эффекты восприятия в психологии

Вы всегда можете поддержать нас подписавшись на наши телеграмм каналы  Психиатрия: https://t.me/psih_na_rabote Новостной: h…

Подробнее

2019-05-03 06:54:27

Что такое эйфория

В современном обществе, где зачастую царит напряженная атмосфера, прилив радости и оптимизма принято считать редким, но достаточно благоприя. ..

Подробнее

X

Ответить на отзыв

оставить отзыв

записаться на прием

задать вопрос

X

Задать вопрос

X

Записаться

X

Оставить отзыв

Эффекты восприятия

Одним из важных результатов психологических исследований социальной перцепции, в том числе и формирования первого впечатления, было обнаружение некоторых типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Эти схемы получили название – эффекты восприятия.

Эффект первичности и новизны – при взаимодействии с малознакомыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.

Эффект ореола – формирование специфической установки на воспринимаемого человека через направленное приписывание ему определенных качеств. Наиболее явно этот эффект проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. В первую очередь «ореол» создают факторы внешней привлекательности, превосходства, хорошего отношения к нам.

Эффект привлекательности – заключается тенденции переоценивать качества внешне привлекательного, симпатичного человека. Примером данного эффекта может служить цитата из «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупостей, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красиво, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».

Эффект превосходства – проявляется в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Для определения этого параметра используются 2 основных источника информации:

одежда, все внешнее оформление, включая такие атрибуты как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности и т.п.; манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.п.).

Человеку, вызывающему у нас восхищение по какому-либо весьма значительному для нас показателю, мы приписываем целый ряд хороших качеств. Действует и обратный эффект: склонность недооценивать человека, у которого важное для нас положительно качество выражено слабо.

Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Очевидно, что, то, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечатление о нём.

Более того очень часто на возникающее у нас впечатление о человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.

Эффект проекции – проявляется в приписывании приятному собеседнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Классический пример проекции: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности будут раздражать в подчинённых эти же качества.

Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое имидж личности?

  2. Какие механизмы межличностного восприятия вы можете назвать?

  3. Перечислите фундаментальные ошибки каузальной атрибуции?

  4. Назовите механизмы межгруппового восприятия?

  5. Какие бывают виды социальных стереотипов?

  6. Перечислите основные эффекты восприятия?

  7. Как проявляется в общении эффект ореола?

  8. Какие факторы способствуют возникновению аттракции?

Понимание влияния восприятия

 

Представьте себе: вы идете по оживленной улице и осматриваетесь вокруг. Вы видите, как люди идут, кто-то спешит, а кто-то не торопится. Вы можете бросить взгляд на них. Кто-то будет вступать в зрительный контакт, а кто-то нет. Вы можете попытаться дружелюбно улыбнуться. Некоторые возвращают приветствие, а некоторые нет. Приветствие или его отсутствие заставляет вас воспринимать их как дружелюбных или грубых. Вы смотрите на уличные фонари и вывески магазинов. Вы ждете, пока не увидите зеленый сигнал светофора, чтобы идти, и переходите улицу. Каждая секунда повседневности воплощает в себе понятие восприятия. Будь то то, как мы смотрим на мир, или то, как другие видят нас, этот процесс определяется процессами восприятия чувств.

 

Восприятие определяется как способность улавливать, обрабатывать и активно осмысливать информацию, получаемую нашими органами чувств. Это очевидно в когнитивных процессах мозга, которые позволяют людям и другим видам идентифицировать свое окружение и концептуализировать поведенческие жесты других. Мы постоянно кодируем и расшифровываем сообщения, которые мозг получает из внешнего мира. Важно понять, как этот процесс работает, чтобы понять процесс коммуникации. Исследования показывают, что люди интерпретируют визуальные очереди со скоростью 13 миллисекунд. Это означает, что менее чем за секунду кто-то уже составил представление о вашем персонаже.

 

 

Определение процесса восприятия имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы вас воспринимали в положительном свете. Это происходит посредством особой формы восприятия, называемой персонифицированным восприятием. Это когда мы кодируем поведенческие сигналы от других, что позволяет нам делать выводы о характере человека. Это может происходить от жеста лица, такого как улыбка, приветствия, такого как волна или рукопожатие, языка тела, такого как скрещенные руки, до полных слуховых интерпретаций разговора.

