Эффекты восприятия в психологии: Эффекты восприятия — виды и описания

Содержание

Эффекты социального восприятия — Психологос

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления шаблонные неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия. Эффекты социального восприятия — одновременно и проявление субъективности социального восприятия, и типовые социальные шаблоны. Другими словами, эти эффекты воспроизводятся в силу двух различных причин: с одной стороны, за ними стоят некоторые внутренние закономерности социального восприятия, с другой стороны — люди так видят происходящее, потому что в данной общности так принято и так всем привычно.

Если людям долго внушать, что «первое впечатление самое верное», они будут верить своему первому впечатлению вне зависимости от его точности или нет. Если окружение человека убеждено, что внешность отражает внутренние характеристики человека, то и сам человек начинает судить о человеке по его внешности…

Список эффектов социального восприятия

Эффекты стереотипизации. Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их «классифицируем»: подростки, женщины, преподаватели, негры, гомо­сексуалисты, безработные, политические деятели и т.д. Зная, как обычно ведут себя подростки, нам не обязательно долго разговаривать с конкретной группой подростков: в среднем мы не ошибемся. Такое стереотипное восприятие очень упрощает ориентировку в жизни, но одновременно с этим делает нас немного близорукими: конкретный подросток может оказаться совсем не таким, как мы привыкли ожидать.

  • Эффект предубеждения. Мы видим то, в чем убеждены, и в упор не замечаем то, что нашим убеждениям противоречит.
  • Эффект ореола: общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на все остальные его черты. О человеке, которого представили нам достойно, мы думаем только хорошее и все его черты приукрашиваем. Того, о ком нам рассказали негатив, мы очерняем, в любом случае — воспринимаем сквозь призму созданного нам предубеждения.

В эксперименте, проведенном Эшем (Asch, 1946), человек, объективно охарактеризованный как «толковый, умелый, трудолюбивый, решитель­ный, практичный и благоразумный», был представлен одним испытуе­мым как слишком холодный, а другим — как слишком пылкий.

Испытуе­мым предлагалось изложить свои впечатления об этом человеке, и они рисовали два совершенно разных портрета, один из которых включал все особенности холодного человека, а второй, наоборот, человека пылкого.

Возможно, сюда же можно отнести эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт. Отсюда же выводится эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

  • Эффект каузальной атрибуции: чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него глючить, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы («это из-за ситуации!»), а нестандартному — личные («это его решение или его внутренние особенности»). Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач — всё прямо наоборот.
  • Эффект авторитета. Врач может скорее убедить человека курить меньше, чем школьный приятель. По этой же причине реклама, стремящаяся увеличить спрос на кукурузные хлопья или моющие средства, часто прибегает к услугам знаменитых спортсменов или кинозвезд.
  • Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он.

Эффекты заинтересованности. Люди чаще склоняются верить в то, что им выгодно, и готовы спорить с очевидностью, если она их не устраивает.

  • Эффект самоубеждения. Люди всегда охотнее укрепляют собственные установки и стереотипы, нежели меняют их. По-види­мому, мы склонны учитывать только ту информацию, которая согла­суется с нашими установками, и игнорировать то, что им не соответ­ствует. Если мы уже имеем какое-то убеждение, мы склонны интерпретировать происходящее так, чтобы свое убеждение подтверждать.

Если на 10 водителей, допускающих небрежное управление автомобилем, приходится хотя бы одна женщина, то это автоматически «подтверждает» предубеждение, что женщины не умеют водить. Точно так же достаточно лишь одному безработному однажды отказаться от предложенной работы, как сразу же усиливается распространенное мнение, что все безработные лентяи.

  • Эффект когнитивного диссонанса. Когда нам нужно сделать выбор между двумя вещами, которые для нас одинаково привлека­тельны (продолжать курить или бросить) или находятся в противоречии (любить кого-либо, чьи убеждения или поведение отличаются от наших собственных), мы сделаем все возможное, чтобы ослабить возникающий диссонанс, и отыщем тысячу доводов, чтобы убедить себя в том, что выбор, который мы собираемся сделать, — наилучший.

Если человек решает продолжать курить, он выдвинет, например, такие аргументы: «Бросить курить — значит растолстеть»; или «Когда я не курю, я становлюсь таким раздражительным, что для других будет лучше, если я курить не брошу»; или «Стоит ли ради каких-нибудь двух или трех лишних лет жизни все остальные годы лишать себя этого удовольствия?». Наоборот, если человек решил бросить курить, он все больше будет интересоваться статистикой рака легких, участвовать в кампаниях против курения, гордиться своей «непрокуренностью» и т. д.

  • Эффект когнитивного равновесия. Хайдер (Heider, 1958) предложил теорию, основанную на склонности человека отыскивать такие установки, ко­торые могли бы поддержать на высоком уровне гармоничные отно­шения и «равновесие» между ним и другими людьми, и, наоборот, избегать таких установок, которые могли бы привести к нарушению этой гармонии. Таким образом, гармоничность в системе убеждений человека будет тем выше, чем больше общих взглядов он разделяет с другим человеком, к которому он испытывает привязанность. В тех случаях, когда аффективная связь нарушается из-за расхожде­ний во взглядах, мы стараемся преуменьшать или даже вообще отрицать это расхождение, а иногда и убедить себя, что вопреки очевидным актам установки другого человека в основе своей согласуются с на­шими собственными.

Молодой человек, имеющий брата-гомосексуалиста, будет поддер­живать с ним такие же взаимоотношения, какие сложились прежде, систематически избегая, например, обсуждения с ним больного вопроса или же говоря себе, что его брат, должно быть, ужасно страдает от того, что с ним приключилось, и что он, безусловно, сделает все возможное, чтобы изменить свою ориентацию.

  • Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

Эффекты последовательности. Любую новую информацию мы воспринимаем на основе информации, которая ей предшествовала. Первая информация окрашивает последующую, укрепляет или ослабляет ее.

  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства): первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  • Эффект новизны: новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  • Эффект повторения. Чем чаще и со всех сторон повторяется сообщение, тем в большей степени люди склонны ему верить. «Все говорят — значит, правда!». Если сообщение часто повторяется по радио и телевидению, ему верят практически все.
  • Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

Другие эффекты

  • Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
  • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
  • Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.
  • Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

22 психологических эффекта, которые искажают восприятие реальности

27 сентября 2018Жизнь

Узнайте о самых частых уловках мозга, чтобы больше не поддаваться на них.

Поделиться

0

1. Эффект прожектора

Человек склонен преувеличивать интерес других людей к своей персоне. Представьте: вы нелепо споткнулись на улице или заметили пятнышко на рубашке уже на полпути к работе. Кажется, это увидели все, будто вы освещены ярким лучом прожектора, а внимание окружающих целиком и полностью фокусируется только на вас.

