Структура личности по Зигмунду Фрейду
У истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда*. Его по праву называют «отцом» современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов ХХ века Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО.Ид
Ид. Слово «Ид» происходит от латинского «Оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дыхание и т.д.), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, Ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, Ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.
Эго
Эго (от лат. «ego» — «Я») — это компонент психического аппарата человека, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно Эго использует когнитивные** и перцептивные*** процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид. В отличие от Ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.
Суперэго
Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования Cуперэго (от лат. «super» — «сверх» и «ego» — «Я»).
Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с Cуперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Будучи морально-этической силой, Cуперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно» (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).
Фрейд разделил Cуперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют «непослушным поведением» и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект Cуперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.
Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.
Психоанализ. Большая российская энциклопедия
Научные школы
Психоана́лиз, направление в психологии, основанное З. Фрейдом в конце 19 – 1-й трети 20 вв. Обычно в психоанализе выделяется метод исследования психики, система знаний о поведении человека и способ лечения психических заболеваний. Начало психоанализа связано с открытием Фрейдом в 1896 г. метода свободных ассоциаций, применявшегося им с диагностическими и лечебными целями и предполагавшего приостановку сознательного контроля. Помимо этого, психоанализ как метод исследования включает в себя анализ содержания сновидений, фантазий, представлений и аффективного поведения. Первоначально психоанализ был методом лечения истерии, который привёл Фрейда к мысли о том, что социально неприемлемые представления и импульсы пациента (обычно сексуального характера) вытесняются им в бессознательное, порождая сопротивление их раскрытию в сознании из-за связанных с ними болезненных аффектов. Происходящий в процессе лечения перенос на психоаналитика детских отношений пациента к родителям позволяет ему избавиться от своего невроза в ходе терапевтической работы. Фрейд разделил психические расстройства на неврозы переноса и нарциссические неврозы (в современной классификации – психозы), при которых не совершается перенос между пациентом и аналитиком, и по этой причине они не поддаются психоаналитическому лечению. Возникающие в ходе лечения перенос и сопротивление Фрейд считал краеугольными камнями психоанализа.
Созданная З. Фрейдом топографическая модель психики (сознание, предсознание, бессознательное) с т. н. цензурой на стыках между соответствующими частями, а также разработанная им психобиологическая теория влечений (противоположно направленные влечение Я к самосохранению и сексуальное влечение – либидо), обладающих психической энергией, стали основой психоаналитической терапии, состоящей в переводе бессознательного содержания психики в сознание посредством интерпретации аналитиком материала, сообщаемого ему пациентом.
Заимствовав у основателя психофизики Г. Т. Фехнера понимание психики как гомеостатической системы, З. Фрейд по аналогии с понятием физической энергии постулировал два тесно связанных между собой принципа работы психического аппарата – принцип инерции (стремление к сохранению динамической стабильности системы) и принцип постоянства в сохранении степени возбуждения. Источником инстинктивного влечения – чисто психологического феномена – является процесс возбуждения, протекающий внутри организма (так, источником сексуального влечения Фрейд считал некоторые эрогенные зоны тела). Считая влечения главным фактором мотивации человеческого поведения, Фрейд усматривал в них влияние врождённых, соматически обусловленных биологических сил. Выражением различных порывов, связанных с влечением, являются представления, которые, однако, не тождественны самим влечениям. Лежащая в основе конфликта несовместимость различных представлений, возникающих одновременно, отражает лишь борьбу между отдельными влечениями, когда одна группа представлений старается изолировать и не допустить осознания другой группы представлений, которая и подвергается вытеснению.
В классическом психоанализе вытесненными в бессознательное обычно считались неприемлемые сексуальные влечения, которые можно было интерпретировать как энергетически, так и в ценностном плане как влечения, входящие в конфликт с существующими нормами культуры. Характерным для разработанной Фрейдом модели психического аппарата П. Рикёр считал переплетение энергетического и герменевтического подходов.
Столкнувшись в дальнейшем с такими проблемами, как военные неврозы, бессознательное чувство вины, негативная терапевтическая реакция и др. , которые трудно было объяснить с помощью топографической модели психики, Фрейд пересмотрел свою прежнюю теорию инстинктивных влечений и включил в неё деструктивный компонент – агрессивное влечение. В созданной им в 1920-е гг. структурной модели психики роль психических регуляторов отводилась таким трём инстанциям, как Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я) и Ид (Оно), а роль противоположно направленных влечений стали играть влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Ид охватывает всё унаследованное, заложенное в конституции, т. е. влечение, проистекающее из соматической организации, оно содержит свободную подвижную энергию и действует в соответствии с принципом удовольствия. Супер-эго, развивающееся на основе ранней идентификации с родителями в период крушения эдипова комплекса, устанавливает и поддерживает нравственные стандарты и желаемые цели и идеалы, порождая в случае отхода от них угрызения совести и чувство вины. Эго, наряду с функциями адаптации и контроля, осуществляет интегрирующую функцию, соотносит проистекающие из Ид влечения с требованиями внешнего мира, а также с требованиями Супер-эго. Для осуществления своих синтезирующих функций Эго, действующее в соответствии с принципом реальности, использует ряд защитных механизмов личности – вытеснение, регрессию, сублимацию и др.
Дальнейшие метаморфозы психоанализа начались ещё при жизни З. Фрейда и связаны с работами его учеников. В созданном А. Адлером после разрыва с Фрейдом в 1911 г. своём варианте психоанализа – индивидуальной психологии – в качестве энергетического двигателя психической активности и поведения человека вместо фрейдовского либидо выступают стремление к власти (компенсация комплекса неполноценности) и социальный интерес, который формируется лишь в ходе воспитания. В силу этого при интерпретации симптомов Адлера интересовали не причины невроза, а его цели, и он делал акцент на текущих причинах конфликтов и порождённых данной культурой дисгармоний.
К. Г. Юнг, отвергнув сексуальную интерпретацию либидо и истолковав его как психическую энергию, создал свой вариант глубинной психологии – аналитическую психологию. Её ядром, как и у Фрейда, стало учение о бессознательном, но в отличие от него Юнг, наряду с личным бессознательным, содержащим в себе всё то, что было вытеснено в ходе развития индивида, постулировал также существование коллективного бессознательного – носителя и хранителя наследуемого архетипического опыта филогенетического развития человечества. Целью человека, по Юнгу, является индивидуация – нахождение собственного уникального пути, т. е. самоосуществление.
В 1920–1930-е гг. получил распространение главным образом в США неофрейдизм, представители которого (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм и др.), подвергнув критике ряд фундаментальных положений З. Фрейда (в т. ч. теорию либидо), акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества.
Заложенные З. Фрейдом в 1920-е гг. основы эго-психологии были развиты его дочерью А. Фрейд, а также Х. Хартманном и др. Эго-психология явилась дальнейшей разработкой классического психоанализа с его акцентом на разрешении невроза переноса. Возникший в 1970-е гг. кризис этого направления способствовал смещению акцентов в сторону теории объектных отношений, разработанной М. Кляйн и основанной ею школой британских теоретиков (М. Балинт, Д. Винникотт, Р. Фэйрбейрн и др.). Исследуя существующие с момента рождения т. н. интроекты – «внутренние объекты», не интегрированные полностью в структуру Я, Кляйн акцентировала значение складывающихся в младенческом возрасте позитивных и негативных объектных связей для психического развития ребёнка. Проведённое Хартманном разделение Эго как психической инстанции, Я как целостной личности, психических репрезентаций Я и объектов, разработка австро-американским психоаналитиком Х. Кохутом (1913–1981) психологии «самости», создание Э. Эриксоном теории идентичности способствовали дальнейшему объединению эго-психологии и теории объектных отношений (О. Кернберг, США).
В 1950-е гг. возникает психосоматическая медицина, выявляющая роль психических факторов, прежде всего эмоций, в зарождении, течении и исходе соматических заболеваний и использующая методы и технику психоанализа для терапии т. н. неврозов органов и некоторых органических заболеваний. Одним из создателей психосоматики был Ф. Александер, основатель и лидер чикагской школы психоанализа.
В 1960-е гг. Ж. Лакан, исходивший из того, что «бессознательное структурировано как язык», разработал свой вариант психоанализа (структурный психоанализ), содержащий, в частности, новую топологическую модель психики (регистры «символического», «воображаемого» и «реального»).
В 1970-е гг. основы психоаналитической герменевтики были предложены немецким исследователем А. Лоренцером («Археология психоанализа», перевод на русский язык 1996). Согласно Лоренцеру, переживание предстаёт в психоанализе как сценически развёртывающийся (в реальности и фантазии) интерактивный жизненный проект, являющийся местом встречи индивидуальных особенностей и коллективных норм. По мнению Лоренцера, формирование символов происходит не в бессознательном, как у З. Фрейда, а в сознании человека.
В целом для современного психоанализа характерна конвергенция подходов и установок, практикуемых различными его школами (интеграция субъект-объектного и субъект-субъектного представлений о взаимодействии аналитика и пациента и т. п.), а также сопряжение психоаналитических концепций с идеями феноменологии, экзистенциализма и герменевтики.
Старовойтов Владимир Васильевич Дата публикации: 28 сентября 2022 г. в 12:06 (GMT+3)Ид, Эго и Суперэго
Образно говоря, поднимите руку, если вы когда-либо слышали о ком-то по имени Фрейд!
Весьма вероятно, что да, и еще более вероятно, что для тех из вас, кто не изучает или не изучал психологию, он отвечает за большинство ваших представлений о стереотипном психологе: каком-то старике с бородой очки и блокнот, прося вас рассказать ему, что вы видите в каком-то чернильном пятне изображения, а затем продолжая рассказывать вам все, что с вами не так, основываясь на вашем ответе.
(Для ясности, это , а не , как поход к психологу.)
В любом случае, Фрейд так интересен, потому что он первый человек, признавший теорию «бессознательного разума». До него люди не могли даже представить себе некую скрытую субстанцию, лежащую за пределами мыслительных процессов и поведения, о которых мы знаем. На наши мысли и действия большое влияние оказывает наша личность, и, зная это, Фрейд разработал теорию Id 9.0012 , Эго и Суперэго для объяснения связи между личностью, мыслью и действием.
Фрейд объяснил, что Id является самым основным компонентом нашего разума, содержащим наши самые первичные мысли и инстинкты, которые в значительной степени мотивированы сексом или агрессией. Импульсы от Id обычно направлены на мгновенное удовлетворение основных потребностей, очень похоже на то, как мы понимаем, как может вести себя младенец или малыш, когда он начинает плакать, потому что голоден. И, наконец, что не менее важно, Id находится в бессознательном состоянии, а это означает, что у нас не будет добровольного доступа к нему или контроля над ним, хотя это то, что заставляет нас делать большинство вещей. Эго вместе с Суперэго описываются Фрейдом как предсознательные, что означает, что они оба частично бессознательны, но содержат элементы разума, которые можно вспомнить и использовать. Эго представляет собой основную часть нашей личности и часть разума, участвующую в рассуждениях и ежедневном принятии решений. И вот где это может немного сбить с толку: Эго призвано действовать как посреднический барьер между Ид и Суперэго . Лучший способ описать Superego — это ваша совесть, но только на стероидах. Он содержит ценности и мораль, полученные от общества и родителей, которые были усвоены. На самом деле, самая лучшая аналогия, которую я могу придумать, — это родитель, который настолько озабочен совершенством своего ребенка, что даже самый разумный внешний фактор, приводящий к чему-то меньшему, не может быть приемлемым оправданием.
И теперь, когда мы понимаем Суперэго, давайте вернемся к Эго как к барьеру между ним и Идентификатором : Предположим, что Суперэго и Ид находятся на двух крайностях с E иди как стена посередине, и животные инстинкты от Ид и необоснованные стремления к совершенству от Суперэго постоянно пытаются прорваться через логичное и разумное Эго . Чтобы применить это к реальной жизни, представьте, что у вас очень ранний урок в довольно дождливый день, вместе с примерно тремя другими занятиями, и вы работаете позже. Ваш Id скажет вам выключить будильник, оставаться в постели, спать и есть весь день и пропускать работу. Ваш Суперэго , вероятно, бомбардировал бы вас чувством стыда и обещаниями бесконечных неудач, если вы не проснетесь на 2 часа раньше, чтобы просмотреть материал перед уроком, заняться в перерывах между уроками, сделать всю домашнюю работу перед работой, пойти в работать пораньше и возвращаться домой, чтобы больше учиться и делать большую часть работы, которую нужно сдать в следующем месяце, до следующего дня. Ваш Эго , однако, будет компромиссом между ними и позволит вам ходить на уроки, делать небольшую домашнюю работу и учиться в промежутках, идти домой и немного вздремнуть перед работой, и, о да, поесть.
Если бы кто-то демонстрировал поведение, которое либо постоянно было слишком Ид-, либо Супер-Эго-, Фрейд диагностировал бы у человека какое-то психическое расстройство из-за неадаптированного Эго . По большей части теория была опровергнута, потому что не было никаких существенных доказательств в поддержку его утверждений, хотя они могут показаться довольно правдоподобными. На самом деле, есть люди, которые до сих пор полностью поддерживают всю теорию. Однако, сколько бы теория ни превратилась в дерьмо, ему все же удалось изобрести давнюю идею бессознательного.
Так что респект тебе, Фрейд.
Фрейдистское трио — TV Tropes
http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/main/freudiantrio
СледующийПерейти к
Слева направо:
Аска в образе ID: Дерзкая, высокомерная, быстрая в действиях
Синдзи в образе Эго: Разрывающийся между ними двумя
Рей в образе Суперэго: стойкий, бесстрастный, проницательный
Фрейд определял психику человека как состоящую из трех частей:
- Ид, которые представляли эмоциональные и инстинктивные желания;
- Суперэго, которое представляло правила и социальные условности;
- Эго, примирившее Ид и Суперэго.
Точно так же Трио Фрейда состоит из трех персонажей: один действует эмоционально и инстинктивно, другой действует с холодной, бесстрастной логикой и один примиряет два противоречивых идеала.
Иногда динамика Ид/Супер-Эго проявляется только с двумя персонажами, но в этих случаях представители противоборствующих сторон должны научиться договариваться друг с другом. В Power Trio они могут быть более экстремальными, и Кирку приходится наносить удары и поддерживать целостность группы. Лидером фрейдистского трио может быть не обязательно Кирк, но часто им является. Вторым по вероятности стать лидером является Маккой, самый страстный и заботливый. Возможно, Герой — это эмоциональный идентификатор, его копейщик — это практическое эго, а Умный парень — это суперэго.
По сути, если Лидер является суперэго, он будет вдохновителем; если эго, то, скорее всего, Уравновешенный; и если он id, то, скорее всего, Упрямый. Каждый может быть харизматиком, поскольку этот тип подает пример.
Комическое трио использует те же ингредиенты, но лидер сумасшедший, активный глупый, а думающий бессильный. В зависимости от фандома и его склонности к шиппингу фрейдистское трио может легко превратиться в одну истинную тройку. Сравните также Доброго Ангела, Плохого Ангела, если вы видите «Плечевого Дьявола» как Ид, «Плечевого Ангела» как Суперэго и человека, на чьих плечах они стоят, как Эго.
Злой Дуэт — это фольга к этой композиции, состоящая из двух злодеев, которые показывают, как Трио не может функционировать без одного из участников. Наиболее распространена форма с одним злодеем Ид и одним злодеем Суперэго, но пара Ид/Эго или даже пара Эго\Суперэго не является чем-то необычным.
Традиционно, когда речь заходит о моральном поведении троих. Ид обычно склоняется к Хаотическим мировоззрениям, Эго выбирает Нейтральные мировоззрения, оставляя Супер-Эго приверженцем Законных мировоззрений. Это разделение часто приводит к тому, что Ид и Суперэго обычно враждуют друг с другом из-за противоречивых точек зрения.
Из-за трагического изменения сюжета, где трое становятся жертвами Crapsack World. Ид, скорее всего, станет мятежным нонконформистом, недовольным тем, как управляется общество. Что касается Суперэго, они вместо этого становятся одержимыми стремлением взять под контроль, полагая, что только их стандарты достаточно хороши для всех. К сожалению, это затрагивает Эго, во многих случаях сильнее всего. Поскольку они часто являются Посредниками, большинство людей либо игнорируют, либо мало учитывают свои мысли и чувства, превращая Эго в этом случае в Пустую Оболочку. Это может быть вполне реальная ситуация.
Каждый из злодеев может стать большим злодеем. Однако все они, как правило, наиболее значительно воплощают разные вариации:
- Идентификатор: Злодей с картой (Страсть).
- Суперэго: Великолепный ублюдок (Принцип)
- Эго: злодей большего масштаба (настойчивость)
Для более глубокого ознакомления с теориями Фрейда см.