 

 

Весь процесс восприятия позволяет другим связать эти сигналы на основе процесса взаимодействия или общения и связать их с характеристиками человека. Например, если вы разговариваете с кем-то, а он скрестил руки и смотрит куда-то вдаль, вы будете воспринимать его как отстраненного, замкнутого, отвлеченного с полным нежеланием взаимодействовать. На основании этих сигналов человек может воспринимать их как грубых, сдержанных или сдержанных. Это может привести к тому, что человек больше не захочет продолжать разговор, основанный исключительно на понятии восприятия.

 

 

Конечно, основным элементом восприятия человека является культурный контекст, в котором происходит ситуация. Понимание местоположения или окружающей среды, в которой происходит процесс коммуникации, имеет решающее значение. Например, В североамериканских культурах принято смотреть в глаза и пожимать руку при знакомстве с новым человеком. Но в Японии считается грубым смотреть кому-то прямо в глаза, и традиционным приветствием является поклон.

 

 

Эта прямая корреляция между поведением и личностными чертами называется имплицитной теорией личности, которая основана на наших предположениях о характеристиках личности. Главный аспект восприятия, в котором в такой теории играют роль социальные нормы и роли. У нас есть определенные предполагаемые ожидания, когда мы общаемся с другими. Когда они не соблюдаются, возникает элемент отклонения. Этот процесс происходит быстро, автоматически и на подсознательном уровне. Кроме того, позволяет быстро реагировать и принимать решения. Это способствует вашей роли в качестве социального существа.

 

Хотя понимание того, как другие воспринимают вас, полезно при различных сценариях, реальность такова, что люди не всегда знают о внутреннем восприятии, которое другие имеют о них. Поскольку никто не может читать мысли, участие в общении основано исключительно на внешних сенсорных сигналах без доступа к внутреннему восприятию, которое может возникнуть во время разговора. Из-за этого людям остается воспринимать себя через процесс самоанализа, который определяется путем обращения внутрь наших собственных чувств и мыслей. Основным недостатком этого процесса восприятия являются неправильные представления, возникающие во время разговора. Люди должны прийти к выводам, которые не всегда могут быть точными. Оставлять аспект невежества очевидным в разговоре, когда собственная мораль, ценности и отношение человека мешают восприятию других.

Это внутреннее восприятие себя жизненно важно, так как уровень самооценки, которую мы демонстрируем, будет превосходить других. Процесс самореализации, в свою очередь, повлияет на то, как мы действуем и чувствуем в разговоре. Показано, что чем больше сигналов мы должны обработать, тем менее точна наша способность воспринимать других. По сути, вещи могут потеряться при переводе, и люди могут воспринимать вас не так, как вы думаете, в хорошем или плохом смысле. Это доказывает, что меньше значит больше. Статистика показывает, что мы точно кодируем сигналы лица примерно за 9 секунд.0% времени. Показывая, что возможности нашего мозга больше основаны на физических функциях, чем на голосе.

Типы ошибок восприятия

1. Стереотипы:

Реальность в обществе такова, что идеологические последствия стереотипов уменьшают целостность восприятия людей. Коннотации, которые мы имеем с конкретными социальными маркерами, могут позволить восприятию произойти до процесса кодирования в целом. Это не позволяет людям достигать положительных характеристик при суждении на основе социальных факторов, которые находятся вне их контроля.

2. Эффект ореола:

Это процесс, в котором люди приходят к заключению о человеке, основываясь только на одной аспектной черте. Это дает преимущество одной индивидуальной черте над всеми остальными и приводит к избыточному влиянию. Например. если кто-то совершает доброе дело, в результате он воспринимается как хороший человек.

3. Эффект рога:

Это противоположность эффекта ореола, так как при одном плохом поступке человека считают плохим человеком.

 

 

4. Эффект недавности:

Принятие самой последней информации за окончательное восприятие человека, даже если у вас есть доступ к другой информации о нем.

 

5. Первичный эффект:

Создание предположения о ком-либо на основе первой полученной информации. Это воплощение первого впечатления и того, как оно может определять общее восприятие человека окружающими.

6. Эффект «Похожий на меня»:

Мы часто чувствуем себя более комфортно, отождествляем себя с теми, кто похож на нас, и воспринимаем их более позитивно.

 

7. Фундаментальная ошибка атрибуции:

Когда человек недооценивает внешние факторы и, таким образом, в своих суждениях о поведении других полагается в основном на влияние внутренних факторов.