На самом деле это не так. Кто-то и правда обратит внимание на пятнышко или вашу неуклюжесть, но отнюдь не все. И они не придадут этому такое значение, как вы думаете.

2. Вера в справедливость мира

Люди верят, что справедливость восторжествует: хорошие поступки будут вознаграждены, а негодяи — наказаны. И если с плохим человеком случается беда, мы думаем: «Так ему и надо, он это заслужил».

Человеку просто нужно знать, что жизнь справедлива и каждый получит по заслугам. Кто-то называет это божьей волей или кармой, однако суть не меняется.

3. Эффект плацебо

В основе эффекта — могучая сила внушения. Плацебо — лекарство-пустышка, не обладающее целебными свойствами, которое предлагают пациенту как действенный препарат от его проблемы. В итоге человек ждёт результата, а через некоторое время действительно чувствует себя лучше — это и есть эффект плацебо.

4. Эффект аудитории

Человек по-разному делает одни и те же вещи в одиночестве и в присутствии других людей. Причём наблюдатели могут влиять как положительно, так и отрицательно. Например, человек будет лучше справляться с хорошо знакомой ему работой и хуже выполнять новые поручения, когда рядом с ним находится кто-то ещё.

Психолог Роберт Зайонц считал, что наблюдатели становятся причиной возбуждения, ведь их реакция на действия человека непредсказуема. Когда человек делает то, что умеет и знает, ему легче справиться с психологическим стрессом и страхом оценки, чем если он берётся за совершенно новую незнакомую задачу.

5. Эффект Google, или цифровая амнезия

Люди перестали запоминать информацию, которую легко можно найти в Сети. Это больше не нужно. Интернет упрощает жизнь: всё, что раньше хранилось в библиотеке или памяти человека, теперь доступно по клику мышки. Информация воспринимается, но мозг думает, что сосредотачиваться и запоминать её необязательно, ведь есть Google.

6. Эффект Барнума, или эффект Форера

Мы считаем точными общие характеристики нашей личности, если думаем, что они созданы специально под нас.

Психолог Бертрам Форер предложил группе студентов пройти тест. Участники выполнили задание и передали бумаги на обработку, которую на самом деле не проводили. Форер просто составил одно общее описание личности, подходящее каждому, и представил его ученикам. Он вызывал студентов по одному и просил оценить точность характеристики по пятибалльной шкале. В результате получился средний балл 4,26. То есть, по мнению участников, точность была высокой.

7. Эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя

Психологический феномен относится к разряду самосбывающихся пророчеств. Некоторые социологии описывают это как самогипноз: ожидания человека влияют на его действия и поступки.

Когда мы думаем, что симпатичны собеседнику (даже если это на самом деле не так), то строим разговор в особой манере и проникаемся взаимной симпатией. Или когда руководитель возлагает на сотрудника большие надежды, ставит сложные, но выполнимые цели, работник показывает большую продуктивность и лучшие результаты. Такое самопрограммирование работает и на успех, и на неудачу: ожидание провала непременно к нему и приведёт.

8. Парадокс выбора

Возможность выбора ставит в тупик. И хотя кажется, что большой выбор — хорошо, на деле получается иначе.

Бесчисленное множество альтернатив превращает процесс выбора в страдание.

Нужно разобраться, чем каждый из вариантов отличается от остальных и какой окажется лучше. Это не только долго, но и мучительно. В результате человек может не выбрать вообще ничего либо всё-таки остановится на одном варианте, но удовольствия от него уже не получит.

9. Эффект свидетеля

Чем больше людей оказались рядом с местом преступления  или ДТП, тем меньше шанс, что кто-нибудь из них отреагирует и поможет пострадавшим. Каждый очевидец думает, что помочь должен не он, а другой.

Ответственность за поступок распределяется между несколькими людьми, и у каждого отдельного человека она будет ниже, чем есть на самом деле. Но если очевидец происшествия всего один, он понимает, что ответственность переложить не на кого, и с наибольшей вероятностью придёт на помощь.

10. Эффект фокусировки

Мы придаём большое значение одной детали, игнорируя общую картину. Это может привести к неверным суждениям о ситуации в целом или к негативным последствиям.

Например, некоторые считают, что деньги — залог счастья. Но это не так: высокий доход при отсутствии здоровья, времени или любви едва ли можно назвать пределом мечтаний.

11. Систематическая ошибка выжившего

Мы делаем неверные предположения, потому что учитываем не все аспекты.

Во времена Второй мировой войны статиста Абрахама Вальда попросили рассчитать, какие части самолётов-бомбардировщиков нужно укрепить, чтобы увеличить число вернувшихся на базу лётчиков. Вальд обнаружил, что до базы добирались самолёты с повреждениями фюзеляжа: на крыльях, хвосте и других деталях. Аппаратов с подбитыми двигателями или бензобаками было гораздо меньше. Кто-то предложил укреплять крылья и хвост — это казалось логичным. Но Вальд мыслил иначе: раз среди вернувшихся самолётов нет повреждений двигателя и бензобака, значит, они просто не добираются до базы. Он решил укреплять именно эти части и оказался прав.

Было бы ошибкой брать в расчёт только данные по вернувшимся, то есть «выжившим», в то время как общая картина может быть совсем иной.

12. Эффект первого впечатления

Нельзя произвести первое впечатление дважды. А оно важно! Мнение, сформировавшееся в первые минуты знакомства, влияет на дальнейшую оценку вашей персоны. И общение с вами будут строить, полагаясь на впечатление от первой встречи.

13. Эффект доктора Фокса

Яркая подача информации авторитетным оратором может завуалировать бесполезность сказанного. Слушатели выйдут из аудитории с мыслью, что получили новые ценные знания, даже если прослушали откровенную чушь.

14. Предвзятость подтверждения

Человек отдаёт предпочтение информации, которая подтверждает его точку зрения. Даже если данные недостоверны, он всё равно будет опираться на них. Распространённая ловушка, в которую не раз попадал каждый.

15. Иллюзорная корреляция

Люди верят в связь между вещами, которые на самом деле друг от друга не зависят. Эта ловушка создаёт предпосылки для развития стереотипов. «Все блондинки — глупые», «В крупных городах люди бездушные и озлобленные», «День не задался, потому что утром мне перебежала дорогу чёрная кошка» — типичные примеры иллюзорной корреляции.

Мы придаём значение одному яркому, запоминающемуся аспекту, но игнорируем остальные и из-за этого неверно устанавливаем причинно-следственную связь.

16. Эффект ореола

Общее впечатление о человеке влияет на его оценку в частных случаях. Думая, что человек хороший, мы считаем, что он также умный и привлекательный. Или наоборот: привлекательный человек кажется нам хорошим и умным. Мы проецируем общее мнение на конкретные качества, что на самом деле неправильно.

17. Эффект тамагочи

Многие помнят эту любопытную игрушку из конца 90-х: симпатичная пластиковая оболочка и монохромный экран с электронным любимцем. Строго по расписанию мы кормили подопечного, давали лекарства, если заболел, и очень горевали, когда в итоге он умирал от скуки. Дети привязывались к ненастоящему питомцу и испытывали тёплые искренние чувства.

Сейчас тамагочи утратил свою былую славу, но привязанность к гаджетам осталась. Мобильные телефоны, планшеты и даже отдельные приложения — все они вызывают эмоциональную зависимость. Она может проявляться в любом возрасте и оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

18. Эффект Веблена

Люди склонны демонстративно покупать товары по высокой цене, чтобы подчеркнуть социальный статус. Многим кажется неразумным осознано выбирать самую дорогую вещь в магазине только ради того, чтобы гордо нести её на кассу ценником вверх. Но это действительно работает: в сезон повышения цен спрос на товары также повышается.

19. Эффект несовершенства

Абсолютное совершенство отталкивает, а вот неуклюжесть и лёгкая растрёпанность вызывают симпатию. Особенно если человек самоироничен и любой конфуз превращается в шутку. Так что если хотите кому-то понравиться, не стремитесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле. Простота и естественность берут верх.

20. Эффект Зейгарник

Ещё один психологический феномен, связанный с памятью. Оказывается, мы лучше запоминаем прерванное действие, чем завершённое.

Так,  если человеку не дают доделать то, что он начал, возникает некое напряжение, которое не отпускает до тех пор, пока задача не будет закончена. И поэтому он будет её помнить.

Например, сотрудник готовит отчёт, как вдруг его просят зайти в конференц-зал и провести совещание. Вернувшись на рабочее место через несколько часов, он не забудет о том, что именно делал. Но если бы он успел закончить, воспоминания не были бы столь ясными. Эти уловки также используют в рекламе: недосказанность в ролике заставляет смотрящего лучше его запомнить.

21. Эффект проекции

Люди приписывают другим те качества, эмоции и переживания, которые есть в них самих. Добряки думают, что все вокруг такие же. Пережившие болезненное расставание уверены, что другие пары тоже рано или поздно разойдутся.

22. Эффект страуса

Когда в нашей жизни случается что-то плохое, мы не желаем знать подробностей. Образно выражаясь, прячем голову в песок и стараемся не углубляться в проблему. Хотя страусы, как известно, так всё-таки не делают. А вот инвесторы стараются как можно реже мониторить состояние своих вкладов, когда на рынке начинается спад.

Читайте также 🧐

  • Что такое эффект чирлидерш и как его использовать
  • Эффект домино: как создать цепную реакцию из полезных привычек
  • 6 уловок мозга, которые заставляют нас толстеть

10 психологических эффектов, изменяющих наше восприятие реальности

Психологи и социологи открыли немало необычных и порой даже странных психологических эффектов, изучая человеческое мышление и поведение. Природа некоторых из них до сих пор до конца не изучена. Но все они влияют на наше восприятие окружающего мира.

Более того, именно из-за существования подобных феноменов можно говорить, что каждый из нас живет в своей особой версии реальности.

1. Эффект Даннинга-Крюгера

Этот эффект проявляется в некорректном восприятии себя, своих знаний и умений людьми с низкой квалификацией. То есть новички в какой-либо сфере склонны считать себя всезнайками, в то время как профессионалы оценивают себя как недостаточно хороших специалистов.

Этот эффект был исследован в 1999 году. Два социальных психолога, Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг заметили схожий феномен среди своих студентов. Его также называют иллюзией компетентности. А связан он с неправильной самооценкой.

Правда, о чем-то похожем говорил еще Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Также можно вспомнить, например, слова британского философа и математика Бертрана Рассела:

«Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».

Собственно, на своих студентах ученые и провели эксперимент, который подтвердил их гипотезу. Так, участники, хуже всего справившиеся с предложенными заданиями, оценивали свои ответы на высокие балы. А те, кто действительно продемонстрировал выдающиеся результаты, занижали уровень своих знаний.

Исследователи пришли к выводу, что некомпетентные люди не просто совершают ошибки. Они также не в состоянии обнаружить свои ошибки из-за банальной нехватки знаний. Получается некий замкнутый круг.

Похожие исследования были проведены в 2000-х годах. При этом часто эффект соотносят только с некомпетентными людьми. Однако он присущ всем людям без исключения.

Даже высококлассный специалист в одной сфере может быть полным профаном в другой. Тогда он с высокой вероятностью столкнется с эффектом Даннинга-Крюгера.

2. Эффект Зейгарник

Это явление связано с нашей памятью. Дело в том, что человек лучше запоминает действие, которое было прервано на середине. А вот если дело было окончено, оно, скорее всего, быстро сотрется из ума и памяти.

Например, писатель пишет новую главу книги, и в этот момент его прерывает телефонный звонок. Когда разговор будет окончен, человек тут же вспомнит, на каком моменте он остановился и что должно происходить дальше. А вот если друг позвонит ему уже после того, как написана последняя страница, то задумка и ее детали быстро забудутся.

Открыла эффект советский исследователь Блюма Зейгарник, поэтому он и носит ее фамилию. А более подробно этот эффект исследовал американский психолог Курт Левин. Он проводил эксперименты на студентах и школьниках.

Левин обнаружил, что при работе над заданием в уме формируется своеобразное напряжение. Если человека прервать на полпути — напряжение как бы повиснет, не получив окончательной разрядки. Поэтому после отвлечения мозгу легко вернуться к выполнению неоконченного задания. Так, в ходе эксперимента прерванные данные вспоминались на 90% лучше, чем завершенные.

На этом феномене, кстати, отлично зарабатывают маркетологи и рекламщики, создающие рекламные ролики и объявления. Наверняка ты видел подобные фразы, обрывающиеся на полпути и оставляющие ощущение недосказанности.

3. Эффект Тамагочи

В конце 1990-х мир захлестнули популярные японские игрушки «Тамагочи». Небольшое пластиковое «яйцо» позволяло завести виртуального питомца и ухаживать за ним. Таким образом дети должны были учиться ответственности и состраданию.

Последствия, правда, оказались совсем другими. Почти сразу психологи отметили сильную привязанность пользователей к неживому объекту. Так, в Японии даже фиксировались случаи самоубийств после смерти Тамагочи, которому не уделяли достаточно внимания.

Некоторые школы запрещали ученикам приносить игрушки, что приводило к еще большему стрессу. В итоге производители убрали возможность смерти питомца.

Эффект тамагочи может проявляться не только по отношению к цифровому любимцу, но и к компьютерной программе, приложению или, например, роботу. Он выражается в сильной эмоциональной зависимости от такого несуществующего друга. Несмотря на то, что явление названо в честь детской игрушки, ему подвержены люди разного возраста, в том числе пожилые.

Психологический феномен изучался много лет, но ученые не пришли к единому выводу о его вреде. Некоторые считают, что дружба с виртуальными животными — это повод для беспокойства. Такие люди перестают уделять время и внимание живому общению и окружающему миру. А позже они с некоторой вероятностью не смогут отграничить реальность и фантазию.

Другие исследователи, наоборот, относят Тамагочи и похожие на них приложения к безопасным увлечениям, считая их эффективной заменой живой кошке или собаке. Виртуальные питомцы даже используются как элемент терапии для умственно отсталых людей.

В любом случае эффект Тамагочи — интересное и необычное искажение нашего мышления, характерное для современного мира. В будущем, скорее всего, мы еще не раз услышим о нем.

4. Эффект доктора Фокса

Этот психологический эффект связан с тем, как мы воспринимаем выступающего в зависимости от подачи материала. Если лектор харизматичный и яркий, при этом уверенно использует умные слова и специфические термины, то слушатели дают ему высокую оценку. Они получают позитивные эмоции и благодаря этому считают, что научились чему-то новому. Даже если спикер городит полную чушь.

Подобное явление было подтверждено экспериментом, проведенным в 1970 году. Два американских психолога наняли профессионального актера, чтобы он изобразил «знаменитого доктора Фокса» и провел научную лекцию о теории игр.

Лжеученый красочно рассказывал о явлениях, в которых ничего не понимал. Он использовал двусмысленные обороты, активно жестикулировал и говорил очень эмоционально. При этом в его материалах было множество противоречий и пробелов.

А слушателями, к слову, были образованные люди: социологи, психиатры, профессора. Однако никто из присутствующих не усомнился в тезисах доктора Фокса. Под конец лекции зал рукоплескал. Аудитория была уверена, что получила ценные знания.

Исследователи пришли к выводу, что подача материала и личность выступающего имеет гораздо большее значение, чем содержание его лекции. То есть не важно, что ты говоришь, а важно, как ты это делаешь.

Последующие эксперименты подтвердили, что на оценку лектора влияет также его одежда, мимика, зрительный контакт и свобода владения материалом. Все эти приемы активно используют современные спикеры.

5. Синдром Китти Дженовезе

В 1964 году не менее десяти свидетелей видели или слышали нападение мужчины на Китти Дженовезе возле многоквартирного дома в Нью-Йорке. Однако никто из них не помог раненной девушке, и только один житель прикрикнул на преступника из окна.

Очевидцы также не спешили обратиться в полицию, полагая, что это сделает кто-то другой. В итоге Китти умерла по дороге в больницу.

Эта история активно освещалась в прессе и заинтересовала ученых-психологов. Джон Дарли и Биб Латане исследовали случай с Китти и в 1968 году в своей статье назвали такое когнитивное искажение эффектом свидетеля. Его также называют синдромом Китти Дженовезе — по имени жертвы.

Дальнейшие эксперименты подтвердили это явление. Испытуемые видели, как человеку становится плохо: актер изображал сердечный приступ. Если вокруг никого не было, то вмешивались 85% прохожих. Но если вокруг была хотя бы пара других людей, то всего 40% свидетелей предпринимали какие-либо действия.

При этом разнится и скорость, с которой очевидцы приходили на помощь. Одиночке понадобилось меньше минуты, а вот группе из 3 человек — 2 с лишним минуты.

Эффект свидетеля связан также с таким понятием, как диффузия ответственности. Дело в том, что в чрезвычайных ситуациях в группе людей никто не хочет брать на себя ответственность. Каждый полагает, что это сделает кто-то другой.

Кроме того, мы также склонны думать, что в толпе найдется тот, кто окажется более квалифицированным для подобных действий. Например, врач или спасатель.

Однако это не говорит о низких моральных качествах или безразличии очевидцев преступлений. Это иллюстрирует глубокое когнитивное искажение, которое до сих пор изучает социальная психология.

6. Эффект Розенталя

Если человек верит в правдивость какой-то информации, он на подсознательном уровне ведет себя так, чтобы эта информация подтвердилась. Это своего рода самосбывающееся пророчество, которое мы часто испытываем на себе, не задумываясь об этом. Такие убеждения определяют наши действия и поступки.

Американский психолог Роберт Розенталь, который исследовал этот феномен, назвал его эффектом Пигмалиона в честь древнегреческого мифа. Согласно ему, скульптор вырезал из слоновой кости настолько прекрасную статую, что влюбился в нее. Скорее всего, ученый отсылал к пьесе «Моя прекрасная леди», где профессор превращает обычную торговку в настоящую герцогиню. В этом герою помогла только безоговорочная вера в свои силы.

Розенталь поначалу исследовал этот эффект с точки зрения симпатии. Группу незнакомых людей разбивали на пары. Некоторым участникам сообщали, что партнер в паре симпатизирует им. Другим, наоборот, говорили, что тот испытывает неприязнь. Те, кто думал, что нравится своему партнеру, вел себя более приятно и мягко. Они чаще соглашались с чужой позицией и в целом создавали более дружелюбную атмосферу во время общения.

Еще более показателен эксперимент Розенталя со школьниками, который получил название «Дети Розенталя». В начале учебного года в одном классе он выделил группу детей с якобы выдающимися умственными способностями, о чем сообщил их учителям. Через несколько месяцев оказалось, что избранные действительно получали отличные оценки и похвальные отзывы. Хотя в реальности ничем не отличались от своих сверстников. Просто учителя поверили в их гениальность и вели себя соответствующим образом.

Также считается, что этот эффект действует как катализатор удачи или провала. Вообще он очень эффективен в применении. Это один из методов внушения и самовнушения, который действительно работает.

7. Эффект прожектора

Мы все преувеличиваем внимание других людей к своей персоне. Это явление получило название «эффект прожектора».

Наверняка тебе знакомо это неловкое чувство. Например, ты пролил кофе на брюки и тебе кажется, что все окружающие только и делают, что смотрят на злополучное пятно. Как будто тебя осветили ярким лучом прожектора, а сам ты стоишь на сцене.

В действительности мало кто заметит такую деталь. И даже если люди заметят, то не придадут ей важного значения. В том числе из-за того, что и сами подвержены этому эффекту.

Этот феномен открыт не так давно. Впервые он был описан американским ученым Томасом Гилвичем в 1999 году. В ходе исследований он провел специальный эксперимент. Участников в течение дня просили ходить в странной рубашке и отмечать, сколько людей заметили и отреагировали на это. В итоге оказалось, что озвученное подопытными число превышало реальное в два раза.

Специалисты сделали такой вывод: человек находится в центре внимания гораздо реже, чем он сам считает. Конечно, полностью избавиться от смущения в таких случаях сложно. И это нормально. Зато, зная об эффекте прожектора, будет проще осознать, насколько мы преувеличиваем значение маленьких деталей.

8. Эффект аудитории

Психологи обнаружили, что мы по-разному ведем себя в зависимости от наличия или отсутствия сторонних наблюдателей наших действий. Причем они могут как помогать, так и мешать. Кстати, человеку достаточно быть уверенным, что кто-то наблюдает за ним. То есть аудитория вполне может быть и выдуманной.

О таком эффекте часто говорят спортсмены. Как ни странно, публика помогает им показывать лучшие результаты и ставить рекорды.

Первое научное объяснение этого явления вывел Роберт Зайонц, поэтому эффект часто называют также его именем. Ученый предположил, что при наличии наблюдателей человек испытывает сильное нервное напряжение. Оно помогает решать простые задачи, но в то же время затрудняет выполнение сложных и незнакомых поручений.

Этот феномен до сих пор изучается. Специалисты считают, что он связан с процессом самопрезентации. Каждому из нас важно, как мы выглядим в глазах окружающих, и мы прикладываем усилия к тому, чтобы впечатление о нас было положительным.

При этом следует учитывать, что реакция каждого человека на аудиторию индивидуальная. Кто-то может стесняться вплоть до обморочных состояний, а кто-то ощущать прилив сил и энергии, когда на него смотрят. Чаще всего это вызывает разный уровень стресса, который может быть полезен, а может стать критическим.

Лучше всего эффект аудитории переносят эмоционально стабильные личности. В то время как люди с тревожным расстройством будут испытывать сильный дискомфорт.

9. Эффект помидора

В США помидоры не ели вплоть до 1820-х годов. Их считали ядовитыми, поскольку они относятся к семейству пасленовых. Вернулись томаты на стол американцев только после «опасного» эксперимента. В ходе него житель Нью-Джерси в присутствии публики съел целую корзину красных помидоров. Он не умер и даже не заболел, так что плоды были реабилитированы в глазах общественности.

И это отлично иллюстрирует феномен, который позже так и назвали — эффект помидора. То есть когда полезные вещи считаются вредными.

Эффект помидора был впервые описан доктором Джеймсом Гудвином в 1984 году. Он исследовал ситуации, когда врачи отвергали эффективные лекарства, расходившиеся с общепринятыми представлениями о течении болезни. Медики не озвучивали пациентам некоторые способы лечения, потому что исходили из постулата «Все знают, что они не работают». На самом деле эти методы могли быть вполне действенными.

Здесь можно привести пример экстракта ивовой коры. Долгое время он применялся в народной медицине как средство от простудных заболеваний. Но официальная наука признала его только в конце XIX века. К тому времени было обнаружено, что он содержит много салициловой кислоты. Из нее, например, делают аспирин. Так что кору тоже пришлось реабилитировать.

Эффект помидора может возникать не только из-за отсутствия знаний или сложившихся в обществе убеждений. Часто он появляется, когда полученные ранее доказательства попросту игнорируются.

10. Эффект слепого пятна

Это один из самых любопытных эффектов, связанный со всеми перечисленными ранее. Он выражается в том, что человек не может самостоятельно распознать у себя наличие тех или иных когнитивных искажений.

Мы можем довольно точно анализировать поведение окружающих, замечая их малейшие промахи, а вот свое бревно в глазу увидеть не способны. О таком явлении люди задумывались давно, но изучать его начали всего двадцать лет назад.

Так, в 2001 году психологи из Стэнфордского университета провели анкетирование студентов. Те должны были обозначить у себя любые из 8 приведенных в опросе ошибок мышления. Результаты показали, что каждый участник считал себя более объективным, чем среднестатистический американец.

Исследование, проведенное английскими и американскими учеными в 2015 году, показало, что эффекту слепого пятна подвержены в той или иной степени все люди. Причем не имеет значения ни уровень образования, ни профессия, ни социальный статус. Так, из 600 участников эксперимента только 1 отметил у себя склонность к когнитивным искажениям.

Однако чем больше у нас знаний об ошибках мышления, тем проще нам выявлять их у себя и избавляться от них. Понимать, как работают те или иные психологические эффекты — это первый шаг к осознанному и вдумчивому поведению.

Читай также:

  • Обман или заблуждение: 7 логических ошибок человека
  • Когнитивные искажения, которые мешают жить полной жизнью
  • Ошибка выжившего: как искажается наше восприятие, когда мы видим чужой успех

Понимание влияния восприятия

 

Представьте себе: вы идете по оживленной улице и осматриваетесь вокруг. Вы видите, как люди идут, кто-то спешит, а кто-то не торопится. Вы можете бросить взгляд на них. Кто-то будет вступать в зрительный контакт, а кто-то нет. Вы можете попытаться дружелюбно улыбнуться. Некоторые возвращают приветствие, а некоторые нет. Приветствие или его отсутствие заставляет вас воспринимать их как дружелюбных или грубых. Вы смотрите на уличные фонари и вывески магазинов. Вы ждете, пока не увидите зеленый сигнал светофора, чтобы идти, и переходите улицу. Каждая секунда повседневности воплощает в себе понятие восприятия. Будь то то, как мы смотрим на мир, или то, как другие видят нас, этот процесс определяется процессами восприятия чувств.

 

Восприятие определяется как способность улавливать, обрабатывать и активно осмысливать информацию, получаемую нашими органами чувств. Это очевидно в когнитивных процессах мозга, которые позволяют людям и другим видам идентифицировать свое окружение и концептуализировать поведенческие жесты других. Мы постоянно кодируем и расшифровываем сообщения, которые мозг получает из внешнего мира. Важно понять, как этот процесс работает, чтобы понять процесс коммуникации. Исследования показывают, что люди интерпретируют визуальные очереди со скоростью 13 миллисекунд. Это означает, что менее чем за секунду кто-то уже составил представление о вашем персонаже.

 

 

Определение процесса восприятия имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы вас воспринимали в положительном свете. Это происходит посредством особой формы восприятия, называемой персонифицированным восприятием. Это когда мы кодируем поведенческие сигналы от других, что позволяет нам делать выводы о характере человека. Это может происходить от жеста лица, такого как улыбка, приветствия, такого как волна или рукопожатие, языка тела, такого как скрещенные руки, до полных слуховых интерпретаций разговора.

 

 

Весь процесс восприятия позволяет другим связать эти сигналы на основе процесса взаимодействия или общения и связать их с характеристиками человека. Например, если вы разговариваете с кем-то, а он скрестил руки и смотрит куда-то вдаль, вы будете воспринимать его как отстраненного, замкнутого, отвлеченного с полным нежеланием взаимодействовать. На основании этих сигналов человек может воспринимать их как грубых, сдержанных или сдержанных. Это может привести к тому, что человек больше не захочет продолжать разговор, основанный исключительно на понятии восприятия.

 

 

Конечно, основным элементом восприятия человека является культурный контекст, в котором происходит ситуация. Понимание местоположения или окружающей среды, в которой происходит процесс коммуникации, имеет решающее значение. Например, В североамериканских культурах принято смотреть в глаза и пожимать руку при знакомстве с новым человеком. Но в Японии считается грубым смотреть кому-то прямо в глаза, и традиционным приветствием является поклон.

 

 

Эта прямая корреляция между поведением и личностными чертами называется имплицитной теорией личности, которая основана на наших предположениях о характеристиках личности. Главный аспект восприятия, в котором в такой теории играют роль социальные нормы и роли. У нас есть определенные предполагаемые ожидания, когда мы общаемся с другими. Когда они не соблюдаются, возникает элемент отклонения. Этот процесс происходит быстро, автоматически и на подсознательном уровне. Кроме того, позволяет быстро реагировать и принимать решения. Это способствует вашей роли в качестве социального существа.

 

Хотя понимание того, как другие воспринимают вас, полезно при различных сценариях, реальность такова, что люди не всегда знают о внутреннем восприятии, которое другие имеют о них. Поскольку никто не может читать мысли, участие в общении основано исключительно на внешних сенсорных сигналах без доступа к внутреннему восприятию, которое может возникнуть во время разговора. Из-за этого людям остается воспринимать себя через процесс самоанализа, который определяется путем обращения внутрь наших собственных чувств и мыслей. Основным недостатком этого процесса восприятия являются неправильные представления, возникающие во время разговора. Люди должны прийти к выводам, которые не всегда могут быть точными. Оставлять аспект невежества очевидным в разговоре, когда собственная мораль, ценности и отношение человека мешают восприятию других.

Это внутреннее восприятие себя жизненно важно, так как уровень самооценки, которую мы демонстрируем, будет превосходить других. Процесс самореализации, в свою очередь, повлияет на то, как мы действуем и чувствуем в разговоре. Показано, что чем больше сигналов мы должны обработать, тем менее точна наша способность воспринимать других. По сути, вещи могут потеряться при переводе, и люди могут воспринимать вас не так, как вы думаете, в хорошем или плохом смысле. Это доказывает, что меньше значит больше. Статистика показывает, что мы точно кодируем сигналы лица примерно за 9 секунд.0% времени. Показывая, что возможности нашего мозга больше основаны на физических функциях, чем на голосе.

Типы ошибок восприятия

1. Стереотипы:

Реальность в обществе такова, что идеологические последствия стереотипов уменьшают целостность восприятия людей. Коннотации, которые мы имеем с конкретными социальными маркерами, могут позволить восприятию произойти до процесса кодирования в целом. Это не позволяет людям достигать положительных характеристик при суждении на основе социальных факторов, которые находятся вне их контроля.

2. Эффект ореола:

Это процесс, в котором люди приходят к заключению о человеке, основываясь только на одной аспектной черте. Это дает преимущество одной индивидуальной черте над всеми остальными и приводит к избыточному влиянию. Например. если кто-то совершает доброе дело, в результате он воспринимается как хороший человек.

3. Эффект рога:

Это противоположность эффекта ореола, так как при одном плохом поступке человека считают плохим человеком.

 

 

4. Эффект новизны:

Принятие самой последней информации за окончательное восприятие человека, даже если у вас есть доступ к другой информации о нем.

 

5. Первичный эффект:

Создание предположения о ком-либо на основе первой полученной информации. Это воплощение первого впечатления и того, как оно может определять общее восприятие человека окружающими.

6. Эффект «Похожий на меня»:

Мы часто чувствуем себя более комфортно, отождествляем себя с теми, кто похож на нас, и воспринимаем их более позитивно.

 

7. Фундаментальная ошибка атрибуции:

Когда человек недооценивает внешние факторы и, таким образом, в своих суждениях о поведении других полагается в основном на влияние внутренних факторов.

 

8. Корыстный уклон:

Когда люди возлагают положительные результаты на внутренние характеристики и возлагают вину за недостатки на внешние факторы.

9. Самоисполняющееся пророчество:

Когда у людей есть предвзятое восприятие данного человека или ситуации, их ожидания становятся реальностью.

 

 

Выявление и понимание того, как мозг обрабатывает информацию через наши органы чувств, является одним из самых полезных инструментов когнитивного разума. Восприятие проявляется во всех аспектах вашей жизни, от знакомства с окружающим миром до создания хорошего впечатления и определения поведенческих черт других людей. То, как мы взаимодействуем с окружающей средой, — это понимание человеческого поведения. Прелесть восприятия в том, что каждый видит мир по-своему, поэтому единого способа восприятия не существует. Сделайте свое восприятие мира уникальным. Без восприятия мир был бы стандартизированной монокультурой единообразия. Освойте восприятие, сделайте мир уникальным.

 

 

Инструкции

Как сделать SWOT-анализ

Термин SWOT относится к четырем факторам, которые оцениваются в SWOT-анализе: сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы. Сильные и слабые стороны,

Speak Content Team 21 октября 2022 г.

Заработок Звоните

Отчет о прибылях и убытках Home Depot за 1 квартал 2022 г.

Получите интерактивный медиаплеер, расшифровку и анализ доходов Home Depot по телефону за 1 квартал 2022 года. Ознакомьтесь с финансовыми результатами и ответами на вопросы здесь.

Тайлер Брайден 19 мая 2022 г.

восприятия | Определение, процесс, примеры, различия и факты

неоднозначная картинка

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джордж Беркли Анри Тайфель Макс Вертхаймер Эдвин Герберт Лэнд Джеймс Дж. Гибсон
Похожие темы:
восприятие пространства иллюзия восприятие времени галлюцинация восприятие движения

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

восприятие , у людей процесс, посредством которого сенсорная стимуляция преобразуется в организованный опыт. Этот опыт, или восприятие, является совместным продуктом стимуляции и самого процесса. Отношения, обнаруженные между различными типами стимуляции (например, световыми волнами и звуковыми волнами) и связанными с ними восприятиями, предполагают выводы, которые можно сделать о свойствах процесса восприятия; теории восприятия затем могут быть разработаны на основе этих выводов. Поскольку процесс восприятия сам по себе не является публичным или непосредственно наблюдаемым (за исключением самого воспринимающего, чьи восприятия даются непосредственно в опыте), достоверность перцептивных теорий может быть проверена только косвенно. То есть предсказания, полученные на основе теории, сравниваются с соответствующими эмпирическими данными, довольно часто посредством экспериментальных исследований.

Исторически систематическая мысль о восприятии была прерогативой философии. Действительно, восприятие по-прежнему представляет интерес для философов, и многие вопросы, касающиеся этого процесса, которые первоначально поднимались философами, по-прежнему актуальны. Однако как научное предприятие исследование восприятия особенно развилось как часть более широкой дисциплины психологии.

Философский интерес к восприятию в значительной степени связан с вопросами об источниках и обоснованности того, что называется человеческим знанием (см. эпистемологию). Эпистемологи задаются вопросом, существует ли реальный физический мир независимо от человеческого опыта, и если да, то как можно изучить его свойства и как определить истинность или точность этого опыта. Они также спрашивают, существуют ли врожденные идеи или весь опыт возникает в результате контакта с физическим миром, опосредованного органами чувств. Психология по большей части обходит такие вопросы, отдавая предпочтение проблемам, которые могут быть решены ее специальными методами. Однако остатки таких философских вопросов остаются; исследователей по-прежнему интересует, например, относительный вклад врожденных и приобретенных факторов в процесс восприятия.

Однако такие фундаментальные философские утверждения, как существование физического мира, считаются само собой разумеющимися среди большинства тех, кто изучает восприятие с научной точки зрения. Как правило, исследователи восприятия просто принимают кажущийся физический мир в том виде, в каком он описывается в тех разделах физики, которые связаны с электромагнитной энергией, оптикой и механикой. Рассматриваемые ими проблемы относятся к процессу образования перцептов при взаимодействии физической энергии (например, света) с воспринимающим организмом. Дальнейший интерес представляет степень соответствия между восприятиями и физическими объектами, к которым они обычно относятся. Насколько точно, например, зрительно воспринимаемый размер объекта соответствует его физическому размеру, измеренному (например, линейкой)?

Вопросы последнего типа подразумевают, что перцептивные переживания обычно имеют внешние референты и что они осмысленно организованы, чаще всего как объекты. Значимые объекты, такие как деревья, лица, книги, столы и собаки, обычно скорее видятся, чем воспринимаются отдельно, как точки, линии, цвета и другие элементы, из которых они состоят. На языке гештальт-психологов непосредственный человеческий опыт состоит из организованных целых ( Gestalten ), а не из наборов элементов.

Основная цель теории гештальта в 20-м веке состояла в том, чтобы определить мозговые процессы, которые могут объяснить организацию восприятия. Теоретики гештальта, в первую очередь немецко-американские психолог и философ, основоположник гештальт-теории Макс Вертгеймер и немецко-американский психологи Курт Коффка и Вольфганг Келер отвергли существовавшее ранее предположение о том, что перцептивная организация является продуктом усвоенных отношений (ассоциаций), составные элементы которых были названы простыми ощущениями. Хотя гештальтисты соглашались с тем, что логически можно понимать простые ощущения как составляющие организованные восприятия, они утверждали, что сами восприятия являются основой для опыта. Такого количества дискретных точек (как простых ощущений), например, не воспринимается; восприятие представляет собой пунктирную линию.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Не отрицая, что обучение может играть некоторую роль в восприятии, многие теоретики придерживались позиции, согласно которой перцептивная организация отражает врожденные свойства самого мозга. Действительно, гештальтисты считали восприятие и функции мозга формально идентичными (или изоморфными) настолько, что изучать восприятие — значит изучать мозг. Многие современные исследования в области восприятия направлены на то, чтобы вывести специфические черты функционирования мозга из такого поведения, как отчеты (самоанализ), которые люди дают о своих сенсорных переживаниях. Все больше и больше таких выводов с удовлетворением согласуются с физиологическими наблюдениями за самим мозгом.

Многие следователи в значительной степени полагались на интроспективные отчеты, считая их объективным описанием общественных событий. Серьезные сомнения по поводу такого использования интроспекции были высказаны в 1920-х годах американским психологом Джоном Б. Уотсоном и другими, которые утверждали, что она дает только субъективные оценки и что восприятия неизбежно являются частным опытом и лишены объективности, обычно требуемой от научных дисциплин. В ответ на возражения по поводу субъективизма возник подход, известный как бихевиоризм, который ограничивает свои данные объективными описаниями или измерениями явного поведения организмов, отличных от самого экспериментатора. Вербальные сообщения не исключаются из рассмотрения до тех пор, пока они трактуются строго как публичное (объективное) поведение и не интерпретируются как буквальные, достоверные описания частного (субъективного, интроспективного) опыта говорящего. Бихевиористский подход не исключает научного исследования восприятия; вместо этого он скромно отводит событиям восприятия статус умозаключений. Восприятие других явно невозможно наблюдать, хотя их свойства можно вывести из наблюдаемого поведения (вербального и невербального).

Одним из наследий бихевиоризма в современных исследованиях восприятия является сильная зависимость от очень простых реакций (часто невербальных), таких как нажатие кнопки или рычага. Одним из преимуществ этого спартанского подхода является то, что его можно применять к организмам, отличным от человека, и к человеческим младенцам (которые также не могут давать вербальные отчеты). Это ограничение, однако, не отрезает исследователя от богатого набора гипотез о восприятии, вытекающих из его собственных интроспекции. Бихевиоризм не запрещает источники гипотез; он просто указывает, что для проверки этих гипотез должны использоваться только объективные данные.

Бихевиористские методы изучения восприятия склонны минимально обращаться к сложным, субъективным, так называемым высшим психическим процессам, которые кажутся характерными для взрослых людей; таким образом, они имеют тенденцию дегуманизировать перцептивную теорию и исследования. Таким образом, когда внимание ограничено объективными стимулами и реакциями, можно легко провести параллели между восприятием (живыми организмами) и обработкой информации (такими устройствами, как электронно-вычислительные машины). Действительно, именно благодаря этому подходу к обработке информации в настоящее время делаются некоторые из наиболее интригующих теоретических открытий (например, абстрактные модели восприятия). Ожидается, что такие практические приложения, как разработка искусственных «глаз» для слепых, могут возникнуть из этих аналогий человека и машины. Компьютерные машины, которые могут различать визуальные образы, уже созданы, например, те, которые «считывают» кодовые числа на банковских чеках.

Как ожидание влияет на восприятие | MIT News

На протяжении десятилетий исследования показывали, что наше восприятие мира зависит от наших ожиданий. Эти ожидания, также называемые «априорными убеждениями», помогают нам осмыслить то, что мы воспринимаем в настоящем, на основе аналогичного прошлого опыта. Рассмотрим, например, как тень на рентгеновском снимке пациента, которую неопытный интерн легко не замечает, бросается на опытного врача. Предыдущий опыт врача помогает ему прийти к наиболее вероятной интерпретации слабого сигнала.

