Формирующий эксперимент «РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 11 города Шебекино
Белгородской области»
Формирующий эксперимент:
«Реализация педагогических условий по развитию музыкальных способностей у старших дошкольников»
Участники эксперимента: дети младшей группы , педагоги, родители..
Воспитатель:
Курылкина
Наталья Михайловна
— 2016 —
Формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении, сочинении. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности. Все занятия формирующего эксперимента заимствованы у Михайловой М.А.
Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор одинаковых групп методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки, приучения, индивидуального подхода к детям.
Также данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность.
В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению.
При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность при сочинении.
Экспериментальная работа осуществлялась на всех занятиях на материале детского музыкального фольклора.
Применялись все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая, танцевально-пластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании.
Использовался доминантный вид занятия музыкального, на котором ведущей формой проведения была игровая.
Система работы включала в себя 2 этапа.
1 этап – развивающий (занятия 1-10) был направлен на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны певческих навыков.
Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.
2 этап – репродуктивно-творческий (занятия 11-14). Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
На основе данной технологии была составлена программа развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Программа развития музыкальных способностей оформлена в таблицу с выделением целей каждого занятия, которые носили более сложный и насыщенный характер, что явилось результатом динамического нарастания сложности разработанной нами программы.
Таблица 2,3
Программа развития музыкальных способностей
дошкольников средствами музыкального фольклора
Этапы
№ занятия
Цели
Содержание работы
I. Развивающий
1.
Развитие слухового внимания, зна-комство с инструментом фортепиа-
но, развитие умения различать зву-ки по высоте.
Музыкальная сказка «Про Нину, кошку и пианино».
2.
1.Умение различать звуки высокого, среднего и низкого регистров;
2.Развитие чувства ритма, знакомст- во с музыкальными инструментами;
3.Развитие музыкальной памяти, снятие с голоса песенок р.н. «Зайчик», «Сорока».
1.Муз.игра «Уга-дай,чей голосок?»
2.Муз.игра «Прогулка»
3.Р.н.п. «Сорока»,
«Зайчик».
3.
1.Развитие звуковысотных представ-
лений, чистота интонирования звука разных ступеней.
2.Развитие чувства ритма;
3. Развитие муз. памяти, снятие с голоса простейшей попевки.
1.Муз.игра «Бубенчики».
2.Муз. игра «К нам гости пришли».
3.Р.Н.П.»Солныш-
ко».
4.
1.Развитие звуковысотного слуха; слухового внимания; образного вос-приятия мелодической линии.
2.Развитие чувства ритма; умение соотнести характер музыки с изоб-
ражением на рисунке; знакомство с жанром колыбельной песни и плясовой русской народной.
3.Развитие певческих навыков.
1.Муз. игра «Кузнечик»
2.»Зайцы» муз. игра-загадка («Ко-лыбельная» р.н.п.,
«Ах, вы сени» пля-совая р.н.)
3.»Дождик» р.н.п.
5.
1.Умение различать поступенное движение вверх и вниз мелодии; умение сопровождать движение ме-лодии движениями руки;тренировка слухового внимания.
2.Развитие чувства ритма.
3.Работа над певческими навыками.
1.Муз. игра «Лесенка-чедесен-ка».
2.Муз. игра «Научи матрешек танцевать».
3.»Я на горку шла» р.н.п.
6.
Развитие чувства ритма, слухового внимания, развитие певческого голоса, чистое интонирование мело-дии, соотношение ритма с изобра-жаемой схемой.
Муз. игра
«Тень-тень».
7.
Дать понятие музыкального тембра, тренировка слухового внимания.
«Кошка Мурка и музыкальные игрушки» -игра муз.
8.
1.Развитие тембрового слуха, закреп
ление развития чувства ритма, знакомство с новыми муз. инструм.
2.Развитие активного внимания.
1. «Определи инст-румент» муз. игра-загадка.
2.»Слушай хлоп – ки» муз.игра.
9.
1.Развитие тембрового слуха, навы-ка снятия с голоса попевки.
2.Развитие активного внимания, муз. движения, творческого воображения
интереса к творческому заданию.
1.Муз.игра-загад-ка»Узнай, чей голо
сок?».
2.Муз. игра-загад-ка «Чья очередь?»
10.
1.Развитие умения понимать содер-жание музыки, интереса к народной музыке, закрепить навыки слухового внимания.
2.Снятие с голоса и правильное интонирование народной песни.
1.»Петя-пастушок» муз. рассказ.
2. «Пастушок» , «Кукушка», «Коровушка» – р.н.п.
II. Репродуктивно – творческий
11.
1. Знакомство с навыками импрови-зации.
2.Развитие воображения и творчест-ва в движении, соотношение харак-тера движений и звучаний музыки, формирование поисковых действий при выборе выразительных средств передачи замысла своего движения; умение подбирать различные вариан
ты движ. в передаче конкретного образа.
1.Игровые задания для развития импровизации в песенном творчестве.
2. Муз. игра «Отгадай, кто мы?»
12.
1.Работа над пластической вырази-тельностью, дикцией, мимикой, артистизмом.
2.Овладение навыками сочинения на заданный текст, передача образа и характера сочинения.
3.Развитие воображения, внимание, быстроты реакции.
1.Игра «Радуга появилась».
2.»Плясовая «-р.н.
3.»Попробуй уга-дай», «А я по лугу»
«Русская пляска», «Как на тоненький ледок», «Ах, вы сени» – р. н.п.
13.
1.Развитие чувства ритма и творчес-ких способностей с помощью шумовых муз. инструментов.
2. Развитие речевой интонационной выразительности в пении, деклама-ция стихов, фраз; развитие артистизма.
1.»Заинька, серень
кий»- муз.игра.
2. «Сказочное зак-линание»-игра.
14.
Развитие творческих способностей, сочинение песни на заданный текст, импровизация ритма и мелодичес-кой линии песни.
Сочини песню на текст, используя стишки-попевки – «Весна», «Осень», «Марш» – (Шиблицкая), «Колыбельная» – (Френкель).
Все занятия формирующего эксперимента заимствованы у Михайловой М.А.
СКАЗКА
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась Нина и спать пошла. Уснула Нина и приснился ей удивительный сон.
Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.
Нине она говорит.
Но тут кошка на клавиши — прыг!
И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо случилось –
Кошка вдруг говорить научилась:
«Мяу, все тебе расскажу
Хочешь, секрет покажу.»
Нине она говорит.
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдет —
Низким голосом пианино поет,
А если повернет правее —
Звуки все выше, нежнее.
В пианино как заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,
А чем толще, длиннее струна
Тем ниже звучит она.
У пчелы полно хлопот.
Добывать ей надо мед.
Над цветком пчела кружит,
Про дела свои жужжит:
“Жу – жу – жу, жу – жу – жу”
Детям предлагается послушать песню, высказаться о ее характере. Взрослый должен спеть звукоподражание, используя различные варианты, а затем дать ребенку задание нарисовать пчелку и придумать свою “песенку пчелы” на слоги “жу – жу – жу”
СКАЗОЧНОЕ ЗАКЛИНАНИЕ
Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура, замри! Поиграйте с ребенком в игру. Пусть он представит, что эти слова — сказочное заклинание. Необходимо произнести его на разные лады, то громким и страшным голосом, как злодей, то печально и жалобно, как козленочек в сказке «Сестрица Аленушка», то пропищать тоненько, как мышонок. То есть использовать разные интонации. Произнести можно завывающим, стонущим, хохочущим, рыдающим голосами. Можно покартавить, сказать в нос. Очень интересное сочетание дает чередование говорения и пропевания. Определите, от имени какого персонажа сказочное заклинание звучало выразительнее и интереснее.
ПРОГУЛКА.
Игра развивает чувство ритма.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход ИГРЫ. Дети рассаживаются вокруг взрослого.
«Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», — взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, — продолжает взрослый. — Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», — взрослый вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок», — ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», — взрослый постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята, побежали домой», — быстро и ритмично ударяет молоточком.
ПРИМЕЧАНИЕ. Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки или другие ударные инструменты (металлофон, ксилофон и др.).
ФОРМИРУЮЩИЙ — Что такое ФОРМИРУЮЩИЙ?
Слово состоит из 11 букв: первая ф, вторая о, третья р, четвёртая м, пятая и, шестая р, седьмая у, восьмая ю, девятая щ, десятая и, последняя й,
Слово формирующий английскими буквами(транслитом) — formiryshchii
- Буква ф встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ф
- Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
- Буква р встречается 2 раза. Слова с 2 буквами р
- Буква м встречается 1 раз. Слова с 1 буквой м
- Буква и встречается 2 раза. Слова с 2 буквами и
- Буква у встречается 1 раз. Слова с 1 буквой у
- Буква ю встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ю
- Буква щ встречается 1 раз. Слова с 1 буквой щ
- Буква й встречается 1 раз. Слова с 1 буквой й
Значения слова формирующий. Что такое формирующий?
Формирующий привыкание
Формирующий привыкание [habit-forming] — Буквально — обладающий характеристиками, которые способствуют привычному или регулярному употреблению. Термин означает также употребление психоактивного средства таким образом…
Термины по алкогольной и наркотической зависимости
Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент [лат. formare — придавать форму, вид] — особый метод психологического исследования, состоящий в том, что исследователь определенным образом строит обучение (воспитание) испытуемого с целью получить заданное изменение его…
Психология развития: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского. — 2005
ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ (эксперимент психолого-педагогический; эксперимент обучающий; воспитывающий; преобразующий; развивающий) — применяемый в психологии возрастной и педагогической метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного…
Головин С. Словарь практического психолога
ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ – один из основных видов эксперимента, состоящий в целенаправленном воздействии на определенные характеристики конфликта для их изменения в нужном направлении.
Словарь конфликтолога. — 2009
Примеры употребления слова формирующий
- Слова из слова «формирующий»
- Слова на букву «ф»
- Слова, начинающиеся на «фо»
- Слова c буквой «й» на конце
- Слова c «ий» на конце
- Слова, начинающиеся на «фор»
- Слова, начинающиеся на «форм»
- Слова, оканчивающиеся на «щий»
- Слова, заканчивающиеся на «ющий»
- формировщик
- формируемый
- формирующийся
- формирующий
- формовавший
- формовальный
- формование
Что формирует поведение?
Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Что формирует поведение?», в Psychestudy , 17 ноября 2017 г., https://www.psychestudy.com/behavioral/learning-memory/operant-conditioning/what -формирует-поведение.
Процесс формирования поведения, которое не изучено и не выполняется индивидуумом в настоящее время, называется формированием. Формирование также можно определить как процедуру, включающую подкрепление поведения, которое ближе к целевому поведению, также известное как последовательное приближение. Эта концепция была впервые разработана и использована Б. Ф. Скиннером, который известен своими теориями, включающими обучение поведению посредством подкрепления.
Теория предполагает подкрепление поведения, которое все ближе и ближе приближается к желательному или целевому поведению. Процесс формирования жизненно важен, потому что не всегда организм может спонтанно демонстрировать точное целевое поведение. Однако, подкрепляя поведение, которое все ближе и ближе к желаемому поведению, можно научить/обучить требуемому поведению. Например, , обучение собак новым трюкам, обучение ребенка ходьбе и тому подобное. Пошаговая процедура поощрения различных моделей поведения до тех пор, пока не будет достигнуто окончательное поведение, называется 9. 0009 Последовательные приближения.
Как работает формирование поведения?
Формирование поведения на самом деле не самый простой процесс, хотя и не сложный. Один из первых экспериментов , проведенных Б. Ф. Скиннером по формированию, включал обучение голубей игре в боулинг, где голубей постепенно учили подбрасывать мяч клювом вниз по переулку к кеглям. Еще одним ярким примером формирования, проведенным Скиннером, является его эксперимент на крысах.
В своем эксперименте, где он научил крысу нажимать на рычаг для еды, это не было внезапным спонтанным поведением, которое крыса совершала по наитию. Целевое поведение крысы заключалось в том, чтобы нажать на рычаг, и в этом случае ее вознаграждали едой. Но, разумеется, крыса не собиралась самопроизвольно нажимать на рычаг. Таким образом, изначально тренер вознаграждал даже за грубое приближение к целевому поведению. Например, , даже один шаг, сделанный в правильном направлении, был усилен. Затем подкреплялся еще один шаг, и точно так же Скиннер вознаграждал крысу за то, что она встала на задние лапы, затем поощрялось даже малейшее прикосновение к рычагу, пока крыса, наконец, не нажала на рычаг.
Важнейшим аспектом этой процедуры является вознаграждение только за новое поведение, которое ближе всего к целевому поведению. Например, , в эксперименте с крысой, как только крыса коснулась рычага, она не получила вознаграждения за то, что встала на задние лапы. И когда целевое поведение достигнуто, последовательные приближения, ведущие к целевому поведению, больше не вознаграждаются. Таким образом, при формировании используются принципы оперантного обусловливания , чтобы научить субъекта обучаться поведению, подкрепляя правильное поведение и препятствуя нежелательному поведению.
Этапы процесса Формирования
- Для начала поощряйте любое поведение, которое даже отдаленно близко к желаемому, целевому поведению.
- Следующий шаг, подкрепите поведение, которое ближе к целевому поведению. Также не следует подкреплять предыдущее поведение.
- Продолжайте подкреплять реакции/поведения, которые еще больше напоминают целевое поведение. Продолжайте укреплять последовательные приближения, пока не будет достигнуто целевое поведение.
- Как только целевое поведение достигнуто, подкрепляйте только конечную реакцию.
Приложения
Формирование также можно определить как парадигму обусловливания, используемую в основном в экспериментальном анализе поведения. Метод подкрепления последовательных приближений для обучения поведению оказался эффективным как у людей, так и у животных. Таким образом, он широко используется, когда дело доходит до обучения и обучения новому поведению.
Пример 1: Обучение собак выполнению словесных команд является одним из простых для понимания примеров формирования. Очевидно, что щенки не смогут выполнять целевое поведение автоматически.
Формирование также используется в обучении людей. Последовательное поощрение поведения ребенка для формирования любого конкретного поведения является очень эффективным.
Пример 2: Допустим, учитель пытается научить Джонни говорить перед всем классом. Учитывая, что Джонни застенчивый ребенок, он не сможет сразу произнести речь. Таким образом, вместо того, чтобы обещать Джонни какое-то вознаграждение за выступление, следует вознаграждать поведение, которое приближается к этому. Например, дать ему награду, когда он стоит перед классом. Затем, когда он идет перед классом и здоровается. Затем, когда он может прочитать отрывок из книги. И, наконец, когда он сможет произнести речь. Все дело в том, чтобы награды были последовательными, и невозможно сохранить награды с предыдущими ответами. Таким образом можно формировать поведение.
Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Что формирует поведение?», в Psychestudy , 17 ноября 2017 г., https://www.psychestudy.com/behavioral/learning-memory/operant-conditioning/what -формирует-поведение.
Формирование, объединение в цепочки и анализ задач на примере из повседневной жизни
Формирование, объединение в цепочки и анализ задач — это концепции, определенные в бихевиористской науке или литературе по поведенческой психологии. Они обычно используются в службах прикладного анализа поведения.
Эти понятия также можно использовать и наблюдать в повседневной жизни.
Формирование относится к процессу все более и более близкого приближения к конечной цели или навыку. Формирование может быть достигнуто путем определения конечного целевого поведения, а затем предоставления подкрепления для поведения, которое все ближе и ближе к этой цели, начиная с того, где учащийся находится в настоящий момент.
Примером формирования является процесс, когда ребенок учится ходить. Они усилены для ползания, затем стояния, затем одного шага, затем нескольких шагов и, наконец, ходьбы. Поощрение обычно выражается в похвале и внимании со стороны родителей ребенка.
Другой пример — обучение ребенка чистке зубов. Формирование присутствует, когда ребенка поощряют за то, что он все лучше и лучше чистит зубы. Сначала они могут получить похвалу (и опыт того, что рот стал чище) за то, что они быстро почистили рот щеткой. Затем их родитель может начать ожидать от них большего и хвалить только тогда, когда ребенок прилагает больше усилий для чистки большей поверхности своих зубов. Ребенок может даже начать пользоваться зубной нитью и жидкостью для полоскания рта, что может быть частью конечной цели самостоятельного завершения процедуры чистки зубов.
Объединение в цепочку относится к концепции соединения нескольких вариантов поведения, образующих одно «более крупное» поведение. Отдельные поведения связаны друг с другом как цепь и формируют одно поведение в целом.
Цепочка может быть выполнена несколькими способами.
Прямая цепочка — это когда каждому поведению в цепочке обучают в его логическом порядке, и каждое поведение подкрепляется. Человек поощряется за точное выполнение одного шага до достижения мастерства. Затем добавляется следующий шаг, и учащийся поощряется за выполнение этого шага до достижения мастерства. Цепочка продолжается до тех пор, пока не будет усвоено все поведение.
Обратная цепочка — это когда учитель (или родитель) помогает учащемуся выполнить все задания до последнего задания в цепочке. Учащийся поощряется за самостоятельное выполнение последнего задания. Затем ожидается, что учащийся завершит последние две части цепочки и получит подкрепление, если сделает это точно. Дополнительные части цепочки добавляются и усиливаются до тех пор, пока вся цепочка не будет освоена.
В процессе формирования цепочки анализ задач используется для определения отдельных действий или отдельных шагов более крупного поведения.
Хотя чистка зубов была приведена в качестве примера формирования, ее также можно рассматривать через призму цепочки и анализа задач. Когда учащемуся нужно не только научиться улучшать общее качество чистки зубов, может потребоваться анализ задач с использованием стратегий цепочки.
Если ребенок пропускает шаг, например, не кладет зубную щетку на зубную щетку должным образом или не кладет зубную щетку или зубную пасту на место, определение этих шагов с помощью анализа задачи может быть полезным.
Анализ задачи может быть настолько подробным, насколько это необходимо, чтобы помочь человеку учиться. Некоторым людям требуется более подробный анализ задачи, такой как разбиение навыка на очень маленькие шаги.
Родитель, который использует анализ задач, чтобы научить своего ребенка всему процессу чистки зубов, может показать своему ребенку, как открывать и закрывать зубную щетку. Они могут показать ребенку, как чистить каждую область рта. И так далее. С другой стороны, учащийся, который более опытен в чистке зубов, может не нуждаться в этих подробных инструкциях.