 

8. Корыстный уклон:

Когда люди возлагают положительные результаты на внутренние характеристики и возлагают вину за недостатки на внешние факторы.

9. Самоисполняющееся пророчество:

Когда у людей есть предвзятое восприятие данного человека или ситуации, их ожидания становятся реальностью.

 

 

Выявление и понимание того, как мозг обрабатывает информацию через наши органы чувств, является одним из самых полезных инструментов когнитивного разума. Восприятие проявляется во всех аспектах вашей жизни, от знакомства с окружающим миром до создания хорошего впечатления и определения поведенческих черт других людей. То, как мы взаимодействуем с окружающей средой, — это понимание человеческого поведения. Прелесть восприятия в том, что каждый видит мир по-своему, поэтому единого способа восприятия не существует. Сделайте свое восприятие мира уникальным. Без восприятия мир был бы стандартизированной монокультурой единообразия. Освойте восприятие, сделайте мир уникальным.

 

 

Артикул

ChatGPT для академических учебников

Заинтересованы в ChatGPT для академических учебников? Чтобы узнать больше, ознакомьтесь со специальной статьей, которую команда Speak Ai опубликовала на сайте ChatGPT For Academic Textbooks.

Команда успеха 3 апреля 2023 г.

Артикул

ChatGPT для интервью один на один

Заинтересованы в ChatGPT для интервью один на один? Чтобы узнать больше, ознакомьтесь со специальной статьей, которую команда Speak Ai подготовила на ChatGPT для интервью один на один.

Команда успеха 3 апреля 2023 г.

Как ожидание влияет на восприятие | MIT News

На протяжении десятилетий исследования показывали, что наше восприятие мира зависит от наших ожиданий.

Эти ожидания, также называемые «априорными убеждениями», помогают нам осмыслить то, что мы воспринимаем в настоящем, на основе аналогичного прошлого опыта. Рассмотрим, например, как тень на рентгеновском снимке пациента, которую неопытный интерн легко не замечает, бросается на опытного врача. Предыдущий опыт врача помогает ему прийти к наиболее вероятной интерпретации слабого сигнала.

Процесс объединения предшествующих знаний с неопределенными данными известен как байесовская интеграция и, как полагают, сильно влияет на наше восприятие, мысли и действия. Теперь нейробиологи Массачусетского технологического института обнаружили отличительные сигналы мозга, которые кодируют эти прежние убеждения. Они также выяснили, как мозг использует эти сигналы для принятия взвешенных решений в условиях неопределенности.

«Как эти убеждения влияют на активность мозга и искажают наше восприятие, — вот вопрос, на который мы хотели ответить, — говорит Мердад Джазайери, профессор Роберта А. Суонсона по развитию карьеры в области наук о жизни, член Института исследований мозга Макговерна при Массачусетском технологическом институте. и старший автор исследования.

Исследователи обучали животных выполнять задание на отсчет времени, в котором они должны были воспроизводить разные временные интервалы. Выполнение этой задачи является сложной задачей, потому что наше чувство времени несовершенно и может течь слишком быстро или слишком медленно. Однако, когда интервалы постоянно находятся в пределах фиксированного диапазона, наилучшей стратегией является смещение ответов в сторону середины диапазона. Это именно то, что делали животные. Более того, запись нейронов в лобной коре выявила простой механизм байесовской интеграции: предшествующий опыт искажал представление о времени в мозге, так что паттерны нейронной активности, связанные с разными интервалами, были смещены в сторону тех, которые находились в ожидаемом диапазоне.

Постдоктор Массачусетского технологического института Хансем Сон, бывший постдоктор Девика Нараин и аспирант Николас Мейрхэге являются ведущими авторами исследования, опубликованного в выпуске Neuron от 15 июля.

Готово, готово, готово

Статистики веками знали, что байесовское интегрирование является оптимальной стратегией для обработки неопределенной информации. Когда мы в чем-то не уверены, мы автоматически полагаемся на свой предыдущий опыт для оптимизации поведения.

«Если вы не можете точно сказать, что что-то представляет собой, но на основании вашего предыдущего опыта у вас есть некоторое представление о том, каким оно должно быть, тогда вы будете использовать эту информацию, чтобы руководствоваться своим суждением», — говорит Джазайери. «Мы делаем это постоянно».

В этом новом исследовании Джазаери и его команда хотели понять, как мозг кодирует предшествующие убеждения, и использовать эти убеждения для управления поведением. С этой целью исследователи обучали животных воспроизводить временной интервал, используя задачу под названием «приготовься к работе». В этом задании животные измеряют время между двумя вспышками света («готово» и «установлено»), а затем генерируют сигнал «вперед», давая отсроченный ответ по истечении того же количества времени.

Они обучали животных выполнять эту задачу в двух контекстах. В «коротком» сценарии интервалы варьировались от 480 до 800 миллисекунд, а в «длинном» контексте интервалы составляли от 800 до 1200 миллисекунд. В начале задания животным давали информацию о контексте (посредством визуальной подсказки), и поэтому они знали, что следует ожидать интервалов либо из более короткого, либо из более длинного диапазона.

Джазайери ранее показал, что люди, выполняющие эту задачу, склонны смещать свои ответы в сторону середины диапазона. Здесь они обнаружили, что животные делают то же самое. Например, если животные полагали, что интервал будет коротким, и им давали интервал в 800 миллисекунд, полученный ими интервал был немного короче 800 миллисекунд. И наоборот, если они полагали, что он будет длиннее, и им давали тот же интервал в 800 миллисекунд, они производили интервал немного больше, чем 800 миллисекунд.

«Испытания, которые были идентичны почти во всех возможных отношениях, за исключением того, что убеждения животных приводили к различному поведению», — говорит Джазайери. «Это было убедительным экспериментальным доказательством того, что животное полагается на свою собственную веру».

После того, как они установили, что животные полагались на свои прежние убеждения, исследователи решили выяснить, как мозг кодирует прежние убеждения для управления поведением. Они зафиксировали активность примерно 1400 нейронов в области лобной коры, которая, как они ранее показали, участвует в хронометраже.

В эпоху «готовых установок» профиль активности каждого нейрона развивался по-своему, и около 60 процентов нейронов имели разные паттерны активности в зависимости от контекста (короткий или длинный). Чтобы разобраться в этих сигналах, исследователи проанализировали эволюцию нейронной активности во всей популяции с течением времени и обнаружили, что предшествующие убеждения искажают поведенческие реакции, искажая нейронное представление времени ближе к середине ожидаемого диапазона.

«Мы никогда не видели такого конкретного примера того, как мозг использует предшествующий опыт для изменения нейронной динамики, с помощью которой он генерирует последовательности нейронной активности, чтобы скорректировать собственную неточность. В этом уникальная сила этой статьи: объединение восприятия, нейронной динамики и байесовских вычислений в согласованную структуру, поддерживаемую как теорией, так и измерениями поведения и нейронной активности», — говорит Мате Ленгьел, профессор вычислительной нейробиологии в Кембриджском университете. кто не участвовал в исследовании.

Встроенные знания

Исследователи считают, что предыдущий опыт изменяет силу связей между нейронами. Прочность этих связей, также известных как синапсы, определяет, как нейроны взаимодействуют друг с другом, и ограничивает модели активности, которые может генерировать сеть взаимосвязанных нейронов. Открытие того, что предыдущий опыт искажает паттерны нейронной активности, дает представление о том, как опыт изменяет синаптические связи. «Похоже, что мозг встраивает предыдущий опыт в синаптические связи, так что паттерны мозговой активности соответствующим образом искажаются», — говорит Джазайери.

В качестве независимой проверки этих идей исследователи разработали компьютерную модель, состоящую из сети нейронов, способных выполнять ту же готовую задачу. Используя методы, заимствованные из машинного обучения, они смогли изменить синаптические связи и создать модель, которая вела себя как животные.

Эти модели чрезвычайно ценны, поскольку они обеспечивают основу для подробного анализа лежащих в основе механизмов, процедуры, известной как «реверс-инжиниринг». Примечательно, что реверс-инжиниринг модели показал, что она решает задачу так же, как мозг обезьяны Модель также имеет искаженное представление времени в соответствии с предыдущим опытом.0003

Исследователи использовали компьютерную модель для дальнейшего анализа лежащих в основе механизмов с помощью экспериментов с возмущениями, которые в настоящее время невозможно провести в мозгу. Используя этот подход, они смогли показать, что восстановление нейронных представлений устраняет предвзятость в поведении. Это важное открытие подтвердило критическую роль искажения в байесовской интеграции предшествующих знаний.

Теперь исследователи планируют изучить, как мозг выстраивает и медленно настраивает синаптические связи, которые кодируют предшествующие убеждения, по мере того, как животное учится выполнять задание на определение времени.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts