Альтруизм — антипод эгоизма. Стоит ли связываться с альтруистами?
Фильм «Просто так»
Альтруизм (от лат. alter – другой) – бескорыстная забота о другом человеке (других людях). Противоположность альтруизму – эгоизм. Близко – позиция Творца и позиция Ангела.
Альтруист – человек с нравственными принципами, предписывающими бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Альтруистом человек является тогда, когда в его заботе о людях ни на сознательном, ни на сверхсознательном, ни на подсознательном уровнях нет мыслей о собственных интересах и выгоде. Если альтруисту важна нравственная чистота его намерений, полная свобода от корысти, он стремится оказать помощь не близкому, а совершенно постороннему человеку.
Помогая друзьям, близким и любимым, мы, бывает, рассчитываем на взаимность. Есть матери, которые много вкладывают в своих детей, но обычно за этим есть понимание, что это «мои дети», есть желание воплотить в этих детях «свои идеалы», есть надежда на то, что они позаботятся о матери в старости или хотя бы скажут матери «Спасибо!».
Альтруист избегает всего этого. Альтруист просто дает, в этом вся суть. Никакого завтра у альтруиста нет, он не считает, сколько он вложил, и у него нет ожидания, что ему что-то вернется из того, что он вложил.
Альтруист – обычно мягкий, спокойный человек. Альтруист может часто предлагать кому-то помощь и надолго увлекаться деланием чужих дел, мало вспоминая о своих. Для альтруиста трудно сесть кушать, не позвав кого-то разделить с ним еду. Когда альтруисту удается кому-то помочь или выполнить чью-то просьбу, он внутри искренне рад. Он радуется чужим успехам и искренне сопереживает чужим трудностям.
Альтруизм бывает разный. Часто встречается недалекий альтруизм с торопливым желанием быстрее отдать первым попавшимся людям все, что у человека есть, просто потому, что они сильно нуждаются. Негативной стороной многих альтруистов является как раз то их качество, что они иногда слишком сильно забывают о себе. Человек, который считает, что о себе заботиться не нужно – не ценит и не уважает себя. Кроме того, это недальновидно. Если бы человек действительно заботился об окружающих, он бы задумался о том, за счет каких ресурсов он собирается о ком-либо заботиться. Он обязан был бы вначале обязательно позаботился о себе, чтобы он был хотя бы здоровый, умытый, еще чтобы имел машину, чтобы развозить свои подарки окружающим, чтобы у него на эти подарки были деньги… Мудрый альтруизм предполагает разум и осмотрительно разбирается, кому сколько чего дать, учитывая последствия этого, и предпочитает «не рыбкой накормить, а научить пользоваться удочкой», чтобы человек мог уже кормить себя сам.
Впрочем, в реальности таких чистых альтруистов мало, чаще альтруистами называют тех людей, которые склонны помнить о том, что кроме их интересов есть окружающие люди и о других заботится тоже. Впрочем, уже не совсем альтруизм. В Синтоне для этого есть специальное название – Творцы. Творец в своей жизненной стратегии разумнее альтруиста. Творец действительно хочет заботиться не только о себе, а еще о людях и жизни, но для того, чтобы делать это разумно, грамотно, долго и т. д., он заботится о том, чтобы у него было что-то, чтобы он сам был достаточно здоровый, богатый человек, тогда его помощь будет реальной. А так же нужно заботиться о том, чтобы его помощь была действительно нужна, чтобы ему не приходилось никого догонять после того, как он о ком-то позаботился, а от него все разбегаются.
Альтруизм стал отдельной темой экспериментальной социальной психологии и изучается под общей рубрикой просоциального поведения. Интерес исследователей к этой теме заметно возрос после появления многочисленных публикаций, посвященных антисоциальному поведению, в частности агрессии. Снижение агрессии виделось важной задачей наряду с расширением просоциального поведения. Особенно много усилий было потрачено на изучение помогающего поведения и вмешательства случайных свидетелей.
В академической психологии известны три теории альтруизма. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, как и любое другое социальное поведение, мотивируется желанием минимизировать затраты и оптимизировать вознаграждение. «Теория социальных норм» исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил, например, «норма взаимности» побуждает нас отвечать добром, а не злом тем, кто пришел нам на помощь, а норма «социальной ответственности» заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас. «Эволюционная теория альтруизма» исходит из того, что альтруизм нужен для «защиты собственного рода» (из книги Д. Майерс «Социальная психология»).
Читайте статьи на тему: «Эгоистичны ли мы по своей природе?»: Биологически мы эгоистичны и оппонирующая ей статья Почему мы не рождаемся эгоистами.
Альтруист или эгоист: кем рождается человек
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
16.02.2022 / 01:30
текст:
Аркадий Симонов
Пресс-служба НИУ ВШЭ
Кем рождается человек? Альтруистом или эгоистом? Можно ли научить мозг различать фейки? Об этом «РГ» беседует с Василием Ключаревым, профессором, заведующим международной лабораторией социальной нейробиологии НИУ ВШЭ, которая создана в рамках мегагранта.
Василий Андреевич, вы пытаетесь разобраться, человек рождается эгоистом или альтруистом. Со времен Дарвина ученые бьются над этим вопросом, философы уже сформулировали почти десяток определений альтруизма. Не отстают и биологи, а генетики периодически сообщают о разных вариантах гена альтруизма.
Василий Ключарев: Мы ни в коем случае и не замахиваемся на то, чтобы дать окончательный ответ на этот сложнейший вопрос. Одном из самых важных для понимания сути человека и его эволюции. Задача предельно скромная: посмотреть, что происходит в нашем мозге, когда он выбирает, поступить как альтруист или как эгоист.
Надеюсь, в мозг испытуемых не вводятся электроды?
Василий Ключарев: Сейчас есть современные методы, которые позволяют изучать мозг, не проникая в него. В нашем случае это транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Аппарат излучает «пучок» магнитного поля, он проникает в мозг и временно подавляет активность той или иной зоны. В данном случае мы работали с лобной корой. Она возникла на поздних этапах нашей эволюции, отвечает за сознание, рабочую память и, что для нас принципиально важно, — за самоконтроль. Что произойдет, если отключить эту зону? Гипотеза была такая. Если альтруизм приобретен в ходе социализации человека и мы освобождаем его от самоконтроля, то на первое место выходит борьба за существование. Природный эгоизм. Люди должны меньше помогать друг другу. И наоборот, если альтруизм дан нам природой от рождения, то отключение лобной зоны должно снять приобретенный в ходе эволюции контроль, открыть дорогу глубинному естеству человека, который готов помогать другому.
И что ответил мозг добровольцев?
Василий Ключарев: Они играли в традиционные игры, которые применяют в своих исследованиях психологи и экономисты. Человеку дают приличную сумму денег, которые он может забрать домой, а может поделиться с другими. Каков результат? Когда снимали самоконтроль, то человек отдавал предпочтение альтруизму, больше делился, чем оставлял себе.
Можно ли научить мозг критично относиться к гигантскому потоку информации
То есть, наши далекие предки, когда только спустились с дерева и жили инстинктами, тем не менее были альтруистами. Возлюбили ближнего своего. И этот «закон» остался где-то в глубинах и нашего мозга. Но по мере эволюции, когда появлялись верхние, в том числе лобные области, когда человек начал жить осознанно, в этих зонах «возник» эгоизм. Странная картина? Вроде все должно быть наоборот.
Василий Ключарев: Если оценивать наши результаты формально, то такой вывод напрашивается. Но их надо рассматривать во всей полноте этой масштабной проблемы. Мы же посмотрели, что происходит в мозге, когда человек поставлен перед выбором, как ему поступить, проявить альтруизм или эгоизм. Не более того. Вообще в мире на эту тему делается огромное количество исследований. Например, профессор Майкл Томаселло показал, что маленькие дети обладают врожденной способностью помогать, даже когда их не просят. Словом, каждое исследование — это кирпичик в общую картину сложнейшей проблемы. Дает ее новый ракурс, позволяя хотя бы немного приблизиться к истине.
Другое ваше исследование связано с фейками. Сейчас нейросети пытаются их выявлять фейки, но успехи пока не впечатляют. Очевидную ложь они научились отлавливать, но более-менее изощренное вранье часто пропускают. В чем суть ваших работ?
Василий Ключарев: Мы не ловим фейки, а смотрим, как мозг на них реагирует. Цель — узнать, какая зона мозга в наибольшей степени грузится фейками, что в ней происходит. Можно ли его переучить более критично относиться к гигантскому потоку информации. В экспериментах участвуют две группы добровольцев. Одну несколько месяцев учили медиаграмотности, в том числе распознавать фейки. Другая подобный тренинг не проходила. Подчеркну, что такие исследования в нашей лаборатории находятся в самом начале пути.
Все это звучит, прямо скажем, фантастично. Неужели даже двоечника можно с помощью манипуляций на мозге, посылая в него соответствующие сигналы, сделать если не умным, то критичным? Не обучая медиаграмотности?
Василий Ключарев: Вполне возможно, это нереально, но цель науки — ставить задачи, даже нереальные. Отрицательный результат не менее важен, чем положительный. Нередко именно он дает совершенно неожиданную подсказку для дальнейшего поиска. И мы имеем возможность попробовать.
Российская газета — Федеральный выпуск: №34(8682)
Поделиться
Эгоизм альтруизма | Psychology Today
Источник: shsphotography/ID:36622796/@123rf
Какое место в континууме бескорыстия-эгоизма вы бы поставили? Общество явно и неявно обожает самоотверженность (или альтруизм) и ненавидит эгоизм. С самого раннего возраста нас учат таким вещам, как важность делиться и думать о других, и упрекают в тех случаях, когда кто-то решает, что мы слишком эгоистичны.
Сосредоточившись на «эгоизме», мы упускаем суть успешной социальной жизни.
И, между прочим, я должен упомянуть, что я мог бы опустить слово «социальный» — какие другие виды жизни существуют, кроме социальной жизни? Даже люди, живущие почти полностью в одиночестве, имеют ограниченный социальный опыт. Мне нравится продолжать использовать слово «социальный», как напоминание о том, что жизнь, как это ни парадоксально, является уникальным индивидуальным опытом и в то же время неразрывно переплетена с безграничным калейдоскопом других уникальных жизненных опытов. Мы с моим хорошим другом и коллегой Риком Маркеном обсуждаем этот парадокс в нашей книге 9.0009 Управление людьми: парадоксальная природа человека .
Вернемся к пункту об эгоизме: если под «эгоистичным» мы подразумеваем действия, совершаемые в интересах действующего лица, то все действий являются эгоистичными действиями. Все, что делает человек, каждый его вдох и каждое движение, которое он делает (спасибо Полиции), происходит в контексте того, что он поддерживает свой мир, как он его переживает, в состояниях, которые они индивидуально предпочитают.
Существует множество слов, которые мы использовали для обозначения этих государственных предпочтений: цели, ожидания, намерения, амбиции, цели, мечты, задачи, ценности, ориентиры, стандарты, идеалы, склонности, цели, миссии, направления, предположения, убеждения, намерения. , надеется, но независимо от того, какое слово используется, функция одна и та же. Может показаться странным ссылаться на 98,6 градусов по Фаренгейту в качестве нашей миссии для температуры тела, или, может быть, это не совсем норма ссылаться на гомеостаз брака, но, поразительно и гениально, процесс, посредством которого температура тела и браки поддерживаются в стабильных состояниях, одинаков.
При таком понимании становится ясно, что на самом деле не существует такой вещи, как полностью «бескорыстный» поступок. Позвольте мне прояснить, что я никоим образом не намерен принижать или принижать альтруизм. Наоборот. Я думаю, что если мы поймем основу и функцию альтруизма, мы сможем создать мир, в котором больше людей приносят больше пользы и больше времени.
Одна из моих любимых цитат на все времена принадлежит Уильяму Т. Пауэрсу, написанному еще в 1997 году. Билл сказал: «Детство человечества еще далеко не закончилось. Нам предстоит пройти долгий путь, прежде чем большинство людей поймут, что то, что они делают для других, так же важно для их благополучия, как и то, что они делают для себя».
Я не мог бы выразить это лучше. Почему мы должны помогать другим людям? Потому что это хорошо для нас! Мы все процветаем, когда помогаем друг другу процветать. Помощь другим вполне может быть крайним проявлением эгоизма.
У каждого из нас есть свои внутренние, индивидуальные, уникальные, личные характеристики того, как воспринимать различные аспекты мира. Весь бизнес жизни — это процесс управления этим зверинцем указов. Мы делаем то, что нам нужно, чтобы сохранить мир таким, каким он должен быть (это наш индивидуальный мир, который мы переживаем в соответствии с нашим личным замыслом), что часто включает в себя исправление вещей, когда они дрейфуют или отклоняются от своего идеала. Похоже, что у многих людей «помощь другим» является одним из важных способов познания окружающего мира.
Итак, когда мы понимаем, как сохранить мир таким, каким мы его воспринимаем, в тех состояниях, которые мы предпочитаем, мы можем стать еще более изощренными и тонкими в том, как мы понимаем и оказываем «помощь». «Бизнес», о котором я говорил, — это процесс органичного, автономного контроля. Вы можете узнать, как работает контроль, изучая как можно больше информации о теории перцептивного контроля.
Когда моему сыну было 10 лет, он пошел в новую школу. На его второй день в этой школе, когда мы шли домой в конце учебного дня, я спросил его, что он думает о школе. Он сказал: «Знаешь, папа, они очень помогают. И это не просто помощь, которую они называют помощью. Это помощь, которую я тоже называю помощью».
Сколько людей, которым «помогли», описали бы то, что они получают, как полезное? С пониманием контроля и присущего жизни эгоизма мы могли бы увеличить это число. Мы можем многими тонкими и не очень тонкими способами, с нашим нынешним пониманием и самыми благородными намерениями, промахнуться в важных отношениях. Например, вездесущее Золотое правило гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Или «относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Однако, когда мы начинаем понимать жизнь как контроль, становится ясно, что Золотое правило совершенно неверно для . Относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам, — это , а не способ быть настолько полезным, насколько вы можете быть (если быть полезным — одно из ваших личных предписаний). Быть полезным означает относиться к другим людям так, как они хотят, чтобы относились к ним . Золотое правило мира, согласно контролю, гласило бы: «Поступай с другими так, как они поступили бы с собой. «Мы не можем предполагать, что предпочтения других людей совпадают с нашими. Иногда они будут; часто их не будет.
Если люди выступают против ваших предложений о помощи или отвергают их, это не обязательно потому, что они грубы или неблагодарны. Скорее всего, это потому, что то, что вы предоставили в качестве помощи, на самом деле превратилось в помеху с их точки зрения .
Понимание эгоистичности всего, что мы делаем, может помочь нам рассмотреть влияние наших эгоистичных действий на других. Вместо самоотверженности и альтруизма мы могли бы вместо этого продвигать «сознательный эгоизм».
Иногда самое полезное, что мы можем сделать, — это убраться с дороги других людей. Кроме того, в течение дня бывает очень много моментов, когда присутствие и участие других действительно может не только облегчить жизнь, но и сделать ее более приятной и приятной, когда люди искренне помогают друг другу.
Возможно, схема успешной социальной жизни может быть такой: Предоставление подлинной, подлинной помощи через осознанный эгоизм . Когда люди могут контролировать свои важные дела, не мешая другим делать то же самое, выигрывают все. Разве в 2020 году слишком велики амбиции, чтобы мы могли начать видеть вещи более ясно и создать более достижимое, но и более великолепное видение для человечества, чем мы ранее представляли возможным?
Эгоистичный альтруизм: беспроигрышный вариант? — The Decision Lab
Джессика Экстон
0 минут чтения
8 марта 2018 г.
Пожертвования местным благотворительным организациям, усердное компостирование или покупка экологически чистого кофе — все это действия, которые приносят пользу или способствуют благополучию других. И хотя альтруизм может играть роль в мотивации такой деятельности, то же самое делают эгоизм и самооценка.
Когда мы с гордостью демонстрируем нашу многоразовую чашку во время обычной кофейной прогулки или останавливаемся, чтобы поделиться мелочью с нуждающимся, мы чувствуем себя хорошо не только потому, что произошел общественно полезный результат, но и потому, что мы были теми, кто его вызвал ( 1).
«Исследования показывают, что те, кто действует в интересах других, не просто альтруистичны, но также ищут личные выгоды, такие как общественное признание и самоудовлетворение. Можем ли мы принять наш эгоизм на благо общества?»
Наука о поведении, демократизация
Ежедневно мы принимаем 35 000 решений, часто в условиях, не способствующих принятию обоснованных решений.
В TDL мы работаем с организациями в государственном и частном секторах — от новых стартапов до правительств и авторитетных игроков, таких как Фонд Гейтса, — чтобы устранить предвзятость при принятии решений и добиться лучших результатов для всех.
Подробнее о наших услугах
Введение
Исследования показывают, что чистый альтруизм встречается редко, а это означает, что те, кто старается изо всех сил помогать другим, мотивированы чем-то большим, чем просто оказание социальной поддержки (3). Это дополнительное «что-то» является внутренней, личной выгодой, которая исходит от хорошего самочувствия по поводу совершения морального поступка — по сути, личной отдачи от альтруистических действий (4).
Прежде чем вы напишете какое-либо выражение возмущения, позвольте мне предположить, что этот тип эгоизма может обеспечить беспроигрышный результат для всех. Если мы придем к выводу, что в определенной степени люди мотивированы помогать другим, чтобы чувствовать себя хорошо, мы можем поощрять социальные пожертвования, гарантируя, что доноры будут довольны своими действиями. Такой подход может принести пользу как дарителю, так и получателю.
Соответствующие исследования
В рамках традиционного экономического рынка альтруизм и дополнительные личные выгоды играют уникальную роль. Мы «альтруистически» даем другим больше в общественных местах, чем в частной среде, потому что социальное одобрение способствует самоудовлетворению и побуждает давать (5). Сигнализировать другим, что мы «хорошие» люди, привлекательно и поддерживает наш социальный имидж. Таким образом, поощрение общественного принятия решений о благотворительной деятельности может увеличить поддержку.
Субсидирование стоимости пожертвований за счет «удешевления» пожертвований для частных лиц также может иметь такой эффект, но этот подход может также уменьшить социально сознательный процесс принятия решений, учитывая, что снижение стоимости пожертвований публично не только субсидирует затраты человека, но и также их общественное одобрение и личное удовлетворение (2).
Когда мы инвестируем в социальные цели, нам трудно точно связать наши инвестиции с результатами, потому что нематериальная выгода от хорошего самочувствия по поводу нравственных поступков не имеет общей ценности. Нарушение связи между инвестициями и воздействием можно увидеть в том факте, что люди готовы пожертвовать одну и ту же сумму на уход за одним животным, как за четырьмя животными (6). Когда альтруизм и личное удовлетворение играют роль в принятии решений, традиционную логику затрат и выгод применять трудно.
Мы видим, что когда личные инвестиции вызывают социальное воздействие, в таких ситуациях, как социальные условия, субсидируемые пожертвования или заранее определенный масштаб воздействия, люди могут действовать иррационально. Мы ценим хорошее самочувствие и свою репутацию, что приводит к тому, что мы придаем неверное значение реальным социальным результатам. У нас есть эгоистичная мотивация быть добрыми к другим, тем самым принося пользу самим себе.
Наука о поведении, демократизация
Каждый день мы принимаем 35 000 решений, часто в условиях, не способствующих принятию обоснованных решений.
В TDL мы работаем с организациями государственного и частного секторов — от новых стартапов до правительств и авторитетных игроков, таких как Фонд Гейтса, — чтобы устранить предвзятость при принятии решений и добиться лучших результатов для всех.
Подробнее о наших услугах
Применение на рынке социальных товаров
Сосредоточив внимание на рынке социальных товаров, где товары, доступные для покупки, приносят определенную социальную пользу, например, посредством пожертвования прибыли (7), мы может исследовать ценное понятие личного интереса. Мы видим, что иногда, чтобы принести пользу другим, на самом деле было бы хорошо быть эгоистичным.
Устранение внутренней мотивации действовать в интересах других может увеличить покупку социальных продуктов и, следовательно, социальную поддержку. Хотя покупателю может быть интересно узнать, что два дерева были сохранены благодаря тому, что он купил кофе альянса тропических лесов, что может быть более эффективным стимулом к покупке, так это убедиться, что он чувствует, что он изменил ситуацию — что он лично решил сделать что-то великое и чтобы другие были впечатлены тем, что они сделали. Для клиентов, которые все равно собирались совершить покупку, это дополнительное преимущество, даже не пошевелив пальцем.
Представьте себе, что вы заходите в магазин, чтобы купить новый телефон, и уходите не только со своим новым портативным устройством, но и без дополнительных затрат, со знанием того, что вы внесли свой вклад в строительство колодца в бедной стране, восхищением вашим друзья и коллеги, одобрение от незнакомцев, которые комментируют марку вашего телефона, рекламируя связанное с этим пожертвование, и, каждый месяц, получение электронного письма с благодарностью за вашу покупку. Дополнительные преимущества без дополнительных затрат. Почему бы не быть эгоистом?
Учитывая, что многие товары для личного потребления теперь связаны с социальными благами, этот подход имеет значительный потенциал для увеличения поддержки благотворительных и социальных инициатив. В этой среде мы можем сделать больше для общества, думая о себе и максимизируя то, что мы получаем от покупки: компонент хорошего самочувствия, а также продукт. Заключение помогите нам поощрять лучшие социальные результаты.
Поощряйте думать о своем выборе, который имеет влияние на общество. Будьте эгоистичны и максимизируйте ценность, которую вы получаете! В конце концов, это может быть лучше для всех нас.
Ссылки
1. Андреони, Дж. 1989 Предоставление с нечистым альтруизмом: Приложения к благотворительности и рикардианской эквивалентности. Журнал политической экономики, 97 (6), стр. 1447-1458.
2. Ариэли, Д., Браха, А. и Мейер, С. 2007 Делать добро или делать хорошо? Имиджевая мотивация и денежные стимулы в просоциальном поведении. Дискуссионный документ, Институт изучения труда (IZA), 2968.
3. Крамплер, Х. и Гроссман, П. 2008 г. Экспериментальный тест создания теплого свечения. Журнал общественной экономики, 92 (5-6), стр. 1011-1021.
4. Феддерсен, Т. и Сандрони, А. 2009 Основы теории теплого свечения. Рабочий документ.
5. Harbaugh, W. 1997 Что покупают пожертвования? Модель благотворительности, основанная на престиже и теплоте. Журнал общественной экономики, 67, стр. 269-284.
6. Hsee, C. & Rottenstreich, Y. 2004 Музыка, панды и грабители: об аффективной психологии ценности. Журнал экспериментальной психологии, 133(1), стр. 23-30.
7. Смолл, Д., Лёвенштейн, Г. и Слович, П. 2007 Сочувствие и черствость: влияние совещательного мышления на пожертвования идентифицируемым и статистическим жертвам. Science Direct, 102, стр. 143-153.
Об авторе
Джессика Экстон
Университет Амстердама
Джессика Экстон — ученый-бихевиорист с опытом межотраслевого управленческого консультирования.