Процесс объединения предшествующих знаний с неопределенными данными известен как байесовская интеграция и, как полагают, сильно влияет на наше восприятие, мысли и действия. Теперь нейробиологи Массачусетского технологического института обнаружили отличительные сигналы мозга, которые кодируют эти прежние убеждения. Они также выяснили, как мозг использует эти сигналы для принятия взвешенных решений в условиях неопределенности.

«Как эти убеждения влияют на активность мозга и искажают наше восприятие, — вот вопрос, на который мы хотели ответить, — говорит Мердад Джазайери, профессор Роберта А. Суонсона по развитию карьеры в области наук о жизни, член Института исследований мозга Макговерна при Массачусетском технологическом институте. и старший автор исследования.

Исследователи обучали животных выполнять задание на отсчет времени, в котором они должны были воспроизводить разные временные интервалы. Выполнение этой задачи является сложной задачей, потому что наше чувство времени несовершенно и может течь слишком быстро или слишком медленно. Однако, когда интервалы постоянно находятся в пределах фиксированного диапазона, наилучшей стратегией является смещение ответов в сторону середины диапазона. Это именно то, что делали животные. Более того, запись нейронов в лобной коре выявила простой механизм байесовской интеграции: предшествующий опыт искажал представление о времени в мозге, так что паттерны нейронной активности, связанные с разными интервалами, были смещены в сторону тех, которые находились в ожидаемом диапазоне.

Постдоктор Массачусетского технологического института Хансем Сон, бывший постдоктор Девика Нараин и аспирант Николас Мейрхэге являются ведущими авторами исследования, опубликованного в выпуске Neuron от 15 июля.

Готово, готово, готово

Статистики веками знали, что байесовское интегрирование является оптимальной стратегией для обработки неопределенной информации. Когда мы в чем-то не уверены, мы автоматически полагаемся на свой предыдущий опыт для оптимизации поведения.

«Если вы не можете точно сказать, что что-то представляет собой, но на основании вашего предыдущего опыта у вас есть некоторое представление о том, каким оно должно быть, тогда вы будете использовать эту информацию, чтобы руководствоваться своим суждением», — говорит Джазайери. «Мы делаем это постоянно».

В этом новом исследовании Джазаери и его команда хотели понять, как мозг кодирует предшествующие убеждения, и использовать эти убеждения для управления поведением. С этой целью исследователи обучали животных воспроизводить временной интервал, используя задачу под названием «приготовьтесь к работе». В этом задании животные измеряют время между двумя вспышками света («готово» и «установлено»), а затем генерируют сигнал «вперед», давая отсроченный ответ по истечении того же количества времени.

Они обучали животных выполнять эту задачу в двух контекстах. В «коротком» сценарии интервалы варьировались от 480 до 800 миллисекунд, а в «длинном» контексте интервалы составляли от 800 до 1200 миллисекунд. В начале задания животным давали информацию о контексте (посредством визуальной подсказки), и поэтому они знали, что следует ожидать интервалов либо из более короткого, либо из более длинного диапазона.

Джазайери ранее показал, что люди, выполняющие эту задачу, склонны смещать свои ответы в сторону середины диапазона. Здесь они обнаружили, что животные делают то же самое. Например, если животные полагали, что интервал будет коротким, и им давали интервал в 800 миллисекунд, полученный ими интервал был немного короче 800 миллисекунд. И наоборот, если они полагали, что он будет длиннее, и им давали тот же интервал в 800 миллисекунд, они производили интервал немного больше, чем 800 миллисекунд.

«Испытания, которые были идентичны почти во всех возможных отношениях, за исключением того, что убеждения животных приводили к различному поведению», — говорит Джазайери. «Это было убедительным экспериментальным доказательством того, что животное полагается на свою собственную веру».

После того, как они установили, что животные полагались на свои прежние убеждения, исследователи решили выяснить, как мозг кодирует прежние убеждения для управления поведением. Они зафиксировали активность примерно 1400 нейронов в области лобной коры, которая, как они ранее показали, участвует в хронометраже.

В эпоху «готовых установок» профиль активности каждого нейрона развивался по-своему, и около 60 процентов нейронов имели разные паттерны активности в зависимости от контекста (короткий или длинный). Чтобы разобраться в этих сигналах, исследователи проанализировали эволюцию нейронной активности во всей популяции с течением времени и обнаружили, что предшествующие убеждения искажают поведенческие реакции, искажая нейронное представление времени ближе к середине ожидаемого диапазона.

«Мы никогда не видели такого конкретного примера того, как мозг использует предшествующий опыт для изменения нейронной динамики, с помощью которой он генерирует последовательности нейронной активности, чтобы скорректировать собственную неточность. В этом уникальная сила этой статьи: объединение восприятия, нейронной динамики и байесовских вычислений в согласованную структуру, поддерживаемую как теорией, так и измерениями поведения и нейронной активности», — говорит Мате Ленгьел, профессор вычислительной нейробиологии в Кембриджском университете. кто не участвовал в исследовании.

Встроенные знания

Исследователи считают, что предыдущий опыт изменяет силу связей между нейронами. Прочность этих связей, также известных как синапсы, определяет, как нейроны взаимодействуют друг с другом, и ограничивает модели активности, которые может генерировать сеть взаимосвязанных нейронов. Открытие того, что предыдущий опыт искажает паттерны нейронной активности, дает представление о том, как опыт изменяет синаптические связи. «Похоже, что мозг встраивает предыдущий опыт в синаптические связи, так что паттерны мозговой активности соответствующим образом искажаются», — говорит Джазайери.

В качестве независимой проверки этих идей исследователи разработали компьютерную модель, состоящую из сети нейронов, способных выполнять ту же готовую задачу. Используя методы, заимствованные из машинного обучения, они смогли изменить синаптические связи и создать модель, которая вела себя как животные.

Эти модели чрезвычайно ценны, поскольку они обеспечивают основу для подробного анализа лежащих в основе механизмов, процедуры, известной как «реверс-инжиниринг». Примечательно, что реверс-инжиниринг модели показал, что она решает задачу так же, как мозг обезьяны Модель также имеет искаженное представление времени в соответствии с предыдущим опытом.0003

Исследователи использовали компьютерную модель для дальнейшего анализа лежащих в основе механизмов с помощью экспериментов с возмущениями, которые в настоящее время невозможно провести в мозгу. Используя этот подход, они смогли показать, что восстановление нейронных представлений устраняет предвзятость в поведении. Это важное открытие подтвердило критическую роль искажения в байесовской интеграции предшествующих знаний.

Теперь исследователи планируют изучить, как мозг выстраивает и медленно настраивает синаптические связи, которые кодируют предшествующие убеждения, по мере того, как животное учится выполнять задание на определение времени.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts